Культура и деятельность в развитии ребенка

юлия танич
Развитие культурной личности детей дошкольного возраста в деятельности
За последние десятилетия совершен большой скачок во всех сферах деятельности человека. Развились нанотехнологии, технические средства, большую роль в жизни людей играют информационные технологии.Современный ритм людей уже не возможен без таких информационных средств: мобильная связь, интернет, телевидение, что серьезно сократило межличностные отношения, вызывая дефицит общения, культурного развития. Вследствие чего уделяется более пристальное внимание к дошкольному периоду жизни человека, становлению его личности, особенностям социализации, формированию и сохранению физически и психически здорового поколения. Так как, не возможно жить, трудиться удовлетворяя свои потребности не общаясь с людьми. Еще Л. С. Выгодский выдвинул положение, что развитие ребенка не возможно без общественно-исторического опыта, накопленного предыдущими поколениями. Но для такого усвоения необходимо общение ребенка со взрослым, который уже в той или иной мере овладел этой культурой и способен передать ему накопленный опыт, научив его выработанным человечеством способам практической и умственной деятельности. Ведущую роль в процессах формирования личности играют обучение и воспитание, которые осуществляются в группах и коллективах. Потребность в общении с взрослыми и сверстниками определяет развитие личности ребенка, расширяется его кругозор, повышается самостоятельность. На ранних этапах становления личности ребенка ведущим средством общения является речь. Поэтому очень важно, чтобы малыш с самого начала пребывания в ДОУ приобретал положительный опыт сотрудничества и взаимопонимания. На всем протяжении дошкольного возраста у ребенка меняется характер подражания. В младшем дошкольном возрасте ребенок подражает отдельным формам поведения взрослого или сверстника, то в среднем сознательно усваивает образцы норм поведения. Деятельность дошкольникастановиться разнообразнее: рисование, конструирование, игра, элементы учения и труда, в чем и проявляется активность ребенка.
Ролевая игра является так же ведущим видом деятельности дошкольника. В игре дети отражают различные стороны жизни, взаимоотношения взрослых, приобретают и закрепляют свои знания об окружающей действительности. В игре дети активны, творчески преобразуют то что было воспринято ранее, лучше управляют своим поведением, появляется потребность регулировать взаимоотношения со сверстниками, возникают нормы нравственного поведения. Что позволяет ребенку лучше осознавать самого себя.
Еще одним важным аспектом в жизни для ребенка является труд. Он формирует нравственные качества, уважение к людям, чувство коллективизма. В этот период очень важно выработать положительное отношение к труду. Через интерес к труду развиваются произвольность, целенаправленность действий, формируются наблюдательность, любознательность, растут волевые усилия.
Всестороннее развитие личности ребенка в ДОУ обеспечивает воспитательно-образовательный процесс, в ходе которого происходит умственное, физическое, эстетическое и нравственное воспитание. При этом умственное воспитание ребенка это не только мыслительная деятельность, но и формирование определенных качеств личности. Умственное развитие ребенка в дошкольном возрасте закладывает фундамент представлений и понятий обеспечивая дальнейшее развитие ребенка. Поэтому упор на игровую и трудовую деятельность позволяет обеспечить оптимальное включение в учебную работу, вызывая положительный эмоциональный отклик на воспитательные воздействия и нормативные условия жизнедеятельности.
Таким образом, актуальность данной темы позволяет воспитателям и родителям использовать методики игр в обучении и воспитании детей, так как происходит интенсивное развитие всех познавательных психических процессов, усвоение нравственных норм и формирование произвольности поведения. Постепенно формируя и общественно значимые мотивы, выражающиеся в желании сделать что-то для других.
Анкудинова Н. Е. Особенности осознания своих умений у детей 3-7 лет // Дисс…канд. наук. -М. 59.
Антонов Д. В. Формы нравственных переживаний // Вопросы психологии. -58.
Бодалев А. А. Личность и общение. -83.
Ветер Л. А. Восприятие и обучение. — М., 69.
Выгодский Л. С. Собр. Соч.: В 6т. -М., 82-84.-Т. 4.
Коломенский Я. Л. Психология детского коллектива. — Минск, 84.
Лисина М. И., Сильвестру А. И. Психология самопознания у дошкольников. — Кишинев, 83.
Источник
Культурное развитие детей очень важно для каждого родителя. Ведь без чувства прекрасного и правил этикета ребенку будет сложно социализироваться в обществе. Интересно то, что только от мамы и папы зависит, насколько воспитанным и интересным вырастет их малыш. Так что за культурное развитие ребенка в семье отвечает старшее поколение.
Взрослые, которые довольны своей работой, досугом и вообще своей жизнью обычно воспитывают счастливых детей. Если родители живут активно и деятельно, если они постоянно читают, смотрят хорошие художественные и документальные фильмы, ходят на выставки, в музеи и театры, занимаются общественной деятельностью, то у них не возникнут проблемы культурного развития ребенка. Однако и в данном случае прививать культурные привычки следует организованно, планомерно и используя различные методические пособия.
С ранних лет родители должны заниматься культурным развитием детей дошкольного возраста. Мамам и папам следует прививать детям такие хорошие качества как милосердие, уважение к окружающим, доброта, тактичность. Одним из условий культурного развития ребёнка является прививание навыков правильного поведения на улице, в общественном транспорте, гостях, школе, на природе. Дети должны понять, что культурные люди должны вежливо и воспитанно вести себя не только при чужих людях, но и дома с родственниками. Родители должны объяснить, что культура должна быть в душе, её нужно, как росток, посадить, чтобы она возросла. Ребёнок с детства должен различать, что такое хорошо, а что такое плохо, что можно делать, а чего нельзя.
Обучение культуре должно проходить с ранних лет, ещё до того, как научить малыша читать и писать. Как только он начал говорить, уже тогда можно обучать его «волшебным» словам: спасибо, пожалуйста, здравствуйте, до свидания. Ребенок буквально с молоком матери должен впитать азы вежливости. Чтобы малышу было интереснее изучать и понимать правила культуры, можно обучать его в игровой форме. Тогда он быстрее будет воспринимать новую информацию и легче научится.
Несколько советов, как привить правила культуры ребенку
- Когда ребенок тнаходится в дошкольном возрасте, читайте ему сказки, в которых прослеживаются отношения добра и зла, в которых главные герои общаются со сверстниками, взрослыми, животными.
- Чем старше становится ребенок, тем более сложные произведения нужно выбирать. Читайте книги про борьбу и человеческие отношения.
- После каждого чтения обсуждайте с ребенком прочитанное. Спросите его, что хорошего сделали герои, что плохого. Кто из них положительный персонаж, а кто отрицательный. Попросите сына или дочь аргументировать своё мнение.
- Выбирая сказку на ночь, обратите внимание на её слог и язык. Ведь чем интереснее повествование, тем богаче будет словарный запас вашего ребенка. У него увеличится лексикон и разовьется образное мышление.
- Маленькие дети всегда являются «почемучками». Родители должны быть готовы к тому, что их сын или дочь будет постоянно спрашивать у них про окружающий мир: Почему небо голубое? Как самолет летает и не падает? Зачем цветы распускаются? У мамы и папы должны быть готовы ответы на все вопросы. Если же вы сами чего-то не знаете, не бойтесь признаться в этом вашему ребенку. Предложите ему узнать что-то вместе. А после этого почитайте энциклопедию или посмотрите познавательный видеоролик.
- Посещайте культурные места: театр, музей, выставку, галерею, цирк, зоопарк, океанариум, кинотеатр. Когда ребёнок ещё маленький, его следует водить в те места и на те представления, которые соответствуют его возрасту, чтобы он понял, что к чему. Чем старше становится сын или дочь, тем на более сложные спектакли и фильмы ребенка можно позвать. Также учитывайте тот факт, что просмотр драматургической пьесы в театре дастся сыну или дочери сложнее, чем просмотр мультфильма в кино. Но всё равно, после любого просмотра, обсуждайте с ребенком увиденное. Ведь культура – это не только просмотр интересных и познавательных вещей, это ещё и умение обсудить увиденное, рассказать свою точку зрение, аргументировать своё мнение. Уже в начальных классах можно отправляться с первоклассником в музеи и галереи, тем более интерактивные. Придумайте игры, которые помогут увлечь ребенка в месте изобразительных и скульптурных шедевров. Родители должны постараться, чтобы их дети извлекли из этого посещения максимум пользы.
- Больше гуляйте за городом, в городе, парках, лесу. Ведь даже просто проходя по улицам, можно отметить культурное и некультурное поведение граждан. Обращайте внимание малыша на действия прохожих и обсуждайте с ним, кто что делает правильно и неправильно. Главное – не устраивать нудные лекции. Общение с ребенком должно проходить легко и продуктивно.
- Занимайтесь спортом. Физическая культура тоже играет большую роль в развитии детей. Ведь занятия спортом приучают к дисциплине, ответственности, формируют характер, укрепляют силу духа. Что уж говорить о колоссальной пользе для здоровья.
- Занимайтесь благотворительностью. Необязательно самим отдавать кучу денег и показывать это ребенку. Можно просто объяснить ему, что есть дома, где дети живут без родителей, им не так повезло. Если вы всё понятно расскажете, то малыш сам захочет отдать пару игрушек и кофточек в детский дом. Расскажите ребенку, как это здорово – помогать людям. Как прекрасно быть человеком, который всегда готов прийти на помощь ближнему.
Источник
Культура деятельности проявляется в поведении ребенка на занятиях, в играх, во время выполнения трудовых поручений. Формировать у ребенка культуру деятельности — значит воспитывать у него умение содержать в порядке место, где он занимается, трудится, играет; привычку доводить начатое дело до конца; бережно относиться к игрушкам, вещам, книгам.
Для определения достигнутого в воспитании культуры деятельности можно использовать такие показатели, как умение и желание ребенка трудиться, интерес к выполняемой работе, активность, самостоятельность; проявление волевых усилий в достижении требуемого результата; взаимопомощь в коллективе сверстников.
Уже в дошкольном возрасте у детей должны постепенно формироваться нравственный и волевой аспекты поведения. В результате, дети старше четырех лет в своих действиях все чаще начинают руководствоваться мотивом общественной пользы: поскорее навести порядок в группе или помочь одеться новенькому, чтобы все вместе вовремя вышли на прогулку; выполнить поделки для игры, в подарок маме, малышам.
Важной задачей нравственного воспитания является формирование у детей дошкольного возраста психологической готовности к труду. Интерес к тому, что делают взрослые в детском саду, дома, охотное выполнение поручений воспитателя, няни, родителей, посильную активность, а затем и самостоятельность в одевании, еде и в других режимных процессах можно воспитать уже в возрасте 1,5-3 лет.
Добиться этого можно при условии, если учитывается возрастная активность детей, решается задача формирования у них посильной самостоятельности в быту (в самообслуживании), в играх и на занятиях. Самостоятельность — важнейшее качество формирующейся личности, ее потребность. Если недоучитывать это, к концу третьего года у ребенка может возникнуть «кризис поведения», выражающийся во вспышках негативизма, капризах.
Режимные процессы — умывание, одевание, сон, питание и т.д. — предоставляют благоприятные возможности для воспитания культуры поведения. Повторяясь многократно, они сильно влияют на формирование у ребенка чувства времени, необходимой активности, самостоятельности в поведении.
По мере закрепления соответствующих навыков «сфера самостоятельности» детей постепенно расширяется. Так, собираясь на прогулку, надо не только, не отвлекаясь, одеться самому, но и помочь товарищу. И как приятно обратиться с просьбой к другу, поблагодарить его за услугу и предложить свою помощь: «Валя, завяжи мне, пожалуйста, шарф… Спасибо… Теперь давай я тебе завяжу!»
Время от времени воспитатель должен специально варьировать обстановку, в которой дети едят, моют руки, одеваются:
— Дети, сегодня мы празднуем день рождения Светы, Валерика и Толи! Столы составим в одну линию; положим фрукты и сладости в вазы.
Подобная вариативность условий придает усвоенным навыкам большую гибкость, осознанность и тем совершенствует всю систему нравственного поведения ребенка.
У детей на четвертом году жизни продолжает формироваться самостоятельность, умение преодолевать небольшие трудности. Предъявляются более сложные требования к выполнению действий в ходе режимных процессов (вместе со взрослыми накрывать столы, готовить различные материалы к играм и занятиям). Постепенно детям предоставляется все большая самостоятельность, минуя показ действий, создается возможность для самостоятельных упражнений в культурном поведении.
Наблюдения показывают, что не все дети соблюдают порядок в группе: зная, что игрушки надо убирать в «домики», все-таки их не убирают. Не всегда делают это некоторые дети, и после напоминания педагога. Если же педагог, используя игровой прием, говорит, например: «Ребята, машина не в гараже, она промокнет под дождем, давайте ее уберем», и сам включается в игровой процесс, дети откликаются более охотно. Иными словами, взрослый, привлекая различные средства и используя различные формы, должен тонко и ненавязчиво, но настойчиво побуждать детей к действиям до тех пор, пока они не привыкнут самостоятельно выполнять работу.
Развитие детей идет не только в бытовой деятельности и труде, но и в условиях обучения на занятиях. Важный показатель культуры деятельности — естественная тяга к интересным и содержательным занятиям.
Важно, чтобы педагогическая задача и методика ее решения соответствовали фактическому уровню развития ребенка, их возрастным возможностям. Если задание слишком простое или слишком сложное, то интерес к нему у ребенка пропадает. Большую роль при проведении занятий с детьми раннего возраста играют предметы, пособия, которые педагог использует в занятии. Они должны быть яркими, привлекательными, вызывающими интерес у детей.
Но маленьким детям недостаточно только видеть предмет. У них всегда есть желание потрогать его, обследовать, подействовать с ним. Вот почему в раннем возрасте ведущим методом обучения является наглядно-действенный. При использовании данного метода детям предоставляется возможность не только смотреть, слушать, но и действовать с предметом, отвечать на вопросы, т.е. проявлять активность, самостоятельность, эмоциональное отношение к предмету.
Эффективность занятий определяется умением детей применять полученные знания в самостоятельной деятельности.
Источник