Курсовая воспитание и развитие ребенка

Курсовая воспитание и развитие ребенка thumbnail

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Есинский детский сад Ржевского района Тверской области

Реферат на тему:

«Физическое воспитание и развитие детей раннего и дошкольного возраста».

Разработала :

воспитатель 1 категории

Марянян Яна Валерьевна.

2016

Содержание.

Введение.

Формы организации физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста.

Средства физического воспитания детей дошкольного возраста.

Заключение.

Список использованной литературы.

Введение.

Физическое воспитание ребёнка в условиях учреждений для детей раннего и дошкольного возраста является важной и ответственной задачей общественного воспитания, т.к. все дети, начиная с самого раннего возраста, должны расти здоровыми, крепкими, гармонически развитыми. Именно в дошкольном детстве формируется здоровье, общая выносливость, работоспособность, активная жизнедеятельность и др. качества, необходимые для всестороннего гармонического развития личности. Этот возраст наиболее благоприятен для закаливания организма, овладения элементарными жизненно необходимыми двигательными умениями и навыками. К моменту поступления в школу дети должны овладеть определённым запасом двигательных умений и навыков, которые позволят им адаптироваться к новым условиям и требованиям, предъявляемым к учебной деятельности, помогут более успешно усваивать школьную программу не только на первых, но и на последующих этапах обучения, проявления интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями и в частности всей физкультурно-спортивной деятельности. Формы организации физического воспитания представляют собой воспитательно-образовательный комплекс разнообразной деятельности детей, основу которого составляет двигательная активность ребёнка. Совокупность этих форм создаёт определённый двигательный режим, необходимый для полноценного физического развития и укрепления здоровья детей.

К формам организации физического воспитания детей относятся:

  • физкультурные занятия;

  • физкультурно-оздоровительные мероприятия (утренняя гимнастика, физкультминутки, закаливающие процедуры);

  • повседневная работа по физическому воспитанию детей (подвижные игры, прогулки, индивидуальная работа с детьми, самостоятельные занятия детей различными видами физических упражнений, прогулки).

Все эти формы, отвечая общим задачам физического воспитания и всестороннего развития ребёнка, находятся во взаимосвязи. Каждая из них имеет свои специальные задачи, определяющее её место в режиме дня дошкольного возраста.

Физкультурные занятия.

Основной формой систематического обучения детей физическими упражнениями, является физкультурные занятия. Специальной задачей этих занятий является обучение детей всех возрастных групп правильными двигательными навыкам и воспитания физических качеств. Значения занятий заключаются в систематическом осуществлении взаимосвязанных оздоровительных, образовательных и воспитательных задач, выполнение которых обеспечивает физическое развитие, укрепление здоровья ребёнка, приобретение им правильных двигательных навыков, воспитание положительного отношения к физкультуре и спорту, всестороннее развитие его личности. Осуществление оздоровительных задач достигается на занятиях путём разносторонней двигательной деятельности детей, содействующей повышению всех физиологических процессов в организме, усилению его жизнедеятельности, в оптимальных гигиенических условиях. Воспитательно-образовательные задачи решаются путём формирования морально — волевых чёрт личности ребёнка в процессе занятий, сообщения некоторых элементарных знаний и терминов из области физкультуры и спорта, воспитание правильных двигательных навыков и физических качеств. Таким образом, систематическое выполнение в процессе занятий всех поставленных задач формирует духовные и физические силы детей. Физкультурные занятия разнообразны по содержанию. Структура занятия заключается в последовательном выполнении детьми физических упражнений. Она определяется поставленными задачами и особенностями работоспособности нервной системы и всего организма ребёнка на каждом отдельном этапе возрастного развития. Контроль за динамикой состояния организма ребёнка и его психики на занятии — одно из основных обязанностей воспитания, от этого зависит эффективность всего процесса обучения и воспитания. Чтобы физкультурные занятия отвечали поставленным воспитательно-образовательным и оздоровительным задачам, они должны быть интересны, вызывать у детей определённый эмоциональный подъём. Интерес на занятиях в любой возрастной труппе обеспечивается определённой новизной упражнений и игр, постепенным усложнением задач, которые вызывают работу мысли, активность действий, положительные эмоции, желание достичь результата.

Физкультурно-оздоровительные мероприятия.

К физкультурно-оздоровительным мероприятиям относятся: утренняя гимнастика, физкультминутки, закаливающие процедуры в сочетании с физическими упражнениями. Утренняя гимнастика является обязательной частью ежедневного режима ребёнка в семье, яслях, детском саду. Она предполагает совокупность специально подобранных упражнений, оказывающих разностороннее воздействие на организм занимающихся в целях укрепления здоровья, развитие двигательных умений и качеств, совершенствование двигательных способностей с учётом физической нагрузки на организм, также она повышает жизнедеятельность организма, растормаживает нервную систему после сна, сокращает время перехода от сна к бодрствованию. Утренняя гимнастика, влияя на формирование правильной осанки, углубляет дыхание, усиливает кровообращения, содействует обмену веществ. Зарядка, как ещё утреннюю гимнастику называют в практике, воспитывает у детей внимание, целеустремлённость, способствует повышению умственной деятельностью, вызывает эмоции и радостные ощущения. Таким образом, утренняя гимнастика во взаимосвязи с закаливающими процедурами является важным, многостороннем физкультурно — оздоровительным процессом, повышающим и сохраняющим в течение дня жизнерадостное состояние ребёнка. Значение физкультминутки (кратковременные физические упражнения) заключается в смене характера деятельности и позы ребёнка путём двигательной активности, снимающей утомления, восстанавливающей эмоционально — положительные состояния психики. Если в процессе занятия ребёнок долго сидит, то вследствие статического состояния мышц возникают застойные явления, влияющие на нервную систему и вызывающие чувства усталости. Ребёнок начинает проявлять «двигательное беспокойство», старается изменить позу, подчас невыгодную для формирующееся осанки. Физкультминутка направлена на внимания, деятельного состояния всего организма. Выполнения физических упражнений или подвижная игра вызывает активную работу мышц, а это в свою очередь усиливает кровообращения и тем самым повышает интенсивность работы сердца, дыхания. Всё вместе влияет на восстановление эмоционально — положительного состояния психики ребёнка, повышение умственной деятельности и общего физического состояния. Усталость исчезает, ребёнок отдохнул и снова охотно занимается. Закаливающие процедуры в сочетание с физическими упражнениями также играют немалую роль в физкультурно-оздоровительных мероприятиях. В дошкольных учреждений в целях закаливания детей используется воздушные ванны, водные процедуры и солнечные ванны. Закаливающие процедуры наиболее эффективны в сочетание с физическими упражнениями. Активная мышечная работа содействует совершенствованию процесса теплорегуляции и тем самым приспособлению организма к окружающей внешней среде. В процессе закаливания происходит глубокая перестройка организма, а если ребёнок активен, она осуществляется естественно и просто. Закаливающие мероприятия в сочетании с интересными для ребёнка физическими упражнениями вызывает эмоциональный подъём, повышают функции нервных центров, благотворно воздействует на вегетативную нервную систему.

Организации работы по физическому воспитанию в повседневной жизни.

Правильная организация физического воспитания детей в повседневной жизни обеспечивает выполнения двигательного режима, необходимого для здорового физического воспитания ребёнка и его психики в течение дня. Оздоровительные и воспитательно-образовательные задачи программы физического воспитания детей осуществляется в различных формах: подвижные игры, прогулки, индивидуальная работа с отдельными детьми и с небольшими группами, физкультурные праздники, самостоятельные занятия. Подвижные игры как основная двигательная деятельность детей дошкольного возраста планируется воспитателем в различное время дня в соответствие с режимом каждой возрастной группы. Чтобы использовать все возможности для игровой деятельности детей в течение дня, необходимо строго придерживается установленного режима, основу которого составляет врачебно — гигиенические требования и учёт возрастных особенностей детей каждой группы. Подвижные игры способствуют всестороннему развитию детей, содействуют оздоровления организма, обогащают жизнь детей новым содержанием, воспитывают их чувства, поведения, ориентировку в окружающей среде, самостоятельность и творческую инициативу. Не менее важное значение имеет самостоятельная деятельность детей в течение дня. У ребёнка сильная потребность в движениях, однако, чтобы они не были бесцельными и случайными, необходимо целенаправленное руководство воспитателя. Нужно своевременно предлагать интересную для ребёнка деятельность, периодически корректировать её, дозировать время. Занимаясь самостоятельно, ребёнок сосредотачивает внимание на действиях, ведущих к достижению увлекающей его цели. Добиваясь успешного её осуществления, он изменяет способы действия, сопоставляя их и выбирая наиболее целесообразные. Большое место в самостоятельной деятельности детей должны занимать подвижные игры с правилами: они развивают творческую инициативу, организаторские умения, вырабатывают критерии оценки поведения участников и выполнения правил, сближают детей. Физкультурные праздники в детском саду представляют собой демонстрацию здорового, жизнерадостного состояния детей и их достижений в формировании двигательных навыков. Основу программы физкультурного праздника должны составлять весёлые подвижные игры и разнообразные физические упражнения, усвоенные на регулярных физкультурных занятия, они не требуют специальной подготовки и естественно вливаются в праздничную программу, доставляя детям большое удовольствие. Вся многообразная двигательная деятельность детей проходит под руководством воспитателя. От него зависит создание спокойной обстановки, поддержание жизнерадостного настроения детей, целесообразная занятость каждого ребёнка, необходимая смена деятельности, дозировка её, соблюдения всего двигательного режима.

Средства физического воспитания детей дошкольного возраста.

Для решения задач физического воспитания детей дошкольного возраста используются различные средства: гигиенические факторы, естественные силы природы, физические упражнения. Кроме того, на физическое воспитание детей влияют движения, входящие в различные виды деятельности (труд, лепка, рисование, конструирование, игра на музыкальных инструментах, процессы одевания, умывания и др.). Указанные средства имеют разное значение и занимают определенное место и в системе физического воспитании на разных этапах возрастного развития человека. В тесной связи с ними используются также средства нравственного, умственного, эстетического воспитания, направленные на гармоническое развитие личности.

Гигиенические факторы являются своеобразным средством физического воспитания. Соблюдение требований личной и общественной гигиены, режима деятельности, сна, питания и т. д. вызывает у человека положительные эмоции, что в свою очередь улучшает деятельность всех органов, систем и повышает работоспособность. Кроме того, гигиенические факторы составляют обязательное условие для более эффективного воздействия физических упражнений на организм занимающихся. Несоблюдение чистоты помещений, а также физкультурного оборудования, инвентаря, игрушек, одежды, обуви может привести к различным заболеваниям детей и снизить положительное влияние физических упражнений на их физическое развитие.

Естественные силы природы (солнце, воздух, вола) являются важным средством укрепления здоровья, а также повышения работоспособности: вода очищает кожу от загрязнения; солнечные лучи убивают различные микробы, благоприятствуют отложению под кожей витамина D и охраняют человека от заболевании. Использование естественных сил природы в сочетании с физическими упражнениями наиболее благоприятно для детского организма. Солнце, воздух, вода используются и как самостоятельные средства закаливания организма человека, они вырабатывают приспособляемость организма к повышенной и пониженной температуре воздуха, воды, к резким и быстрым изменениям метеорологических факторов. Для разностороннего закаливания следует применять все естественные силы природы, наиболее целесообразно сочетая их.

Закаливание имеет и другое значение: оно способствует воспитанию волевых качеств (смелости, выдержки и др.). Физические упражнения — основное специфическое средство физического воспитания. Это двигательные действия, а также сложные виды двигательной деятельности, отобранные для решения задач физического воспитания. Двигательной деятельностью называют всякую деятельность, характерным компонентом которой является активность двигательного аппарата человека; к сложней двигательной деятельности относится подвижная игра. Понятие «упражнение» применяется и для обозначения неоднократного выполнения двигательных действий. При правильной методике проведения физические упражнения способствуют осуществлению физического, нравственного, умственного, эстетического и трудового воспитания, развитию всех психических процессов. Движения, входящие в различные виды деятельности (груд, лепка и др.), могут оказывать положительное влияние па физическое развитие ребенка. В дошкольных учреждениях труд используется при строгом дозировании нагрузки, с учетом особенностей возраста детей состояния их здоровья, физического развития и физической подготовленности. Эффективность использования средств физического воспитания повышается при правильном сочетании их на разных возрастных этапах. Так, в первые месяцы жизни ребенка наибольшее значение имеют гигиенические факторы и естественные силы природы. В дальнейшем увеличивается роль физических упражнений, а также различных видов деятельности, включающих разнообразные движения.

Заключение.

Физическое воспитание детей дошкольного возраста требует сегодня от воспитателей, преподавателя глубоких знаний и творческого подхода. Именно в этом возрасте осуществляется наиболее интенсивный рост и развитие важнейших систем организма и их функций, закладывается база для всестороннего развития физических и духовных способностей. Основой всестороннего развития ребенка в первые годы жизни является физическое воспитание. Организованные физкультурные занятия, а также свободная двигательная деятельность улучшают деятельность сердечно — сосудистой, дыхательной и нервной системы, укрепляют опорно-двигательный аппарат, улучшают обмен веществ. Они повышают устойчивость ребенка к заболеваниям, мобилизуют защитные силы организма. Чем большим количеством разнообразных движений овладеет ребенок, тем шире возможности для развития ощущения, восприятия и других психических процессов, тем полноценнее осуществляется его развитие. Поэтому, если данный период будет упущен в плане грамотного физического воспитания, то в дальнейшем наверстать проблемы, устранить допущенные ошибки будет чрезвычайно трудно.

Список использованной литературы :

  1. Матвеева А.П. и Мельникова С.Б. Методика физического воспитания с основами теории. — М. 1991.

  2. Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду. — М., 1986. -304с.

  3. Спирина В.П. Закаливание детей. — М., 1978.

  4. Тонкова — Ямпольская Р.В. и Чертова Т.Я. Воспитателю о ребёнке дошкольного возраста. — М., 1987. — 224с.

  5.  Холодов Ж.К. и Кузнецов В. С. Теория и методика физического воспитания и спорта. — М., 2000. — 480с.ВАЛЕРЬЕВНА ДОЛЖНА!!!!!!!

ГОНИ ЛИТРАЖ

ХОРОШО11ВЕДЕР ИЛИ ЛИТРОВ?

Источник

ловища. Увеличива-ется относительный объем груди. Выравнивается соотно-шение между массой тела и объемом сердца, а также ликвидируется отставание в развитии кровеносно-сосу-дистой системы. Повышается
мышечная сила, возраста-ет физическая работоспособность, а координация движе-ний по своим качествам приближается к состоянию взрос-лого человека. В основном заканчивается половое созре-вание, общий
темп роста замедляется, но укрепление физических сил и здоровья продолжается. Все это ска-зывается на поведении старшеклассников. Они отлича-ются достаточно высокой физической работоспособностью,
относительно меньшей утомляемостью, что иногда обус-ловливает переоценку своих сил, неумение более обдуманно подходить к своим физическим возможностям.

На более высокую ступень поднимается развитие не-рвной системы, обусловливающее ряд специфических особенностей познавательной деятельности и чувствен-ной сферы. Преобладающее значение в
познавательной деятельности занимает абстрактное (от лат. abstraktion — мысленная отвлеченность) мышление, стремление глуб-же понять сущность и причинно-следственные связи изу-чаемых предметов и
явлений.

Старшие школьники осознают, что в учении знание фактов и примеров ценно лишь как материал для размыш-лений, для теоретических обобщений. Вот почему в их мышлении преобладает аналитико-синтетическая
деятель-ность, стремление к сравнениям, а присущая подрост-кам категоричность суждений уступает место гипотети-ческим предположениям, необходимости понять диалек-тическую сущность изучаемых
явлений, видеть их про-тиворечивость, а также те взаимосвязи, которые суще-ствуют между количественными и качественными изме-нениями. Но все эти особенности мышления и познава-тельной деятельности
формируются под определяющим влиянием обучения. Если же учителя не проявляют дол-жной заботы о развитии мыслительных способностей, то у некоторых старшеклассников может сохраняться тен-денция к
полумеханическому запоминанию изучаемого материала.

В старшем школьном возрасте большинство учащихся имеют устойчивые познавательные интересы. Особенно это относится к хорошо успевающим школьникам. Исследования показывают, что наиболее
распространенным является интерес к изучению предметов естественного цикла: математики, физики, экономики, информатики. В этом сказывается понимание их роли и значения в на-учно-техническом
прогрессе. По этой причине отдельные старшеклассники меньше внимания уделяют изучению гуманитарных предметов. Все это требует от учителей не только повышения качества преподавания этих предме-тов,
но и содержательной внеклассной работы с тем, чтобы возбуждать и поддерживать интерес юношей и девушек к изучению литературы, истории и других гуманитарных предметов.

Что же касается средне- и слабоуспевающих учащихся, то многие из них не имеют четко выраженных познава-тельных интересов, а некоторые нередко вообще учатся без достаточной охоты. Психологически это
объясняется тем, что трудности и отсутствие успехов в овладении зна-ниями отрицательно сказываются на их эмоциональной и мотивационной сфере, что в конечном итоге и снижает тонус их учебной работы.
Преодолеть этот недочет мож-но только при условии оказания им своевременной и дей-ственной помощи в учебе и повышении качества успева-емости.

Развитие мыслительных способностей и стремление к более глубоким теоретическим обобщениям стимулиру-ют работу старшеклассников над речью, порождают у них желание облекать свои мысли в более точные
и яркие словесные формы, а также использование для этой цели афоризмов, выдержек из научных трудов и художе-ственных произведений. Отдельные из них ведут в спе-циальных тетрадях и блокнотах записи
новых слов, тер-минов и интересных высказываний выдающихся людей. Все это необходимо учитывать в учебно-воспитательной работе и помогать учащимся оттачивать свои мысли, учить их обращаться к
словарям, глубоко разъяснять научные термины, иностранные слова и т.д. Особенно большую роль играет в этом организация внеклассного чтения, работа по воспитанию культуры речи, оказание помощи
учащимся в преодолении речевых дефектов.

На более высокий уровень поднимается у старших школьников развитие чувств и волевых процессов. В частности, усиливаются и становятся более осознанны-ми чувства, связанные с
общественно-политическими событиями. Общественные переживания и чувства оказывают силь-ное воздействие на нравственное формирование старше-классников. Именно в этом возрасте на основе моральных
знаний и жизненного опыта вырабатываются определен-ные нравственные взгляды и убеждения, которыми руко-водствуются юноши и девушки в поведении. Вот почему так важно, чтобы в школе содержательно
осуществля-лось гражданское и моральное воспитание, проводились дискуссии, а учащиеся систематически вовлекались в об-щественную работу. Исследования показывают, что слабая постановка гражданского
и морального воспитания обора-чивается существенными издержками в развитии старшек-лассников. Отдельные из них могут проявлять гражданс-кую пассивность, вовлекаться в различные внешкольные
объединения с негативной направленностью.

Годы ранней юности для многих учащихся характе-ризуются сильными интимными переживаниями, первой любовью, нередко оставляющей след на всю жизнь. Задача учителей и всех тех, кто соприкасается с
учащимися этого возраста,— бережно относиться к их интимным пережи-ваниям, не вторгаться в эти чувства, понимать и всячес-ки щадить их. Однако, проявляя понятную в этих случаях осторожность и
деликатность, необходимо ставить перед учащимися вопросы дружбы и любви, а также взаимоот-ношений между полами, с помощью медицинских работ-ников осуществлять соответствующее гигиеническое
про-свещение, причем в ряде случаев целесообразно прово-дить эту работу отдельно с юношами и девушками.

Развитие чувственной сферы и сознательности стар-шеклассников оказывает большое влияние на волевые процессы, причем в протекании волевых актов решаю-щее значение принадлежит обдумыванию своих
намере-ний и поведения. Замечено, что если учащийся поставил перед собой определенную цель в учебной или обществен-ной работе или же четко определил жизненные планы с учетом своих интересов и
склонностей, он, как правило, проявляет высокую целеустремленность и энергию в работе, а также настойчивость в преодолении встречаю-щихся трудностей.

С этим связана и другая особенность старшекласс-ников, относящаяся к работе над своим самовоспита-нием. Если подростки в большинстве своем отличаются повышенной требовательностью к другим и
недоста-точно требовательны к себе, то в юношеском возрасте положение изменяется. Они становятся более тре-бовательными к. себе и своей работе, стремятся вырабаты-вать у себя те черты и качества
поведения, которые в наибольшей мере способствуют осуществлению наме-ченных планов. Все это говорит о том, какое большое значение имеют внутренние факторы (цели, мотивы, ус-тановки и идеалы) в
развитии личностных качеств стар-шеклассников.

Существенной особенностью старших школьников является обостренность их сознания и чувств в связи с предстоящим жизненным самоопределением и выбором профессии. Вопрос, кем быть, для них уже не
является отвлеченным, и решается он не без колебаний, не без трудностей и внутренних переживаний. Дело в том, что школьное обучение, так или иначе, делает для них более привычным умственный труд, и
под влиянием этого мно-гие юноши и девушки мечтают связать свою жизнь с интеллектуальной деятельностью. Общественные же по-требности таковы, что подавляющее большинство стар-шеклассников после
окончания школы должно вливаться в сферу материального производства. В результате этого у отдельных юношей и девушек, особенно из числа сла-боуспевающих, складывается ложное мнение о том, что
учение дает мало пользы: работать на заводе, заниматься мелкой торговлей, мелким и средним бизнесом, дескать, можно и без среднего образования… Это отрицательно сказывается на их отношении к
овладению знаниями. Поэтому необходимо оказывать учащимся действенную помощь в формировании их жизненных планов, прово-дить содержательную профориентацию, основной смысл которой должен состоять в
том, чтобы раскрыть красоту человека труда, творческий характер работы на совре-менном производстве.

В развитии и воспитании старшеклассников нередко проявляется и такая трудность. Стремление многих роди-телей создать лучшие условия для жизни и учебы своих детей приводит к тому, что последние
привыкают к удов-летворению всех своих запросов, вследствие чего у них зачастую формируется потребительское отношение к жизни. Недостаточность же практического опыта порож-дает отставание их общего
социального развития и неко-торую инфантильность (от лат. infantilis — детский) в суждениях, что в свою очередь не дает им возможности понять неумеренность многих их потребностей и
нецелесообразность их удовлетворения. Все это обусловливает необходимость расширения общественно полезной деятельности учащихся и привлечения их к системати-ческому труду как в школе, так и дома.

Нельзя не отметить и того, что на развитие и поведе-ние старшеклассников большое влияние оказывает их повышенная реактивность (чувствительность) ко всему новому, что происходит в жизни, литературе,
искусстве, музыке, а также в моде. Они чутко и быстро улавливают это и стремятся копировать все ультрасовременное. На этом фоне у них нередко обнаруживается неверное отно-шение к классике в
искусстве и литературе, непонима-ние важной роли положительных культурных и трудовых традиций. Это также создает определенные проблемы в воспитании. Но при правильном подходе эти проблемы решаются
успешно. Главное здесь — не борьба со стрем-лением юношей и девушек ко всему новому, а наоборот, своевременное и умелое приобщение их к современным веяниям в искусстве, литературе и моде,
воспитание куль-туры восприятия этого нового, преодоление тех крайнос-тей, которые иногда наблюдаются в следовании моде.

Таковы важнейшие особенности развития и организа-ции учебно-воспитательной работы в старших классах.

Индивидуальные особенности развития учащихся и их учет в процессе воспитания.

Возрастные особен-ности развития учащихся по-разному проявляются в их индивидуальном формировании. Это связано с тем, что школьники в зависимости от природных задатков и ус-ловий жизни (связь
биологического и социального) су-щественно отличаются друг от друга. Вот почему разви-тие каждого из них в свою очередь характеризуется зна-чительными индивидуальными различиями и особенно-стями,
которые необходимо учитывать в процессе обуче-ния и воспитания.

Какие же проблемы встают перед работниками школы в данном случае?

При учете возрастных особенностей развития детей педагог во многом опирается на обобщенные данные пе-дагогики и возрастной психологии, о которых шла речь раньше. Что же касается индивидуальных
различий и осо-бенностей воспитания отдельных учащихся, то здесь ему приходится полагаться лишь на тот материал, который он накапливает в процессе личного изучения школьников. На какие же вопросы
следует обращать внимание при изучении индивидуальных особенностей учащихся? Су-щественное значение имеет изучение физического состо-яния и здоровья школьников, от которых во многом за-висит их
внимание на уроке и общая работоспособность. Нужно знать ранее перенесенные учеником заболевания, тяжело отразившиеся на его здоровье, хронические болез-ни, состояние зрения и склад нервной
системы. Все это будет помогать правильно дозировать физические нагруз-ки, определять место посадки учеников в классе (напри-мер, учащихся с ослабленным зрением нужно садить поближе к доске,
подверженных простудным заболева-ниям — дальше от окон и т.д.), а также сказываться на участии в различных спортивно-массовых и оздорови-тельных мероприятиях.

Весьма важно знать особенности познавательной деятельности учащихся, свойства их памяти, склоннос-ти и интересы, а также предрасположенность к более успешному изучению тех или иных предметов. С
учетом этих особенностей осуществляется индивидуальный под-ход к учащимся в обучении: более сильные нуждаются в дополнительных занятиях с тем, чтобы интенсивнее развивались их интеллектуальные
способности: слабей-шим ученикам нужно оказывать индивидуальную помощь, развивать их память, сообразительность, позна-вательную активность и т.д.

Большое внимание необходимо уделять изучению чув-ственно-эмоциональной сферы учащихся и своевременно выявлять тех, кто отличается повышенной раздражитель-ностью, болезненно реагирует на замечания,
не умеет поддерживать благожелательных контактов с товарища-ми. Не менее существенным является знание типологии характера каждого ученика, которое поможет учитывать ее при организации коллективной
деятельности, распре-делении общественных поручений и преодолении отри-цательных черт и качеств. Сложным, но очень важным является изучение внут-ренних побудительных факторов поведения и развития
школьников — их потребностей, мотивов и установок, их позиции по отношению к учению, происходящим в об-ществе событиям и изменениям, труду, а также к учите-лям и коллективу товарищей. Изучение
учащихся долж-но охватывать также ознакомление с условиями домаш-ней жизни и воспитания, их внешкольные увлечения и контакты, которые оказывают значительное влияние на их воспитание и развитие.

Значительное место занимает знание учителями тех важных вопросов, которые связаны с обучаемостью и воспитуемостью учащихся и включают в себя степень восприимчивости педагогических влияний, а также
дина-мику формирования тех или иных личностных качеств. В заключение подчеркнем, что только глубокое изу-чение и знание особенностей развития каждого школь-ника создает условия для успешного учета
этих особен-ностей в процессе обучения и воспитания.

Заключение

Личность человека формируется и развивается в результате воздействия многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от
воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не мыслится как пассивное существо, которое фотографически отображает внешнее воздействие. Он
выступает как субъект своего собственного формирования и развития.

Тема данного реферата “Возрастные и индивидуальные особенности развития личности” и на сегодняшнее время остается актуальной. Изучение данной темы дает возможность сравнить особенности физического
развития учащихся младшего, среднего и старшего школьного возраста, дает сравнительный анализ нервно-психической и познавательной сфер учащихся различных возрастов и показывает их влияние на
организацию учебной деятельности. Также изучение данной темы показывает, какими особенностями характеризуются поведение и личностное развитие учащихся разных возрастных групп, определяет вопросы,
какие должны быть в центре внимания педагогов при изучении индивидуальных особенностей учащихся.

Список использованных источников

Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. Под ред. П.И.Пидкасистоо.- М., Российское педагогическое агентство, 1995

Педагогика: Учебн. — 6-е изд. — Мн.:Университэцкае, 2000. — 560 с.

И. Ф. Харламов «Педагогика»

Учебное пособие для педагогических институтов под редакцией Бобнянского.

………..Страницы: 1 | [2] |

Источник