Кулагина возрастная психология развитие ребенка

В учебном пособии по курсу возрастной психологии (психологии развития) отражен полный жизненный цикл, который проходит человек. Рассматриваются возрастные закономерности развития в младенчестве, раннем и дошкольном детстве, младшем школьном и подростковом возрастах, юности, молодости, зрелости и поздней зрелости. Прослежены варианты развития личности в зависимости от ее направленности. Теоретический и фактический материал представлен в традициях психологической школы Л.С. Выготского, АН. Леонтьева, Д.Б. Эльконина.
Пособие адресовано студентам психологических факультетов педагогических институтов и университетов, но может быть полезно и более широкому кругу читателей-школьным учителям, родителям, молодежи, интересующейся психологией.
ПРЕДИСЛОВИЕ
РАЗДЕЛ I. ПРОБЛЕМЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
- Глава 1. ЖИЗНЬ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
- 1. Появление психической формы жизни в филогенезе
- 2. Жизнь как совокупная деятельность
- 3. Структура деятельности
- 1. Фазы деятельности
- 2. Внешняя (поведенческая) и внутренняя стороны деятельности
- 3. Операциональный аспект деятельности
- 4. Ведущая деятельность
- 5. Общение как вид деятельности
- 1. Ситуативно-личностное общение, характерное для младенчества
- 2. Ситуативно-деловое общение
- 3. Внеситуативно-познавательное общение
- 4. Внеситуативно-личностное общение, возникающее в середине или конце дошкольного возраста
- Глава 2. РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ В ФИЛОГЕНЕЗЕ И ПСИХИКА ЧЕЛОВЕКА
- 1. Уровень недифференцированной чувствительности
- 2. Сенсорный уровень
- 3. Перцептивный уровень
- 4. Уровень психики высокоразвитых животных
- 5. Уровень психики человека
- Глава 3. МОТИВАЦИЯ
- 1. Мотив, мотивационная сфера и жизненный замысел
- 2. Индивидуальность, личность, сущность
- 3. Жизненный мир и центральный жизненный принцип
- 4. Особенности онтогенеза жизненного мира
- 5. Мотивация и типы характера
- 1. Демонстративный (истероидный) тип
- 2. Сензитивный (тревожный) тип
- 3. Гипертимный тип
- 4. Астено-невротический (дистимный) тип
- 5. Эпилептоидный (возбудимый) тип
- 6. Психастенический (осторожный) тип
- 7. Лабильный тип
- 8. Шизоидный (застревающий) тип
- 6. Доминирующие мотивы и варианты линий онтогенеза
- Глава 4. ВОЗРАСТНОЕ РАЗВИТИЕ: ФАКТОРЫ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ
- 1. Предмет и методы возрастной психологии
- 2. Факторы и закономерности развития психики
- 1. Цикличность
- 2. Неравномерность развития
- 3. «Метаморфозы» в детском развитии
- 4. Сочетание процессов эволюции и инволюции в развитии ребенка
- Глава 5. СТАДИАЛЬНОСТЬ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
- 1. Критерии периодизации возрастного развития
- 2. Л.С. Выготский о стадиальности развития
- 3. Периодизация психического развития по Д.Б. Эльконину
- 4. Стадии развития взрослого человека
- Глава 6. РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ
- 1. Периодизация развития личности по 3. Фрейду
- 2. Периодизация развития личности по Э. Эриксону
- 3. Развитие морального сознания личности по Л. Колбергу
- 4. Периодизация развития личности по А.В. Петровскому
- Глава 7. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
- 1. Периодизация интеллектуального развития по Ж. Пиаже
- Основные понятия и принципы
- Стадии развития интеллекта
- Эгоцентризм детского мышления
- Феномены Пиаже
- 2. Интеллектуальное развитие ребенка по Дж. Брунеру
- 1. Периодизация интеллектуального развития по Ж. Пиаже
РАЗДЕЛ II. РАЗВИТИЕ В ДЕТСТВЕ И ОТРОЧЕСТВЕ
- Глава 1. МЛАДЕНЧЕСТВО (ДО 1 ГОДА)
- 1. Новорожденность
- 2. Младенческий возраст
- Восприятие
- Движение и действия
- Память
- 3. Кризис 1 года
- 4. Жизненный мир младенца
- Глава 2. РАННЕЕ ДЕТСТВО ОТ 1 ГОДА ДО 3 ЛЕТ
- 1. Развитие психических функций
- Речь
- Действия и мышление
- 2. Эмоциональное развитие
- 3. Кризис трех лет
- 4. Развитие жизненного мира
- 1. Развитие психических функций
- Глава 3. ДОШКОЛЬНОЕ ДЕТСТВО (ОТ 3 ДО 7 ЛЕТ)
- 1. Игра как ведущая деятельность
- 2. Развитие психических функций
- Память
- Восприятие
- Мышление
- 3. Развитие эмоций, мотивов и самосознания
- Эмоции
- Мотивы
- Самосознание
- 4. Развитие жизненного мира
- Глава 4. ШЕСТИЛЕТНИЕ ДЕТИ. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
- 1. Проблема обучения детей с шести лет
- 2. Психологическая готовность к школе и ее диагностика
- Личностная готовность к школьному обучению.
- Интеллектуальная готовность к школьному обучению
- 3. Варианты развития
- Глава 5. МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (ОТ 7 ДО 11 ЛЕТ)
- 1. Кризис семи дет
- 2. Учебная деятельность
- 3. Развитие психических функций
- Память
- 4. Мотивация и самооценка
- Мотивационная сфера
- Самооценка
- 5. Линии развития жизненного мира
- Глава 6. ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ (11-15 ЛЕТ)
- 1. Пубертатный кризис
- 2. Развитие психических функций
- 3. Развитие самосознания
- 4. Подростковые реакции
- 5. Личностная нестабильность и подростковые проблемы
- 6. Линии развития жизненного мира
- Глава 7. СТАРШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ: РАННЯЯ ЮНОСТЬ (16, 17 ЛЕТ)
- 1. Переходный период
- 2. Условия развития
- 3. Стабилизация личности и самоопределение
- 4. Линии развития жизненного мира
РАЗДЕЛ III. РАЗВИТИЕ ЗРЕЛОЙ ЛИЧНОСТИ
- Глава 1. ЮНОСТЬ ОТ 17 ДО 20-23 ЛЕТ
- 1. Кризис 17 лет
- 2. Условия развития
- Обучение в вузе
- Поиски работы
- Армия
- Бегство от общества
- 3. Основные линии онтогенеза
- Глава 2. МОЛОДОСТЬ (ОT 20-23 ДО 30 ЛЕТ)
- 1. Главные стороны жизни
- Любовь и семья
- Профессиональная деятельность
- Дружба
- 2. Основные линии онтогенеза
- 3. Кризис 30 лет. Проблема смысла жизни
- 1. Главные стороны жизни
- Глава 3. ЗРЕЛОСТЬ (ОТ 30 ДО 60-70 ЛЕТ)
- 1. Особенности развития личности. Профессиональная продуктивность
- 2. Отношения с детьми
- 3. Зрелость и психологический возраст
- 4. Основные линии онтогенеза
- Глава 4. ПОЗДНЯЯ ЗРЕЛОСТЬ (ПОСЛЕ 60-70 ЛЕТ)
- 1. Условия развития. Старение и психологический возраст
- 2. Основные линии онтогенеза
- Доживание
- Сохранение основного содержания жизни
- 3. Конец жизни
Источник
Стр. 36
Глава 3. РАННИЙ ВОЗРАСТ (ОТ 1 ГОДА ДО 3 ЛЕТ).
Родившись, ребенок отделяется от матери физически, но биологически связан с ней еще длительное время. В конце младенчества, приобретая некоторую самостоятельность, он становится биологически независимым. Начинает разрушаться ситуация неразрывного единства ребенка и взрослого — ситуация «Мы», как назвал ее Л.С. Выготский. А вот следующий этап — психологическое отделение от матери — наступает уже в раннем детстве. Это связано с тем, что у ребенка не только возникают новые физические возможности, но и интенсивно развиваются психологические функции, а к концу периода появляются первоначальные основы (зачатки) самосознания.
§ 1. РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ.
Рассматривая развитие психических функций, отметим, прежде всего, что раннее детство сензитивно к усвоению речи.
Речь. Автономная речь ребенка довольно быстро (обычно в течение полугода) трансформируется и исчезает. Необычные и по звучанию, и по смыслу слова заменяются словами «взрослой» речи. Но, разумеется, быстрый переход на новый уровень речевого развития возможен только в благоприятных условиях — в первую очередь, при полноценном общении ребенка со взрослыми. Если общение со взрослыми недостаточно или, наоборот, близкие исполняют все желания ребенка, ориентируясь на его автономную речь, освоение речи замедляется. Наблюдается задержка речевого развития и в тех случаях, когда растут близнецы, интенсивно общающиеся друг с другом на общем детском языке.
Осваивая родную речь, дети овладевают как фонетической, так и семантической ее сторонами. Произнесение слов становится более правильным, ребенок постепенно перестает пользоваться искаженными словами и словами-обрывками. Этому способствует и то, что к 3 годам усваиваются все основные звуки языка. Самое важное изменение в речи ребенка — то, что слово приобретает для него предметное значение. Ребенок обозначает одним словом предметы, различные по своим внешним свойствам, но сходные по какому-то существенному признаку или способу действия с ними. С появлением предметных значений слов связаны поэтому первые обобщения. В раннем возрасте быстро растет пассивный словарь — количество понимаемых слов. К двум годам ребенок понимает почти все слова, которые произносит взрослый, называя окружающие его предметы. К этому времени он начинает понимать и объяснения взрослого (инструкции) относительно совместных действий. Поскольку ребенок активно познает мир вещей, манипуляции с предметами для него — наиболее значимая деятельность, а освоить новые действия с предметами он может только совместно со взрослым. Инструктивная речь, организующая действия ребенка, понимается им достаточно рано. Позже, в 2-3 года, возникает понимание и речи-рассказа. Легче понимаются рассказы, касающиеся окружающих ребенка вещей и явлений. Для того чтобы он понял рассказ или сказку, содержание которых выходит за пределы непосредственно воспринимаемой им ситуации, нужна дополнительная работа — взрослые должны этому специально научить. Интенсивно развивается и активная речь: растет активный словарь (причем количество произносимых ребенком слов всегда меньше, чем количество понимаемых), появляются первые фразы, первые вопросы, обращенные к взрослым. К трем годам активный словарь достигает 1000-1500 слов. Предложения первоначально, примерно в 1,5 года, состоят из 2-3 слов. Это чаще всего субъект и его действие («мама идет»), действие и объект действия («дай булку», «хочу конфету»), или действие и место действия («книга там»). К трем годам усваиваются основные грамматические формы и основные синтаксические конструкции родного языка. В речи ребенка встречаются почти все части речи, разные типы предложений, например: «Помнишь, как мы на речку ходили, папа и Нюра купались, а мама где была?» «Я папин и мамин сын, всех дядей племянник, бабушкин и дедушкин внук». «Я очень рад, что ты приехал». «Вова обижал Нюру. Когда я буду большой, я Вову побью лопатой». «Ты — большая, а я маленький. Когда я буду длинный — до ковра… до лампы… тогда я буду большой». Речевая активность ребенка обычно резко возрастает между 2 и 3 годами. Расширяется круг его общения — он уже может общаться с помощью речи не только с близкими людьми, но и с другими взрослыми, с детьми. Что проговаривается в таких случаях? В основном, практические действия ребенка, та наглядная ситуация, в которой и по поводу которой возникает общение. Часты диалоги, вплетающиеся в совместную со взрослым деятельность. Ребенок отвечает на вопросы взрослого и сам задает вопросы о том, что они делают вместе. Когда же он вступает в разговор со сверстником, он мало вникает в содержание реплик другого ребенка, поэтому такие диалоги бедны, и дети не всегда отвечают друг другу.
Источник
Кулагина Ирина Юрьевна-доцент, и.о. декана ФПК, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник московского городского психолого-педагогического университета. В 1975 году закончила факультет психологии МГУ имени Ломоносова. С 1975 года сотрудник Психологического института РАО (младший научный сотрудник, старший научный сотрудник, ученый секретарь института, ведущий научный сотрудник). С 2002 года ведущий научный сотрудник лаборатории И.В. Дубровиной. С 1993 года ведет преподавательскую деятельность в ВУЗах. Профессор Университета РАО. Доцент кафедры А.А. Вербицкого в Московском государственном открытом педагогическом университете имени М.А. Шолохова. С 2002 года доцент кафедры педагогической психологии в МГППУ. Область интересов: развитие личности неуспевающих школьников, детей с задержкой психологического развития в сравнении с нормой, мотивация учения в подростковом возрасте, переживания успехов и неудач в учебной деятельности. Кулагина И.Ю. на видео Книги (5)
Возрастная психология (развитие ребенка от рождения до 17 лет). В пособии излагаются основные теоретические взгляды ведущих отечественных и зарубежных ученых в области детской психологии, дается представление о возрастной норме и основных тенденциях развития ребенка на различных возрастных этапах. Пособие предназначено для студентов заочного и вечернего отделений университета.
Соавтор: Колюцкий В.Н. В учебном пособии по курсу возрастной психологии (психологии развития) отражен полный жизненный цикл, который проходит человек. Рассматриваются возрастные закономерности развития в младенчестве, раннем и дошкольном детстве, младшем школьном и подростковом возрастах, юности, молодости, зрелости и поздней зрелости. Прослежены варианты развития личности в зависимости от ее направленности. Теоретический и фактический материал представлен в традициях психологической школы Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина. Пособие адресовано студентам психологических факультетов педагогических институтов и университетов, но может быть полезно и более широкому кругу читателей — школьным учителям, родителям, молодежи, интересующейся психологией. Личность школьника От задержки психологического развития до одаренности. В книге «Личность школьника» рассматривается развитие личности ребенка в школьные годы. Кроме общих для всех детей возрастных закономерностей развития даны отдельные варианты, имеющие свою специфику. Описаны личностные особенности, характерные для учеников с ЗПР и одаренных школьников, детей с высоким уровнем тревожности и разнообразными невротическими реакциями подростков с обостренными чертами характера и склонных к нарушению принятых в обществе норм поведения. Книга может быть полезна и родителям, имеющим трудных детей школьного возраста.
В учебном пособии представлены общие вопросы педагогической психологии, психология обучения, воспитания, а также проблемы, связанные с профессиональной деятельностью учителя. Рассматриваются представления об усвоении знаний детьми, наиболее известные виды обучения, в том числе развивающего, описаны психологические механизмы, определяющие принятие или непринятие ребенком системы воспитания и отдельных педагогических воздействий.
Соавтор: Фридман Л.М. Данная книга и предназначена для того, чтобы помочь учителю и студенту расширить и углубить свою психологическую подготовку. Книга «Психологический справочник учителя» представляет собой своеобразный справочник, в котором читатель найдет краткие справки-объяснения наиболее важных, для учителя психологических вопросов. Эти справки знакомят читателей как с новейшими исследованиями психологических проблем, так и с основополагающими достижениями психологии по вопросам, имеющим наибольшее значение для учителя в современных условиях. Добавить отзыв |
Источник