Ленты времени для развития ребенка
Лента времени замечательный образовательный инструмент. Она помогает школьнику не утонуть в каше из дат, имен и событий мировой истории. Помогает визуализировать такое абстрактное понятие как время, сравнить периоды развития разных культур и цивилизаций друг с другом и наглядно увидеть, как долго шли те или иные эпохи, важные исторические периоды, как они сменялись и из-за чего. Но только для того, чтобы лента действительно работала и помогала ребенку хорошо ориентироваться в истории, ему нужно самому принимать участие в создании и ведении ленты времени.
Существует масса вариантов оформления ленты времени, и мы сейчас расскажем о большинстве из них, однако, сколько бы их ни было, они делятся всего на два типа — настенную и переносную.
НАСТЕННАЯ ХРОНОЛОГИЯ
Настенный вариант ленты времени потребует от вас пространства. Если лента времени ограничена только Древним миром, Средневековьем, историей Московской Руси или другим коротким промежутком времени, то вам хватит, пожалуй, и одной стены. Можно даже на постере уместить основные события. А вот если вы решили подойти к изучению истории основательно, то ленте времени придется отдать гораздо больше места, возможно, не одну стену и даже не одну комнату.
Расположить историю в хронологическом порядке можно на бумаге, это самый первый вариант, который приходит на ум. Рулон недорогих обоев, разрезанный вдоль пополам, или много склеенных листов плотной бумаги разместите на уровне роста ребенка, чтобы он мог работать с лентой времени, просто подходя к ней: читать, приклеивать картинки, подписывать даты и события. Можно заменить бумагу пробковыми панелями, однако, это сильно дороже.
Дешевый и удобный в обращении вариант — «хронология на прищепках»: на стене размещается прочная нить — бечевка или бельевая веревка, и на нее прищепками прикрепляются карточки с иллюстрациями и краткой информацией о событиях. Этот вариант удобен еще тем, что события, даже если их будет много, вы легко сможете вставить между уже имеющимися на веревочной ленте датами. Вам нужно будет просто раздвинуть их.
Если для изготовления ленты времени совсем нет времени, даже чтобы прибить бечевку, то самый быстрый вариант — приклеить вдоль стены цветную изоленту (декоративный скотч), и прямо над ним и под ним приклеивать все нужные записки, рисунки, карточки, тоже на скотч. Вместо изоленты можно взять ленту-липучку, а все карточки с обратной стороны снабдить кусочком второй половины ленты-липучки.
Вертикальное расположение ленты времени не самое удобное, но оно может вас выручить, если в комнате очень мало места: обратную сторону двери или узкий промежуток между кроватью и шкафом можно заполнить вертикальным узким плакатом или полоской изоленты, идущей сверху вниз.
ПОРТАТИВНАЯ ХРОНОЛОГИЯ
Историю мира можно носить с собой в рюкзаке, если это тетрадь, листы в которой склеены в длинную ленту и сложены гармошкой. Такую ленту можно постоянно увеличивать, доклеивать. Если этому аккордеону подогнуть нижний край, то получится ширма с кармашками, в которые удобно класть дополнительную информацию.
Если доклеивать страницы, превращая их в длинную сложенную ленту не хочется, то можно оставить обычную тетрадь как есть, просто на каждой странице примерно посередине прорисуйте широкую полосу — ленту времени.
Историю можно хранить в виде большой папки, сложенной гармошкой, это своего рода альтернатива настенной ленте времени, только меньшего размера, которую можно достать из-за шкафа в нужный момент. Размер папки может быть любым.
Хронологию можно организовать и в виде картотеки, ярлычки которой будут указывать года, а карточки между ними — события. Картотеку необязательно хранить в коробке или пластиковом контейнере, для хранения карточек можно использовать папки на кольцах.
Это лишь несколько идей, которые могут вдохновить вас на создание собственной ленты времени. Если не знаете пока, какой из вариантов будет более продуктивным для вашего ребенка, попробуйте все. Начните с какого-то одного, который больше всего понравился. Достаточно буквально 1-2 недель работы с выбранным вариантом, чтобы понять, работает он или нет.
- Жанна Алибулатова
Источник
Марина Волошина
Технология «Лента времени» как инновационная форма работы с детьми старшего дошкольного возраста
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 19 «Золотая рыбка» комбинированного вида
города Искитима Новосибирской области
Технология: «Лента времени» как инновационная форма работы с детьми старшего дошкольного возраста»
Подготовила: старший воспитатель Волошина М. А.
В период дошкольного детства происходит расширение границ познания, становление первых представлений о развитии, движении, изменении мира, осознание того, что у каждого предмета есть прошлое, настоящее и будущее.
Старшие дошкольники понимают суть многих событий, могут разнообразить и понять их смысл, восстановить картину событий. Педагог, занимающий позицию сотрудничества, помогает детям пережить реальность освоения мира, самостоятельно моделировать будущее.
Одной из форм работы со старшими дошкольниками в рамках реализации регионального проекта «Дошкольник Белогорья» является «Лента времени».
Цель данной формы работы: систематизировать и углублять знания детей об окружающем мире, на основе сравнения по временным отрезкам по типу «Древность, старина, современность», а также научить детей устанавливать пространственно-временные связи.
Данная формы работы предусматривает взаимодействие с родителями как участниками образовательной деятельности.
Задачи:
— обогащение представлений детей об объектах окружающей действительности, свойствах, отношениях в истории предметного мира через развитие интереса к самостоятельному познанию и совершенствование умений использовать различные способы познания;
— оказание поддержки личностных проявлений детей в совместной и индивидуальной творческой деятельности;
Новизна формы работы «Лента времени» заключается в развитии познавательного интереса, активности у детей дошкольного возраста, формировании и обогащении у них представлений о человеке в истории и культуре.
Впервые эта технология предложена Н. А. Коротковой. У данного педагога эта технология называется «Река времени». По словам автора, путешествие по «Реке времени» не преследует цели снабдить детей детальными историческими сведениями. Главное – создать в воображении ребенка целостные образы истории человечества через «метки» — символы материальной цивилизации.
«Лента времени» — это карта-панно это длинный бумажный лист размером может быть 50 на 100 или160 см или 60 на 180 см, который символизирует линейное движение исторического времени: от прошлого к настоящему. Вдоль нее намечаются несколько «остановок», с нестрогими, интуитивно понятными детям названиями (картинками, например, «древность» — «старина» — «наше время», которые педагог заранее наклеивает на панно.
Отправным моментом исследования могут быть как реальные события, так и смоделированные педагогом. Отталкиваясь от события, воспитатель ставит вопрос для исследования. Каждый вопрос заставляет детей сравнивать, устанавливать возможные связи и отношения между событиями. Педагог обсуждает вместе с детьми высказанные идеи, предположения. Обсуждение проходит в ситуации «круглого стола» вокруг ключевого предметного материала. На этом этапе педагог широко использует реальный предметный и иллюстративный материал. Реальных предметов должно быть несколько, чтобы каждый ребенок смог опробовать возможности исследуемого материала. Иллюстративный материал, предлагаемый для исследования, представляет собой карточки разного размера, от довольно крупных до мелких, которые рассматриваются всеми участниками, передавая из рук в руки. Только при такой работе с иллюстративным материалом возможно активное обсуждение, нахождение связей и зависимостей.
Следующий этап: фиксация «меток» времени на панно «Лента времени». Дети могут действовать как индивидуально, так и в подгруппах в зависимости от контекста и предложенного материала. Подгруппы детей могут рассредоточиться, а потом вновь объединится за «круглым столом» для сборки панно, окончательного обсуждения, сопоставления результатов исследования.
Форма работы «Лента времени» может использоваться в рамках тематической недели и служить наглядным иллюстративным материалом к определенной теме Карта-панно символизирует линейное движение исторического времени: от прошлого к настоящему. Вдоль нее намечаются несколько «остановок», с нестрогими, интуитивно понятными детям названиями, например, «древность» — «старина» — «наше время». Педагог заранее наклеивает на панно небольшие иллюстрации – «метки» каждой остановки во времени. Панно «Лента времени» должно быть в открытом доступе для детей и открыто для дополнения – в свободной самостоятельной деятельности детей, активизировать их.При этом оно должно быть мобильно: на очередном занятии надо иметь возможность снять её со стены и использовать для дальнейших исследований.
Особенно актуально использование данной технологии в старшем дошкольном возрасте, когда у детей имеется уже определенный багаж знаний. Работа с дошкольникамирешает следующие задачи:
1. Формировать у детей познавательный интерес к окружающему миру.
2. Формировать умение находить пути решения проблем, умение анализировать ситуацию.
3. Воспитывать коммуникативные навыки у дошкольников: умение выслушивать друг друга, работать в группах, отстаивать свою точку зрения.
Например, «Лента времени» под названием «Чудеса на колесах – от телеги до современных машин», может найти большой отклик у мальчишек. Главной задача этого панно – раскрыть перед дошкольниками удивительный, многообразный рукотворный мир человека, вызвать восхищение людьми труда. Показать, как человек изменял транспорт, делая его более удобным, безопасным.
Большой интерес может вызвать создание «Ленты времени» по теме «Мой родной город» так как будет способствовать патриотическому воспитанию, познакомит детей с малой Родиной – родным городом, с его историей, достопримечательностями, традициями, с людьми, которые в нем живут.
Опыт работы показывает, что технология «Лента времени» дает положительные результаты в познавательном развитии детей, а образное представление о времени через пособие-панно способствует развитию исследовательской деятельности дошкольников.
Использование данной формы работы позволяет детям – находиться в условиях обеспечения успешной индивидуализации и социализации; обогатить представления об объектах окружающей действительности, свойствах, отношениях в истории предметного мира; развить интерес к самостоятельному познанию; развить умения использовать различные способы познания; обеспечить полноценный переход на следующий уровень системы непрерывного образования. Родителям — увидеть динамику развития детей через создаваемые продукты совместной деятельности; стать участниками совместной образовательной деятельности; использовать предлагаемый инновационный продукт в домашних условиях для разнообразия домашнего досуга.
Работа с «Рекой-лентой времени» охватывает все направления развития детей дошкольного возраста.
Художественно- эстетическое развитие.
Изготовление «ленты» представляет художественно -эстетический процесс в самом начале. Дети рисуют, вырезают,наклеивают изображения предметов. Особую ценность представляет умение детей изображать предметы будущего, где детям необходимо передать не только внешний вид задумки, но и добавить ему новые функции.
На занятиях с «лентой»часто используется музыка: ритуальные танцы древних людей, хороводы старины, пение песен при лучине и т. д.
Рассматривая одежду старины, отмечаем красоту русских узоров, их многообразие. В дальнейшем дети используют увиденное в свободном рисовании, лепке и другом творчестве.
Социально-коммуникативное развитие.
Процесс работы с «рекой времени» предполагает общение со взрослыми и сверстниками. Дети советуются друг с другом, проводя опыты и эксперименты. Рассматривая на «ленте» длинный путь преображения вещи, дети понимают, как не просто её было изготовить. В связи с этим, у них формируется уважительное отношение к людям труда и бережное отношение к рукотворному миру. Таким образом, у детей расширяются знания о своей стране, ее культуре, истории.
Познавательное развитие.
Работа с «рекой времени» способствует развитию у детей любознательности и познавательных интересов. Именно «лента» помогает детям понять ретроспективу окружающего мира. Трудно представить без наглядности такие слова, как «древность», «старина», «современность», «будущее». Формирование представлений о времени вызывают особые трудности у дошкольников. Ведь абстрактные понятия можно осознать лишь с помощью «ленты-реки времени».Именно «лента» помогает дошкольнику понять, что человек целенаправленно изменяет предметы вокруг себя, делая их более удобными и полезными. Благодаря «реке» дети представляют наглядно, что цивилизация продвигается вперед благодаря человеку, который создает и совершенствует рукотворный мир.
У детей формируются простейшие связи, на пример,дети могут рассуждать так : «Ружей не было в древности, так как тогда еще не придумали металл, порох», «Люди писали на скалах, потому что тогда не придумали еще бумагу», «Пушкин писал пером, потому что не было еще ручек» и т. д.
Речевое развитие.
Знакомясь с предметами древности и старины, дети узнают много новых слов, у них расширяется словарный запас.
Изучая освещение дети узнали слова — лучина, светец, керосинка;
при изучении жилища- пещера, иглу, изба; одежды- лапти, кушак, армяк, капор и т. д. Свои знания об истории дети применяют в сюжетно-ролевых играх, их речь становится при этом более интересная и связная.
Физическое развитие.
Все занятия с «рекой времени» проходят динамично. Переходя «от времени к времени», дети выполняют задания, делают опыты. При этом сохраняется принцип выбора. Дети выбирают,чем они будут заниматься: наклеивать картинки, рисовать, лепить или проводить опыты. Дети двигаются, используя все пространство группы. Физминутки проходят в виде танцев, хороводов, логоритмики, пантомимы.
Отражается на «ленте» и история спорта, возникновение Олимпиады, различных видов спорта.
Интеграция образовательных областей при работе с «Лентой времени» хорошо вписывается в проектный метод, который по ФГОС ДО является ведущим методом в работе с детьми.
Источник
«ЛЕНТА ВРЕМЕНИ»
Время – понятие довольно абстрактное. Если говорить уж совсем откровенно, его и вовсе не существует. Человек придумал категорию «время» для собственного удобства. Детям трудно представить себе, что такое «это было давно», «недавно», «год назад» или «через 2 недели».
«Лента времени» — прекрасный способ научить детей чувствовать время и наглядно представить ход времени.
Цель данной технологии: дать детям представления о времени: глубина, неразрывность, быстротечность, систематизировать и углублять знания детей об окружающем мире, на основе сравнения по временным отрезкам, а также научить детей устанавливать пространственно-временные связи.
«Лента времени» помогает дать детям первичные представления о развитии, движении, изменении мира, осознание того, что у каждого предмета есть прошлое, настоящее и будущее.
Впервые эта технология предложена Н. А. Коротковой. У данного педагога эта технология называется «Река времени». Термин «река времени» придуман английским писателем Дональдом Биссетом для повести-сказки «Путешествие дядюшки Тик-Так».
По словам Надежды Александровны, путешествие по «Реке времени» не преследует цели снабдить детей детальными историческими сведениями. Главное – создать в воображении ребенка целостные образы истории человечества, дать понять дошкольникам, что когда-то жизнь человека была совершенно иной, что рукотворный мир изменялся со временем от простого к сложному. Намеченные условные «остановки» как раз позволяют ребенку почувствовать эти существенные различия.
Для демонстрации глубины, бездонности времени можно использовать «колодец времени». Это макет колодца, стенки которого окрашены по горизонтали в три цвета – фиолетовый, синий, голубой. Каждый цвет обозначает эпоху и дополнен картинкой, как и в «ленте времени».
«Лента времени» — это карта-панно это длинный бумажный лист размером может быть 50 на 100-160 см или 60 на 180 см, который символизирует линейное движение исторического времени: от прошлого к настоящему. Вдоль нее намечаются несколько «остановок», с нестрогими, интуитивно понятными детям названиями (картинками, например, «древность» — «старина» — «наше время»), которые педагог заранее наклеивает на панно.
В качестве отправного момента для всего цикла путешествий во времени и введения метафоры «река времени» можно использовать повесть-сказку Д. Биссета «Путешествие дядюшки Тик-Так». Читая ее, дети узнают, что время для всех разное: счастливое и злое; у одних бежит, у других стоит; «потерянное время» — то, что тратишь на пустяки. На этом этапе в осознание быстротечности, безвозвратности и движение времени помогут такие предметы, как песочные часы, свеча. Старинные предметы (старая фотография, черепок) выступают в роли хранителей времени.
Воспитатель демонстрирует заготовленное панно с первоначальными «метками» остановок, обращает внимание детей на то, что лента похожа на «реку», но это не обычная река, это время. Предлагает попутешествовать в прошлое по «реке времени».
Примерный алгоритм проведения путешествия по «Реке времени»
• Обсуждение реального или вымышленного события
• Постановка цели исследования (узнать)
• Анализ-сравнение, активное обсуждение демонстрационного иллюстративного или предметного материала
• Работа в подгруппах: сортировка и закрепление иллюстраций на панно «река времени»
• Сборка общей таблицы (ленты времени), сопоставление результатов исследования
• Вывешивание таблицы на стене группового помещения
• Дополнение таблицы детьми в самостоятельной деятельности
Начать следует с самого доступного для дошкольника — обсуждения, в каких жилищах мы живем сейчас и в каких обитали люди раньше в — «старину», и еще раньше — в «древности». Из множества небольших иллюстраций-вырезок взрослый и дети выбирают подходящие и наклеивают на соответствующих «остановках», дополняя первые лаконичные «метки». В следующих «путешествиях» можно перейти к истории быта, транспорта, профессий, письменности и т. д., используя красочные книги познавательного характера, обращаясь для введения в тему к подходящим художественным текстам.
Остановки на «реке времени» от занятия к занятию должны обживаться — заполняться соответствующим иллюстративным материалом. Где это возможно, рассказ воспитателя и обсуждение следует подкрепить не только иллюстрациями, но и реальными старинными вещами, которые можно исследовать, пробовать в действии (например, определить, удобно ли было пользоваться для письма гусиным пером, перьевой ручкой и чернильницей). Реальных предметов должно быть несколько, чтобы каждый ребенок смог опробовать возможности исследуемого материала. Иллюстративный материал, предлагаемый для исследования, представляет собой карточки разного размера, от довольно крупных до мелких, которые рассматриваются всеми участниками, передавая из рук в руки. Только при такой работе с иллюстративным материалом возможно активное обсуждение, нахождение связей и зависимостей.
Панно «Лента времени» должно быть в открытом доступе для детей и открыто для дополнения – в свободной самостоятельной деятельности детей, активизировать их. При этом на очередном занятии надо иметь возможность использовать для дальнейших исследований. Тематика исследований может быть разнообразной, например, «Лента времени» под названием «Чудеса на колесах – от телеги до современных машин», «Мой родной город», «От семечка до взрослого растения», «Как растет ребенок» (на примере воспитателя). По такому принципу можно знакомить детей с прошлым, настоящим, разных предметов, стран, эпох, и т.д.
Таким образом, технология «Лента времени» помогает сформировать у детей потребность в познании истории людей, стран, предметов и т.д. Осознать такие понятия как, настоящее, прошлое, будущее.
Источник