Курсовая по развитию самооценки ребенка в дошкольном возрасте

Курсовая по развитию самооценки ребенка в дошкольном возрасте thumbnail

Рекомендуемая категория для самостоятельной подготовки:

Курсовая работа*

Код177032
Дата создания2013
Страниц 25

Источников25

Файлы будут доступны для скачивания после проверки оплаты (~ 5 минут).

Мы онлайн и готовы обработать ваш заказ.

Содержание

Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические основы изучения самооценки в психологии
1.1Изучение проблемы развития самооценки в зарубежной и отечественной психологии
1.2 Уровни развития самооценки. Средства и приемы ее формирования
Глава 2. Особенности формирования самооценки у детей дошкольного возраста
2.1 Динамика самооценки на протяжении дошкольного возраста
2.2 Факторы, влияющие на самооценку детей дошкольного возраста
Заключение
Список литературы

Фрагмент работы для ознакомления

«Самый умный Илюша. Он может считать до 1000». «У нас в старшей группе ребят хороших много. Лида хорошо рисует и умеет все, все делать. И Сережа хороший, и я. Я сама умею рассказывать».Детские оценки и самооценки являются эмоциональными: им легко оценить себя положительно и трудно — отрицательно. Оценивая себя с положительной стороны, они прибегают к косвенным путям самооценки, например, на вопрос: «а ты какой? Хороший или плохой? — ребенокответит, скорее всего, так: «Я не знаю… Я тоже слушаюсь». А вопросы типа « Кто лучше тебя? неприятны детям, и они неохотно отвечают на них. Но если им задать вопрос, который бы оценил другого человека, например: «кто хуже тебя рисует?», ребенок охотно отвечает и пытается обосновать свою оценку. На каждом этапе своего развития у ребенка развиваются и умения, некоторые из которых почти сформированы,другие еще находятся в стадии формирования, а третьи только начинают закладываться. К старшему дошкольному возрасту умения детей многообразны и более совершенны, поэтому у старших детей и оценка более содержательна, чем у детей младшего и среднего дошкольного возраста. Оценка собственных умений зависит от стадии их формирования, например, если умение более сформировано, то оценка его будет более правильной.Самооценка дошкольника характеризуется преувеличенной положительной оценкой самого себя, так как ребенок не желает оказаться последним или худшим.Но тоже время дошкольник довольно уже объективно осознает свои возможности и умения, и уже обладает долей самокритичности. Именно поэтому, например, старший дошкольник не поставит свой рисунок на первое место – ему просто неудобно, так как трудно открыто похвалить себя, когда есть факты, которые уличают в неправильной оценке. Мы рассмотрели нормальное развитие и формирование самооценки дошкольников. Но существуют и индивидуальные варианты в развитии самооценки, например, дети с завышенной или заниженной самооценкой. Их поведение несколько отличается от детей с нормальным развитием самооценки.Ребенок с заниженной самооценкой никогда не отнесет свой рисунок на первые места, а поставит егоближе к последним работам, а может быть и совсем не захочет участвовать в конкурсе рисунков. А ребенок с завышенной самооценкой все сделает с точностью до наоборот — поставит рисунок на первое место, и станет доказывать всем, что его рисунок лучше всех. При несогласии с его точкой зрения может обижаться и капризничать, тем самым показывать свое недовольство к такой несправедливости по отношению к нему. Кроме оценки педагогов и сверстников, немаловажное значение на формирование самооценки дошкольника имеет воспитание в семье. Правильно воспитанныедети осознают, что нехорошо говорить неправду, нужно быть вежливыми, скромными, искренне признавать свои проступки и т.п. Но существуют и дети, которых не правильно воспитывают в семье, например, в некоторых семьях, родители и родственники превращают детей в предмет поклонения:их требования немедленно удовлетворяются, захваливают их и балуют.Неправильное воспитание развивает негативные качества в ребенке и неадекватную самооценку: эти дети становятся капризными и эгоистичными, грубыми, не желают подчиняться правилам и нормам поведения, у них вырабатывается излишнее самомнение, завышенная самооценка о себе и пренебрежительное отношение к другим людям.Вывод: Становление самооценки, без которой невозможно формирование личности — сложный и длительный процесс, характеризующий психическое развитие в целом. Оно протекает под непосредственным воздействием со стороны окружающих взрослых – педагогов, семьи, так и других детей.Чем точнее оценочное воздействие взрослого, тем точнее представление ребенка о результатах своих действий. Осознание собственных действий помогает дошкольнику критически относиться к оценкам взрослых. Чем младше ребенок, тем некритичнее он воспринимает мнение взрослых о себе. Старшие дошкольники оценки взрослых преломляют через призму тех установок и выводов, которые подсказывает им их опыт. К началу старшего дошкольного возраста ребенок имеет определенное мнение, сопряженное с отношением к себе, успешностью — неуспешностью деятельности в раннем и младшем дошкольном возрасте. Наблюдается тенденция к высокой положительной самооценке старших дошкольников. Чем младше дошкольники, тем менее значимы для них оценки сверстников, они слушают и стараются вызвать одобрение взрослого человека. В старшем дошкольном возрасте, дети прислушиваются как к оценке взрослых, так и значимой для них является оценка сверстника. Вершиной личностного развития ребенка в дошкольном возрасте является персональное самосознание, которое включает в себя осознание собственных личностных качеств, способностей, причин успехов и неудач.ЗаключениеТаким образом, в соответствие с целью и задачами исследования нами были рассмотрены основные теоретические подходы по проблеме развития самооценки в зарубежной и отечественной психологии, раскрыта сущность нашего понимания самооценки и особенности формирования оценки у детей дошкольного возраста.Самооценка рассматривается исследователями как важное условие и средство становления итоговых образований самосознания как «Я» и «Я-концепция», которые играют важную роль в жизнедеятельности человека.В возрастной и педагогической психологии дошкольный возраст занимает особое место, так как именно в этом возрасте возникают рефлексия и самоконтроль, а действия ребенка начинают соотноситься с внутренним планом. Поэтому, самооценка является одним из основных новообразований дошкольного возраста и развивается в старшем дошкольном возрасте по основным направлениям: — возрастает число качеств личности и видов деятельности, которое оценивает ребенок;- самооценка от общей переходит к дифференцированной;- возникает оценка себя во времени, проявляющаяся в указаниях на будущее.В результате исследования психолого-педагогической литературы мы выяснили, что самооценка дошкольников имеет свои особенности. Осознание себя как индивида приходит к ребенку в возрасте около двух лет. До семи лет он характеризует себя в основном с внешней стороны, и не отделяет свой внутренний мир от описания поведения. Формирующееся самосознание, когда оно достигает достаточно высокого уровня, приводит к появлению у детей склонности к самоанализу. Способность к самосознанию у детей старшего дошкольного возраста в отличие от детей более раннего возраста выходит за пределы настоящего времени и касается оценки как прежних, так и будущих деяний. Оценивая практические умения, пятилетние дети преувеличивают свои достижения. К шести годам сохраняется завышенная самооценка, но в это время дети хвалят себя уже не в такой открытой форме, как раньше. Не меньше половины их суждений о своих успехах имеют обоснование. К семи годам у большинства самооценка становится более адекватной.Достигая старшего дошкольного возраста, ребенок уже усваивает моральные оценки, начинает учитывать, с этой точки зрения, последовательность своих поступков, предвосхищать результат и оценку со стороны взрослого. Дети шестилетнего возраста начинают осознавать особенности своего поведения, а по мере усвоения общепринятых норм и правил использовать их в качестве мерок для оценки себя и окружающих. Основными факторами, влияющими на формирование самооценки детей дошкольного возраста, являются оценочные воздействия воспитателя, родителей и сверстников.Таким образом, становление самооценки, без которой невозможно формирование личности,- сложный и длительный процесс, характеризующий психическое развитие в целом. Оно протекает под непосредственным воздействием со стороны окружающих, и в первую очередь взрослых, воспитывающих ребенка. Поэтому необходимо еще в дошкольном возрасте правильно формировать самооценку ребенка, которая имеет огромное значение для дальнейшего развития личности, сознательного усвоения норм поведения, следования положительным образцам.Считаем, что наша работа имеет практическую значимость. Результаты проведенного анализа могут быть использованы в практической деятельности педагогов и психологов.Список литературыАнаньев, Б.Г. Человек, как предмет познания. Л; 1968.- 337 с.Басова, Н. В. Педагогика и практическая психология. – Ростов Н/Д: «Феникс», 2000. – 416 с. Бахур, В.Т. Это неповторимое «Я». М., Знание, 1986. – 192 с. Бернс, Р. Развитие «Я- концепции» и воспитание. М.: Прогресс, 1986. – 420 с.Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. — 464 с.Дубровина, И. В. и др. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан; Под ред. И.В. Дубровиной. – 2-ое изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 464 с.Дыгун, М.А. Конспект лекций по психологии для дошкольного отделения. В трёх частях. Ч. 2/ М.А. Дыгун, Л.Л. Михайлова, Е.А. Магонова; под. ред. М.А. Дыгуна. 2-е изд. – Мн.: Жасскон, 2006.- 208 с.Козлова, С.А., Куликова, Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 432 с.Козубовский, В.М. Общая психология: личность: учебное пособие / В.М. Козубовский. – Мн.: Амалфея, 2005. – 448 с.Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность./ А.Н. Леонтьев. — М.: Политиздат, 1975. – 304 с.Марцинковская, Т.Д. Диагностика психического развития детей. Пособие по практической психологии. — М.: Академия, 1997. – 90 с.Мухина, В.С. Возрастная психология. — М, 2000. – 223 с.Немов, Р.С. Психология. В 2 т. Т. 2: Психология образования. — М.: Владос: Просвещение, 1994. — 496 с. Психологический словарь./ Под ред. В. В. Давыдова и др. — М., 1997.Роджерс, К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Издат. Группа «Прогресс», 1994.- 480 с.Родители и дети. Психология взаимоотношений / Под ред. Е.А. Савиной и Е.О. Смироновой. — М., 2003 г. – 153 с.Рубинштейн, С.Л. Человек и мир. М.: Педагогика, 1973.- 382 с.Савонько, Е.И. Оценка и самооценка как мотивы поведения школьников разного возраста // Вопросы психологии, 1969, № 4. – С.33.Слободчиков, В.И. Формирование Я — концепции, журнал «Начальная школа» №3, 2002.Урунтаева, Г.А. Детская психология: учебник для студ. сред. учеб. заведений / Г.А. Урунтаева. – 6-ое изд., перераб. И доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – С. 248-357.Фрейд, З. Психология бессознательного: Сб. произв. — М.: Просвещение, 1989. – 448 с.Чеховских, М.И. Основы психологии: Учеб. пособие / М.И. Чеховских. – Мн.: Новое знание, 2002.- 218 с. Шаграев, О.А. Детская психология: Теоритический и практический курс: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 368 с.Эльконин, Д.Б. Введение в психологию развития. М.: Тривола, 1994. – 168 с.Эльконин, Д.Б. Детская психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ред. – сост. Б.Д. Эльконин. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 384 с.

Список литературы

Список литературы
1.Ананьев, Б.Г. Человек, как предмет познания. Л; 1968.- 337 с.
2.Басова, Н. В. Педагогика и практическая психология. – Ростов Н/Д: «Феникс», 2000. – 416 с.
3.Бахур, В.Т. Это неповторимое «Я». М., Знание, 1986. – 192 с.
4.Бернс, Р. Развитие «Я- концепции» и воспитание. М.: Прогресс, 1986. – 420 с.
5.Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. — 464 с.
6.Дубровина, И. В. и др. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан; Под ред. И.В. Дубровиной. – 2-ое изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 464 с.
7.Дыгун, М.А. Конспект лекций по психологии для дошкольного отделения. В трёх частях. Ч. 2/ М.А. Дыгун, Л.Л. Михайлова, Е.А. Магонова; под. ред. М.А. Дыгуна. 2-е изд. – Мн.: Жасскон, 2006.- 208 с.
8.Козлова, С.А., Куликова, Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 432 с.
9.Козубовский, В.М. Общая психология: личность: учебное пособие / В.М. Козубовский. – Мн.: Амалфея, 2005. – 448 с.
10.Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность./ А.Н. Леонтьев. — М.: Политиздат, 1975. – 304 с.
11.Марцинковская, Т.Д. Диагностика психического развития детей. Пособие по практической психологии. — М.: Академия, 1997. – 90 с.
12.Мухина, В.С. Возрастная психология. — М, 2000. – 223 с.
13.Немов, Р.С. Психология. В 2 т. Т. 2: Психология образования. — М.: Владос: Просвещение, 1994. — 496 с.
14.Психологический словарь./ Под ред. В. В. Давыдова и др. — М., 1997.
15.Роджерс, К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Издат. Группа «Прогресс», 1994.- 480 с.
16.Родители и дети. Психология взаимоотношений / Под ред. Е.А. Савиной и Е.О. Смироновой. — М., 2003 г. – 153 с.
17.Рубинштейн, С.Л. Человек и мир. М.: Педагогика, 1973.- 382 с.
18.Савонько, Е.И. Оценка и самооценка как мотивы поведения школьников разного возраста // Вопросы психологии, 1969, № 4. – С.33.
19.Слободчиков, В.И. Формирование Я — концепции, журнал «Начальная школа» №3, 2002.
20.Урунтаева, Г.А. Детская психология: учебник для студ. сред. учеб. заведений / Г.А. Урунтаева. – 6-ое изд., перераб. И доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – С. 248-357.
21.Фрейд, З. Психология бессознательного: Сб. произв. — М.: Просвещение, 1989. – 448 с.
22.Чеховских, М.И. Основы психологии: Учеб. пособие / М.И. Чеховских. – Мн.: Новое знание, 2002.- 218 с.
23.Шаграев, О.А. Детская психология: Теоритический и практический курс: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 368 с.
24.Эльконин, Д.Б. Введение в психологию развития. М.: Тривола, 1994. – 168 с.
25.Эльконин, Д.Б. Детская психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ред. – сост. Б.Д. Эльконин. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 384 с.

Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.

* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала. Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации. Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.

Источник

Лилия Тимофеева
Самооценка детей старшего дошкольного возраста

Появление и развитие самосознания происходит в различных видах деятельности. При этом, взрослый, организуя на ранних этапах эту деятельность, помогает ребенку овладеть средствами осознавания себя и самооценивания. Источником развития самосознания, считается ведущая деятельность. В старшем дошкольном возрасте решающее значение в формировании самооценки имеет игра.

Изучая развитие самосознания в онтогенезе, отечественные исследователи уделяют преимущественное внимание самооценке детей школьного возраста (Боришевский, Л. М. Запрягалова, А. И. Липкина, Л. Г Подоляк, Е. И. Савонько, Л. С. Сапожникова, Г. А. Собиева, А. Л. Шнирман и другие).

В работах, посвященных самооценке детей дошкольного возраста, подчеркивается ее зависимость от уровня освоения ребенком той деятельности, в которой она проявляется (Н. Е. Анкундинова, А. М. Богуш, В. А. Горбачева, К. А. Архипова, Р. Б. Стеркина, Е. О. Смирнова, Г. Б. Тагиева).

По мнению М. И. Лисиной самооценка является механизмом переработки знаний о себе на уровне аффективного процесса, то есть, механизмом «обрастания» знаний о себе, соответствующим отношением к самому себе. Понятие самооценка на взгляд М. И. Лисиной, является более узким, чем понятие образ самого себя. Отчетливая самооценка так же, как и самосознание возникает на более поздних этапах познания ребенком себя.

Исследованиями С. Г. Якобсон, В. Г. Шур, Л. П. Почеревиной установлено, что образ «Я» и связанное с ним самоуважение играют важную роль в детерминации морального поведения детей дошкольного возраста.

Я. Л. Коломинский, исследования, которого посвящены проблеме детского коллектива, обнаружил ряд общих и возрастных особенностей в осознании и переживании ребенком своих взаимоотношений с другими членами группы. Было показано, что дети, которые объективно находятся в неудовлетворительном положении в группе, переоценивают свое положение. Члены группы, которые находятся в благоприятном положении, имеют тенденцию недооценивать свое положение в группе (явление «феномена неадекватности осознания»).

В работах показано, что самооценка выступает в качестве необходимой предпосылки формирования моральных чувств ребенка (Е. И. Кульчицкая, Р. Н. Ибрагимова, Р. Х. Шакуров) и развития его нравственной регуляции (Т. М. Титаренко).

Анализ литературы свидетельствует о том, что трудности ребенка старшего дошкольного возраста в игровом общении со сверстниками во многом обусловлены его высокой самооценкой и недооценкой партнеров по игре (Т. В. Антонова, К. Я. Больцис, А. А. Рояк, Т. А. Репина).

Согласно концепции В. С. Мухиной, существуют «звенья структуры самосознания, которые впервые получают интенсивное развитие в дошкольном возрасте или впервые заявляют о себе»: ориентация на признание своей внутренней психической сущности и внешних физических данных; признание своего имени; социальное признание; ориентация на физические, психические и социальные признаки определенного пола; на значимые ценности в прошлом, настоящем и будущем; на основе права в обществе; на долг перед людьми. Структура самосознания дошкольника формируется в сотрудничестве с взрослыми как полное представление о самом себе.

Самосознание предстает у В. С. Мухиной как психологическая структура, представляющая собой единство звеньев, развивающихся по определенным закономерностям. Причем содержательное наполнение этой структуры, в отличие от универсальной структуры сознания, строго индивидуально для каждого человека.

А. И. Липкина считает, что в самооценке интегрируется знания ребенка, полученные от других и его собственная возрастающая активность, направленная на осознание своих действий и личностных качеств.

Оценка дошкольником самого себя во многом зависит оценки взрослого. Заниженные оценки оказывают самое отрицательное воздействие. А завышенные искажают представления детей о своих возможностях в сторону преувеличения результатов. Но в то же время играют положительную роль в организации деятельности, мобилизуя силы ребенка.

Поэтому, правильность представлений старшим дошкольником своих действий во многом зависит от оценочного воздействия взрослого. В тоже время, полное сформированное представление о себе позволяет ребенку критически относиться к оценкам окружающих.

Собственная внутренняя позиция детей старшего дошкольного возраста по отношению к другим людям характеризуется осознанием собственного Я, своего поведения и интересом к миру взрослых.

В старшем дошкольном возрасте ребенок отделяет себя от оценки другого. Познание дошкольником пределов своих сил происходит не только на основе общения со взрослыми или сверстниками, но и собственного практического опыта. Дети с завышенными или заниженными представлениями о самих себе более чувствительны к оценочным воздействиям взрослых и легко поддаются их влияниям.

В тоже время существенную роль в развитии самооценки у детей старшего дошкольного возраста играет общение со сверстниками. При обмене оценочными воздействиями возникает определенное отношение к другим детям и одновременно развивается способность видеть себя их глазами. Умение ребенка анализировать результаты собственной деятельности прямо зависит от его умения анализировать результаты других детей. Так, в общении со сверстниками складывается способность оценивать другого человека, которая стимулирует возникновение самооценки.

У старших дошкольников богатый опыт индивидуальной деятельности помогает критически оценивать воздействия ровесников. Среди дошкольников существует система ценностей, которая определяет взаимные оценки детей.

Оценка старшим дошкольником себя происходит труднее, чем сверстника. К ровеснику он более требователен и оценивает его более объективно. Самооценка дошкольника очень эмоциональна, часто положительно. Отрицательные самооценки наблюдаются очень редко.

Самооценка у детей старшего дошкольного возраста обычно неадекватная (чаще завышенная, это происходит оттого, что ребенку трудно отделить свои умения от собственной личности в целом. Для него признать то, что он что-то сделал или делает хуже других детей, значит признать, что он вообще хуже сверстников.

С возрастом самооценка у старшего дошкольника становится все более правильной, полнее отражающей его возможности. Первоначально она возникает в продуктивных видах деятельности и в играх с правилами, где наглядно можно увидеть и сравнить свой результат с результатом других детей. Имея реальную опору: рисунок, конструкцию, дошкольникам легче дать себе правильную оценку.

Исполнение ребенком какой-либо роли в игре дает детям старшего дошкольного возраста возможность согласовывать свои действия со сверстниками, развивает способность к сопереживанию и формирует коллективистские качества. В игре у ребенка удовлетворяется потребность в признании и осуществляется самопознание. Игра – это школа социальных отношений, в которой моделируются формы поведения дошкольника. Именно в процессе игры развиваются основные новообразования дошкольного возраста.

В разных видах деятельности самооценка разная. В изобразительной деятельности ребенок оценивает чаще всего себя правильно, в грамоте — переоценивает, а в пении может недооценивать себя.

Для формирования самооценки, важна та деятельность, в которую включен ребенок и оценки его достижений взрослыми и сверстниками.

В результате исследований было выявлено, что дети, стремящиеся выделить себя через деятельность, чаще завышают свои самооценки; если выделение происходит через сферу отношений, самооценка обычно бывает заниженной.

Важно отметить, что в регулировании поведения самооценке принадлежит особая роль, она выступает «стержнем» всего процесса саморегулирования поведения на всех этапах его осуществления. Вместе с тем в процессе саморегулирования поведения в различных видах социального взаимодействия самооценка непрерывно развивается, корректируется, углубляется и дифференцируется».

В старшем дошкольном возрасте ребенок хорошо представляет свои физические возможности, оценивает их правильно, у него складывается представление о личностных качествах и умственных возможностях.

Положительная самооценка основана на самоуважении, ощущении собственной ценности и положительного отношения ко всему, что входит в представлений о самом себе. Отрицательная самооценка выражает неприятие себя, самоотрицание, негативное отношение к своей личности.

В определении различных типов самооценки детей старшего дошкольного возраста отмечают: детей с неадекватно завышенной самооценкой, с адекватной самооценкой и детей с заниженной самооценкой.

Дети с неадекватно завышенной самооценкой очень подвижны, несдержанны, быстро переключаются с одного вида деятельности на другой, часто не доводят начатое дело до конца. Они не склонны анализировать результаты своих действий и поступков. В большинстве случаев они пытаются решать любые, в том числе и весьма сложные задачи с быстро, не разобрав до конца. Чаще всего они не осознают своих неудач. Эти дети склонны к демонстративному поведению и доминированию. Они стремятся всегда быть на виду, афишируют свои знания и умения, стараются выделиться фоне других ребят, обратить на себя внимание.

Если по каким-либо причинам они не могут обеспечить себе полное внимание взрослого успехами в деятельности, то делают это, нарушая правила поведения. На занятиях они могут выкрикивать с места, комментировать вслух действия воспитателя, баловаться. Это, как правило, внешне привлекательные дети. Они стремятся к лидерству, но в группе сверстников могут быть не приняты, так как направлены на себя и не склонны к сотрудничеству.

К похвале воспитателя дети с неадекватно завышенной самооценкой относятся как к чему-то само собой разумеющемуся. Ее отсутствие может вызвать у них недоумение, тревогу, обиду, иногда раздражение и слезы. На порицание они реагируют по-разному. Одни дети игнорируют критические замечания в свой адрес, другие отвечают на них повышенной эмоциональностью. Некоторых детей одинаково привлекают и похвала и порицание, главное для них – быть в центре внимания взрослого. Дети с неадекватно завышенной самооценкой нечувствительны к неудачам, им свойственны стремление к успеху и высокий уровень притязаний.

Дети с адекватной самооценкой в большинстве случаев склонны анализировать результаты своей деятельности, пытаются выяснить причины своих ошибок. Они уверены в себе, активны, уравновешены, быстро переключаются с одного вида деятельности на другой, настойчивы в достижении цели. Стремятся сотрудничать, помогать другим, они достаточно общительны и дружелюбны. При попадании в ситуации неудачи пытаются выяснить причину и выбирают задачи несколько меньшей сложности. Успех в деятельности стимулирует их желание попытаться выполнить более сложную задачу. Детям с адекватной самооценкой свойственно стремление к успеху.

Дети с заниженной самооценкой в поведении чаще всего нерешительны, малообщительны, недоверчивы к другим людям, молчаливы, скованны в своих движениях. Они очень чувствительны, готовы расплакаться в любой момент, не стремятся к сотрудничеству и не способны постоять за себя. Дети с заниженной самооценкой тревожны, неуверенны в себе, трудно включаются в деятельность. Они заранее отказываются от решения задач, которые кажутся им сложными, но при эмоциональной поддержке взрослого легко справляются с ними. Ребенок с заниженной самооценкой кажется медлительным. Он долго не приступает к выполнению задания, опасаясь, что он не понял, что надо делать и выполнит все неправильно; старается угадать, доволен ли им взрослый.

Чем более значима для него деятельность, тем труднее ему с ней справиться. Детям с заниженной самооценкой свойственно стремление избегать неудач, поэтому они малоинициативные, выбирают заведомо простые задачи. Неуспех в деятельности чаще всего приводит к отказу от нее.

Такие дети, как правило, имеют низкий социальный статус в группе сверстников, попадают в категорию отверженных, с ними никто не хочет дружить. Внешне это чаще всего малопривлекательные дети.

В работе с дошкольниками с заниженной самооценкой необходимо помнить, что для них очень значима оценка педагога. Эмоциональная поддержка, похвала могут частично снять неуверенность в себе и тревожность.

Напротив, порицание и окрики усугубляют негативное состояние ребенка, приводят к уходу от деятельности. Он становится пассивным, заторможенным, перестает понимать, что от него требуют. Такого ребенка не следует торопить с ответом, надо дать ему возможность собраться с мыслями. Задача взрослых в работе с такими детьми – обеспечить успех деятельности, дать возможность ребенку поверить в свои силы.

Особенности проявления самооценки детей старшего дошкольного возраста зависит от многих причин. Причины индивидуальных особенностей самооценки в старшем дошкольном возрасте обусловлены своеобразным для каждого ребенка сочетанием условий развития.

В одних случаях неадекватно завышенная самооценка в старшем дошкольном возрасте обусловлена некритичным отношением к детям со стороны взрослых, бедностью индивидуальною опыта и опыта общения со сверстниками, недостаточным развитием способности осознания себя и результатов своей деятельности, низким уровнем аффективного обобщения и рефлексии.

В других – формируется в результате чрезмерно завышенных требований со стороны взрослых, когда ребенок получает только отрицательные оценки своих действий. Здесь завышенная самооценка будет выполнять скорее защитную функцию. Сознание ребенка как бы «выключается»: он не слышит травмирующих его критических замечании в свой адрес, не замечает неприятных для него неудач, не склонен анализировать их причины.

Несколько завышенная самооценка наиболее свойственна детям, стоящим на пороге кризиса 6 – 7 лет. Они уже склонны анализировать свой опыт, прислушиваются к оценкам взрослых. В условиях привычной деятельности – в игре, на спортивных занятиях – они уже могут реально оценивать свои возможности, их самооценка становится адекватной.

В незнакомой ситуации, а именно, в учебной деятельности дети еще не могут правильно оценить себя, самооценка в этом случае завышена.

Считается, что завышенная самооценка дошкольника при наличии попыток анализа себя и своей деятельности несет в себе позитивный момент: ребенок стремится к успеху, активно действует и, следовательно, имеет возможность уточнить представлении о себе в процессе деятельности.

Заниженная самооценка в старшем дошкольном возрасте встречается значительно реже, она основана не на критичном отношении к себе, а на неуверенности в своих силах. Родители таких детей, как правило, предъявляют к ним завышенные требования, используют только отрицательные оценки, не учитывают их индивидуальных особенностей и возможностей.

Проявление в деятельности и поведении детей седьмого года жизни заниженной самооценки является тревожным симптомом и может свидетельствовать об отклонениях в личностном развитии.

Формирование адекватной самооценки, умения видеть свои ошибки и правильно оценивать свои действия – основа формирования самоконтроля и самооценки. Это имеет огромное значение для дальнейшего развития личности, сознательного усвоения норм поведения, следования положительным образцам.

Источник