Курсовая работа диагностика индивидуального развития ребенка

Раиса Маркс
Диагностика развития дошкольника

Диагностика развития дошкольника.

В последнее время в системе дошкольного образования все большее распространение получает практика проведения психолого-педагогической диагностики, в том числе тестирования, детей дошкольного возраста.

Диагностика – деятельность, направленная на постановку диагноза (диагноз – распознание, греч.).

Виды диагностики:

психологическая — психическое состояние ребёнка (изучение индивидуальных особенностей ребёнка, познавательных процессов и эмоциональной сферы;

педагогическая — освоение ребёнком образовательной программы;

Реализация в образовании личностно – ориентированного подхода предполагает построение педагогического процесса на диагностической основе. Диагностика развития детей дошкольного возраста призвана помогать педагогам и родителям ребенка правильно строить с ним педагогическое общение.

Принципы организации диагностической работы:

1. Диагностическая работа должна проводиться на законных основаниях,с соблюдением нормативно-правовых документов: Конвенции о правах ребёнка; «Базовый компонент педагога-психолога» Ростовской области; Закона Российской Федерации «Об образовании»; приказов и инструктивных писем Министерства образования РФ; Устава образовательного учреждения; Договора с родителями; решений педагогического совета ОУ; приказов руководителя ОУ.

2. Принцип научности – предполагает, что диагностическая работа в ОУ должна опираться на научные исследования.

3. Принцип этичности – предполагает, что диагностическая работа должна проводиться с соблюдение этических норм и правил.

4. Принцип оптимальности – предполагает, что минимальными усилиями должно быть получено достаточное количество диагностической информации.

Формы проведения диагностики могут быть групповые и индивидуальные, письменные.

Виды диагностики

В работе педагогом-психологом ОУ используются следующие виды диагностики:

1. Скрининговая диагностика Диагностика проводится с группой детей и направлена на выделение детей, имеющих какие- либо особенности развития и нуждающихся в дополнительной развивающей или коррекционной работе.

2. Углубленная психологическая диагностика проводится после скрининговой диагностики, проводится индивидуально или в малых группах.

3. Итоговая диагностика. Цель данного вида диагностики – оценить состояние ребенка по окончании курса коррекционной работы.

Наиболее приемлемыми методами диагностики являются: наблюдение, беседа, анкетирование, диагностика с помощью тестов.

Анкетирование и наблюдение, являются наиболее распространенными исследовательскими методами. Анкетирование обычно проводится с использованием данных наблюдения, которые (наряду с данными, полученными при помощи других исследовательских методов) используются при составлении анкет.

Беседа – один из методов исследования поведения. Беседу также можно проводить с группой, когда воспитатель задает вопросы всей группе и следит, чтобы в ответах присутствовало мнение всех членов группы, а не только самых активных.

Тест – стандартизированное задание, результат выполнения которого позволяет измерить психологические характеристики испытуемого. Таким образом, целью тестового исследования является испытание, диагностика определенных психологических особенностей человека, а его результатом – количественный показатель, соотносимый с ранее установленными соответствующими нормами и стандартами.

Педагогическое обследование проводиться два раза в год: в начале учебного года и второе — в мае, конце учебного года; возможно третье в середине учебного года для воспитанников группы риска (ПМПк). Педагогическое обследование проводится по всем разделам программы для детей ПМПк, кроме специальных (музыкальное и физическое, которое проводится только в начале и конце года.

Психологическое обследование проводится по разработанным и утверждённым МО педагогов-психологов диагностическим программам развития познавательного уровня детей с учётом возрастных норм психического развития.

Диагностика развитияпознавательного уровня каждого возраста предполагает два среза в течение года: — начало года (сентябрь, октябрь) с целью обеспечения индивидуального подхода гармонизации познавательной сферы ребёнка, выработки рекомендаций педагогам и родителям; — конец года (апрель, май) — отслеживание динамики развития, оценка уровня развития познавательной сферы у дошкольников.

Диагностика эмоционально-волевой и личностной сферы проводится со средней группы в начале года с целью оценки эмоционального состояния ребёнка, наличия тревожности, агрессивности и страхов. Диагностика проводится индивидуально с детьми и с помощью анкетирования педагогов по оценке агрессивности, тревожности, гиперактивности. Используются проективные методики для выявления эмоциональных особенностей дошкольников: тест «Рисунок семьи» Г. Т. Хоментаускаса, графическая методика «Кактус», М. Панфиловой.

После проведённой диагностики даются рекомендации педагогам и родителям, дети группы «РИСКА» выводятся на ПМПк.

Источник

Лилия Куксова
Педагогическая диагностика как оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста

Согласно п. 4.3 федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (далее – ФГОС ДО, Стандарт, целевые ориентиры (социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования) не подлежат непосредственной оценке, в т. ч. в виде педагогической диагностики (мониторинга, а также не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Таким образом, мониторинг относительно развития детей на сегодняшний день не предполагается и даже запрещен современными нормативными требованиями.

Однако, согласно п. 3.2.3 Стандарта, при реализации образовательной программы дошкольного образования в ДОО может проводиться оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста в рамках педагогической диагностики (мониторинга).

Предмет педагогической диагностики – это индивидуальное развитие детей. Согласно ФГОС результат педагогической диагностики может быть использован для построения образовательной траектории развития ребёнка, а также для решения образовательных задач.

Педагогическая диагностика – особый вид деятельности, преимущественно направленный на изучение ребенка дошкольного возраста: для познания его индивидуальности и оценки его развития как субъекта познания, общения и деятельности; на понимание мотивов его поступков, видение скрытых резервов личностного развития, предвидение его поведения в будущем. Диагностическая деятельность является начальным этапом педагогического проектирования, позволяя определить актуальные образовательные задачи, индивидуализировать образовательный процесс, и завершает цепочку по решению этих задач, поскольку направлена на выявление результативности образовательного процесса.

Познание и понимание педагогом ребенка дошкольного возраста как основная цель педагогической диагностики в дошкольном образовательном учреждении определяет использование им преимущественно малоформализованных диагностических методов, ведущими среди которых являются наблюдение проявлений ребенка в деятельности и общении с другими субъектами педагогического процесса, а также свободные беседы с детьми. В качестве дополнительных методов используются анализ продуктов детской деятельности, простые тесты, специальные диагностические ситуации.

Педагогическая диагностикадостижений ребенка направлена на изучение:

• деятельностных умений ребенка

• интересов, предпочтений, склонностей ребенка

• личностных особенностей ребенка

• поведенческих проявлений ребенка

• особенностей взаимодействия ребенка со сверстниками

• особенностей взаимодействия ребенка со взрослыми

Педагогическая диагностика осуществляется с учетом ряда принципов, обусловленных спецификой образовательного процесса детского сада.

Принцип объективности означает стремление к максимальной объективности в процедурах и результатах диагностики, избегание в оформлении диагностических данных субъективных оценочных суждений, предвзятого отношения к диагностируемому.

Принцип целостного изучения педагогическогопроцесса предполагает: Для того чтобы оценить общий уровень развития ребенка, необходимо иметь информацию о различных аспектах его развития: социальном, эмоциональном, интеллектуальном, физическом, художественно-творческом. Важно помнить, что развитие ребенка представляет собой целостный процесс, и что направление развития в каждой из сфер не может рассматриваться изолированно. Различные сферы развития личности связаны между собой и оказывают взаимное влияние друг на друга.

Принцип процессуальности предполагает изучение явления в изменении, развитии. Правила, детализирующие принцип процессуальности, состоят в том, чтобы

• не ограничиваться отдельными «срезами состояний», оценками без выявления закономерностей развития;

• учитывать половозрастные и социокультурные особенности индивидуально-личностного становления ребенка;

• обеспечивать непрерывность изучения диагностируемого предмета в естественных условиях педагогического процесса.

Принцип компетентности означает принятие педагогом решений только по тем вопросам, по которым он имеет специальную подготовку; запрет в процессе и по результатам диагностики на какие-либо действия, которые могут нанести ущерб испытуемому. Этот принцип раскрывается в правилах сотрудничества (согласие, добровольность участия в диагностике);

• в безопасности для испытуемого применяемых методик;

• в доступности для педагога диагностических процедур и методов;

• во взвешенности и корректном использовании диагностических сведений (разумной конфиденциальности результатов диагностики).

Принцип персонализации требует от педагога в диагностической деятельности обнаруживать не только индивидуальные проявления общих закономерностей, но также индивидуальные пути развития, а отклонения от нормы не оценивать как негативные без анализа динамических тенденций становления.

Прежде чем проводить диагностику, необходимо спроектировать ее.

Первый этап – проектировочный. Определяем цели диагностики (например, оценить проявления детьми старшей группы активности и любознательности, выявить проявляющиеся при этом индивидуальные особенности).

Второй этап – практический. Проведение диагностики. Для этого необходимо определить ответственных, обозначить время и длительность диагностики, а также способы фиксации результатов (запись в блокноте, на диагностических карточках, на магнитофон, видеокамеру и т. д.).

Третий этап – аналитический. Анализ полученных фактов, получение количественных данных. Анализ позволяет установить, почему результат того или иного ребенка отличается или не отличается от его прежнего результата, от результатов других детей или же существенно отклоняется от нормы (яркое достижение или большая проблема).

Четвертый этап – интерпретация данных. Интерпретация воспитателем полученных фактов – основной путь понимания ребенка и прогнозирования перспектив его развития. Любые количественные показатели обладают возможностью их различного толкования, порой диаметрально противоположного.

Пятый этап –целеобразовательный: он предполагает определение актуальных образовательных задач для каждого ребенка и для группы в целом. Результаты диагностики используются преимущественно для обнаружения сильных сторон ребенка и определения перспектив его развития.

Таким образом, полученная в результате диагностики информация и сделанные на ее основе выводы помогают педагогу предположить возможные действия ребенка в разных ситуациях и понять, какие достижения ребенка следует всячески поддержать и развивать дальше, в чем именно требуется оказать этому ребенку помощь. Искусство педагога как раз заключается в том, чтобы открыть перед каждым ребенком перспективы его развития, показать ему те сферы, где он может проявить себя, достичь больших успехов, черпать силы из этого источника, чтобы в целом гармония личности становилась полноценной, богатой, неповторимой.

Источник

Эссе

«Для чего необходима воспитателю диагностика индивидуального развития детей»

                                                                                        Выполнила:

                                                                                        воспитатель МБДОУ № 102

                                                                                        г. Дзержинска

                                                                                        Воронова Ольга Николаевна

 «Распознать, выявить, раскрыть, взлелеять, выпестовать в каждом ученике его неповторимо-индивидуальный талант – значит поднять личность на высокий уровень расцвета человеческого достоинства.»

В. А. Сухомлинский

        На мой взгляд, в настоящее время, для нас, воспитателей, диагностика является одним из неотъемлемо важных компонентов педагогического процесса. Она помогает узнать  о ребенке массу полезной информации, которая в будущем поможет выявить недочеты в воспитании, развитии и формировании необходимых знаний.

        Диагностических методик сейчас большое множество, все они различных видов и направленностей. И это понятно, так как они созданы разными авторами: Верещагина Н.В., Печора К.Л., Афонькина Ю.А. и другие, и как следствие действие у них разное. Но все они представляют собой тест, и имеют общее свойство: помогают педагогам разобраться в эмоциональном состоянии ребенка; определить уровень его навыков, умений и знаний; подсказать родителям, в каком направлении искать пути решения проблем. И для этого педагогу важно знать не только то, что и как делать в процессе диагностирования, но и что потом делать с ее результатами. Получается, что воспитатель ставит перед собой цель не только определить наиболее благоприятные условия для дальнейшего развития ребенка и найти способы устранения проблем или же выявить его одаренность, но и анализирует собственную работу и ищет пути ее последующей корректировки.

        Диагностируя ребенка по всем пяти областям, воспитателю необходимо:

        Сначала определить, насколько соответствует уровень его развития тем нормам, которые характерны для детей данного возраста. Если ребенок в эти нормы вписывается – все в порядке. А вот если нет, то необходимо срочно что-то делать, поскольку если оставить эту проблему без внимания, то в дальнейшем решить ее        будет очень сложно.
      Затем узнать индивидуальные особенности развития способностей. Потому что, какие-то из них могут быть развиты хорошо, а какие-то не очень. Наличие у ребенка отдельных недостаточно развитых способностей может стать причиной серьезных затруднений в дальнейшем процессе обучения. Выявленные «слабые места» могут быть скорректированы. Например, можно подобрать определенные игры и упражнения, направленные на развитие требуемой способности.

        Конечно,  оценить эффективность тех средств и методов, которые использовались для развития ребенка в дошкольном учреждении. Для этого воспитатель тестирует ребенка в начале учебного года, а затем в конце. Сравнивает полученные результаты, которые показывают, какие произошли изменения (и произошли ли они вообще).
       Ну и, наконец, детей необходимо элементарно знакомить с различными формами тестирования, чтобы они таким образом готовились к испытаниям, которые их ожидают на различных этапах обучения в будущем.

        Очень важно создать для ребенка нормальные условия во время проведения диагностики. Чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, и мог раскрыть свои способности. Сразу всплывает изречение В. А. Сухомлинского: «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребёнка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать. Да, от того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям». И вот тут получается, что воспитатель и определяет результаты своего труда, которые во многом зависят от его собственного мастерства и профессионализма, которое необходимо непрерывно развивать. От того, насколько хорошо он знает и понимает ребенка, умеет учитывать его индивидуальные особенности, уже сформированный опыт и ценностные ориентации, и эти знания тоже можно совершенствовать.  От того, учитывает ли педагог воздействие других факторов педагогического процесса, факторов социальных влияний, умеет ли он, выстраивая свою деятельность, ориентироваться не только на свои намерения и цели, но и учитывать интересы ребенка и факторы, которые помогают или, напротив, мешают решению педагогических задач.

        Итак, педагогическая диагностика нужна воспитателю, чтобы знать, как подойти к успехам и неудачам ребенка, в каком направлении вести свою работу. И  для улучшения качества своей работы на основе получаемых им результатов и коррекции собственной деятельности.  Для достижения в будущем результатов более высокого уровня в интересах развития личности ребенка и в целях обеспечения оптимальных условий его развития, воспитания и обучения.

Источник

Изменения в сфере дошкольного образования коснулись основополагающих подходов к диагностике и мониторингу в дошкольном образовании, поскольку он имеет свою специфику. Некоторую долю путаницы внесла быстрая смена ФГТ на ФГОС ДО. В связи с этим поменялись некоторые формулировки, а соответственно, и подходы, в частности, касающиеся оценки образовательных результатов.

Согласно п. 3.2.3. ФГОС ДО: «При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).

 Результаты         педагогической         диагностики         (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:  

  1. индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);  
  2. оптимизации работы с группой детей.  

Педагогическая оценка индивидуального развития ребенка направлена, прежде всего, на определение наличия условий для развития ребенка в соответствии с его возрастными особенностями и возможностями и индивидуальными склонностями.

Отметим, что условия определены ФГОС ДО следующие: психолого-педагогические, кадровые, материально-технические и финансовые.  В данном контексте, мы считаем, речь идет по большей части о психолого-педагогических условиях, в том числе:

«1)…формирование и поддержка положительной самооценки (детей), уверенности в собственных возможностях и способностях;

  1. использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость, как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
  2. построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
  3. поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
  4. поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности…»

Именно диагностика позволяет выявить «самооценку», «уверенность в собственных возможностях и способностях», «возрастные и индивидуальные особенности», «интересы и возможности каждого ребенка», «социальную ситуацию его развития», «взаимодействие детей друг с другом», «инициативу и самостоятельность».

В чем разница между педагогическим мониторингом и педагогической диагностикой?

Мониторингом- длительное слежение за какими-либо объектами или явлениями педагогической деятельности, система получения данных для принятия стратегических и тактических решений. Кроме того, мониторинг можно рассматривать как независимую экспертизу состояния образовательного процесса, систему сбора, анализа, представления информации и информационную базу управления. Для обеспечения качественного мониторинга необходимыми условиями являются его стабильность, долгосрочность и надежность.  

Педагогическая диагностика – особый вид деятельности, преимущественно направленный на изучение ребенка дошкольного возраста: для познания его индивидуальности и оценки его развития как субъекта познания, общения и деятельности; на понимание мотивов его поступков, видение скрытых резервов личностного развития, предвидение его поведения в будущем.

Педагогическая диагностика достижений ребенка направлена на изучение: деятельностных умений ребенка,  интересов, предпочтений, склонностей ребенка,  личностных особенностей ребенка, поведенческих проявлений ребенка,  особенностей взаимодействия ребенка со сверстниками,         особенностей взаимодействия ребенка со взрослыми.  

Прежде чем проводить диагностику, необходимо спроектировать ее.  

Первый этап – проектировочный. Определяем цели диагностики (например, оценить проявления детьми старшей группы активности и любознательности, выявить проявляющиеся при этом индивидуальные особенности).

Второй этап – практический. Проведение диагностики. Для этого необходимо определить ответственных, обозначить время и длительность диагностики, а также способы фиксации результатов (запись в блокноте, на диагностических карточках, на магнитофон, видеокамеру и т.д.).

Третий этап – аналитический. Анализ полученных фактов, получение количественных данных. Анализ позволяет установить, почему результат того или иного ребенка отличается или не отличается от его прежнего результата, от результатов других детей или же существенно отклоняется от нормы (яркое достижение или большая проблема).

Четвертый этап – интерпретация данных. Интерпретация педагогом полученных фактов – основной путь понимания ребенка и прогнозирования перспектив его развития. Любые количественные показатели обладают возможностью их различного толкования, порой диаметрально противоположного.

Пятый этап – целеобразовательный, который предполагает определение актуальных образовательных задач для каждого ребенка и для группы в целом. Результаты диагностики используются преимущественно для обнаружения сильных сторон ребенка и определения перспектив его развития.

Обратим внимание на то, что мониторинг индивидуального развития детей – это часть целостной системы, описанной в образовательной  программе  дошкольного учреждения. И все части этой системы взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Приведем пример из образовательной программы филиала «Детский сад «Семицветик»

Задача (из целевого раздела образовательной программы)

Планируемые результаты (целевые ориентиры)  

Технологии,         формы,

методы

Содержание

образовательной

программы по образовательным областям  

Создание социальных ситуаций развития детей в соответствии с их возрастными и

индивидуальными

особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта взаимодействия  с самим собой, другими детьми и взрослыми;

Развитие социальной компетентности, как умение устанавливать и поддерживать отношения с разными людьми (знакомыми и незнакомыми взрослыми, сверстниками, старшими и младшими) в различных ситуациях; способности принимать разные социальные роли и действовать в соответствии с ними; анализировать действия и поступки, управлять своим поведением; самостоятельно разрешать конфликтные ситуации, включаться в разговор и поддерживать его, выбирать стиль общения  ипр

Приоритетная  технология – технология группового сбора (М. Монтесорри, Т. Н. Доронова), (Технология «Клубный час» Гришаева Н. П.), которая тесно связана с технологией педагогической поддержки, проектной деятельностью, игровой технологией

Задачи реализуются в различных видах детской деятельности, через решение ситуативных задач, совместное планирование  

деятельности, в поддержке проявления детской инициативы: в совместной и самостоятельной деятельности, во взаимодействии со взрослыми         и сверстниками.

Таким образом, при разработке мониторинга индивидуального развития детей в центре нашего внимания – второй столбец – планируемые результаты.

Как отмечают разработчики Стандарта, должна быть особая диагностика, которая не отбирает детей, а задает зону ближайшего развития (Л. Выготский).

Цель мониторинга — составить индивидуальные (парциальные) программы развития, в которых основная задача — сохранить маленьких Почемучек.  

В своем учреждении мы используем нормативные карты развития детей П.Г. Нежнова, Н.А. Коротковой.

Карта развития состоит из двух частей: нормативной карты, отражающей становление инициативности в разных видах деятельности, и карты, отражающей психологический фон развития. Согласно рекомендациям авторов, педагоги осуществляют наблюдение за детьми с целью оценивания основных сфер инициативности ребенка через конкретные практики:творческую инициативу – через сюжетную игру, целеполагание и волевое усилие – через продуктивную деятельность, коммуникативную инициативу – через совместную игровую и продуктивную деятельность, познавательную инициативу – через познавательно-исследовательскую и продуктивную деятельность.Психологический фон, позволяет увидеть базисное доверие и самостоятельность ребенкадошкольника, что тоже находит отражение в Стандарте.

С  точки зрения педагогов,  преимущества наблюдений по данным нормативным картам развития заключаются в следующем:

— заполнение карты экономично по времени, основано на наблюдении детей в привычных для них видах деятельности;

— карта позволяет наглядно определить место каждого ребенка и всей группы в нормативном пространстве развития;

— карта позволяет выделить основные достижения ребенка без дополнительных узконаправленных методик и специальных диагностических процедур;

— карта позволяет выявить «слабые места» в работе педагога с группой детей и своевременно скорректировать образовательный процесс;

— данная методика позволяет педагогу наглядно увидеть индивидуальный темп развития каждого ребенка, не загоняя его в рамки жестких «возрастных требований».

Организация работы педагога с нормативной картой развития

 Поскольку образовательный процесс в детском саду ориентирован на сообщество детей (что не противоречит его индивидуализации), карта развития задана как индивидуально-групповая.

Для удобства работы воспитателя вся нормативная карта развития разделена на 4 бланка — по сферам инициативы. В описание уровня вынесены лишь ключевые признаки.

Карта заполняется педагогом 3 раза в год (в начале учебного года, в середине и в конце). Этого достаточно для фиксации продвижения детей по уровням развития.

Поскольку мы говорим об инициативе ребенка, ее уровне, педагог заполняет карту на основе наблюдений за детьми в свободной, самостоятельной деятельности (время-пространство оценивания — самостоятельная деятельность, а не поведение детей на занятиях или в совместной партнерской деятельности со взрослым, где инициатива задается последним). Педагогу не нужно организовывать какие-то специальные ситуации наблюдения. Для оценки он использует те сведения, которые уже есть в его сознании (тот «образ» ребенка, который уже сложился у него), которые накопились примерно за месяц текущих ежедневных наблюдений.

 Первый раз заполнять карту имеет смысл по прошествии первого месяца учебного года, этого периода достаточно для того, чтобы у воспитателя сложился первоначальный образ ребенка. Второй раз карта заполняется в середине года (в январе), также на основе наблюдений предшествующего месяца, третий раз — в конце года, показывая итоговый результат продвижения детей группы.  

Заполняя карту, педагог против фамилии каждого ребенка делает отметки во всех трех столбцах, используя три вида маркировки:

  • «обычно» (данный уровень-качество инициативы является типичным, характерным для ребенка, проявляется у него чаще всего);
  • «изредка» (данный уровень-качество инициативы не характерен для ребенка, но проявляется в его деятельности время от времени);
  • «нет» (данный уровень-качество инициативы не проявляется в деятельности ребенка совсем).

Для получения более конкретной информации о развитии по отдельным видам деятельности (игра, конструирование, изобразительная деятельность, речевое развитие, музыкальное развитие, физическая подготовленность) в филиале используется методика экспресс-анализа и оценки развития детей дошкольного возраста О. Сафоновой.

В данной методике содержание материалов по каждому виду деятельности представлено в виде практических заданий, которые предлагаются для выполнения, преимущественно, подгруппе детей в составе 3—5 человек.  Подгрупповая форма проведения контрольных срезов значительно сокращает временные границы процедуры экспресс-анализа, но, в то же время, за счет малой численности состава подгруппы, позволяет увидеть и индивидуальные проявления детей.

Результаты, показанные детьми во всех видах деятельности, выстраиваются педагогами в виде группового «профиля», количественно и качественно характеризующего воспитательно-образовательный процесс каждой возрастной группы.

Данный «профиль» свидетельствуют, какими видами детской деятельности педагог управляет успешно, в управлении какими из них имеет незначительные или серьезные пробелы, упущения. Иначе говоря, в ней отчетливо просматриваются области профессиональной компетентности — некомпетентности педагога, его возможности и затруднения. Таким образом, экспресс-анализ и оценка детской деятельности выступают еще и в качестве важного средства анализа (самоанализа) и оценки (самооценки) деятельности педагога.

Отметим, что данная методика отличается простотой в использовании и не требует от педагогов специальной подготовки.

С целью определения исследовательских умений и навыков у старших дошкольников в процессе проектной деятельности нами используются показатели сформированности исследовательской деятельности, предлагаемые А. И. Савенковым, которые, мы дополнили критериями и уровнями исследовательской деятельности, где с помощью наблюдения педагогом изучаются такие вопросы как — умение дошкольником видеть проблемы; задавать вопросы; выдвигать гипотезы; давать определения понятиям; классифицировать; наблюдать; умения и навыки проведения экспериментов; структурировать полученный в ходе исследования материал; делать выводы и умозаключения; доказывать и защищать свои идеи в процессе презентации исследовательских и творческих работ. Важным показателем, сформированности познавательно-исследовательской деятельности дошкольников является деятельностный критерий, что обусловлено необходимостью реализации требований Стандарта, а именно реализации деятельностного подхода в образовательном процессе с дошкольниками. В деятельностном критерии оценки выделяем высокий, средний, низкий уровни.

Критерии Уровни

Деятельностный

высокий

Проявляет инициативу и творчество, самостоятельно планирует деятельность, применяет на практике, определяя правильность выбранного пути решения проблемы, поясняет свои действия и доводит дело до конца

средний

Инициативу и самостоятельность проявляет не всегда, но планирует деятельность, использует на практике отобранный материал, возникают сложности в пояснении своих действий, иногда не доводит начатый опыт до конца

низкий

Самостоятельность не проявляет, делает только тогда, когда говорят, использует примитивные способы решения проблем, что не приводит к необходимым результатам.

В филиале активно используется проектная деятельность, в ходе которой дошкольники практикуются в презентации своих творческих продуктов, опытов, экспериментов и т.д.  В ходе наблюдений педагог обращает внимание на то, насколько глубоко погружен в проблему ребенок, насколько много сведений он получил, насколько увлеченно думает и говорит про этот проект.

Таким образом, используемые педагогами филиала способы мониторинга индивидуального развития детей помогают педагогам предположить возможные действия ребенка в разных ситуациях и понять, какие достижения ребенка следует всячески поддержать и развивать дальше, в чем именно требуется оказать этому ребенку помощь, Искусство педагога как раз заключается в том, чтобы открыть перед каждым ребенком перспективы его развития, показать ему те сферы, где он может проявить себя, достичь больших успехов, черпать силы из этого источника, чтобы в целом гармония личности становилась полноценной, богатой, неповторимой.    

Источник