Курсовая работа средства развития творческих способностей ребенка
Инфоурок
›
ИЗО, МХК
›Презентации›Презентация курсовой работы «Развитие творческих способностей детей средствами выразительности графики»
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Развитие творческих способностей детей средствами выразительности графики Автор презентации: Слушатель курсов «Теория и методика преподавания изобразительного искусства в условиях реализации требований ФГОС» Делюкина Елена Борисовна учитель ГБОУ СОШ №364 Научный руководитель: Хащанская Мария Карловна старший преподаватель ККО СПб АППО СПб 2018
2 слайд
Описание слайда:
Цель: Исследование возможностей развития творческих способностей детей средствами выразительности графики. Задачи: 1. Изучить теоретический материал о средствах выразительности графики; 2. Проанализировать возможности развития творческих способностей учащихся; 3. Разработать и апробировать цикл занятий по развитию творческих способностей средствами языка графики; 4. Сделать выводы о возможностях развития творческих способностей учащихся в ходе реализации цикла уроков по освоению языка графики;
3 слайд
Описание слайда:
Введение Актуальность: ФГОС ООО от 17 декабря 2010 года № 1897 требует развития целого ряда личностных характеристик выпускника (п.6). [1;3] В нашей работе мы уделяем особое внимание развитию творческих способностей учащихся. Для нас важно не просто сформировать у детей умения и навыки, а в первую очередь научить выражать художественный образ, вкладывая в него свой личностный смысл. Противоречие заключается в том, что мы должны развивать творческие способности, а педагогических условия недостаточно соответствуют этому и программы. Недостаточно разработаны методики развития творческих способностей, поскольку больше внимания уделяется не развитию личностных качеств, а привитию умений и навыков. Внеурочная работа дает для этого больше возможностей. На решение этого противоречия и направлена работа. Только когда ребенок вкладывает личностный смысл в создаваемый образ, он сможет реализовать свой творческий потенциал. Новизна: в интеграции лево- и правополушарного восприятия учащихся через использование вышеприведенных методов
4 слайд
Описание слайда:
«… пусть тебе не покажется обременительным остановиться иной раз, чтобы посмотреть на пятна на стене, или на пепел огня, или на облака, или на грязь, или на другие такие же места, в которых, если ты хорошенько рассмотришь их, ты найдёшь удивительнейшие изобретения…» (Леонардо да Винчи. Трактат о живописи. Обучение живописца)
5 слайд
Описание слайда:
Графика Графика (от гр. grapho – пишу, рисую) – вид изобразительного искусства, который связан с изображением на плоскости. Графика объединяет рисунок, как самостоятельную область, и различные виды печатной графики: гравюру на дереве (ксилография), гравюру на металле (офорт), литографию, линогравюру, гравюру на картоне и др.
6 слайд
Описание слайда:
Средства выразительности графики Линия Пятно Штрих Точка
7 слайд
Описание слайда:
Графические материалы Сангина (фр. sanguine от лат. sanguis – кровь) палочек из каолина и оксидов железа. Цветовая гамма сангины колеблется от коричневого до близкого к красному. Уголь (родств. agnis — огонь) — палочки, полученные из веточек березы, ивы и других деревьев обожженные специальным способом. Соус – разновидность пастели .Приготовляется из порошка тонко перемолотых продуктов сгорания, и раствора растительного клея
8 слайд
Описание слайда:
Гравюра и литография Гравюра (от французского слова graver – вырезать) – вид графического искусства, где изображение получается при помощи оттискивания на бумаге или ткани отгравированных специальными инструментами или химическими средствами металлических, деревянных или линолеумных форм.
9 слайд
Описание слайда:
Печать гравюры Высокая – гравюра на дереве и гравюра на линолеуме. Глубокая (углубленная)– резцовая гравюра, офорт, сухая игла. В прочерченные или протравленные на металлической доске царапины или борозды «забивается» краска, которая под сильным давлением (станка) переносится на увлажненную бумагу. Плоская — литография
10 слайд
Описание слайда:
Графические техники Офорт — печать с металлической пластины Линогравюра – печать с линолеума Ксилография – печать с дерева Литография – печать со специального камня (особого вида плотного известняка), относится к плоский печати.
11 слайд
Описание слайда:
Определение творчества Творческой деятельностью мы называем такую деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно будет ли это созданная творческой деятельностью какая-нибудь вещь внешнего мира или известным построением ума или чувством, живущим и обнаруживающимся в самом человеке. (Л.С. Выготский. Воображение и творчество в детском возрасте)
12 слайд
Описание слайда:
Факторы развития творческих способностей опыт художественных впечатлений образов искусства; некоторые знания, умения в области разных видов художественной деятельности; система творческих заданий, направленных на формирование у детей способности создавать новые образы, используя для этого средства разных видов искусства; создание проблемных ситуаций, активизирующих творческое воображение («дорисуй», «придумай сам», «закончи оформление сам»); материально обогащенная среда для занятий художественной деятельностью.
13 слайд
Описание слайда:
Педагогические условия творческой изобразительной деятельности детей 1.Наличие знаний, умений, навыков по изобразительной деятельности. 2.Развитие изобразительных способностей (для традиционных видов изобразительной деятельности). 3.Развитие продуктивного воображения и образного мышления (Л.С.Выготский). 4.Наличие разнообразных традиционных и нетрадиционных изобразительных материалов. 5. Предварительная работа, включающая разнообразные наблюдения, получение впечатлений. 6. Эмоциональная стимуляция творческой активности ребенка. 7. Игровая стимуляция творческой деятельности. 8. Использование художественного слова, музыки. 9. Приобщение к выдающимся произведениям мировой культуры. 10. Предварительный многовариативный показ. Например, разнообразие цветовых и композиционных решений.
14 слайд
Описание слайда:
Выводы к первой части В первой главе, на примере работ известных художников, нами были изучены средства выразительности графики такие как: точка, штрих, линия и пятно, а также их сочетания. Кроме того, к средствам выразительности относятся композиция, ведь от того в каком месте листа поставлена, например, точка зависит её восприятие зрителем. Немаловажную роль играют и свойства поверхности – отпечаток монотипии, выполненный на гладкой бумаге, позволяет получить такие эффекты, которые нельзя получить на шероховатой бумаге. Линия, проведенная углем по шероховатой бумаге, напротив, более выразительна, чем по гладкой. Мы рассмотрели графические техники: офорт, ксилографию, литографию и компьютерную графику. Для разработки цикла уроков или внеурочных занятий важно знать особенности творческого развития детей, факторы и педагогические условия. Необходимыми условиями творческого развития являются: опыт художественных впечатление произведений искусства; знания и умения в области художественной деятельности; система творческих заданий, направленных на формирование у детей способности создавать новые образы; создание проблемных ситуаций, активизирующих творческое воображение («дорисуй», «придумай сам», «закончи оформление сам»); творческая среда для занятий художественной деятельностью.
15 слайд
Описание слайда:
Упражнения Упражнение 1. Линия с наклоном в одну сторону. Упражнение 2. Волнообразный штрих-зигзаг. Упражнение 3. Штрих в несколько рядов. Упражнение 4. Штрих, двигающийся по кругу. Упражнение 5. Штрих, идущий от центра круга. Упражнение 6. Штрих, чуть касаясь бумаги. Упражнение 7. Постепенно усиливая нажим. Упражнение 8. Короткий и длинный штрих. Упражнение 9. Меняющиеся паузы просветы между штрихами. Упражнение 10. Постепенно укорачивающийся штрих и изменяющиеся паузы-просветы. Упражнение 11. Штрих-зигзаг с постепенным удлинением. Упражнение 12. Меняющийся наклон штриха. Упражнение 13. Рука. Линия. Упражнение 14. Фрукты. Линия. Упражнение 15. Декоративный цветок. Точка в виде семечки. Упражнение 16. Ваза и драпировка. Точка. Упражнение 17. Ваза и драпировка. Линия. Упражнение 18. Ваза и драпировка. Штрих. Упражнение 19. Ваза и драпировка. Пятно. Упражнение 20. Ваза и драпировка. Линия и пятно. Упражнение 21. Три кофейных зерна (рисунок и надпись). Линия. Упражнение 22. Домашнее животное. Силуэт. Пятно. Упражнение 23. Дама. Силуэт (черный и белый фон). Пятно. Упражнение 24. Дама. Линия. Упражнение 25. Фактуры.
16 слайд
Описание слайда:
Рисунок настроения
17 слайд
Описание слайда:
Рисунок музыки
18 слайд
Описание слайда:
Задание по тесту Торранса Дорисуй 10 фигур
19 слайд
Описание слайда:
Пятна Роршаха
20 слайд
Описание слайда:
Технология «Образ и мысль» Познание происходит за счет способности понимать, и простое накопление фактов не приводит к истинному знанию… Информационный поток минимален, максимально чувственно-эстетическое восприятие… Основные идеи, положенные в основу технологии: образовательный курс «Стратегии визуального мышления» (США), в основе которого – стадиальная модель эстетического развития Абигайль Хаузен, включающая пять типов восприятия художественного образа:
21 слайд
Описание слайда:
стадия рассказчика (зритель видит только конкретное и очевидное, оценивает картину эгоцентрично); «конструктивная» стадия (зритель требует от картины фотографического реализма, правдоподобия, копирования); «классифицирование» (ценность картины определяется именем или принадлежностью к стилю, группе, направлению); «интерпретивная» стадия (картина рассматривается как символ личного опыта, апеллирует к внутреннему миру зрителя); «рекреативная» стадия (зритель оценивает картину многопланово, видит множество смыслов, объективная оценка сочетается с субъективной).
22 слайд
Описание слайда:
Вопросы системного подхода: Кто, что? (объект); Когда? (время); Где? (пространство); Как? (образ действия); Зачем? (установление причинно-следственных связей). Основная форма работы: занятия-тренинги с участниками любого возраста (оптимальный состав группы – 10-15 человек) по «пониманию» произведения искусства.
23 слайд
Описание слайда:
Принципы: Педагог является фасилитатором (тьютером), «облегчающим понимание»: не дает никакой искусствоведческой информации, пока она не становится востребованной; не навязывает своего мнения; не высказывает оценок; обращается к детям по именам и повторяет ответ каждого, используя метод «линкинга» и парафраз; обобщает ответы детей или противопоставляет их, провоцируя дискуссию, Ребенок свободно высказывает свое мнение, все высказывания равноправны.
24 слайд
Описание слайда:
Парность подбора слайдов (для программы «Образ и мысль»). Методы: фасилитированная дискуссия; перефразирование ответов учащихся; «линкинг» (связное обобщение); коллегиальное обсуждение.
25 слайд
Описание слайда:
Стратегия вопросов – Что (кого) вы видите? – А что еще? Кто видит что-то другое? – Что происходит на этой картине? – Что ты тут видишь такое, что позволяет тебе так утверждать? Что заставляет тебя так думать? – Кто этот человек? – Где это происходит? (Кто, что и где?) – Когда это происходит? (Где и когда?) Где находился художник, когда писал эту картину? Что, как вам кажется, заинтересовало художника в этом сюжете? Что видно на картине, а о чем мы можем только догадываться? Каков смысл происходящего? Как бы вы назвали эту картину?
26 слайд
Описание слайда:
Результат: развитие самостоятельности суждений, повышение самооценки участников занятия, развитие речи, развитие умения слушать и слышать, развитие мышления (абстрактного, логического, образного), развитие эстетического вкуса и др.
27 слайд
Описание слайда:
Малевич. Бульвар
28 слайд
Описание слайда:
Выводы по второй главе Во второй главе мы рассмотрели организационно-педагогические условия для развития творческих способностей детей на примере нашей школы. Одним их важных условий формирования самовыражения ребенка, является знание возрастных особенностей, создание доброжелательной атмосферы, наличие возможности выбора, как формата, так и художественных материалов, вариативность заданий, использование методов, направленных на развитие творческих способностей. На основании изученного материала был проведен анализ программ и разработаны упражнения, задания, обсуждений, цикл внеурочных занятий направленных на развитие творческих способностей детей 5 класса средствами выразительности графики.
29 слайд
Описание слайда:
Заключение В ходе апробации занятий по внеурочной деятельности дети показали разное чувствование картин, дети активно включаются в диалог с учителем и друг с другом, мотивация повышена, все работы разные и наполнены личностным смыслом, высокий уровень креативности и интереса. В дальнейшем планируется развивать систему заданий, упражнений и обсуждений с целью создать цикл занятий по внеурочной деятельности для развития творческих способностей детей. Удалось заинтересовать детей средствами выразительности графики и вовлечь их в систематическое обсуждение произведений искусства. В работе поставленные задачи выполнены, цель достигнута.
Выберите книгу со скидкой:
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»
Курс профессиональной переподготовки
Учитель, преподаватель изобразительного искусства
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Учитель мировой художественной культуры
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
К учебнику:
«Изобразительное искусство, 6 класс, Неменская Л.А./ Под ред. Неменского Б.М., Изд. «Просвещение»»,
Номер материала:
ДБ-1722959
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Источник
Реферат по дисциплине:
«Психология»
По теме:
«Развитие творческих способностей у детей»
Исполнитель:
Завьялова Елена Сергеевна
Новоуральск 2018год
Оглавление:
1. Введение
2. Значение периода детства для развития творческих способностей
3. Развитие интереса к творчеству
4. Виды творческой деятельности
5. Методы развития творческих способностей у детей
6. Заключение
7. Список литературы
1. Введение
Воли не удастся никогда создать мудрецов, если будете убивать в детях шалунов. (Ж.-Ж. Руссо). Под творчеством понимается деятельность по созданию новых и оригинальных продуктов, имеющих общественное значение. Сущность творчества – предугадывании результата, правильно поставившего опыт, в создании усилием мысли рабочей гипотезы, близкой к действительности, в том, что Склодовская называла чувством природы. Люди совершают каждый день массу дел: маленьких и больших, простых и сложных. И каждое дело – задача, то более, то менее трудная. При решении задач происходит акт творчества, находится новый путь или создается нечто новое. Вот здесь-то и требуются особые качества ума, такие, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать находить связи и зависимости-все то, что в совокупности и составляет творческие способности. Нормальные дети обладают разнообразными потенциальными способностями. Задача дополнительного образования – выявить и развить их в доступной и интересной детям деятельности. Во многих случаях результаты были настолько впечатляющими, что те, кто видел работы учащихся, невольно восклицали: «Ну, это удел одаренных, талантливых, способных!». Однако вызывающие восхищение работы в наших условиях выполняют обычные дети, и притом все. Просто я считаю, что развить способности – это, значит, вооружить ребенка способом деятельности, дать ему в руки ключ, принцип выполнения работы, создать условия для выявления и расцвета его одаренности. «Способности не просто проявляются в труде, они формируются, развиваются, расцветают в труде и гибнут в бездействие». Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей лежит через приобщение школьников к продуктивной творческой деятельности с 1-го класса. Кому нужны творческие способности? Ускорение научно-технического прогресса будет зависеть от количества и качества, творчески развитых умов, от их способности обеспечить быстрое развитие науки, техники и производства, от того, что теперь называют повышением интеллектуального потенциала народа. Получается, что все должны стать творцами? Да! Пусть одни в меньшей мере, другие в большей, но обязательно все. Откуда же взять столько талантливых и способных? Природа, все знают, не щедра на таланты. Они как алмазы, встречаются редко….
2. Значение периода детства для развития творческих способностей
Любые задатки, прежде чем превратиться в способности, должны пройти большой путь развития. Первые годы жизни ребенка – самые ценные для его будущего, и надо как можно полнее использовать их. Точнее говоря, первые толчки к развитию творческих способностей. Это можно объяснить тем, какое количество связей «задействовано» между клетками мозга. Каждый ребенок имеет при рождении богатейшую волокнистую сеть, соединяющую клетки мозга, но это только потенциальные, возможные связи. Реальными, действующими они становятся только тогда, когда запускаются в ход определенные нервные структуры, когда начинают функционировать те или иные способности и по «линиям связи» начинают проходить биотоки. И чем моложе ребенок, тем образование связей проходит легче, а с возрастом все труднее и труднее. Интересно, что ни у кого не возникает подобного вопроса, когда учат ребенка разговаривать. Никто не задумывается, пора или не пора начинать говорить с ним. С ним просто говорят – со дня его рождения, когда он еще и не воспринимает, кажется ничего. Проходит пять, десять месяцев, наступает момент – произнесено первое слово! Условия для того, чтобы это произошло, были обеспечены заранее, они опережали развитие речи, непрерывно стимулировали ее, и созревание соответствующих отделов мозга шло успешно. А что если и в развитии других способностей поступить подобным образом: насколько это, возможно, заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали самую разнообразную его творческую деятельность и исподволь развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться? Именно в этом и состоит важное условие эффективного развития творческих способностей. Но если жизнь ребенка сведена к убогости биологического существования, то реализуется лишь небольшая часть его возможностей, образуется ограниченное число связей между клетками мозга. Лишая ребенка, в силу незнания и традиций, своевременно и полноценного развития в младенческом и дошкольном детстве, мы тем самым обрекали его на низкие темпы развития, на громадные затраты сил и времени и на низкий конечный результат. И считаем такое развитие нормальным! Третье, чрезвычайно важное, условие успешного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Парадоксально, но это условие легче всего осуществляется тогда, когда ребенок уже ползает, но еще не начал говорить. Процесс познания мира в это время идет очень интенсивно. И в это время малыш больше, чем когда-либо, вынужден заниматься творчеством, решать многие, для него совершенно новые задачи. Наблюдая, как быстро развиваются наши ребятишки, насколько раньше обычного овладевают разными умениями, мы еще и еще раз убеждаемся в том, что первые годы жизни характеризуются богатством, о котором ранее не подозревали, а точка равновесия между рождением и взрослостью приходится на возраст 3 года. Вот почему надо начинать развитие как можно раньше, вот почему первые годы жизни – самое благодатное время, когда наши радужные заботы дадут самые богатые плоды, плоды, которые останутся на всю жизнь.
3. Развитие интереса к творчеству
Детские творческие игры – явление многообразное. Их содержание усложняется и развивается в том случае, если они увлекают детей. С помощью творческой игры можно достичь больших успехов в воспитательно-образовательной работе с детьми. Детское творчество особенно ярко проявляется в играх-драматизациях. Творчество детей в этих играх направлено на создание игровой ситуации. Творческая игра учит детей обдумывать, как осуществить тот или иной замысел. В творческой игре, как ни в какой другой деятельности, развиваются ценные для детей качества: активность, самостоятельность. Руководство творческими играми приобретает важное значение, но встречаются определенные трудности. Педагог должен учитывать многие факторы, которые развивают ребенка, — его интересы, личные качества, навыки общественного поведения. Формируя интерес к играм, необходимо читать и рассказывать детям произведения художественной литературы, рассматривать иллюстрации к этим произведениям, показывать диафильмы. Нужно, чтобы педагог являлся активным участником игр. Также можно перед игрой показать различные спектакли. Педагог должен поощрять инициативу детей, руководить игрой, включая в игру всех желающих. Это все нужно для привлечения внимания детей, снятия у них напряжения. Сказанное позволяет сформулировать основные функции игры: 1. Функция формирования устойчивого интереса, снятие напряжения; 2. Функция формирования творческих способностей; 3. Функция формирования навыков самоконтроля и самооценки. Организовать и провести игру – задача достаточно сложная. Можно выделить следующие основные условия проведения игр: 1. Наличие у педагога определенных знаний и умений. 2. Выразительность проведения игр. Это обеспечивает интерес детей, желание слушать, участвовать в игре. 4. Средства и способы, повышающие эмоциональное отношение детей. 5. Между педагогом и детьми должна быть атмосфера уважения, взаимопонимания, доверия и сопереживания. 6. Использование в игре наглядности, что обеспечивает интерес у детей. Любые игры только тогда дают результаты, когда дети играют с удовольствием. Так же и творчество – это всегда интерес, увлечение и даже страсть. Но этот интерес легко притупить не только небольшим нажимом, но даже просто «перебарщиванием», что она стала надоедать. Поэтому никогда не следует доводить занятие играми до пресыщения, до того, что дети не хотят играть. Заканчивать игру нужно, как только промелькнет первый признак потери интереса к ней, но пообещайте, что завтра или в другой раз поиграем побольше, чтобы впереди была приятная перспектива – завтрашняя радость, интерес. Правила игры 1. Игра должна приносить радость и ребенку, и взрослому. Каждый успех малыша – это обоюдное достижение: и ваше; и его. Понаблюдайте, как довольны, бывают дети, если им удастся нас рассмешить или обрадовать. 2. Заинтересовывайте ребенка игрой, но не заставляйте его играть, не доводите занятия играми до пресыщения. 3. Развивающие игры – игры творческие. 4. Увлечения детей приходят «воинами», поэтому, когда у ребенка остывает интерес к игре, «забывайте» об игре. 5. Для самых маленьких оживляйте игру сказкой или рассказом, придумывайте, фантазируйте, пока ребенка не начнет увлекать сам процесс.
4. Виды творческой деятельности
Творческая деятельность – специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя. Существуют различные виды творческой деятельности. (Творческая деятельность, Декоративно-прикладная, Художественно-эстетическая, ИЗО, музыка, шитье, вокал, вязание, хореография, макраме — драмтеатр. Среди декоративно-прикладного творчества дети любят заниматься больше всего изобразительным искусством, в частности детское рисование. По характеру того, что и как изображает ребенок, можно судить о его восприятии окружающей действительности, об особенностях памяти, воображения, мышления. Большую роль в развитии творческих способностей детей занимают занятия по шитью, вязанию. Изучив основы вязания, дети сами комбинируют узоры, творчески подходят к выполнению изделия. Раскроив себе, изделие дети подбирают оформление для изделия, по принципу цветовой гаммы. В процессе таких занятий у детей развивается логическое мышление, творческое воображение. Важное место в художественно-творческой деятельности детей занимает музыка. Детям доставляет удовольствие прослушивание музыкальных произведений, повторение музыкальных рядов и звуков на различных инструментах. В дошкольном возрасте впервые зарождается интерес к серьезным занятиям музыкой, который в дальнейшем может перерасти в настоящее увлечение и способствовать развитию музыкального дарования. Дети учатся петь, выполнять разнообразные ритмические движения под музыку, в частности танцевальные. Вокальные занятия также являются творческой деятельностью. Пение развивает музыкальный слух и вокальные способности. Для раскрытия творческих способностей, используются коллективно разыгрываемые этюды, музыкально-танцевальные импровизации.
5. Методы развития творческих способностей у детей
Есть великая формула «дедушки» космонавтики К.Э. Циолковского, приоткрывающая завесу над тайной рождения творческого ума: «Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и, наконец, стал открывать истины, никому еще не известные». Видимо, это и есть путь становления творческих способностей, путь развития изобретательского и исследовательского таланта. Наша обязанность – помочь ребенку встать на этот путь. Методы – это приемы и средства, с помощью которых осуществляется развитие творческих способностей. Одним из основных принципов обучения является принцип от простого к сложному. Этот принцип заключается в постепенном развитии творческих способностей. В процессе организации обучения развитию творческих спосо