Курсовая на тему роль семьи в развитии ребенка
Содержание
Введение
ГЛАВА I. Теоретическое обоснование роли семьи в воспитании ребенка
1.1. Краткая характеристика понятий
1.2. Внутрисемейный климат
1.3. Методы и приемы воспитания
ГЛАВА 2. Семья и семейные отношения в воспитании ребенка
2.1. Роль семьи в воспитании детей
2.2. Влияние на воспитание ребенка братьев и сестер. Взаимоотношения между ними
2.3. Роль бабушек, дедушек в воспитательном процессе
2.4. Сущность современной семьи
Заключение
Список литературы
Введение
Традиционно основой воспитания ребенка является семья. Важность семьи обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на развитие личности человека ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются фундаментальные основы личности ребенка.
Актуальность. В настоящее время остро встаёт вопрос о роли и функциях семьи в воспитании детей. Проблемы, особенности воспитания детей приобретают особую важность и обращают на себя внимание. Трудности в обучении, общении, причины неудачи в воспитании заставляют задуматься о том, что главная роль в воспитании ребёнка отводится не только школе, но и, в большей степени принадлежит семье, которая становится координатором и регулятором в воспитании. Немаловажную роль играет семья в процессе воспитания. Она закладывает основной фундамент в процессе воспитания ребёнка.
Активное участие семьи в воспитании ребенка оставляет печать для дальнейшего развития, воспитания и самовоспитания. Последующую самореализацию ребёнком своих возможностей и способностей, становление которых определяется воспитанием в семье. Роль семьи является важным катализатором воспитания ребёнка.
Рассмотрением данной проблемы в разное время занимались такие учёные, как Я.А.Коменский, П.Ф. Лесгафт, А.С. Макаренко, И.Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо, К.Д. Ушинский, В.П. Вахтеров, К.Н. Вентцель, Х.Д. Джайнотт, Д. Локк, Дж. Рескин и др.
Целью нашего исследования является анализ роли семьи в воспитании ребенка.
Для достижения поставленной цели, в ходе выполнения курсовой работы решались следующие задачи:
- изучение научной литературы;
- рассмотрение теоретических аспектов влияния семьи и внутрисемейных взаимоотношений на воспитание ребенка;
Объектом исследования курсовой работы являются семья, семейные отношения.
Предметом исследования являются: роль семьи и выполнения ею функций в воспитании ребенка.
Гипотеза исследования: развитие ребёнка, формирование его личностных качеств определяется уровнем воспитания в семье.
В работе были использованы следующие методы исследования: анализ, обобщение, систематизация.
Теоретическая значимость курсовой работы состоит в обобщении, осмыслении и оценке роли семьи в воспитании ребенка.
Заключение
Подводя итоги выполненной работы, мы убедились в том, что семья играет основополагающую роль в воспитании ребёнка. Развитие младшего школьника, формирование его личностных качеств определяется уровнем воспитания в семье, то есть семья является важнейшим фактором в воспитании ребёнка младшего школьного возраста.
Воспитание детей — это отдача особых сил, сил духовных. Человека мы создаем любовью — любовью отца к матери и матери к отцу, любовью отца и матери к людям, глубокой верой в достоинство и красоту человека. Прекрасные дети вырастают в тех семьях, где мать и отец любят друг друга и вместе с тем любят и уважают людей.
Семья является ядром, которое закладывает основание в развитии и воспитании младшего школьника. Семья открывает, расширяет возможности, потенциал ребенка. Благоприятным для развития становятся внутрисемейные отношения, складывающиеся между родителями и их детьми.
Дружеское взаимодействие, оказание своевременной помощи ребёнку, устранение возникающих время проблем, семейный поиск путей и способов решения является наилучшим ресурсом в воспитании ребёнка.
Роль семьи и есть главный компонент, без которого невозможно движение вперёд.
Смысл семейного воспитания состоит в том, чтобы дать ребенку возможность самому реализоваться, пробовать делать все самому. Взрослые должны относиться к ребенку, с первого дня появления его на свет, как к человеку, с полным признанием его личности и неприкосновенности этой личности.
Таким образом, семья – это внешний и внутренний фактор воспитания ребёнка, движущая сила развития, социальный институт, сопровождающий ребёнка повсеместно. Семья выступает важнейшим звеном в воспитании ребёнка, её роль значима, неотделима и незаменима.
Список литературы
- Российская педагогическая энциклопедия в двух томах: Том II / Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: Научное издательство «БОЛЬШАЯ РОССИЙСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ», 2003 – 478 с.
- Кондратьев М. Ю., Ильин В. А.Азбука социального психолога-практика. — М.: ПЕР СЭ, 2007. — 464 с.
- Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Зарубежная социальная психология ХХ столетия: Теоретические подходы: Учеб. пособие для вузов. — М.: Аспект Пресс, 2002. — 287 с
- Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. – М., 2003 – 528 с.
- История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ в.: / Под ред. акад. РАО А.И.Пискунова. — М.: ТЦ «Сфера», 2001 – 512 с.
- Российская педагогическая энциклопедия в двух томах: Том I / Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: Научное издательство «БОЛЬШАЯ РОССИЙСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ», 2003 – 536 с.
- Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка, тт. 1-4. — М., 1978 (репринт изд. 1880—1884)
- Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. — 4-е изд., дополненное. — М.: Азбуковник, 1999. — 944 с..
- Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и колледжей. Под ред. П.И. Пидкасистого — М.: РПА, 1996. — 604с.
- Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов — 100 ответов: учеб. пособие для вузов/ И. П. Подласый. — М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. — 365 с.
- Сластенин В. А. Педагогика :Учеб. Пособие для студ. Пед. Вузов/ В. А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина.- М. : Академия,2002.-567с.-(Высшее образование)
- Головин С.Ю. Словарь практического психолога. — Мн.: Харвест, 1998. — 800 с.
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко. – М., 2008 – 256 с.
- Джуринский А.Н. История образования и педагогической мысли: Учеб. пособ. для студентов педвузов / А.Н. Джуринский. – М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2004 – 432 с.
- Немов Р.С.. Психология. — М. 1995 – 529 с.
- Краевский В.В. Методология педагогики: новый этап: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / В.В. Краевский, Е.В. Бережнова. – М.: Академия, 2006 – 394 с.
- Сатир В. «Как строить себя и свою семью.» М.: «Педагогика — Пресс», 1992 г – 190 с.
- Мижериков В.А. Введение в педагогическую деятельность /В.А. Мижериков, Т. А. Юзефавичус.– М.: Роспедагентство, 2005 – 352 с.
- Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студентов пед. вузов / А.В. Мудрик / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2004 – 200 с.
- Орлов А.А. Введение в педагогическую деятельность: Практикум: Учеб.-метод. пос./ А.А. Орлов, А.С. Агафонова. Под ред. А.А. Орлова. — М.: Академия, 2004 – 256 с.
- Роботова А.С. Введение в педагогическую деятельность/ Роботова А.С., Леонтьева Т.В., Шапошникова И.Г. и др. . – М.: Академия, 2004. – 208 с.
Общий объем: 30 стр.
Год: 2010
Цена: 400 руб.
Источник
Анализ взаимосвязи стиля воспитания с личностными качествами младшего школьника. Особенности взаимоотношений родителей и детей. Взаимосвязь отношений между позицией родителей и эмоциональным состоянием ребенка. Тест, опросник и анкета для родителей.
Рассмотрение взаимосвязи конфликтов родителей с детьми и стиля семейного воспитания. Особенности формирования и становление личности ребенка. Исследование различных стилей семейного воспитания. Деструктивное влияние родителей на личность ребенка.
статья, добавлен 27.03.2016
Проблемы взаимоотношений детей и родителей, определение термина «вынужденное сиротство». Рисунок как средство познания личности ребенка. Специфика образа семьи в картине мира ребенка, оставшегося без попечения родителей и находящегося в приюте для детей.
статья, добавлен 05.06.2018
Понятие эмоционального климата семьи. Проявление отношений родителей и детей. Детско-родительские отношения в неполных и полных семьях и их влияние на развития ребенка. Эмпирическое исследование отношений родителей к детям с помощью различных методов.
курсовая работа, добавлен 20.11.2010
Семейные отношения родителей. Виды консультативной психологической помощи семье. Психология развития личности родителей и ребенка. Стили взаимоотношений родителей и детей. Факторы, влияющие на формирование родительских установок и стилей воспитания.
дипломная работа, добавлен 04.01.2018
Детско-родительские отношения и их влияние на личность ребенка младшего школьного возраста. Стили семейного воспитания и типы современного общения детей и родителей. Негативное влияние внутрисемейных отношений, роль воспитания в развитии самооценки.
дипломная работа, добавлен 17.10.2010
Воспитательные возможности семьи в формировании личности ребенка через взаимоотношения родителей и детей. Основные стили семейного воспитания, их влияние на модель поведения ребенка. Благоприятные условия для формирования ценных качеств личности.
доклад, добавлен 16.06.2014
Роль семьи в развитии личности. Типы семейных взаимоотношений и стили воспитания, их роль в формировании характера и личностных особенностей детей. Основные ошибки родителей в семейном воспитании и основы формирования гармоничных взаимоотношений.
реферат, добавлен 27.03.2011
Процесс формирования определённой стратегии воспитания ребенка, определение степени выраженности творческих качеств родителей. Понятие, сущность и значение семьи в обществе. Описание, специфика авторитарного, либерального и авторитетного стиля воспитания.
контрольная работа, добавлен 27.06.2015
Общая характеристика воспитательной деятельности родителей по отношению к ребенку. Рассмотрение роли семьи в формировании мировоззрения детей. Правила постоянного психологического контакта с ребенком. Изучение основных ошибок родительского воспитания.
реферат, добавлен 25.06.2015
Проблема межличностных отношений в семье, психофизиологические особенности развития младшего школьного возраста. Методики для изучения отношений детей и родителей на выборке неполных семей. Влияние стиля воспитания на детей в неблагополучных семьях.
курсовая работа, добавлен 06.07.2015
Источник
Óñëîâèÿ îáåñïå÷åíèÿ ýôôåêòèâíîñòè âîñïèòàòåëüíîãî âîçäåéñòâèÿ. Ôîðìèðîâàíèå ó ìëàäåíöà îïðåäåëåííîãî îòíîøåíèÿ ê ìèðó â çàâèñèìîñòè îò ýìîöèé ìàòåðè. Ðîëü ðîäèòåëåé â âîñïèòàíèè äîøêîëüíèêà è ìëàäøåãî øêîëüíèêà. Ïðîáëåìà îòäåëåíèÿ ìîëîäûõ ëþäåé îò ñåìüè.
Íàæàâ íà êíîïêó «Ñêà÷àòü àðõèâ», âû ñêà÷àåòå íóæíûé âàì ôàéë ñîâåðøåííî áåñïëàòíî.
Ïåðåä ñêà÷èâàíèåì äàííîãî ôàéëà âñïîìíèòå î òåõ õîðîøèõ ðåôåðàòàõ, êîíòðîëüíûõ, êóðñîâûõ, äèïëîìíûõ ðàáîòàõ, ñòàòüÿõ è äðóãèõ äîêóìåíòàõ, êîòîðûå ëåæàò íåâîñòðåáîâàííûìè â âàøåì êîìïüþòåðå. Ýòî âàø òðóä, îí äîëæåí ó÷àñòâîâàòü â ðàçâèòèè îáùåñòâà è ïðèíîñèòü ïîëüçó ëþäÿì. Íàéäèòå ýòè ðàáîòû è îòïðàâüòå â áàçó çíàíèé.
Ìû è âñå ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäåì âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.
×òîáû ñêà÷àòü àðõèâ ñ äîêóìåíòîì, â ïîëå, ðàñïîëîæåííîå íèæå, âïèøèòå ïÿòèçíà÷íîå ÷èñëî è íàæìèòå êíîïêó «Ñêà÷àòü àðõèâ»
Ðîëü ñåìüè â âîñïèòàíèè ðåáåíêà. Òèïû ñåìåéíûõ âçàèìîîòíîøåíèé. Ïðèâÿçàíîñòü ðåáåíêà ê ìàòåðè. Òèïû õàðàêòåðà ìàòåðåé. Âëèÿíèå «ôàêòîðà ìàòåðè» íà ðåáåíêà. Ðîëü ñåìüè â âîñïèòàíèè ðåáåíêà. Òèïû âçàèìîîòíîøåíèÿ â ñåìüå. Òèïû õàðàêòåðà ìàòåðåé.
íàó÷íàÿ ðàáîòà [483,1 K], äîáàâëåí 24.02.2007
Ñóùíîñòü, çàäà÷è, çíà÷èìîñòü è íåîáõîäèìîñòü ïîëîâîãî âîñïèòàíèÿ. Ôîðìèðîâàíèå ìóæñêîãî è æåíñêîãî òèïîâ ïîâåäåíèÿ. Ðàçâèòèå ÷óâñòâ è ýìîöèé ðåáåíêà. Ðîëü ñåìüè â ïîëîâîì âîñïèòàíèè ìëàäøåãî øêîëüíèêà, â åãî ïñèõî-ñåêñóàëüíîì è íðàâñòâåííîì ðàçâèòèè.
ðåôåðàò [29,7 K], äîáàâëåí 23.04.2016
Ïîíÿòèå ñåìüè è ñåìåéíûõ âçàèìîîòíîøåíèé. Ðîëü ñåìüè â âîñïèòàíèè ëè÷íîñòè ðåáåíêà. Ñâÿçü îáðàçà ñåìüè ñ îñîáåííîñòÿìè ñàìîñîçíàíèÿ ó äåòåé. Ìåòîäîëîãè÷åñêèå îñíîâû è àíàëèç ðåçóëüòàòîâ ýìïèðè÷åñêîãî èññëåäîâàíèÿ îáðàçà ñåìüè ó äåòåé øêîëüíîãî âîçðàñòà.
êóðñîâàÿ ðàáîòà [234,1 K], äîáàâëåí 03.05.2014
Âîñïèòàíèå ýìîöèé è ÷óâñòâ ó äîøêîëüíèêà. Ýìîöèè è âîñïèòàòåëüíûé ïðîöåññ. Ðàçâèòèå ýìîöèé â äåÿòåëüíîñòè. Çíà÷åíèå ýìîöèé. Ðàçâèòèå ìîòèâàöèîííîé ñôåðû äåòåé äîøêîëüíîãî âîçðàñòà. Ðîëü ñåìüè â âîñïèòàíèè ýìîöèîíàëüíîé îòçûâ÷èâîñòè ðåáåíêà.
êóðñîâàÿ ðàáîòà [42,3 K], äîáàâëåí 03.04.2007
Óñëîâèÿ óñïåøíîãî âîñïèòàíèÿ ðåá¸íêà â ñåìüå. Ðîëü àâòîðèòåòà ðîäèòåëåé â âîñïèòàíèè. Âèäû ëîæíîãî àâòîðèòåòà ðîäèòåëåé. Òèïû ñåìüè (ïîëíàÿ — íåïîëíàÿ, áëàãîïîëó÷íàÿ — íåáëàãîïîëó÷íàÿ). Òðåáîâàíèÿ ê îðãàíèçàöèè âçàèìîäåéñòâèÿ ïåäàãîãà ñ ðîäèòåëÿìè.
êóðñîâàÿ ðàáîòà [44,1 K], äîáàâëåí 25.02.2011
Ôóíêöèÿ ìàòåðè ñ ýâîëþöèîííîé òî÷êè çðåíèÿ. Ñîäåðæàíèå è îñîáåííîñòè îòíîøåíèé ìåæäó ìàòåðüþ è ìëàäåíöåì. Ïðîáëåìà óñòàíîâëåíèÿ êîíòàêòîâ ìëàäåíöà ñ îòöîì. Ñîöèàëüíî-ïñèõîëîãè÷åñêèå ìîäåëè îòöîâñòâà. Âëèÿíèå ñåìüè íà ðàçâèòèå ðåáåíêà â ðàííåì âîçðàñòå.
ðåôåðàò [52,2 K], äîáàâëåí 20.03.2009
Ðîëü ñåìüè â æèçíè ÷åëîâåêà. Îñíîâíûå òèïû ñåìüè: ãîðîäñêàÿ, ñåëüñêàÿ, íóêëåàðíàÿ. Ïóòè ôîðìèðîâàíèÿ ñóïðóæåñêèõ è ðîäèòåëüñêèõ ðîëåé. Ïðè÷èíû è ïîñëåäñòâèÿ îòðèöàòåëüíûõ ðîäèòåëüñêèõ óñòàíîâîê. Ðîëü ðîäèòåëåé âî âçàèìîîòíîøåíèè ìîëîäûõ ñóïðóãîâ.
äèïëîìíàÿ ðàáîòà [123,5 K], äîáàâëåí 29.01.2012
Ïîíÿòèå ñåìüè â ñîâðåìåííîì îáùåñòâå. Ðîëü ñåìüè â æèçíè ðåáåíêà è ôîðìèðîâàíèè åãî êàê ëè÷íîñòè. Ñòàäèè ñîöèàëèçàöèè ÷åëîâåêà. Âëèÿíèå ïîâåäåíèÿ ðîäèòåëåé íà ìèðîâîñïðèÿòèå èõ äåòåé. Áëàãîïðèÿòíûå óñëîâèÿ äëÿ ôîðìèðîâàíèÿ öåííûõ êà÷åñòâ ëè÷íîñòè.
ðåôåðàò [34,5 K], äîáàâëåí 06.08.2014
Ôóíêöèè ñåìüè è èõ âçàèìîñâÿçü. Ïîíÿòèå «íåïîëíàÿ ñåìüÿ», åå òèïû è èñòî÷íèêè ôîðìèðîâàíèÿ. Äåòñêî-ðîäèòåëüñêèå îòíîøåíèÿ â íåïîëíûõ ñåìüÿõ: îòíîøåíèÿ ìàòåðè ñ äåòüìè, ðîëü îòöà â âîñïèòàíèè, ñîäåðæàíèå ðåáåíêà, åãî ýìîöèîíàëüíîå ñîñòîÿíèå ïîñëå ðàçâîäà.
êóðñîâàÿ ðàáîòà [58,4 K], äîáàâëåí 07.12.2009
Ïñèõîëîãî-ïåäàãîãè÷åñêàÿ õàðàêòåðèñòèêà ðàííåãî âîçðàñòà. Âëèÿíèå ðîäèòåëåé íà ðàçâèòèå ðåáåíêà. Ðîëü ñåìüè â âîñïèòàíèè è ðàçâèòèè ðåáåíêà ðàííåãî âîçðàñòà. Îáçîð àâòîðñêèõ ïðîãðàìì ðàííåãî ðàçâèòèÿ. Ðåêîìåíäàöèè äëÿ ðîäèòåëåé ïî ñåìåéíîìó âîñïèòàíèþ.
êóðñîâàÿ ðàáîòà [66,0 K], äîáàâëåí 14.02.2011
Источник
Роль семьи в развитии ребенка
Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья. Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей и т.д. В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка. Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение. Главное в воспитании маленького человека – достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек и в более старшем возрасте, оставлять повзрослевшего ребенка наедине самим с собой. Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. (Если Ваш ребенок видит, что его мама и папа, которые каждый день твердят ему, что лгать нехорошо, сами того не замечая, отступают от этого правила, все воспитание может пойти насмарку.) Каждый из родителей видит в детях свое продолжение, реализацию определенных установок или идеалов. И очень трудно отступает от них. Конфликтная ситуация между родителями – различные подходы к воспитанию детей.Первая задача родителей – найти общее решение, убедить друг друга. Если придется идти на компромисс, то обязательно, чтобы основные требования сторон были удовлетворены. Когда один родитель принимает решение, он обязательно должен помнить о позиции второго. Вторая задача — сделать так, чтобы ребенок не видел противоречий в позициях родителей, т.е. обсуждать эти вопросы лучше без него. Дети быстро “схватывают” сказанное и довольно легко маневрируют между родителями, добиваясь сиюминутных выгод (обычно в сторону лени, плохой учебы, непослушания и т.д.). Родители, принимая решение, должны на первое место ставить не собственные взгляды, а то, что будет более полезным для ребенка. В общении у взрослых и детей вырабатываются принципы общения: 1) Принятие ребенка, т.е. ребенок принимается таким, какой он есть. 2) Эмпатия (сопереживание) – взрослый смотрит глазами ребенка на проблемы, принимает его позицию. 3) Конгруэнтность. Предполагает адекватное отношение со стороны взрослого человека к происходящему. Родители могут любить ребенка не за что-то, несмотря на то, что он некрасив, не умен, на него жалуются соседи. Ребенок принимается таким, какой он есть. (Безусловная любовь) Возможно, родители любят его, когда ребенок соответствует их ожиданиям. когда хорошо учится и ведет себя. но если ребенок не удовлетворяет тем потребностям, то ребенок как бы отвергается, отношение меняется в худшую сторону. Это приносит значительные трудности, ребенок не уверен в родителях, он не чувствует той эмоциональной безопасности, которая должна быть с самого младенчества.(обусловленная любовь) Ребенок может вообще не приниматься родителями. Он им безразличен и может даже отвергаться ими (например, семья алкоголиков). Но может быть и в благополучной семье (например, он не долгожданный, были тяжелые проблемы и т. д.) необязательно родители это осознают. Но бывают чисто подсознательные моменты (например, мама красива, а девочка некрасива и замкнута. Ребенок раздражает ее. Типы семейных взаимоотношений В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка. Могут быть выделены 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных взаимоотношений, являющиеся и предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, опека, “невмешательство” и сотрудничество. Диктат в семье проявляется в систематическом поведении одними членами семейства (преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов. Родители, разумеется, могут и должны предъявлять требования к своему ребенку, исходя из целей воспитания, норм морали, конкретных ситуаций, в которых необходимо принимать педагогически и нравственно оправданные решения. Однако те из них, которые предпочитают всем видам воздействия приказ и насилие, сталкиваются с сопротивлением ребенка, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы своими контрмерами: лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью. Но даже если сопротивление оказывается сломленным, вместе с ним оказываются сломленными и многие ценные качества личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и в свои возможности. Безоглядная авторитарность родителей, игнорирование интересов и мнений ребенка, систематическое лишение его права голоса при решении вопросов, к нему относящихся, — все это гарантия серьезных неудач формирование его личности. Опека в семье – это система отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Вопрос об активном формировании личности отходит на второй план. В центре воспитательных воздействий оказывается другая проблема – удовлетворение потребностей ребенка и ограждение его то трудностей. Родители, по сути, блокируют процесс серьезной подготовки их детей к столкновению с реальностью за порогом родного дома. Именно эти дети оказываются более неприспособленными к жизни в коллективе. По данным психологических наблюдений именно эта категория именно эта категория подростков дает наибольшее число срывов в переходном возрасте. Как раз эти дети, которым казалось бы не на что жаловаться, начинают восставать против чрезмерной родительской опеки. Если диктат предполагает насилие, приказ, жесткий авторитаризм, то опека – заботу, ограждение от трудностей. Однако результат во многом совпадает: у детей отсутствует самостоятельность, инициатива, они так или иначе отстранены от решения вопросов, лично их касающихся, а тем более общих проблем семьи. Система межличностных отношений в семье, строящаяся на признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых от детей, может порождаться тактикой “невмешательства”. При этом предполагается, что могут сосуществовать два мира: взрослые и дети, и ни тем, ни другим не следует переходить намеченную таким образом линию. Чаще всего в основе этого типа взаимоотношений лежит пассивность родителей как воспитателей. Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает опосредствованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития – коллективом. Большое значение в становлении самооценки имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности. 3 стиля семейного воспитания: — демократический — авторитарный — попустический При демократическом стиле прежде всего учитываются интересы ребенка. Стиль “согласия”. При авторитарном стиле родителями навязывается свое мнение ребенку. Стиль “подавления”. При попустическом стиле ребенок предоставляется сам себе. Дошкольник видит себя глазами близких взрослых, его воспитывающих. Если оценки и ожидания в семье не соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям ребенка, его представление о себе кажутся искаженными. От условий воспитания в семье зависит адекватное и неадекватное поведение ребенка. Дети, у которых занижена самооценка, недовольны собой. Это происходит в семье, где родители постоянно порицают ребенка, или ставят перед ним завышенные задачи. Ребенок чувствует, что он не соответствует требованиям родителей. (Не говорите ребенку, что он некрасив, от этого возникают комплексы, от которых потом невозможно избавиться.) Неадекватность также может проявляться с завышенной самооценкой. Это происходит в семье, где ребенка часто хвалят, и за мелочи и достижения дарят подарки (ребенок привыкает к материальному вознаграждению). Ребенка наказывают очень редко, система требования очень мягкая. Адекватное представление – здесь нужна гибкая система наказания и похвалы. Исключается восхищение и похвала при нем. Редко дарятся подарки за поступки. Не используются крайние жесткие наказания. В семьях, где растут дети с высокой , но не с завышенной самооценкой, внимание к личности ребенка (его интересам, вкусам, отношениям с друзьями) сочетаются с достаточной требовательностью. Здесь не прибегают к унизительным наказания и охотно хвалят, когда ребенок того заслуживает. Дети с пониженной самооценкой (не обязательно очень низкой) пользуются дома большей свободой, но эта свобода, по сути, — бесконтрольность, следствие равнодушия родителям к детям и друг к другу. Таким образом, для того, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка необходимо помнить внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение:
о Принимать активное участие в жизни семьи;
о Всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком;
о Интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты;
о Не оказывать на ребенка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения;
о Иметь представление о различных этапах в жизни ребенка;
о Уважать право ребенка на собственное мнение;
о Уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к ребенку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом;
о С уважением относиться к стремлению всех остальных членов семьи делать карьеру и самосовершенствоваться
Источник