Кудрявцев физическая культура и развитие ребенка

Кудрявцев физическая культура и развитие ребенка thumbnail

Физическая культура и развитие здоровья ребенка. Психолого-педагогические основы (отрывки из новой публикации).

30 июня – 2 июля 2003 г. в республике Саха (Якутия) на базе Чурапчинского государственного института физической культуры и спорта состоялась II Всероссийская научно-практическая конференция «Физическое воспитание детей и молодежи в XXI веке: инновационные технологии в воспитании и обучении нравственно и физически развитой личности». Одним из эпицентров дискуссий на конференции стало обсуждение вопросов стратегии построения системы непрерывного развивающего образования – от дошкольной до вузовской ступени. К этому событию автор специально подготовил брошюру, посвященную данной тематике, которая была издана небольшим тиражом (Кудрявцев В.Т. Физическая культура и развитие здоровья ребенка. Психолого-педагогические основы. Чурапча: Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта; Москва: АНО «Центр развивающего образования Владимира Кудрявцева», 2003). В ней дается общая характеристика моделей приобщения детей физической культуре и организации оздоровительной работы в рамках развивающего дошкольного образования. Развитие здоровья рассматривается как один из ключевых приоритетов многоступенчатой системы образования, ориентированной на личностный рост воспитанников и учащихся, а также взрослых – педагогов и родителей. Разработанный автором на этой основе проект «Развивающая педагогика оздоровления» широко апробируется и внедряется в образовательном пространстве России.

Переработанный текст брошюры подготовлен к публикации в виде серии статей для журнала «Дошкольное воспитание», которая будет начата с № 1 за 2004 г.

Летняя конференция в Чурапче и осенняя конференция «Развивающая педагогика оздоровления: опыт и перспективы», проведенная в Москве (см. страничку «Новости») – взаимосвязанные события. Этим продиктована целесообразность размещения фрагментов текста на нашем сайте.

Справка. Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта открыт в 1999 г. по Указу Президента Республики Саха (Якутия).

Основателем и первым ректором единственного в России вуза, открытого в сельской местности, является М.Д.Гуляев, доктор педагогических наук, академик Международной Академии туризма, Почетный работник общего образования РФ, Заслуженный работник физической культуры Республики Саха (Якутия), ныне Председатель Госкомспорта РС (Я)
В настоящее время на очном и заочном отделениях ЧГИФиС обучаются более 500 студентов из 30 улусов (районов) и 5 городов республики.

Подготовка бакалавров ведется на кафедрах:

  • теоретико-методологических основ физической культуры и спорта
  • теории и методики национальных видов спорта
  • теории и методики национальных спортивных единоборств
  • естественных дисциплин
  • гуманитарных и социально-экономических дисциплин.

Кроме того, на базе Института организован ряд спортивных отделений: вольной борьбы, легкой атлетики, северного многоборья, спортивных игр и др.

Институт поддерживает связи с ведущими российскими специалистами по проблемам физической культуры и спорта, этнопедагогики: действительным членом РАО Г.Н.Волковым, профессорами С.Д.Неверковичем, Ж.К.Холодовым, В.Т.Кудрявцевым, Е.А.Земсковым, Б.А.Поливаевым (Москва), В.И.Прокопенко (Екатеринбург), Л.Г.Харитоновой, С.В.Барбашевым (Омск), А.И.Завяьловым (Красноярск) и др.

Источник

включает в себя два направления оздоровительно – развивающей работы:

  • Приобщение детей к физической культуре

  • Развивающие формы оздоровительной работы.

Пособие адресовано воспитателям дошкольных учреждений разного типа, а также оно может быть использовано родителями в условиях семейного воспитания. С одной стороны, роль движений в целостном психологическом развитии ребёнка является очевидной и общепризнанной и поэтому не требует какого-то особого внимания. А с другой стороны, двигательная активность, различные формы её целенаправленной организации занимают более чем скромное место в жизни современного ребёнка — дошкольника. Они вынесены на  периферию образовательного процесса. То же можно сказать и об оздоровительной работе.

Всё это ведёт к росту детской заболеваемости, не уменьшающему, даже, несмотря на принятие различных профилактических мер. Для получения устойчивого развивающего и оздоровительного эффекта мало лишь увеличить удельный вес движений в жизни ребёнка, хотя на фоне прогрессирующей гиподинамии, присущей современным детям, и это не лишено смысла. К успеху не приведёт и расширение диапазона оздоровительных процедур. Всё зависит от того, как двигаться и как оздоравливать.

В.Т.Кудрявцев считает, что необходим кординальный пересмотр существующих методов физического воспитания детей в дошкольных учреждениях, в школах, во внеобразовательных областях их жизни. Приступая к разработке своей программы, авторы стремились преодолеть ведомственный (узкопедагогический и узкомедицинский) подход к решению проблем физического воспитания дошкольников. В итоге альтернативой ему стал комплексный, междисциплинарный подход, который опирается на исследования, проведённые в области целого ряда дисциплин: психологии, педагогики, физиологии, медицины.

В программе Кудрявцева В.Т. нашли продолжение и развитие идеи различных представителей этих дисциплин – физиологов А.А.Ухтомского и Н.А.Бернштейна, психологов А.В.Запорожца и В.П.Зинченко, педагога П.С.Лесгафта, философа Э.В.Ильенкова, педиатра и педагога Ю.Ф.Змановского и др.

Содержание оздоровительной работы в книге  распределено по возрастным группам ( средняя, старшая, подготовительная гр.) и включает следующие пункты:

  • Краткая характеристика физического и психического развития воспитанников

  • Приобщение к физической культуре

  • Упражнения и задания на развитие основных движений

  • Упражнения и задания на принятие и сохранение позы

  • Упражнения и задания на развитие мелких мышц руки

  • Упражнения на развитие мелких мышц лица и мимики

  • Упражнения для разных групп мышц

  • Катание на санках

  • Скольжение

  • Ходьба на лыжах

  •  Катание на велосипеде

  • Подготовка к плаванию

  • Музыкально – ритмические упражнения

  • Подвижные игры

  • Игры – аттракционы для праздников

  • Развивающие формы оздоровительной работы (закаливание, дыхательные и звуковые упражнения, упражнения для формирования и коррекции осанки, упражнения для профилактики плоскостопия, психогимнастика) 

В старшей группе к этому добавляются ещё:

  • Силовые упражнения, элементы споривных игр для мальчиков (отжимы, ходьба на руках в паре, перекатывание вперёд-назад, ползание на животе, спине, ягодицах с помощью рук), баскетбол, футбол, хоккей.
  • Художественно-спортивные упражнения для девочек (худ.гимнастика, танцевальные упражнения, акробатические упражнения) 

В подготовительной группе:  

  • Катание на роликовых коньках
  • Волейбол
  • Бадминтон
  • Настольный теннис
  • Городки

Направление №1:   

«ПРИОБЩЕНИЕ  К  ФИЗИЧЕСКОЙ  КУЛЬТУРЕ»

В книге предлагаются варианты заданий, упражнений и игр, направленных, именно, на приобщение дошкольников к физической культуре.

Разучивание основных движений проходит в игровой форме под чтение стихов воспитателем, например, в прыжках через препятствие воспитатель читает:

«Что за чудо, что за диво!

Кто же это мне помог

Весело, легко, красиво

Совершить такой прыжок?

«Прыжки с высоты»:

Словно Маугли из книжки,

Вам, девчонки и мальчишки,

Покажу я свой прыжок.

Раз-два-три-четыре…

Скок!

«Метание в цель»

Я не просто удалец,

Ловкий, меткий я стрелец.

В цель, конечно, попаду,

Со своей рукой – в ладу.

  1. Комплексы физических упражнений предлагаются в форме тематического спектакля на тему: «Игрушки», «Обезьянки», «Снегурочка», «Поздняя осень», «Мишка»,
  2. В разделе: «Развивающие упражнения под музыку» предлагается музыкальный репертуар
  3. Много игр – аттракционов, считалок для подвижных игр, игр разных народов, русские народные игры.

Направление №2:

«РАЗВИВАЮЩИЕ ФОРМЫ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ»

Содержание и формы работы:

  1. Закаливание. Общие условия закаливания детей (закаливающие процедуры, крнтрастные ванночки для рук и ног, солевые дорожки, закаливание носоглотки, полоскание рта и горла)
  2. Комплексы оздоровительных упражнений для горла.
  3. Профилактические упражнения для верхних дыхательных путей.
  4. Дыхательные и звуковые упражнения (упражнения для артикуляции).
  5. Комплексы дыхательной гимнастики
  6. Точечный массаж (общая хар-ка биологически активных зон кожи)
  7. Формирование и коррекция осанки. Профилактика нарушения осанки (комплексы)
  8. Профилактика плоскостопия. Причины плоскостопия и пути его профилактики. Комплексы.

Раздел программы: «Организация двигательно – оздоровительных моментов на нефизкультурных занятиях дошкольников в группе».

Большое внимание уделено:

    • пальчиковой гимнастике
    • развитию мимики и артикуляции
    • элементам психогимнастики на занятиях
    • физкультминуткам на различных занятиях
    • двигательно – оздоровительным моментам в перерывах между занятиями
    • игровым зарядкам для коррекции эмоциональной сферы
    • методике мышечной релаксации

    Последний раздел программы – это:

    «Принципы организации оздоровительно-развивающей работы с ослабленными детьми».

    Он включает:

    • формирование у детей навыков рационального дыхания и правильной осанки
    • использование системы эффективного закалдивания
    • организация оздоровительного режима с учётом состояния здоровья ослабленного ребёнка.
    • обеспечение полноценного лечебного питания
    • применение психогигиенических и психопрофилактических методов и средств.

    Источник

    Программа "Тропинки"

    Основная образовательная программа дошкольного образования «Тропинки» / под ред. В.Т.Кудрявцева. М.: Вентана-Граф, 2016. — 592 с.
    Авторы:
    Бакланова Т.И., Глебова А.О., Гришаева Н.П., Журова Л.Е., Карпова Ю.В., Кожевникова В.В., Кудрявцев В.Т., Лабутина Н.В., Лыкова И.А., Милаева М.С., Новикова Г.П., Павленко Т.А., Салмина Н.Г., Сечкина О.К., Султанова М.Н., Ушакова О.С., Полковникова Н.Б.

    Программа «Тропинки» — основная образовательная программа дошкольного образования, определяющая содержание и организацию образовательной деятельности детей от 3 до 7 лет и обеспечивающая развитие личности дошкольников в различных видах общения и деятельности.

    Предлагаемая программа является современной программой развивающего дошкольного образования и направлена на создание условий для общего психического развития детей 3-7 лет средствами развития творческого воображения как универсальной способности. Освоение общечеловеческой культуры рассматривается разработчиками проекта как творческий процесс. В ходе творческого приобщения ребенка к началам человеческой культуры – познавательной, художественно-эстетической, коммуникативной, физической – у него закладываются, развиваются и проявляются важнейшие созидательные способности: продуктивное воображение, постигающее мышление, ориентация на позицию другого человека, произвольность, элементы рефлексии и др.

    В программе отражены стратегические ориентиры развивающей работы с детьми, отражённые в пяти направлениях образовательного процесса – «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие». Содержание этих направлений разработано в соответствии с пятью образовательными областями, выделенными в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.

    Программа разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (2014 г.).

    Введение

    1 января 2014 г. стало точкой отсчета новой жизни российского дошкольного образования — «по стандарту». ФГОС дошкольного образования – нововведение не из разряда хорошо забытых педагогических мод. Ему трудно найти аналоги, по крайней мере, в отечественной образовательной практике. В 2013-2014 учебному году вступил в силу новый закон «Об образовании в РФ». Он впервые закрепил за дошкольным образованием статус полноправного, более того – исходного, базового уровня образовательной системы. Задача стандарта – обеспечить превращение дошкольного образования в такой уровень. Не только стандарта, но его – в первую очередь.

    Уже 20 лет вместо термина «дошкольное воспитание» мы используем термин «дошкольное образование». Теперь – правомочно. Бесспорно, это усиливает позиции дошкольного звена в системе российского образовании. Но и обязывает к чему-то большему, нежели простая «смена вывесок». К чему?

    В чем состоят собственно образовательные задачи детского сада? Что его делает «образовательным учреждением»? А воспитателя – педагогом такого учреждения? Детский сад – это ступенька к школе или особое образовательное учреждение, в котором ребенок проживает особый отрезок своей жизни? Чем должен быть наполнен этот отрезок прежде всего? Что сулит дошкольному учреждению и дошкольному образованию в целом его новый статус? Ужесточение «рамки» или, наоборот – расширение спектра возможностей? Будет ли при этом исповедоваться привычный принцип «игры в одни ворота», когда детский сад услужливо подстраивается под требования школы? Или речь должна идти о некоторых принципиальных изменениях всей системы общего образования, в результате которых она будет способна принять в себя дошкольную ступень. И не просто принять – опереться на ее фундамент, по-своему развить ее достижения? Если так – то как, в виде чего должен быть заложен этот фундамент?

    Принятый ФГОС снимает многие опасения, связанные с перспективой «стандартизации» дошкольного образования [1] . Дошкольное образование может развиваться, лишь развивая: в стандарте оба векторы увязаны воедино. Документ задает стратегию развития дошкольного образования в качестве системы вариативного развивающего образования, открывая самые широкие возможности для включения в этот процесс всех «заинтересованных субъектов» взрослого сообщества.

    Стандарт ориентирован не только на поддержку разнообразия, принципиальной «нестандартности» самого детства и ребенка, но и вариативности развивающих форм этой поддержки с сохранением его исключительной, предельной самобытности, которая как раз и придает ему «образовательную ценность». Это сделано на основе культурно-исторической теории развития психики человека, которая создана в России усилиями Л.С. Выготского и его научной школы и избрана опорой в дошкольном образовании многих стран мира.

    Идея самоценности дошкольного детства – впервые в формате управленческого документа – насыщена рабочим содержанием. Не только игра, но и все прочие формы детской жизни и детских занятий, определяющие своеобразие дошкольного возраста, обладают бесспорной «образовательной ценностью». Она не всегда явна, порой требует раскрытия и измеряется в других показателях в сравнении со школьными предметами. В логике стандарта, собственно «образовательная ценность» дошкольного образования вытекает из самоценности дошкольного детства.
    Но остается открытым вопрос: как все это выразить на «языке жизни» дошкольного учреждения? Языке, на котором взрослые могли бы повседневно «общаться» с детьми и друг с другом, не утрачивая взаимопонимания и понимания того, что делает каждый из них по отдельности.

    Любая современная образовательная программа является попыткой перевода инновационных идей на этот язык.

    Программа, шире – проект «Тропинки», внедряемый несколько лет российском образовательном пространстве – тому не исключение.

    Приступая к его разработке, мы учитывали культурно-историческое и психологическое своеобразие современного типа детства, которому присуща культуротворческая функция (не только ребенком освоение уже сложившихся, но и порождение новых форм общечеловеческих способностей, отсутствующих у взрослых в «массе») [2]. Во-вторых, проект опирается на принципы междисциплинарного подхода к изучению природы, закономерностей, механизмов, условий детского развития и его комплексному обеспечению на практике. В-третьих, проектируемая дошкольная ступень выстраивается как исходное звено целостной системы непрерывного развивающего образования [3] (хотя может функционировать самостоятельно). В-четвертых, в проекте реализуется идея единства развивающей и оздоровительной работы с детьми; развитие здоровья выступает как системообразующая, стратегическая линия образовательного процесса в целом [4].

    В.Т. Кудрявцев

    1. Кудрявцев В. Образование до школы: какой ценой? // Дошкольное воспитание. 2013. № 5.

    2. Подробнее см.: Кудрявцев В.Т. Культурно-исторический статус детства: эскиз нового понимания // Психол. журнал. 1998. № 3; Он же. Психология развития человека. Рига, 1999.

    3. См.: Давыдов В.В., Кудрявцев В.Т. Развивающее образование: теоретические основания преемственности дошкольной и начальной ступени // Вопр. психологии. 1997. № 1; Кудрявцев В.Т. Преемственность ступеней развивающего образования: замысел В.В.Давыдова // Вопр. психологии. 1998. № 5; Преемственность в системе развивающего образования / Под ред. В.Т.Кудрявцева. М., 2001; Развивающее образование – многоступенчатая система. Замысел. Реализация. Перспективы / Отв. ред. Л.Е.Курнешова; научн. ред. – проф. В.Т.Кудрявцев. М., 2003.

    4. См.: Кудрявцев В. Физическая культура и развитие здоровья ребенка // Дошкольное воспитание. 2004. № 1.

    Владимир Кудрявцев программа "Тропинки"

    Источник

    Журнал «Дошкольное воспитание» - 12/2004

    Журнал ДОШКОЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ 01/2004

    В Министерстве образования Российской Федерации

    • О православном дошкольном воспитании в России

    В Министерстве образования Российской Федерации Алексеева А. О православном дошкольном воспитании в России 1 2004

    • О предоставлении государственными и муниципальными образовательными учреждениями религиозным организациям возможности обучать детей религии вне рамок образовательных программ

    В Министерстве образования Российской Федерации Филиппов В. О предоставлении государственными и муниципальными образовательными учреждениями религиозным организациям возможности обучать детей религии вне рамок образовательных программ 1 2004

    Вопросы теории

    • Физическая культура и развитие здоровья ребенка

    Вопросы теории Кудрявцев В. Физическая культура и развитие здоровья ребенка 1 2004

    Воспитание и обучение

    • Азбука мира

    Воспитание и обучение Ашиков В. Азбука мира 1 2004

    • Ангел мой надо мной

    Воспитание и обучение Рогаткина Т. Ангел мой надо мной 1 2004

    • Знакомим с окружающим миром

    Воспитание и обучение Згурская Л. Знакомим с окружающим миром 1 2004

    • Как продиагностировать физическую подготовленность дошкольника

    Воспитание и обучение Прищепа С., Попкова Н., Коняхина Т. Как продиагностировать физическую подготовленность дошкольника 1 2004

    • Организация самостоятельной двигательной деятельности детей

    Воспитание и обучение Демидова Е. Организация самостоятельной двигательной деятельности детей 1 2004

    • Рождество. Святки

    Воспитание и обучение Шулика Е., Перепетайло. Н. Рождество. Святки 1 2004

    • Физкультурно-оздоровительная и профилактическая работа в ДОУ

    Воспитание и обучение Федоровская О. Физкультурно-оздоровительная и профилактическая работа в ДОУ 1 2004

    • Физкультурно-спортивные праздники в детском саду

    Воспитание и обучение Бочарова Н. Физкультурно-спортивные праздники в детском саду 1 2004

    Воспитателю для работы с семьей

    • Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями

    Воспитателю для работы с семьей Доронова Т. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями 1 2004

    • Движение и здоровье

    Воспитателю для работы с семьей Видра Д. Движение и здоровье 1 2004

    • Знакомьтесь: город Северск Томской области

    Воспитателю для работы с семьей Знакомьтесь: город Северск Томской области 1 2004

    Литература — детям

    • Загадки зимнего двора

    Литература — детям Синявский П. Загадки зимнего двора 1 2004

    • Программа воспитания, обучения и развития в детском саду. Литературная страница

    Литература — детям Программа воспитания, обучения и развития в детском саду. Литературная страница 1 2004

    Мамина школа

    • Второй год жизни

    Мамина школа Павлова Л. Второй год жизни 1 2004

    Музейная педагогика

    • «Нянин «»Концерт-фантазия»»на английском, итальянском и русском языках»

    «Музейная педагогика Зиман Л. «»Нянин «»»»Концерт-фантазия»»»»на английском, итальянском и русском языках»» 1 2004 «

    • Первое знакомство с Третьяковкой

    Музейная педагогика Мацкевич М. Первое знакомство с Третьяковкой 1 2004

    Наглядные пособия — своими руками

    • Создаем развивающую среду сами

    Наглядные пособия — своими руками Воскресенская В. Создаем развивающую среду сами 1 2004

    Нам пишут

    • Великолепная семерка

    Нам пишут Лецинская И. Великолепная семерка 1 2004

    • Лицей воспитания

    Нам пишут Самойлов Ю. Лицей воспитания 1 2004

    Наука — практике

    • Английский язык в детском саду

    Наука — практике Вронская И. Английский язык в детском саду 1 2004

    Наши консультации

    • Юридическая консультация

    Наши консультации Соколова В. Юридическая консультация 1 2004

    Профессия — педагог

    • Организация здоровьесберегающего пространства

    Профессия — педагог Волошина Л. Организация здоровьесберегающего пространства 1 2004

    Ребенок приходит в мир

    • Давайте знакомиться вновь

    Ребенок приходит в мир Теплюк С. Давайте знакомиться вновь 1 2004

    Источник