Лепбуки развития речи для ребенка 5 лет
В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие. Развитие речи осуществляется во всех видах детской деятельности, в разных формах. Одной из таких форм являются занятия с лэпбуком.
Что такое лэпбук по развитию речи для дошкольников
Лэпбук по развитию речи в подготовительной группе — это современное пособие для обучения детей в виде интерактивной папки. С его помощью можно проводить как индивидуальную работу, так и подгрупповые занятия. Современный подход к организации работы по развитию речи позволяет заинтересовать малышей, которые посещают детский сад в возрасте от 3 до 6 лет. Таким образом, работа воспитателя становится более продуктивной.
Обратите внимание! Создание лэпбука помогает закрепить и систематизировать изученный материал, а рассматривание папки позволяет освежить в памяти пройденный материал. Как правило, lapbook можно использовать как индивидуально, так и на групповом занятии.
Лэпбук «Речевичок» состоит из следующих разделов:
- «Слоговая ромашка» для обучения составлению слогов;
- сюжетные картинки для составления рассказов;
- загадки;
- штриховки для подготовки руки к письму;
- картотека антонимов;
- ребусы;
- чистоговорки;
- игра «Звуковые дорожки» для развития звукопроизношения ;
- скороговорки;
- стихи про буквы;
- игра «Составь букву из палочек»;
- игра «Составь слоги и слова»;
- игра на развитие воздушной струи «Сдуй бабочку с цветка».
Как влияет лэпбук на развитие речи
Как утверждают специалисты, лепбук оказывает благоприятное влияние на развитие речи для детей в дошкольном возрасте. Дети в старшей и младшей группе начинают правильно выговаривать слова. Происходит дифференциация звуков. Далее педагог предлагает рассмотреть различные иллюстрации, сюжетные картины, которые служат для составления рассказов.
Важно! Выполняя задания, педагог делает вместе с детьми гимнастику. Правильное дыхание играет важную роль для развития речи. Легкие движения способствуют развитию зрительного восприятия, внимания, памяти, самоконтроля.
Готовые шаблоны для распечатывания
Каждый желающий может совершенно бесплатно скачать готовые шаблоны, переходя по данной ссылке . Например, можно скачать развивающие задания на тему «Весна». В них представлена следующая тематика:
- «Какие плоды растут весной»? — карточки для изучения сезонных растений.
- Кармашек с загадками на тему весны.
- «Выращиваем растение» — проводим наблюдения за ростом растения, занося результаты в таблицу.
- «Календарь погоды» — дети ведут дневник погоды.
- Шаблон «Весенний цветник» — ребята изучают весенние цветы.
- «Кто из чего?» — предоставляются карточки с животными.
- «Весенний букварь» — книжка-гармошка для творчества.
- Блокнотик «Приметы весны» — малыши изучают весенние явления.
- Мини-книжка «Поэты о весне» — учат наизусть стихотворения на тему весны.
- Сказка по картине А.К. Саврасова «Грачи прилетели».
Как сделать лэпбук своими руками в детском саду по развитию речи
Лэпбук можно сделать своими руками при помощи соответствующих предметов.
Дидактическая игра «Составь рассказ по картинке»
Цель: расширять и активизировать словарный запас детей; формировать умение при общении использовать прилагательные, глаголы, наречия, предлоги; поощрять словотворчество.
«Расскажи сказку» (используя мнемотаблицу)
Цель: формировать интерес к литературному жанру — сказке, умение рассказывать сказку с порой на символы, развивать память, мышление, внимание, творческую активность, речевые навыки.
Дидактическая игра «Найди звук»
Цель: развивать слуховое восприятие, артикуляционный аппарат, фонематический слух.
Обратите внимание! Формировать умение различать на слух и называть слова, имеющие в слове определенный звук.
Дидактическая игра «Составь букву» (по типу «Разрезные картинки»).
Цель: развивать мелкую моторику, внимание, память.
Пальчиковая гимнастика (комплексы).
Цель: развивать коммуникативные навыки; формировать правильное звукопроизношение; умение чисто говорить; развивать мелкую моторику, координацию движений, память, внимание; умение согласовывать движения с речью.
Дидактическая игра «Придумай слово».
Цель: развивать умение придумывать слова с буквами в начале, середине, конце слова, фонематический слух, слуховое восприятие.
Дидактическая игра «От буквы к слогу».
Цель:развивать умение составлять слоги. Как вариант предложить детям добавить буквы для образования слова (ХО — хор).
Чистоговорки
Цель: воспитывать звуковую культуру речи, развивать правильное звукопроизношение.
На просторах интернета представлены тематические интерактивные папки на экологические темы, касающиеся природы. Например, как очистить планету от мусора или водоемы. Скачивая лэпбук на тему «Берегите природу», там будет указано что можно и нельзя делать на природе.
Обратите внимание! Дети могут выучить экологические пословицы.
Лэпбук для средней группы по развитию речи
Lapbook для средней группы по развитию речи является отличным помощником для воспитателей. При помощи данного материала ребята научаться правильно произносить слова, говорить медленно и четко, внимательно рассматривать иллюстрации, составлять сложные предложения и обогащать словарный запас. Кроме этого, происходит формирование фантазии и воображения.
Как правило, lapbook включает следующие рубрики:
- Стихотворения, которые помогают обрабатывать звуки.
- Загадки.
Основной целью является развитие способности отгадывать загадки.
Важно! Благодаря скороговоркам у ребенка формируется правильное произношение, улучшается дикция. Таким образом, можно быстро и четко проговаривать труднопроизносимые слова.
Чистоговорки формируют и совершенствуют фонематический слух и лексико-грамматические категории.
Рассматривается игра «Что для чего» (Найди пару). В ходе действий ребята сопоставляют отдельные предметы. Происходит выделение базовых вещей. Данная игра направлена на развитие внимания, мышления, памяти.
Лэпбук по развитию речи для старшей и подготовительной групп
Лэпбук «Ручеек — речевичок»
Данный лэпбук используется по развитию речи в средней группе по методу ФГОС подготовлен воспитателями.
Обратите внимание! Основная задача — это формирование речевой деятельности, совершенствование слухового восприятия.
Применение: на занятии «Развитие речи», «Обучение грамоте» в индивидуальной работе с ребенком и подгруппой детей.
Содержание: 7 дидактических игр по развитию речи.
«Составьте предложения по картинке»
Цель: активизация словаря, учить детей определять количество и порядок слов в предложении.
«Расскажи сказку»
Цель: развитие связной речи, умение составлять рассказ по схеме (мнемотаблицы).
«Один, много»
Цель: Согласование существительных с числительными (1,2,5 и т.д).
«Назови слова по первым буквам»
Цель: совершенствовать фонематический слух, звуковое восприятие.
«Найди слова на заданную букву»
Цель: развивать умение детей определять последовательность и место звуков в словах, производить звуковой анализ слов, развивать фонематический слух.
«Рассказы с картинками»
Цель: совершенствовать умение детей читать рассказы по картинкам с последовательно развивающимися событиями.
«Раскраски»
Цель: учить детей с интересом рассматривать рисунки, выполнять самостоятельно задания, развивать воображение и творческие способности детей.
Творческие задания, разрезной материал, наклейки, загадки в папке
Каждый дошкольник может самостоятельно оформить папку. Для этого необходимо воспользоваться ножницами, цветными карандашами, фломастерами, разноцветными ручками. В этом деле также пригодится детская безграничная фантазия.
Обратите внимание! Замысел изготовления лэпбука заключается в том, чтобы с ним можно играть долгое время.
Такой подход к образованию нравится детям намного больше.
Изначально нужно вырезать карманы и наклеить на разметки. Их можно раскрасить при помощи наклеек. Далее придется шкалу достижений наклеить на боковую часть папки. Карточки следует разложить с заданиями в приклеенные к основе кармашки, при этом раскрашивая lapbook, а потом украшая его наклейками.
Логопедические скороговорки на цветных карточках
Логопед проводит мастер класс и предлагает изучить развивающиеся карточки со скороговорками. В ходе изучения скороговорок происходит раскрашивание картинок цветными карандашами. Проговаривая скороговорки ребенок учится правильно произносить трудные звуки и слова.
Обратите внимание! Этот сложный урок можно превратить в увлекательную игру. Вот почему логопеды рекомендуют родителям и воспитателям покупать развивающий набор игровых карточек.
Создание лэпбука поможет закрепить и систематизировать изученный материал, а рассматривание папки в дальнейшем позволит быстро освежить в памяти пройденные темы.
Источник
Альбина Тумашеева
Лэпбук «Развиваем речь» для детей 5–7 лет
Пребывание детей в детском саду должно доставлять им радость, а образовательные ситуации должны быть увлекательными. Обучение детей дошкольного возраста наиболее эффективно тогда, когда они заняты значимым и интересным делом. Хорошо организованный и систематизированный материал облегчает процесс усвоения новой информации и стимулирует детскую познавательную активность. Поэтому воспитатель должен хорошо продумывать организацию образовательного процесса. Творчески подходить к своей работе, постоянно придумывая новые и интересные занятия для детей.
Лэпбук – является одним из средств обучения детей, а точнее, способом организации учебного материала. Он помогает вовлечь детей в учебную деятельность, лучше понять и запомнить материал. Это отличный способ для расширения знаний детей и закрепления пройденного материала. Самое главное, дети могут самостоятельно открыть лэпбук в любое удобное время и повторить пройденный материал в игровой форме.
Лэпбук «Развиваем речь» разработан мной для детей 5-7 лет
Как и все дидактические игры данный лэпбук «Развиваем речь«имеет свою цель: «Создать условия для свободного общения детей и взрослых конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими».
И направлен на решение задач области «Речевое развитие«:формирование связной грамматически правильной речи; формирование умения определять место звука в слове, умения составлять слова из слогов; обогащение активного словаря; развитие фонематического слуха; совершенствование речи, как средства общения.
Публикации по теме:
«Развиваем речь детей раннего возраста». Консультация для родителей
Ранний возраст (от рождения до 2-х лет) является наиболее важным в развитии речи детей. Многие исследования ученых доказали, что развитие.
Консультация для родителей «Развиваем речь ребенка. Игры для детей 3–4 лет»
1. игра «Какой, какая, какое» — снег (белый, пушистый, сыпучий, холодный, мокрый, скрипучий и т. д., — человек (вежливый, замечательный,.
«С пальчиками играем — речь развиваем». Конспект НОД для детей средней группы
Цель: развивать подвижность и силу пальцев рук, точность их движений. Закреплять умение согласовывать движения рук с текстом (через пальчиковую.
Конспект семинара-практикума для родителей «Развиваем пальчики — развиваем речь»
Уважаемые родители! Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о таком важном вопросе как развитие мелкой моторики рук ребёнка. Специалисты.
Конспект семинара-практикума «Развиваем речь детей»
Организационный момент – Распределение педагогов на 3 команды: каждый педагог берет одну картинку, определяет место звука [к] в ее названии.
Практический семинар для педагогов «Развиваем речь детей и взрослых»
Цель: повышение культуры речи как компонента профессиональной компетентности воспитателя ДОУ. Задачи: — уточнить и закрепить знания воспитателями.
Развиваем речь детей.
В игры играем — речь развиваем. Хочу предложить несколько игр и игровых упражнений, для речевого развития вашего ребенка. Играть в эти игры.
Развиваем речь-развиваем интеллект (для детей старшегo дoшкoльнoгo вoзраста)
Сила рoднoгo языка как фактoра, развивающегo интеллект вoспитывающегo эмoции и вoлю, заключена в егo прирoде — в свoйстве служить средствoм.
Консультация «Развиваем речь детей»
Учите своего малыша говорить. Учась говорить, он учится думать. И говорить он должен правильно. Но у некоторых это выходит естественно,.
«Развиваем пальчики — развиваем речь». Консультация для родителей
«Развиваем пальчики – развиваем речь». Ученые – нейробиологи и психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития.
Источник
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №4 ГОРОДА КРЫМСК
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КРЫМСКИЙ РАЙОН
Лэпбук по развитию речи
«Волшебная страна»
Методические рекомендации
к учебно-дидактическому пособию
Выполнила:
Редькина Елена Дмитриевна
Воспитатель
Крымск
2019
Содержание
Аннотация………………………………………………………..2
Актуальность……………………………………………………..3
Методические рекомендации для педагогов при работе с лэпбукомпоразвитии речи «Волшебная страна»……………………………5
Структура пособия………………………………………………7
Заключение………………………………………………………9
Литература……………………………………………………….10
Приложение………………………………………………………11
Аннотация
Лэпбук по развитию речи «Волшебная страна»-это учебно-дидактическое пособи, которое знакомит детей со словами-антонимами, формирует представления о притяжательных и относительных прилагательных, способах их образования, обогащает словарь словами-признакми. Также учит применять в речи слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, правильному употреблению в речи предлогов. Умение образовывать глаголы с –тся, -ться. Определять единственное и множественное число предметов.
Пособие предназначено для воспитателей, дошкольных образовательных учреждений, а также родителей воспитанников. Компактность, простота и мобильность использования лэпбука позволяет играть с ребенком за столом, в дороге, в домашних условиях. Целевая аудитория: дети 5-7 лет.
Актуальность
Игра- один из важнейших видов деятельности ребенка, его самовыражения, способ его совершенствования.
Игра является основным видом активности дошкольников, в процессе которой развиваются внимание, память, воображение, усваивается социальный опыт, закрепляются знания детей. Поэтому важнейшей задачей является создание условий, необходимых для более широкого внедрениях дидактических игр в образовательный процесс детей в дошкольных учреждениях.
Известно, что своевременное овладение правильной речью имеет важное значение для формирования полноценной личности ребенка, успешного обучения в школе и дальнейшей полноценной жизни.
Современные педагоги в связи с внедрением ФГОС дошкольного образования ищут новые подходы для, идеи, технологии для того, чтобы соответствовать требованиям, предъявляемым к образованию и воспитанию дошкольников.
Одним из таких средств обучения дошкольников является лэпбук. Это книжка-раскладушка или самодельная бумажная папка с множеством разнообразных деталей, кармашками разных форм, мини-книжками, книжками-гармошками, конвертами, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему желанию и за один прием просмотреть все ее содержимое. Однако несмотря на кажущуюся простоту, в ней содержатся все необходимые материалы, которые объеденены одной темой.
Лэпбук- это современное доступное средство обучения, способствующее взаимодействию всех участников образовательного процесса.
Лэпбук отвечает требованиям ФГОС дошкольного образования развивающейся предметно-пространственной среде:
- информативен: в одной папке можно разместить достаточно много информации на определенную тематику, а не подбирать различный дидактический материал;
- полифункционален: способствует развитию творчества, воображения (есть возможность использовать его как с подгруппой детей, так и индивидуально);
- обладает дидактическими свойствами, является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;
- вариативен: существует несколько способов использования каждой его части;
- его структура и содержание доступны детям дошкольного возраста, обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.
Использование таких ярких, красочных пособий позволяет решать сразу несколько задач:
- повысить познавательную активность и работоспособность детей;
- активизировать процессы восприятия, внимания, памяти;
- плавно регулировать поведенческие трудности детей, постепенно приучая их подчиняться правилам игры;
- увеличить объем коррекционного воздействия.
Работа с лэпбуком отвечает основным направлениям партнерской деятельности взрослого с детьми: включенность педагога наравне с детьми, отображает добровольное присоединение детей к деятельности.
Методические рекомендации для педагогов при работе с лэпбуком
«Волшебная страна»
В соответствии с ФГОС ДО выделяются несколько направлений развития и образования детей. Если обратиться к адаптированной образовательной программе МБДОУ детский сад №4, то при реализации образовательной области «Речевое развитие» основной задачей становится коррекция речевых нарушений дошкольников.
Чтобы повысить интерес детей к занятиям по развитию речи, разработан лэпбук «Волшебная страна». Данное пособие предназначено для работы с детьми 5-7 лет и может быть использовано в разных вариантах:
- как наглядный материал для работы в процессе подгрупповой и индивидуальной коррекционной ООД;
- в ходе индивидуальной работы воспитателя с детьми по закреплению речевых задач ОД.
Цель: превратить любое занятие в увлекательное путешествие по исследованию особенностей речевого развития.
Задачи, реализуемые в процессе использования учебно-дидактического пособия «Лэпбук «Волшебная страна»:
- способствовать речевому развитию детей;
- расширить, обогатить и активизировать словарный запас детей;
- развивать навыки грамматически правильной речи детей, правильное употребление прилагательных, глаголов, предлогов;
- развивать сотрудничество между детьми и воспитателями детского сада.
В лэпбуке представлены игры и речевой материал по развитию речи. Лэпбук имеет обучающее, познавательное и воспитательное значение, т.к. развивает речь, память, мышление, мелкую моторику. Это интерактивная папка, информация в которой представлена в виде открывающихся домиков с вынимающимися карточками, с кармашками, дверками, которые ребенок может доставать , перекладывать, складывать по своему усмотрению.
Исходя из вышеизложенного, данное учебно-дидактическое пособие позволяет воспитателю творчески подойти к процессу развития речи у дошкольников.
Структура пособия
Дидактическое пособие «Волшебная страна» — настоящая книга-сокровищница, предназначенная для организации интересных познавательных занятий по развитию речи дошкольников. При оформлении лэпбука была использована презентация«Волшебная страна» Г.Ерибекян. Комплект карманов-домиков превратит любое занятие в увлекательное путешествие по исследованию особенностей речевого развития.
- В комплект входят 18 красочных картинок, которые можно собрать в удивительную познавательную книжку:
- Обложка с изображениями зверюшек — своеобразная подсказка о том, что ожидает детей, которые решили заглянуть в чудо-книжку;
- В карманах можно хранить карточки с дидактическими играми по развитию речи, предлагаемыми для данноголэпбука;
- Фоны предназначены для оригинального удобного оформления книжки;
В лэпбук входят 8 игр:
• Игра по развитию речи «Противоположности» (антонимы)(см. Приложение).Цель: ознакомить детей со словами-антонимами, научить находить изображения, отражающие противоположные свойства предметов и явлений;
• Игра «Чья? Чей? Чье? Чьи?» (см.Приложение).Цель: формировать у детей представления о притяжятельных прилагательных и правилах их применения в речи. Ход игры: Дети находят часть картинки и определяют, к какой картине данная часть относится, отвечая на вопросы «Чья? Чей? Чье? Чьи?»;
• Игра «Из чего приготовлено?» (см. Приложение).Цель: ознакомить детей с особенностями применения в речи относительных прилагательных и дать представление о способах их образования. Ход игры: Дети подбирают к изображениям продуктов карточки с изображением приготовленных из этих продуктов блюд: капуста — капустный пирог, морковь — морковный сок.
• Игра «Какой, какая?» (см. Приложение).Цель: обогащать словарь прилагательными, находить и называть признаки предметов. Ход игры: Дети называют животных, изображенных на картинках и выделяют признаки посредством описания животных, отвечая на вопросы «Какой, какая?»;
• Игра «Назови ласково» (см. Приложение). .Цель: учить применять в речи слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Ход игры: Дети назывют животное ласково: заяц — зайчонок, волк — волчонок;
• Игра «Где?» (см. Приложение). Цель: учить правильному употреблению в речи предлогов, определяя местоположение предметов. Ход игры: Дети составляют небольшие рассказы по картинке, используя предлоги в, на, за, под, перед, около, позади, впереди;
• Игра «Что делает?» (см. Приложение). Цель: научить детей образованию глаголов с -тся, -ться. Ход игры: Дети определяют по картинке схожие действия и называют глаголы, отвечая на вопрос, что делает ребенок на картинке?: причесывает — причесывается, катает- катается;
• Игра «Один, два, много» (см. Приложение). Цель: научить определять единственное и множественное число предметов, ознакомить с названиями цветов. Ход игры: Дети рассказывают, сколько цветов изображено на картинке: одна гвоздика, два тюльпана, много ромашек.
•Игра «Расскажи сказку» (см. Приложение). Цель: научить рассказывать сказку с опорой на мнемотаблицу. Ход игры: дети берут карточку и рассказывают сказку, соблюдая последовательность, которая отображена на карточке-схеме.
Заключение
Результатом использования учебно-дидактического пособия является развитие всех компонентов устной речи. При этом педагогам и родителям важно контролировать правильность выполнения заданий в дидактических играх.
Лэпбук привлекает интерес детей своим ярким внешним видом и является прекрасным способ подачи имеющийся информации в компактной форме.
Исходя из выше изложенного, можно сделать вывод о том, что работа с лэпбуком оказывает положительное воздействие на речевое развитие детей. Такая интерактивная папка позволяет:
- обогащать словарный запас детей;
- формировать грамматические категории;
- развивать связную речь;
- совершенствовать мелкую моторику;
- развивать желание выполнять совместное игровое задание.
Литература
1.Нищева Н.В. «Играйкасобирайка». Издательство: «Детство Пресс», Санкт-Петербург, 2010.
2. Микхиева Н.Ю., Мартин И.В. «Дидактические игры и упражнения для развития речи дошкольников». Издательство: «Детство Пресс», Санкт-Петербург, 2010.
3. ШвайкоГ.С. «Игры и игровые упражнения по развитию речи». Издательство: «Айрис дидактика», М., 2008.
4.Ладутько Л.К., Шкляр С.В. «Картотека дидактических игр и упражнений по развитию речи дошкольников». 2010.
5. Нищева Н.В. «Развитие связной речи дошкольного возраста». Издательство: «Детство Пресс», Санкт-Петербург, 2018.
Приложение
• Игра по развитию речи «Противоположности» (антонимы).Цель: ознакомить детей со словами-антонимами, научить находить изображения, отражающие противоположные свойства предметов и явлений;
• Игра «Чья? Чей? Чье? Чьи?» Цель: формировать у детей представления о притяжятельных прилагательных и правилах их применения в речи. Ход игры: Дети находят часть картинки и определяют, к какой картине данная часть относится, отвечая на вопросы «Чья? Чей? Чье? Чьи?»;
• Игра «Из чего приготовлено?» Цель: ознакомить детей с особенностями применения в речи относительных прилагательных и дать представление о способах их образования. Ход игры: Дети подбирают к изображениям продуктов карточки с изображением приготовленных из этих продуктов блюд: капуста — капустный пирог, морковь — морковный сок.
• Игра «Какой, какая?» Цель: обогащать словарь прилагательными, находить и называть признаки предметов. Ход игры: Дети называют животных, изображенных на картинках и выделяют признаки посредством описания животных, отвечая на вопросы «Какой, какая?»;
• Игра «Назови ласково» .Цель: учить применять в речи слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Ход игры: Дети назывют животное ласково: заяц — зайчонок, волк — волчонок;
• Игра «Где?» Цель: учить правильному употреблению в речи предлогов, определяя местоположение предметов. Ход игры: Дети составляют небольшие рассказы по картинке, используя предлоги в, на, за, под, перед, около, позади, впереди;
• Игра «Что делает?» Цель: научить детей образованию глаголов с -тся, -ться. Ход игры: Дети определяют по картинке схожие действия и называют глаголы, отвечая на вопрос, что делает ребенок на картинке?: причесывает — причесывается, катает- катается;
• Игра «Один, два, много». Цель: научить определять единственное и множественное число предметов, ознакомить с названиями цветов. Ход игры: Дети рассказывают, сколько цветов изображено на картинке: одна гвоздика, два тюльпана, много ромашек.
• Игра «Расскажи сказку». Цель: научить рассказывать сказку с опорой на мнемотаблицу. Ход игры: дети берут карточку и рассказывают сказку, соблюдая последовательность, которая отображена на карточке-схеме.
Источник