Курсовая музыка как средство развития ребенка дошкольного возраста
Содержание
Введение…………………………………………………………………………….3
1. Последовательность формирования музыкального восприятия дошкольников……………………………………………………………….4
2. Основные задачи педагогов в музыкальном развитии ребенка…………5
3. Влияние музыкального воспитания на общее развитие детей………….7
Заключение…………………………………………………………………………10
Список использованной литературы…………………………………………….11
Введение
Разностороннее развитие личности ребенка обеспечивается тесной взаимосвязью умственного, физического, нравственного и эстетического воспитания. В отечественной педагогике имеет место мнение, что дошкольное воспитание является основополагающим, определяющим все дальнейшее развитие. Поэтому необходимо максимально реализовать возможности, присущие каждому конкретному возрастному периоду, особенно не упустить период раннего и младшего дошкольного возраста, который характеризуется интенсивным развитием процесса восприятия. И на мой взгляд, музыка играет одну из главных ролей в формировании личности ребенка, так как способствует развитию вкусов и предпочтений, эмоций, интересов, которые впоследствии оказывают большое влияние на формирование взглядов и собственного «Я».
Если в процессе музыкальной деятельности детей будет развито их музыкально-эстетическое сознание, это не пройдет бесследно для последующего развития человека, его общего духовного становления.
Музыка для ребенка — мир радостных переживаний. Чтобы открыть перед ним дверь в этот мир, надо развивать у него способности, и прежде всего музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость. А связующим звеном между миром музыки и миром детства выступает педагог, основной задачей которого является заинтересовать ребенка различными видами музыкальной деятельности, выявить склонности и потребности, чтобы наиболее полно раскрыть все возможности ребенка.
1. Последовательность формирования музыкального восприятия дошкольников
На развитие человека весьма важное влияние оказывает даже внутриутробный период, известно, что музыка, которую слушает будущая мать, оказывает положительное влияние на самочувствие развивающегося плода. Не прекращается ее воздействие и в первые месяцы жизни ребенка, более того, она оказывает сильное влияние на эмоциональную сферу, побуждая к ответным действиям, в которых можно рассмотреть предпосылки к формированию основных музыкальных способностей.
Уже в самом раннем возрасте из окружающего шума и звуков ребенок может выделять музыку, сосредотачивая свое внимание на услышанной мелодии, малыш на какое-то время замирает, вслушивается, проявляет «комплекс оживления»: реагирует гулением, улыбкой, отдельным движением.
Становясь старше, дети обладают уже возросшими психическими способностями. Они способны осмысливать связи между некоторыми явлениями, могут делать простые обобщения, например определить веселый или грустный характер музыки. Им уже понятны, как нужно спеть ту или иную песню, как нужно двигаться в быстрой пляске или в спокойном хороводе. У детей начинают складываться музыкальные интересы и предпочтения.
К шести-семи годам можно наблюдать первое проявление художественного вкуса. Дети уже способны дать оценку произведениям и их исполнению. Если в четыре-пять лет малышам еще требуется поддержка взрослого, то при постоянном обучении в шесть-семь лет большинство детей могут петь без инструментального сопровождения. Певческие голоса в этом возрасте приобретают звонкость, подвижность, напевность. Вокальная интонация становится более устойчивой, выравнивается диапазон.
2. Основные задачи педагогов в музыкальном развитии ребенка
Современные исследователи доказали, что развитие музыкальных способностей и формирование основ музыкальной культуры следует начинать как можно раньше. Отсутствие или бедность музыкальных впечатлений будучи взрослым восполнить невозможно. На формирование основ культуры большое влияние оказывает окружающая среда, которая позволяет познакомиться с разнообразной музыкой и научиться ее понимать и переживать.
Музыкальная деятельность дошкольников подразумевает всевозможные способы и средства познания музыкального искусства детьми (а через него самого себя и окружающей жизни), с помощью которого осуществляется и общее развитие.
На ранних стадиях музыкального воспитания проводниками ребенка в огромный мир музыки являются педагоги, которыми могут выступать родители, родственники или преподаватели дошкольных образовательных учреждений. Однако все они должны помнить что перед ними стоит ряд специфических задач:
1. Воспитание любви и интереса к музыке. Воспитательное воздействие музыки возможно только при развитии восприимчивости и эмоциональной отзывчивости.
2. Приобщение детей к разнообразным видам музыкальной деятельности, формирование восприятия музыки и простейших исполнительных навыков области игры на детских инструментах, пения, ритмики.
3. Знакомство детей с различными музыкальными произведениями и используемыми средствами выразительности с целью обогащения впечатления детей.
4. Развитие общей музыкальности детей, сенсорных способностей, чувства ритма, ладовысотного слуха; формирование певческого голоса и выразительности движений. Если в данном возрасте ребенка приобщать к активной практической деятельности, то произойдет становление и развитие всех его способностей.
5. Содействие начальному развитию музыкального вкуса. Получая представление и впечатление о музыке, ребенок в дальнейшем формирует избирательное, а затем оценочное отношение к музыкальным произведениям.
6. Развитие творческого отношения к музыке в деятельности такого рода, как импровизация попевок, передача образов в музыкальных играх и хороводах. Это способствует развитию самостоятельности, инициативы.
Однако такие проявления будут характерны для детей среднего и старшего дошкольного возраста.
Стараясь выполнить поставленные задачи, педагог не должен забывать о возрастных особенностях и личных предпочтениях ребенка. Не следует думать, что в таком возрасте ребенок сам еще не способен принимать самостоятельных решений. Это большое заблуждение, в котором часто пребываем мы, взрослые. С самого своего появления на свет ребенок уже является личностью, который в своем маленьком мире понимает для себя, что такое хорошо и плохо, интересно и неинтересно, нужно и не нужно. И взрослый, выступая в роли педагога, должен построить свою работу таким образом, чтобы ребенку было интересно, чтобы он стремился сам узнать больше, в противном случае наше воспитание явится примером типичного «натаскивания», которое не имеет развивающего значения.
3. Влияние музыкального воспитания на общее развитие дошкольника
Музыкальное развитие ребенка и его физическое, эмоциональное, эстетическое, умственное развитие тесно взаимосвязаны.
Между музыкальным воспитанием малыша и его речевым развитием существует много общего в плане решения единых целей и задач; как существует единство между музыкальным искусством, музыкальной речью, с одной стороны, и словесной, с другой. Большое влияние на развитие речи оказывает такой вид музыкальной деятельности, как пение.
В речи, как и в музыке, всегда содержится определенный тонус звучания. Это состояние тонового напряжения объединяет музыкальную и речевую интонацию. Кроме того, музыка и речь имеют общие выразительные возможности: интонационная окраска в речи и музыке передается с помощью одинаковых средств: силы голоса и звука, высоты, тембра, определенного ритма, использования акцентов, пауз движения.
Таково теоретическое обоснование общности музыки и речи, обоснование необходимости и возможности комплексного подхода к проблемам музыкального и речевого развития малыша, тесной взаимосвязи музыкальной работы с речевой, необходимости проведения объединенных интегрированных музыкально-речевых занятий с использованием метода фонетической ритмики.
На музыкально-речевых занятиях происходит наиболее интенсивное развитие личности ребенка, всех его сторон в комплексе, где большое значение придается музыке – как связующему интегрирующему звену между различными сторонами воспитания и развития детей. В настоящее время метод фонетической ритмики выступает как важное средство музыкального и речевого развития детей раннего возраста.
Велика роль музыки и в развитии двигательной активности ребенка, особенно музыкально-ритмический вид деятельности. Уже в конце первого года жизни малыша можно не редко наблюдать, что под звуки звучащей музыки ребенок может раскачиваться, покачивать головой. Однако эти движения пока мало координированы, плохо согласованы с музыкой. Но с возрастом, в процессе постоянных упражнений его движения становятся более точными, уверенными, самостоятельными в своих проявлениях. В два-три года дети способны понимать простейшие связи музыки и движений, и под музыку различного жанра они действуют уже уверенно и осознанно. Действия эти не отличаются особым разнообразием, однако с каждым разом они становятся более четкими, отточенными.
Музыка способствует и умственному развитию детей. Беседы о музыке дают не только разнообразные сведения о ней, но и характеризуют эмоционально-образное содержание. Словарный запас дошкольников обогащается образными словами и выражениями, характеризующими настроение, чувства, переданные в музыке. Кроме того, музыкальная деятельность подразумевает выполнение умственных операций, таких как анализ, сравнение, сопоставление, запоминание, что способствует не только музыкальному, но и общему развитию ребенка. В данном случае стоит сказать о таких видах музыкальной деятельности, как слушание, пение, игра на музыкальных инструментах.
Нельзя не упомянуть о таком важном виде музыкальной деятельности, как хоровое пение, которое оказывает сильное влияние на формирование поведения маленького человека в коллективе. Если при первичном исполнении какой-либо известной всем детям песни они поют вразнобой, то спустя некоторое время под руководством педагога хор начинает петь слаженно, что говорит о способности ребенка ориентироваться на действия всех членов коллектива. Кроме того, само по себе пение способствует развитию легких, развивает координацию голоса и слуха, улучшает детскую речь. В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, чувство лада, музыкально-слуховые представления, чувство ритма.
Стоит заметить, что пение может удовлетворить музыкальные потребности ребенка, ведь любимые песни можно исполнить в любое время.
Чтобы развитие детей было успешным, необходимо учитывать особенности музыки и возрастные возможности детей в организации работы по музыкальному воспитанию. Содержанием музыкального воспитания дошкольников является их вовлечение в различные виды музыкальной деятельности: слушание, пение, ритмику, игру на музыкальных инструментах; формирование у них познавательного интереса к музыке, внимания, развитие исполнительских умений и навыков.
Музыкально-эстетическое воспитание детей в каждый возрастной период будет гармоничным только в том случае, если используются все творческие возможности маленького человека, все виды музыкальной деятельности, доступные дошкольному возрасту. И прежде всего это слушание музыки. Перед тем, как спеть песню или исполнить танец, ребенку необходимо прослушать музыку. Получая всевозможные музыкальные впечатления, ребенок привыкает к языку интонаций классической, народной и современной музыки, приобретает опыт восприятия музыки, которое осуществляется не только через слушание, но и через исполнение – пение, игру на музыкальных инструментах, музыкально-ритмические движения. Для формирования музыкально-слуховых представлений имеют важное значение знания о том, что музыкальные звуки могут быть различными по высоте, что мелодия складывается из звуков, которые могут двигаться вверх, вниз или повторяться на одной высоте. Для развития чувства ритма необходимо знать, что музыкальные звуки могут иметь разную протяженность – быть короткими и долгими, что их чередование может быть мерным или более активным, что ритм оказывает влияние на характер и эмоциональную окраску музыки.
Заключение
Исходя из всего вышесказанного можно сделать вывод, что музыка имеет очень важное значение в развитии ребенка как личности. С самых первых дней жизни она помогает всесторонне развиваться малышу: учиться разговаривать, формировать восприятие окружающего мира, тренировать память и внимание, развивать воображение и мышление, строить взаимоотношения в коллективе. В дальнейшем все эти умения и навыки, полученные в дошкольном возрасте, окажут большое влияние на формирование собственного мнения. Однако все это возможно при развитии у ребенка стремления к общению с музыкой в том виде музыкальной деятельности, к которому он проявляет наибольший интерес, в котором его способности реализуются наиболее полно.
Перед родителями и педагогами стоит нелегкая задача распознать стремления ребенка и построить образовательно-воспитательный процесс таким образом, чтобы привлечь дошкольника и к другим видам деятельности, но сделать это не навязывая своего мнения, а заинтересовав малыша, например выбрать форму обучения в виде игры.
Анализируя вышеизложенное, можно сделать вывод, что невозможно музыкальное развитие дошкольника само по себе, оно находится в непрерывной связи со всесторонним развитием личности, все составляющие части которого гармонично дополняют друг друга.
Следует помнить, что в руках мастера-педагога музыка будет подобна инструменту ювелира, который постепенно, шаг за шагом превращает неграненый алмаз сознания ребенка в бриллиант.
Список использованной литературы
Периодическая литература:
1. Давыдова Н. Основы музыкального воспитания /Н. Давыдова//
Дошкольное воспитание. – 1994. – №6. – С. 89
2. Радынова О. Функции музыкального руководителя и воспитателя/
О. Радынова// Дошкольное воспитание. – 1994. – №11. – С. 52
3. Школяр Л. Ребенок в музыке и музыка в ребенке/Л. Школяр//Дошкольное воспитание. – 1992. – С. 39
Учебная литература:
4. Выродова И. И вот так! Музыкальное развитие /И. Выродова. – М.: Карапуз. – 2004. – 10 с.
5. Куприна Н. Экология музыкально-звуковой сферы современного ребенка/ Н. Куприна. – Academia. – 2007. – 448 с.
6. Малахова Л.В. Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста/ Л.В. Малахова. – М.:Феникс. – 2008. – 144 с.
Источник
ДОКЛАД
«МУЗЫКА – КАК СРЕДСТВО ВСЕСТОРОННЕГО
РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА»
Концертмейстер
Преподаватель
ТУРКИНА Е.Е.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….3
1. ПРОЯВЛЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНОСТИ В РАННЕМ ДЕТСТВЕ……5
2. ВЛИЯНИЕ МУЗЫКИ НА НРАВСТВЕННЫЙ ОБЛИК РЕБЕНКА
И ЕГО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ………………………..9
3. ЗАДАЧИ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ, ФОРМИРОВАНИЕ
ЛИЧНОСТИ …………………………………………………………….10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….12
ВВЕДЕНИЕ
«Влияние музыки на детей благотворно, и чем раньше они начнут его испытывать на себе, тем лучше для них».
В.Г. Белинский
Музыка — это искусство прямого и сильного эмоционального воздействия, которое представляет ни с чем не сравнимые возможности для развития творчества человека, в особенности в дошкольном возрасте. Музыка — один из видов искусства. Подобно живописи, театру, поэзии, она является художественным отражением жизни. Музыка служит взаимопониманию людей, пробуждает и поддерживает в них чувства родства, воплощает общественные идеалы, помогает каждому обрести смысл жизни, прежде всего, её удивительной возможностью отображать переживания людей в разные моменты жизни. Люди радуются — это выливается в торжественные радостные звуки музыки; человек горюет — печальные звуки помогают выразить горе. Музыка сопровождает и влияет и формирует личность ребенка всю жизнь.
Влияние музыки не способно воздействовать на всех слушателей с одной силой. Каждый ребенок по — своему проявляет интерес и увлечение музыкой, отдает предпочтение какому — либо музыкальному жанру, любимым произведениям, имея определенный опыт слушания. Как учатся читать, писать, рисовать, так надо учиться узнавать, оценивать музыку, внимательно слушать, отмечать динамическое развитие образов, столкновение и борьбу контрольных тем и их завершение. Восприятия слушателя должно следовать за всем ходом развития музыки. Надо учиться постигать этот «прекрасный своеобразный язык». Постепенно вырабатывается музыкальный вкус, возникает потребность постоянного общения с музыкой, художественные переживания становиться более тонкими и разнообразными.
В наш век расцвета технических средств, компьютеров, буквально сказочных чудес техники музыка получила невероятное звучание. Музыка звучит по радио, телевидению, на концертах — слушатели бывают разных возрастов: молодежь, дети, школьники, старики, взрослые, и на всех музыка влияет не одинаково, формируя личность человека.
Дети, они так восприимчивы. Ребенок воспринимает материнскую песню вместе с её существом, её образом. И голосом матери, напев колыбельной песни остается в памяти навсегда. А песня эта мелодичная, душевная. Музыка для ребенка — мир радостных переживаний. Чтобы открыть перед ним дверь в этот мир, надо развивать у него способности, и, прежде всего, музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость. Иначе музыкальное влияние не выполняет свои воспитательные функции. В самом раннем детстве малыш выделяет музыку из окружающих его звуков, шумов. Он сосредотачивает свое внимание на услышанной мелодии, замирает на какое — то время, прислушивается, реагирует улыбкой, гулением, отдельными движениями, проявляет «комплекс оживления».
Дети старше способны осмысливать некоторые связи между явлениями, сделать простейшие обобщения — определить, например, характер музыки; назвать признаки, по которым сыгранную пьесу можно считать веселой, радостной, спокойной или грустной. Им понятны и требования: как надо спеть различные по характеру песни, как двигаться в спокойном хороводе или в подвижной пляске. К шести семи годам наблюдаются первоначальные появления художественного вкуса — способность дать оценку произведениям и их исполнению. И для того, чтобы научиться понимать прекрасное в искусстве и в жизни, необходимо пройти длинный путь накопления элементарных эстетических впечатлений, зрительных и слуховых ощущений, необходимо определенное развитие эмоциональных и познавательных процессов. Процесс влияния музыки носит личностный характер. Творчество каждого ребенка неповторимо, поэтому требуется пристальное внимание к индивидуальным особенностям детей. Это нужно учитывать каждому педагогу.
1. Проявление музыкальности в раннем детстве
Великий советский композитор Д.Д.Шостакович отмечал «В горе и радости, в труде и на отдыхе — музыка всегда с человеком. Она так полно и огромно вошла в жизнь, что её принимают как нечто должное, как воздух, которым дышат не задумываясь, не замечая… На сколько бы беднее стал бы мир, лишившись прекрасного своеобразного языка помогающего людям лучше понимать друг друга». Любителями и знатоками музыки не рождаются, подчеркивал композитор, а становятся. Эти слова Д. Шостаковича об огромном значении воспитания в человеке любви к музыке, умении её воспринимать. И чем раньше музыка войдет в жизнь человека, тем глубже и точнее это искусство займет место в его душе. Все то, что получает ребенок в период дошкольного детства, во многом определяет, что приносит он обществу в будущем. Именно в эту раннюю пору жизни закладываются основы разнообразных качеств и свойств в формирование личности ребенка, её интересы и способности. Психологи отмечают, большая часть приобретенного в этот период, усваивается исключительно быстро, и запоминается на долгие годы, порой до конца жизни.
Уже известно, что ранее многих других человеческих способностей выявляются музыкальные способности. Два основных показателя музыкальности — эмоциональная отзывчивость и музыкальный слух, проявляются в первых же месяцах жизни ребенка. Малыш способен эмоционально откликаться на веселую или спокойную музыку. Он сосредотачивается, затихает, если слышит звуки колыбельной. Когда же раздается веселая, плясовая мелодия, меняется выражение его лица, оживляются движения. Исследованиями установлено: ребенок способен различать звуки по их высоте уже в первые месяцы своей жизни. Особенно очевиден этот факт, у тех, кто стали профессиональными музыкантами. Поразительные способности проявил Моцарт в четыре года: он играл на органе, скрипке в пять лет, создавал первые сочинения.
Цель влияние музыки на воспитание детей — это приобщение к музыкальной культуре в целом. Влияние музыки на формирование личности ребенка, на развитие творческой деятельности детей очень велико. Музыка, как и любое искусство, способно воздействовать на всесторонние развитие личности ребенка, побуждать к нравственно эстетическим переживаниям, вести к преобразованию окружающего, к активному мышлению. Общее музыкальное воспитание должно отвечать основным требованиям: быть всеобщим, охватывающим всех детей и всесторонним, гармонично развивающим все стороны формирования личности ребенка. Часто взрослые задают вопрос: « Надо ли приобщать ребенка к музыке, если у него нет ярких проявлений?» Ответ: положительный. Выводы о музыкальности ребенка можно делать лишь после того, когда он получит правильное и надлежащие музыкальное воспитание и обучение. Музыкальный опыт детей еще очень прост, но он может быть достаточно разнообразным. Почти все виды музыкальной деятельности в самых первоначальных основах доступны детям и с правильной постановки воспитания обеспечивают разносторонность их музыкального и общего развития. Через воспитание эстетического отношения к окружающей жизни, через развитие способностей, развитие эмоционально сопереживать чувствам и мыслям, выраженных в произведениях, ребенок входит в образ, верит и сам действует воображаемой ситуации. Влияние музыки побуждает его к дивной способности радоваться за других, переживать за чужую судьбу, как за свою. Ребенок, общаясь с музыкой, развивается всесторонне, совершенствуется физический облик ребенка, устанавливаются гармонические связи. В процессе пения развивается не только музыкальный слух, но и певческий голос, а, следовательно, и голосовой двигательный аппарат. Музыкально — ритмические движения побуждают к правильной осанке, координации движений, их гибкости и пластичности. Ребенок способен чувствовать характер, настроение музыкального произведения, сопереживать услышанному, проявлять эмоциональное отношение, понимать музыкальный образ, замечать хорошее и плохое, приобщатся тем самым к различным видам художественной деятельности. Дети также способны вслушиваться, сравнивать, оценивать наиболее яркие и понятные музыкальные явления.
Музыка воспринимается слуховым рецептором, воздействует на общее состояние всего организма ребенка, вызывает реакции связанные с изменением кровообращения, дыхания. В.М.Бехтерев, подчеркивая эту особенность, доказал, что если установить механизмы влияния музыки на организм, то можно вызвать или ослабить возбуждение. П.Н.Анохин, изучивший вопросы влияния мажорного и минорного ладана состояние организма ребенка, делает вывод, что умелое использование мелодического, ритмического и других компонентов музыки помогает и формирует личность ребенка во время работы и при отдыхе.
Научные данные о физиологических особенностях музыкального восприятия дают материалистическое обоснование роли музыки в воспитании личности ребенка.
Пение развивает голосовой аппарат, укрепляет голосовые связки, улучшает речь ребенка (педагоги — логопеды используют пение при лечении заикания), что способствует выработке вокально — слуховой координации. Правильная поза поющих детей регулирует и углубляет дыхание ребенка.
Занятия музыкально-ритмическими упражнениями основаны на взаимосвязи музыки и движения, такие упражнения улучшают осанку ребенка, координацию движений, у ребенка формируется четкость ходьбы и легкость бега. Динамика и темп музыкального произведения присутствуют и при движениях, соответственно ребенок изменяет скорость, степень напряжения, амплитуды направления.
О роли музыки в повседневной жизни хочу подчеркнуть особо. Музыкальное воспитание личности ребенка особо осуществляется на праздниках и развлечениях. Развлечение является важным средством углубления всестороннего развития и формирование личности дошкольников, способствует проявлению положительных качеств личности ребенка, повышает заинтересованность, активность детей ко всему, что предлагается им, помогает также создать радостную атмосферу, способствует формированию у детей положительных качеств, эмоций, расширяет сферу их чувств, приобщает к коллективным переживаниям, развивает инициативу, творческую выдумку. Систематически проводимые развлечения в детском саду обогащают жизнь ребенка, способствуют более полному и гармоническому их развитию.
2. Влияние музыки на нравственный облик ребенка и его интеллектуальное развитие
Влияние музыки, непосредственно воздействует на чувство ребенка, формирует его моральный облик. Воздействие музыки бывает подчас более сильным, чем уговоры или указания. Знакомя детей с произведениями различного эмоционального образовательного содержания, мы побуждаем их к сопереживанию. Песня о родном крае побуждает чувство любви к Родине. Хороводы, песни, танцы разных народов вызывают интерес к их обычаям, воспитывают интернациональные чувства. Жанровое богатство музыки помогает воспринять героические образы и лирическое настроение, весёлый юмор и задорные пляски. Разнообразные чувства, возникающие при восприятии музыки, обогащают переживания детей, их духовный мир.
Решению воспитательных задач во многом способствуют коллективное пение, танцы, игры, когда дети охвачены общими переживаниями. Пение требует от участников единых усилий. Общие переживания создают благотворную почву для индивидуального развития. Пример товарищей. Общее воодушевление, радость исполнения активизируют робких, нерешительных детей. Для избалованного вниманием, изменение самоуверенного, успешного выступления других детей, служит известным тормозом отрицательных проявлений. Такому ребенку можно предложить оказать помощь товарищам, воспитывая тем самым скромность и одновременно развивая индивидуальные способности. Занятия музыкой влияют на общую культуру поведения дошкольника. Чередование различных занятий, видов деятельности (пения, слушания музыки, игры на детских музыкальных инструментах, движений под музыку и т.д.) требует от детей внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, проявление волевых усилий: исполняя песню, — вовремя начать и закончить её; в танцах, играх — уметь действовать, подчиняясь музыке, удерживаясь от импульсивного желания быстрее побежать, кого-то перегнать. Всё это совершенствует тормозные процессы, влияет на волю ребенка.
Таким образом, музыкальная деятельность влияет и создает необходимые условия для формирования нравственных качеств личности ребенка, закладывает первоначальные основы общей культуры будущего человека. Восприятие музыки тесно связано с умственными процессами, т.е. требует внимания, наблюдательности, сообразительности. Дети прислушиваются к звучанию, сравнивают сходные и различные звуки, знакомятся с их выразительным значением, отличают характерные смысловые особенности художественных образов, учатся разбираться в структуре произведения. Отвечая на вопросы педагога, после того как отзвучало произведение, ребенок делает первые обобщения и сравнения: определяет общей характер пьес.
3. Задачи музыкального воспитания, формирование личности
Основная задача формирования личности ребенка — всестороннее и гармоническое развитие ребенка. Эту задачу выполняет музыкальное воспитание. Н.К. Крупская так характеризует значение искусства в воспитании личности ребенка: «Надо помочь ребенку через искусство глубже осознавать свои мысли и чувства, яснее мыслить и глубже чувствовать…» Педагогика, опираясь на эти положения, определяет понятие музыкального воспитания и развития.
Музыкальное воспитание ребенка — это целенаправленное формирование личности ребенка путем воздействия музыкального искусства, формирование интересов, потребностей, эстетического отношения к музыке. Музыкальное развитие ребенка — это результат формирование личности ребенка в процессе активной музыкальной деятельности.
Задачи музыкального воспитания, формирование личности ребенка, подчинены общей цели всестороннего и гармонического воспитания личности ребенка и строятся с учетом своеобразия музыкального искусства и возрастных особенностей. Перечислим задачи:
1. Воспитывать любовь к музыке. Эта задача решается путем развития восприимчивости, музыкального слуха, которые помогают ребенку острее почувствовать и осмыслить содержание услышанных музыкальных произведений.
2. Обобщать музыкальные впечатления детей, знакомить их с разнообразными музыкальными произведениями.
3. Знакомить детей с элементами музыкальных понятий, обучать простейшим практическим навыкам во всех видах музыкальной деятельности, искренности исполнения музыкальных произведений.
4. Развивать эмоциональную отзывчивость, сенсорные способности, чувство ритма, формировать певческий голос и выразительность движений.
5. Содействовать возникновению и первоначальному проявлению музыкального вкуса на основе полученных впечатлений и представлений о музыке, сначала формируя изобразительное, а затем оценочное отношение к музыкальным произведениям.
6. Развивать творческую активность во всех доступных детям видах музыкальной деятельности: передачи характерных образов в играх и хороводах, использование выученных танцевальных движений, импровизации маленьких песен, попевок, развивать инициативу и стремление применять выученный материал в повседневной жизни, музицировать, петь и танцевать.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Музыкальное воспитание имеет важное значение в эстетическом и нравственном становлении и формировании личности ребенка. Средствами музыкальности дети приобщаются к культурной жизни, знакомятся с важными общественными событиями. В процессе восприятия музыки у детей развивается познавательный интерес, эстетический вкус, расширяется кругозор.
Теория и практика музыкального воспитания в детских образовательных учреждениях показала, что эти задачи выполнились при определенных условиях. Прежде всего, процессом музыкального воспитания должен руководить педагог, идейно и профессионально подготовленный, творческий в своих педагогических исканиях, владеющий искусством и любящий своих воспитанников.
Источник