Культурно историческая концепция развития ребенка выготского

Культурно историческая концепция развития ребенка выготского thumbnail

Лев Выготский разработал теорию, где в основе психического развития лежат исторически сформировавшиеся культурные смыслы и значения, коллективно разделяемые и осмысляемые. Мир приобретает для ребенка тот смысл, который определяет для него окружающая культура через представления близких взрослых, а психическое развитие становится процессом, кардинально отличным от биологического созревания или даже научения, определяющих развитие животных. Психическое развитие ребенка рассматривается как процесс усвоения и присвоения культурно-исторического опыта. А условиями усвоения этого опыта становятся собственная активность ребенка и общение со взрослым, который открывает ребенку смыслы объектов и действий с ними.

Культурно историческая концепция развития ребенка выготского

Лев Семенович Выготский (1896—1934) — российский психолог, автор культурно-исторической концепции развития психики. Внес большой вклад в развитие общей и педагогической психологии, возрастной психологии и дефектологии, психологии искусства и теории психологии. Получил юридическое и историко-филологическое образование, развивал естественнонаучную психологию; создавал педологию в России. Всего за 10 лет научной карьеры разработал учение об общественно-исторической природе сознания, учение о высших психических функциях, учение о возрасте. Экспериментальные исследования всегда сочетались у Выготского с научной рефлексией и методологически м и работами.

Наиболее значимые работы: «Психология искусства» (1925—26), «Орудие и знак в развитии ребенка» (в соавторстве с А. Р. Лурией, 1930), «История развития высших психических функций» (1931), «Педология подростка» (1929—1931), «Лекции по психологии» (1932), «Мышление и речь» (1934). [1][2]

2. Учение о психологическом возрасте. Психологический возраст, который Выготский принципиально отделял от хронологического и биологического, является единицей развития, т.е. той «клеткой», которая максимально проста, но несет в себе общую структуру качественных изменений. Сущностными компонентами психологического возраста являются психические новообразования и социальная ситуация развития ребенка как система отношений с окружающей его действительностью. Кроме того, в понятие «психологический возраст» добавляется и ведущая деятельность, которая определяет в каждом возрасте формирование психических новообразований.

Динамику перехода от возраста к возрасту Выготский определял как критическую, т.е. каждый новый этап развития сопровождается кризисом — противоречием между старой социальной ситуацией (исчерпавшими себя отношениями) и новообразованиями психики как заявкой ребенка на новые отношения с миром. Динамику развития можно условно представить следующей схемой (рис. 3.2).

Динамика возрастного развития

Рис. 32. Динамика возрастного развития:

ССР — социальная ситуация развития, ВД — ведущая деятельность, УН — новообразования в сфере психики

В каждом возрасте социальная ситуация развития отличается своей спецификой и направленностью отношений на освоение нового вида деятельности. Ведущая деятельность, в свою очередь, создает наиболее благоприятные условия для формирования новых качественных сторон психических процессов — новообразований. Изменившийся, повзрослевший ребенок стремится установить новые отношения с социальным окружением, что вызывает конфликт со старой социальной ситуацией развития — кризис. Разрушение старых отношений ведет к созданию новой социальной ситуации, и развитие выходит на следующий круг спирали.

3. Закон развития высших психических функций. «Всякая высшая психическая функция появляется на сцене дважды: сначала как деятельность коллективная, социальная, т.е. как функция интерпсихическая; второй раз как действие индивидуальное, как внутренний способ мышления ребенка, как функция интрапсихическая»[3]. Генезис психических функций идет от натуральных (естественных) к высшим (собственно человеческим) путем интериоризации знаков и развития значений. Высшие психические функции, согласно Выготскому, есть продукт культурно-исторического развития, результат исторического изменения форм поведения, опосредованных орудиями и деятельностью. Вследствие этого высшие психические функции становятся произвольными, осознанными и опосредованными, что делает их фактически психологическими орудиями труда. Кроме того, высшие психические функции являются системными, объединенными в иерархическую структуру.

Натуральная психическая функция восприятия обеспечивает ребенку распознавание стимулов, предметность восприятия, сенсомоторную координацию. Но под влиянием вводимых взрослым эталонов цвета, размера, формы, с помощью речи восприятие уже в раннем возрасте начинает преобразовываться в высшую психическую функцию, так как начинает сознательно регулироваться, строиться по образцу и использовать все более сложные достижения человечества в построении образов окружающего мира. Высшие психические функции формируются в сотрудничестве и взаимодействии ребенка со взрослым, т.е. путем присвоения социального образца в деятельности.

4. Закон ведущей роли обучения для развития. Обучение ведет за собой развитие, потому что через обучение (в самом широком смысле) в сознание ребенка встраиваются высшие формы психики, определяющие его развитие. Без обучения невозможно развитие, невозможно формирование высших психических функций.

В развитии психических процессов выделяются два уровня: актуальный и потенциальный. Актуальный уровень — это те задачи, которые ребенок решает самостоятельно. Уровень потенциального развития определяется задачами, которые ребенок способен решить в сотрудничестве со взрослым. Расстояние между этими уровнями получило название зоны ближайшего развития. Полноценное понимание развития психических процессов возможно только с учетом зоны ближайшего развития, т.е. «завтрашнего дня» ребенка.

Зона ближайшего развития — расстояние между актуальным уровнем самостоятельной деятельности ребенка и потенциальным уровнем решения задач в сотрудничестве со взрослым.

Понятия зоны ближайшего развития, развивающего обучения, а также исследования Выготского в сфере обучения детей с ограниченными возможностями здоровья перевернули взгляды существовавшей тогда дефектологии и позволили заложить новые подходы к обучению детей с различными траекториями развития. Эти подходы реализуются сейчас во всем мире.

  • 5. Закон гетерохронности развития. Психическое развитие не совпадает по времени с хронологическим, т.е. нельзя требовать от психики простого совпадения во времени с определенными показателями. Различные психические процессы формируются с разной скоростью и интенсивностью, и явление гетерохронности, когда линии интеллектуального, социального, психофизиологического и органического развития существенно расходятся, — совсем не редко.
  • 6. Закон среды. Определяющая роль социальной среды в психическом развитии подчеркивалась многими. Уникальность характеристики среды, предложенной Выготским, заключается в выделении относительного характера влияния среды через переживания ребенка. Влияние среды не абсолютно, а трансформируется отношением к ее элементам самого субъекта, в каждом возрасте это отношение меняется, меняется и значимость различных компонентов среды. Среда проживается и переживается ребенком индивидуально.
  • 7. Закон системного и смыслового строения сознания. Системность сознания заключается в иерархической взаимосвязанной структуре психических функций. Функции развиваются не изолированно, а занимая определенное место в структуре сознания. Смысловое строение сознания воплощено в значениях, которые последовательно развиваются в речи от синкрет (обобщения по субъективным случайным основаниям) к комплексам (обобщения по конкретно-фактическим, объективным, но не существенным основаниям) и, наконец, к понятиям (обобщения по принципиальным, существенным основаниям). Обучение, последовательно формируя понятийное мышление и обобщения, перестраивает и сознание.

При переходе от одного возраста к другому происходит смена центральных и побочных линий развития, меняется структура сознания. Исходным моментом всех динамических изменений является социальная ситуация развития — отношения между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной. Выготский не успел полностью исследовать и изложить возрастную периодизацию развития. В дальнейшем это было сделано его учениками А. Н. Леонтьевым и Д. Б. Элькониным, которые принципиально доработали и включили в нее многие важные моменты, отражающие логику психического развития ребенка.

В табл. 3.4 представлена периодизация на основе тех ориентиров, которые даны в работах Выготского.

Таблица 3.4

Стадии психического развития в культурно-исторической концепции

Стадия

развития

Социальная ситуация развития

Ведущая психическая функция

Новообразования

Кризис новорожденности

Младенчество,

2 мес. — 1 год

«Пра-мы» — постоянная связь с ухаживающим взрослым. Взрослый — центр социальной ситуации развития

Психические функции не дифференцированы. Система инстинктивного сознания, развивается под воздействием аффектов и влечений

Социальная улыбка ухаживающему взрослому. Развитие изначально социального отношения к действительности

Окончание табл. 3.4

Стадия

развития

Социальная ситуация развития

Ведущая психическая функция

Новообразования

Кризис первого года жизни

Раннее детство, 1—3 года

Аффективная привязанность к взрослому

Восприятие

Овладение речью, ходьба, развитие аффектов. Первичные обобщения, развитие речи

Кризис трех лет

Дошкольный возраст,

3—7 лет

Познание мира взрослых в ролевой игре

Память

Развитие аффективной и волевой сторон личности, внешнее Я сам (проявление личности). Соподчинение мотивов, самостоятельность, обобщенные представления

Кризис семи лет

Школьный возраст, 8—12 лет

Систематическое школьное обучение; отношения с другими детьми

Мышление

Осмысленное отношение к собственным переживаниям; обобщение переживаний; самооценка. Формирование научных понятий

Кризис 13 лет

Пубертатный возраст, 14—18 лет

Сознание как целостная система

Развитие самосознания; развитие рефлексии; изменение интересов; формирование логического мышления

Кризис 17 лет

Основными достоинствами теории Выготского, повлиявшими на развитие психологии дошкольника, являются:

  • — обоснование культурно-исторического принципа развития психики;
  • — разработка теории психологического возраста с выделением структуры и динамики возраста; анализом психических новообразований;
  • — определение социальной ситуации развития как источника психического развития, определение ее структуры и возрастной динамики;
  • — разработка и обоснование закона развития высших психических функций, процесса генезиса сознания человека;
  • — выделение ведущей роли обучения, анализ структуры развивающего обучения, определение понятия зоны ближайшего развития.

Ограничениями культурно-исторической концепции стали:

  • — противопоставление натуральных и высших психических функций;
  • — недостаточный учет предметной деятельности в психическом развитии;
  • — иепроработанность идеи о системном и смысловом строении сознания, увлеченность знаковой структурой;

незавершенность периодизации психического развития.

Источник

Л.С. Выготский

Л.С. Выготский

Культурно-историческая теория развития психики и развития личности разрабатывалась Выготским и его школой (Леонтьев, Лурия и др.) в 20-30 гг. XX в (одной из первых публикаций была статья «Проблема культурного развития ребенка» в журнале «Педология» в 1928 г.).

В этом подходе Л.С. Выготский предлагает рассматривать социальную среду не как один из факторов, а как главный источник развития личности. В развитии ребенка, замечает он, существует как бы две переплетенных линии. Первая следует путем естественного созревания, вторая состоит в овладении культурой, способами поведения и мышления. По теории Выготского, развитие мышления и других психических функций происходит в первую очередь не через их саморазвитие, а через использование ребенком «психологических орудий», путем овладения системой знаков-символов, таких как — язык, письмо, система счета.

Развитие мышления, восприятия, памяти и других психических функций происходит через этап (форму) внешней деятельности, где культурные средства имеют вполне предметный вид и психические функции действуют вполне внешне, интерпсихически. Только по мере отработки процесса деятельность психических функций сворачивается, интериоризируется, вращивается, переходит из внешнего плана во внутренний, становится интрапсихической.

В процессе своей отработки и сворачивания вовнутрь психические функции приобретают автоматизированность, осознанность и произвольность. Если возникает затруднение в мышлении и других психических процессах, всегда возможна экстериоризация — вынесение психической функции вовне и уточнение ее работы во внешне-предметной деятельности. Замысел во внутреннем плане всегда может быть отработан действиями во внешнем плане.

Как правило, на этом первом этапе внешней деятельности все, что делает ребенок, он делает в сотрудничестве, вместе со взрослыми.

Как пишет Выготский, каждая психическая функция появляется на сцене дважды – сперва как коллективная, социальная деятельность, а затем как внутренний способ мышления ребенка.

Именно сотрудничество с другими людьми является главным источником развития личности ребенка, а важнейшей чертой сознания является диалогичность.

Сознание развивается через диалог: диалог ребенка со взрослым либо диалог взрослого со взрослым. Даже превращаясь во внутренние психические процессы, высшие психические функции сохраняют свою социальную природу – «человек и наедине с собой сохраняет функции общения». Согласно Выготскому, слово относится к сознанию как малый мир к большому, как живая клетка к организму, как атом к космосу. «Осмысленное слово есть микрокосм человеческого сознания».

Л.С. Выготский вводит понятие «зона ближайшего развития» — это то пространство действий, которые ребенок пока не может выполнить сам, но может осуществить вместе со взрослыми и благодаря им. По взглядам Выготского, только то обучение является хорошим, которое упреждает развитие.

Для Выготского личность есть понятие социальное, то, что в нем привнесено культурой. Личность «не врожденна, но возникает в результате культурного развития» и «в этом смысле коррелятом личности будет отношение примитивных и высших реакций».

Другой аспект теории Л.С. Выготского — представление о развитии не как о ровно-постепенном, а как о стадиальном, ступенчатом процессе, где периоды ровного накопления новых возможностей сменяются этапами кризиса. Кризис, для Выготского, это бурный, иногда драматический этап слома (или переосмысления) старого багажа и формирование нового способа жизни. Кризисы бывают болезненны, но они, по взглядам Выготского, неизбежны. С другой стороны, явное неблагополучие ребенка во время кризиса вовсе не закономерность, а лишь следствие неграмотного поведения родителей и других взрослых, воспитывающих ребенка.

И еще один важнейший момент, где Л.С. Выготский оказался, похоже, первооткрывателем, это тезис об активности ребенка. О чем идет речь? Обычно ребенок рассматривался как некоторый объект, подвергающийся активности взрослого — воздействию внушений, положительных или отрицательных подкреплений. И даже если в трудах Б. Скиннера оперантное обусловливание вроде бы говорит об активности того, чье поведение так или иначе подкрепляется, Скиннер никогда не рассматривал ребенка как того, кто сам активно влияет на взрослого, нередко управляя им в большей степени, чем взрослый управляет ребенком.

Источник

Среди разнообразных
подходов к проблеме происхождения и
развития сознания человека доминировали
два: «биологический» и «идеальный». С
позиции идеального подхода человек
имеет божественное происхождение.
Согласно данной точке зрения, цель жизни
каждого человека – «осуществить замысел
божий» (христианский подход), выразить
часть «объективного духа» (Гегель) и
т.д. Душа человека, его психика божественна,
неизмерима и непознаваема. С «биологической»
точки зрения человек имеет естественное
происхождение и является частью живой
природы, поэтому его психическую жизнь
можно описать теми же понятиями, что и
психическую жизнь животных. К числу
ярчайших представителей этой позиции
может быть отнесен И.П. Павлов, обнаруживший,
что законы высшей нервной деятельности
одинаковы как для животных, так и для
человека.

Л.С. Выготский решил
эту проблему по-другому. Он показал, что
человек обладает особым видом психических
функций, которые полностью отсутствуют
у животных. Эти функции, названные Л.С.
Выготским высшими психическими функциями,
составляют высший уровень психики
человека, обобщенно называемый сознанием.
Они формируются в ходе социальных
взаимодействии. Иными словами, Выготский
утверждал, что высшие психические
функции человека, или сознание, имеют
социальную природу. При этом под высшими
психическими функциями подразумеваются:
произвольная память, произвольное
внимание, логическое мышление и др.

В концепции Выготского
можно выделить три составные части.
Первую часть можно назвать «Человек и
природа». Ее основное содержание можно
сформулировать в виде двух тезисов.
Первый – тезис о том, что при переходе
от животных к человеку произошло
кардинальное изменение отношений
субъекта со средой. На протяжении всего
существования животного мира среда
действовала на животное, видоизменяя
его и заставляя приспосабливаться к
себе. С появлением человека наблюдается
противоположный процесс: человек
действует на природу и видоизменяет
ее. Второй тезис объясняет существование
механизмов изменения природы со стороны
человека. Этот механизм заключается в
создании орудий труда, в развитии
материального производства.

Вторая часть концепции
Выготского может быть названа «Человек
и его собственная психика». Она содержит
также два положения. Первое положение
заключается в том, что овладение природой
не прошло бесследно для человека, он
научился овладевать собственной
психикой, у него появились высшие
психические функции, выражающиеся в
формах произвольной деятельности. Под
высшими психическими функциями Л.С.
Выготский понимал способность человека
заставить себя запомнить некоторый
материал, обратить внимание на какой-либо
предмет, организовать свою умственную
деятельность.

Второе положение
заключается в том, что человек овладел
своим поведением, как и природой, с
помощью орудий, но орудий специальных
– психологических. Эти психологические
орудия он называл знаками.

Знаками Выготский
называл искусственные средства, с
помощью которых первобытный человек
смог овладеть своим поведением, памятью
и другими психическими процессами.
Знаки были предметны, – «узелок на
память» или зарубка на дереве тоже
выступают как знак, как средство, с
помощью которого овладевают памятью.
Например, человек увидел зарубку и
вспомнил, что надо делать. Сам по себе
этот знак не связан с конкретным видом
деятельности. «Узелок на память» или
зарубка на дереве могут быть содержательно
связанными с различными видами трудовых
операций. Но, столкнувшись с подобным
знаком-символом, человек соединял его
с необходимостью выполнить какую-то
конкретную операцию. Следовательно,
подобные знаки выступали в качестве
дополнительных символов, содержательно
связанных с трудовой операций. Однако,
для того чтобы выполнить эту трудовую
операцию, человеку необходимо было
вспомнить о том, что именно он должен
сделать. Поэтому знаки-символы являлись
пусковыми механизмами высших психических
процессов, т.е. выступали в качестве
психологических орудий.

Третью часть концепции
Выготского можно назвать «Генетические
аспекты». Эта часть концепции отвечает
на вопрос «Откуда берутся средства-знаки?»
Выготский исходил из того, что труд
создал человека. В процессе совместного
труда происходило общение между его
участниками с помощью специальных
знаков, определяющих, что надо делать
каждому из участников трудового процесса.
Вполне вероятно, что первыми словами
были слова-приказы, обращенные к
участникам трудового процесса. Например,
«сделай то», «возьми это», «отнеси туда»
и т.д. Эти первые слова-приказы по свой
сути были словесными знаками. Человек,
услышав определенное сочетание звуков,
выполнял ту или иную трудовую операцию.
Но позднее, в процессе деятельности
человек стал обращать команды не па
кого-нибудь, а на себя. В результате из
внешнекомандной функции слова родилась
его организующая функция. Так человек
научился управлять своим поведением.
Следовательно, возможность приказывать
себе рождалась в процессе культурного
развития человека.

Можно полагать, что
сначала функции человека приказывающего
и человека, исполняющего эти приказы,
были разделены и весь процесс; по
выражению Л.С. Выготского был
интерпсихологическим, т.е. межличностным.
Затем эти отношения превратились в
отношения с самим собой, т.е. в
иптрапсихологические. Процесс превращения
интерпснхологических отношений в
ннтрапсихологические Выготский назвал
интериоризацией. В ходе интериоризации
происходит превращение внешних
средств-знаков (зарубки, узелки и др.)
во внутренние (образы, элементы внутренней
речи и др.).

В онтогенезе, по
мнению Выготского, наблюдается
принципиально то же самое. Сначала
взрослый действует словом на ребенка,
побуждая его что-то сделать. Потом
ребенок перенимает способ общения и
начинает словом воздействовать на
взрослого. И, наконец, ребенок начинает
воздействовать словом на самого себя.

Таким образом, в
концепции Выготского можно выделить
два фундаментальных положения. Во-первых,
высшие психические функции имеют
опосредованную структуру. Во-вторых,
для процесса развития психики человека
характерна интериоризация отношений
управления и средств-знаков. Главный
вывод этой концепции заключается в
следующем: человек принципиально
отличается от животного тем, что он
овладел природой с помощью орудий. Это
наложило отпечаток на его психику, –
он научился овладевать собственными
высшими психическими функциями. Для
этого он также использует орудия, но
орудия психологические. В качестве
таких орудий выступают знаки, или
знаковые средства. Они имеют культурное
происхождение, причем универсальной и
наиболее типичной системой знаков
является речь.

Следовательно, высшие
психические функции человека отличаются
от психических функций животных по
своим свойствам, строению и происхождению:
они произвольны, опосредованы, социальны.

Концепция Выготского
имеет ряд недостатков и может подвергаться
критике, но она сыграла огромную роль
в становлении научной психологической
мысли. Ее основные положения были
использованы при разработке такой
практической проблемы, как дефектология.
Концепция Выготского также оказала
влияние на формирование современных
научных взглядов на проблему происхождения
психики и развития сознания человека.

Сегодня в отечественной
психологии основополагающим тезисом
является утверждение о том, что
происхождение сознания человека связано
с его социальной природой. Сознание
невозможно вне общества. Специфически
человеческий путь онтогенеза состоит
в усвоении общественно-исторического
опыта в процессе обучения и воспитания
– общественно выработанных способов
передачи человеческого опыта. Эти
способы обеспечивают полноценное
развитие психики ребенка.

Исторической концепция
называлась потому, что невозможно понять
«ставшие», имеющиеся сейчас в наличии
психические процессы и сознание, а
следует рассмотреть историю их развития
и становления, но при этом именно
развитие, то есть качественные изменения,
появление новообразований, а не простую
эволюцию. Выготский пытался рассматривать
психическое развитие по всех видах
генезов. Однако в центре его внимания
находились онтогенетические исследования
становления и развития ВПФ у ребенка.

Культурной данная
концепция называется потому, что
Выготский считал, что сознание ребенка,
специфические особенности его ВПФ
формируются у ребенка в результате
общения со взрослыми, в котором происходит
усвоение ребенком систем культурных
знаков. Эти знаки опосредуют его «низшие»
(непроизвольные) ПФ и тем самым ведут к
созданию совершенно новых образований
в сознании ребенка.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник