Курсовая работа роль игры в развитии ребенка дошкольного возраста
Определение игры, её сущность и особенности, проблематика и классификация. Развивающие игры и их условия: влияние игры на развитие и формирование личности ребёнка, как важнейший вид детской деятельности, развития творчества и игрового замысла ребенка.
Подобные документы
Теоретические основы игры как средства обучения. Понятие и сущность игры. История возникновения первых игр. Влияние игры на формирование и развитие личности ребенка. Развитие детского творчества и игрового замысла. Игра как средство воспитания детей.
курсовая работа, добавлен 16.04.2012
Значение игры для всестороннего воспитания ребёнка. Психологическая характеристика игровой деятельности. Роль деятельности в развитии личности ребенка. Развивающие игры и их условия. Роль игры в воспитании положительного отношения к школе ребенка.
курсовая работа, добавлен 26.01.2013
Происхождение и сущность игры. Сюжетно-ролевые игры и их классификация. Театрализованные, творческие, дидактические и музыкально-дидактические игры. Влияние игры на развитие ребенка. Образцы для решения новых задач, возникающих в познании, труде.
контрольная работа, добавлен 13.02.2012
Классификация и характеристики видов игры. Исследование их влияния на формирование и развитие личности ребенка, творчества, психического здоровья. Использование игры как средства воспитания. Нынешнее состояние игровой деятельности с дошкольниками.
курсовая работа, добавлен 14.01.2014
Влияние дидактической игры на умственное развитие дошкольника. Формирование правильной речи и звукопроизношения. Развитие сенсорных способностей ребенка. Исследование значения игры для психического развития. Мотивационно-потребностная сфера ребёнка.
курсовая работа, добавлен 10.02.2014
Происхождение и значение игры, классификация детских игр, игрушка. Значение игры для преодоления эмоциональных трудностей дошкольников: общее влияние игры на детей, умение играть, влияние различных видов игр на развитие ребенка. Суть дидактической игры.
дипломная работа, добавлен 11.03.2014
Психолого-педагогическая характеристика младшего школьного возраста. Влияние игры на развитие познавательных интересов младших школьников. Экспериментальное исследование ресурсов игры и изучение условий ее эффективного воздействия на развитие ребенка.
курсовая работа, добавлен 03.02.2016
Детская игра как психолого-педагогическое явление. Особенности классификации игры. Методика организации игровой деятельности, ее значение для развития личности ребенка. Экспериментальное изучение влияния игры на развитие личности младшего школьника.
курсовая работа, добавлен 10.09.2017
Модернизационные процессы в системе дошкольного образования, задачи формирования личности ребенка-дошкольника в контексте сложных процессов современной социализации. Роль в развитии и воспитании ребенка игры как важнейшего вида детской деятельности.
статья, добавлен 27.02.2019
Математика и ее роль в умственном воспитании и развитии интеллекта ребенка. Развитие математических способностей, его структура, элементы и характеристика, критерии определения. Дидактические игры в формирования у ребенка математических представлений.
аттестационная работа, добавлен 16.01.2009
- главная
- рубрики
- по алфавиту
- вернуться в начало страницы
- вернуться к подобным работам
Источник
Роль игры в развитии личности ребенка дошкольного возраста
ЗНАЧЕНИЕ ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА.
Дошкольное детство – большой отрезок жизни ребенка. Условия жизни в это время стремительно расширяются: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему еще недоступно. Кроме того, не менее сильно он стремиться и к самостоятельности. Из этого противоречия рождается ролевая игра – самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых.
Вся жизнь дошкольника связана с игрой. Освоение окружающих его вещей, отношений между людьми, понимание тех значений, которые несет общественная жизнь, труд и обязанности взрослых, — со всем этим он знакомится, играя, воображая себя в роли мамы, папы и так далее.
Роль игры в психическом развитии ребенка.
Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка.
В игровой деятельности наиболее интенсивно формируются психические качества и личностные особенности ребенка. В игре складываются другие виды деятельности, которые потом приобретают самостоятельное значение.
Игра влияет на все стороны психического развития, что неоднократно подчеркивали как педагоги, так и психологи. Так, А. С. Макаренко писал: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, как у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет и в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание происходит, прежде всего в игре.
Вся история отдельного человека как деятеля или работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе ее в работу.
Игровая деятельность влияет на формирование произвольности психических процессов. Так, в игре у ребенка начинает развиваться произвольное внимание и произвольная память. В условиях игры дети сосредотачиваются лучше и запоминают больше. Сознательная цель выделяется для ребенка раньше и легче всего в игре. Сами условия игры требуют от ребенка сосредоточения на предметах, включенных в игровую ситуацию, на содержании разыгрываемых действий и сюжета. Если ребенок не хочет быть внимательным к тому, что требует от него предстоящая игровая ситуация, если не запоминает условия игры, то он просто изгоняется сверстниками.
В тоже время опыт игровых и особенно реальных взаимоотношений ребенка в сюжетно – ролевой игре ложится в основу особого свойства мышления, позволяет стать на точку зрения других людей, предвосхитить их будущее поведение и на основе этого строить свое собственное поведение.
Ролевая игра имеет определенное значение для развития воображения.
Влияние игры на развитие личности ребенка заключается в том, что через нее он знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения, и в ней приобретаются основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками.
Продуктивные виды деятельности ребенка – рисование, конструирование – на разных этапах дошкольного детства тесно сливаются с игрой. Интерес к рисованию, конструированию первоначально возникает как игровой интерес, направленный на процесс создания рисунка, конструкции в соответствии с игровым замыслом. И только в среднем и старшем дошкольном возрасте интерес переносится на результат деятельности и свободен от влияния игры.
Внутри игровой деятельности начинает складываться и учебная деятельность, которая позднее становится ведущей деятельностью. Учение вводит взрослый, оно не возникает непосредственно из игры. Но дошкольник начинает учиться, играя – он к учению относится как к своеобразной ролевой игре с определенными правилами. Однако, выполняя эти правила, ребенок незаметно для себя овладевает элементарными учебными действиями.
Очень большое влияние игра оказывает на развитие речи. Игровая ситуация требует от каждого включенного в него ребенка определенного уровня развития речевого общения. Необходимость объясняться со сверстниками стимулирует развитие связной речи. В игре дети учатся полноценному общению друг с другом. Младшие дошкольники еще не умеют по – настоящему общаться со сверстниками.
В развитой ролевой игре с ее замысловатыми сюжетами и сложными ролями, создающими достаточно широкий простор для импровизации, у детей формируется творческое воображение.
Игра способствует становлению произвольной памяти, в ней преодолевается так называемый познавательный эгоцентризм.
В дошкольном возрасте игра становится самостоятельной деятельностью ребенка, он осваивает разные виды игр, с помощью игр дошкольник «входит в разные сферы социальной действительности, расширяя возможности познания этих сфер».
Таким образом, игра оказывает положительное влияние на формирование взаимодействия и взаимоотношения детей. Игры снимают психологические барьеры, вселяют уверенность в собственных силах, улучшают общение детей со сверстниками и взрослыми.
ИГРУШКИ В ЖИЗНИ ДЕТЕЙ.
На сегодняшний день игрушка для ребенка стала незаменимым и верным другом, спутников и самым главным действующим предметом в забавах и детских играх. Игрушки помогают ребенку развивать логические мысли, а также дают шанс узнать все возможности, которые существуют в окружающей среде со всей ее действительностью. Самое главное, то, что игрушки воспринимаются ребенком в первую очередь эстетически, ребенок с игрушкой воспитывает в себе добрые качества. Даже в тот момент, когда игрушка теряет у ребенка ее истинный интерес и игровое значение, у малыша все равно остается к игрушке свое отношение. Ведь не зря любимые игрушки остаются в нашей жизни надолго и украшают своим присутствием быт, пусть даже игрушка перестала быть для нас предметом своего предназначения.
Воспитательное значение игрушек:
— это обязательный спутник детских игр;
— участвуют в создании игры, оказывают влияние на личность ребенка;
— отвечают потребности ребенка в активной деятельности, в разнообразных движениях,
— помогают осуществить свой замысел, войти в роль, делают действия ребенка реальными;
— нередко подсказывают идею игры, напоминают об увиденном или прочитанном, влияют на воображение и чувства ребенка;
— приучают ребенка к осмысленной, целенаправленной деятельности, развивают мышление, память, воображение, внимание, вырабатывают выдержку, воспитывают волевые качества;
— помогают воспитанию у детей интереса к труду, пытливости, любознательности;
— способствуют воспитанию чувства патриотизма, симпатии, уважения к людям разных национальностей;
— объединяют детей, требуя совместных усилий, согласованных действий.
Требования к игрушкам:
— они должны давать правильное представление о предметах, их особенностях, жизненном назначении, расширять кругозор ребенка, развивать интерес к технике, к труду;
— содействовать воспитанию базиса личности, формировать ценности познания, преобразования;
— иметь динамические свойства, обеспечивающие многоплановое использование их в игре: подвижность частей и деталей, механизмы звучания, дополнительные материалы для раскрытия игровых функций;
— соответствовать возрастным особенностям восприятия детей;
— должны быть безопасными и гигиеничными;
— развивать познавательные интересы, активизировать общение;
— приучать к коллективной деятельности, воспитывать организаторские способности;
— пробуждать творческое воображение, изобретательность.
Какие бывают игрушки.
В современной литературе чаще встречается классификация, которая соответствует использованию игрушек в разной игровой деятельности.
Сюжетно-образные: игрушки: куклы, игрушки-животные, предметы домашнего обихода, которые способствуют развитию сюжетно-ролевых игр.
Технические игрушки: водный, сухопутный, воздушный и космический транспорт; игрушки, отражающие бытовую, сельскохозяйственную и военную технику, промышленное оборудование, электронные игрушки и др.
Строительно-конструктивные игрушки: наборы геометрических тел (кубы, призмы, пирамиды, цилиндры, пластины, архитектурные или тематические наборы, включающие разные блоки (стены, колонны, арки, крыши); смешанный строительный материал.
Дидактические игрушки: матрешки, вкладыши, яйца, башни, пирамидки; настолько-печатные игрушки (лото, парные картинки, разрезные картинки).
Забавные игрушки: с механизмами, с сюрпризами, световыми и звуковыми эффектами.
Моторные игрушки: мячи, обручи, кегли, серсо, скакалки.
Музыкальные и театральные игрушки: бубен, рояль, металлофон, декорации и атрибуты для различных видов театра и самостоятельной театрально-игровой деятельности.
Игрушки-самоделки: из дерева, ткани, бумаги, природного и бросового материала; дополняют готовые игрушки и выполняют развивающую и воспитательную функции.
Источник
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
«КУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Курсовая работа
По теме «Роль игры
в развитии детей дошкольного возраста»
Выполнила: студентка 2 курса
Факультета Педагогики и методики
начального образования
Заочной формы обучения
Головко Елизавета Николаевна
Проверил: Ларина Елена Александровна
Курск – 2012
Содержание
Введение
3
1. Теоретические основы игровой деятельности
дошкольников
6
1.1. Теории игры в трудах зарубежных и
отечественных исследователей
6
1.2. Классификации игр
11
1.3. Общая психологическая характеристика
дошкольников и значение игры в их развитии
18
Глава 2. Практический материал по развитию
внимания у детей дошкольного возраста
в игре
30
2.1. Развитие внимания дошкольников
в игровой деятельности
30
2.2. Игры, игровые занятия, направленные
на развитие внимания дошкольников 33
2.3. Рекомендации родителям и
воспитателям детского сада по развитию внимания у детей
дошкольного возраста
38
Заключение 42
Список использованной литературы
47
Приложение
Введение
Актуальность темы исследования. Дошкольный возраст является периодом
овладения социальным пространством человеческих
отношений через общение с близкими взрослыми,
а также через игровые и реальные отношения
со сверстниками.
Дошкольный возраст приносит ребенку
новые принципиальные достижения. В дошкольном возрасте ребенок, осваивая
мир постоянных вещей, овладевая употреблением
все большего числа предметов по их функциональному
значению, испытывая ценностное отношение
к окружающему предметному миру, с изумлением
открывает для себя некоторую относительность
постоянства вещей.
В дошкольном возрасте продолжается
активное овладение собственным телом
(координацией движений и действий, формирований
образа тела и ценностного отношения к
нему).
В этот период продолжает бурно развиваться
речь, способность к замещению, к символическим
действиям и использованию знаков, наглядно-действенное
и наглядно-образное мышление, воображение
и память.
Ребенок испытывает потребность к удержанию
освоенных действий через их неустанное
воспроизведение. Весь период детства, с трех до семи лет, просматривается
неудержимое, стремительное развитие
психических свойств, прерывающееся выраженными
остановками – периодами стереотипного
воспроизведения достигнутого. В период
дошкольного детства игра становится
ведущим видом деятельности, поэтому глубокое
изучение особенностей развития внимания
игровой деятельности особенно актуально.
Игровая деятельность является ведущей
деятельностью ребёнка-дошкольника. С
помощью игры можно способствовать развитию
ребёнка, в том числе развитию внимания.
Наблюдая за детьми в любой деятельности
можно заметить, как меняется направленность
глаз, выражение лица, включение ребенка
в познавательную деятельность. Любая
деятельность успешна, если ее сопровождает
внимание.
Внимание – важнейший психический процесс, тесно связанный с общей
направленной активностью, с намерениями,
с мотивацией. Внимание – это направленность
и сосредоточенность сознания на определенном
объекте. Внимание существенно отличается
от всех психических процессов. Его своеобразие
заключается в том, что оно не самостоятельный
вид психической деятельности, а организация
других психических процессов, при которой
определенные восприятия, представления,
мысли или чувства осознаются отчетливее
других, отходящих на второй план.
Всё вышеперечисленное подтверждает актуальность
данной темы исследования.
Цель исследования – изучить роль игры в развитии детей
дошкольного возраста.
Объект исследования –игровая деятельность дошкольника.
Предмет исследования – процесс развития внимания дошкольников
в игровой деятельности.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть основные теории игры в трудах
зарубежных и отечественных исследователей;
2. Представить классификацию игр;
3. Составить характеристику дошкольника
и изучить значение игры в развитии дошкольников;
4. Описать развитие внимания дошкольников
в игровой деятельности;
5. Провести анализ игр и игровых занятий,
направленных на развитие внимания дошкольников;
6. Составить рекомендации родителям и воспитателям
детского сада по развитию внимания у
детей дошкольного возраста.
Гипотеза: Гипотеза исследования заключается
в предположении, что развитие детей дошкольного
возраста в игровой деятельности будет
эффективным при соблюдении следующих
условий:
— необходимо знать цель, ход, свою
роль в игре;
— сделать игру занимательной, создать условия
для умственной активности;
-Особое внимание уделить обеспечению
правил игры;
Степень научной разработанности
темы. Изучением развития детей дошкольного
возраста с помощью игровой деятельности
занимались следующие учёные: Бабаева
Т.И., Панфилова М.А., Самоукина Н.В., Симановский
А.Э., Урунтаева Г.А., Шмаков С.А. и другие.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения
и списка использованной литературы.
1. Теоретические основы игровой
деятельности дошкольников
1.1. Теории игры в трудах зарубежных
и отечественных исследователей
Задолго до того как игра стала предметом научных исследований, она широко
использовалась в качестве одного из важных
средств воспитания и обучения детей.
В самых различных системах обучения игре
отводится особое место. И определяется
это тем, что игра очень созвучна природе
ребенка. Ребенок от рождения уделяет
огромное внимание играм. Игра для ребенка
— не просто интересное времяпрепровождение,
это способ моделирования внешнего, взрослого
мира, способ моделирования его взаимоотношений,
в процессе которого, ребенок вырабатывает
схему взаимоотношений со сверстниками.
Дети с удовольствием сами придумывают
игры, с помощью которых самые банальные,
бытовые вещи переносятся в особый интересный
мир приключений. Игра это потребность
растущего детского организма. В игре
ребенок делает открытия того, что давно
известно взрослому [Газман 2001 : 157].
Потребность в игре и желание играть
необходимо, использовать и направлять в целях решения определенных образовательных
задач. Игра будет являться средством
воспитания и обучения, если она будет
включаться в целостный педагогический
процесс. Руководя игрой, организуя жизнь
детей в игре, педагог воздействует на
все стороны развития личности ребенка:
на чувства, на сознание, на волю и на поведение
в целом.
В настоящее время, появилось целое направление
в педагогической науке — игровая педагогика,
которая считает игру ведущим методом
воспитания и обучения детей дошкольного
и младшего школьного возраста. Упор на игру
(игровую деятельность, игровые формы,
приемы) — это важнейший путь включения
детей в учебную работу, способ обеспечения
эмоционального отклика на воспитательные
воздействия.
Однако накопленные данные об игре, различные подходы к её использованию создают на
сегодняшний день проблему, связанную
с рациональным построением, организацией
и применением её в процессе обучения
и воспитания, что требует более тщательного
и детального её изучения.
Игра — важнейшая часть жизни ребенка. Д.Б. Эльконин в книге «Психология
игровой деятельности» определяет игру
как «исторически возникший и социально
обусловленный вид деятельности, заключающийся
в воспроизведении детьми деятельности
взрослых и отношений между ними и направленный
на познание окружающей действительности»
[Эльконин 1978 : 85].
Термин «игра» имеет много значений:
спортивные соревнования, шутки, фокусы,
театральные зрелища и др.
Выделяются следующие признаки игры:
— непродуктивность;
— ориентированность на процесс, а не на
результат;
— обучающее, воспитывающее и развивающее
значение для психологической подготовки
ребенка к будущей жизни;
— историко-культурная значимость;
— условность игровой ситуации;
— двуплановость; ролевая структура;
— быстрая смена ситуаций и столь же быстрое
приспособление действий к новой ситуации;
— возможность замещения реальных объектов
игровыми [Заика 2004 : 32].
Существует множество теорий, объясняющих
происхождение и значение игры для развития
ребенка.
Первым попытку изучения и систематизации
игр предпринял в 1899 г. немецкий ученый К.
Грос, который понимал игру как предупреждение
инстинктов применительно к будущим условиям
борьбы за существование. Он считал, что
«игра объективно — это первичная стихийная
школа поведения, кажущийся хаос, который
предоставляет ребенку возможность ознакомиться
с традициями поведения людей, его окружающих».
Игра необходима ребенку для подготовки
к будущей жизни и является средством
его естественного самовоспитания.
Немецкий биолог Э. Геккель и американский
психолог — педолог Г.С. Холл рассматривали игру
с точки зрения биогенетического закона.
«В играх проявляются родовые признаки
охоты, рыболовства и т.д. Игра — это своеобразный
атавизм биологических и культурных предков;
она содействует изживанию инстинктов
драчливости, соперничества и других,
не совместимых с цивилизацией». На самом
деле, в детских играх можно обнаружить
приметы прошлого — элементы охоты, собирательства,
войны, кочевничества. Однако идея сокращенного
повторения основных этапов развития
человечества в развитии ребенка не нашла
своего подтверждения в науке.
Немецкий психолог К. Бюлер, определял
игру как деятельность, совершаемую ради
получения «функционального удовольствия».
Голландский зоопсихолог Ф. Бейтендайк
выделил четыре особенности игры:
— импульсивность;
— ненаправленность действий;
— аффективная связь с окружающим;
— робость, боязливость и застенчивость.
В основе игры, с его точки зрения, лежат
общие влечения — влечение к освобождению,
слиянию с окружающим и к повторению. Созвучна
этой теории точка зрения психоанализа
на игру как внешнее выражение глубинных
инстинктов человека.
Ж. Пиаже рассматривал влияние игры на
развитие детского интеллекта в связи
с развитием символической функции. Игра,
по его мнению, — это деятельность, в которой
преобладают процессы ассимиляции ребенком окружающей
действительности в соответствии с присущей
детям эгоцентрической позицией.
В отечественной литературе вопрос о
происхождении игры был поставлен Г.В.
Плехановым. Игра, считал он, есть дитя
труда, который необходимо предшествует ей во времени. Игра возникает
в ответ на потребность общества в подготовке
подрастающего поколения к жизни. С его
точки зрения, под влиянием трудовой деятельности
между людьми возникают социальные игры,
из которых затем развивается искусство
танцев и театрализованных представлений.
Рассмотрение игры как способа бытия
культуры, как первичный импульс человеческой
истории, дано в известном труде И. Хейзинга
«Человек играющий». Игра, по его мнению,
онтологически присущее человеку образование,
необходимый способ социальной жизни [Аникеева
1997 : 114].
Выявлением исторической и социальной
природы игры в отечественной психологии
занимались Е.А. Аркин, Л.С. Выготский, А.Н.
Леонтьев, Б.Д. Эльконин и др.
Л.С. Выготский в статье «Игра и ее роль
в психическом развитии ребенка» отмечал, что игра
создает «зону ближайшего развития», в
ней ребенок становится «как бы на голову
выше самого себя» [Выготский 1977 : 35].
Источник