Курсовая игра как средство развития ребенка раннего возраста

Курсовая игра как средство развития ребенка раннего возраста thumbnail



Тема: Дидактическая игра как форма обучения детей раннего возраста.

Содержание

Введение

Глава l. Теоретическое обоснование использования дидактической

игры в процессе обучения детей раннего возраста.

1.1 История вопроса в психолого-педагогической литературе.

1.2 Место и роль дидактической игры в воспитательно —

образовательном процессе.

Глава II. Опытно-экспериментальноеисследование по диагностике

использования дидактической игры в процессе обучения детей.

2.1 Диагностика игры как формы обучения детей раннего возраста.

2.2 Организация и анализ эффективности использования игр для

обучения детей раннего возраста.

Заключение

Список литературы

Приложения

Введение
Актуальность курсовой работы определяется тем,что одна из важных задач воспитания детей раннего возраста — их своевременное умственное и речевое развитие. В пред дошкольном детстве умственное воспитание ребенка осуществляется в его повседневном общении со взрослыми. Воспитательный процесс протекает наиболее успешно, когда наряду с повседневным общением проводятся специальные обучающие (дидактические) игры и занятия, во время которых детиусваивают доступные им сведения и умения. Большая заслуга ученых Н.М. Щелованова и Н.М. Аксариной заключается в том, что они обосновали теоретическое положение советской педагогики и психологии о ведущей роли воспитания и обучения в развитии ребенка применительно к раннему возрасту. Это способствовало развитию исследований в области педагогики раннего детства.
В трудах Д.В. Эльконина,М.Монтессори, А.К.Васильевой, В.Штерн. Ф.Фребеля , отмечается , что игра – это наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки из окружающего мира полученных впечатлений. В игре ярко проявляются мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающая потребность в общении.
Интересная игра повышает умственную активность ребенка, и он может решить более трудную задачу чем назанятии. Игра – это только один из методов, и она дает хорошие результаты только в сочетании с другими: наблюдением, беседами, чтением и т.д.
Играя дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях. Игра – это самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяет общая цель, совместные усилия к достижению, общиепереживания. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни.
Игра занимает большое место в системе физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания. Ребенку нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы, социальные потребности.Игра имеет большое образовательное значение, она тесно связана с обучением на занятиях, с наблюдениями повседневной жизни .Они учатся решать самостоятельно игровые задачи, находить лучший способ осуществления задуманного. Пользоваться своими знаниями, выражать их словами. Нередко игра служит поводом для сообщения новых знаний, для расширения кругозора. С развитием интереса к труду взрослых, кобщественной жизни, к героическим подвигам людей у детей появляются первые мечты о будущей профессии, стремление подражать любимым героям. Все делает игры важным средством сознания направленности ребенка который начинает складываться в дошкольном детстве.
Таким образом игровая деятельность является актуальной проблемой процесса обучения.

Актуальность проблемы определило выбор темы курсовой работы:дидактическая игра как форма обучения детей раннего возраста и проблему исследования: какова роль дидактической игры в обучении детей раннего возраста.

Объектом исследования является педагогические условия развития дидактической игры как формы обучения детей раннего возраста.

Предметом исследования является процесс развития…

Источник

Ирина Бочкина
Методическая разработка «Дидактическая игра как средство развития ребенка раннего возраста»

«Дидактическая игра как средство развития ребенка раннего возраста»

Актуальность данной темы объясняется необходимостью организации эффективного взаимодействия воспитателя и ребёнка.

Дети раннего возраста активно познают мир по принципу » Что вижу, с чем действую, то и познаю»

Игра — это потребность растущего детского организма. В игре развиваютсяпознавательные психические процессы: восприятие, память, мышление, внимание, воображение, речь; развиваются любознательность и умственные способности, первичные интеллектуальные умения и навыки.

Игра становится ведущей деятельностью в раннем возрасте.

Дидактическая игра — одна из важных разновидностей игровой деятельности. Любая игра становится дидактической, если имеются еёосновные компоненты: дидактическая задача, игровые правила, игровые действия, результат, которые являются основными структурными элементами дидактической игры.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление. Она является и игровым методом обучения детей раннего возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребёнка.

Читайте также:  Утренники как развитие ребенка в доу

Важность дидактических игр заключается в том, что усвоение материала происходит незаметно для детей, в практической, интересной деятельности и не требует приложения больших усилий, так как задействованными оказываются непроизвольное внимание и запоминание. Возможность обучать маленьких детей посредством активной интересной для них деятельности — отличительная особенность дидактических игр. Любая дидактическая игра ставит целью обогатить чувственный опыт ребёнка, развить его умственные способности (умение сравнивать, обобщать, классифицировать предметы и явления окружающего мира). Включая дидактические игры в педагогический процесс, воспитатель отбирает те из них, которые доступны для детей его группы, соответствуют их возрастным возможностям, так как лёгкая дидактическая задача, заключённая в игре, так и трудная не вызовут у детей интереса к игре и соответственно поставленная цель не будет достигнута. В дошкольной педагогике все дидактическиеигры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом, настольно-печатные и словесные игры.

Дидактические игры с предметами очень разнообразны по игровым материалам и содержанию. В качестве дидактических материалов используются игрушки, реальные предметы (предметы обихода, орудия труда., объекты природы (овощи, фрукты, шишки, листья, семена).Игры с предметами дают возможность решать различные задачи: расширять и уточнять знания детей, развивать мыслительные операции, совершенствовать речь, воспитывать произвольность поведения, памяти, внимания. Для малышей используются многочисленные варианты игр с прокатыванием шариков по желобку, с горки, в воротца, а также игры с вкладышами, разборными шарами, башенками, матрешками, пирамидками. Хочу обратить ваше внимание на то, что вначале ставятся задачи моторного характера, а уже потом задачи познавательного развития.

Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей.Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Преобладают игры, в основе которых лежит парность картинок, подбираемых по сходству. Сначала детям предлагают игры, в которых требуется подобрать из множества картинок пары совершенно одинаковых (две варежки, два румяных яблока). Затем игры усложняются. Подбор картинок по общему признаку (классификация). Здесь требуется некоторое обобщение, установление связи между предметами. Например, в игре «Что растет в лесу, в огороде?» Запоминание состава, количества и расположения картинок. Игры проводятся так же, как и с предметами. Например, в игре «Отгадай, какую картинку спрятали» дети должны запомнить содержание картинок, а затем определить, какую из них перевернули вниз рисунком. Эта игра направлена на развитие памяти. Составление разрезных картинок и кубиков. Задача этого вида игр –развитие логического мышления, формирование умения из отдельных частей составлять целый предмет.

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, использовать приобретенные ранее знания в новых обстоятельствах. Прежде чем начать игру, необходимо вызвать у детей интерес к ней, желание играть.Это достигается различными приемами: использованием загадок, считалочек, сюрпризов, интригующего вопроса, сговора на игру, напоминания об игре, в которую дети охотно играли раньше. Секрет успешной организации игры заключается в том, что воспитатель, обучая детей, сохраняет вместе с тем игру как деятельность, которая радует детей, сближает их, укрепляет их дружбу.Воспитатель с самого начала и до конца игры активно вмешивается в ее ход: отмечает удачные решения, находки ребят, подбадривает застенчивых, вселяет в них уверенность в своих силах.

Очень важно помнить, что любые дидактические игры должны создавать у детей хорошее настроение,вызывать радость: ребенок радуется тому, что узнал что-то новое, радуется своему достижению, умению произнести слово, что-то сделать, добиться результата, радуется первым совместным с другими детьми действиям и переживаниям. Эта радость является залогом успешного развития детей на ступени раннего возраста и имеет большое значение для дальнейшего воспитания.

«Игра не пустая забава. Она необходима для счастья детей, для их здоровья и правильного развития» Д. В. Менджерицкая

Источник

      ПРАВИТЕЛЬСТВО
САНКТ- ПЕТЕРБУРГА

      КОМИТЕТ
ПО ОБРАЗОВАНИЮ 

      ГОУ
СПО Педагогический колледж №8 Санкт-Петербурга 
 
 
 
 
 

      Влияние
игровой деятельности на развитие социальных
отношений у детей раннего 
возраста. 
 
 

Читайте также:  Нормальное развитие ребенка в три года

                                                     Курсовая работа

                                                     выполнена студенткой

                                                     очно-заочного обучения

                                                     44 группы 

                                                     Воротынцевой Натальей

                                                     Руководитель работы

                                                     Преподаватель 
 
 
 
 
 

      Санкт-Петербург 

      2011год.

Содержание:

Введение………………………………………………………………………….3

1.Развитие игровой
деятельности в раннем возрасте…………………………4

          
1.1 Особенности игры  детей раннего
возраста……………………………….4

          
1.2 Игровая деятельность детей раннего
возраста……………………………8

2.Развитие социальных 
отношений у детей раннего возраста………………20

          
2.1 Социализация у детей раннего возраста………………………………….20

2.2 Особенности
социальных отношений детей раннего возраста…………………………………………………………………………22

2.3 Роль
воспитателя на развитие социальных отношений
детей………….24

Заключение……………………………………………………………………..30

Литература………………………………………………………………………33 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Введение.

      Игра
— один из тех видов детской деятельности,
которые используются взрослыми 
в целях воспитания и обучения
детей различным действиям с 
предметами, способам и средствам 
общения. В игре ребенок развивается 
как личность, у него формируются 
те стороны психики, от которых впоследствии
будут зависеть успешность его учебной 
и трудовой деятельности, его отношения 
с людьми.

      Игра 
– наиболее доступный для детей 
вид деятельности, способ переработки 
полученных из окружающего мира впечатлений,
знаний. В игре ярко проявляются 
особенности мышления и воображения 
ребенка, его эмоциональность, активность,
развивающаяся потребность в 
общении.

      Уже
в раннем возрасте ребенок имеет 
наибольшую возможность именно в 
игре, а не в какой — либо другой деятельности,
быть самостоятельным, по своему усмотрению
общаться со сверстниками, выбирать игрушки 
и использовать разные предметы, преодолевать
те или иные трудности, логически 
связанные с сюжетом игры, ее правилами.

      В
современной педагогике игра рассматривается 
как ведущий вид деятельности
ребенка дошкольного возраста, удовлетворяющий 
его основные потребности, прежде всего 
в самостоятельности и активном
участии в жизни взрослых. В 
отличии от повседневной жизни, где 
ребенка постоянно учат и от всего 
оберегают («Не упади!», «Не бегай!», «Вымой
руки!»), в игре он может все: летать в космосе,
учить школьников и даже взрослых и т.п.
Таким образом,  малыш в игре, как указывал
К.Д.Ушинский, «пробует свои силы», проживает
ту жизнь, которая ему предстоит в будущем. 
 

 
1.Развитие игровой деятельности
в раннем возрасте.  
  

 
1.1  Особенности
игры  детей раннего
возраста
.

      Отечественные
психологи (Л.С.Выготский,
А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев,
С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин)
считаю игру ведущей
деятельностью, благодаря
которой в психике ребенка
происходят значительные
изменения, формируются
качества, подготавливающие
переход к новой, высшей
стадии развития.

      По 
выражению С.Л.Рубинштейна,
«в игре, как в фокусе,
собираются. В ней проявляются
и через нее формируются
все стороны психической
жизни личности». Наблюдая
за играющим ребенком,
можно узнать его интересы,
представления об окружающей
жизни, выявить особенности
характера, отношение
к сверстникам и взрослым.(7)

      По 
мнению О.В.Солнцевой» Игра выполняет
свои развивающие функции только тогда,
когда является детской деятельностью,
самостоятельной, или самодеятельной.
В этом случае именно в игре впервые начинает
проявлять себя воображение. В игре развивается
не  только воображение, но и формируются
другие личностные новообразования. Игра
дает ребенку возможность эмоционально
насыщенного вхождения в жизнь взрослых
на основе воспроизведения их социальных
отношений».(13)

      В
раннем возрасте игра постепенно становится
самой любимой и естественной
деятельностью ребенка. Ребенок 
включается в разнообразные виды
игровой деятельности: творческие сюжетные
игры с игрушками, игры-имитации, сопровождаемые
текстом и звукоподражаниями, игры
со строительным материалом.

      К
двум годам ребенок уже способен
отображать в игре простейшие действия
с предметами, подражая действиям 
взрослого (кормит и укладывает спать 
куклу, прокатывает машинки и 
др.). Ребенок передает несложный 
сюжет из нескольких игровых действий. 

      Во 
второй половине раннего возраста ведущая 
форма общения ребенка с взрослым
ситуативно-деловая. Это общение 
протекает на фоне предметной или 
игровой деятельности и побуждается 
потребностью в сотрудничестве с 
взрослым. В то же время на этом этапе 
возрастного развития в общении 
ребенка с взрослым происходят существенные
изменения, которые связаны с 
появлением речи.

      Интенсивное
развитие активной и пассивной речи
в этот период приводит к тому, что 
это общение все более становится,
не только предметно-действенным, но и 
речевым. Дети все чаще обращаются к 
взрослому, пользуясь словами, и 
лучше понимают речь взрослого. Развитие
активной и пассивной речи на третьем 
году жизни является важным показателем 
психического развития ребенка. Речь в 
этом возрасте включена в общение, она 
формируется и развивается, прежде
всего, как средство общения с 
взрослым. (5)

      На 
третьем году жизни предметная деятельность
по-прежнему занимает ведущее место 
в развитии ребенка, но приобретает 
новые черты. Ребенок становится
все более самостоятельным и 
умелым. Он уже достаточно хорошо владеет 
специфическими действиями, знает назначение
бытовых предметов (ложки, щетки, расчески
и др.) и хорошо умеет пользоваться
ими.

      Во 
второй половине раннего возраста существенно 
возрастает познавательная активность
ребенка. Познавательная активность и 
предметная деятельность тесно связаны 
между собой и представляют собой 
две стороны одного процесса. Познавательная
активность проявляется в отношении 
детей к разным видам предметных
действий, интересе к разного рода
предметным задачам, длительности обследования
предметов, самостоятельности и 
настойчивости в решении предметных
задач. Ее отличительной чертой на третьем 
году жизни является настойчивое 
стремление к достижению результата,
что побуждает ребенка обращаться
за помощью к взрослому и более 
внимательно, чем раньше, следовать его
инструкциям и пояснениям. Все это позволяет
судить об ориентации детей на новые источники
знания о предметном мире, интересе к предмету,
об их готовности воспринимать и усваивать
информацию о скрытых свойствах предметов
и стремиться к ее получению из всех возможных
источников. (6)

Читайте также:  Роль взрослого развитии ребенка курсовая работа

      К
концу раннего детства для 
ребенка становится значимым не только
процесс действия, но и его результат.
Например, важно подмести пол, а не
просто изобразить движение руки с 
веником. С середины третьего года жизни 
ребенок ставит цели, достижение которых 
соответствует значимому, общепринятому 
результату, например, правильно сложить 
пирамидку, сделать домик из кубиков 
в соответствии с образцом и пр.
Важным компонентом в структуре 
предметной деятельности становится появление 
способности самостоятельно оценивать 
полученный результат в соответствии
с исходном замыслом. С возникновением
этой способности ребенок обретает
такое важное личностное качество,
как самостоятельность, т. е. способность 
без внешних побудителей инициировать,
исполнять и оценивать свои действия.
Поэтому целенаправленность предметной
деятельности на данном этапе становится
важнейшим ее параметром.

      Самостоятельно 
и правильно выполненное действие
доставляет ребенку огромное удовольствие,
дает чувство собственной компетентности
и независимости. Именно в этом возрасте
ребенок начинает произносить известную 
фразу «я сам» и ограничивать участие 
взрослых в своих делах. (12)

      Однако,
несмотря на относительную самостоятельность,
ребенок испытывает потребность 
в одобрении собственных действий,
в подтверждении их правильности
и успешности со стороны взрослого.
Все большее значение в развитии
предметной деятельности начинает приобретать 
речь. Ребенок все чаще комментирует
свои действия, обращается к взрослому 
с вопросами и просьбами, что 
помогает ему лучше регулировать свою
деятельность. Поэтому включенность в
общение с взрослым остается важнейшим
параметром предметной деятельности ребенка.(9)

      На 
третьем году жизни углубляется 
дифференциация предметно-познавательной
и игровой деятельности, которая 
лишь намечалась на предыдущем этапе.
Если предметно-познавательная деятельность
осуществляется как познание и усвоение
определенных, культурно-нормированных 
действий со знакомыми и малознакомыми 
предметами, то игровая — предполагает
элементы творчества и становление 
игровых замещений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
1.2 Игровая деятельность
детей раннего возраста
.

       Умственное 
развитие ребенка формируется в 
процессе его деятельности. Игра и действия
с предметами — основные виды деятельности
детей второго и третьего года жизни. От
занятий эта деятельность ребенка отличается
тем, что возникает она по инициативе самого
малыша. Игра занимает большое место в
жизни ребенка: все время, не занятое сном,
кормлением, занятиями,— малыш играет.
Это его естественное состояние. Игра
доставляет ему много радости, сопровождается
положительными эмоциями: он удивляется,
радуется от получения новой информации,
достижения желаемого результата, общения
с взрослыми и сверстниками. Игра — путь
детей к познанию окружающего мира.

       Ребенок
в игре знакомится со свойствами предметов,
при этом много «экспериментирует»,
проявляет инициативу, творчество. Во
время игры формируются внимание, воображение,
память, мышление, развиваются такие важные
качества, как активность, самостоятельность
в решении игровых задач. Именно в игре
формируются первые положительные отношения
со сверстниками: интерес к играм других
детей, желание включиться в их игру, первые
совместные игры, а в дальнейшем — умение
считаться с интересами сверстников. (12)

       Во 
время самостоятельной деятельности
у детей складываются положительные 
взаимоотношения и эмоционально-деловые 
связи с взрослыми. Они тянутся к тем,
кто с ними занимается, играет; быстро
перенимают тон отношения к ним взрослого
(внимание, ласку, сочувствие) и сами начинают
проявлять взаимные чувства. Уже на втором
году жизни дети очень чутко прислушиваются
к оценке   воспитателем   их  
деятельности   и   ориентируются  
на   нее.

       Для
воспитателя организация игровой 
самостоятельной деятельности детей
является одним из наиболее сложных разделов
работы, так как, с одной стороны, он должен,
не подавляя инициативу ребенка, умело
направлять его игру, с другой — научить
малыша играть самостоятельно. Правильно
организовать самостоятельную  игровую 
деятельность  воспитатель  сможет 
лишь  в  том случае, если он хорошо
знает не только особенности психического
развития ребенка того возраста, с которым
он работает, но и особенности развития
детей всей группы.(2)

      Для
социально-личностного развития ребенка 
большое значение имеет игра. В 
народной педагогике игра издавна использовалась
для воспитания и обучения детей.
В играх-потешках, в песенках и стишках,
сопровождающихся разнообразными движениями
и звуками, малышей привлекают простота
и легкость действий, сочетание в них знакомого
и неожиданного, атмосфера радости от
совместной с взрослым игры. Богатые возможности
для такого рода игр дают произведения
детских поэтов и писателей.

      Их 
содержание доступно и понятно малышам,
они легко заучиваются, охотно воспроизводятся 
детьми. В разнообразных детских 
играх уникальным образом сочетаются
легкость и удовольствие, с которыми
ребенок подражает действиям 
взрослых, и развивающий эффект,
заложенный в игровых сюжетах 
и игрушках.

      Самые
первые игры взрослых с детьми – 
«Прятки», «Ладушки» и многие другие
включают в себя элементы условности,
сочетающие словесное обозначение 
и несложные действия персонажа,
которые взрослые многократно адресуют
малышу.                                                                                                 
Он не сразу воспринимает такие игры
как условные, поначалу его привлекает
в них яркая эмоциональная 
окраска, возможность побегать, попрыгать,
особые тактильные и вестибулярные 
ощущения, возникающие в тот момент,
когда взрослый тормошит, покачивает,
подбрасывает малыша.

Источник