Леонтьев психического развитие ребенка дошкольного возраста
1.Стадии развития психики ребёнка.
2.Признаки ведущей деятельности на разных стадиях развития.
В ходе развития ребенка изменяется место, которое он занимает в системе человеческих отношений.
Дошкольное детство:
— овладение миром человеческих предметов (воспроизводятся человеческие действия с ними)
— зависимость от окружающих людей (ребенок должен считаться с требованиями, предъявляемыми окружающими людьми, т.к. эти требования определяют собой отношения с людьми)
Мир окружающих дошкольника людей как бы распадается на два круга:
1. Интимно близкие люди, отношения с которыми определяют отношения с остальным миром (родители или те, кто их заменяют)
2. Все другие люди, отношения к которым опосредованы для ребенка отношениями, устанавливающимися в первом круге.
Перевод в школу новый этап. Перестраивается система отношений; появляется общественная функция, роль ребенка. Интимные отношения ребенка теряют свою прежнюю определяющую роль, теперь они сами определяются широким кругом общения.
Школьник-подросток включается в доступные ему формы общественной жизни меняется место, которое он занимает в повседневной жизни окружающих его взрослых (в т.ч. семьи), в некоторых случаях он даже может быть наравне со взрослыми (по физической силе, знаниям и умениям).
Переход к старшему школьному возрасту рост критичности по отношению к требованиям, поступкам, личным качествам взрослых; рождение новых, впервые подлинно теоретических интересов.
Что непосредственно определяет развитие психики ребенка – это развитие внешней и внутренней деятельности ребенка (а ее развитие зависит от жизненных условий).
Одни виды деятельности на определенных этапах становятся ведущими. Признак перехода от одной стадии к другой – изменение ведущей деятельности.
Признаки ведущей деятельности:
1. Внутри неё возникают и дифференцируются другие виды деятельности.
2. В ней формируются или перестраиваются частные психические процессы.
3. От нее зависят основные психологические изменения ребенка в данном периоде.
Стадии развития психики ребенка характеризуются не только определенной ведущей деятельностью, но и определенной связью с возрастом детей. Ни содержание стадий, ни их последовательность во времени не являются чем-то раз и навсегда данным и неизменным, так как зависят от условий жизни.
Предметная деятельность игра учение труд
Кризисы связаны со сменой стадий. Однако неизбежны не кризисы, а переломы. Кризис – это свидетельство не свершившегося вовремя и в нужном направлении перелома (сдвига). Кризисов может и не быть, так как развитие ребенка управляемо воспитанием.
Деятельность – процесс, который, осуществляя то или иное отношение человека к миру, отвечает особой, соответствующей ему потребности (когда предмет совпадает с мотивом).
С деятельностью связаны эмоции и чувства – они всегда определяются предметом, течением и судьбой той деятельности, в состав которой они входят.
Действие – процесс, мотив которого не совпадает с предметом, а лежит с той деятельности, в которую данное действие включено. Предмет действия – сознаваемая непосредственная цель. Мотив деятельности может сдвигаться, переходить на предмет (цель действия); тогда действие превращается в деятельность.
Пример: ученик читал книгу с целью сдать экзамен. Однако в процессе ему становится интересно само содержание книги, и тогда чтение становится его деятельностью; целью становится именно содержание книги.
Основной закон процесса развития действия: в зависимости от того, в какую деятельность включено действие, оно получает ту или иную психологическую характеристику.
Осмысливание ребенком явлений действительности происходит в связи с его деятельностью (всякое сознательное действие формируется внутри сложившегося круга отношений).
Операция – способ выполнения действия (это необходимое содержание всякого действия). Одно и то же действие может осуществляться разными операциями, и наоборот. Операция определяется задачей, т.е. целью, данной в условиях, требующих определенного способа действия.
Сознательные операции: впервые формируются в качестве действия. Чтобы превратить действие в операцию, надо поставить ребенка перед такой новой целью, при которой данное действие станет способом выполнения другого действия.
Пример: спортивная стрельба. Сначала проверяешь каждое движение, а после все они «автоматизируются», перестают сознаваться (но в любой момент могут быть и осознаны).
Психофизиологические функции – физиологические функции, осуществляющие высшую форму жизни организма, опосредованную психическим отражением действительности. Сюда относятся сенсорные функции, мнемическая функция, тоническая и др.
Без них не может быть психической деятельности, но она к ним не сводится.
Изменения процессов психической деятельности ребенка происходят взаимосвязано.
В каждой деятельности ребенка объективно выражаются также и существующие общественные отношения. Развитие сознания ребенка находит свое выражение в изменении мотивации его деятельности.
Источник
А.Н.Леонтьев
К ТЕОРИИ РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ РЕБЕНКА1
Постараемся прежде всего представить себе картину тех изменений в целом, которые характеризуют психическое развитие ребенка в границах стадии.
Первое и самое общее положение, которое можно здесь выдвинуть, состоит в том, что наблюдаемые в границах каждой стадии изменения процессов психической жизни ребенка происходят не независимо одно от другого, а внутренне связаны друг с другом. Иначе говоря, они не представляют собой самостоятельных линий развития отдельных процессов (восприятия, памяти, мышления и т. д.). Хотя эти линии развития и могут быть вычленены, но в их анализе нельзя непосредственно найти тех отношений, которые движут их развитием. «Например, развитие памяти образует, конечно, связный ряд изменений, однако их необходимость определяется не отношениями, возникающими внутри развития самой памяти, а отношениями, зависящими от места, которое память занимает в деятельности ребенка на данной ступени его развития.
Так, на стадии дошкольного детства одно из изменений в памяти состоит в том, что у ребенка формируется произвольное запоминание и припоминание. Предшествующее развитие памяти является необходимой предпосылкой для того, чтобы это изменение могло произойти, но оно определяется не этим, а тем, что в сознании ребенка выделяются специальные цели — запомнить, припомнить. В связи с этим процессы памяти меняют свое место в психической жизни ребенка. Прежде память выступала только как функция, обслуживающая тот или другой процесс; теперь запоминание становится особым целенаправленным процессом, внутренним действием, занимая новое место в структуре деятельности ребенка.
В целом можно следующим образом охарактеризовать общую картину развития отдельных процессов психической жизни ребенка внутри стадии. Развитие ведущей деятельности, характеризующей данную стадию, и связанное с ней развитие других видов деятельности ребенка определяют собой выделение в его знании новых целей и формирование отвечающих новых действий. Так как дальнейшее развитие этих действий ограничено операциями, которыми уже владеет ребенок, и уже наличным уровнем развития его психофизиологических функций, то возникает известное несоответствие между тем и другим, которое разрешается путем «подтягивания» операций и функций к уровню, требуемому развитием новых действий. Так, игра дошкольного типа, игра ролевая, первоначально ограничена почти исключительно внешними действиями, осуществляемыми с помощью двигательных операций, которые подготовлены игрой-манипулированием в преддошкольном детстве. Но новый дошкольный тип игр и содержание новых действий, которые в ней развиваются, требуют совсем других способов своего осуществления. Они, действительно, и формируются чрезвычайно быстро (как обычно говорят, «толчком»); в частности, у ребенка в эту пору быстро формируются внутренние умственные операции.
Таким образом, процесс изменений внутри стадий в целом идет, образно говоря, в двух встречных направлениях. Основное, решающее направление этих изменений — от первичных изменений круга жизненных отношений ребенка, круга его деятельности к развитию действий, операций, функций. Другое направление — это направление от вторично возникающей перестройки функций, операций к развитию данного круга деятельности ребенка. В пределах стадии процесс изменений, идущих в этом направлении, ограничен требованиями того круга деятельности, который характеризует данную стадию. Переход за эту границу обозначает собой переход уже к другой, высшей стадии психического развития.
Противоположными чертами характеризуются переходы межстадиальные. Те отношения, в которые ребенок вступает к окружающему его миру, суть по природе своей общественные отношения. Ведь именно общество составляет действительное и первейшее условие жизни ребенка, определяющее ее содержание и ее мотивацию. Поэтому каждая деятельность ребенка выражает не только его отношение к предметной действительности, в каждой его деятельности объективно выражаются также и существующие общественные отношения.
Развиваясь, ребенок превращается, наконец, в члена общества, несущего все обязанности, которые оно на него возлагает. Последовательные стадии в его развитии и являются не чем иным, как отдельными ступенями этого превращения.
Но ребенок не только фактически изменяет свое место в системе общественных отношений. Он также и осознает эти отношения, осмысливает их. Развитие его сознания находит свое выражение в изменении мотивации его деятельности: прежние мотивы теряют свою побудительную силу, рождаются новые мотивы, приводящие к переосмысливанию его прежних действий. Та деятельность, которая прежде играла ведущую роль, начинает себя изживать и отодвигаться на второй план. Возникает новая ведущая деятельность, а вместе с ней начинается и новая стадия развития. Такие переходы в противоположность внутристадиальным изменениям идут дальше — от изменения действий, операций, функций к изменению деятельности в целом.
Итак, какой бы частный процесс психической жизни ребенка мы ни взяли, анализ движущих сил его развития неизбежно приводит нас к основным видам деятельности ребенка, к побуждающим их мотивам, а следовательно, и к тому, какой смысл открывается ребенку в предметах, явлениях окружающего его мира. С этой стороны содержание психического развития ребенка и состоит именно в том, что меняется место частных психических процессов в деятельности ребенка, а от этого зависят его особенности, которые эти частные процессы приобретают на разных ступенях развития. В заключение этого очерка следует подчеркнуть следующее: мы смогли рассмотреть в нем психическое развитие лишь с процессуальной, так сказать, стороны психики, почти вовсе опустив важнейший вопрос о внутренних взаимосвязях изменения деятельности с развитием картины, образа мира в сознании ребенка, с изменением строения его сознания. Освещение этого вопроса нуждается в предварительном изложении психологической проблемы единства развития чувственных содержаний, сознания и тех не совпадающих между собой категорий его, которые мы передаем терминами «значение» и «смысл». Вопрос этот не мог поэтому войти в рамки настоящей статьи.
1 Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М.: Наука. — 1972. – 212 с.
Источник
Особенности психического развития ребенка дошкольного возрастаДошкольное детство – совершенно особенный период развития ребенка. А. Н. Леонтьев дает следующую общую характеристику дошкольного детства: «Это период первоначального фактического склада личности, период развития личностных «механизмов» поведения. В дошкольные годы развития ребенка завязываются первые узлы, устанавливаются первые связи и отношения, которые образуют новое, высшее единство деятельности и вместе с тем новое, высшее единство субъекта – единство личности. Именно поэтому, что период дошкольного детства есть период такого фактического складывания психологических механизмов личности, он так важен» (Леонтьев А. Н. 1959). В этом возрасте перестраиваются вся психическая жизнь ребенка и его отношение к окружающему миру. Суть этой перестройки заключается в том, что в дошкольном возрасте возникает внутренняя регуляция поведения. И если в раннем возрасте поведение ребенка побуждается и направляется извне – взрослым или воспринимаемой ситуацией, то в дошкольном возрасте сам ребенок начинает определять собственное поведение (Смирнова Е. О. 2003). Отделение ребенка от взрослого к концу раннего возраста создает предпосылки для создания новой социальной ситуации развития. К началу каждого возрастного периода складывается своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной. Это отношение Л. С. Выготский назвал социальной ситуацией развития. Л. С. Выготский (2006) подчеркивает, что социальная ситуация «определяет целиком и полностью те формы и тот путь, следуя по которому ребенок приобретает новые и новые свойства личности, черпая их из социальной действительности, как из основного источника развития, тот путь, по которому социальное становится индивидуальным». Согласно Д. Б. Эльконину (Эльконин Д. Б. 1998), дошкольный возраст вращается вокруг своего центра, вокруг взрослого человека, его функций и его задач. Взрослый здесь выступает в обобщенной форме, как носитель общественных функций в системе общественных отношений (взрослый – папа, доктор, шофер и т.п.). Противоречие этой социальной ситуации развития автор видит в том, что ребенок есть член общества, вне общества он жить не может, основная его потребность жить вместе с окружающими людьми. В процессе развития отношений между ребенком и взрослым и дифференциации всех видов его деятельности происходит: возникновение и развитие соподчинения мотивов, усвоение этических норм, развитие произвольного поведения и формирование личного сознания. Основными новообразованиями дошкольного возраста являются: 1. Возникновение первого схематического абриса цельного детского мировоззрения. Все, что видит, ребенок пытается привести в порядок, увидеть закономерные отношения, в которых укладывается непостоянный окружающий мир. Ж. Пиаже показал, что у ребенка в дошкольном возрасте складывается артификалистское мировоззрение: все, что окружает ребенка, в том числе и явления природы – результат деятельности людей (Цит. по Смирнова Е. О. 2003). Строя картину мира, ребенок выдумывает, изобретает теоретическую концепцию, строит мировоззренческие схемы. Такое мировоззрение увязывается со всей структурой дошкольного возраста, в центре которого находится человек. Д. Б. Эльконин замечает парадокс между низким уровнем интеллектуальных возможностей и высоким уровнем познавательных потребностей (Эльконин Д. Б. 1998). 2. Возникновение первичных этических инстанций и на их основе – моральных оценок, которые начинают определять эмоциональное отношение ребенка к другим людям. 3. Возникают новые мотивы поступков и действий, общественные по своему содержанию, связанные с пониманием взаимоотношений между людьми (мотивы долга, сотрудничества, соревнования и т. п.). Все эти мотивы вступают в различные соотношения, образуют сложную структуру и подчиняют себе непосредственные желания ребенка. В этом возрасте уже можно наблюдать преобладание обдуманных действий над импульсивными. Преодоление непосредственных желаний определяется не только ожиданием награды или наказания со стороны взрослого, но и высказанным обещанием самого ребенка (принцип «данного слова»). Благодаря этому формируются такие качества личности, как настойчивость и умение преодолевать трудности; возникает также чувство долга по отношению к другим людям. 4. Отмечается произвольное поведение и новое отношение ребенка к себе и своим возможностям. Произвольное поведение – это поведение, опосредованное определенным представлением (Обухова Л. Ф. 1999). Д. Б. Эльконин отмечал (1998), что в дошкольном возрасте ориентирующий поведение образ сначала существует в конкретной наглядной форме, но затем он становится все более и более обобщенным, выступающим в форме правила, или нормы. На основе формирования произвольного поведения у ребенка появляется стремление управлять собой и своими поступками. Овладение умением управлять собой, своим поведением и поступками выделяется как особая задача. 5. Возникновение личного сознания – возникновение сознания своего ограниченного места в системе отношений со взрослыми. Стремление к осуществлению общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности. У дошкольника возникает осознание возможностей своих действий, он начинает понимать, что не все может (начало самооценки). Говоря о самосознании, часто имеют в виду осознание своих личных качеств (хороший, добрый, злой и т.п.). «В данном случае, — подчеркивает Л. Ф. Обухова, — речь идет об осознании своего места в системе общественных отношений. Три года – внешне «Я сам», шесть лет – личное самосознание. И здесь внешнее превращается во внутреннее» (Обухова Л. Ф. 1999). И с учетом того, что в дошкольном возрасте перестраивается вся психическая жизнь ребенка и его отношение к окружающему миру, то не исключены и психологические проблемы, возникающие в этот период. При публикации настоящей статьи на других интернет-сайтах гиперссылка на www.psychol-ok.ru обязательна. |
Источник
Тихолиз Вероника Михайловна
студент 6 курса специальность «Практическая психология» Гуманитарно-педагогическая академия филиал ФГАОУВО, РФ, г. Ялта
Е-mail: veronika.tiholiz@gmail.com
Султанова Ирина Викторовна
научный руководитель, канд. психол. Наук, Гуманитарно-педагогическая академия филиал ФГАОУВО, РФ, г. Ялта
Дошкольный возраст — важный этапов в жизни ребенка, это небольшой, но самый насыщенный период жизни человека. Развитие ребенка происходит очень стремительно. Наблюдается высокий рост психического, личностного, физиологического и эмоционального развития. Возрастает интерес к окружающему миру, социуму, появляются первые и довольно уверенные признаки самостоятельности. В этот период ребенок начинает осознавать свою индивидуальность, связь своих поступков с результатами. У него формируются представления о морали и поведении в обществе, возникает чувство стыда и гордости, сопереживания и сочувствия, возникает потребность в контактах со сверстниками и взрослыми.
Каждый ребенок уникален в своем развитии. Его способности и умения зависят от многих факторов. В период дошкольного возраста ребенок проходит несколько стадий развития и становления своей личности. В таком возрасте ведущей деятельностью является игра. В игре, ребенок-дошкольник, впервые осознает правила и нормы поведения в коллективе. В связи, с чем формируются такие личностные качества, как общительность, организованность, инициативность, активность, ответственность и др.
В своих исследованиях А.Н. Леонтьев о детстве пишет: «Это период первоначального фактического склада личности, период развития личностных «механизмов» поведения. В дошкольные годы развития ребенка завязываются первые узлы, устанавливаются первые связи и отношения, которые образуют новое, высшее единство деятельности и вместе с тем новое, высшее единство субъекта — единство личности. Именно поэтому, что период дошкольного детства есть период такого фактического складывания психологических механизмов личности, он так важен» [5, с. 4].
Дошкольный возраст также является периодом интенсивного развития познавательной сферы, развития творческой активности. Дети дошкольного возраст еще не умеют различать свой субъективный мир и сопоставлять его внешнему миру. Познавая окружающий мир дошкольник учится совершенствовать свое восприятие. Жан Пиаже называл это явление «реализм».
Важнейшим аспектом дошкольного возраста является готовность к обучению.
По словам, Л.С. Выготского, можно сказать, что движущая сила психического развития — обучение [3]. Так же Л.С. Выготский утверждал, что развитие и обучение являются разными процессами. Л.С. Выготский писал, «что есть процесс формирования человека или личности, совершающийся путем возникновения на каждой ступени новых качеств, специфических для человека, подготовленных всем предшествующим ходом развития, но не содержащихся в готовом виде на более ранних ступенях». Обучение, «есть внутренне необходимый и всеобщий момент в процессе развития у ребенка не природных, но исторических особенностей человека» [3].
По мнению Л.И. Божович обучение и развитие это две разные вещи. Обучение создает почву для развития и призывает ребенка к жизни, пробуждает и приводит внутренние процессы к движению [2].
Выдающимся отечественным ученым, Л.С. Выготским, были проведены экспериментальные исследования отношения между обучением и развитием. Это изучение житейских и научных понятий, исследование усвоения родного и иностранного языков, устной и письменной речи, зоны ближайшего развития. Последнее — подлинное открытие Л.С. Выготского, которое известно теперь психологам всего мира.
А.Н. Леонтьев предпринял серьезную попутку для создания теории развития личности дошкольника. При этом он опирался на отечественных и зарубежных авторов. Сама теория представляет собой изменения места которое занимает ребенок в общественных отношениях о движущих силах которые помогают развивать его психику. Однако само по себе это место не определяет, конечно, развития; оно только характеризует наличную, уже достигнутую ступень. То, что непосредственно определяет развитие психики ребенка, — это сама его жизнь, развитие реальных процессов этой жизни, иначе говоря, развитие деятельности ребенка, как внешней, так и внутренней [6]. По мнению А.Н. Леонтьева, каждая стадия психического развития ребенка должна характеризоваться отношением ребенка к действительности. Признак перехода от одной стадии к другой это изменение типа деятельности ребенка, его отношения к действительности.
В дошкольном возрасте, взрослый является центральным звеном в деятельности ребенка. В таком возрасте дети подражают во всем своим родителям, совершенно не выделяя себя и свое поведение. И только к концу раннего детства такая связь со взрослыми начинает видоизменяться.
Для раннего возраста характерны яркие эмоциональные реакции связанные с желаниями ребенка. К концу этого периода ребенок сталкивается с кризисом 3-х лет. В этот период он пытается сделать что-то самостоятельно, но у него ничего не получается или не оказывается рядом взрослых чтоб вовремя помочь. Такой случай может повлечь за собой эмоциональную вспышку.
Алексеева Е.Е., говорит о том, что аффективные вспышки у детей гасятся лучше всего тогда, когда взрослые не обращают на них внимания или реагируют спокойно. В случае внимания взрослого на бурное поведение, ребенок замечает, что родители потакают его слезам и капризам. Такое поведение взрослых будет являться положительным подкреплением для ребенка и капризы будут первым способом добиться своей цели. Ребенка дошкольного возраста легко отвлечь. Если такой ребенок действительно чем-то расстроен, ему следует предложить заняться чем-то интересным или показать игрушку и внимание малыша мгновенно переключится на новое дело [1].
Одним из главных периодов развития личности является дошкольный возраст. Именно в этом возрасте ребенок получает всю основную информацию об окружающем мире. Также в этот период он получает навыки которые влияют на становление его личности.
Как По мнению Л.С. Выготского, младшие дошкольники имитируют предметную деятельность — режут хлеб, трут морковку, моют посуду. Они поглощены самим процессом выполнения действий и подчас забывают о результате — для чего и для кого они это сделали.
Для средних дошкольников главное — отношения между людьми, игровые действия производятся ими не ради самих действий, а ради стоящих за ними отношений. Поэтому 5-летний ребенок никогда не забудет «нарезанный» хлеб поставить перед куклами и никогда не перепутает последовательность действий — сначала обед, потом мытье посуды, а не наоборот.
Для старших дошкольников важно подчинение правилам, вытекающим из роли, причем правильность выполнения этих правил ими жестко контролируется. Игровые действия постепенно теряют свое первоначальное значение. Собственно предметные действия сокращаются и обобщаются, а иногда вообще замещаются речью («Ну, я помыла им руки. Садимся за стол!») [4].
Следует отметить, что каждый возрастной период охарактеризован своими возрастными особенностями. В дошкольном возрасте развитие происходит интенсивно и формируются важнейшие системы и функций организма. Воспитание ребенка закладывает основы восприятия ребенком окружающего мира и его отношение между чужими и близкими людьми.
Развитию эмоциональной сферы уделяли особое внимание такие ученые: С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев еще и другие. Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии ребенка. Огромное значение в личности растущего человека имеет понимание своих эмоций и чувств. В дошкольном возрасте формируется глубина и устойчивость эмоций. Одна из главных причин развития эмоций в дошкольном возрасте связано с умственным развитием человека. Ребенок продолжает познавать окружающий мир, расширяет границы своего сознания. Также он знакомится с тем, что его поступки имеют как положительный так и отрицательный окрас. Дети начинают осознавать, как можно поступать, а как нет по отношению к людям. Все эти знания отражаются в чувствах и эмоциях детей.
Когнитивной сферой дошкольника занимались такие ученые как Выготский Л.С., Пиаже Ж. еще и другие. Когнитивная сфера это познавательные психические процессы. С помощью познавательных процессов человек получает необходимую информацию, отображает объективный мир. Познавательные процессы выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности. Для удовлетворения своих потребностей ребенок должен постоянно развиваться, обдумывать, размышлять, запоминать, высказывать. Из этого следует, что без познавательных процессов человеческая деятельность невозможна.
Одной из важнейших познавательных сфер остается интеллектуальная. Особое внимание интеллектуальной сфере уделяли такие психологи как М.А. Холодная, В.В. Зеньковский, Д.Б. Эльконин и другие. Психические процессы у младших школьников развиваются интенсивно, но неравномерно. В таком возрасте дети не умеют еще целенаправленно анализировать, выделять главное. Данную сферу дошкольникам могут помогать целенаправленно развивать взрослые, воспитатели в детских садах. Это может быть объяснение окружающего мира, что и как построено, явления природы и другое. К главной задачи в развитии интеллекта следует отнести: формирование правильных представлений о строении мира; развитие познавательных процессов: восприятие, ощущение, речь, мышление и так далее.
Таким образом можно сказать, что каждый возрастной период ребенка это важная часть в развитии его личности. Для ее плодотворного прохождения необходимо уделять внимание всем сферам в развитии дошкольника. Помогать преодолевать ему трудности. Необходимо развивать и максимально обогащать игровую, практическую и изобразительную деятельность, а также общение друг с другом и взрослыми.
Список литературы:
- Алексеева Е.Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие. Речь СПб 2008, — с. 283.
- Божович Л.И Личность и её формирование в детском возрасте М Просвещение, 1968 С. 436—446. Алексеева Е.Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие. Речь СПб 2008, — с. 283.
- Выготский Л.С. Психология развития человека. М.: Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2005, — с. 1136.
- Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Возрастная психология: Курс лекций. Ростов-на-Дону: УНИИ валеологии РГУ, 2002. — 146 с.
- Леонтьев А.Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. М., 1948.
- Леонтьев А.Н. К теории развития психики ребенка // Проблемы развития психики. М., 1959.
Источник