Курсовая роль взрослого в психическом развитии ребенка

Курсовая роль взрослого в психическом развитии ребенка thumbnail

метки: Развитие, Взрослый, Психический, Жизнь, Дошкольный, Процесс, Деятельность, Возраст

ВВЕДЕНИЕ:

Каждый период детства имеет свои особые, неповторимые достоинства. В отдельные периоды детства возникают повышенные, иногда чрезвычайные возможности развития психики в тех или иных направлениях, а затем такие возможности постепенно или резко ослабевают. Ребенок максимально нуждается во взрослом. Общение в этот период должно носить эмоционально-положительный характер. Тем самым у ребенка создается эмоционально-положительный тонус, что служит признаком физического и психического здоровья. Многие исследователи отмечали, что отрыв ребенка от матери в первые годы жизни вызывает значительные нарушения в психическом развитии ребенка, что накладывает неизгладимый отпечаток на всю его жизнь.

Л.С. Выготский считал, что отношение ребенка к миру — зависимая производная величина от самых непосредственных и конкретных его отношений к взрослому человеку. Поэтому так важно заложить основу доверительных отношений между ребенком и взрослым, обеспечив эмоционально и психологически благоприятные условия для гармоничного развития ребенка.

Актуальность темы заключается в том, что роль взрослого в целом, взаимосвязь между общением, речью и психологическим развитием очень важны в жизни ребенка.

Цель: Изучить роль взрослого в психическом развитии ребенка дошкольного возраста.

Объект: Роль взрослого в развитии психики ребёнка.

Задачи:

— Дать характеристику психического развития дошкольника;

— Изучить факторы психического развития ребёнка;

— Показать роль взрослого в психическом развитии ребёнка дошкольного возраста.

Методологическая основа: Научные труды психологов И. Ю Кулагиной., М. Н. Лисиной, Л. С. Выготского, Л. Н. Галигузовой, Е. О. Смирнова.

Ключевые слова: Психическое развитие, факторы, наследственность, среда, роль взрослого.

ГЛАВА I. Психологические основы развития ребёнка дошкольного возраста

1.1 Общая характеристика развития дошкольника

Дошкольное детство — большой отрезок жизни ребенка. Условия жизни в это время стремительно расширяется: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов Деятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему еще недоступно. Кроме того, не менее сильно он стремится и к самостоятельности. Из этого противоречия рождается ролевая игра — самостоятельная Деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых [15].

6 стр., 2830 слов

Роль взрослого в психологическом развитии ребёнка

… . Влияние взрослых на процесс психического развития ребенка .1. Особенности психического развития ребенка .2. Роль взрослого в психическом развитии ребенка Глава 2. Экспериментальное исследование влияния взрослых на процесс психического развития ребенка Заключение Список …

Игра — ведущая Деятельность, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. Прежде всего, в игре дети учатся полноценному общению друг с другом. В игре развивается мотивационно-потребностная сфера ребенка. Возникают новые мотивы Деятельности и связанные с ними цели. В развитой ролевой игре с ее замысловатыми у детей формируется творческое воображение. Игра способствует становлению произвольной памяти, в ней преодолевается так называемый познавательный эгоцентризм [17].

Развитие психических функций

Речь. В основном завершается долгий и сложный процесс овладения речью. К 7 годам язык становится средством общения и мышления ребенка, а также предметом сознательного изучения, поскольку при подготовке к школе начинается обучение чтению и письму. Язык становится действительно родным. Развивается звуковая сторона речи. Интенсивно растет словарный запас речи. Развивается грамматический строй речи. Ребенок 3 — 5 л. не просто активно овладевает речью — он творчески осваивает языковую действительность. Это позволяет перейти к контекстной речи. Овладевает всеми формами устной речи, присущими взрослым. У него появляются развернутые сообщения — монологи, рассказы. В общении со сверстниками развивается диалогическая речь, включающая указания, оценку, согласование игровых действий и тому подобное. Эгоцентрическая речь помогает ребенку планировать и регулировать его действия.

Восприятие утрачивает свой первоначально аффективный характер: перцептивные и эмоциональные процессы дифференцируются. Восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются произвольные действия — наблюдение, рассматривание, поиск. Восприятие и мышление настолько тесно связаны, что говорят о наглядно-образном мышлении, наиболее характерном для этого возраста.

11 стр., 5241 слов

Психология детей с нарушениями речи

… .– М., 2002. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей.- М., 2002. Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития / Хрестоматия. Сост. Астапов … — 7 лет) нарушения речи при поражениях мозга по типу афазий в основном стертые и в большей мере касаются слухоречевой памяти (Л. С …

Мышление. Основная линия развития мышления — переход от наглядно-действенного к наглядно-образному и в конце периода — к словестному мышлению. Основным видом мышления, тем не менее, является наглядно-образное. К концу дошкольного возраста появляется тенденция к обобщению, установлению связей. Возникновение ее важно для дальнейшего развития интеллекта, несмотря на то, что дети часто производят неправомерные обобщения, недостаточно учитывая особенности предметов и явлений, ориентируясь на яркие внешние признаки.

Память. Как считал Л.С. Выготский, память становится доминирующей функцией и проходит большой путь в процессе своего становления. Ни до, ни после этого периода ребенок не запоминает с такой легкостью самый разнообразный материал. Однако память дошкольника имеет ряд специфических особенностей. У младших дошкольников память непроизвольна. В среднем дошкольном возрасте начинает формироваться произвольная память. Сознательное, целенаправленное запоминание и припоминание появляются только эпизодически. В дошкольном возрасте память включается в процесс формирования личности. Третий и четвертый годы жизни становятся годами первых детских воспоминаний [3].

Развитие Личности

Дошкольный возраст, как писал А.Н. Леонтьев — это «период первоначального фактического склада личности».

Эмоциональная сфера. Для дошкольного детства характерна в целом спокойная эмоциональность, отсутствие сильных аффективных вспышек и конфликтов по незначительным поводам. Этот новый относительно стабильный эмоциональный фон определяет динамика представлений ребенка. Теперь появление представлений дает возможность ребенку отвлечься от непосредственной ситуации, у него возникают переживания, с ней не связанные, и сиюминутные затруднения воспринимаются не так остро, теряют свою прежнюю значимость.

Изменяется в этот период и структура самих эмоциональных процессов. Переживания становятся сложнее и глубже. Изменяется содержание аффектов — расширяется круг эмоций. Особенно важно появление таких эмоций как сочувствие другому, сопереживание

14 стр., 6668 слов

Предмет и структура гендерной психологии. Направления и задачи развития гендерной психологии.

… ребенка и взрослого». Предмет и структура гендерной психологии. Направления и задачи развития гендерной психологии. Предмет гендерной психологии — это особенности психики, которые связаны с полом … (с 1990-х гг. по настоящее время) — это бурное развитие зарубежной гендерной психологии. Признаки расцвета этой области — новый всплеск экспериментальных исследований, теоретическое …

Мотивационная сфера. Самым важным личностным механизмом, формирующимся в…

ИСТОЧНИКИ:

1. Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. — М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000.

2. Венгер Л. А., Мухина В. С. Психология: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ. — М.: Просвещение, 1988.

3. Выготский Л.С. Детская психология / Собрание сочинений. — Т.4. — М.: Союз, 2006.

4. Выготский Л.С. Педагогическая психология. — М., 2006.

5. Галигузова Л. Н.; Смирнова Е. О. Искусство общения с ребёнком (Советы психолога) М. 2004.

6. Галигузова Л. Н.; Смирнова Е. О. Ступени общения от года до семи лет М. 1992.

7. Кулагина И. Ю., В.Н. Колюцкий Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека. — М.: ТЦ Сфера, при участии Юрайт, 2002.

8. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М., 1975.

9. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. — Воронеж: НПО Модек, 1997.

10. Мещерякова С. Ю. Авдеева Н. Н. Вы и младенец М. 1960.

11. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов.4-е изд., стереотип. М.: Издательский центр Академия, 2005.

12. Мухина В.С. Детская психология М.: 1985.

13. Психология дошкольника. Хрестоматия / Сост. Г. А. Урунтаева. М.: Издательский центр Академия, 2007.

14. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений — 5-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр Академия, 2001.

15. Эльконин Д. Б. Детская психология М. 1960.

16. Эмоциональное развитие дошкольника: Пособие для воспитателей дет. сада /А.В.Запорожец, Я.З.Неверович, А.Д.Кошелева и др.; Под ред. А.Д.Кошелевой. — М.: Просвещение, 1985.

5 стр., 2334 слов

Учебные и научные материалы по психологии в Сети

… перечисленным направлениям имеются статьи, описания методик, ссылки. Подборка ресурсов по психологии — ссылки, рецензии на новые книги в России и … -педагогических терминов — bspu.secna.ru/glossaries/psihological/tituln.html. Центр НЛП в образовании — www.nlpcenter.ru. Флогистон … психологии приведена на сервере Артёма Душкина — dushkin.boom.ru. В видеZIP-архивов представлены работы и учебные пособия …

17. Сылка: < students/bilety/texts/29.html>

18. Ссылка: < razvitie-vospitanie>

19. Ссылка: < l03_00/l0301121.shtml>

20. Ссылка: < referats>

21. Ссылка: 2323/psihicheskoe-razvitie-rebenka-ot-3-do-7-let

22. Ссылка: < psychology/180 2701.html>

23. Ссылка: < vozrastnaya-psihologiya783/vliyanie-vzroslogo-razvitie-lichnosti-39 656.html>

24. Ссылка: < blogs/post/331 724 141−109 674 950/>

25. Ссылка: 296-rol-igry-v-psixicheskom-razvitii-rebenka.html

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Источник

назад (Назад)скачать (Cкачать работу)

Функция «чтения» служит для ознакомления с работой. Разметка, таблицы и картинки документа могут отображаться неверно или не в полном объёме!

ОГЛАВЛЕНИЕВведение

Глава 1. Влияние взрослых на процесс психического развития ребенка

.1. Особенности психического развития ребенка

.2. Роль взрослого в психическом развитии ребенка

Глава 2. Экспериментальное исследование влияния взрослых на процесс психического развития ребенка

Заключение

Список литературы

Приложение ВВЕДЕНИЕ Актуальность работы. Важную роль в психическом развитии ребенка играют взрослые. То, что ребенок в детские годы приобретает в процессе общения с взрослыми, он сохраняет в течение всей последующей жизни [6, с. 123].

Проблема общения детей раннего возраста с взрослыми очень актуальна и злободневна. Исследованиями выдающихся отечественных психологов доказано, что общение — важнейший фактор психического развития ребенка (Венгер Л. Я., Коломенский Я. П., Лисина М. И., Запорожец А. А. и др.). [5, с. 88-89].

Дефицит общения взрослого с ребенком, по мнению специалистов, ведет к различным нарушениям: в одних случаях к возникновению задержки психического развития, в других — к педагогической запущенности, а в более тяжелых случаях — даже к гибели детей на ранних этапах онтогенеза. Психическое развитие ребенка начинается с общения. Это первый вид социальной активности, который возникает в онтогенезе и благодаря которому ребенок получает необходимую для его индивидуального развития информацию [11, с. 45].

Л. С. Выготский считал, что отношение ребенка к миру — зависимая и производная величина от самых непосредственных и конкретных его отношений к взрослому человеку. Поэтому так важно заложить основу доверительных отношений между ребенком и взрослым, обеспечив эмоционально и психологически благоприятные условия для гармоничного развития ребенка [22, с. 80]. Именно поэтому данная тема является актуальной.

Цель работы — выявить особенности влияния взрослых на процесс психического развития ребенка.

Объект работы — психическое развитие ребенка.

Предмет работы — влияние взрослого на процесс психического развития ребенка.

Задачи работы:

.Рассмотреть особенности психического развития ребенка.

. Анализировать влияние взрослого на психическое развитие ребенка.

. Экспериментально исследовать влияние психическое развитие на личность ребенка.

Гипотеза исследования. Предполагается, что

) негативные особенности психического развития ребенка зависят от типа отношений с взрослыми;

) властное, подавляющее отношение взрослых к ребенку способствует развитию у ребенка агрессивности и других отрицательных качеств;

) правильное гармоничное отношение взрослых к детям способствует развитию успешной всесторонне развитой личности.

Теоретической базой исследования явились работы С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Л.С. Выготского, А. Маслоу, К. Роджерса, Л.И. Божович, А.В. Запорожца, К.Д. Ушинского, В.С. Мухиной и многих других.

Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось на базе детского дома № 2 г. Вологда. В исследовании принимали участие 5 детей дошкольного возраста (5-6 лет).

Методики исследования:

Методика «Несуществующее животное».

Методика «Рисунок человека».

Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, синтез, обобщение, абстрагирование, эксперимент.

Структура работы. Работа

Источник

Похожие главы из других работ:

Ведущие типы деятельности в возрастные периоды детства и механизм их влияния на психическое развитие

1.3 Роль игры в психическом развитии ребенка, как ведущего типа деятельности дошкольного возраста

Игра — не просто любимое занятие детей, это ведущий вид деятельности дошкольников. Именно в ней формируются основные новообразования, подготавливающие переход ребенка к младшему школьному возрасту…

Ведущие типы деятельности в возрастные периоды детства и механизм их влияния на психическое развитие

Глава II. Экспериментальное исследования роли игры в психическом развитии ребенка, как ведущего типа деятельности дошкольного возраста

Влияние отца в семье на формирование личности в оценках студентов

1.3.1 Отклонения в психическом развитии ребенка

Отсутствие в семье не просто отца, а прежде всего мужчины является важной предпосылкой отклонений в психическом развитии ребенка. Как считают психологи…

Влияние сюжетно-ролевой игры на мотивацию дошкольников

1.2 Значение сюжетно-ролевой игры в психическом развитии ребёнка, её этапы и классификация игр

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально — волевых качеств, в игре реализуется потребность взаимодействия с миром…

Значение игры для психического развития ребенка

2.Роль игры в психическом развитии ребенка

Игра — ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка.

В игровой деятельности наиболее интенсивно формируются психические качества и личностные особенности ребенка…

Общение как условие развития личности

3. Роль общения в психическом развитии человека

Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, её развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение с психологически развитыми людьми, благодаря широким возможностям к научению…

Особенности игровой деятельности современных дошкольников

1.2 Роль сюжетно-ролевой игры в психическом развитии дошкольников

Дошкольное детство — совершенно особенный период развития ребёнка. Именно в этом возрасте возникает внутренняя психическая жизнь и внутренняя регуляция поведении…

Особенности конструктивной деятельности по образу у детей 4-7 лет с нарушениями опорно-двигательного аппарата

1.5 Роль конструктивной деятельности в психическом развитии детей с детским церебральным параличом

Формирование различных видов деятельности у детей страдающих детским церебральным параличом является центральным звеном во всей системе коррекционно-образовательной работы в специальных дошкольных учреждениях. Это объясняется значением…

Особенности общения подростка со взрослыми и сверстниками

1.1. Роль общения в психическом развитии человека

Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, ее развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение с психологически развитыми людьми, благодаря широким возможностям к научению…

Психологическая сущность игры дошкольника

2.1 Роль игры в психическом развитии ребенка

В дошкольном возрасте игра становится ведущим видом деятельности, но не потому, что современный ребенок, как правило, большую часть времени проводит в развлекающих его играх, — игра вызывает качественные изменения в психике ребенка…

Психологические особенности зрелого возраста

6. Роль трудовой деятельности в интеллектуальном развитии взрослого

В связи с возрастанием роли психологического фактора в современном производстве все более повышаются требования к особенностям психического развития взрослого человека. В условиях непрерывного образования…

Психология общения

Глава 2. Роль общения в психическом развитии человека.

Развитие общения старших дошкольников со сверстниками

1.2 Роль и функции общения в психическом развитии детей

Сфера общения в целом в последние два десятилетия привлекала пристальное внимание исследователей. Природа общения, его возрастные и индивидуальные особенности…

Развитие психики ребёнка в возрасте 5-7 лет

1.4 Роль ведущей деятельности в психическом развитии ребенка

Ведущая деятельность — это та деятельность ребенка в рамках социальной ситуации развития, выполнение которой определяет возникновение и формирование у него основных психологических новообразований в данной ступени развития…

Роль сюжетно-ролевой игры в развитии дошкольников

2. Роль сюжетно-ролевой игры в психическом развитии дошкольника

Источник

Особенности психического развития ребенка. Властное, подавляющее отношение взрослых к ребенку, способствующее развитию агрессивности и других отрицательных качеств. Значение правильного гармоничного отношения взрослых для развития успешной личности.

  • Понятие, виды детской агрессивности, основные причины её возникновения. Определение роли внутрисемейных отношений в развитии агрессивности у ребенка. Комплексная диагностика, коррекция и профилактика проявлений агрессии у детей дошкольного возраста.

    курсовая работа, добавлен 23.07.2015

  • Психологические особенности родителей особых детей. Кризисные периоды в жизни семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями в развитии. Типы семейного воспитания и их влияние на родительское отношение к ребенку с ограниченными возможностями здоровья.

    дипломная работа, добавлен 06.10.2017

  • Подходы к развитию психики ребенка в отечественной и зарубежной психологии. Психические особенности детей в период новорожденности и младенчества. Разработка программы психологических игр для улучшения нервно-психического развития ребенка до 1 года.

    дипломная работа, добавлен 21.04.2012

  • Исследование культурно-исторического подхода к пониманию закономерностей психического развития ребенка. Социальная среда как источник индивидуального психического развития. Характеристика особенностей формирования высших психических функций ребенка.

    презентация, добавлен 07.10.2013

  • Понятие семьи в современном обществе. Роль семьи в жизни ребенка и формировании его как личности. Стадии социализации человека. Влияние поведения родителей на мировосприятие их детей. Благоприятные условия для формирования ценных качеств личности.

    реферат, добавлен 06.08.2014

  • Начальный этап формирования личности ребенка. Развитие самосознания ребенка. Самооценка дошкольника и условия её развития. Ребенок психологически отделяется от близких взрослых, с которыми раньше был неразрывно связан, противопоставляется им во всем.

    контрольная работа, добавлен 13.01.2006

  • Кризис старшего дошкольного возраста в работах Л.С. Выготского. Начало дифференциации внутренней и внешней стороны личности ребенка. Ведущие потребности старшего дошкольника в работах В.С. Мухиной. Влияние взрослого на «Я-концепцию» дошкольника.

    курсовая работа, добавлен 07.05.2011

  • Психолого-педагогическая характеристика современной семьи. Роль семейного воспитания в развитии личности ребенка дошкольного возраста. Участие бабушек и дедушек в воспитании детей. Специфика детско-родительских отношений ребенка с мамой и бабушкой.

    курсовая работа, добавлен 05.05.2014

  • Факторный подход к проблеме движущих сил психического развития ребенка, его характеристика и критика. Нативизм и эмпиризм как однофакторные теории. Концепция рекапитуляции в развитии индивида. Понимание «детерминант психического развития в онтогенезе».

    реферат, добавлен 17.05.2011

  • Сущность и генезис самосознания. Особенности его развития у детей с раннего возраста до дошкольного периода. Влияние взрослых на формирование личности ребенка-дошкольника. Результаты исследования и комплекс методик для диагностики структур самосознания.

    дипломная работа, добавлен 14.05.2014

  • Источник