Культура развития ребенка в онтогенезе

Развитие психики человека.

Развитию психики человека способствовали три основных достижения человечества:

1. появление орудий труда, с помощью которых человек получил возможность не только воздействовать на окружающую среду, но и глубже познавать ее;

2. производство предметов материальной и духовной культуры, передававшихся и воспроизводившихся из поколения в поколение, и, как следствие, передача способностей, знаний и умений по наследству;

3. возникновение языка и речи, которые дали возможность записывать, хранить и воспроизводить информацию, а также управлять своими познавательными процессами.

Стадии эволюционного развития психики.

В эволюционном развитии психики выделяют три основные стадии.

1. Стадия элементарной сенсорной психики.

Характеризуется двумя специфическими особенностями:

— способность реагировать только на отдельные свойства предметов окружающего мира;

— инстинктивное поведение, регулируемое врожденными биологическим механизмами.

2. Стадия перцептивной психики.

Предполагает дальнейшее совершенствование психического отражения и поведения, что проявляется в:

— способности к предметному восприятию;

— способности к научению и формированию индивидуальных навыков поведении.

3. Стадия интеллектуальной психики, где появляются два специфических новообразования:

— психическое отражение в виде целостных ситуаций;

— способность к нестереотипному решению сложных задач.

В современной психологии не сложилась общепризнанная теория развития психики и методология изучения его этапов, факторов и закономерностей.

Качественно своеобразные ступени психического развития выделяют и в онтогенезе. Однако периодизация развития психики в различных теориях осуществляется на основании разных критериев.

Для отечественной психологии развития наибольшее значение приобрело учение Л.С. Выготского о структуре и динамике детского возраста.

В основание возрастной периодизации психического развития в отечественной психологии положены четыре фундаментальных критерия: социальная ситуация развития, основной, или ведущий тип деятельности, основные новообразования развития, кризис.

Д.Б. Эльконин, развивая идеи Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Л.И. Божович, выделил в соответствии с указанными критериями следующие периоды детского развития. (Таблица 1)

Таблица 1

Периодизация развития по Д.Б. Эльконину

ПериодСтадияКризис
Раннее детствоМладенчествоКризис новорожденности
Ранний возрастКризис 1 года
ДетствоДошкольный возрастКризис3 лет
Младший школьный возрастКризис 7 лет
ОтрочествоПодростковый возрастКризис 11-12 лет
Ранняя юностьКризис 15 лет

В теории Эльконина акцентируется роль ведущей деятельности, характерной для каждого возрастного этапа, в психическом развитии ребенка.

Возрастная психология — область науки, изучающая за­кономерности развития человека и его психологические осо­бенности на различных возрастных ступенях.

Эти особенно­сти являются типичными и определяют развитие человека в онтогенезе.

С точки зрения биофизиологиче­ских процессов человеческую жизнь можно разделить на 3 стадии: прогресса; стабильности; регресса. Но процесс развития человека необходимо рас­сматривать с разных точек зрения.

Социальные процессы обуслов­ливают смену ступеней контакта с другими людьми (роди­тельская семья, детский сад, школа, друзья, собственная се­мья, рабочий коллектив).

А психологические процессы дают возможность проявиться новым психическим качествам (новообразованиям). Учитывая переплетение этих процессов, в настоящее время большинством психологов принята следующая возрастная периодизация. (таблица 2).

Таблица 2 Возрастная периодизация

Возрастной период Возраст
Младенчество 0-1
Раннее детство 1-3
Дошкольный период 3-7
Младший школьный период 7-11
Подростковый период 11-15
Юность:
ранняя
поздняя
 
15-18
18-21
Молодость 21-35
Средняя взрослость 35-50
Мудрость 50-60
Пожилой возраст 60-75
Преклонный возраст 75-90
Долгожители Старше 90

Человек является биопсихосоциальным существом, движущие силы его развития имеют три источника:

1. Биологический, реализуется генетическая программа, за­писанная в ДНК. Растет тело, изменяются его пропорции, разви­ваются внутренние органы и функциональные системы, в подро­стковом возрасте в работу включаются половые гормоны, затем постепенно, но с ускорением идут инволюционные процессы.

2. Социальный. Воздействие внешней среды, социума тре­бует появления новых качеств личности, которые возникают под влиянием обучения и воспитания.

3. Психологический. Внутренний, психический мир человека требует появления все более сложных потребностей. Каждая последующая потребность появляется только при условии удовлетворения до определенной степени предыдущей.

Все эти три источника развития на каждом возрастном этапе человека формируют ведущую деятельность, которая обеспечивает возникновение и формирование основных психологических новообразований. И возраст разделен на вышеперечисленные периоды не произвольно, а в зависимости от того, когда появляются новые психические качества, так называемые новообразования (возрастные «прибавки»).(Таблица 3).

Таблица 3

Новообразования и ведущая деятельность

Возраст Ведущая деятельность Новообразования
0- 1 год
 
Эмоциональное общение с ухажи­вающими взрос­лыми (матерью) «Комплекс оживления» (улыбка, вокализация и двигательная ре­акция на ласковое обращение). Формируется потребность в об­щении с другими людьми
 
1-3 года
 
Предметно-манипулятивная
дея­тельность
Ходьба, речь, выделение себя из окружающего мира, появление самосознания. Наглядно-дейст­венное мышление
 
3-7 лет
 
Сюжетно-ролевая игра
 
Наглядно-образное мышление. Стремление к общественно-зна­чимой и общественно-оценивае­мой деятельности. Готовность к школьному обучению
7- 11 лет
 
Учебная деятель­ность
 
Умение учиться. Словесно-логи­ческое мышление. Способность к внутреннему плану действий, к рефлексии. Формирование само­оценки
 
11-15 лет
 
Общественно-по­лезная деятель­ность
 
Абстрактное мышление. Чувство взрослости, долга, ответственно­сти, товарищества. Половое вле­чение. Умение подчиняться нор­мам коллективной жизни наряду с самовыражением и самоутвер­ждением
 
15-21 год
 
Профессиональ­но-учебная
дея­тельность
 
Самоопределение. Мировоззре­ние, открытие своего внутренне­го мира, профессиональные ин­тересы, мечты и идеалы
 
Старше 21 года
 
Трудовая деятель­ность
 
Профессиональные навыки, реа­лизация творческого потенциа­ла. Уверенность, целеустремлен­ность, умение эмоционально поддерживать других и брать на себя ответственность. Развитая воля.

Движущими силами развития личности являются внутренние противостояния между опережающими потребностями человека и отстающими возможностями удовлетворения этих потребностей, а также требованием социума. Следовательно, рост личности происходит через внутриличностные конфликты, которые возникают из-за рассогласования возможностей, потребностей и долженствования.

Моменты нарастания противоречий отражаются в возрастной периодизации. При переходе от одной ступени к другой возникают кризисы развития, которые характеризуются резкими психологическими изменениями в структуре личности. В отличие от невротических и травматических кризисов, они являются нормальными процессами и необходимы при переходе от одной возрастной ступени к другой, и связаны с качественными преобразованиями в сознании человека. В его деятельности и в сфере социальных отношений. (Таблица 4).

Таблица 4

Возрастные кризисы

Возраст Название и симптомы проявления кризиса
3 года
 
«Я сам». Негативизм, упрям­ство, строптивость, обесце­нивание взрослых, своево­лие, протестный бунт, стремление к деспотизму.
6-7 лет
 
Малый кризис. Невниматель­ность, нарушение дисципли­ны, нежелание выполнять домашнее задание, неумение подружиться с другими де­тьми, манерничанье, вертля­вость, клоунада.
11-12 лет
 
«Трудный возраст». Реакции оппозиции, гиперкомпенса­ции, имитации, эмансипа­ции, группирования.
17- 18 лет
 
Кризис юности. Ранняя по­ловая жизнь, гиперсексуаль­ность, онанизм, транзиторный гомосексуализм, эмо­циональная лабильность, максимализм, конфликты со взрослыми.
Около 33-35 лет
 
Кризис «возраста Христа». Конфликты с окружающими людьми, неудовлетворен­ность работой, жилищем, се­мьей, материальным достат­ком.
Около 60 лет Кризис «пенсионный». Чувство ненужности, отчаяния, недоверия и подозрительности, одиночества, страх быть обманутым. Снижается круг интересов, повышается раздражительность, угрюмость, эгоцентризм, тревожность.

Кризис(от греч. — поворотный пункт) — это перестройка личности, переоценка ценностей, изменение жизненной позиции и смысла жизни.

В относительно устойчивые периоды человек при помощи ведущей деятельности удовлетворяет свои потребности. Но постепенно накапливаются такие потребности, которые удовлетворить обычным способом невозможно, и начинает возрастать напряжение. Начинается период кризиса, при ко­тором старые способы ведущей деятельности до определен­ной степени разрушаются. Ребенок в этот момент становится трудновоспитуемым, нарушает дисциплину. У взрослого все понятное становится непонятным, запутываются отношения с людьми, появляются психосоматические изменения в орга­низме. Состояние психологического кризиса неприятно как для самого человека, так и для окружающих его людей, но именно благодаря кризису появляются психологиче­ские новообразования, которые становятся ведущей деятель­ностью следующего возрастного периода.

Кризис длится от нескольких месяцев до 2 лет, границы его размыты, поэтому трудно определить момент его наступ­ления и окончания. Сила кризиса может проявляться с раз­ной степенью, Вялотекущий кризис возможно не так опасен с точки зрения разрушения и возможности возникновения психопатологических изменений, но в то же время он обла­дает и меньшим потенциалом для развития, для появления новообразований.

За время роста личности кризисные и стабильные периоды чередуются, не имеют четких границ, но всегда имеют одну и ту же последовательность. При возникновении внутренних противоречий в период личностного роста человека возрастает напряжение, против которого он выстраивает психологическую защиту.

Нормальное развитие личности обеспечивается наличием здоровой нервной системы (головного мозга), постепенным увеличением требований социума к индивиду (не превышающих его возможности) и наличием внутренней активности («психический движок») в сочетании с такими качествами, как терпение, упорство и уверенности успехе.

Дата добавления: 2014-02-02; просмотров: 12305; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9824 — | 7504 — или читать все…

Читайте также:

Источник

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 28 мая 2018;
проверки требуют 15 правок.

Онтогене́з (от др.-греч. ὤν, лат. on > род. ὄντος, ontos «сущий» + γένεσις, genesis «зарождение») — индивидуальное развитие организма, совокупность последовательных морфологических и биохимических преобразований, претерпеваемых организмом от оплодотворения (при половом размножении) или от момента отделения от материнской особи (при бесполом размножении) до конца жизни.

У многоклеточных животных в составе онтогенеза принято различать фазы эмбрионального (под покровом яйцевых оболочек) и постэмбрионального (за пределами яйца) развития, а у живородящих животных пренатальный (до рождения) и постнатальный (после рождения) онтогенез.

У семенных растений к эмбриональному развитию относят процессы развития зародыша, происходящие в семени.

Термин «онтогенез» впервые был введён Э. Геккелем в 1866 году. В ходе онтогенеза происходит процесс реализации генетической информации, полученной от родителей.

Раздел современной биологии, изучающий онтогенез, называется биологией развития; начальные этапы онтогенеза — эмбриогенез — изучаются также эмбриологией.

Онтогенез животных[править | править код]

Сравнение зародышей позвоночных на разных стадиях эмбрионального развития. Иллюстрация из работы Эрнста Геккеля, на которой демонстрируется теория рекапитуляции (повторения филогенеза в онтогенезе). Некоторые зародыши даны с искажениями, чтобы казаться более похожими на остальных. Тем не менее, зародыши обычно действительно представляются более сходными между собой, чем взрослые организмы, что было отмечено эмбриологами ещё до возникновения теории эволюции.

Различают личиночный, или непрямой, тип онтогенеза, характерный для многих видов беспозвоночных и некоторых позвоночных животных (рыбы, земноводные). Обусловлен относительно малыми запасами желтка в яйцах этих животных, а также необходимостью смены среды обитания в ходе развития либо необходимостью расселения видов, ведущих малоподвижный или паразитический образ жизни.

Неличиночный (яйцекладный) — у ряда беспозвоночных, а также у рыб, пресмыкающихся, птиц и некоторых млекопитающих, яйца которых богаты желтком. Зародыш длительное время развивается внутри яйца.

Внутриутробный тип развития характерен для человека и высших млекопитающих, яйцеклетки которых почти лишены желтка. В материнском организме образуется временный орган — плацента, через который организм матери обеспечивает все потребности растущего эмбриона. Завершается этот тип развития процессом деторождения[1].

Онтогенез делится на два периода:

  1. эмбриональный — от образования зиготы до рождения или выхода из яйцевых оболочек;
  2. постэмбриональный — от выхода из яйцевых оболочек или рождения до смерти организма.

Эмбриональный период[править | править код]

В эмбриональном периоде, как правило, выделяют следующие этапы: дробление, гаструляцию и органогенез.
Эмбриональный, или зародышевый, период онтогенеза начинается с момента оплодотворения и продолжается до выхода зародыша из яйцевых оболочек. У большинства позвоночных он включает стадии (фазы): дробления, гаструляции, гисто- и органогенеза.

Дробление[править | править код]

Дробление — ряд последовательных митотических делений оплодотворённого или инициированного к развитию яйца. Дробление представляет собой первый период эмбрионального развития, который присутствует в онтогенезе всех многоклеточных животных и приводит к образованию зародыша, называемого бластулой (зародыш однослойный). При этом масса зародыша и его объём не меняются, то есть они остаются такими же, как у зиготы, а яйцо разделяется на все более мелкие клетки — бластомеры. После каждого деления дробления клетки зародыша становятся всё более мелкими, то есть меняются ядерно-плазменные отношения: ядро остаётся таким же, а объём цитоплазмы уменьшается. Процесс протекает до тех пор, пока эти показатели не достигнут значений, характерных для соматических клеток. Тип дробления зависит от количества желтка и его расположения в яйце.

Если желтка мало и он равномерно распределён в цитоплазме (изолецитальные яйца: иглокожие, плоские черви, млекопитающие), то дробление протекает по типу полного равномерного: бластомеры одинаковы по размерам, дробится всё яйцо.

Если желток распределён неравномерно (телолецитальные яйца: амфибии), то дробление протекает по типу полного неравномерного: бластомеры — разной величины, те, которые содержат желток — крупнее, яйцо дробится целиком.

При неполном дроблении желтка в яйцах настолько много, что борозды дробления не могут разделить его целиком. Дробление яйца, у которого дробится только сконцентрированная на анимальном полюсе «шапочка» цитоплазмы, где находится ядро зиготы, называется неполным дискоидальным (телолецитальные яйца: пресмыкающиеся, птицы).

При неполном поверхностном дроблении в глубине желтка происходят первые синхронные ядерные деления, не сопровождающиеся образованием межклеточных границ. Ядра, окружённые небольшим количеством цитоплазмы, равномерно распределяются в желтке. Когда их становится достаточно много, они мигрируют в цитоплазму, где затем после образования межклеточных границ возникает бластодерма (центролецитальные яйца: насекомые).

Гаструляция[править | править код]

Один из механизмов гаструляции — инвагинация (впячивание части стенки бластулы внутрь зародыша). 1 — бластула, 2 — гаструла

Гаструляция— гаструла формируется в результате инвагинации клеток. В ходе гаструляции клетки зародыша практически не делятся и не растут. Происходит активное передвижение клеточных масс (морфогенетические движения). В результате гаструляции формируются зародышевые листки (пласты клеток). Гаструляция приводит к образованию зародыша, называемого гаструлой. Типы гаструляции: инвагинация, иммиграция, эпиболия, деламинация.

Инвагинация

Наблюдается у животных с изолецитальным типом яиц (голотурия, ланцентник). Вегетативный полюс бластулы впячивается внутрь. В результате противоположные полюса бластодермы практически смыкаются, так что бластоцель либо исчезает, либо от него остаётся небольшая щель. В результате возникает двухслойный зародыш, наружной стенкой которого является первичная эктодерма, а внутренней — первичная энтодерма. Впячивание образует первичный кишечник-архентерон, или гастроцель. Отверстие, при помощи которого он сообщается с наружной средой, называется первичным ртом, или бластопором.

Иммиграция

Была описана Мечниковым И. И. у зародышей медуз. Отдельные клетки бластодермы мигрируют в бластоцель, и из них формируется внутренний слой. Возникает двухслойный зародыш. Его наружный слой-эктодерма и внутренний-энтодерма окружают полость первичной кишки-гастроцель.

Эпиболия

Наблюдается у животных, имеющих телолецитальные яйца, богатые желтком (пресмыкающиеся, птицы). При этом способе гаструляции мелкие клетки анимального полюса, размножаясь быстрее, обрастают и покрывают снаружи крупные, богатые желтком клетки вегетативного полюса, которые становятся внутренним слоем.

Деламинация

Наблюдается у кишечнополостных. При деламинации бластомеры зародыша делятся параллельно его поверхности, образуя наружный и внутренний зародышевые листки. Этот тип образования гаструлы впервые был описан И. И. Мечниковым у кишечнополостных (сцифомедузы).

Первичный органогенез[править | править код]

Первичный органогенез — процесс образования комплекса осевых органов. В разных группах животных этот процесс характеризуется своими особенностями. Например, у хордовых на этом этапе происходит закладка нервной трубки, хорды и кишечной трубки.

В ходе дальнейшего развития формирование зародыша осуществляется за счёт процессов роста, дифференцировки и морфогенеза. Рост обеспечивает накопление клеточной массы зародыша. В ходе процесса дифференцировки возникают различно специализированные клетки, формирующие различные ткани и органы. Процесс морфогенеза обеспечивает приобретение зародышем специфической формы.

Постэмбриональное развитие[править | править код]

Постэмбриональное развитие включает ювенильный (лат. juvenilis — юношеский, детский возраст, не достигший полового созревания), пубертатный (лат. pubertas — возмужалость, половая зрелость) периоды и период старения, который заканчивается смертью — прекращением жизнедеятельности организма[1].

Постэмбриональное развитие бывает прямым и непрямым.

  1. Прямое развитие — развитие, при котором появившийся организм идентичен по строению взрослому организму, но имеет меньшие размеры и не обладает половой зрелостью. Дальнейшее развитие связано с увеличением размеров и приобретением половой зрелости. Например: развитие рептилий, птиц, млекопитающих.
  2. Непрямое развитие (личиночное развитие, развитие с метаморфозом) — появившийся организм отличается по строению от взрослого организма, обычно устроен проще, может иметь специфические органы, такой зародыш называется личинкой. Личинка питается, растёт и со временем личиночные органы заменяются органами, свойственными взрослому организму (имаго). Например: развитие лягушки, некоторых насекомых, червей.

Постэмбриональное развитие сопровождается ростом.

См. также[править | править код]

  • Морфогенез
  • Онтогенез человека
  • Постэмбриональное развитие
  • Филогенез

Примечания[править | править код]

  1. 1 2 Мустафин А.Г. Биология. Для выпускников школ и поступающих в вузы / под ред. проф. В.Н.Ярыгина. — 16-е изд., стереотипное. — М.: КНОРУС, 2015. — С. 99, 104. — 584 с. — ISBN 978-5-406-04138.

Литература[править | править код]

  • Gould, S.J. (1977). Ontogeny and Phylogeny. Cambridge, Massachusetts: The Belknap Press of Harvard University Press.
  • О.-Я.Л.Бекиш. Медицинская биология. — Минск: Ураджай, 2000. — 520 с.
  • Джейми Дейвис. Онтогенез. От клетки до человека.

Источник