Курсовая особенности развития ребенка дошкольного возраста
Содержание
Введение…………………………………………………………………….3
1. Отличительные характеристики дошкольного возраста………………4
2. Своеобразие обучения детей дошкольного возраста………………….5
2.1. Своеобразие обучения детей раннего дошкольного возраста………5
2.2. Своеобразие обучения детей младшего и среднего
дошкольного возраста………………………………………………………6
2.3. Своеобразие обучения детей старшего дошкольного возраста…….7
Заключение…………………………………………………………………9
Список использованной литературы…………………………………….10
Введение
Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребенка. В этот период ребенок приобщается к миру общественных ценностей. Это время установления первых человеческих отношений с людьми. Это период, когда слабый и беззащитный может стать сильным и смелым, скучное и незатейливое становится забавным и трогательным.
Дошкольный возраст – это важнейший период, когда закладываются основы здоровья будущего взрослого человека. Именно в этот период происходит созревание и совершенствование жизненных систем и функций организма, приобретаются привычки, представления, черты характера[1].
Дошкольное обучение играет ведущую роль при переходе ребенка в среднее звено обучения. Целенаправленный характер обучения, его программность положительно влияют на формирование произвольности психических процессов (несомненно, относительной): памяти, внимания, восприятия. В процессе дошкольного обучения дети овладевают важнейшими компонентами учебной деятельности: умением принимать учебную задачу, планировать свою деятельность.
Высокие темпы развития детей дошкольного возраста, в том числе и умственного, требуют дифференциации обучения в различных возрастных группах. При этом своеобразие обучения проявляется в основных компонентах учебного процесса: его содержании, структуре, методах и формах организации.
1. Отличительные характеристики дошкольного возраста
Дошкольное детство — большой отрезок жизни ребенка. Условия жизни в это время стремительно расширяются: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему еще недоступно. Кроме того, не менее сильно он стремится и к самостоятельности. Из этого противоречия рождается ролевая игра — самостоятельная деятельность детей моделирующая жизнь взрослых[2].
На границе раннего и дошкольного детства впервые возникает игра с сюжетом. Одновременно с ней или несколько позже появляется образно-ролевая игра. В ней ребенок воображает себя кем угодно и чем угодно и соответственно действует.
В игре развивается мотивационно-потребностная сфера ребенка. Возникают новые мотивы деятельности и связанные с ними цели.
В дошкольном детстве в основном завершается долгий и сложный процесс овладения речью. К 7 годам язык становится средством общения и мышления ребенка, а также предметом сознательного изучения, поскольку при подготовке к школе начинается обучение чтению и письму. Интенсивно растет словарный состав речи. Развивается грамматический строй речи[3]. Детьми усваиваются тонкие закономерности морфологического порядка (строение слова) и синтаксического (построение фразы).
Дошкольное детство — возраст, наиболее благоприятный для развития памяти. Память становится доминирующей функцией и проходит большой путь в процессе своего становления. Ни до, ни после этого периода ребенок не запоминает с такой легкостью самый разнообразный материал[4].
Восприятие в дошкольном возрасте благодаря появлению опоры на прошлый опыт становится многоплановым. Помимо чисто перцептивной составляющей (целостного образа, определяемого суммой сенсорных воздействий) оно включает самые разнообразные связи воспринимаемого объекта с окружающими предметами и явлениями, с которыми ребенок знаком по своему предшествующему опыту[5]. Основная линия развития мышления — переход от нарядно-действенного к наглядно-образному и в конце периода — к словесному мышлению.
Дошкольный возраст это период, когда преобладает чувственное познание мира. Именно в этом возрасте необходимо учить душу трудиться: сопереживать другому человеку, его чувствам, мыслям, настроениям.
2. Своеобразие обучения детей дошкольного возраста
2.1. Своеобразие обучения детей раннего дошкольного возраста
На первом году жизни основными задачами являются:
— развитие сенсорики ребенка, т. е. формирование ощущений и восприятий: зрительного, тактильного, слухового;
— развитие предметных действий;
— развитие движений;
— развитие речи детей[6].
В процессе решения этих задач под обучающим воздействием взрослых у детей необходимо сформировать умения узнавать предметы, понимать речь взрослого, активно использовать некоторые звуковые сочетания и первые слова. Процесс обучения детей второго года жизни приобретает более целенаправленный и планомерный характер. В ходе обучения решаются те же задачи, что и на первом году жизни. Однако ориентировка детей в окружающем становится более конкретной. Дети учатся различать и называть предметы ближайшего окружения, выделять некоторые, особенно ярко представленные качества, узнавать растения, проводить различные действия с предметами.
В структуре процесса обучения детей этого возраста четко выделяются части, направленные на решение двух задач:
— ориентировку детей в новых предметах, их свойствах и действиях с ними;
— последующее освоение представлений и действий[7].
2.2. Своеобразие обучения детей младшего и среднего дошкольного возраста
Обучение детей в период от 2 до 4 лет предусматривает:
— дальнейшее развитие ориентировки в предметах и явлениях ближайшего окружения, формирование отчетливых представлений об их свойствах. Освоение первых элементарных систем знаний на основе установления несложных связей между объектами и явлениями действительности;
— дальнейшее совершенствование ощущений и восприятия, формирование знаний о системе сенсорных эталонов и умения использовать их в различных видах продуктивной деятельности;
— формирование первоначальных навыков учебной деятельности, т. е. умения принять задачу, слушать и слышать взрослого, отвечать на поставленные вопросы;
— развитие речи детей, т. е. дальнейшее расширение словарного запаса и освоение связной речи[8].
Разносторонним становится содержание и обучение детей 3–5 года жизни. Это и освоение представлений о труде взрослых, о растениях и животных, о неживой природе, и овладение количественными, пространственными и временными представлениями. В программу обучения включается освоение детьми несложных способов и приемов, формирование навыков изобразительно—художественной деятельности.
Продолжается освоение элементарных трудовых умений – в самообслуживании, хозяйственно—бытовом труде.
2.3. Своеобразие обучения детей старшего дошкольного возраста
Как правило, к достижению старшего дошкольного возраста (6–6,5 лет) у большинства детей формируются интеллектуальные возможности для обучения в школе. Это проявляется в том, что у дошкольников существенно возрастают возможности умственной деятельности. Они довольно хорошо ориентируются в окружающей действительности. На этом этапе важно сформировать такие навыки, как стремление узнать как можно больше нового об окружающем мире и уметь систематизировать полученные знания, а также внятно объяснить результат полученных знаний.
Необходимо поощрять умение дошкольников выполнять простые практические и теоретические задания, достигать наглядной цели, следить за ходом мысли педагога, усваивать общие правила построения практических и теоретических задач. Большое значение имеет стремление развивать творческие способности и воображение. Дошкольнику важно уяснить, что он переходит на более сложную ступень социальных взаимоотношений, где ему будет отведена роль не воспитанника детского сада или кружка, а ученика. Эта роль требует более сложных форм общения (личностного, делового) и более серьезного отношения к своим обязанностям.
Процесс обучения совершенствуется, расширяются его задачи:
— дальнейшая ориентировка детей в окружающем мире, накопление представлений о предметах и явлениях окружающей жизни;
— задача дальнейшего совершенствования познавательных процессов, т. е. целенаправленность анализа, сравнение, более широкое обобщение и т. д.;
— формирование у всех детей основных компонентов учебной деятельности;
— воспитание познавательного интереса как мотива учебной деятельности[9].
Основное содержание обучения движениям направлено на совершенствование двигательных навыков и двигательных способностей (скоростно—силовых, координационных).
Заключение
Дошкольный возраст является важным этапом в становлении личности ребёнка. Именно в этот период формируется характер, вкусы, предпочтения ребёнка.
Ведущая деятельность в дошкольном возрасте – игра. Она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. В игре дети учатся полному общению друг с другом.
Эффективно только то воспитание, которое вызывает у ребенка процесс самовоспитания. Но, с другой стороны, чем больше ребенок хочет и может работать над собой, тем восприимчивее он к воспитательным воздействиям взрослых.
Чувствительность ребенка к воспитательным воздействиям (внешним и внутренним) определяется пластичностью, изменчивостью свойств личности, способностью воспринимать, приобретать, сохранять, перестраивать, передавать опыт других людей, т. е. способностью к развитию.
В целом обучение на занятиях в детском саду должно характеризоваться живостью и непосредственностью проявлений детей, разнообразием приемов действий, небольшим образовательным содержанием, опорой на детский опыт, широкой и яркой наглядной основой, использованием игровых и занимательных приемов обучения, многогранными связями обучения с повседневной деятельностью детей.
Список использованной литературы
1. Айдашева Г.А., Пичугина Н.О. Дошкольная педагогика. М: Феникс, 2004.
2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1996.
3. Голицына Н.С. Занятия в детском саду: Перспективное планирование: Вторая младшая и средняя группы. М.: Скрипторий, 2007.
4. Лобанова Е.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие / Е. А. Лобанова. — Балашов : Николаев, 2005. — 76 с.
5. Колесникова Л. Учение без утомления. // Дошкольное образование. -2008 — №5-56-60 с.
6. Кузнецова Л.В., Панфилова М.А. Формирование нравственного здоровья дошкольников: Занятия, игры, упражнения. — М.: Сфера, 2002.
7. Малкина – Пых И.Г. Возрастные кризисы: справочник практического психолога. – М.: Изд-во Эксмо, 2004.
8. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студентов фак. дошк. оборазования высш. пед. учеб. заведений / Под ред.: С.А. Козлова — М.: Академия, 2002.
9. Смирнова Е.О. Детская психология. — М.: Владос, 2003.
Источник
Закономерности развития детей в дошкольном возрасте. Психологическая характеристика деятельности ребенка, развитие его личности. Эмпирическое исследование развития дошкольников при помощи дидактической игры. Анализ работы воспитателя по развитию детей.
Подобные документы
Игра как один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников. Психологические особенности развития в дошкольном возрасте и кризиса семи лет. Обучающее значение игры для развития личности ребенка.
реферат, добавлен 19.01.2012
Закономерности развития детей в дошкольном возрасте: прибавка в весе, увеличение роста, совершенствование интеллектуального поведения. Основные методы исследования в детской психологии. Характеристика особенностей психологического развития дошкольников.
реферат, добавлен 28.07.2012
Рассмотрение основных антропометрических показателей развития детей. Обозначение факторов, влияющих на рост и развитие ребенка в дошкольном возрасте. Оценка психомоторных характеристик детей. Анализ состояния здоровья детей дошкольного возраста.
курсовая работа, добавлен 26.04.2016
Психолого-педагогические особенности развития одаренных детей в дошкольном возрасте. Методы выявления и диагностики одаренности у дошкольников. Разработка рекомендаций по развитию одаренности у детей дошкольного возраста в различных видах деятельности.
курсовая работа, добавлен 15.02.2015
Научно-техническое обоснование и общая психологическая характеристика памяти ребенка в дошкольном возрасте. Проведение опытно-экспериментального исследования особенностей развития памяти дошкольников. Разработка методических рекомендаций по её развитию.
курсовая работа, добавлен 18.12.2012
Характеристика специфики развития эмоциональной сферы ребенка в младенчестве, а также в раннем детстве и в дошкольном возрасте. Изучение эмоционального развития в старшем дошкольном возрасте. Анализ факторов, влияющих на здоровое развитие эмоций ребенка.
контрольная работа, добавлен 12.11.2016
Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте: понятие и задачи. Игра как ведущий вид деятельности ребенка, ее структурные элементы и основные стадии. Развитие психических функций в дошкольном возрасте. Формирование личности и суть кризиса 6-7 лет.
реферат, добавлен 29.05.2013
Проблемы мыслительной деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью в дошкольном возрасте, психологические и педагогические методы умственного развития ребенка. Воспитательное, образовательное содержание дидактической игры, формирование мышления.
дипломная работа, добавлен 07.10.2014
Изучение особенностей формирования начального речевого развития дошкольников. Общие задачи развития речи и словаря дошкольников. Роль речи воспитателя в развитии речи детей. Характеристика методов и приемов работы воспитателя образовательного учреждения.
курсовая работа, добавлен 04.01.2014
Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте. Структура сюжетно-ролевой игры. Развитие психических функций в дошкольном возрасте. Развитие мотивов поведения и формирования самосознания. Психологическая готовность ребёнка к школьному обучению.
реферат, добавлен 15.01.2014
- главная
- рубрики
- по алфавиту
- вернуться в начало страницы
- вернуться к подобным работам
Источник
Психологические новообразования и личностные характеристики ребенка дошкольного возраста. Эмоционально-волевая и мотивационная сферы дошкольника. Развитие нравственно-этических и социально-значимых представлений и ценностей, межличностных взаимоотношений.
Подобные документы
Психологические особенности детей дошкольного возраста. Воспитательное значение сюжетно-ролевой игры, ее место в деятельности дошкольника. Формирование эмоциональной сферы личности ребенка и развитие отношений со сверстниками во время ролевых игр.
курсовая работа, добавлен 01.03.2019
Развитие эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста. Значение эмоций в процессе становления личности ребенка. Анализ методов и приемов, направленных на формирование эмоциональной сферы дошкольников, порядок диагностики данного процесса.
курсовая работа, добавлен 20.01.2011
Особенности и закономерности развития детей дошкольного возраста. Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте. Новообразования дошкольного возраста. Психологическая готовность дошкольника к школе. Психическое развитие детей дошкольного возраста.
курсовая работа, добавлен 07.05.2018
Место детства в развитии личности. Роль социальных факторов и общения с людьми и его влияние на развитие личности. Личностные новообразования младенчества. Речь и становление личности. Формирование основных личностных качеств у ребенка дошкольника.
курсовая работа, добавлен 19.02.2010
Особенности процесса детско-родительских взаимоотношений. Роль семьи в развитии личности дошкольника. Организация, методы и результаты исследования влияния детско-родительских отношений на развитие различных сторон личности ребенка дошкольного возраста.
дипломная работа, добавлен 20.04.2015
Развитие познавательных процессов в дошкольном возрасте. Предметная деятельность и игра. Восприятие, внимание, память дошкольника. Воображение и мышление дошкольника. Развитие личности в дошкольном возрасте. Эмоционально-мотивационная регуляция поведения.
реферат, добавлен 07.04.2015
Составляющие структуры личности по Фрейду. Личностные характеристики детей от 3 до 6 лет. Обзор социально-психологических предпосылок и условий развития личности ребенка дошкольного возраста. Инициативность вместо чувства вины. Интервью как метод оценки.
реферат, добавлен 25.11.2013
Характеристика, психологические причины и проявления «кризиса 3-х лет». Сущность игры по Л.С. Выготскому. Ведущая деятельность ребенка к концу раннего детства, центральные новообразования. Развитие восприятия, мышления и речи ребенка дошкольного возраста.
реферат, добавлен 28.03.2012
Психическое развитие ребенка младенческого, дошкольного возраста. Развитие познавательной сферы детей. Начальные этапы формирования личности ребенка. Организация режима дня, учебной деятельности. Особенности ребенка, проявляющиеся в первый месяц обучения.
лекция, добавлен 22.03.2018
Кризис трех лет — формирование целостного феномена «Я сам». Предметная деятельность дошкольника, значение игры в его развитии. Влияние социальных институтов на развитие личности. Психологические новообразования дошкольного возраста, готовность к школе.
контрольная работа, добавлен 04.09.2010
- главная
- рубрики
- по алфавиту
- вернуться в начало страницы
- вернуться к подобным работам
Источник
Ïåðèîäèçàöèÿ äîøêîëüíîãî âîçðàñòà äåòåé êàê îñíîâà äëÿ ñîçäàíèÿ âîçðàñòíûõ ãðóïï äîøêîëüíûõ ó÷ðåæäåíèé. Ñâÿçü ôèçè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ äîøêîëüíèêà ñ óìñòâåííûì, ðàçâèòèå åãî ñàìîñîçíàíèÿ. Ðàçâèòèå ðàçíûõ âèäîâ äåÿòåëüíîñòè êàê äîñòèæåíèå äîøêîëüíîãî âîçðàñòà.
Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.
Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/
Õàðàêòåðèñòèêà ðàçâèòèÿ äåòåé äîøêîëüíîãî âîçðàñòà
Äîøêîëüíûé âîçðàñò îõâàòûâàåò ïåðèîä ñ 3 äî 6-7 ëåò. Âíóòðè äàííûé ïåðèîä äåëèòñÿ íà íåñêîëüêî áîëåå ìåëêèå: ìëàäøèé, ñðåäíèé, ñòàðøèé äîøêîëüíûé âîçðàñò.  äîøêîëüíûõ ó÷ðåæäåíèÿõ ñîãëàñíî ýòîé ïåðèîäèçàöèè îáðàçîâàíû âîçðàñòíûå ãðóïïû: ïåðâàÿ è âòîðàÿ ìëàäøèå, ñðåäíÿÿ, ñòàðøàÿ, ïîäãîòîâèòåëüíàÿ ê øêîëå.
Íà÷àëî äîøêîëüíîãî âîçðàñòà ïðèíÿòî ñîîòíîñèòü ñ êðèçèñîì 3 ëåò. À òàê êàê êà÷åñòâåííîé õàðàêòåðèñòèêîé êàæäîãî êðèçèñà ÿâëÿåòñÿ ïîÿâëåíèå íîâîîáðàçîâàíèé, òî ñòîèò ðàçîáðàòüñÿ, êàêèå æå íîâîîáðàçîâàíèÿ ïîÿâëÿþòñÿ ó ðåáåíêà ê 3 ãîäàì æèçíè. Ê ýòîìó âðåìåíè, åñëè ðàçâèòèå â ðàííåì âîçðàñòå ïðîõîäèëî ñîãëàñíî íîðìàòèâíûì ïîêàçàòåëÿì, à âîñïèòàíèå ó÷èòûâàëî çàêîí àìïëèôèêàöèè, ðåáåíîê âûðîñ ïðèìåðíî äî 90-100 ñì, óâåëè÷èëñÿ â âåñå (åãî âåñ òåïåðü ìîæåò áûòü ïðèìåðíî 13-16 êã). Îí ñòàë áîëåå ëîâêèì, ëåãêî áåãàåò, ïðûãàåò, ïðàâäà ñðàçó íà äâóõ íîãàõ è íå î÷åíü âûñîêî, ìÿ÷ ëîâèò ñðàçó äâóìÿ ðóêàìè è êðåïêî ïðèæèìàåò åãî ê ãðóäè, íî â 2 ãîäà îí è ýòîãî íå óìåë! Ôèçè÷åñêè ðåáåíîê ÿâíî ñòàë êðåï÷å.
Êîíå÷íî, òåïåðü çàáîòà î çäîðîâüå è äàëüíåéøåì ôèçè÷åñêîì ðàçâèòèè ìàëûøà íå ìåíåå àêòóàëüíà, íî îí ñòàë ñàìîñòîÿòåëüíåå, åãî äâèæåíèÿ îòëè÷àþòñÿ áîëüøåé — êîîðäèíàöèåé è óâåðåííîñòüþ. Ôèçè÷åñêîå ðàçâèòèå äåòåé â äîøêîëüíîì âîçðàñòå óæå íå ñòîëü ñòðåìèòåëüíî, êàê áûëî â ðàííåì âîçðàñòå. Ýòî çàêîíîìåðíî, òàê êàê òåïåðü äëÿ ðàñòóùåãî îðãàíèçìà íåîáõîäèìû óêðåïëåíèå êîñòíîé ñèñòåìû, ìûøö, ðèòìè÷íîå ôóíêöèîíèðîâàíèå âñåõ æèçíåííî âàæíûõ ñèñòåì îðãàíèçìà. Ïðèðîäà ìóäðî ñòàáèëèçèðóåò òåìï ðàçâèòèÿ, ãîòîâÿñü ê ñëåäóþùåìó «ñêà÷êó», êîòîðûé ïðîèçîéäåò â 6-7 ëåò.
Ôèçè÷åñêîå ðàçâèòèå ðåáåíêà ïî-ïðåæíåìó ñâÿçàíî ñ óìñòâåííûì. Îäíàêî â ðàííåì âîçðàñòå îíî êàê áû âåëî çà ñîáîé âñå äðóãèå ñòîðîíû ðàçâèòèÿ.  äîøêîëüíîì æå âîçðàñòå ôèçè÷åñêîå ðàçâèòèå ñòàíîâèòñÿ íåîáõîäèìûì óñëîâèåì, ôîíîì, íà êîòîðîì óñïåøíî ïðîèñõîäèò ðàçíîñòî-ðîííåå ðàçâèòèå ðåáåíêà. Óìñòâåííîå, ýñòåòè÷åñêîå, íðàâñòâåííîå íàáèðàåò âûñîêèé òåìï.
Äîøêîëüíèê àêòèâíî ïîçíàåò îêðóæàþùèé åãî ìèð, õî÷åò ðàçîáðàòüñÿ, ïîíÿòü íàáëþäàåìûå ÿâëåíèÿ, ñîáûòèÿ.  ýòîò ïåðèîä àêòèâíî ðàçâèâàþòñÿ ïàìÿòü, ìûøëåíèå, ðå÷ü, âîîáðàæåíèå. Ïðè õîðîøî îðãàíèçîâàííîé ïåäàãîãè÷åñêîé ðàáîòå äåòè îâëàäåâàþò ïîíÿòèÿìè, ïðèîáðåòàþò ñïîñîáíîñòü ê óìîçàêëþ÷åíèÿì, îáîáùåíèÿì. Ï.ß. Ãàëüïåðèí îòìå÷àë, ÷òî «íà îñíîâå ïîýòàïíîé ìåòîäèêè ìû ïîëó÷èëè â 6-7 ëåò (è äàæå â 5 ëåò) óìñòâåííûå äåéñòâèÿ è ïîíÿòèÿ, êîòîðûå ïî îáùåïðèíÿòûì ñòàíäàðòàì îòâå÷àþò óðîâíþ ìûøëåíèÿ â ïîäðîñòêîâîì âîçðàñòå…». Ýòè äàííûå ãîâîðÿò î âûñîêîé îáó÷àåìîñòè äåòåé äîøêîëüíîãî âîçðàñòà, à òàêæå î òîì, ÷òî ïîòåíöèàëüíûå ñïîñîáíîñòè, ê ñîæàëåíèþ, ÷àñòî îñòàþòñÿ íåðàçâèòûìè.
Æèâîñòü óìà, ëþáîçíàòåëüíîñòü, õîðîøàÿ ïàìÿòü ïîçâîëÿþò äîøêîëüíèêó áåç îñîáîãî òðóäà íàêàïëèâàòü òàêóþ ìàññó èíôîðìàöèè, êîòîðàÿ â ïîñëåäóþùèå ïåðèîäû æèçíè âðÿä ëè ïîâòîðèòñÿ. Áîëåå òîãî, äåòè äåìîíñòðèðóþò ñïîñîáíîñòü óñâàèâàòü íå òîëüêî ðàçðîçíåííûå çíàíèÿ, íî ñèñòåìó çíàíèé. Ë.Ñ. Âûãîòñêèé îòìå÷àë, åñëè äî 3 ëåò ðåáåíîê ó÷èòñÿ ïî «ñîáñòâåííîé» ïðîãðàììå (â òîì ñìûñëå, ÷òî ìàëûø ïîêà åùå íå ìîæåò óäåðæèâàòü è âîñïðèíèìàòü ñèñòåìó çíàíèé è ñëåäîâàòü çà ìîòèâîì âçðîñëîãî â îáó÷åíèè åãî), òî ïîñëå 3 ëåò ìûøëåíèå äîøêîëüíèêà óæå äîñòàòî÷íî ãîòîâî ê ïîíèìàíèþ ïðè÷èííî-ñëåäñòâåííûõ ñâÿçåé è çàâèñèìîñòåé, åñëè îíè ïðåäñòàâëåíû â íàãëÿäíî-îáðàçíîé ôîðìå. Ìûøëåíèå äåòåé êîíêðåòíî, ñ÷èòàþò ó÷åíûå, åñëè èì äàþòñÿ êîíêðåòíûå, îòðûâî÷íûå, ðàçðîçíåííûå çíàíèÿ. Íî åñëè äàâàòü çíàíèÿ î ïðîñòåéøèõ ñâÿçÿõ è çàâèñèìîñòÿõ, äîøêîëüíèêè íå òîëüêî óñâàèâàþò èõ, íî è èñïîëüçóþò â ñâîèõ ðàññóæäåíèÿõ, óìîçàêëþ÷åíèÿõ. «Ýõ, êîãäà æå ÿ âûðàñòó?», — ãëóáîêîìûñëåííî çàÿâëÿåò 5-ëåòíèé ðåáåíîê. Èëè òàêèå âûñêàçûâàíèÿ: «Ó íàñ â ãðóïïå äâîå íîâûõ ìàëü÷èêîâ. Îäèí õîðîøèé, à äðóãîé íå çíàåò ïîñëîâèö».
Ëþáîçíàòåëüíîñòü ñòèìóëèðóåò ðåáåíêà ê èññëåäîâàòåëüñêîé äåÿòåëüíîñòè, ýêñïåðèìåíòèðîâàíèþ (Í.Í. Ïîääüÿêîâ), ê îáðàùåíèÿì ñ âîïðîñàìè ê âçðîñëûì. Ïî õàðàêòåðó âîïðîñîâ ìîæíî ñóäèòü, íà êàêîì óðîâíå ðàçâèòèÿ íàõîäèòñÿ ðåáåíîê. Ïåðâûå âîïðîñû äîøêîëüíèêà ñâÿçàíû ñ îáîçíà÷åíèåì îêðóæàþùåãî åãî ìèðà. Ïîýòîìó âîïðîñû äåòåé ÷àùå âñåãî íà÷èíàþòñÿ ñ âîïðîñèòåëüíîãî ñëîâà («.×òî, êòî ýòî?», «Êàê ýòî íàçûâàåòñÿ?»). Ïîäîáíûå âîïðîñû, êîíå÷íî, âîçíèêàþò è ïîçäíåå ïðè âñòðå÷å ñ êàæäûì íîâûì ïðåäìåòîì, ÿâëåíèåì, îáúåêòîì (êàê, âïðî÷åì, áûâàåò è ó âçðîñëîãî ÷åëîâåêà). Íî â ýòî âðåìÿ — ïåðèîä «÷òî è êòî» — åùå íåò âîïðîñîâ, êàñàþùèõñÿ ïðè÷èííûõ ñâÿçåé è çàâèñèìîñòåé. È ëèøü ïîçæå, ïðèìåðíî â 4-5 ëåò, íà÷èíàþò ïîÿâëÿòüñÿ âîïðîñû ñ âàæíûì, âîïðîñèòåëüíûì ñëîâîì êàê? («Êàê ýòî ñäåëàòü?») è, íàêîíåö, ñî ñëîâîì ïî÷åìó? («Ïî÷åìó íàñòóïàåò âå÷åð?», «Ïî÷åìó äåòè îáèæàþò äðóã äðóãà?», «Ïî÷åìó âîäà â ìîðå ñîëåíàÿ?» è ò. ï.). Îò òûñÿ÷ ïî÷åìó? âçðîñëûå ÷àñòî óñòàþò, íî ýòè âîïðîñû ñâèäåòåëüñòâóþò î ïûòëèâîñòè äåòñêîãî óìà, î æåëàíèè ðåáåíêà ïîçíàâàòü. Åñëè æå âçðîñëûå íå ðåàãèðóþò äîëæíûì îáðàçîì íà åãî âîïðîñû, ïîçíàâàòåëüíûé èíòåðåñ ïîñòåïåííî ñíèæàåòñÿ è ñìåíÿåòñÿ áåçðàçëè÷èåì. Îäíàêî çàìå÷àòåëüíîé îñîáåííîñòüþ äîøêîëüíîãî äåòñòâà ÿâëÿåòñÿ òî, ÷òî èíòåðåñ ê ïîçíàíèþ, ëþáîçíàòåëüíîñòü íîñÿò äîñòàòî÷íî óñòîé÷èâûé õàðàêòåð. È âçðîñëûå äîëæíû î÷åíü «ïîñòàðàòüñÿ», ÷òîáû ñíèçèòü ýòîò èíòåðåñ.
Ñðåäè îáúåêòîâ ñîöèàëüíîãî ìèðà, êîòîðûå ïîçíàåò ðåáåíîê, íàõîäèòñÿ è îí ñàì. Äîøêîëüíèê ïðîÿâëÿåò èíòåðåñ ê ñåáå, ê ñâîåìó îðãàíèçìó, ê ñâîåìó ïîëó, ê ñâîèì ÷óâñòâàì, ïåðåæèâàíèÿì. Ïñèõîëîãè íàçûâàþò ýòî ðàçâèòèåì ñàìîñîçíàíèÿ. Ê ñòàðøåìó äîøêîëüíîìó âîçðàñòó, ðåáåíîê óæå äîâîëüíî ìíîãî çíàåò î ñåáå, óìååò óïðàâëÿòü ñîáñòâåííûìè ÷óâñòâàìè è ïîâåäåíèåì, ÷òî ñïîñîáñòâóåò ïîÿâëåíèþ ïðîèçâîëüíîñòè ïîâåäåíèÿ.
Âñåì èçâåñòíî, ÷òî äîøêîëüíèêè ëþáÿò ôàíòàçèðîâàòü, ïðèäóìûâàòü, ÷òî-òî âîîáðàæàòü. Êàæåòñÿ, èõ ôàíòàçèÿì íåò ïðåäåëà! «ß íå Ëèçà, ÿ ñîëíöå» — çàÿâëÿåò äåâî÷êà. ×åðåç ìèíóòó îáðàùàåøüñÿ ê íåé êàê ê Ñîëíöó è ñëûøèøü: «Íåò, ÿ óæå íå Ñîëíöå, ÿ Àíÿ». È òàê ïîñòîÿííî. Ðåáåíîê ïîñòîÿííî ïðåáûâàåò â ìèðå ïðèâëåêàþùèõ åãî îáðàçîâ; ðèñóåò, ïðèäóìûâàåò ñâîè ïåñíè è ò. ï. Ýòî î÷åíü õîðîøî è ïîëåçíî äëÿ ðàçâèòèÿ òâîð÷åñêîé ëè÷íîñòè. «Òâîð÷åñêèé ðåáåíîê, òâîð÷åñêàÿ ëè÷íîñòü, — ïèøåò Í.Ï. Ïîääüÿêîâ, — ýòî ðåçóëüòàò âñåãî îáðàçà æèçíè äîøêîëüíèêà, ðåçóëüòàò åãî îáùåíèÿ è ñîâìåñòíîé äåÿòåëüíîñòè ñî âçðîñëûì, ðåçóëüòàò åãî ñîáñòâåííîé àêòèâíîñòè».
 äîøêîëüíîì âîçðàñòå ó ðåáåíêà ðàçâèâàåòñÿ âîîáðàæåíèå. Ìàòåðèàëîì äëÿ âîîáðàæåíèÿ ñëóæàò çíàíèÿ îá îêðóæàþùåì ìèðå, êîòîðûå îí ïðèîáðåòàåò. Îäíàêî ìíîãîå çàâèñèò îò òîãî, êàê ýòè çíàíèÿ óñâàèâàþòñÿ — òîëüêî ïóòåì çàïîìèíàíèÿ èëè îáðàçíî, çðèìî, îñîçíàííî. È õîòÿ èçîáðàæåíèå ìàëûøà çíà÷èòåëüíî áåäíåå âîîáðàæåíèÿ âçðîñëîãî ÷åëîâåêà, äëÿ ðàçâèâàþùåéñÿ ëè÷íîñòè ýòî áîãàòûé «ñòðîèòåëüíûé» ìàòåðèàë, èç êîòîðîãî, âîçâîäèòñÿ çäàíèå èíòåëëåêòà è ýìîöèé.
Äåòè àêòèâíî ðàñøèðÿþò ñîáñòâåííûé çàïàñ ñëîâ è, ÷òî âàæíî, çàäóìûâàþòñÿ íàä èõ çíà÷åíèåì, ïûòàþòñÿ îáúÿñíÿòü ñìûñë íîâûõ äëÿ íèõ ñëîâ («×òî òàêîå îáùåíèå?»). Ñëîâîòâîð÷åñòâî, ñâîéñòâåííîå äîøêîëüíèêó 4-5 ëåò, ñëóæèò ïîêàçàòåëåì íîðìàëüíîãî ðàçâèòèÿ è â òî æå âðåìÿ ñâèäåòåëüñòâóåò î ïðèñóòñòâèè â ìàëåíüêîì ÷åëîâåêå òâîð÷åñêîãî íà÷àëà.
Äîñòèæåíèåì äîøêîëüíîãî âîçðàñòà ÿâëÿåòñÿ ðàçâèòèå ðàçíûõ âèäîâ äåÿòåëüíîñòè: èãðîâîé, õóäîæåñòâåííîé, òðóäîâîé. Íà÷èíàåò ðàçâèâàòüñÿ ó÷åáíàÿ äåÿòåëüíîñòü. Îäíàêî, ãëàâíîé, âåäóùåé äåÿòåëüíîñòüþ ÿâëÿåòñÿ èãðà. Ïî ñðàâíåíèþ ñ òåì, êàê èãðàë ðåáåíîê â ðàííåì âîçðàñòå, ìîæíî, îòìåòèòü, ÷òî èãðà ñòàëà ðàçíîîáðàçíåå ïî ñþæåòó, ïî ðîëÿì. Òåïåðü îíà áîëåå äëèòåëüíàÿ. Ðåáåíîê îòðàæàåò â èãðå íå òîëüêî òî, ÷òî âèäèò íåïîñðåäñòâåííî â ñâîåì îêðóæåíèè, íî è òî, î ÷åì åìó ÷èòàëè, ÷òî îí óñëûøàë îò ñâåðñòíèêîâ è ñòàðøèõ äåòåé. Èãðà óäîâëåòâîðÿåò ïîòðåáíîñòü äåòåé â ïîçíàíèè ìèðà âçðîñëûõ è äàåò âîç-þíîñòü âûðàæàòü ñâîè ÷óâñòâà è îòíîøåíèÿ.
 3 ãîäà ìàëûø ñ óäîâîëüñòâèåì âûïîëíÿåò òðóäîâûå ïîðó÷åíèÿ, ñòðåìèòñÿ ïîìîãàòü ñòàðøèì âî âñåõ èõ äîìàøíèõ äåëàõ: ìûòüå ïîñóäû, óáîðêå, ñòèðêå. Èçâåñòíîå «ß ñàì!» ìîæåò ïåðåðàñòè â æåëàíèå òðóäèòüñÿ, íî ìîæåò è çàñíóòü, è ïðåâðàùåíèå íå ñîñòîèòñÿ. Ýòî çàâèñèò îò îòíîøåíèÿ âçðîñëûõ ê ïðîÿâëåíèÿì ó ðåáåíêà ñàìîñòîÿòåëüíîñòè. Íî äîøêîëüíèê ñïîñîáåí ê òðóäîâîìó óñèëèþ, êîòîðîå ìîæåò ïðîÿâëÿòüñÿ â ñàìîîáñëóæèâàíèè (ñàì îäåâàåòñÿ, ñàì åñò), â óõîäå (ïîä ðóêîâîäñòâîì âçðîñëîãî) çà ðàñòåíèÿìè è æèâîòíûìè, â âûïîëíåíèè ïîðó÷åíèé. Ïîÿâëÿåòñÿ è èíòåðåñ ê óìñòâåííîìó òðóäó. Ïîñòåïåííî ôîðìèðóåòñÿ ãîòîâíîñòü ê îáó÷åíèþ â øêîëå.
Êà÷åñòâåííî ìåíÿåòñÿ õàðàêòåð ðàçâèòèÿ ýìîöèîíàëüíîé ñôåðû. Ë.Ñ. Âûãîòñêèé îòìå÷àë, ÷òî ê 5 ãîäàì ïðîèñõîäèò «èíòåëëåêòóàëèçàöèÿ ÷óâñòâ»: ðåáåíîê ñòàíîâèòñÿ ñïîñîáåí ê îñîçíàíèþ, ïîíèìàíèþ è îáúÿñíåíèþ ñîáñòâåííûõ ïåðåæèâàíèé è ýìîöèîíàëüíîãî ñîñòîÿíèÿ äðóãîãî ÷åëîâåêà.
Ñóùåñòâåííî èçìåíÿþòñÿ îòíîøåíèÿ ñî ñâåðñòíèêàìè. Äåòè íà÷èíàþò öåíèòü îáùåñòâî äðóã äðóãà çà âîçìîæíîñòü âìåñòå èãðàòü, äåëèòüñÿ ìûñëÿìè, âïå÷àòëåíèÿìè. Îíè ó÷àòñÿ ñïðàâåäëèâî ðåøàòü êîíôëèêòû;
ïðîÿâëÿþò äðóã ê äðóãó äîáðîæåëàòåëüíîñòü. Âîçíèêàåò äðóæáà. ×àùå âñåãî äðóæàò ìåæäó ñîáîé äåòè îäíîãî ïîëà, íî èíîãäà ìîæíî íàáëþäàòü è ñëó÷àè ñèìïàòèè è äðóæåñêîãî ðàñïîëîæåíèÿ ìåæäó ìàëü÷èêàìè è äåâî÷êàìè. Íàðÿäó ñ ïîëîæèòåëüíûìè ïðîÿâëåíèÿìè âñòðå÷àþòñÿ è íåäîáðîæåëàòåëüíîñòü, èíîãäà ãðóáîñòü, íåæåëàíèå îáùàòüñÿ. Èññëåäîâàòåëè îòìå÷àþò è òàêîå ÿâëåíèå, êàê ëîæü. Êîíå÷íî, ïðè÷èíû âîçíèêíîâåíèÿ ëæè ðàçëè÷íû, íî ÷àùå âñåãî îíè áûâàþò ñâÿçàíû ñ íåïðàâèëüíûì âîñïèòàíèåì è ïîâåäåíèåì âçðîñëûõ, êîòîðûì ìàëûø ïîäðàæàåò.
Ðàçâèâàåòñÿ ÷óâñòâî ñîáñòâåííîãî äîñòîèíñòâà, êîòîðîå èíîãäà ïðîÿâëÿåòñÿ â ïîâûøåííîé îáèä÷èâîñòè è ïîðîé ñëóæèò ïðè÷èíîé ññîð ìåæäó äåòüìè. Íî â òî æå âðåìÿ ýòî âàæíîå ÷óâñòâî, êîòîðîå ñîñëóæèò ðåáåíêó õîðîøóþ ñëóæáó â áîëåå ñòàðøåì âîçðàñòå. Ðåáåíîê ïî ñâîåé ïðèðîäå îïòèìèñòè÷åí è âåñåë. Íî ê 5 ãîäàì, êàê ïîêàçûâàþò èññëåäîâàíèÿ, äàëåêî íå âñå äåòè îáëàäàþò îïòèìèñòè÷åñêèì ìèðîîùóùåíèåì. À ýòî ìîæåò áûòü ñâÿçàíî è ñ íåóäîâëåòâîðåíèåì ïîòðåáíîñòè â ïðèçíàíèè, â ñàìîóòâåðæäåíèè.
Ñ òå÷åíèåì âðåìåíè ðåáåíîê ñòàíîâèòñÿ âñå áîëåå ñàìîñòîÿòåëüíûì. Ó íåãî ôîðìèðóåòñÿ ñïîñîáíîñòü ê ïðîÿâëåíèþ âîëåâûõ óñèëèé äëÿ äîñòèæåíèÿ æåëàåìîé öåëè.
Äîøêîëüíèê îñâàèâàåò ôîðìû âûðàæåíèÿ ñâîåãî îòíîøåíèÿ ê âçðîñëûì è äåòÿì. Ó íåãî ÿð÷å è îñîçíàííåå ïðîÿâëÿåòñÿ ïðèâÿçàííîñòü ê áëèçêèì ëþäÿì, ê ñâîåé ñåìüå. Âîçíèêàåò íîâàÿ ôîðìà îáùåíèÿ, êîòîðóþ ïñèõîëîãè íàçûâàþò âíåñèòóàòèâíî-ëè÷íîñòíîé. Ðåáåíîê íà÷èíàåò îðèåíòèðîâàòüñÿ íà äðóãèõ ëþäåé, íà öåííîñòè â èõ ìèðå. Óñâàèâàåò íîðìû ïîâåäåíèÿ è âçàèìîîòíîøåíèé. Äëÿ íåãî óæå âàæíî êàê îáùåñòâî âçðîñëûõ, òàê è îáùåñòâî äåòåé, ïîñêîëüêó êàæäîå èç íèõ ïî-ñâîåìó îáîãàùàåò åãî ñîöè-àëüíûé îïûò. Ê êîíöó äîøêîëüíîãî âîçðàñòà ñîöèàëüíûé îïûò ðåáåíêà «ìíîãîöâåòåí», è â íåì îòðàæàåòñÿ õàðàêòåð âîñïèòàíèÿ â ïåðâûå 6-7 ëåò æèçíè. Íî äîøêîëüíèê îñòàåòñÿ îòêðûòûì äîáðó è ñïîñîáåí ñëåäîâàòü äîáðó, à åãî îòðèöàòåëüíûå ïðîÿâëåíèÿ ïîêà åùå íå íîñÿò íåèçìåííî óñòîé÷èâîé ôîðìû.
Äàâàÿ îáùóþ õàðàêòåðèñòèêó ðåáåíêó äîøêîëüíîãî âîçðàñòà, ñëåäóåò îòìåòèòü, ÷òî åãî ðàçâèòèå îñóùåñòâëÿåòñÿ ïî íåñêîëüêèì íàïðàâëåíèÿì. Ìîæíî âûäåëèòü ðàçâèòèå ôèçè÷åñêîå; óìñòâåííîå; ýñòåòè÷åñêîå; íðàâñòâåííîå; ðàçâèòèå ýìîöèé, âîëè, èíòåëëåêòà; ðàçâèòèå äåÿòåëüíîñòè êàê ôîðìû æèçíåííîé àêòèâíîñòè.  êàæäîì èç íàçâàííûõ íàïðàâëåíèé íàáëþäàåòñÿ äèíàìèêà â ñòàíîâëåíèè ðåáåíêà êàê ñóùåñòâà ñîöèàëüíîãî.
Ê 6-7 ãîäàì ôîðìèðóåòñÿ ãîòîâíîñòü ê ñèñòåìàòè÷åñêîìó îáó÷åíèþ â øêîëå.
äîøêîëüíèê ñàìîñîçíàíèå âîçðàñòíîé
Êîãäà ìû ãîâîðèì î ðåáåíêå, òî ïðåäïîëàãàåì, ÷òî èì ìîæåò áûòü ìàëü÷èê èëè äåâî÷êà. Ïðèðîäà ìóäðî ðàçäåëèëà âñå æèâîå íà ìóæñêîå è æåíñêîå íà÷àëà. Íàëè÷èå ìóæ÷èí è æåíùèí — íåîáõîäèìîå óñëîâèå âûæèâàíèÿ ÷åëîâå÷åñòâà. È îíè — ìóæ÷èíû è æåíùèíû — î÷åíü ðàçíûå. À çíà÷èò, íå ìîãóò áûòü îäèíàêîâûìè è ìàëü÷èêè è äåâî÷êè. Ïñèõîëîãè, íåéðîôèçèîëîãè èùóò îòâåò íà âîïðîñ: ïî÷åìó îíè ðàçíûå è â ÷åì êîíêðåòíî çàêëþ÷àåòñÿ ýòî ðàçëè÷èå. Ïåäàãîãè â ñâîþ î÷åðåäü òîæå ñòàâÿò âîïðîñû: êàê èõ âîñïèòûâàòü, ìîæíî ëè èõ îáó÷àòü ïî îäèíàêîâûì ïðîãðàììàì èëè ñëåäóåò ñîçäàâàòü ðàçíûå. Çàðîæäàåòñÿ äàæå íîâàÿ îòðàñëü ïåäàãîãèêè — íåéðîïåäàãîãèêà, êîòîðàÿ ñòàâèò ñâîåé çàäà÷åé ðàçðàáîòêó íîâûõ íàó÷íûõ ïîäõîäîâ ê îáó÷åíèþ è âîñïèòàíèþ äåòåé ðàçíîãî ïîëà.
Ðàçëè÷èÿ íàáëþäàþòñÿ óæå ïðè ðîæäåíèè. Êàê ïðàâèëî, ìàëü÷èêè ðîæäàþòñÿ ñ áîëüøèì âåñîì, ÷åì äåâî÷êè, íî çàòî äåâî÷êè íà 3-4 íåäåëè îïåðåæàþò ìàëü÷èêîâ â ðàçâèòèè, ÷òî ïðèâîäèò ê òîìó, ÷òî èõ ïîëîâîå ñîçðåâàíèå ïðîõîäèò áûñòðåå, à äåòñòâî ñòàíîâèòñÿ êîðî÷å, ÷åì ó ìàëü÷èêîâ ïðèìåðíî íà äâà ãîäà. Ïî-ðàçíîìó ïðîõîäèò ðàçâèòèå ìûøëåíèÿ, ðå÷è, âîîáðàæåíèÿ, ýìîöèîíàëüíîé ñôåðû. Íàïðèìåð, äëÿ ìàëü÷èêîâ áåñïîëåçíû äîëãèå «íîòàöèè». Îíè áûñòðî óëàâëèâàþò ñóòü ðå÷è âçðîñëîãî, ðåàãèðóþò ñðàçó, à âñå íàøè äîëãèå ïîñëåäóþùèå íðàâîó÷åíèÿ ïîïðîñòó íå ñëóøàþò è ìîãóò âäðóã çàäàòü âîïðîñ, ñîâñåì íå îòíîñÿùèéñÿ ê ñèòóàöèè. Ìàìà, âîñïèòàòåëüíèöà âîçìóùåíû òàêèì íåâíèìàíèåì ê âîñïèòûâàþùèì âîçäåéñòâèÿì. À âîçìóùàòüñÿ íå ñòîèò. Ïðîñòî íóæíî ïîíèìàòü, ÷òî è ðóãàòü, è õâàëèòü ìàëü÷èêà íóæíî ñîâñåì íå òàê, êàê äåâî÷êó. Ó÷åíûå (Ò.Ï. Õðèçìàí, Â.Ä. Åðåìååâà è äð.) äîêàçàëè, ÷òî ìàëü÷èêàì íà âñåõ ýòàïàõ ðàçâèòèÿ íå õâàòàåò ïîëîæèòåëüíûõ ýìîöèé, ëàñêîâîãî ñëîâà, âçãëÿäà, ïîãëàæèâàíèÿ. Ïûòàÿñü «âîñïèòàòü ìóæ÷èíó», ìû âîñïèòûâàåì æåñòêîãî, èíîãäà îçëîáëåííîãî íåóäîâëåòâîðåííîãî ÷åëîâåêà. È ïðè÷èíîé òîìó — íåäîñòàòîê ëþáâè è ôîðì åå âûðàæåíèÿ â äåòñòâå. È äåâî÷êè, è ìàëü÷èêè ëþáÿò ïîõâàëó. Íî äëÿ ìàëü÷èêà çíà÷èìî, çà ÷òî åãî ïîõâàëèëè, à äëÿ äåâî÷êè — êòî è â ïðèñóòñòâèè êîãî ïîõâàëèë. Êîíå÷íî, áûâàåò è íàîáîðîò, íî âñå æå îïðåäåëåííàÿ çàêîíîìåðíîñòü â ðåàãèðîâàíèè íà âíåøíèå âîçäåéñòâèÿ ñóùåñòâóåò. Ïî-ðàçíîìó ðàçâèâàþòñÿ ó äåòåé ðàçíîãî ïîëà è ïîçíàâàòåëüíûå èíòåðåñû.  îäíîì è òîì æå ïðåäìåòå èëè îáúåêòå èõ èíòåðåñóåò ðàçíîå. Ìàëü÷èêàì èíòåðåñíà ìàðêà ìàøèíû, åå òåõíè÷åñêèå õàðàêòåðèñòèêè, à äåâî÷êàì — âíåøíèé âèä, âîçìîæíîñòü ïîêàòàòüñÿ, íàæàòü íà ðàçíûå êíîïêè. Ìàëü÷èêîâ èíòåðåñóþò âûäàþùèåñÿ ïîñòóïêè ãåðîåâ, à äåâî÷åê — ïðè÷èíû îãîð÷åíèé, ñòðàäàíèé è ò.ä. Ðàçëè÷èé ìíîãî, îíè ïðîÿâëÿþòñÿ âî âñåì. Èõ íåëüçÿ èãíîðèðîâàòü è íå ó÷èòûâàòü ïðè èçó÷åíèè ðåáåíêà è ïðè îðãàíèçàöèè ïðîöåññà âîñïèòàíèÿ è îáó÷åíèÿ.
Äåòè îòëè÷àþòñÿ äðóã îò äðóãà íå òîëüêî ïîëîì. Îíè ðàçëè÷íû ïî òåìïåðàìåíòó, ïî óæå ñëîæèâøåìóñÿ õàðàêòåðó, ïî ïðèîáðåòåííîìó æèçíåííîìó îïûòó è ò.ä. Âñå ýòè ðàçëè÷èÿ íàöåëèâàþò âäóì÷èâîãî âîñïèòàòåëÿ íà äèôôåðåíöèðîâàííûé ïîäõîä ê îðãàíèçàöèè âîñïèòàíèÿ.
Ëèòåðàòóðà
1. Çåíüêîâñêèé Â.Â. Ïñèõîëîãèÿ äåòñòâà. — Åêàòåðèíáóðã, 1995.
2. Êðàâöîâ Ã.Ã., Êðàâöîâà Å.Å. Øåñòèëåòíèé ðåáåíîê: Ïñèõîëîãè÷åñêàÿ ãîòîâíîñòü ê øêîëå. — Ì., 1987.
3. Ïîääüÿêîâ Í.Í. Îñîáåííîñòè ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ äåòåé äîøêîëüíîãî âîçðàñòà. — Ì., 1996.
4. Ýëüêîíèí Ä.Á. Ïñèõîëîãèÿ èãðû. — Ì., 2004.
Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru
…
Источник