Кубики для развития ребенка скачать

Кубики для развития ребенка скачать thumbnail

Людмила Макарова
Методическое пособие «Речевые кубики»

Методическое пособие «Речевые кубики»

Дошкольный ребёнок – человек играющий, поэтому обучение входит в жизнь ребёнка через «ворота детской игры».

Для детей с ОВЗ игровая деятельность сохраняет свое значение и роль как необходимое условие всестороннего развития их личности и интеллекта. В игре ребенку легче преодолеть те недостатки, которые он не может преодолеть в реальности.

Педагогами разработан целый ряд современных игровых технологий. Я предлагаю игровое пособие “Речевые кубики”, которое построено на наглядной основе.

Сегодня в магазинах можно приобрести разнообразные игры для детей.

А я хочу рассказать вам о том, как самим изготовить интересные развивающие пособия для дошкольников. Это развивающие кубики. Данное пособие можно использовать в непосредственно-образовательной деятельности, в индивидуальной работе с детьми и в самостоятельной деятельности детей.

Цель использования дидактического пособия:

Повышать интерес детей к получению знаний об окружающем. Развивать умственные и творческие способности, связную речь воспитанников.

Основные достоинства пособия:

— Такие кубы многофункциональны, просты в изготовлении, удобны в использовании.

— Их можно использовать на самых разных занятиях

— Развивают умственные и творческие способности детей

— Являются ярким элементом предметно – пространственной среды

-Благодаря таким кубам можно закреплять ранее полученные знания в игровой форме.

— Можно использовать в разных возрастных группах.

Пособие «Речевые кубики» представляет собой серию из 13 кубиков.

Оформление граней кубов постоянно в виде знакомых для детей картинок: игрушки, домашние животные, части тела, овощи, фрукты, глаголы 3 кубика, члены семьи, предметы дома, цвета, цифры до 6, геометрические фигуры. Картотека картинок вариативна под задания игр, упражнений. Если рассматривать непосредственно целевое предназначение каждого кубика, то многофункциональность его минимизируется, поэтому пособие представлено комплексом, что дает полноту возможности ведения коррекционно-образовательного процесса.

Склеили кубики по трафарету

Кубики для развития ребенка скачать

Задаём вопрос:»Что это?» «Кто это?»

Кубики для развития ребенка скачатьКубики для развития ребенка скачать

Кубик с изображениями действий (стоит, лежит, идет, сидит, бежит, летит) При игре с таким кубиком задаем вопрос: «Что делает?» Соединяем в игре два кубика – предмет и действие. Объединяем в словосочетание выпавшие картинки: «Что это? Что делает?», уточняем у ребенка, бывает ли такое.

Кубики для развития ребенка скачать

Кубики с цифрами. Учим малыша согласовывать числительное и существительное: две матрешки, но шесть матрешек. Один мяч, два мяча, пять мячей.

Кубики для развития ребенка скачатьКубики для развития ребенка скачать

Кубики с разными цветами. (красный мяч, красное яблоко, красные помидоры, красный нос, красная матрёшка)

Кубики для развития ребенка скачатьКубики для развития ребенка скачать

Кубики с геометрическими фигурами (круглЫЕ часы, круглАЯ Луна, круглЫЙ стол, круглОЕ блюдце)

Кубики для развития ребенка скачатьКубики для развития ребенка скачать

Составляем словосочетание из 2х кубиков в разных вариациях:

1. предмет + цвет;

2. предмет + количество;

3. фигура + цвет;

4. фигура + количество;

5. предмет + действие;

6. предмет + форма.

Кубики для развития ребенка скачать

Следующий этап игры — сочетаем три признака и три кубика, потом 4:

1. предмет + количество + форма;

2. предмет + цвет + форма;

3. форма + цвет + количество.

Кубики для развития ребенка скачать

Не забываем каждый раз уточнять: «Бывает не-бывает?», «Когда это бывает?»

Кубики для развития ребенка скачать

Затем можно поиграть и с восклицательной: «Красный банан?» (вопросительно).

Кубики для развития ребенка скачатьКубики для развития ребенка скачать

Спасибо за внимание к моей работе!

Источник

Учебно-методическое пособие

«Кубики-говорушки»

Содержание коррекционной работы в соответствии с федеральным государственными стандартом дошкольного образования (далее — ФГОС) направлено на создание системы комплексной помощи детям в освоении основной образовательной программы дошкольного образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии воспитанников, их социальную адаптацию и оказание квалифицированной помощи детям с ограниченными возможностями. Одна из приоритетных задач для старшего дошкольного возраста — подготовка детей к школе. Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь. Она также является важнейшим условием всестороннего полноценного развития детей. Ни для кого не секрет, что чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. В своей практике я постоянно взаимодействую с детьми с речевой патологией, большая часть из которых имеют общее недоразвитие речи.

Игра — ведущая деятельность детей дошкольного возраста, однако, на сегодняшний день многие из моих коллег высказывают мысль о том, что современные дети не умеют играть. Игры с правилами частично утратили в их кругах свою актуальность, на смену им приходят электронные игры, которые хотя и имеют свод неких правил, лишают при этом возможности игроков живого общения и зачастую не требуют для взаимодействия использование речи. Именно поэтому педагоги дошкольного образования озадачены модернизацией уже имеющихся и разработкой новых игр.

Для детей с речевой патологией, в частности, с ОНР очень важно сохранить в игре вербальное общение, поэтому в представленном пособии сохранены с одной стороны значение и роль игровой деятельности, с другой стороны ведётся процесс коррекции речи, как необходимое условие для всестороннего развития личности, культуры общения и интеллекта. Систематизация дидактических игр по пособию позволяет легче преодолеть недостатки речи.

Цель учебно-методического пособия «Кубики-говорушки» — развитие звукового анализа, словаря, лексико-грамматических категорий и связной речи у детей старшего дошкольного возраста. Помимо этого мы пополнили комплект несколькими кубиками по развитию сенсорных представлений, развитию навыка счёта (до 6-ти), а также возможности развития эмоциональной сферы.

Использование игровых приемов при коррекции речи с помощью пособия позволяет развить фразовую речь, освоить конструкцию простых предложений, обогатить (экспрессивная речь) словарный запас, овладеть навыками словообразования и словоизменения.

Задачи пособия раскрываются с помощью игр и упражнений, как в непосредственно образовательной деятельности (во время подгрупповых коррекционно-логопедических занятий), так и на индивидуальной работе.

Пособие рекомендовано при преодолении ОНР у дошкольников:

  1. Привлечению интереса к совместной деятельности, формированию мотивации взаимодействия ребенка с взрослым и со сверстниками в логопроцессе;
  1. Развитию навыка звукового анализа;
  2. Развитию навыка словоизменения и словообразования;
  3. Развитию умения подбора слов-антонимов, синонимов, родственных слов;
  1. Формированию навыка согласования существительного с относительными прилагательными;
  1. Овладению согласованием существительных с количественными числительными в роде, числе, падеже.
  1. Закрепление в согласование местоимения и существительного, повторение лексических тем.
  1. Закрепление употребления предлогов;
  2. Овладению составлением простых распространённых предложений;
  1. Формирование навыка составления описательного рассказа по технологии ТРИЗ в педагогики;

11. Расширению        представлений об окружающем мире;

12. Развитию зрительного гнозиса;

13. Развитию оптико-пространственных отношений.

Возможно параллельно с речевой работой применение пособия с целью формирования сенсорных представлений (цвет, форма)

Почему пособие имеет такой вид?

Традиционно в работе учителя-логопеда используются предметные и сюжетные картинки, карточки, тетради с печатной основой, схемы и таблицы. Они имеют плоскостной вид, с ними можно производить немного действий (положить перед собой, рассмотреть). Необходимость более длительного вовлечения ребёнка в логокоррекцию позволяет объёмное пособие, примером которого является кубик. Вариантов использования этого вида игрового пособия множество. При подготовке мы встречали варианты использования куба, как основы разных игр: как для речевого, так и неречевого развития. Хочется обратить внимание на то, что в пособии предложена комплект кубиков, исходя из структуры речевого дефекта, с

которым предполагается работать в ходе логоработы (ОНР системное нарушение и пособие представлено комплексно).

Однако, не исключено использование кубиков не в комплексе, а единично, в зависимости от имеющейся проблемы, задачи, которую ставит учитель-логопед в ходе логопроцесса.

Из чего можно изготовить пособие самостоятельно?

Предлагается изготовить кубики из целлюлозного материала и других материалов, в частности, из канцелярских принадлежностей (бумага, скотч, клей). В набор прилагаются игровые карточки-картинки, они могут быть заменены на имеющиеся у учителя-логопеда карточки-картинки с изображением различных предметов.

Мы рекомендуем приготовленные специально карточки-картинки, так как при использовании из готовых других пособий необходимо подбирать одинаковые по размеру и стилю оформления для удобства игры.

Также можно использовать и деревянные кубики (для старших дошкольников) и мягкие (тканевые) для детей младшего и среднего дошкольного возраста. Также при отсутствии базовых кубиков их можно изготовить из картонных шаблонов. Наш выбор материала объясняется безопасностью использования, санитарными нормами (за тканевыми более сложно ухаживать, СанПиН ДО не рекомендует мягкое оборудование использовать без специальной регулярной обработки), а также, в отличие от картонных кубиков, они более долговечны.

Содержание и возможности пособия

Пособие «Кубики-говорушки» представляет собой серию из 9 кубиков. Оформление граней кубов постоянно в виде знакомых для детей схем. Мы использовали как традиционные, таки авторские (при обозначении звуков – наушники и звонки).

Картотека картинок вариативна под задания игр, упражнений. Если рассматривать непосредственно целевое предназначение каждого кубика, то многофункциональность его минимизируется, поэтому пособие представлено комплексом, что дает полноту возможности ведения коррекционно-образовательного процесса.

Использование приемов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) в педагогики дает возможность на практике в играх развивать связную речь воспитанников с помощью разработанных схем, карточек-символов. Суть данного метода заключается в том, что ребенок не получает знания в готовом виде, а в процессе игры ведет поиск, через знания только условного обозначения, схемы, что также соответствует главным требованиям ФГОС.

Принцип построения обучения лексико-грамматическим категориям, связной речи по пособию «Кубики-говорушки» от простого к сложному с использованием, как логопедических технологий, так и психологических приемов для улучшения качества обучения и воспитания.

Вариативность и видоизменение пособия

  1. Может быть дополнен 3-4 кубиками (закрепление норм артикуляции – блок звукопроизношения, психологический блок – развитие эмоций).
  1. В зависимости от возраста отдельные грани могут быть временно закрыты белым цветом (например, при изучении трапеции в старшем дошкольном возрасте открыта грань, в среднем дошкольном возрасте — закрыта).
  1. В старшем дошкольном возрасте можно усложнить задачу составления предложения вводом схемы предложения или условия составления, например, не простого, а сложного предложения.

Набор из 9-ти кубиков:

  1. Кубик – звуковичок
  1. грань – гласный звук
  2. грань – йотированный гласный
  3. грань — твёрдый звонкий согласный
  1. грань – твердый глухой согласный
  2. грань – мягкий звонкий согласный
  3. грань —  мягкий глухой согласный
  1. Кубик – счетовод

На каждой грани числа от 1 до 6.

1 грань — один

2 грань — два

3 грань — три

4 грань — четыре

5 грань — пять

6 грань – шесть

  1. Кубик – словарик

1 грань –        слово-антоним

  1. грань – слово-синоним
  2. грань –  местоимения: мой, моя, моё
  3. грань – большой — маленький
  4. грань –  один — много
  1. грань –  притяжательные прилагательные
  1. Кубик – грамматей (предлоги)
  1. грань –  на
  2. грань – в
  3. грань – под
  1. грань – над
  1. грань –  около

5-6. Кубики – цветознайка

(2 кубика: основные и оттеночные цвета)

1

грань –  красный

розовый

2

грань –  желтый

оранжевый

3

грань –  синий

голубой

4

грань – зелёный

фиолетовый

5

грань –  черный

коричневый

6

грань –  белый

серый

  1. Кубик – геометрик
  1. грань – круг
  2. грань – квадрат
  3. грань – треугольник
  1. грань – прямоугольник
  2. грань – овал
  3. грань – трапеция

8-9. Кубики – сочинялка

(2 кубика: для описания живых предметов и неживых предметов)

1

грань –  что это?

кто это?

2

грань –  цвет

окраска

3

грань – форма

величина

4

грань –  величина

части

5

грань –  части

детёныши

6

грань –  для чего нужен?

где живёт?

Комплект может быть дополнен кубиками:

  1. Кубики – болтушки — по артикуляционной гимнастике (можно изготовить 3 по разным группам: шипящие, соноры, свистящие звуки). Варианты встречаются в разных видах. Мы предлагаем в этом случае иметь их по всем группам звуков отдельно для удобства использования.
  1. 1 кубик настроения — по эмоциональной сфере.

Источник

                Уважаемые коллеги, хочу представить вам интересный набор речевых кубиков «Речь:плюс» издательство «Народное образование» и наш аналог из картонных кубиков.

«Речевые кубики» предназначены для игр и упражнений по развитию речи у дошкольников и младших школьников.

Игры с кубиками охватывают все направления речевого развития ребенка: словарь, грамматический строй, произносительную сторону речи и связную речь (диалог и монолог). Их можно использовать в индивидуальной, парной и групповой работе, а также при проведении диагностики речевого развития дошкольника.

Изображения на кубиках и их цвета подобраны таким образом, что позволяют легко и системно охватить широкий диапазон задач по развитию речи:

§  расширение, обогащение и закрепление словаря (существительных, глаголов, прилагательных);

§  развитие умения составлять словосочетания, предложения и высказывания; согласование слов (в роде, числе, прилагательных с существительными и пр.); употребление пространственных предлогов;

§  развитие интонационной выразительности;

§  формирование представлений о структуре связного высказывания; упражнение в составлении собственных историй (сказок, рассказов);

§  формирование активной коммуникативной позиции.

         В наборе 10 кубиков четырех цветов: красные, синие, зеленые, оранжевые.

Кубики выполнены из мягкого материала, они достаточно крупных размеров, поэтому с ними можно работать сидя за столом или на полу, их можно вытаскивать из мешочка или перебрасывать друг другу.

На гранях кубиков – условные изображения, которые задают определенную смысловую и речевую направленность.

§  Смысловая направленность (7 кубиков):
красные:
— семья (возраст и пол);
— профессии;
— незнакомцы (персонажи из незнакомого мира);
синие:
— время суток и погода;
— место действия;
зеленые:
— волшебные предметы;
— транспорт.

§  Речевая направленность: все кубики отражают разные части речи (существительные, глаголы, прилагательные, наречия); из них 3 кубика (оранжевые) обозначают:
— пространственные предлоги;
— эмоции;
— выразительность речи.
Цвет кубиков задает разную направленность в зависимости от поставленных задач. Например:

связная речь. Цвета кубиков структурно организуют высказывание (рассказ): красные кубики – начало, зеленые – середина, синие – конец.

                     грамматика. Цвета кубиков используются для составления (распространения) предложения: красные кубики – «кто?», зеленые – «что?» и «что делает?», синие – «когда?» и «где?», оранжевые – «как?».

   Красные кубики обозначают персонажей («кто?»).

   Зеленые кубики обозначают предметы, которые движутся (транспорт) либо действуют иным способом (волшебные предметы).

   Синие кубики преимущественно отвечают на вопросы «где?» и «когда?», а также на вопрос «что?».

   Оранжевые кубики – особенные, у них свое предназначение – придать речи выразительность, помочь освоить пространственные предлоги и научиться понимать и выражать эмоции.

    Любимой игрой детей нашей группы стала игра «Угадай по вопросу». Ребенок бросает кубик и ловит его в ладошки, не показывая никому, что у него выпало. Игроки должны угадать картинку.  Для этого они задают ему вопросы. Два варианта – игроки задают развернутые вопросы, на который водящий отвечает только «да» и «нет», другой вариант – водящий может отвечать развернуто на вопросы: какой предмет, для чего он нужен.

   Единственной проблемой при использовании «Речевых кубиков» оказалось их малое количество на группу детей. Эту проблему мы решили быстро – сделали сами аналог «Речевых кубиков»  кубики из картона. Дети очень обрадовались тому, что их любимых кубиков стало в два раза больше!

Источник