Курсовая работа двигательное развитие ребенка
метки: Двигательный, Движение, Ребенок, Способность, Дошкольный, Возраст, Функция, Система
Содержание
Введение 3
1. Особенности развития движений в дошкольном возрасте. 5
1.1. Роль движения в жизни человека 5
1.2.Двигательная активность как неотъемлемая часть жизнедеятельности человека 8
1.3.Психические особенности дошкольного возраста 12
1.4. Значение, развитие и совершенствование двигательных умений и навыков у дошкольников 15
2. Требование программы воспитания детей в детских садах к развитию двигательных способностей у детей разного возраста 18
2.1 Принципы, регламентирующие деятельность воспитателя по физической культуре 18
2.2.Формы организации работы по развитию двигательных способностей дошкольников 21
2.3. Использование прогулки в целях развития двигательных способностей у детей дошкольного уровня 22
2.4. Методы руководства двигательной деятельностью детей на прогулке 31
2.5. Методика развития двигательных способностей на прогулке 34
Заключение 38
Список литературы 40
Приложение 1 42
Введение
Дошкольный возраст — период интенсивного формирования всех органов и систем организма. Именно в дошкольном детстве формируются те двигательные качества, навыки и умения ребенка, которые служат основой его нормального физического и психического развития. Здесь уместно вспомнить известное высказывание Н. А. Бернштейна : «Психика формируется в движении». Трудно переоценить роль движений в жизни человека. Двигательный анализатор имеет обширные связи со всеми структурами центральной нервной системы, принимает участие в их деятельности и имеет огромное значение в развитии функций мозга. Нормальное сенсомоторное развитие составляет фундамент всего психического развития ребенка и является тем базисом, над которым надстраивается вся совокупность высших психических функций.
Двигательная активность (ДА) – это естественная потребность в движении. Ее удовлетворение является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка. Движение – это врожденная, жизненная необходимость и потребность человека. Полное удовлетворение ее особенно важно в раннем и дошкольном возрасте, когда формируются все основные системы и функции организма. Маленький ребенок – деятель! И деятельность его выражается, прежде всего, в движениях. Первые представления о мире, его вещах и явлениях к ребенку приходят через движения его глаз, языка, рук, перемещение в пространстве. Чем разнообразнее движения, тем большая информация поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие. Развитость движений — один из показателей правильного нервно-психического развития в раннем возрасте. Познание окружающего посредством движений наиболее всего отвечает психологическим и возрастным особенностям детей.
2 стр., 520 слов
Развитие ребенка 2-3 лет
Физическое развитие ребенка 2 — 3 лет Главное отличие в физическом развитии ребенка в данный возрастной период состоит в том, что он совершает основные действия самостоятельно, без поддержки и помощи, а так же может действовать по показу или по словесному указанию взрослого. В период от 2 до 3 лет: ребенок ходит, бегает, прыгает на двух ножках, приседает, перешагивает через препятствие, лежащее на …
В дошкольном возрасте, в период интенсивного роста и развития детей, особенно важно обеспечить оптимальный режим двигательной активности, способствующий своевременному развитию моторики, правильному формированию важнейших органов и систем. Цель данной работы — изучение методики развития двигательных способностей у дошкольников
Объект исследования- развитие двигательных способности у дошкольников.
Предмет :процесс развития двигательных способности дошкольника на прогулке.
Задачи работы
— раскрыть способности развития в дошкольном возрасте
рассмотреть методику развития двигательных способностей в дошкольном возрасте на прогулке
разработать рекомендации для родителей по проблеме развития двигательных способности детей
1. Особенности развития движений в дошкольном возрасте.
1.1. Роль движения в жизни человека
Современное понимание природы и развития движений ребенка основывается на учении отечественных физиологов (В. М. Бехтерев, 1928; И. П. Павлов, 1951; И. М. Сеченов, 1952; Н. А. Бернштейн, 1947, 1966; П. К. Анохин,1978; и др.).
Решающую роль для понимания природы произвольных движений сыграло созданное И. М. Сеченовым и И. П. Павловым учение об условных рефлексах. И. П. Павлов (1951) распространил рефлекторную теорию на область произвольных движений, доказав, что физиологической основой последних являются двигательные условные рефлексы. Согласно теории И. П. Павлова моторная область принимает как двигательные, так и чувствительные импульсы. И. М. Сеченов (1952) первым высказал мысль о том, что в мозге происходит анализ проприоцептивных импульсов (т. е. предположил наличие двигательного анализатора), и указал на то, что «мышечное чувство» не только усиливает все другие ощущения, но и объединяет их. Огромная роль двигательной области в целостной деятельности мозга была показана В. М. Бехтеревым (1928) на материале клинических наблюдений и в эксперименте. В. М. Бехтерев сделал вывод о том, что двигательная зона коры сочетает моторные и сенсорные функции и установил важное значение обратной афферентации в производстве двигательного акта. П. К. Анохин (1978) показали роль обратной афферентации в осуществлении условно — рефлекторной деятельности, было разработано понятие «рефлекторного кольца», что имело значение для понимания механизма движений.
6 стр., 2789 слов
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДВИГАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ДВИГАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
… информации. Полноценное физическое развитие, формирование правильной осанки, двигательных качеств, оптимального двигательного стереотипа через развивающее движение неразрывно связано с гармоничной последовательной организацией нервной системы, ее чувствительных и …
Все движения человека совершаются при участии центральной нервной системы. Каждый ее отдел — спинной мозг, продолговатый мозг, средний мозг, промежуточный мозг, мозжечок, большие полушария — играет в движении свою роль. Чем выше стоит животное на эволюционной лестнице, тем более подчиненную роль в двигательных проявлениях играют нижележащие отделы центральной нервной системы. Управление движениями в большей степени переходит к большим полушариям головного мозга. В этом заключается процесс кортикализации нервных функций. Человек стоит на вершине эволюции животного мира. Он достиг наибольшего развития высших отделов центральной нервной системы и владеет наиболее сложными, разнообразными движениями и действиями.
Простейшие двигательные рефлексы человека, обеспечивающие нормальное протекание более сложных двигательных актов (кожные, сухожильные и др.), обусловлены деятельностью нижних отделов центральной нервной системы. Более сложные рефлексы позы, стояния регулируются деятельностью среднего мозга, вестибулярного аппарата, которые в свою очередь, подчинены регулирующему влиянию мозжечка. Последний координирует соразмерность движений. Для передвижения тела в пространстве необходимо объединение всех видов чувствительности (афферентации).
Синтез кожно — мышечной, вестибулярной афферентации в единое целое происходит на уровне промежуточного мозга, подкорковых ядер. Все большее обогащение афферентации ведет к усложнению двигательных актов. Включение зрительной афферентации обеспечивает точность движений в пространстве. Более сложные двигательные действия — предметные — возникают при деятельности высокоорганизованных отделов коры головного мозга, лобных долей больших полушарий. Действия приобретают смысловое содержание, становятся целенаправленными.
10 стр., 4556 слов
Центральная нервная система: строение, функции
… , снижению кровяного давления, увеличению как двигательной, так и секреторной активности пищеварительного тракта. Центральные структуры симпатического отдела вегетативной нервной системы расположены в спинном мозге. Периферическая часть … нем заложены ядра серого вещества, имеющие отношение к равновесию, координации движений, а также к регуляции обмена веществ, дыхания и кровообращения. Продолговатый …
Учение И. П. Павлова о двигательном анализаторе, об основных ядрах его и рассеянных элементах, о взаимоотношениях коры и подкорки лежат в основе концепции о функциональной локализации в нервной системе. Любая функция мозга, в том числе и двигательная, является совместной деятельностью разных отделов центральной нервной системы. Каждое движение или действие человека регулируется определенными звеньями сложной функциональной системы.
Учение о корковом отделе двигательного анализатора получило дальнейшее развитие в трудах А. Р. Лурия (1948, 1962, 1963).
Н. А. Бернштейном определены этапы выполнения произвольного движения. На первом этапе осуществляется восприятие и оценка ситуации, самого индивида, включенного в данную ситуацию. На втором этапе индивид выявляет двигательную задач, т. е. он определяет, во что ему нужно превратить эту ситуацию, что посредством его активности должно стать вместо того, что есть. Иными словами, наметить двигательную задачу — это значит, создать образ того, что должно быть. Уяснение индивидом образа будущего движения служит основанием для оформления задачи и программирования ее решения. На третьем этапе происходит программирование решения определившейся задачи, т. е. индивид намечает цель и содержание движения и те средства из имеющихся у него в наличии двигательных ресурсов, с помощью которых он решит двигательную задачу. На четвертом этапе осуществляется фактическое выполнение движения: человек преодолевает все избыточные степени своих двигательных органов, превращает их в управляемые системы и выполняет нужное целенаправленное движение. Это возможно в том случае, если индивид овладел координацией движений, поскольку центральным звеном движения является координация. Она обеспечивает точность, соразмерность и плавность выполнения движения. Нарушение одного из компонентов координации ведет и к нарушению движения.
Координация движений развивается постепенно, на основе опыта и упражнений, так как это сложный сенсомоторный акт, начинающийся с афферентного потока и заканчивающийся адекватным центральным ответом. Для правильного выполнения движений требуется согласованная работа систем кинетической, кинестетической и зрительно — пространственной афферентации По мнению М. М. Кольцовой (1973) «особенности двигательного анализатора, заключающиеся в том, что он имеет чрезвычайно богатые связи решительно со всеми структурами центральной нервной системы (проекционными, ассоциативными и т. д.) и принимает участие в их деятельности, дают повод предполагать значение двигательного анализатора в развитии деятельности мозга».
4 стр., 1517 слов
Исследование двигательной сферы детей дошкольного возраста с ОНР III уровня
… ребенка. Следует отметить, что роль движений в жизни человека очень велика, так как двигательный анализатор имеет обширные связи со всеми структурами центральной нервной системы … , Т. С. Комаровой.- М.,2005. 6. Демидова Е. Организация самостоятельной двигательной активности детей. // Дошкольное воспитание.-2004.-№1. 7. Филичева Т. Б. Устранение общего …
1.2.Двигательная активность как неотъемлемая часть жизнедеятельности человека
Народная мудрость гласит: «Движение – это жизнь!» и в этих словах заложен весь смысл физического воспитания детей.
В последние годы ведущими направлениями в исследованиях по физической культуре стали изучение эффективности двигательной активности детей, совершенствование количественных и качественных показателей развития движений. Известно, что систематические занятия физическими упражнениями в режиме дня способствуют улучшению функционального состояния центральной нервной системы, снижение напряженности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, двигательного аппарата и повышают уровень общей физической подготовленности детей. Интенсивность общего физического развития детей, их здоровье зависит от их двигательной активности.
Итак, двигательная активность – это суммарное количество двигательных действий, выполняемых человеком в процессе повседневной жизни. Согласно усредненным данным физиологов, для нормальной жизнедеятельности детского организма необходимо обеспечить ему от 6 до 13 тыс. движений в день. Установлено, что уровень двигательной активности и физиологическая потребность организма в движении определяется не только возрастом, но и степенью самостоятельности ребенка; индивидуально-типологическими особенностями центральной нервной системы, состоянием здоровья, половой принадлежностью и во многом зависит от внешних условий — гигиенических, социально-бытовых, климатических и т.п.
Основными показателями двигательной активности являются: объем движений, их интенсивность и продолжительность. Под объемом понимают общее количество движений; под интенсивностью следует понимать количество движений, выполняемых в 1 минуту; а продолжительностью является время, затраченное на выполнение двигательного действия.
3 стр., 1347 слов
Презентация на тему: Психика и организм
Психика и организм Психология конституциональных различий •Параметры, влияющие на психическую деятельность человека: возраст, пол, строение нервной системы и мозга, тип телосложения, генетические аномалии, уровень гормональной активности. •Хронические заболевания и психологический тонус. •Э. Кречмер (1888-1964)-«Строение тела и характер»: -астенический тип; -атлетический тип; -пикнический тип. …
При организации жизнедеятельности детей важно соблюдать принцип оптимизации физической нагрузки, что требует отслеживания моторной плотности. Так, физиологами определены нормы моторной плотности ребенка, которые выводятся из отношения продолжительности двигательной активности к общему объему выполненных двигательных действий. Нормой моторной плотности всей двигательной активности детей в течение дня не должна превышать 85%, её превышение может привести к нарушениям работы сердечно-сосудистой и центральной нервной систем организма ребенка, а её недостаточность — к гиподинамии, что является болезнью, которая отражается на растущем организме, в целом.
Как ранее отмечалось на состояние двигательной активности детей значительное влияние оказывают как сезонные, суточные колебания, так и климато-экологические особенности местности, где проживает ребенок. Так, сезонные изменения двигательной активности проявляются в её повышении в весенне-летний период: объем движений около 16,5 тыс., их продолжительность 315 минут, что составляет около 70 движений в минуту, а снижение происходит в осенне-зимний период: объем – 13-15 тыс., продолжительность 275 минут, интенсивность – 50 движений в минуту. Суточные колебания основываются на закономерности биоритмов, в зависимости от принадлежности человека к конкретному типу людей, сгруппированных на основе их биоритмических показателях, их двигательная активность в течение дня меняется. Так, например, у людей, относящихся к типу «жаворонок», повышение двигательной активности отмечается в утренние часы, а к вечеру постепенно – снижается их активность.
Климато-экологические особенности в значительной степени оказывают влияние на характер двигательной активности. Особенности климата и экологии Нижневартовского района заключаются в следующих характеристиках: географическое расположение — в средней части Западно-Сибирской равнины, климат – континентальный с сильным ветром, суровой зимой и коротким летом с резким колебанием температуры и атмосферным давлением в течение суток; экология – воды района насыщены гуминовыми кислотами иона амония, железом, марганцем, вода отмечается повышенной минерализацией и пониженной жесткостью. Стоит отметить, что все это в значительной степени сказывается на здоровье населения нашего района, что проявляется в изменениях напряжения геомагнитных полей; в повышенном фоне космической радиации; в высоком атмосферном давлении; снижении порциального давления кислорода во вдыхаемом воздухе (что вызывает гипоксию); в нарушении фотопериодичности зимой и летом, когда перепад температур в среднем составляет 6-15 градусов; в недостатке жизненно важных химических элементов — кобальта, меди, йода; в синдроме полярного напряжения – стрессовые, антропогенные и природные факторы, которые вызывают напряжение в процессе адаптации и регулировании организма и приводят к снижению биохимическим, биофизическим и морфофункциональным изменениям в организме населения.
7 стр., 3444 слов
Актуальность двигательной активности у детей с нарушением зрения
… плотности. Так, физиологами определены нормы моторной плотности ребенка, которые выводятся из отношения продолжительности двигательной активности к общему объему выполненных двигательных действий. Нормой моторной плотности всей двигательной активности детей … Основными показателями двигательной активности являются: объем движений, их интенсивность … экология — воды района насыщены гуминовыми кислотами …
Анализ исследований разных авторов на проблему развития двигательных способностей у детей дошкольного возраста позволяет сказать, что в дошкольном возрасте при организации мероприятий по оптимизации двигательной активности и создании условий для ее повышения необходимо учитывать также половую принадлежность детей, т.к. потребность и способность осуществлять те или иные двигательные действия во многом з…
**************************************************************
Источник
Министерство образования и науки РФ
ГОУ СПО Архангельский педагогический колледж
«ФОРМИРОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ И УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Контрольная работа по дисциплине:
«Методика физического воспитания и развития детей»
Студентки 64 (2) группы
Кисловой Марий Сергеевны
VIкурс. 10 вариант
Научный преподаватель:
Чернышева А.Н.
2010 г.
Содержание
Введение 3
Основная часть 4
1. Закономерности формирования двигательных навыков. 4
2. Стадии формирования двигательных навыков. 5
3. Этапы обучения двигательным навыкам. 7
4. Методика разучивания, закрепления и совершенствования
движений. 10
Заключение. 13
Литература. 15
Введение
Формирование двигательных навыков необходимо для гармоничного развития ребенка, его физического развития, координации движений, развития интереса к различным, доступным ребенку видам двигательной деятельности и положительных нравственно-волевых черт личности.
В процессе обучения правильным движениям у детей развиваются умственные способности, нравственные и эстетические чувства, формируется сознательное отношение к своей деятельности и поэтому целенаправленность действий, организованность, дисциплинированность, а все это в совокупности содействует формированию всесторонне развитой личности.
Цель данной работы заключается в изучении путей формирования двигательных навыков.
В соответствии с поставленной целью были определены задачи:
— изучить понятие двигательных навыков и умения;
— изучить закономерности формирования двигательных навыков;
— изучить стадии формирования двигательных навыков;
— изучить этапы формирования двигательных навыков;
— изучить формирование двигательных навыков на примере определенных упражнений.
Предметом исследования являются двигательные навыки.
Объектом исследования является процесс формирования двигательных навыков на занятиях физической культуры.
1. Закономерности формирования двигательных навыков.
Формирование двигательного навыка (от лат. formare образовывать) – это процесс формирования способности к осуществлению того или иного движения без сознательного контроля.
Быстрота и прочность формирования двигательных навыков зависят от многих причин.
Приобретенные ранее навыки могут облегчать или затруднять формирование нового навыка. Положительное взаимодействие навыков («положительный перенос») происходит в тех случаях, когда в технике движения есть сходство (например, приземление в прыжках с высоты, в высоту с места и с разбега). «Отрицательный перенос» может возникнуть при одновременном разучивании движений, имеющих различные конечные фазы. Поэтому нельзя, например, обучать на одном занятии приземлению после прыжков в длину и в высоту с разбега.
По мере упрочения двигательных навыков появляется возможность преодолеть их отрицательное взаимодействие.
Формирование двигательных навыков происходит в единстве с развитием физических качеств. Например, с развитием силы, быстроты в прыжках, метании улучшается техника их выполнения, и повышаются количественные показатели.
Продолжительность формирования двигательного навыка зависит от сложности упражнения, например скоростно-силовые ациклические движения (прыжки, метание), связанные с точностью распределения мышечных усилий в пространстве и во времени, требуют длительного срока. Формирование двигательного навыка зависит от правильного подбора методов и приемов обучения. На скорость образования двигательных навыков влияет психологическая установка (осознание поставленных задач, мотивов деятельности), а также положительные эмоции на занятиях.
2. Стадии формирования двигательных навыков .
Процесс формирования правильных двигательных навыков у детей дошкольного возраста представляет собой фундамент для дальнейшего развития и совершенствования их в школьные годы.
Физиологической основой формирования двигательных навыков является образование системы временных связей в коре больших полушарий мозга, динамического стереотипа. В этом закономерном процессе различаются три стадии.
I стадия — формирования первоначального умения — короткая по времени, когда дети знакомятся с новым движением, характерна широким иррадированием процесса возбуждения в коре головного мозга и недостаточностью внутреннего торможения. В связи с этим у детей наблюдается неуверенность в движениях, общая напряженность мускулатуры, наличие лишних движений, неточности в пространстве и во времени. Это происходит вследствие распространившегося иррадиирущего процесса возбуждения и на другие центры двигательного анализатора.
II стадия более продолжительная по времени. Она отличается процессом специализации условного рефлекса. На протяжении этой стадии развития навыка у детей в порядке повторных упражнений правильность разучиваемых движений постепенно улучшается. Это происходит в силу уточнения отдельных двигательных рефлексов и всей их системы в целом. Вторая стадия характерна постепенным развитием внутреннего дифференцировочного торможения, ограничивающего распространение процессов возбуждения, повышением роли второй сигнальной системы. В связи с этим ребенок проявляет большую осознанность задач и собственных действий.
Однако образование двигательных навыков на данной стадии происходит волнообразно. Это выражается в попеременном улучшении или ухудшении действий. Исследования показывают, что в процессе общего прогресса качества двигательного действия во время обучения такие колебания в движении бывают, характерны для начала обучения. По мере все большего уточнения и совершенствования двигательных умений в коре головного мозга образуется сложная система временных связей — динамический стереотип.
III стадия — стабилизация навыка, упрочение динамического стереотипа, соответствующего основному варианту действия. Ребенок уже овладевает навыком. Движения его делаются произвольными, экономными, свободными, достаточно точными, при ведущей роли второй сигнальной системы. Он самостоятельно и уверенно выполняет действие с осознанием его основной задачи, может применять выработанный навык в возникающей реальной ситуации (игровой и жизненной). Кроме того, на этой стадии развития навыка вырабатываются дополнительные двигательные реакции в соответствии с различными вариантами техники движения.
3. Этапы обучения двигательным навыкам.
Основываясь на закономерностях формирования двигательных навыков в теории и методике физического воспитания ребенка, педагог решает практические задачи обучения.
Каждой стадии навыка соответствует определенный этап обучения:
1-й этап — начальное разучивание двигательного действия;
2-й этап — углубленное разучивание;
3-й этап — закрепление и совершенствование двигательного действия.
На первом этапе (начальное разучивание движения) ставятся задачи по ознакомлению ребенка с новыми двигательными действиями; созданию у него целостного представления о движении, выполнение его. Осуществлению этих задач способствует воздействие на основные анализаторные системы — зрительную, слуховую, двигательную; активизация сознания ребенка, создание у него представления о целостном двигательном акте. В основном это осуществляется в средней и старших группах дошкольного учреждения.
Исходя из поставленных задач, педагог пользуется методикой начального разучивания, которая включает: а) показ педагогом образца движения; б) его детальный показ, сопровождаемый словом; с) выполнение показываемого движения самим ребенком.
Показ образца физического упражнения ребенку осуществляется педагогом четко, безукоризненно правильно, в надлежащем темпе. Такой показ заинтересовывает ребенка, вызывает у него положительные эмоции, формирует представление о динамике движения, вызывает желание выполнить его.
Подетальный (т.е. расчлененный) показ двигательного действия выполняется педагогом в умеренном темпе с пояснением всех составляющих элементов движения. Например, воспитатель говорит: «Дети, мы будем сегодня разучивать наклоны в левую и правую стороны. Посмотрите, как выполняется это упражнение (показывает). А теперь послушайте и посмотрите еще раз. У меня исходное положение: ноги на ширине плеч, руки на поясе. Я наклоняюсь вправо, смотрю на правый локоть, потом выпрямляюсь, наклоняюсь влево, посмотрела на левый локоть — выпрямилась». Сопровождая показ выполнения движения словом, педагог создает предварительную ориентировку в движении: воздействует на сознание ребенка, вызывая ориентировочно-исследовательский рефлекс в пространстве, способствуя усвоению пространственной терминологии: «влево—вправо» и т. д.; дает представление об исходном положении РУК, ног и т.д.; о движении частей собственного тела — «влево— прямо», «вправо—прямо». После этого ребенок выполняет упражнение, а воспитатель следит за правильностью его выполнения.
Эти приемы обеспечивают образование в коре головного мозга временных связей, способствуют сознательному запоминанию Ребенком последовательности элементов движения, объединению и в целостный двигательный образ с опорой на мышечные ощущения. При подетальном (расчлененном) показе движения педагог не использует счет, поскольку это не способствует осознанному выполнению физического упражнения, не создает у ребенка представления о двигательном действии, не формирует у него осознанности движения.
После расчлененного показа движения дети самостоятельно воспроизводят упражнение, слушают указания воспитателя, т.е. практически проверяют сложившийся у них образ движения, а воспитатель следит за правильностью выполнения этого движения. Если появляется какое-то несоответствие движений заданию, педагог уточняет, разъясняет или показывает их. Он проходит между детьми и смотрит, как выполняется упражнение.
В младших группах для обучения ребенка используются в основном игровые приемы или показ образца движения. Это определяется спецификой младшего возраста, когда ребенок еще не обладает достаточной концентрацией внимания и получает удовлетворение от простого подражания конкретному образцу.
Успех начального этапа разучивания зависит от эмоционально-положительного отношения ребенка к движению, что вызывается благодаря поощрению, которым педагог сопровождает его выполнение.
На втором этапе (углубленное разучивание движений) уточняется правильность выполнения ребенком деталей техники разучиваемого упражнения, исправляются ошибки. Зная механизм образования условных рефлексов, воспитатель восстанавливает в сознании и мышечном ощущении ребенка последовательность элементов движения и конкретность ощущений от выполняемого действия.
На третьем этапе (закрепление и совершенствование двигательного действия) при повторении движений постепенно развивается дифференцированное торможение. Все лишние движения затормаживаются, исчезают, соответствующие показу движения закрепляются словом педагога.
Н. И. Красногорский писал, что при последующем дифференцировании наступает специализация рефлекса. Чем дальше прогрессирует дифференцирование, тем точнее внутреннее торможение отграничивает корковые очаги, затормаживая все неподкрепленные связи.
4. Методика разучивания, закрепления и совершенствования движений.
Методика углубленного разучивания движений.
Исходя из процесса усвоения движения, воспитатель использует разнообразные методические приемы. Обучая, он обращает внимание ребенка на правильность выполнения действия, используя словесное поощрение («Хорошо стоишь, у тебя правильное исходное положение»), обращает внимание ребенка и на ошибки, предлагает определенные команды: «Ноги с места не сдвигать! Наклонитесь влево—вправо! Посмотрите на локоть согнутой руки!». Воспитатель следит за выполнением упражнений каждым ребенком. Он подходит к ним, дает указания, исправляет, если есть необходимость, позу, что позволяет детям осознанно стремиться к качественному и точному выполнению упражнения.
На втором этапе обучения движения ребенку уже знакомы, поэтому педагог предлагает в зависимости от их сложности изменить исходное положение. Он просит ребенка проанализировать, как выполняют действия товарищи: «Посмотрите, как выполняют упражнение дети, и скажите, кто правильно его выполнил. Что понравилось? Кто делал ошибки, какие?».
Педагог предлагает вспомнить и рассказать, как выполняются упражнения, наклоны влево и вправо. При этом ребенку дается план-схема: «Вспомни, какое исходное положение рук, ног; в какую сторону нужно наклоняться вначале: влево или вправо, в какую потом». Такое напоминание вызывает идеомоторное представление, ребенок вспоминает последовательность движений и осознанно их выполняет. У него активизируется внимание, память, мышление, появляется желание красиво и правильно выполнить движения. Если у детей они сразу не получаются, то наиболее сложные движения педагог может еще раз показать и дать пояснение к их выполнению.
Постепенно приобретенные ребенком навыки двигательного движения закрепляются и совершенствуются; стимулируется его творчество, активность и самостоятельность; он начинает использовать собственный двигательный опыт в повседневной жизни.
Методика закрепления и совершенствования движений.
На третьем этапе обучения движению ребенок сознательно воспринимает задания, целенаправленно действует, действия его автоматические, внимание сосредоточено на качестве движения. У ребенка появляется точность, красота, выразительность движения. Он может выполнять его по названию.
На этом этапе педагог может использовать счет, музыку, творческие задания. Ребенку предлагается внести изменение в упражнения; придумать, как его можно выполнить по-другому: сделать вместе, стоя, в колонне, шеренге, с предметами и без них. Для активизации творчества педагог предлагает ребенку придумать упражнение, в том числе имитационное. Ребенок показывает, а дети пытаются узнать, какое упражнение он придумал, кого изобразил. Ребенок придумывает веселого зайку, грустного петушка, маленького котенка, больную кошку и т.д., имитирует птичку в клетке, работу «дворников» у машины и многое другое. Интересны коллективные действия детей, когда они придумывают солнышко, забор, домик, клумбу, коллективные и индивидуальные скульптуры и т.д.
Таким образом, методика обучения движениям направляется на развитие творчества ребенка. Оно развивается на всех этапах обучения. На первом этапе ростки творчества наблюдаются при воспроизведении движения. Л. С. Выготский считал воспроизведение важнейшим компонентом творчества.
На втором этапе педагог побуждает ребенка к подбору вариантов упражнений, предлагая выбрать пособия для него; активизирует осознание ребенком возможности усложнения упражнений за счет смены исходных положений; выбора пособий и т.д.
Важную роль на этом этапе играет активизация представления ребенка о движении. Образы, предметы, сцены, события, возникающие на основе их припоминания или же продуктивного воображения, вызываются идеомоторными представлениями. Представления могут носить обобщающий характер и относиться как к прошлому, так и к будущему. Чувственно-предметный характер представлений позволяет классифицировать их по модальности: зрительные, слуховые, обонятельные. Преобразование идеомоторных представлений играет важную роль при решении мыслительных задач.
На третьем этапе обучения создаются условия для творчества как индивидуального, так и коллективного.
Исследования особенностей поэтапного разучивания движений с ребенком дошкольного возраста проводились А. В.Кенеман, Э.Я.Степаненковой, Н.В.Полтавцевой и другими педагогами.
Заключение
Двигательные навыки, сформированные у детей дошкольного возраста, составляют фундамент для их дальнейшего совершенствования в школе и позволяют в дальнейшем достигать высоких результатов в спорте. В процессе формирования двигательных навыков у детей вырабатывается способность легко овладевать более сложными движениями и различными видами деятельности.
Важно сразу правильно формировать двигательные навыки у детей, поскольку переучивать их трудно, поэтому необходимо обучать детей рациональной технике выполнения физических упражнений, расширять объем разнообразных навыков, которые совершенствуются на последующих возрастных этапах их жизни.
Формирование двигательных способностей ребенка происходит в соответствии с законом роста и развития детского организма.
Основой всестороннего развития ребенка является физическое воспитание. Организованные физкультурные занятия, а также свободная двигательная деятельность улучшают деятельность сердечно — сосудистой, дыхательной и нервной системы, укрепляют опорно-двигательный аппарат, улучшают обмен веществ. Они повышают устойчивость ребенка к заболеваниям, мобилизуют защитные силы организма. Чем большим количеством разнообразных движений овладеет ребенок, тем шире возможности для развития ощущения, восприятия и других психических процессов, тем полноценнее осуществляется его развитие.
Обучая в процессе физического воспитания, преследуют образовательные задачи, которые состоят в том, чтобы сформировать и довести до определенной степени совершенства необходимые двигательные умения, навыки и связанные с ними знания. При этом основным предметом обучения являются рациональные двигательные действия, включающие систему взаимосвязанных движений.
Особенности двигательных действий и закономерности формирования двигательных умений и навыков во многом предопределяют дидактические особенности физического воспитания.
Список литературы
1. Грохольский Г.Г. Двигательная активность детей дошкольного возраста: Метод. Рекомендации, АФВ и СРБ. – Мин, 1992. — 44с.
2. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта. – М., 2000. – 95с.
3. Гужаловский А.А. Основы методики и теории физической культур?