Культурное развитие ребенка дошкольного возраста

Культурное развитие ребенка дошкольного возраста thumbnail

юлия танич
Развитие культурной личности детей дошкольного возраста в деятельности

За последние десятилетия совершен большой скачок во всех сферах деятельности человека. Развились нанотехнологии, технические средства, большую роль в жизни людей играют информационные технологии. Современный ритм людей уже не возможен без таких информационных средств: мобильная связь, интернет, телевидение, что серьезно сократило межличностные отношения, вызывая дефицит общения, культурного развития. Вследствие чего уделяется более пристальное внимание к дошкольному периоду жизни человека, становлению его личности, особенностям социализации, формированию и сохранению физически и психически здорового поколения. Так как, не возможно жить, трудиться удовлетворяя свои потребности не общаясь с людьми. Еще Л. С. Выгодский выдвинул положение, что развитие ребенка не возможно без общественно-исторического опыта, накопленного предыдущими поколениями. Но для такого усвоения необходимо общение ребенка со взрослым, который уже в той или иной мере овладел этой культурой и способен передать ему накопленный опыт, научив его выработанным человечеством способам практической и умственной деятельности. Ведущую роль в процессах формирования личности играют обучение и воспитание, которые осуществляются в группах и коллективах. Потребность в общении с взрослыми и сверстниками определяет развитие личности ребенка, расширяется его кругозор, повышается самостоятельность. На ранних этапах становления личности ребенка ведущим средством общения является речь. Поэтому очень важно, чтобы малыш с самого начала пребывания в ДОУ приобретал положительный опыт сотрудничества и взаимопонимания. На всем протяжении дошкольного возраста у ребенка меняется характер подражания. В младшем дошкольном возрасте ребенок подражает отдельным формам поведения взрослого или сверстника, то в среднем сознательно усваивает образцы норм поведения. Деятельность дошкольника становиться разнообразнее: рисование, конструирование, игра, элементы учения и труда, в чем и проявляется активность ребенка.

Ролевая игра является так же ведущим видом деятельности дошкольника. В игре дети отражают различные стороны жизни, взаимоотношения взрослых, приобретают и закрепляют свои знания об окружающей действительности. В игре дети активны, творчески преобразуют то что было воспринято ранее, лучше управляют своим поведением, появляется потребность регулировать взаимоотношения со сверстниками, возникают нормы нравственного поведения. Что позволяет ребенку лучше осознавать самого себя.

Еще одним важным аспектом в жизни для ребенка является труд. Он формирует нравственные качества, уважение к людям, чувство коллективизма. В этот период очень важно выработать положительное отношение к труду. Через интерес к труду развиваются произвольность, целенаправленность действий, формируются наблюдательность, любознательность, растут волевые усилия.

Всестороннее развитие личности ребенка в ДОУ обеспечивает воспитательно-образовательный процесс, в ходе которого происходит умственное, физическое, эстетическое и нравственное воспитание. При этом умственное воспитание ребенка это не только мыслительная деятельность, но и формирование определенных качеств личности. Умственное развитие ребенка в дошкольном возрасте закладывает фундамент представлений и понятий обеспечивая дальнейшее развитие ребенка. Поэтому упор на игровую и трудовую деятельность позволяет обеспечить оптимальное включение в учебную работу, вызывая положительный эмоциональный отклик на воспитательные воздействия и нормативные условия жизнедеятельности.

Таким образом, актуальность данной темы позволяет воспитателям и родителям использовать методики игр в обучении и воспитании детей, так как происходит интенсивное развитие всех познавательных психических процессов, усвоение нравственных норм и формирование произвольности поведения. Постепенно формируя и общественно значимые мотивы, выражающиеся в желании сделать что-то для других.

Анкудинова Н. Е. Особенности осознания своих умений у детей 3-7 лет // Дисс…канд. наук. -М. 59.

Антонов Д. В. Формы нравственных переживаний // Вопросы психологии. -58.

Бодалев А. А. Личность и общение. -83.

Ветер Л. А. Восприятие и обучение. — М., 69.

Выгодский Л. С. Собр. Соч.: В 6т. -М., 82-84.-Т. 4.

Коломенский Я. Л. Психология детского коллектива. — Минск, 84.

Лисина М. И., Сильвестру А. И. Психология самопознания у дошкольников. — Кишинев, 83.

Источник

Аннотация к рабочим программам педагогов

Аннотация к рабочим программам педагогов
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Новоаннинский детский сад 2 Новоаннинского муниципального района Волгоградской области (МКДОУ Новоаннинский д/с 2) 403958, Россия, Волгоградская

Подробнее

Аннотация к рабочей программе ДОУ

Аннотация к рабочей программе ДОУ
Аннотация к рабочей программе ДОУ Настоящая рабочая программа разработана на основе примерной основной общеобразовательной программы воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А. Васильевой,

Подробнее

От рождения до школы

От рождения до школы
От рождения до школы Основная образовательная программа дошкольного образования Под редакцией Николая Евгеньевича Вераксы, Тамары Семеновны Комаровой, Маргариты Александровны Васильевой Программа «От рождения

Подробнее

Краткая презентация программы

Краткая презентация программы
Краткая презентация программы Основная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ «Детский сад 458» (далее МБДОУ «Детский сад 458») разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми

Подробнее

Сравнительный анализ ФГТ и ФГОС ДО

Сравнительный анализ ФГТ и ФГОС ДО
Сравнительный анализ и ДО утверждены приказом Минобрнауки России от 23.11.2009 655 Проект июнь 2013 Не обозначены обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного

Подробнее

городского округа Самара

городского округа Самара
Краткая презентация основной образовательной программы дошкольного образования муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка детский сад 403» городского округа

Подробнее

Общеобразовательная Программа

Общеобразовательная Программа
МАДОУ 209» Общеобразовательная Программа в соответствии с ФГОС дошкольного образования 2016г. Структура образовательной Программы ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Подробнее

Аннотация к рабочим программам.

Аннотация к рабочим программам.
Аннотация к рабочим программам. Рабочие программы педагогов являются частью Основной общеобразовательной программы МБДОУ 94 «Аистёнок» г. Симферополя. Рабочая программа это нормативный документ, структурная

Подробнее

Кабинет дошкольного образования

Кабинет дошкольного образования
27 сентября 2018 года на базе МАДОУ ЦРР д/с 14 состоялась коучинг — сессия по теме: «Формирование социокультурной среды, соответствующей психологическим и физиологическим особенностям детей дошкольного

Подробнее

Реализуемые образовательные программы.

Реализуемые образовательные программы.
Реализуемые образовательные программы. Социально коммуникативное развитие Коломийченко Л.В. «Дорогой света и добра» Программа социальнокоммуникативного развития детей 3-7 лет. Тимофеева Л.Л. Программа

Подробнее

ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Сегодня появился новый уровень образования, не менее важный, чем школьный этап. Это уровень поддержки разнообразности детства, уникальности детства, его неповторимости. Подготовила:

Подробнее

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА МБДОУ детский сад 18 общеразвивающего вида «Сказка» является звеном муниципальной системы образования г.о. Коломна, обеспечивающим реализацию образовательной программы дошкольного

Подробнее

Пояснительная записка

Пояснительная записка
Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа комплексного развития дошкольников «Гармония» разработана на основе основной образовательной программы дошкольного образования

Подробнее

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по развитию детей подготовительной группы составлена в соответствии с основной общеобразовательной программой — образовательной программой дошкольного образования

Подробнее

А также с учётом следующих программ:

А также с учётом следующих программ:
Краткая презентация основной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ д/с 43. Основная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ д/с 43 разработана в соответствии с федеральным

Подробнее

РЕАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

РЕАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Автономная некоммерческая организация дошкольного образования «Интеллект». Дет ский сад «Инт еллект». РЕАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ Составитель: Шелюхина Е. В., методист сети детских садов «Интеллект»

Подробнее

Ващенко И.А., Полозова О.А.

Ващенко И.А., Полозова О.А.
АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ВОСПИТАТЕЛЕЙ 3-ЕЙ ГРУППЫ РАННЕГО ВОЗРАСТА (2-Я ПЛОЩАДКА) Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сад 34 Центрального района Санкт-Петербурга

Подробнее

ВОПРОСЫ ПО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

ВОПРОСЫ ПО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Контрольная работа по психологии для студентов 3 (2) курса заочного отделения (ведущий преподаватель к.псх.н., доцент Юрченко Л.Г.) 5 семестр 2011-2012 учебный год (специальность «юриспруденция», специальность

Подробнее

Источник

Елена Петрова
Круглый стол «Виды культурных практик и формы их введения в жизнь дошкольников»

1. Как вы считаете, что значит быть хорошим воспитателем?

• Какую роль играет образование в профессии педагога?

• Набором, каких личностных и профессиональных качеств должен обладать педагог? (грамотная речь, стрессоустойчивость, умение разрешать конфликты, умение слушать, находить общий язык с родителями, воспитывать правильные ценности, иметь представление о детской педагогике и психологии)

• Какие специальные знания, умения и навыки необходимы ли педагогу в работе? (владеть методикой дошкольного образования, постоянно работать над собой, обладать специальными умениями и навыками, осваивать инновационные технологии, нетрадиционные методики, знать компьютер, уметь пользоваться Интернетом. Воспитатель должен учитывать возрастные особенности детей, находить к ним индивидуальный подход, уважать их. Воспитатель должен быть творческой личностью. Воспитатель должен быть интересен детям – уметь петь, танцевать, «оживлять» кукол, читать стихи, рассказывать сказки, шить, рисовать, делать игрушки из природного материала, из бумаги, из бутылочек и баночек, из крышек и коробочек и ещё много из чего).

2. Каким на ваш взгляд, должен быть современный педагог?

• Какими качествами обладать (терпеливость, доброжелательность, быть красивым, аккуратным, не зависимо от житейских неприятностей – всегда жизнерадостным, весёлым, обладать чувством юмора, это творческий работник, мастер своего дела, новатор, ведущий здоровый образ жизни, который использует в своей работе новейшие методические разработки)

• Какие черты характера должен сочетать в себе воспитатель (это человек, сочетающий в себе черты и психолога, и артиста, и друга, и наставника).

Профессия педагога одна из самых важных и значимых в жизни современного общества. Быть воспитателем – это призвание. Это значит, хотеть и уметь снова и снова проживать детство с каждым ребенком, видеть мир его глазами, удивляться и познавать вместе с ним, быть не заметным, когда малыш занят своим делом, и незаменимым, когда ему нужна помощь и поддержка.

3. С выходом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особое внимание уделяется различным видам детской деятельности и решению задач развития у дошкольников самостоятельности и творчества. В тексте Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования) впервые появился термин, который ранее не использовался в советской дошкольной педагогике. В пункте 2.11.2 указывается, что в содержательном разделе образовательной программы дошкольных образовательных организаций должны быть представлены «особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик». Введение нового термина заставило задуматься о том, что такое культурные практики, и что нового они внесут в дошкольное образование.

Необходимо отметить, что однозначно единой трактовки термина «культурные практики» не существует.

Как можно трактовать это понятие?

• Это обычные, привычные для человека способы и формы самоопределения, нормы поведения и деятельности.

• Это разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребёнка виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта, складывающегося с первых дней его жизни

• Это апробация новых способов и форм деятельности и поведения в целях удовлетворения разнообразных потребностей и интересов.

• Это стихийное и подчас обыденное освоение разного опыта общения и группового взаимодействия с взрослыми, сверстниками и младшими детьми.

• Это приобретение собственного нравственного, эмоционального опыта сопереживания, заботы, эмпатии, помощи и т. п.

Таким образом, культурные практики — это разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта, складывающиеся с первых дней его жизни.

Культурные практики — это ситуативное, самостоятельное, инициируемое взрослым или ребенком приобретение и повторение различного опыта общения и взаимодействия с людьми в различных видах деятельности.

4. Что относится к основным культурным практикам, осваиваемым дошкольниками?

В литературе выделены следующие виды культурных практик:

• свободные практики детской деятельности (игра, продуктивная, познавательно — исследовательская деятельность и др.)

практики культурной идентификации и взаимодействия ребенка с окружающим социумом (ознакомление с окружающим, продуктивная деятельность, игры).

практики игрового взаимодействия (сюжетно — ролевые игры, дидактические игры, подвижные игры).

• Коммуникативные практики (чтение художественной литературы, развитие речи, игры-драматизации.

Культурные практики здорового образа жизни (физическое развитие, воспитание культурно-гигиенических навыков).

Культурные практики формирования поведения и отношения (сюжетно-ролевые игры, бытовой труд).

Культурные практики познания мира и самопознания (познавательно -исследовательская, продуктивная деятельность, нравственно — патриотическое воспитание, самопознание)

5. Через какие виды детский деятельности согласно ФГОС ДО формируются культурные практики? (ФГОС ДО п. 2.7.)

• игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры

• коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками)

• познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними)

• восприятие художественной литературы и фольклора

• самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице)

• конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал

• изобразительная (рисование, лепка, аппликация,

• музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах)

• двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.

6. Ведущая культурная практика?

В качестве ведущей культурной практики выступает игровая практика, позволяющая создать событийно организованное пространство образовательной деятельности детей и взрослых.

7. Зачем нужны культурные практики?

Культурные практики формируют общую культуру личности дошкольника, развивают их социальные, нравственные, эстетические, интеллектуальные, физические качества.

• Также культурные практики детства являются мощным инструментом для развития инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок к учебной деятельности.

• В результате реализации культурных практик происходит формирование универсальных умений ребенка: готовность и способность ребенка действовать во всех обстоятельствах жизни и деятельности на основе культурных норм.

8. Приведите примеры культурных практик, формирующихся в процессе вашей деятельности?

• Совместная игра воспитателя и детей (сюжетно-ролевая, режиссерская, игра-драматизация, строительно-конструктивные игры)

• Ситуации общения и накопления положительного социально-эмоционального опыта.

• Творческие мастерские.

• Музыкально-театральные и литературные гостиные. Цель: создание условий для творческой деятельности детей и свободного общения воспитателя и детей на литературном или музыкальном материале.

• Сенсорные и интеллектуальные тренинги — это система заданий, преимущественно игрового характера.

• Экспериментирование.

• Детский досуг, например: развлечение «Развеселая матрешка», развлечение «День матери» и др.

• Коллективная и индивидуальная трудовая деятельность

9. Назовите условия организации и проведения культурных практик.

• Осознанная мотивация педагогов.

• Понимание педагогом особенностей организации самостоятельной детской деятельности (ее структуры, способов поддержки детского интереса и т. д)

• Готовность педагога организовать содержание деятельности.

• Компетенция педагога в области культурной практики.

• Способность педагога организовать предметно – пространственную среду для развития у детей желания и интереса действовать самостоятельно.

• Умение отбирать оптимальное оборудование для самостоятельного действования в выбранном направлении.

• Способность педагога создавать интригующее начало, проблемную ситуацию для «запуска» культурной практики.

• Способность педагога вычленять способности и интересы ребенка

• Способность педагога поддерживать и развивать интерес к детской культурной практике

10. По каким направлениям идет процесс Проектирования культурных практик в образовательном процессе?

• Кто является их инициатором?

Культурные практики на основе инициатив самих детей

Это самостоятельная детская деятельность, которая протекает как индивидуально, так и в процессе сотрудничества со сверстниками.

Детская активность направлена на самостоятельное познание окружающего, поиски ответов на возникшие вопросы, индивидуальную и совместную со сверстниками деятельность.

Культурные практики, инициируемые, организуемые и направляемые взрослыми

Направляются воспитателем на развитие самостоятельной активности детей, основываются на поддержке детских инициатив и интересов.

Выбор культурных практик направлен на обогащение культурного опыта, самостоятельности поведения и деятельности, позитивной социализации и индивидуализации дошкольников.

11. Когда практика ребенка становится культурной?

(когда она создает возможности для его повседневной активности, личной инициативы, осмысления повседневного опыта и создания собственных творческих продуктов деятельности на основе осваиваемых культурных норм (где культура – сущностное качество любой формы деятельности)».

12. Теперь мы можем ответить на вопрос «Зачем нужны культурные практики Кто ответит?

Культурные практики формируют общую культуру личности дошкольника, развивают их социальные, нравственные, эстетические, интеллектуальные, физические качества.

• являются мощным инструментом для развития инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, а также формирования предпосылок к учебной деятельности.

• с помощью культурных практик мы реализуем целевые ориентиры на этапе завершения первой ступени общего образования.

культурные практики напрямую решают задачи социализации.

Таким образом, мы можем сделать вывод о целесообразности использования культурных практик в амплификации детского развития. Для взрослого появляется еще одна возможность соприкоснуться с прекрасным миром детства и стать для ребенка близким другом.

Детство – это не просто уникальная субкультура. Это – «ростки нового культурного уклада жизни, которые могут прорасти только в пространствах автономных культурных практик, где дети по-своему, совсем не так, как хотелось бы взрослым, входят в человеческую культуру и современную цивилизацию, становясь ее авторами» (Н. Б. Крылова – кандидат философских наук).

Источник