Курсовая работа роль игры в развитии ребенка дошкольного возраста

Определение игры, её сущность и особенности, проблематика и классификация. Развивающие игры и их условия: влияние игры на развитие и формирование личности ребёнка, как важнейший вид детской деятельности, развития творчества и игрового замысла ребенка.

Подобные документы

  • Теоретические основы игры как средства обучения. Понятие и сущность игры. История возникновения первых игр. Влияние игры на формирование и развитие личности ребенка. Развитие детского творчества и игрового замысла. Игра как средство воспитания детей.

    курсовая работа, добавлен 16.04.2012

  • Значение игры для всестороннего воспитания ребёнка. Психологическая характеристика игровой деятельности. Роль деятельности в развитии личности ребенка. Развивающие игры и их условия. Роль игры в воспитании положительного отношения к школе ребенка.

    курсовая работа, добавлен 26.01.2013

  • Происхождение и сущность игры. Сюжетно-ролевые игры и их классификация. Театрализованные, творческие, дидактические и музыкально-дидактические игры. Влияние игры на развитие ребенка. Образцы для решения новых задач, возникающих в познании, труде.

    контрольная работа, добавлен 13.02.2012

  • Классификация и характеристики видов игры. Исследование их влияния на формирование и развитие личности ребенка, творчества, психического здоровья. Использование игры как средства воспитания. Нынешнее состояние игровой деятельности с дошкольниками.

    курсовая работа, добавлен 14.01.2014

  • Влияние дидактической игры на умственное развитие дошкольника. Формирование правильной речи и звукопроизношения. Развитие сенсорных способностей ребенка. Исследование значения игры для психического развития. Мотивационно-потребностная сфера ребёнка.

    курсовая работа, добавлен 10.02.2014

  • Происхождение и значение игры, классификация детских игр, игрушка. Значение игры для преодоления эмоциональных трудностей дошкольников: общее влияние игры на детей, умение играть, влияние различных видов игр на развитие ребенка. Суть дидактической игры.

    дипломная работа, добавлен 11.03.2014

  • Психолого-педагогическая характеристика младшего школьного возраста. Влияние игры на развитие познавательных интересов младших школьников. Экспериментальное исследование ресурсов игры и изучение условий ее эффективного воздействия на развитие ребенка.

    курсовая работа, добавлен 03.02.2016

  • Детская игра как психолого-педагогическое явление. Особенности классификации игры. Методика организации игровой деятельности, ее значение для развития личности ребенка. Экспериментальное изучение влияния игры на развитие личности младшего школьника.

    курсовая работа, добавлен 10.09.2017

  • Модернизационные процессы в системе дошкольного образования, задачи формирования личности ребенка-дошкольника в контексте сложных процессов современной социализации. Роль в развитии и воспитании ребенка игры как важнейшего вида детской деятельности.

    статья, добавлен 27.02.2019

  • Математика и ее роль в умственном воспитании и развитии интеллекта ребенка. Развитие математических способностей, его структура, элементы и характеристика, критерии определения. Дидактические игры в формирования у ребенка математических представлений.

    аттестационная работа, добавлен 16.01.2009

  • главная
  • рубрики
  • по алфавиту
  • вернуться в начало страницы
  • вернуться к подобным работам

Источник

Роль игры в развитии личности ребенка дошкольного возраста

ЗНАЧЕНИЕ ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА.

Дошкольное детство – большой отрезок жизни ребенка. Условия жизни в это время стремительно расширяются: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему еще недоступно. Кроме того, не менее сильно он стремиться и к самостоятельности. Из этого противоречия рождается ролевая игра – самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых.

Вся жизнь дошкольника связана с игрой. Освоение окружающих его вещей, отношений между людьми, понимание тех значений, которые несет общественная жизнь, труд и обязанности взрослых, — со всем этим он знакомится, играя, воображая себя в роли мамы, папы и так далее.

Роль игры в психическом развитии ребенка.

Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка.

В игровой деятельности наиболее интенсивно формируются психические качества и личностные особенности ребенка. В игре складываются другие виды деятельности, которые потом приобретают самостоятельное значение.

Игра влияет на все стороны психического развития, что неоднократно подчеркивали как педагоги, так и психологи. Так, А. С. Макаренко писал: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, как у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет и в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание происходит, прежде всего в игре.

Вся история отдельного человека как деятеля или работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе ее в работу.

Игровая деятельность влияет на формирование произвольности психических процессов. Так, в игре у ребенка начинает развиваться произвольное внимание и произвольная память. В условиях игры дети сосредотачиваются лучше и запоминают больше. Сознательная цель выделяется для ребенка раньше и легче всего в игре. Сами условия игры требуют от ребенка сосредоточения на предметах, включенных в игровую ситуацию, на содержании разыгрываемых действий и сюжета. Если ребенок не хочет быть внимательным к тому, что требует от него предстоящая игровая ситуация, если не запоминает условия игры, то он просто изгоняется сверстниками.

В тоже время опыт игровых и особенно реальных взаимоотношений ребенка в сюжетно – ролевой игре ложится в основу особого свойства мышления, позволяет стать на точку зрения других людей, предвосхитить их будущее поведение и на основе этого строить свое собственное поведение.

Ролевая игра имеет определенное значение для развития воображения.

Влияние игры на развитие личности ребенка заключается в том, что через нее он знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения, и в ней приобретаются основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками.

Продуктивные виды деятельности ребенка – рисование, конструирование – на разных этапах дошкольного детства тесно сливаются с игрой. Интерес к рисованию, конструированию первоначально возникает как игровой интерес, направленный на процесс создания рисунка, конструкции в соответствии с игровым замыслом. И только в среднем и старшем дошкольном возрасте интерес переносится на результат деятельности и свободен от влияния игры.

Внутри игровой деятельности начинает складываться и учебная деятельность, которая позднее становится ведущей деятельностью. Учение вводит взрослый, оно не возникает непосредственно из игры. Но дошкольник начинает учиться, играя – он к учению относится как к своеобразной ролевой игре с определенными правилами. Однако, выполняя эти правила, ребенок незаметно для себя овладевает элементарными учебными действиями.

Очень большое влияние игра оказывает на развитие речи. Игровая ситуация требует от каждого включенного в него ребенка определенного уровня развития речевого общения. Необходимость объясняться со сверстниками стимулирует развитие связной речи. В игре дети учатся полноценному общению друг с другом. Младшие дошкольники еще не умеют по – настоящему общаться со сверстниками.

В развитой ролевой игре с ее замысловатыми сюжетами и сложными ролями, создающими достаточно широкий простор для импровизации, у детей формируется творческое воображение.

Игра способствует становлению произвольной памяти, в ней преодолевается так называемый познавательный эгоцентризм.

В дошкольном возрасте игра становится самостоятельной деятельностью ребенка, он осваивает разные виды игр, с помощью игр дошкольник «входит в разные сферы социальной действительности, расширяя возможности познания этих сфер».

Таким образом, игра оказывает положительное влияние на формирование взаимодействия и взаимоотношения детей. Игры снимают психологические барьеры, вселяют уверенность в собственных силах, улучшают общение детей со сверстниками и взрослыми.

ИГРУШКИ В ЖИЗНИ ДЕТЕЙ.

На сегодняшний день игрушка для ребенка стала незаменимым и верным другом, спутников и самым главным действующим предметом в забавах и детских играх. Игрушки помогают ребенку развивать логические мысли, а также дают шанс узнать все возможности, которые существуют в окружающей среде со всей ее действительностью. Самое главное, то, что игрушки воспринимаются ребенком в первую очередь эстетически, ребенок с игрушкой воспитывает в себе добрые качества. Даже в тот момент, когда игрушка теряет у ребенка ее истинный интерес и игровое значение, у малыша все равно остается к игрушке свое отношение. Ведь не зря любимые игрушки остаются в нашей жизни надолго и украшают своим присутствием быт, пусть даже игрушка перестала быть для нас предметом своего предназначения.

Воспитательное значение игрушек:

— это обязательный спутник детских игр;

— участвуют в создании игры, оказывают влияние на личность ребенка;

— отвечают потребности ребенка в активной деятельности, в разнообразных движениях,

— помогают осуществить свой замысел, войти в роль, делают действия ребенка реальными;

— нередко подсказывают идею игры, напоминают об увиденном или прочитанном, влияют на воображение и чувства ребенка;

— приучают ребенка к осмысленной, целенаправленной деятельности, развивают мышление, память, воображение, внимание, вырабатывают выдержку, воспитывают волевые качества;

— помогают воспитанию у детей интереса к труду, пытливости, любознательности;

— способствуют воспитанию чувства патриотизма, симпатии, уважения к людям разных национальностей;

— объединяют детей, требуя совместных усилий, согласованных действий.

Требования к игрушкам:

— они должны давать правильное представление о предметах, их особенностях, жизненном назначении, расширять кругозор ребенка, развивать интерес к технике, к труду;

— содействовать воспитанию базиса личности, формировать ценности познания, преобразования;

— иметь динамические свойства, обеспечивающие многоплановое использование их в игре: подвижность частей и деталей, механизмы звучания, дополнительные материалы для раскрытия игровых функций;

— соответствовать возрастным особенностям восприятия детей;

— должны быть безопасными и гигиеничными;

— развивать познавательные интересы, активизировать общение;

— приучать к коллективной деятельности, воспитывать организаторские способности;

— пробуждать творческое воображение, изобретательность.

Какие бывают игрушки.

В современной литературе чаще встречается классификация, которая соответствует использованию игрушек в разной игровой деятельности.

Сюжетно-образные: игрушки: куклы, игрушки-животные, предметы домашнего обихода, которые способствуют развитию сюжетно-ролевых игр.

Технические игрушки: водный, сухопутный, воздушный и космический транспорт; игрушки, отражающие бытовую, сельскохозяйственную и военную технику, промышленное оборудование, электронные игрушки и др.

Строительно-конструктивные игрушки: наборы геометрических тел (кубы, призмы, пирамиды, цилиндры, пластины, архитектурные или тематические наборы, включающие разные блоки (стены, колонны, арки, крыши); смешанный строительный материал.

Дидактические игрушки: матрешки, вкладыши, яйца, башни, пирамидки; настолько-печатные игрушки (лото, парные картинки, разрезные картинки).

Забавные игрушки: с механизмами, с сюрпризами, световыми и звуковыми эффектами.

Моторные игрушки: мячи, обручи, кегли, серсо, скакалки.

Музыкальные и театральные игрушки: бубен, рояль, металлофон, декорации и атрибуты для различных видов театра и самостоятельной театрально-игровой деятельности.

Игрушки-самоделки: из дерева, ткани, бумаги, природного и бросового материала; дополняют готовые игрушки и выполняют развивающую и воспитательную функции.

Источник

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ

«КУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Курсовая работа

По теме «Роль игры
в развитии детей дошкольного возраста»

Выполнила: студентка 2 курса

Факультета Педагогики  и методики
начального образования

Заочной формы обучения

Головко Елизавета Николаевна

Проверил: Ларина Елена Александровна

Курск –  2012

Содержание

Введение                                                                                                                  
3

1. Теоретические основы игровой деятельности
дошкольников                      
6

1.1. Теории игры в трудах зарубежных и
отечественных исследователей       
6

1.2. Классификации игр                                                                                       
11

1.3. Общая психологическая характеристика
дошкольников и значение игры в их развитии                                                                                                         
18

Глава 2. Практический материал по развитию
внимания у детей дошкольного возраста
в игре                                                                                                      
30

2.1. Развитие внимания дошкольников 
в игровой деятельности                     
30

2.2. Игры, игровые занятия, направленные 
на развитие внимания дошкольников                                                                                                       33

2.3. Рекомендации родителям и 
воспитателям детского сада по развитию внимания у детей
дошкольного возраста                                                           
38

Заключение                                                                                                            42

Список использованной литературы                                                                 
47

Приложение                                                                                                        

Введение

Актуальность темы исследования. Дошкольный возраст является периодом
овладения социальным пространством человеческих
отношений через общение с близкими взрослыми,
а также через игровые и реальные отношения
со сверстниками.

Дошкольный возраст приносит ребенку
новые принципиальные достижения. В дошкольном возрасте ребенок, осваивая
мир постоянных вещей, овладевая употреблением
все большего числа предметов по их функциональному
значению, испытывая ценностное отношение
к окружающему предметному миру, с изумлением
открывает для себя некоторую относительность
постоянства вещей.

В дошкольном возрасте продолжается
активное овладение собственным телом
(координацией движений и действий, формирований
образа тела и ценностного отношения к
нему).

В этот период продолжает бурно развиваться
речь, способность к замещению, к символическим
действиям и использованию знаков, наглядно-действенное
и наглядно-образное мышление, воображение
и память.

Ребенок испытывает потребность к удержанию
освоенных действий через их неустанное
воспроизведение. Весь период детства, с трех до семи лет, просматривается
неудержимое, стремительное развитие
психических свойств, прерывающееся выраженными
остановками – периодами стереотипного
воспроизведения достигнутого. В период
дошкольного детства игра становится
ведущим видом деятельности, поэтому глубокое
изучение особенностей развития внимания
игровой деятельности особенно актуально.

Игровая деятельность является ведущей
деятельностью ребёнка-дошкольника. С
помощью игры можно способствовать развитию
ребёнка, в том числе развитию внимания.

Наблюдая за детьми в любой деятельности
можно заметить, как меняется направленность
глаз, выражение лица, включение ребенка
в познавательную деятельность. Любая
деятельность успешна, если ее сопровождает
внимание.

Внимание – важнейший психический процесс, тесно связанный с общей
направленной активностью, с намерениями,
с мотивацией. Внимание – это направленность
и сосредоточенность сознания на определенном
объекте. Внимание существенно отличается
от всех психических процессов. Его своеобразие
заключается в том, что оно не самостоятельный
вид психической деятельности, а организация
других психических процессов, при которой
определенные восприятия, представления,
мысли или чувства осознаются отчетливее
других, отходящих на второй план.

Всё вышеперечисленное подтверждает актуальность
данной темы исследования.

Цель исследования – изучить роль игры в развитии детей
дошкольного возраста.

Объект исследования –игровая деятельность дошкольника.

Предмет исследования – процесс развития внимания дошкольников
в игровой деятельности.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть основные теории игры в трудах
зарубежных и отечественных исследователей;

2. Представить классификацию игр;

3. Составить характеристику дошкольника
и изучить значение игры в развитии дошкольников;

4. Описать развитие внимания дошкольников
в игровой деятельности;

5. Провести анализ игр и игровых занятий,
направленных на развитие внимания дошкольников;

6. Составить рекомендации родителям и воспитателям
детского сада по развитию внимания у
детей дошкольного возраста.

Гипотеза: Гипотеза исследования заключается
в предположении, что развитие детей дошкольного
возраста в игровой деятельности будет
эффективным при соблюдении следующих
условий:

— необходимо знать цель, ход, свою 
роль в игре;

— сделать игру занимательной, создать условия
для умственной активности;

-Особое внимание уделить обеспечению 
правил игры;

Степень научной разработанности
темы. Изучением развития детей дошкольного
возраста с помощью игровой деятельности
занимались следующие учёные: Бабаева
Т.И., Панфилова М.А., Самоукина Н.В., Симановский
А.Э., Урунтаева Г.А., Шмаков С.А. и другие.

Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения
и списка использованной литературы.

1. Теоретические основы игровой
деятельности дошкольников

1.1. Теории игры в трудах зарубежных
и отечественных исследователей

Задолго до того как игра стала предметом научных исследований, она широко
использовалась в качестве одного из важных
средств воспитания и обучения детей.

В самых различных системах обучения игре
отводится особое место. И определяется
это тем, что игра очень созвучна природе
ребенка. Ребенок от рождения уделяет
огромное внимание играм. Игра для ребенка
— не просто интересное времяпрепровождение,
это способ моделирования внешнего, взрослого
мира, способ моделирования его взаимоотношений,
в процессе которого, ребенок вырабатывает
схему взаимоотношений со сверстниками.
Дети с удовольствием сами придумывают
игры, с помощью которых самые банальные,
бытовые вещи переносятся в особый интересный
мир приключений. Игра это потребность
растущего детского организма. В игре
ребенок делает открытия того, что давно
известно взрослому [Газман 2001 : 157].

Потребность в игре и желание играть
необходимо, использовать и направлять в целях решения определенных образовательных
задач. Игра будет являться средством
воспитания и обучения, если она будет
включаться в целостный педагогический
процесс. Руководя игрой, организуя жизнь
детей в игре, педагог воздействует на
все стороны развития личности ребенка:
на чувства, на сознание, на волю и на поведение
в целом.

В настоящее время, появилось целое направление
в педагогической науке — игровая педагогика,
которая считает игру ведущим методом
воспитания и обучения детей дошкольного
и младшего школьного возраста. Упор на игру
(игровую деятельность, игровые формы,
приемы) — это важнейший путь включения
детей в учебную работу, способ обеспечения
эмоционального отклика на воспитательные
воздействия.

Однако накопленные данные об игре, различные подходы к её использованию создают на
сегодняшний день проблему, связанную
с рациональным построением, организацией
и применением её в процессе обучения
и воспитания, что требует более тщательного
и детального её изучения.

Игра — важнейшая часть жизни ребенка. Д.Б. Эльконин в книге «Психология
игровой деятельности» определяет игру
как «исторически возникший и социально
обусловленный вид деятельности, заключающийся
в воспроизведении детьми деятельности
взрослых и отношений между ними и направленный
на познание окружающей действительности»
[Эльконин 1978 : 85].

Термин «игра» имеет много значений:
спортивные соревнования, шутки, фокусы,
театральные зрелища и др.

Выделяются следующие признаки игры:

— непродуктивность;

— ориентированность на процесс, а не на
результат;

— обучающее, воспитывающее и развивающее
значение для психологической подготовки
ребенка к будущей жизни;

— историко-культурная значимость;

— условность игровой ситуации;

— двуплановость; ролевая структура;

— быстрая смена ситуаций и столь же быстрое
приспособление действий к новой ситуации;

— возможность замещения реальных объектов
игровыми [Заика 2004 : 32].

Существует множество теорий, объясняющих
происхождение и значение игры для развития
ребенка.

Первым попытку изучения и систематизации
игр предпринял в 1899 г. немецкий ученый К.
Грос, который понимал игру как предупреждение
инстинктов применительно к будущим условиям
борьбы за существование. Он считал, что
«игра объективно — это первичная стихийная
школа поведения, кажущийся хаос, который
предоставляет ребенку возможность ознакомиться
с традициями поведения людей, его окружающих».
Игра необходима ребенку для подготовки
к будущей жизни и является средством
его естественного самовоспитания.

Немецкий биолог Э. Геккель и американский
психолог — педолог Г.С. Холл рассматривали игру
с точки зрения биогенетического закона.
«В играх проявляются родовые признаки
охоты, рыболовства и т.д. Игра — это своеобразный
атавизм биологических и культурных предков;
она содействует изживанию инстинктов
драчливости, соперничества и других,
не совместимых с цивилизацией». На самом
деле, в детских играх можно обнаружить
приметы прошлого — элементы охоты, собирательства,
войны, кочевничества. Однако идея сокращенного
повторения основных этапов развития
человечества в развитии ребенка не нашла
своего подтверждения в науке.

Немецкий психолог К. Бюлер, определял
игру как деятельность, совершаемую ради
получения «функционального удовольствия».

Голландский зоопсихолог Ф. Бейтендайк
выделил четыре особенности игры:

— импульсивность;

— ненаправленность действий;

— аффективная связь с окружающим;

— робость, боязливость и застенчивость.
В основе игры, с его точки зрения, лежат
общие влечения — влечение к освобождению,
слиянию с окружающим и к повторению. Созвучна
этой теории точка зрения  психоанализа
на игру как внешнее выражение глубинных
инстинктов человека.

Ж. Пиаже рассматривал влияние игры на
развитие детского интеллекта в связи
с развитием символической функции. Игра,
по его мнению, — это деятельность, в которой
преобладают процессы ассимиляции ребенком окружающей
действительности в соответствии с присущей
детям эгоцентрической позицией.

В отечественной литературе вопрос о
происхождении игры был поставлен Г.В.
Плехановым. Игра, считал он, есть дитя
труда, который необходимо предшествует ей во времени. Игра возникает
в ответ на потребность общества в подготовке
подрастающего поколения к жизни. С его
точки зрения, под влиянием трудовой деятельности
между людьми возникают социальные игры,
из которых затем развивается искусство
танцев и театрализованных представлений.

Рассмотрение игры как способа бытия
культуры, как первичный импульс человеческой
истории, дано в известном труде И. Хейзинга
«Человек играющий». Игра, по его мнению,
онтологически присущее человеку образование,
необходимый способ социальной жизни [Аникеева
1997 : 114].

Выявлением исторической и социальной
природы игры в отечественной психологии
занимались Е.А. Аркин, Л.С. Выготский, А.Н.
Леонтьев, Б.Д. Эльконин и др.

Л.С. Выготский в статье «Игра и ее роль
в психическом развитии ребенка» отмечал, что игра
создает «зону ближайшего развития», в
ней ребенок становится «как бы на голову
выше самого себя» [Выготский 1977 : 35].

Источник