Культурно исторический подход к развитию ребенка

Культурно исторический подход к развитию ребенка thumbnail
Студопедия

КАТЕГОРИИ:

Культурно исторический подход к развитию ребенка

Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 9

9.1. Основные закономерности психического развития ребенка

Основы культурно-исторического подхода к пониманию закономерностей психического развития ребенка заложил Лев Семенович Выготский (1896-1934). Дальнейшее развитие этого научного подхода неразрывно связано с теорией деятельности А. Н. Леонтьева, теорией психического развития ребенка Д. Б. Эльконина и теорией планомерно-поэтапного формирования умственных действий и понятий П. Я. Гальперина.

Л. С. Выготский противопоставлял две концепции развития — метафизическую и диалектическую. В рамках метафизического подхода психическое развитие ребенка рассматривалось как простой рост, реализация, модификация и комбинирование врожденных задатков, т. е. как чисто количественное изменение изначально пре-формированных человеку способностей. Психическое развитие ребенка в диалектическом подходе выступало как непрерывный процесс самодвижения, качественного преобразования психики, возникновения принципиально новых структур сознания. Ботаническому прообразу процесса развития как роста (отсюда метафора детского сада как места, где происходит развитие ребенка по аналогии с развитием растений в соответствии с наследственной программой) Выготский противопоставил понимание развития как качественного процесса развития поведения на основе перестройки структуры психических функций и изменения системного и смыслового строения сознания. Оценивая вклад исследователя в развитие психологии, А. Н. Леонтьев [53] писал, что идею историзма Выготский ввел в конкретное психологическое исследование. Поэтому его концепция глубоко исторична по своей сути — генезис, становление и развитие психических функций и сознания человека находятся в фокусе внимания его теории.

Л. С. Выготский выдвинул и обосновал принцип социально-исторической обусловленности психики человека и принцип специ-

122 ■ Возрастная психология. Конспект лекций

фики ее развития в онтогенезе [26]. Сознание человека понималось им как продукт исторического развития общества. Такое понимание природы психики противостояло натуралистическому взгляду на сознание как имманентно присущее человеку свойство, общепринятому в классической психологии. Выготский, напротив, утверждал, что сознание не дано человеку, а имеет генезис и историю своего прижизненного развития. Принцип специфики развития в человеческом онтогенезе означает, что законы развития психики ребенка в онтогенезе принципиально иные, чем законы онтогенетического развития индивида всех других видов животного мира. Заслуга Л. С. Выготского состоит в том, что он не просто декларировал эти принципы, а конкретизировал, в чем именно состоит отличительная особенность человеческой психики и специфика ее развития. Закономерности формирования сознания были раскрыты исследователем в учец^га о высших психических функциях и законе развития высших психических функций.

Л. С. Выготский сформулировал ряд законов развития психики в онтогенезе.

Закон метаморфозы определяет развитие как последовательное изменение качественных состояний сознания (структуры сознания). Из такого понимания сущности развития возникает учение о психологическом возрасте как «единице» анализа онтогенетического развития. Методологический принцип выделения «единиц», последовательно реализуемый Л.С.Выготским в возрастной психологии, как и в исследовании мышления (где он был впервые заявлен), требовал выделения особой «клеточки» онтогенетического развития, которая бы задавала общую структуру качественно своеобразных периодов целостного процесса развития, сохраняя его общие свойства и характеристики. Такой «единицей» в детской психологии, созданной Л. С. Выготским, стал «психологический возраст».

Закон гетерохронности развития утверждает, что психическое развитие ребенка не совпадает с хронологическим возрастом, т. е не является простой функцией от времени, а имеет сложную орга низацию. Это означает, что психическое развитие имеет свой осо бый ритм, отличающийся от ритма биологического созревания. В течение жизни человека происходит изменение ритма и темпа развития. В начале жизненного пути наблюдается очень высокий темп развития, но чем ближе к зрелости, тем темп ниже. Выготский пишет, что год в младенчестве не сопоставим по фундаментальности изменений с любым другим годом жизни. Гетерохронность (не-

______ Лекция 9. Культурно-исторический подход. Теория Л. С. Выготского ■ 123

равномерность) также требует выделения иной, чем хронология (время), «единицы» анализа процесса развития.

Последующие законы конкретизируют принцип социально-исторической обусловленности психики человека в отношении законов психического развития ребенка.

Закон развития высших психических функций определяет генезис высших психических функций, составляющих сознание человека, как процесс интериоризации знаков и развития значений.

Закон среды определяет роль социальной среды как источника развития.

Закон ведущей роли обучения для развития: обучение ведет за собой развитие.

Закон системного и смыслового строения сознания раскрывает природу сенситивных периодов в психическом развитии ребенка.

9.2. Учение о психологическом возрасте

Психологический возраст — «единица» анализа развития. Возрасты, согласно учению Л. С. Выготского, представляют собой целостную динамическую структуру, определяющую роль и удельный вес каждой частной линии развития. Психологический возраст характеризуется структурой и динамикой. Структура возраста включает две составляющие: социальную ситуацию развития и возрастные психологические новообразования.

Понятие «социальная ситуация развития» было введено исследователем в его учении о структуре и динамике психологического возраста. Социальная ситуация развития как сущностная характеристика возраста наряду с психологическими новообразованиями сферы сознания и личности составляет структуру психологического возраста. Выготский резко возражал против позиции, в которой среда рассматривалась «как нечто внешнее по отношению к ребенку, как обстановка развития, как совокупность объективных, безотносительно к ребенку существующих и влияющих на него самим фактом своего существования условий» [26]. Пониманию среды как фактора развития Выготский противопоставил понятие социальной ситуации развития. Социальная ситуация развития, по мнению ученого, это «…совершенно своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной» [26]. Такое определение социальной ситуации развития про-

Читайте также:  Заболевания дыхательной системы развития ребенка

124 • Возрастная психология. Конспект лекций

тивопоставляется бихевиористскому подходу, в котором среда понимается как стимульная среда, как фактор развития. Анализ социальной ситуации развития позволяет выделить «ближайшие» и «далекие» отношения ребенка к обществу. Первый план отношений — это отношения «ребенок— общественный взрослый», где взрослый выступает как представитель социальных требований, норм и общественных смыслов деятельности. Второй план — отношения «ребенок — близкий взрослый и сверстник», реализующий индивидуально-личностные отношения.

Возрастные новообразования Л. С. Выготский определял как тот новый тип строения личности и ее деятельности, который возникает впервые на данной возрастной стадии и определяет сознание ребенка и его отношение к среде, внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный возрастной период.

Важнейшим принципам анализа психического развития в онтогенезе исследователь считал учет динамики перехода от одного возраста к другому. Он указывал, что эмпирическое изучение развития ребенка позволяет установить два типа возрастных изменений — постепенные, медленные, преимущественно количественные изменения, т. е. эволюционный тип развития, и быстрые, фундаментальные по масштабу и глубине преобразований, захватывающие все стороны личности ребенка, т. е. развитие революционного типа. Развитие эволюционного типа характерно для стабильных или литических возрастов, в развитие революционного типа — для кризисов. Динамика возрастного развития предполагает закономерное чередование стабильных возрастов и критических возрастов, или кризисов.

ЭлинаЗаслуга Л. С. Выготского в том, что он предложил новую эвристическую модель объяснения психологического смысла и механизмов возрастных кризисов развития. В традиционной психологии кризисы оценивали негативно, считая их болезнями роста и, в определенной степени, нарушениями развития. Ученый предложил прин ципиально новое понимание кризисов. Кризис в его концепции — закономерное и необходимое звено в развитии. Функция кризи са — разрешение противоречий, возникающих в ходе психического развития ребенка. Суть противоречий — несоответствие старой со циальной ситуации развития и уровня достижений ребенка, т. е. тех новообразований, которые уже сформированы. Социальная ситуация развития (ССР), согласно Выготскому, определяет весь образ жизни ребенка, его социальное бытие, особенности сознания. ССР представляет исходный момент для всех динамических преобразований возраста. Не будучи ничем иным, как системой отношений

______ Лекция 9. Культурно-исторический подход. Теория Л. С. Выготского * 125

между ребенком и социальной действительностью, ССР, по словам Л. С. Выготского, по мере развития ребенка распадается, отражая в своей трансформации новые достижения ребенка и подготавливая в основных чертах новую ССР.

В периоды кризисов развития осуществляется коренная перестройка ССР, задающая новый импульс и направление психическому развитию ребенка.

Кризисные возрасты характеризуются четырьмя важными особенностями. Первые три особенности кризиса были описаны в психологии ранее, начиная с работы Э. Келер, содержащей классическое описание кризиса трех лет. Четвертая впервые была выделена в работах Л. С. Выготского. Дадим краткую характеристику указанным особенностям.

Элина 2 Особая динамическая структура кризиса. Во-первых, границы кризиса четко не определены. В воспитании детей иногда не знаешь, когда кризис уже начался и когда уже закончился. Например, кризисы года и трех лет трудно дифференцировать в силу того, что при определенных условиях воспитания они практически не разделены по времени и один плавно перерастает в другой. Во-вторых, любой кризис включает три фазы: предкритическую, кульминационную критическую и посткритическую. Предкритическая или негативная фаза развития характеризуется постепенным, а затем быстрым и в момент кульминации катастрофическим нарастанием негативных симптомов развития. Смысл негативной фазы в том, что ребенок обнаруживает несоответствие своего места в обществе своим возможностям. Это несоответствие и находит отражение в трудностях воспитания, утрате прежних интересов и достижений. Кульминация кризиса — резкое обострение противоречия между местом ребенка в системе социальных отношений, прежней социальной ситуацией развития и новыми возможностями ребенка, отмирание и начало перестройки социальной ситуации развития. Посткритическая или позитивная фаза кризиса меняет характер развития в сторону позитивных изменений и формирования новообразований кризиса. В этой фазе наблюдается постепенное сглаживание негативных проявлений в поведении ребенка.

Относительная трудновоспитуемостъ. Эта особенность является относительной в отношении исходного уровня трудностей воспитания ребенка. Есть дети послушные, и воспитателям с ними легко, есть дети сложные для воспитательного процесса, есть творческие личности, требующие особого подхода. Каждая категория отличается уровнем трудностей воспитания. От относительно ис-

Читайте также:  Развитие ребенка в матке видео

126 ■ Возрастная психология. Конспект лекций

ходного уровня и происходит нарастание трудновоспитуемое™. Прежние методы воспитательного воздействия в период кризиса оказываются неэффективными. Например, перестают действовать испытанные способы поощрения и наказания, утрачивают ценность прежние эталоны, идеалы и образцы для подражания. Отметим психологический смысл и необходимость такого обесценивания: чтобы переориентироваться на новые эталоны ценностей и образцы поведения, необходимо сначала отказаться от старых. ‘ Негативный характер развития. В первую очередь, данная особенность проявляется в потере интересов — старые мотивы оказываются недейственными, возникает феномен утраты смыслов прежних видов деятельности, увлечений и занятий. Например, именно в период кризиса 6-7 лет у ребенка впервые возникает слово «скучно». Интересно, что и в зрелом возрасте кризис 27-30 лет также нередко переживается к^: утрата интереса к жизни, к супругу и семье, к профессии. Во-вторых, у ребенка наблюдается снижение и иногда частичная потеря уже имеющихся познавательных способностей. Например, известный феномен «подростковой амнезии» как временной утраты приобретенной в младшем школьном возрасте способности произвольной смысловой памяти. В подростковом возрасте жизнь насыщена значимыми событиями и переживаниями, однако вспомнить, что именно происходило, подростку оказывается необыкновенно тяжело. Другим примером может стать явление подросткового личностного эгоцентризма как своеобразного возвращения к центрации на себе и личных переживаниях без должной координации различных социальных позиций и точек зрения на предмет в условиях, когда операциональный интеллект уже сформирован. Вместе с тем отметим, что за «утратой» прежних способ ностей необходимо видеть процесс возникновения и развития не вых психологических структур и способностей.

Возникновение новообразований кризисного периода. Особенност этих новообразований в том, что они связаны с отмиранием старой возникновением новой социальной ситуации развития. Поэтому период кризиса новообразования приобретают гипертрофированны и не всегда адекватный реальным условиям характер. Например, ходе становления автономии подросток борется за независимость, самостоятельность, взрослость. В период подросткового кризиса за рождающееся «чувство взрослости» [104] может приобретать неадек ватную гипертрофированную форму — требований приходить домой позже 10-11 вечера, посещать бары и употреблять спиртные напитки, пользоваться косметикой в школе и т. д. За этим поведением

Лекция 9. Культурно-исторический подход. Теория Л. С. Выготского ■ 127

стоит новое социальное самосознание подростка «я — взрослый» и соответствующее новому осознанию себя требование равноправия и уважения, принимающее, однако, в период кризиса чрезмерно резкую форму. Л. С. Выготский считал, что именно формирование психологических новообразований по мере отмирания старого и составляет главную сущность возрастных кризисов.

Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 4761; Нарушение авторских прав?; Культурно исторический подход к развитию ребенка

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Рекомендуемые страницы:

Читайте также:

Источник

Происхождение и развитие высших психических функций

Фундамент современной отечественной
возрастной психологии составляют
сформулированные Л.С. Выготским
(1896—1934) принципиальные идеи и система
основных понятий. В 1920—1930-х гг. им были
разработаны основы культурно — исторической
теории развития психики. Хотя Выготский
не успел создать завершенной теории,
но общее понимание психического развития
в детстве, содержащееся в трудах ученого,
позже было существенно развито,
конкретизировано и уточнено в работах
А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, А.В. Запорожца,
Д.Б. Эльконина, Л.И. Божович, М.И. Лисиной
и других представителей школы Выготского.
Основные положения культурно-исторического
подхода изложены в работах Выготского:
«Проблема культурного развития ребенка»
(1928), «Инструментальный метод в психологии»
(1930), «Орудие и знак в развитии ребенка»
(1930), «История развития высших психических
функций» (1930—1931), в наиболее известной
книге ученого «Мышление и речь» (1933
—1934) и в ряде других.

Анализируя причины кризиса психологии
как науки в первые десятилетия XX в., Л.С.
Выготский обнаружил, что во всех
современных ему концепциях развития
психики реализован подход, который он
назвал «биологизаторским» или
«натуралистическим».

Биологизаторская трактовка отождествляет,
ставит в один ряд психологическое
развитие животного и развитие ребенка.
Характеризуя традиционную точку зрения
на психическое развитие (принадлежащую
ассоциативной и бихевиористской
психологии), Выготский выделяет три
основных положения:

— изучение высших психических функций
со стороны составляющих их натуральных
процессов;

— сведение высших и сложных процессов
к элементарным;

— игнорирование специфических
особенностей и закономерностей
культурного развития поведения.

Он называл подобный подход к исследованию
высших психических процессов
«атомистическим», указывая на его
принципиальную неадекватность. Критикуя
традиционный подход, Выготский писал
о том, что «детской психологии чуждо
само понятие развития высших психических
функций», что она «ограничивает понятие
психического развития ребенка одним
биологическим развитием элементарных
функций, протекающим в прямой зависимости
от созревания мозга как функции
органического созревания ребенка».

Л.С. Выготский утверждал, что необходимо
другое, не биологическое, понимание
развития высших психических функций
человека. Он не просто указывал на
важность социальной среды для развития
ребенка, но стремился выявить конкретный
механизм этого влияния.

Читайте также:  Звуки для развития мозга ребенка

Выготский выделял низшие, элементарные
психические функции (фаза натурального
развития) и высшие психические функции
(фаза «культурного» развития). Гипотеза,
выдвинутая Выготским, предлагала новое
решение проблемы соотношения психических
функций — элементарных и высших. Главное
различие между ними состоит в уровне
произвольности, т.е. натуральные
психические процессы не поддаются
регуляции со стороны человека, а высшими
психическими функциями (ВПФ) люди могут
сознательно управлять. Выготский пришел
к выводу о том, что сознательная регуляция
связана с опосредованным характером
ВПФ. Наиболее убедительная модель
опосредованной активности, характеризующая
проявление и реализацию высших психических
функций, — «ситуация буриданова осла».
Эта классическая ситуация неопределенности,
или проблемная ситуация (выбор между
двумя равными возможностями), интересует
Выготского прежде всего с точки зрения
средств, которые позволяют преобразовать
(решить) возникшую ситуацию. Брошенный
человеком жребий представляет, по
Выготскому, средство, с помощью которого
человек преобразует и разрешает данную
ситуацию. Между воздействующим стимулом
и реакцией человека (как поведенческой,
так и мыслительной) возникает дополнительная
связь через опосредующее звено —
стимул-средство, или знак. Знаки (или
стимулы-средства) — это психические
орудия, которые, в отличие от орудий
труда, изменяют не физический мир, а
сознание оперирующего ими субъекта.
Знак — это любой условный символ, имеющий
определенное значение. В отличие от
стимула средства, который может быть
изобретен самим человеком (например,
узелок на платке или палочка вместо
градусника), знаки не изобретаются
детьми, но приобретаются ими в общении
со взрослыми. Универсальным знаком
является слово. Механизм изменения
психики ребенка, который приводит к
появлению специфических для человека
высших психических функций, — это
механизм интериоризации (вращивания)
знаков как средств регуляции психической
деятельности. Интериоризация —
фундаментальный закон развития высших
психических функций в филогенезе и
онтогенезе. В этом состоит гипотеза
Выготского о происхождении и природе
высших психических функций. Высшие
психические функции ребенка возникают
первоначально как форма коллективного
поведения, как форма сотрудничества с
другими людьми и лишь впоследствии
путем интериоризации они становятся
собственно индивидуальными функциями,
или, как писал Выготский: «Всякая функция
в культурном развитии ребенка появляется
на сцену дважды, в двух планах, сперва
— социальном, потом — психологическом,
сперва между людьми, как категория
интерпсихическая, затем внутри ребенка
как категория интрапсихическая».
Например, если говорить о произвольном
внимании как высшей психической функции,
то последовательность этапов его
формирования такова: сначала взрослый
в общении привлекает и направляет
внимание ребенка; постепенно сам ребенок
усваивает указательный жест и слово —
происходит вращивание, интериоризация
способов организации чужого и собственного
внимания. Также и речь: первоначально
выступая внешним средством общения
между людьми, она проходит промежуточную
стадию (эгоцентрической речи), начинает
выполнять интеллектуальную функцию, и
постепенно становится внутренней,
интериоризированной психической
функцией. Таким образом, знак появляется
сначала во внешнем плане, в плане общения,
а затем переходит во внутренний план,
план сознания.

Проблемы интериоризации в те же годы
разрабатывались французской социологической
школой. К изначально существующему и
изначально асоциальному индивидуальному
сознанию извне прививаются некоторые
формы общественного сознания (Э. Дюркгейм)
или в него вносятся элементы внешней
социальной деятельности, социального
сотрудничества (П. Жанэ) — таково
представление французской психологической
школы. Для Выготского сознание складывается
только в процессе интериоризации —
никакого изначально асоциального
сознания ни филогенетически, ни
онтогенетически нет. В процессе
интериоризации формируется человеческое
сознание, возникают такие собственно
человеческие психические процессы, как
логическое мышление, воля, речь.
Интериоризация знаков является тем
механизмом, который формирует психику
детей.

В общее понятие «развитие высших
психических функций» Выготский включает
две группы явлений, в совокупности
образующих процесс «развития высших
форм поведения ребенка»:

— процессы овладения языком, письмом,
счетом, рисованием как внешними средствами
культурного развития и мышления,

— процессы развития специальных высших
психических функций (произвольного
внимания, логической памяти, понятий и
т.д.).

Отличительные признаки высших психических
функций: опосредованность, произвольность,
системность; формируются прижизненно;
складываются путем интериоризации
образцов.

Выделяя два исторических этапа
развития человечества, биологическое
(эволюционное) и культурное (историческое)
развитие, Выготский считает, что важно
различить и своеобразно противопоставить
их как два типа развития и в онтогенезе.
В условиях онтогенетического развития
обе эти линии — биологическая и культурная
— находятся в сложном взаимодействии,
слиты, реально образуют единый, хотя и
сложный процесс. Как подчеркивал A.M.
Матюшкин, для Выготского «главная
проблема и предмет исследования в том,
чтобы понять «сплетение» двух типов
процессов, проследить их конкретное
своеобразие на каждой ступени развития,
раскрыть возрастную и индивидуально —
типологическую картину развития на
каждом из этапов и по отношению к каждой
высшей психической функции. Трудность
для Выготского состоит не в том, чтобы
проследить и понять отдельный процесс
культурного развития, но в том, чтобы
понять его особенности в сложном
сплетении процессов».

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник