Культура в воспитании и развитие ребенка

Культура в воспитании и развитие ребенка thumbnail

Счастливые родители, которые вполне довольны своей жизнью, работой и т.п. воспитывают хороших детей. Кроме того, семейный интерес к книгам, искусству, общественной деятельности оказывает благоприятное воздействие на культурное развитие ребенка.

Культурное воспитание рекомендовано проводить организованно, планомерно, применяя контроль и множество методик. Человеческие качества, такие как уважение, такт, чуткость, деликатность к окружающим необходимо закладывать в ребенке с самого раннего детства, когда он только начал говорить и слушать взрослых. Кроме того, с ранних лет необходимо прививать навыки культурного поведения в гостях, в помещении, на улице, в транспорте, на природе. С ранних лет ребенок должен усвоить, что культурный человек всегда и везде (даже дома) соблюдает основные нормы и правила поведения, что основой вежливости выступает доброжелательность и чувство меры, которое определяет, что делать можно, а что нельзя. 

Отношения ребенка с социальным миром начинают складываться по мере формирования основных навыков и привычек. Происходит это на втором году жизни ребенка. В этом возрасте малыши достаточно негативно воспринимают любые перемены в своем окружении (перемещение мебели в его комнатке, отсутствие какой-либо игрушки). Они проявляют недовольство при виде того, как кто-то берет его игрушку или наоборот отдает другому малышу. Такое поведение ни в коем случае нельзя называть жадностью или капризом, поскольку это давно сформированная привычка, видеть собственные предметы на своих местах. Для ребенка окружающие предметы помогают ориентироваться, что не совсем бывает просто для маленького ребенка. Поэтому сложившийся «детский» мир не стоит нарушать, а наоборот, родители должны стараться сделать его более ярким и интересным для ребенка. Нарушение сложившихся условий жизни ребенка (распорядка дня, условий кормления или готовки пищи) может привести к негативным последствиям, а именно, нарушению душевного и эмоционального состояния ребенка. Поэтому самой главной привычкой, сформированной у ребенка второго года жизни, является соблюдение режима. 

Культурное воспитание детей можно начинать с интересной сказки, прочитанной родителями. Однако при выборе сказки или любого другого произведения необходимо учитывать возраст ребенка и его запас слов. Кроме того, важное значение имеет наличие в них крупных, жизнерадостных, интересных и красочных иллюстраций. В возрасте до трех лет самыми подходящими для культурного воспитания ребенка являются небольшие сказки, стишки о животных или маленьких малышах. На четвертом году жизни можно читать сказки о маленьких детях и их отношениях с взрослыми и животным миром. По мере взросления выбираются произведения, показывающие борьбу и человеческие отношения. Страшные сказки «про бабу-ягу» и прочую нечисть не рекомендуется читать детям дошкольного возраста, поскольку это может быть воспринято ими как реальность и нанести вред их психике. Каждый родитель, читая сказку, должен акцентировать внимание ребенка на то или иное событие, чтобы сказка несла для ребенка поучительный характер. Читать сказку рекомендуется медленно, при этом необходимо внимательно следить за выражением глаз ребенка. В случае если что-то непонятно, необходимо разъяснить это ребенку доступными для его возраста словами. По окончании чтения сказки необходимо остановиться на воспитательных моментах, ребенок должен ответить, что было правильно и культурно в поведении того или иного персонажа. Поучительный характер могут нести и придуманные родителями сказки про культурных и не культурных детей. 

Совсем маленьких детей не стоит водить на различные представления в театры, музеи и т.п., исключение составляют мероприятия, подготовленные специально для детей данного возраста. По мере взросления можно ходить с ребенком на различные спектакли, фильмы, пьесы, но они должны быть понятны для ребенка. Посещение театров, музеев только в том случае благоприятно действуют на развитие ребенка в культурном отношении, когда по поводу просмотренного между ребенком и родителями идет обсуждение и обмен мнениями. 

Привлечение детей в благоустройство быта, оформление сада или альбома также оказывает положительное влияние на культурное их воспитание. Все виды культурного воспитания ребенка требуют стараний и усилий родителей побуждать детей к активности, стремлению быть лучше, достойно преодолевать препятствия, развивать в них внимание и уважение к окружающим, благожелательность, умение слушать и слышать. Родители должны неустанно повторять малышу общие правила и нормы поведения, принятые в культурном обществе, учить деликатности, вежливости, осуждая в то же время грубое поведение, высокомерие, бесцеремонность, которые говорят о плохом воспитании. 

Но это всем понятные общие слова. Все-таки современным родителям, довольно трудно найти единую и непротиворечивую идею детского воспитания. В СССР такая идея существовала и звучала четко: воспитать трудолюбивого члена коммунистического общества. А что сейчас – как выглядит сегодня нравственное и культурное воспитание детей? Педагоги воспитывают по инерции, по старинке, а новоиспеченные родители либо срочно стараются нащупать методику, которая будет актуальна именно сегодня, либо сдаются и тоже воспитывают, как умеют.

Нередко воспитательная позиция выглядит как что-то очень противоречивое: в одних ситуациях заметно влияние на воспитателя традиций прошлого, в других – попытка прививать ребенку навыки, полезные в реалиях нашего времени. Еще чаще встречается дилемма: заниматься нравственным воспитанием детей или же учить их адаптироваться в данном обществе? Тогда как ни воспитание, ни обучение не являются понятиями взаимоисключающими.

Откуда такая путаница в головах современных родителей? Все просто: поведение наших детей – это некое отражение социальных процессов, которые происходят в нашей стране. Если в советские годы всем было ясно, где проходят четкие границы дозволенного, а воспитанием культуры поведения у детей занимались и родители, и педагоги, то сегодня пропагандируется свобода воли и уважение индивидуальности. Взрослые, как и дети, живут так, как им вздумается: кто-то тихо уходит в дауншифтинг, освобождаясь от проблем и обязательств, кто-то в состоянии эйфории и вседозволенности участвует в акциях протеста, кто-то забирается на самый верх карьерной лестницы, пропагандируя идеалы сытой жизни.

«Так что же, у наших детей все настолько плохо с духовностью и нравственностью?» – возможно, спросите вы. Сложно увидеть собственные огрехи воспитания, а некоторым и вовсе тяжело выйти из собственной «ракушки» и увидеть, что происходит дальше их двора и района. Проблемы в духовно нравственном воспитании современных детей существуют – об этом свидетельствует увеличившаяся статистика случаев детской жестокости, агрессии, детских суицидов, преступлений, побегов из дома и многого другого. Попробуйте абстрагироваться и посмотрите со стороны на то, что происходит, например, на обычной детской площадке, куда родители приходят с детьми. Детские площадки – места почти священные. Здесь дети делают свои самые первые шаги в общении с себе подобными. В этой детской стае законы джунглей – древнего ранжирования, в ходе которого детишки негласно «распределяют» свои роли в обществе, – заметны невооруженным взглядом. Их общение выглядит примерно так же, как общение стайки маленьких обезьянок, выясняющих отношения криками, дерганьем за волосы и присваиванием чужих вещей. Впрочем, не о детях тут речь, а об их родителях. Понаблюдайте за их комментариями на действия своих чад – и вам все будет понятно по поводу их методов духовного воспитания детей.

Уровень социально нравственного воспитания детей находится в прямой зависимости от уровня развитости нравственности родителей, а также от желания родителей давать детям духовное, эстетическое воспитание. Да, очень хорошо и удобно, когда разумное, доброе, вечное будет «сеять» школа, педагоги, общество. Но сегодня эта миссия (и ответственность за ее успешное выполнение) лежит только на плечах родителей.

В нравственно патриотическом, духовном воспитании детей главную роль играет родитель. Но что ему делать, чтобы его воспитательные меры возымели эффект? Как выстроить общение с ребенком так, чтобы где-то не перегнуть палку, где-то не вызвать недовольство малыша или вообще не испортить отношения?

Рассмотрим на примере системно-векторной психологии.

Одна мама растит мальчика с анальным вектором: он очень послушен, спокоен, делает все несколько медлительно, зато вдумчиво. Мама делает упор на воспитание таких качеств, как честность, справедливость, дружелюбность, трудолюбие. И у нее это прекрасно получается: малыш растет добрым, честным, что называется, порядочным? оставаясь таким даже в период пубертата. Но только ли благодаря ее стараниям? Скорее благодаря тому, что мама попала точно в цель: воспитываемые в малыше качества являются для него природными – их надо только развить. Другая мама просит первую раскрыть ей секреты воспитания вежливого ребенка. Та охотно делится, полагая, что так воспитать можно любого малыша. Но у другой мамы – ребенок с кожным вектором, и он просто не в состоянии мыслить категориями анального. Нет, он, конечно, способен вырасти вежливым ребенком, в меру добрым и честным. Но его личная природная нравственность выглядит иначе, чем у малыша с анальным вектором: он не ценит так дружбу, как первый, справедливость для него не превыше всего, честность может быть условной (только если она ему выгодна) – и так далее.

Можно задать вопрос: а разве такому ребенку повредит такое нравственное воспитание? Да. Именно такое – повредит.

Воспитывать детей нужно, исходя из знания их истинных потребностей, развивая природные свойства, а не навязывая чужие. В ребенке с кожным вектором стоит развивать дисциплинированность, гибкость (ментальную и физическую), способность к разумным самоограничениям, чувство долга. Пытаясь искоренить в нем способности, данные природой, вы ничего не добьетесь, кроме стрессов ребенка и ухудшения ваших отношений. Стараясь навязать чуждые ему качества, вы испортите с ним отношения и не разовьете его врожденные задатки, а значит, не сможете сделать ребенка счастливым.

Стоит иметь в виду, что классическое понимание нравственного воспитания детей дошкольного и школьного возраста представляет собой свод постулатов, близких анальному вектору: вежливость, стыд за плохой поступок, скромность, справедливость, дружелюбие, стремление получить похвалу, подчинение правилам. Это легко понять, ведь именно люди с анальным вектором – заботливые и скрупулезные учителя, которые привносят свое видение воспитания нравственности в маленьком человеке.

Понятия эстетического воспитания детей дошкольного и школьного возраста в большей степени касаются развития детей со зрительным вектором, духовного – со звуковым. Детям со зрительным и звуковым вектором понятнее остальных произведения искусства и достижения духовной сферы. Но это не значит, что остальных детей нужно лишить эстетического воспитания – нет, просто надо осознавать, что оно в них не найдет столько отклика, как в детях со зрительным и звуковым вектором.

Можно еще много говорить об особенностях нравственного воспитания детей с разным набором векторов – их действительно немало и о них нужно знать каждому родителю и педагогу. Однако важно понимать, что никакие разговоры не дадут полной картины – можно получить только после прохождения тренингов по системно-векторной психологии. Изучить вектор за вектором, затем особенности их сочетания, научиться видеть эти проявления в жизни и применять знания на практике. Это длительная и кропотливая работа, которая в итоге дает цельное понимание, кого и как учить нравственности (которая для каждого будет своя). 

Статья составлена по материалам сайтов ПростоМария.Ру и Epsychology.ru

Источник

Татьяна Милованова
Формирование общей культуры, развитие нравственных качеств личности дошкольников возраста на основе национальных традиций

Описанный опыт по нравственному воспитанию обращает нас на мудрую, проверенную веками народную педагогику. Её формами были праздники, обряды, а методами игры, загадки. Пословицы, поговорки, потешки, песенки несли в себе богатство знаний об окружающем мире в интересной образной легкой для познания форме и понятной, близкой детям. Сказки увлекательно и неназойливо учили азам нравственности и морали. Именно фольклор сохранил для нас наш национальный дух и культуру с традициями.

В работе разработаны перспективные планы по ознакомлению детей с историей русской культуры, обычаями, праздниками, устным народным творчеством, традиционными народными промыслами, по воспитанию нравственных чувств и пониманию моральных норм в обществе. Также включена работа с родителями по укреплению семейных уз, продолжению преемственности поколений, повышению интереса к совместному творчеству, народным промыслам.

Данный педагогический опыт показывает, как можно на основе национальных традиций воспитывать и развивать высоконравственную личность, смотрящую на жизнь с оптимизмом, добром и любовью.

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

Глава 2. Содержание и методика нравственного воспитания детей дошкольного возраста через использование элементов традиционной народной культуры.

Глава 3. Опыт педагогической деятельности по нравственному воспитанию дошкольников путем использования элементов народной культуры в воспитательно – образовательном процессе.

Заключение

Список литературы

Приложения

Введение

«Русский народ не должен терять

своего нравственного авторитета

среди других народов — авторитета,

достойно завоёванного русским искусством,

литературой. Мы не должны забывать

о своём культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи…

Национальные отличия сохранятся и в 21 веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний».

Д. С. Лихачёв.

В многовековой истории России можно увидеть много примеров тяжелых испытаний на прочность нашей государственности, попыток изменить нашу культуру, традиции, завоевать и истребить русский народ. Но мы смогли победить и выстоять. Россия всегда гордилась сплоченностью народа, крепостью русского духа, широтой русской души. Лишь политика смены культурных приоритетов смогла нанести ощутимый вред и внести смятение в умы и души русских людей.

Самый ближайший пример испытаний и глубоко врезавшийся в память это момент распада Советского Союза и начало американизации и свободы нравов. Именно тогда, почему — то и кто — то решил что все русское не модно и неправильно. Шла пропаганда всего западного. Увы, наша страна осталась без основы, фундамента, что привело к потере целого поколения молодежи 90-х годов.Сменились приоритеты: если ранее ценились доброта, щедрость, взаимовыручка, толерантность, воспитанность, уважение к старшему поколению, то в 90 — е стали цениться и ставиться во главу материальные блага, связи и все зарубежное. Молодежь смеялась и порицала людей живущих по принципам нравственности и морали, не забывавших русскую культуру. «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности», — слова А. С. Пушкина. Нравственность, духовность, мораль – это как якори, которые помогают держаться и не уплыть по течению пороков, жестокости, зла, ненависти. Как нельзя лучше об этом сказал Белинский В. Г.: «Без глубокого нравственного чувства человек не может иметь ни любви, ни чести, — ничего, чем человек есть человек». Отказ от своего культурного наследия привел к потере и деморализации целого поколения молодежи 90-х годов.

Отрадно видеть, что мы, россияне, снова повернулись навстречу гуманности, нравственности и духовности. Наконец, поняли важность сохранения национальной культуры и традиций, как основы процветания нашей нации. Очень важно, что и политика правительства помогает укреплению позиций народности в культуре, образовании. Это видно из слов Президента РФ В. В. Путина.

«В Конституции общенародная ответственность за Родину перед нынешними и будущими поколениями провозглашается как фундаментальный принцип российской государственности. Именно в гражданской ответственности, в патриотизме вижу консолидирующую базу нашей политики.

В мире XXI века на фоне новой расстановки экономических, цивилизационных, военных сил Россия должна быть суверенной и влиятельной страной. Мы должны не просто уверенно развиваться, но и сохранить свою национальную и духовную идентичность, не растерять себя как нация. Быть и оставаться Россией.

На улицах наших городов и посёлков мы видим сегодня результаты того, что происходило в государстве, в обществе, в школе, в СМИ, да и в наших головах в последние, в предыдущие 15–20 лет. Это и понятно. Тогда были отброшены все идеологические штампы прежней эпохи. Но, к сожалению, тогда же были утрачены и многие нравственные ориентиры.

Сегодня российское обществоиспытывает явный дефицит духовных скреп: милосердия, сочувствия, сострадания друг другу, поддержки и взаимопомощи – дефицит того, что всегда, во все времена исторические делало нас крепче, сильнее, чем мы всегда гордились.

Сегодня российское обществоиспытывает явный дефицит духовных скреп: милосердия, сочувствия, сострадания друг другу, поддержки и взаимопомощи – дефицит того, что всегда, во все времена исторические делало нас крепче, сильнее, чем мы всегда гордились.

Мы должны всецело поддержать институты, которые являются носителями традиционных ценностей, исторически доказали свою способность передавать их из поколения в поколение. Закон может защищать нравственность, и должен это делать, но нельзя законом установить нравственность. Мы должны действовать не путём запретов и ограничений, а укреплять прочную духовно-нравственную основу общества. Именно поэтому определяющее значение приобретают вопросы общего образования, культуры, молодёжной политики.

Эти сферы – это не набор услуг, а прежде всего пространство для формирования нравственного гармоничного человека, ответственного гражданина России». (Послание президента В. В. Путина Федеральному Собранию 2012г. «О духовно-нравственном и военно-патриотическом воспитании детей и молодежи»).

Наступающий 2014 год объявлен в России Годом культуры. Он призван стать годом истинного просветительства, обращения к нашим культурным корням, к вопросам патриотизма, нравственности и морали.

Мы знаем всеохватывающую, объединяющую роль культуры, истории, русского языка для нашего многонационального народа и с учётом этого должны выстраивать государственную политику, в том числе в сфере образования.

Сегодня во многих странах пересматриваются нормы морали и нравственности, стираются национальные традиции и различия наций и культур. И мы знаем, что в мире всё больше людей, поддерживающих нашу позицию по защите традиционных ценностей, которые тысячелетиями составляли духовную, нравственную основу цивилизации,каждого народа: ценностей традиционной семьи, подлинной человеческой жизни, в том числе и жизни религиозной, жизни не только материальной, но и духовной, ценностей гуманизма и разнообразия мира.

Конечно, это — консервативная позиция. Но, говоря словами Николая Бердяева, смысл консерватизма не в том, что он препятствует движению вперёд и вверх, а в том, что он препятствует движению назад и вниз, к хаотической тьме, возврату к первобытному состоянию. (Послание президента В. В. Путина Федеральному Собранию 2013г. «О духовно-нравственном и военно-патриотическом воспитании детей и молодежи»)

Опора на национальную культуру, исторические корни и традиции помогут россиянам встать, как и раньше крепкой, дружной нацией. Именно нравственно-патриотическое воспитание в народных традициях подрастающего поколения является одним из важнейших элементов общественного сознания, именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений.

Фольклор, древние пласты культуры, традиции в целом, это как неисчерпаемый источник воспитания и развития в ребенке нравственных качеств, положительных моральных приоритетов, патриотизма и гордости за свою страну, национальность. Это связано с глубокой духовностью и мудростью народного творчества. Содержание фольклора отражает жизнь русского народа, его опыт и мудрость, просеянные через сито веков, духовный мир, мысли, чувства, наших предков. Русский танец, русская песня, русская музыка, должны стать частичкой жизни ребёнка.

«Давайте детям больше и больше содержания общего, человеческого, мирового, но преимущественно старайтесь знакомить их с этим через родные и национальные явления», — писал В. Г. Белинский.

В дошкольном возрасте весь мир ребенка окрашен в яркие эмоции, которые помогают понимать ему других людей, переживать и давать понять взрослым о своем эмоциональном состоянии. Произведения устного народного творчества легки для восприятия, эмоциональны, веселы, образны и несут много знаний об окружающем мире. Фольклорные праздники и развлечения полны играми, песнями и хороводами, что очень близко детям дошкольного возраста.

Эмоциональное развитие ребенка дошкольного возраста тесно связано с развитием его нравственных представлений и чувств. К 4-5 годам ребенок уже может управлять выражением своих чувств, облекать их в культурно принятую форму. Особенности эмоционально-нравственного развития детей дошкольного возраста обуславливают использование элементов фольклора в воспитании и образовании детей.Поэтому актуальна в наши дни тема: «Нравственное воспитание дошкольников путем использования элементов народной культуры в воспитательно – образовательном процессе».

Цель работы: Обобщение опыта работы по формированию общей культуры, развитию нравственных качеств личности детей дошкольного возраста на основе национальных традиций.

Задачи работы:

— показать теоретическое обоснование формирования общей культуры и развития нравственных качеств личности детей в дошкольном возрасте на основе национальных традиций;

— раскрыть организацию духовно-нравственного воспитания в рамках образовательного пространства детского сада;

— познакомить с формами, методами и приемами ознакомления с элементами народной культуры, воспитания нравственных качеств у детей дошкольного возраста;

— познакомить с формами работы с родителями детей дошкольного возраста.

Источник