Леонтьев а н развитие личности ребенка

Леонтьев а н развитие личности ребенка thumbnail

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 17 февраля 2020;
проверки требуют 2 правки.

Алексе́й Никола́евич Лео́нтьев (5 (18) февраля 1903, Москва, Российская империя — 21 января 1979, Москва, РСФСР, СССР) — советский психолог, философ, педагог и организатор науки. Занимался проблемами общей психологии (эволюционное развитие психики; память, внимание, личность и др.) и методологией психологического исследования. Доктор педагогических наук (1940), действительный член АПН РСФСР (1950), первый декан факультета психологии Московского государственного университета. Лауреат медали К. Д. Ушинского (1953), Ленинской премии (1963), Ломоносовской премии I степени (1976), почётный доктор Парижского и Будапештского университетов. Почётный член Венгерской АН.

Ученик и редактор работ Л. С. Выготского, один из лидеров Харьковской психологической школы, создатель теории деятельности.

Биография[править | править код]

Родился в семье мещан Леонтьевых 5 февраля[1]. Окончив Первое реальное училище (точнее, «единую трудовую школу»), поступил на факультет общественных наук МГУ, который окончил в 1923[источник не указан 2219 дней] либо 1924 году. Среди его учителей того времени: Г. И. Челпанов и Г. Г. Шпет. По окончании университета был оставлен при Психологическом институте для подготовки к профессорской деятельности, на это время пришлось смещение с поста директора основателя Института Г. И. Челпанова. По приводимым А. А. Леонтьевым воспоминаниям отца, сам Челпанов, принявший Леонтьева в «аспирантуру», посоветовал ему оставаться там после этой смены[2]. Среди коллег Леонтьева в Институте в этот период: Н. А. Бернштейн, А. Р. Лурия, в соавторстве с которым было выполнено несколько ранних исследований, П. П. Блонский, позднее — Л. С. Выготский.

С 1925 года А. Н. Леонтьев работал под руководством Выготского над культурно-исторической теорией, конкретнее — над проблемами культурного развития памяти. Отражающая эти исследования книга «Развитие памяти: Экспериментальное исследование высших психологических функций» издана в 1931 году.

  • С конца 1931 года — заведующий отделом в секторе психологии Украинской психоневрологической академии (до 1932 года — Украинский психоневрологический институт) в Харькове.
  • 1933—1938 годы — заведующий кафедрой Харьковского педагогического института.
  • С 1941 года — на правах сотрудника Института психологии — профессор МГУ (с декабря 1941 г. в эвакуации в Ашхабаде).
  • 1943 год — заведовал научной частью в восстановительном госпитале (с. Коуровка, Свердловская область), с конца 1943 г. — в Москве.
  • 1947 год — кандидат на вступление в ВКП(б), член-корреспондент АПН РСФСР.
  • 1948 год — член ВКП(б) (с 1952 года — КПСС).
  • 1950 год — действительный член АПН РСФСР (с 1968 года — АПН СССР). Академик-секретарь Отделения психологии (1950—1957), вице-президент академии (1959—1961).
  • С 1951 года — заведующий кафедрой психологии философского факультета МГУ.
  • 1966 год — основывает факультет психологии МГУ и руководит им более 12 лет. На здании факультета размещена мемориальная доска.
  • В 1976 году открыта лаборатория психологии восприятия, которая действует и по сей день.
  • 21 января 1979 года — умер в Москве. Похоронен на Кунцевском кладбище[3].

Семья[править | править код]

  • Сын — психолог, лингвист А. А. Леонтьев.
    • Внук — психолог Д. А. Леонтьев.

Научная деятельность[править | править код]

Научный вклад А. Н. Леонтьева связан с программой построения культурно-исторической психологии, которая стала сквозной темой его научного творчества. Первые этапы научной биографии связаны с исследованиями по демонстрации принципов этого подхода на материале памяти и волевой регуляции. При этом с 1930-х годов его версия решения поставленных Л. С. Выготским задач оформилась как относительно самостоятельное направление — общепсихологическая теория деятельности.

Леонтьев известен как экспериментатор и теоретик, работавший в широком круге проблемных полей — от восстановления движений, педагогики и зоопсихологии до проблем формирования личности и философских аспектов психологии.

Докторская диссертация 1940 года была посвящена развитию психики в филогенезе (книга «Проблемы развития психики»). А. Н. Леонтьев предложил свою классификацию стадий этого развития (элементарная сенсорная психика, перцептивная психика и стадия интеллекта) и обосновал критерии анализа психики и сознания.

Харьковская психологическая группа под его руководством известна плеядой исследований детского развития, игры, саморегуляции на основе анализа становления психических процессов ребёнка как субъекта деятельности.

С 1960-х годов А. Н. Леонтьев обращается к проблеме личности, обобщив свои идеи в монографии 1975 года «Деятельность. Сознание. Личность». В это же десятилетие он активно занимается проблемами восприятия. В частности, Леонтьев обосновывал систему категорий для анализа сознания: чувственная ткань, предметное значение и личностный смысл. Среди его учеников, разрабатывающих проблемы личности и сознания: А. Г. Асмолов, В. Ф. Петренко, Ф. Е. Василюк, Ю. Б. Гиппенрейтер, Б. М. Величковский, В. В. Столин, С. Б. Новосёлова, Б. С. Братусь и др.

Критики обсуждают тот факт, что Леонтьев участвовал в типичных для своего времени дискуссиях об идеологических основаниях советской психологии. При его активном участии прошёл ряд психологических дискуссий, в которых отстаивалась точка зрения, что психика формируется в основном внешними факторами. В своих работах, в том числе в программной книге «Деятельность, сознание, личность» (1975), учёный последовательно приводил тезис: «В современном мире психология выполняет идеологическую функцию и служит классовым интересам; не считаться с этим невозможно».

В 1950 году на «Павловской» сессии двух академий Б. М. Теплов упрекнул в том числе и А. Н. Леонтьева в том, что «…нельзя найти достаточно последовательной и развернутой работы по перестройке психологии на основе учения Павлова»:

В книге А. Н. Леонтьева «Очерк развития психики» (1947), посвящённой развитию психики от её возникновения у низших животных до сознания человека социалистического общества, имя Павлова упоминается лишь два раза, и притом по частным поводам. Хотя по сути некоторые из идей А. Н. Леонтьева ведут своё начало от Павлова, но об этом в данной книге ни слова не говорится, так как раздел, посвящённый учению Павлова, имевшийся в докторской диссертации автора (защищена в 1941 г.), не попал в книгу, о которой идёт речь, хотя она излагает эту диссертацию[4].

— Научная сессия, посвящённая проблемам физиологического учения академика И. П. Павлова. Вступительное слово. Доклады. Постановление. М.; Л.. 1950, с. 155

Основные работы[править | править код]

  • Развитие памяти: Экспериментальное исследование высших психологических функций. — М.-Л.: Государственное учебно-педагогическое издательство, 1931.
  • Восстановление движения. — М., 1945 (в соавт. с А. В. Запорожцем)
  • К вопросу о сознательности учения, 1947.
  • Психологические вопросы сознательности учения idem // Известия АПН РСФСР. — М., 1947. — Вып. 7.
  • Очерк развития психики. — М., 1947
  • Анализ системного строения восприятия: Сообщение V: О механизме звуковысотного анализа слуховых раздражителей // Доклады АПН РСФСР, 1958, № 3, с. 43—48 (совм. с О. В. Овчинниковой).
  • Психологическое развитие ребёнка в дошкольном возрасте // Вопросы психологии ребёнка дошкольного возраста. — М.-Л., 1948
  • Ощущение, восприятие и внимание детей младшего школьного возраста // Очерки психологии детей (мл. шк. возраст). — М., 1950
  • Умственное развитие ребёнка. — М., 1950
  • Проблемы развития психики. — М., 1959; 4-е изд. 1981 (Предисловие, оглавление, комментарии)
  • О формировании способностей // Вопросы психологии, 1960, № 1, с. 7—17.
  • Биологическое и социальное в психике человека // Вопросы психологии, 1960, № 6, с. 23—38.
  • Психология человека и технический прогресс. — М., 1962 (в соавт.)
  • Потребности, мотивы и эмоции. — М., 1973
  • Деятельность. Сознание. Личность (idem). — М., 1977
  • Воля, 1978
  • Категория деятельности в современной психологии// Вопросы психологии, 1979, № 3
  • Избранные психологические произведения (idem — Оглавление, От составителей, Введение, Аннотация & Комментарии: т. 1, т. 2), 1983; В 2-х т. Том 1 и 2.
  • Проблема деятельности в истории советской психологии, Вопросы психологии, 1986, № 4
  • Дискуссия о проблемах деятельности // Деятельностный подход в психологии: проблемы и перспективы. — М., 1990 (соавт.).
  • Лекции по общей психологии, 2000
  • In English: Alexei Leont’ev archive @ marxists.org.uk: Activity, Consciousness, and Personality, 1978 & Activity and Consciousness, 1977
  • Парапсихология / Зинченко В. П., Леонтьев А. Н. // Отоми — Пластырь. — М. : Советская энциклопедия, 1975. — (Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 19).

Примечания[править | править код]

Литература[править | править код]

  • Леонтьев Алексей Николаевич // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  • А. Н. Леонтьев и современная психология: Сборник статей памяти А. Н. Леонтьева. — М.: МГУ, 1983
  • К 90-летию со дня рождения А. Н. Леонтьева // Вестник Московского университета. Сер.14. Психология, 1993, № 2.
  • Зинченко В. П. (2002). «Да, очень противоречивая фигура…». Интервью с В. П. Зинченко 19 ноября 2002 года.
  • Журнал практического психолога 2003, № 1-2 @ www.anleontiev.smysl.ru/
  • А. А. Леонтьев. Жизненный и творческий путь А. Н. Леонтьева
  • Грэхем Л. Раздел книги «Естествознание, философия и науки о человеческом поведении в Советском Союзе», посвящённый А. Н. Леонтьеву
  • Леонтьев А. А., Леонтьев Д. А., Соколова Е. Е. А. Н. Леонтьев: деятельность, сознание, личность. М., 2005.
  • Семёнов И. Н. Вклад А. Н. Леонтьева в развитие психологии мышления, инженерной психологии и эргономики // Вестник Московского университета. Сер. 14: Психология. 2018.

Ссылки[править | править код]

  • Биография А. Н. Леонтьева на сайте 1 сентября
  • Биография А. Н. Леонтьева на сайте Психологи МГУ
  • «Он обладал даром видеть всеобщее в единичном» / Интервью С. Л. Новосёловой. — 22 апреля 2002 года.
  • Статья в «Российской педагогической энциклопедии»
  • Ордена
  • Леонтьев // Философский словарь
  • Список печатных работ А. Н. Леонтьева
  • Архивные видеоматериалы А. А. Леонтьева. Жизненный и творческий путь А. Н. Леонтьева. Доклад на конференции 28.05.2003 (требуется регистрация вКонтакте)

Источник

имени Максима 
Танка 
 
 
 
 
 

Факультет
психологии 
 
 
 

Контрольная
работа

по курсу 
“Психология личности”

Анализ 
работы А.Н.Леонтьева “Формирование
личности”. 
 
 
 
 
 
 

                  Выполнена

                  студенткой 
                  заочного отделения, 1 курса, группы ППД-3

                  Пусковой 
                  Викторией Олеговной 
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   

Минск,
2003.

План: 
 

  1. Развитие 
    связей ребёнка с окружающим миром.
    __________________3
  2. Деятельность
    субъекта как основа личности. _____________________4
  3. Процесс развития
    личности. ___________________________________6
  4. Осознание
    себя как личности.__________________________________9

    Литература.___________________________________________________10 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

  1. Развитие 
    связей ребенка с 
    окружающим миром.

      “Уже
на самых первых этапах развития индивида
предметная действительность  выступает
перед ним через его взаимоотношения с
окружающими людьми и поэтому не только
со стороны своих вещественных свойств
и своего биологического смысла, но и как
мир предметов, которые постепенно раскрываются
для него человеческой деятельностью
– в их общественном значении” [2,378].

      А.Н.
Леонтьев говорил, что в младенческом
возрасте связи ребенка с окружающим
его предметами включены в общение 
со взрослыми. Общение это с самого
начала имеет структуру опосредствованного
процесса, но в ранних своих формах оно
опосредствовано не словом, а предметом.
Общение возникает благодаря тому, что
на заре развития ребенка его отношения
к окружающим предметам осуществляются
при помощи взрослого. Например, взрослый
приближает к ребенку вещь, к которой тот
тянется; взрослый кормит ребенка с ложки;
он приводит в действие звучащую игрушку,
подносит ее к ребенку или отнимает ее
у него и так далее. Иначе говоря, связи
ребенка с вещами первоначально всегда
опосредствованы действиями взрослого.
Другая сторона этих отношений состоит
в том, что действия, осуществляемые ребенком,
обращается не только к предмету, но и
к человеку [2]. Словом, по А.Н. Леонтьеву,
деятельность все более выступает как
реализующая его связи с человеком через
вещи, а связи с вещами — через человека.

      В
этой исходной ситуации развития ребенка 
содержится основа тех отношений, дальнейшее
развитие которых составляет часть 
событий, ведущих к формированию
его как личности. Первоначально 
отношения к миру вещей и к
окружающим людям слиты для ребенка между
собой, но дальше происходит их раздвоение,
и они образуют разные линии развития,
переходящие друг друга. [4] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   2.
Деятельность субъекта
как основа личности.
 

      А.Н.
Леонтьев считал, что процесс формирования
личности может быть представлен как развитие
воли. Безвольное импульсное действие
– это действие безличное, хотя о потере
воли можно говорить только по отношении
к личности. Поэтому он полагал, что авторы,
которые считают волю важнейшей чертой
личности, с эмпирической точки зрения
правы. Однако, воля – это одно из выражений
личности. Основу личности составляет
то особое строение деятельности субъекта,
которое возникает на определенном этапе
развития его человеческих связей с миром.
По А.Н. Леонтьеву, человек живет как бы
во все более расширяющейся для него действительности.
В начале это просто узкий круг непосредственно
окружающих его людей и предметов, чувственное
их восприятие и усвоение известного о
них, усвоение их значения. Но далее перед
ним открывается действительность, которая
лежит за пределами его практической деятельности
и прямого общения: развиваются границы
познаваемого, представляемого или мира.

      На 
известном уровне развития мотива сначала 
выступают как только «знаемые»,
как возможные, реально еще не побуждающее
никаких действий. А.Н. Леонтьев считал,
что для понимания процесса формирования
личности нужно непременно это учитывать,
хотя расширение знаний не является определяющим
для него; поэтому воспитание личности
и не может сводиться к обучению, сообщения
знаний.

      Формирование 
личности предполагает развитие действий
субъекта. Действия, все более обогащаясь,
вступают в противоречие с породившими 
их мотивами. В результате, как считал
А.Н. Леонтьев, происходит сдвиг мотивов 
по цели, изменение их иерархии и рождение
новых мотивов – новых видов деятельности.
На этом этапе, продолжающимся вплоть
до подросткового возраста, процесс формирования
личности не заканчивается, он только
подготавливает рождение сознающей себя
личности.

      По 
А.Н. Леонтьеву, личность рождается дважды:
первый раз – когда у ребенка проявляются
в явных формах коли мотивированность
и соподчиняемость его действий, второй
раз – когда возникает его сознательная
личность. В последнем случае имеется
ввиду какая-то особая перестройка сознания.
Возникает задача – понять необходимость
этой перестройки и то, в чем именно она
состоит.

      Психическое
отражение, сознание уже не может 
оставаться ориентирующим лишь те или 
иные действия субъекта, оно должно
также активно отражать иерархию
их связей, процесс происходящего подчинения
и переподчинения их мотивов. Это требует
особого внутреннего движения сознания.

      В
движении индивидуального сознания,
считал А.Н. Леонтьев, теперь открывается 
движение еще в одном измерении.
Оно заключается в состоянии мотивов
друг с другом: некоторые занимают место
подчиняющих себе другие и как бы возвышаются
над ними, некоторые даже вовсе утрачивают
свою смыслообразующую функцию. Становление
этого движения и выражает собой становление
связей системы личностных смыслов –
становления личности. [1] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.
Процесс развития 
личности.
 

      По 
А.Н.Леонтьеву, формирование личности
представляет собой процесс непрерывный,
состоящий из ряда сменяющихся стадий.
Поэтому, прослеживая последовательное
его течение, заметны лишь отдельные сдвиги.
Но если взглянуть на него, как предлагал
А.Н.Леонтьев, с некоторого удаления, то
переход, знаменующий собой рождение личности,
выступает как событие, изменяющее ход
всего последующего психического развития.

      Существуют
многие явления, которые отличают этот
переход. Прежде всего перестройка сферы
отношений к другим людям, к обществу.
Если на предшествующих стадиях общество
открывается в расширяющихся общениях
с окружающими, то теперь это положение
оборачивается: окружающие люди все более
начинают выступать через объективные
общественные отношения. Переход, о котором
идет речь, и начинает собой изменения,
определяющие главное в развитии личности,
в ее судьбе. [3]

      Одно 
из изменений, за которым скрывается
новая перестройка  иерархии мотивов,
проявляется в утрате самооценки для подростка
отношений в интимном круге его общения.
В этот период происходит интенсивное
развитие внутренней жизни: наряду с приятельством
возникает дружба; меняется содержание
писем, в нем появляются описания переживаний;
появляются попытки вести интимные дневники
и появляются первые влюбленности.

      Согласно 
А.Н.Леонтьеву, следующие уровни развития
отличают более глубокие изменения.
Явления, которые возникают на этом уровне
еще более сложны и могут быть трагическими.
Но чем более открывается для личности
общество, тем более наполненным становиться
его внутренний мир.

      Процесс
развития личности всегда индивидуален
и не повторим. В зависимости от конкретно-исторических
условий, от принадлежности индивида к
той или иной социальной сфере он протекает
совершенно по-разному. А.Н.Леонтьев полагал,
что на этом уровне прошлые впечатления,
события и собственные действия субъекта
становятся предметом его отношения, его
действий и поэтому меняют свой вклад
в личность. Одно в этом прошлом лишается
своего смысла и превращается в способы
его деятельности: способности, умения,
стереотипы поведения; другое открывается
ему совсем в новом свете и приобретает
другое значение; наконец, что-то из прошлого
психологически перестает существовать
для субъекта, хотя и остается в складах
его памяти. Возникающая переоценка установившегся
в жизни приводит к тому, что человек сбрасывает
с себя груз своей биографии. Это свидетельствует
о том, что вклады прошлого опыта в личности
стали зависимы от самой личности.

Личность 
создается объективными обстоятельствами,
но не иначе, как через целокупность
его деятельности, осуществляющей его
отношения к миру. Её особенности, как
считал А.Н.Леонтьев, и образуют то, что
определяет тип личности. Анализ формирования
личности приводит к проблеме общего подхода
в исследовании этих вопросов.

      Согласно 
А.Н.Леонтьеву, первое основание личности
– это богатство связей индивида
с миром. Речь идёт действительных,
а не об отчуждённых от человека отношениях,
которые противостоят ему и подчиняют
его себе.

Другой,
важнейший параметр личности – это 
иерархизированности деятельностей,
их мотивов. Иерархии мотивов существуют
всегда на всех уровнях развития. Они-
то и образуют самостоятельные единицы
жизни личности. Когда имеют в виду главный
мотив, побуждающий человека, то обычно
говорят о жизненной цели.

      Самый
сложный параметр личности – это 
общий тип её строения. Мотивационная 
сфера человека никогда не напоминает
застывшую пирамиду. Она может быть сдвинута,
эксцентрична по отношению к актуальному
пространству исторической действительности,
и тогда говориться об односторонности
личности. И наоборот, она может быть многосторонней,
включающей широкий круг отношений. Но
в обеих этих случаях, считал А.Н.Леонтьев,
она необходимо отражает объективное
несовпадение этих отношений, противоречия
между ними, смену места, которое они в
ней занимают. Структура личности представляет
собой относительно устойчивую конфигурацию
главных мотивационных линий. Речь идёт
о направленности личности. Служение избранной
цели, идеалу вовсе не исключает других
жизненных отношений человека, которые
формируют смыслообразующие мотивы. Мотивационная
сфера личности, как образно говорил А.Н.Леонтьев,
всегда является многовершинной. Внутренние
отношения главных мотивационных линий
в лелокупности деятельностей образуют
как бы общий “психологический профиль”
личности. Иногда он складывается как,
уплощённый, лишённый настоящих вершин,
тогда малое в жизни человек принимает
за великое, а великого совсем не замечает.

      Многообразные
отношения, в которые человек 
вступает в действительности, являются
объективно противоречивыми. Так, возникшее 
отделение внутренней теоретической 
деятельности от практической приводит
не только к односторонности развития
личности, но может породить психологический
разлад, расчепление личности на две посторонние
друг – другу сферы – сферу её проявлений
в реальной жизни и сферу проявлений в
жизни, которая существует только илюзорно,
только в аутистическом мышлении.

      Итак,
согласно А.Н.Леонтьеву, теоретический 
анализ позволяет выделить три основных
параметра личности: широту связей
человека с миром, степень их иерархизированности 
и общую их структуру.

      Характеристика 
структуры личности лежит в соотношении
разных систем сложившихся жизненных
отношений, порождающих борьбу между ними.
Предметно- вещественные потребности
насыщаемы, и их удовлетворение ведёт
к тому, что они низводятся до уровня условий
жизни, которые тем  меньше замечаются
человеком, чем привычней они становятся.
”Поэтому личность не может развиваться
в рамках потребления, её развитие необходимо
предполагает смещение потребности на
созидание, которое не знает границ” [1,226]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    4.
    Осознание себя как
    личности.
     

       
Последний теоретический вопрос,
на котором останавливался А.Н.Леонтьев,
это вопрс об осознании себя 
как личности. Познание себя всегда 
начинается с выделения внешних 
свойств и является результатом 
сравнения, анализа и обобщения, выделения
существенного. Индивидуальное сознание
– это не только знание, не только система
приобретённых значений, понятий. Ему
свойственно внутренние движение, которое
отражает движение реальной жизни субъекта;
А.Н.Леонтьев видел, что только в этом движении
знания обретают свою отменность к объективному
миру и свою действенность. Так же обстоит
дело, когда объектом сознания являются
свойства, особенности, действия или состояния
самого субъекта; в этом случае тоже следует
различать знание о себе и осознание себя.

      Знания,
представления о себе накапливаются 
уже в раннем детстве; в неосознаваемых
формах они и у высших животных. Совсем
другое дело – самосознание, осознание
своего Я. Это и есть результат, продукт
становления человека как личности. Психологическая
проблема Я возникает, как только человек
задаётся вопросом о том, что он знает
о себе, относиться к этой реальности.
Несовпадение Я и того, что предоставляет
субъект как предмет его собственного
знания о себе психологически очевидно.
А.Н.Леонтьев считал, что психология, исходящая
из органистических позиций, не способна
дать научного объяснения этого несовпадения.
Таким образом проблема самосознания
личности, осознания Я остаётся в психологии
нерешённой [1].

Источник