Курсовая развитие внимания у ребенка в дошкольном возрасте
Развитие внимания у дошкольников
Содержание
1. Теоретическая часть
.1
Понятие о внимание как об особом свойстве сознания
1.2 Основные
виды внимания
1.3 Основные свойства внимания
1.4 Внимание как условие
качественного проявления внешней и внутренней деятельности ребенка
1.5 Особенности
внимания в младенческом и раннем возрасте у детей
.6 Основные
направления развития внимания в дошкольном возрасте
2. Практическая часть
Вывод
. Теоретическая часть
1.1 Понятие о внимание как об особом свойстве
сознания
Для восприятия любого явления необходимо, чтобы
оно смогло вызвать ориентировочную реакцию, которая и позволит нам
«настроить» на него свои органы чувств. Подобная произвольная или
непроизвольная направленность и сосредоточенность психической деятельности на
каком-либо объекте восприятия и называется вниманием.
Внимание — это направленность психической
деятельности человека, ее сосредоточенность объектах, имещих для личности
определенную значимость.
Внимание обычно не считает особым
психологическим процессом, как восприятие, память или мышление. Зато оно как бы
«жертвует собой» ради них и обеспечивает успешную и четкую работу
сознания. Нельзя быть внимательным вообще. Внимание всегда проявляется в
определенных конкретных психических процессах: всматривание, вслушивание,
принюхивание, обдумывание задач или, забыв обо всем на свете пишем сочинение.
Внимание может быть направлено на объекты внешнего мира или на собственную
внутреннюю жизнь. Внимание не только создает наилучшие условия для психической
деятельности, но и несет сторожевую службу, помогая человеку своевременно
реагировать на различные изменения в окружающей среде и в собственном
организме.
Внимание — это направленность психики (сознания)
на определенные объекты, имеющие для личности устойчивую или ситуативную
значимость, сосредоточение психики (сознания) предполагающее повышенный уровень
сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности.
Внимание может проявляться как в сенсорной, так
и мнемических, мыслительных и двигательных процессах.
1.2 Основные виды
внимания
Различают три вида внимания:
непроизвольное, произвольное, и послепроизвольное.
. Непроизвольное внимание —
непроизвольно, само собой возникающее внимание, вызванное действием сильного,
контрастного или нового, неожиданного раздражителя или значимого и вызывающего
эмоциональный отклик раздражителя.
Непроизвольное внимание — это
сосредоточение сознания на объекте в силу каких-то его особенностей.
. Произвольное внимание — это
сознательно регулируемое сосредоточение на объекте. Произвольное внимание
возникает, когда человек ставит перед собой цель деятельности, выполнение
которой требует сосредоточенности. Произвольное внимание требует волевое
усилия, которое переживает как напряжение, мобилизация сил на решение
поставленной задачи. Воловое усилие необходимо, чтобы сосредоточиться на
объекте деятельности, не овлечься, не ошибиться в действиях. Эмоциональное
возбуждение, вызванное причинами, посторонними для выполняемой работы
(озабоченность какими-то другими мыслями, болезненное состояние и другие
подобного рода факторы), значительно ослабляет произвольное внимание человека.
Произвольное внимание — сознательное сосредоточение на определенной информации,
требует волевцых усилий, утомляет через 20 минут.
. Послепроизвольное внимание —
вызывается через вхождение в деятельность и возникающий в связи с этим интерес,
в результате длительное время сохраняется целенаправленность, снимается
напряжение и человек не устает, хотя послепроизвольное внимание может длиться
часами. Послепроизвольное внимание является самым эффективным и длительным.
1.3 Основные свойства внимания
Внимание отвечает не только за
направление потока психической жизни человека, но и за другие его важные
способности.
Особое значение для достижения
успеха в любой деятельности имеет сосредоточенность и устойчивость внимания,
которые характеризуют глубину, длительность и интенсивность психической
деятельности человека. Именно сосредоточенность и устойчивость внимания
отличает людей, страстно увлеченных делом, умеющих ради основного отключиться
от многочисленных побочных раздражителей.
Колебание внимания — кратковременное
непроизвольное изменение степени внимания интенсивности, напряженности.
Переключаемость внимания —
способность быстро переходить от одной деятельности к другой.
Распределение внимания — способность
одновременно выполнять несколько видов деятельности.
Объем внимания измеряется
количеством объектов, которые человек способен воспринять, охватить при
одномоментном предъявлении.
В жизни трудно определить, за счет какого именно
качества внимания достигается успех в деятельности: большого объема внимания
или быстрой переключаемости
1.4 Внимание как условие качественного
проявления внешней и внутренней деятельности ребенка
Внимание, это одно из самых важных качеств,
благодаря которому можно познавать и изучать что-то новое.
Изначально детям присуще только непроизвольное
внимание, они еще не способны управлять своим вниманием, легко отвлекаются на
все новое, яркое и целиком оказываются под властью внешних впечатлений.
Внимание у детей неразрывно связано с такими качествами, как усидчивость и
сосредоточенность.
Выделяют внешнее внимание, обращенное на
окружающий мир, и внутреннее внимание, направленное на собственные мысли.
Выделяют также произвольное (осознанно направляемое) и непроизвольное (спонтанное)
внимание.
Непроизвольное внимание возникает в ответ на
какой-то яркий, необычный раздражитель. Например, во время урока на окно
садится яркая птица и все внимание детей уже приковано к ней, а не к учителю.
Произвольное внимание появляется у детей в 5-6
лет. В этом возрасте он уже способен управлять им и может сосредоточиться на
чем-то по своему осознанному выбору.
Для того чтобы развивать внимание, необходимо
знать его основные свойства и степень развития этих свойств у ребенка.
. Объем внимания — количество предметов, которые
ребенок может одновременно воспринять. Объем внимания развивается с возрастом.
До 3-4 лет, ребенок может воспринимать только один объект, обычно это что-то
яркое и необычное. В 5-6 лет таких объектов может быть уже несколько, обычно
2-3.
. Концентрация внимания — свойство,
характеризующееся способностью удерживать внимание на одном предмете, не
отвлекаясь на остальные.
. Переключаемость внимания — скорость перехода
от одного вида деятельности к другому, это свойство внимания требует волевого
усилия. С плохой переключаемостью внимания связана рассеянность, которую могут
усиливать утомление и хронические заболевания (например, аденоидит — при
котором затруднено носовое дыхание и мозг не получает достаточного количества
кислорода). Ребенок, особенно впечатлительный, иногда долго не может
сосредоточиться на выполнении задания, из-за воспоминания о каком-либо сильном
образе.
Переключаемость и объем внимания у маленьких
детей развиты плохо. Для их тренировки, существуют специальные упражнения.
.5 Особенности
внимания в младенческом и раннем возрасте у детей
Младенческий возраст начинается с периода
новорожденности, с 2 месяцев и заканчивается в 12 месяцев. У новорожденного
наблюдаются лишь врожденные, инстинктивные формы поведения — безусловные
рефлексы, которые важны для его выживания. По мере роста и развития младенца
инстинктивные формы поведения теряются, что дает возможность для практически
безграничного формирования новых, социальных форм поведения, которые
вырабатываются в течении всей жизни.
Условные рефлексы формируются на основе
зрительного и слухового сосредоточения на лице и голосе взрослого, которое
возникает во время кормления и ухода за ребенком. Такое сосредоточение
способствует тому, что бодрствование приобретает активный характер, а
двигательная активность ребенка перестраивается. Фиксирование глазами предмета,
поворот головы в сторону звука, торможение движений связывает ребенка с внешним
миром. Первой социальной эмоцией, первым социальным жестом выступает улыбка
ребенка в ответ на разговор со взрослым. Она говорит о том, что малыш выделил
первый объект, на который направил свою активность. Таким объектом является
взрослый. Улыбка свидетельствует о том, что заканчивается период
новорожденности и начинается новая стадия развития — период младенчества.
Особенностью психического развития младенца является то факт, что развитие
органов чувств опережает развитие телесных движений.
Внимание ребенка младшего и раннего возраста
кратковременное и неустойчивое, слабое, он не управляет своим вниманием.
Неустойчивое внимание ребенка не поддается управлению, так как он владеет им.
У маленьких детей, узкий объем внимания.
Распределение внимания между предметами или действиями детям недоступно. Они не
могут сосредотачиваться на словах, обычно после двух лет можно вызвать внимание
детей словом, рассказом.
В более старшем возрасте, внимание детей
становится устойчиво к активной игровой деятельности, различными действиями.
1.6 Основные
направления развития внимания в дошкольном возрасте
Ребенок не владеет специальными действиями,
которые дают возможность сосредоточиться на чем-либо, сохранить в памяти
увиденное или услышанное, представить себе нечто, выходящее за рамки
воспринятого раньше. Такие действия в дошкольном возрасте только начинают
складываться.
Внимание, память, воображение ребенка раннего
возраста являются непроизвольными, непреднамеренными. Такими они остаются и
после вступления ребенка в дошкольный возраст.
Перелом наступает тогда, когда под влиянием
новых видов деятельности, которыми овладевает дошкольник, новых требований,
предъявляемых ему взрослыми, перед ребенком возникают особые задачи:
сосредоточить и удержать на чем-то внимание, запомнить материал и потом его
воспроизвести, построить замысел игры, рисунка и т.п. Тогда и начинают
формироваться специальные действия внимания, памяти, воображения, благодаря
которым последние приобретают произвольный, преднамеренный характер.
Развитие внимания. На протяжении дошкольного
возраста в связи с усложнением деятельности детей и их передвижением в общем
умственном развитии внимание приобретает большие сосредоточенность и
устойчивость.
Если трех летние дошкольники могут играть в одну
и ту же игру 30-50 мин., то к 5-6 годам длительность игры возрастает до двух
часов.
Длительность рассматривания картинки
увеличивается к концу дошкольного возраста примерно в два раза.
Основное изменение внимания в дошкольном
возрасте состоит в том, что дети впервые начинают управлять своим вниманием,
сознательно направлять его на определенные предметы, явления, удерживаться на
них, используя для этого некоторые средства. Это качество внимания формируется
благодаря тому, что взрослые включают ребенка в новые виды деятельности и при
помощи определенных средств направляют и организуют его внимание.
Резко возрастает использование речи для
организации собственного внимания: выполняя задания по инструкции взрослого,
дети старшего дошкольного возраста проговаривают инструкцию в десять-двенадцать
раз чаще, чем младшие дошкольники. Таким образом произвольное внимание формируется
в дошкольном возрасте в связи с общим возрастанием роли речи в регуляции
поведения ребенка.
Непроизвольное внимание остается преобладающим
на протяжении всего дошкольного детства. Детям трудно сосредоточиться на
однообразной и малопривлекательной для них деятельности, в то время как в
процессе игры или решения эмоционально окрашенной продуктивной задачи они могут
достаточно долго оставаться внимательными. Эта особенность внимания является
одним из оснований, по которым дошкольное обучение не может строиться на
заданиях, требующих постоянного напряжения произвольного внимания. Устойчивость
внимания в интеллектуальной деятельности заметно возрастает к семи годам.
. Практическая часть
Подобрать и нарисовать парные картинки для 2
младшей группы
2 младшая группа — 3-4 различия. Для диагностики
взять 3 детей. Задание с каждым ребенком индивидуально «Посмотри эти
картинки и скажи, чем они отличаются».
№ | Имя | Возраст | Задание | Задание |
1 | Ульяна | Справилась | Справилась | |
2 | Кристина | 3,2 | Справилась | Справилась |
3 | Богдан | 3,5 | Справилась | Справилась |
Подобраны и оформлены 3 игры на внимание для 2
младшей группы
Анализ по вопросам:
. Сосредоточен ли ребенок?
. Отвлекался на посторонние раздражители?
. Легко и быстро выполнил задание или
испытывал затруднения?
. Если нашел быстро все отличия — высокий
уровень, если 1-2 различия не заметил — низкий.
. Игра для детей от 3-х лет «Пройти
лабиринт»
Цель: в игровой форме развивать речь, внимание,
память.
Ход игры: Воспитатель рисует запутанные
лабиринты, придумывая интересные задания, предлагая ребенку пройти по лабиринту
с помощью пальца. внимание ребенок игра
память
Слава легко и быстро выполнил задание, не
отвлекался, был сосредоточен.
Степан легко и быстро выполнил задание, не
отвлекался, был сосредоточен.
Арина отвлекалась, испытывала затруднение при
выполнении задания.
. Игра на внимание «Где зайчик?»
(взята с интернета)
Цель: развития внимания у детей.
Ход: Взять две-три игрушки зайца и пирамиду.
Рассмотреть их, а затем накрыть платочками разного цвета и задавать детям
вопросы. Затем игрушки увеличивать до пяти. Дети легко и быстро выполнили
задание, не отвлекались.
. Играя, изучаем буквы
Цель: Развивать у детей внимание, мелкой
моторики.
Ход: вырезать буквы из бархатной бумаги и
предлагать ребенку обводить их пальцами по контуру. При этом называть каждую
букву.
Дети были сосредоточены, не отвлекались, легко и
быстро выполняли задания.
Вывод
Для восприятия любого явления необходимо, чтобы
оно смогло вызвать ориентировочную реакцию, которая и позволит
«настроить» на него свои органы чувств.
Внимание у некоторых людей может быть
сосредоточенное, внимательное, у других же рассеянное, не внимательное.
Так же и дети дошкольного или раннего возраста.
Один ребенок может быть очень сосредоточен, а другой нет.
Настоящее искусство сосредоточения основывается
на умении объемно воспринимать поле внимания и одновременно осознавать весь
этот объем. Некоторые сферы жизнедеятельности развивают такие навыки.
Литература
1. Немов Р.С.
«Психология» 1997г.
. Столяренко Л.Д.
«Основы психологии» 2005
. Коломинский Я.Л.
«Основы психологии» 2010г
Источник
Рязанский Государственный Университет
Им. С.А. Есенина
Институт психологии, педагогики и социальной работы
Кафедра: «Общей педагогики и технологии дошкольного и начального образования»
Курсовая работа по курсу
«Психологии»
кафедра
«Общей психологии»
Тема: «Особенности развития внимания у детей в дошкольном возрасте»
Рязань 2010 г.
Оглавление
Введение…………………………………………………………..3
Глава I. Проблема исследования развития внимания у детей в дошкольном возрасте. ……..…………………………….……………5
1.1. Понятие и функции проявления внимания……….……….5
1.2. Основные свойства и виды внимания……………….……10
1.3 .Физиологические основы внимания………………………23
1.4. Особенности психологического развития детей в дошкольном возрасте. Развитие внимания……………………..…..28
Глава II. Эмпирические исследования индивидуальных особенностей внимания (продуктивность и устойчивость)……….35
Заключение………….…………………………………………..53
Литература………………………………………………………59
Введение
Одной из самых характерных особенностей нашей духовной жизни является тот факт, что, находясь под постоянным наплывом все новых и новых впечатлений, мы отмечаем и замечаем лишь самую малую, ничтожную их часть. Только эта часть внешних впечатлений и внутренних ощущений выделяется нашим вниманием, выступает в виде образов, фиксируется память, становиться содержанием размышлений.
Внимание – один из тех познавательных процессов человека, в отношении сущности и права, на самостоятельное рассмотрение которых среди психологов до сих пор нет.
Одни ученые утверждают, что как особого, независимого процесса внимания не существует, что оно выступает лишь как сторона или момент любого другого патологического процесса или деятельности человека. Другие полагают, что внимание представляет собой вполне независимое психическое состояние человека, специфический внутренний процесс, имеющий свои особенности, несводимые к характеристикам других познавательных процессов.
Действительно, в системе патологических феноменов внимание занимает особое положение. Оно включено во все остальные психические процессы, выступает как их необходимый момент, и отделить его от них, выделить и изучать в «чистом» виде не представляется возможным. Поэтому часто внимание изучают как бы через призму других познавательных процессов.
Изучение качественных характеристик внимания дошкольника особенно актуальный вопрос, т.к. особенности внимания определяются с целью установления степени готовности к обучению в школе.
Проблемами исследования внимания занимались такие великие ученые как Ухтомский А.А., Бродбент Д.Е., Павлов И.П., Ланге Н.Н., Узнадзе Д.Н., они выдвигали множество теорий внимания но, несмотря на значительное количество исследований, проблема внимания не стала менее значимой. По-прежнему продолжаются споры о природе внимания. Но практически все исследования подчеркивают индивидуальность внимания.
Цель работы: выявить особенности развития внимания у детей в дошкольном возрасте.
Объект: индивидуальные особенности внимания у детей дошкольного возраста.
Предмет: основные свойства, виды и функции проявления внимания у детей дошкольников.
Гипотеза: развитие внимания у детей дошкольного возраста будет эффективным, если раскрыть методы и приемы изучения продуктивности и устойчивости внимания, с помощью правильно выбранной методики соответственно возрасту детей.
Задачи:
— проанализировать психолого-педогогическую литературу по проблеме развития внимания дошкольников;
— раскрыть методы и приемы развития внимания у детей дошкольного возраста;
— выявить индивидуальные особенности внимания (продуктивность и устойчивость внимания) у дошкольников.
Глава I.Проблема исследования развития внимания у детей в дошкольном возрасте.
1.1. Понятие и функции проявления внимания.
Внимание — психический процесс, который обязательно присутствует при познании ребенком мира и проявляется в направленности и сосредоточенности психики на определенных объектах. Из огромного потока информации, непрерывно идущей из окружающего мира, благодаря работе внимания ребенок выбирает ту, которая наиболее интересна, значима и важна для него.
Природа внимания проявляется в том, что выделенный объект, занимая главное, доминирующее положение, создает в коре головного мозга человека наиболее сильный очаг нервного напряжения — доминанту. При этом действие всех остальных раздражителей тормозится. Они не доходят до сознания ребенка, он их не замечает.
Внимание обычно не считают особым психическим процессом, как восприятие, память, мышление. Зато оно обеспечивает успешную и четкую работу нашего сознания. Каждый познавательный процесс есть единство образа и деятельности. Внимание своего особого содержания не имеет, оно проявляется внутри восприятия, мышления. Оно — сторона всех познавательных процессов сознания, и притом та их сторона, в которой они выступают как деятельность, направленная на объект.
Нельзя быть внимательным вообще, внимание всегда проявляется в определенных, конкретных психических процессах: мы всматриваемся, вслушиваемся, принюхиваемся, решаем задачу, пишем сочинения, т.е. когда повышена активность познавательной деятельности в процессе познания или отражения объективной реальности. Внимание – это в первую очередь динамическая характеристика протекания познавательной деятельности, оно выражает преимущественную связь психической деятельности с определенным объектом, на котором она как в фокусе сосредоточена.
Внимание – это избирательная направленность на тот или иной объект и сосредоточенность на нем, углубленность в направленную на объект познавательную деятельность. Под направленностью следует понимать, прежде всего, избирательный характер психической деятельности, преднамеренный или непреднамеренный выбор ее объектов. В понятие направленности включается также и сохранение деятельности на известный промежуток времени. Недостаточно только выбрать ту или иную деятельность, чтобы быть внимательным, надо удержать этот выбор, сохранить его. Когда мы говорим о внимании, то подразумеваем также сосредоточенность, углубленность в деятельность. Чем труднее стоящая перед человеком задача, тем, очевидно, напряженнее, интенсивнее, углубленнее будет его внимание, и, наоборот, чем легче задача, тем менее углубленным будет его внимание. В то же время сосредоточенность связана с отвлечением от всего постороннего. Чем больше мы сосредоточены на решении данной задачи, тем меньше замечаем все окружающее. Таким образом, при внимательном отношении к какому либо предмету он (предмет) оказывается в центре нашего сознания, все остальное в этот момент воспринимается слабо, оказывается, образно говоря, на периферии воспринимаемого. Благодаря этому отражение становиться ясным, отчетливым, представления и мысли удерживаются в сознании до тех пор, пока не завершиться деятельность, пока не будет достигнута цель. Тем самым внимание обеспечивает еще функцию – контроль и регуляцию деятельности.
Внимание – важное и необходимое условие эффективности всех видов деятельности человека. Внимание теснейшим образом связано с деятельностью. По мере того, как у человека из практической деятельности выделяется и приобретает относительную самостоятельность деятельность теоретическая, внимание принимает новые формы: оно выражается в заторможенности посторонней внешней деятельности и сосредоточенности на созерцании объекта, углубленности и собранности на предмете размышления. Если выражением внимания, направленного на подвижный внешний объект, связанным с действием, является устремленный во вне взгляд, зорко следящий за объектом и перемещающийся вслед за ним, то при внимании, связанном с внутренней деятельностью, внешним выражением внимания служит неподвижный, устремленный в одну точку, не замечающий ничего постороннего взор человека. Но и за этой внешней неподвижностью при внимании скрывается не покой, а деятельность, только не внешняя, а внутренняя. Внимание – это внутренняя деятельность под покровом внешнего покоя.
Следует отметить также, что в некоторых случаях, когда человек проявляет повышенную сосредоточенность на физических действиях, имеет смысл говорить о моторном внимании. Все это говорит о том, что внимание не имеет своего собственного познавательного содержания и лишь обслуживает деятельность других познавательных процессов. Такие интересные и противоречивые свойства внимания привлекли к нему взгляды многих ученых, которые по-разному объясняли происхождение и сущность.
Ланге Н.Н. выделил следующие основные подходы к проблеме природы внимания:
1. Внимание как результат двигательного приспособления. Приверженцы этого подхода исходят из того, что раз мы можем произвольно переносить внимание с одного предмета на другой, то внимание не возможно без мускульных движений. Именно движения приспосабливают органы чувств к условиям наилучшего восприятия.
2. Внимание как результат ограниченности объема сознания.Не объясняя, что они понимают под объемом сознания и какова его величина, И. Герберт и У. Гамильтон считают, что более интенсивные представления вытесняют или подавляют менее интенсивные.
3. Внимание как результат эмоции. Эта теория, особенно блестяще развитая в английской ассоциационной психологии, указывает на зависимость внимания от интересности представления. Так, Дж. Миль указывал: «Иметь приятное или тягостное ощущение или идею и быть к ним внимательным — это одно и то же».
4. Внимание как результат апперцепции, т.е. как результат жизненного опыта индивида.
5. Внимание как особая активная способность духа. Некоторые психологи, пораженные своеобразием явлений внимания, принимают его за первичную и активную способность, происхождение которой необъяснимо.
6. Внимание как усиление нервного раздражителя. Согласно данной гипотезе внимание обусловлено увеличением местной раздражительности центральной нервной системы.
7. Теория нервного подавления пытается объяснить основной факт внимания — преобладание одного представления над другими — тем, что лежащий в основе первого физиологический нервный процесс задерживает или подавляет физиологические процессы, лежащие в основе других представлений и движений, результатом чего является факт особой концентрации сознания.
Среди современных отечественных психологов оригинальную трактовку внимания предложил П. Я. Гальперин.
Основные положения его концепции:
— внимание является одним из моментов ориентировочно-исследовательской деятельности и представляет собой психологическое действие, направленное на содержание образа, мысли, другого феномена, имеющегося в данный момент в психике человека;
— по своей функции внимание представляет контроль над этим содержанием. В каждом действии человека есть ориентировочная, исполнительская и контрольная части. Эта последняя и представлена вниманием, как таковым;
— в отличие от действий, направленных на производство определенного продукта, деятельность контроля, или внимание, не имеет отдельного, особого результата;
— с точки зрения внимания как деятельности психического контроля все конкретные акты внимания — и произвольного и непроизвольного — являются результатом формирования новых умственных действий.
Вполне очевидно, что указанные теории опираются на реальные факты, однако, абсолютизируя выделенные феномены, они игнорируют все остальные проявления. Правильно понять феномен внимания можно лишь в совокупности всех его свойств. В настоящее время, общепринято следующее определение.
Внимание в жизни и деятельности человека выполняет много различных функций. Оно активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент патологические и физиологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями, обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность психической активности на одном и том же объеме или виде деятельности.
С вниманием связаны направленность и избирательность познавательных процессов. Их настройка непосредственно зависит от того, что в данный момент времени представляется наиболее важным для организма, для реализации интересов личности. Вниманием определяется точность и детализация восприятия, прочность и избирательность памяти, направленность и продуктивность мыслительной бдительности – словом, качество и результаты функционирования всей познавательной активности.
Для персептивных процессов внимание является своеобразным усилителем, позволяющим различать детали изображений. Для человеческой памяти внимание выступает как фактор, способный удерживать нужную информацию в кратковременной и оперативной памяти, как обязательное условие перевода запоминаемого материала в хранилища долговременной памяти. Для мышления внимание выступает как обязательный фактор правильного понимания и решения задачи. В системе межчеловеческих отношений внимание способствует лучшему взаимопониманию, адаптации людей друг к другу, предупреждению и своевременному разрешению межличностных конфликтов. О внимательном человеке говорят как о приятном собеседнике, тактичном и деликатном партнере по общению. Внимательный человек лучше и успешнее обучается, больше достигает в жизни, чем недостаточно внимательный.
За вниманием всегда стоят интересы и потребности, установки и направленность личности. Они вызывают изменение отношения к объекту. А изменение отношения к объекту выражается во внимании – в изменении образа этого объекта, в его данности сознания: он становиться более ясным и отчетливым, как бы более выпуклым.
Пока человек занят серьезным делом, ему не надо напоминать о внимании. Великий режиссер С.Станиславский, который в книге «Работа актера над собой» целую главу посвятил вниманию, говорил, что внимание к объекту вызывает естественную потребность что-то сделать с ним. Действие же еще больше сосредотачивает внимание на объекте. Таким образом, внимание, сливаясь с действием и взаимно переплетаясь, создает крепкую связь с объектом.
Источник