Кто предложил теорию развития ребенка
Теории развития ребенка направлены на объяснение того, как дети меняются и растут в течение детства. Такие теории сосредоточены на различных аспектах развития, включая социальный, эмоциональный и когнитивный рост.
Изучение человеческого развития является богатым и разнообразным предметом. У всех нас есть личный опыт развития, но иногда трудно понять, как и почему люди растут, учатся и действуют так, как они.
Почему дети ведут себя определенным образом? Их поведение связано с их возрастом, семейными отношениями или индивидуальным характером? Психологи развития стремятся ответить на такие вопросы, а также понять, объяснить и предсказать поведение, которое происходит на протяжении всей жизни.
Чтобы понять человеческое развитие, возник ряд различных теорий развития ребенка, чтобы объяснить различные аспекты человеческого роста.
Фон теории развития ребенка
Теории развития обеспечивают основу для размышлений о человеческом росте и обучении. Но почему мы изучаем развитие? Что мы можем извлечь из психологических теорий развития? Если вы когда-нибудь задумывались о том, что мотивирует человеческое мышление и поведение, понимание этих теорий может дать полезную информацию о людях и обществе.
Как наше понимание развития ребенка изменилось за последние годы
Развитие ребенка, которое происходит от рождения до взрослой жизни, в значительной степени игнорировалось на протяжении большей части истории человечества. Дети часто рассматривались просто как маленькие версии взрослых, и мало внимания уделялось множеству достижений в когнитивных способностях, использовании языка и физическом росте, которые происходят в детстве и подростковом возрасте.
Интерес к области развития ребенка, наконец, начал проявляться в начале 20-го века, но он, как правило, фокусировался на ненормальном поведении. В конце концов, исследователи стали проявлять все больший интерес к другим темам, включая типичное развитие ребенка, а также влияние на развитие.
Как изучение развития ребенка позволяет нам понять происходящие изменения
Почему важно учиться тому, как дети растут, учатся и меняются? Понимание развития ребенка очень важно, потому что оно позволяет нам в полной мере оценить познавательный, эмоциональный, физический, социальный и образовательный рост, который дети переживают с рождения и в раннем взрослом возрасте.
Некоторые из основных теорий развития ребенка известны как великие теории; они пытаются описать каждый аспект развития, часто используя поэтапный подход. Другие известны как мини-теории; вместо этого они сосредоточены только на довольно ограниченном аспекте развития, таком как когнитивный или социальный рост.
Основные теории развития ребенка
Ниже приведены лишь некоторые из многих теорий развития ребенка, которые были предложены теоретиками и исследователями. Более поздние теории обрисовывают в общих чертах стадии развития детей и идентифицируют типичные возрасты, в которых происходят эти вехи роста.
Теория психосексуального развития Фрейда
Психоаналитическая теория возникла благодаря работе Зигмунда Фрейда. Благодаря своей клинической работе с пациентами, страдающими психическими заболеваниями, Фрейд пришел к убеждению, что детские переживания и бессознательные желания влияют на поведение.
Согласно Фрейду, конфликты, возникающие на каждом из этих этапов, могут оказывать пожизненное влияние на личность и поведение.
Фрейд предложил одну из самых известных грандиозных теорий развития ребенка. Согласно психосексуальной теории Фрейда, развитие ребенка происходит в несколько этапов, ориентированных на различные области удовольствия тела. На каждом этапе ребенок сталкивается с конфликтами, которые играют значительную роль в процессе развития.
Его теория предполагала, что энергия либидо была сосредоточена на различных эрогенных зонах на определенных стадиях. Неспособность пройти стадию может привести к фиксации в этой точке развития, которая, по мнению Фрейда, может повлиять на поведение взрослых.
Так что же происходит, когда дети заканчивают каждый этап? И что может произойти, если ребенок плохо справляется с определенной точкой развития? Успешное завершение каждого этапа ведет к развитию здоровой взрослой личности. Неспособность разрешить конфликты на определенной стадии может привести к фиксациям, которые затем могут повлиять на поведение взрослых.
В то время как некоторые другие теории развития ребенка предполагают, что личность продолжает меняться и расти в течение всей жизни, Фрейд полагал, что именно ранние переживания сыграли наибольшую роль в формировании развития. По словам Фрейда, личность во многом заложена камнем к пятилетнему возрасту.
Этапы Фрейда психосексуального развития
Психосоциальная теория развития Эриксона
Психоаналитическая теория была чрезвычайно влиятельной силой в первой половине двадцатого века. Те, кто вдохновлялся и находился под влиянием Фрейда, продолжали расширять идеи Фрейда и разрабатывать собственные теории. Идеи Эрика Эриксона из этих неофрейдистов стали, пожалуй, самыми известными.
Восьмиэтапная теория психосоциального развития Эриксона описывает рост и изменения на протяжении всей жизни, уделяя особое внимание социальному взаимодействию и конфликтам, возникающим на разных этапах развития.
Хотя теория психосоциального развития Эриксона имеет некоторые общие черты с теорией Фрейда, во многих отношениях она существенно отличается. Вместо того чтобы сосредоточиться на сексуальном интересе как движущей силе развития, Эриксон считал, что социальное взаимодействие и опыт играют решающую роль.
Его восьмиступенчатая теория развития человека описала этот процесс от младенчества до смерти. На каждом этапе люди сталкиваются с конфликтом развития, который влияет на дальнейшее функционирование и дальнейший рост.
В отличие от многих других теорий развития, психосоциальная теория Эрика Эриксона фокусируется на развитии на протяжении всей жизни. На каждом этапе дети и взрослые сталкиваются с кризисом развития, который служит основным поворотным моментом. Успешное решение задач каждого этапа приводит к появлению психологических добродетелей на всю жизнь.
Этапы психосоциального развития Эриксона
Поведенческие теории развития ребенка
В первой половине двадцатого века новая школа мысли, известная как бихевиоризм, стала доминирующей силой в психологии. Бихевиористы полагали, что психология должна фокусироваться только на наблюдаемом и количественном поведении, чтобы стать более научной дисциплиной.
Согласно поведенческой перспективе, все поведение человека может быть описано с точки зрения влияния окружающей среды. Некоторые бихевиористы, такие как Джон Б. Уотсон и Б.Ф. Скиннер, настаивали на том, что обучение происходит исключительно через процессы ассоциации и подкрепления.
Поведенческие теории развития ребенка сосредоточены на том, как взаимодействие окружающей среды влияет на поведение, и основаны на теориях таких теоретиков, как Джон Б. Уотсон, Иван Павлов и Б.Ф. Скиннер. Эти теории имеют дело только с наблюдаемым поведением. Развитие считается реакцией на награды, наказания, стимулы и подкрепление.
Эта теория значительно отличается от других теорий развития ребенка, потому что она не учитывает внутренние мысли или чувства. Вместо этого он фокусируется исключительно на том, как опыт формирует то, кем мы являемся.
Два важных типа обучения, которые возникли из этого подхода к развитию, — это классическая обусловленность и оперантная обусловленность. Классическая обусловленность предполагает обучение путем сочетания естественного стимула с ранее нейтральным стимулом. Оперантное кондиционирование использует подкрепление и наказание для изменения поведения.
Когнитивная теория развития Пиаже
Когнитивная теория связана с развитием мыслительных процессов человека. Также рассматривается, как эти мыслительные процессы влияют на то, как мы понимаем мир и взаимодействуем с ним. Пиаже предложил идею, которая сейчас кажется очевидной, но помогла революционизировать наш взгляд на развитие ребенка: дети думают иначе, чем взрослые .
Теоретик Жан Пиаже предложил одну из самых влиятельных теорий когнитивного развития. Его когнитивная теория стремится описать и объяснить развитие мыслительных процессов и психических состояний. Это также смотрит на то, как эти мыслительные процессы влияют на то, как мы понимаем мир и взаимодействуем с ним.
Затем Пиаже предложил теорию когнитивного развития, чтобы объяснить этапы и последовательность интеллектуального развития детей.
- Сенсомоторная стадия. Период времени между рождением и возрастом два, в течение которого знание ребенком мира ограничивается его или ее сенсорным восприятием и двигательной активностью. Поведение ограничивается простыми моторными реакциями, вызванными сенсорными стимулами.
- Предоперационная стадия: период от 2 до 6 лет, в течение которого ребенок учится пользоваться языком. На этом этапе дети еще не понимают конкретной логики, не могут мысленно манипулировать информацией и не могут воспринимать точку зрения других людей.
- Конкретная операционная стадия: период между 7 и 11 годами, в течение которого дети лучше понимают умственные операции. Дети начинают логически думать о конкретных событиях, но им трудно понять абстрактные или гипотетические концепции.
- Формальная операционная стадия: период между 12 годами и взрослыми, когда люди развивают способность думать об абстрактных понятиях. На этом этапе также возникают такие навыки, как логическое мышление, дедуктивное мышление и систематическое планирование.
Четыре этапа развития Piaget
Теория привязанности Боулби
Существует большое количество исследований по социальному развитию детей. Джон Боубли предложил одну из самых ранних теорий общественного развития. Боулби считал, что ранние отношения с опекунами играют важную роль в развитии ребенка и продолжают влиять на социальные отношения на протяжении всей жизни.
Теория привязанности Боулби предполагает, что дети рождаются с врожденной необходимостью формировать привязанности. Такие привязанности способствуют выживанию, обеспечивая ребенку заботу и защиту. Не только это, но и эти привязанности характеризуются четкими поведенческими и мотивационными паттернами. Другими словами, и дети, и лица, обеспечивающие уход, ведут себя так, чтобы обеспечить близость. Дети стремятся оставаться рядом и быть на связи со своими опекунами, которые, в свою очередь, обеспечивают безопасное убежище и надежную базу для исследования.
Исследователи также расширили оригинальную работу Боулби и предположили, что существует множество различных стилей привязанности. Дети, которые получают постоянную поддержку и уход, с большей вероятностью разовьют безопасный стиль привязанности, в то время как те, кто получают менее надежный уход, могут развить амбивалентный, избегающий или неорганизованный стиль.
Теория привязанности
Теория социального обучения Бандуры
Теория социального обучения основана на работах психолога Альберта Бандуры. Бандура считал, что процесс обусловливания и подкрепления не может в достаточной мере объяснить все человеческое обучение. Например, как процесс обусловливания может учитывать усвоенное поведение, которое не было подкреплено классической обусловленностью или оперантной обусловленностью?
Согласно теории социального обучения, поведение также может быть изучено посредством наблюдения и моделирования. Наблюдая за действиями других, в том числе родителей и сверстников, дети развивают новые навыки и получают новую информацию.
Теория развития ребенка Бандуры предполагает, что наблюдение играет важную роль в обучении, но это наблюдение не обязательно должно принимать форму наблюдения живой модели. Вместо этого люди могут также учиться, слушая устные инструкции о том, как выполнять поведение, а также наблюдая, как реальные или вымышленные персонажи демонстрируют поведение в книгах или фильмах.
Теория социального обучения
Социокультурная теория Выготского
Другой психолог по имени Лев Выготский предложил оригинальную теорию обучения, которая стала очень влиятельной, особенно в области образования. Как и Пиаже, Выготский считал, что дети учатся активно и на практике. Его социокультурная теория также предполагает, что родители, опекуны, сверстники и культура в целом несут ответственность за развитие функций более высокого порядка.
По мнению Выготского, обучение — это по своей сути социальный процесс. Благодаря взаимодействию с другими, обучение становится интегрированным в понимание мира человеком. Эта теория развития ребенка также ввела понятие зоны ближайшего развития, которая представляет собой разрыв между тем, что человек может сделать с помощью, и тем, что он может сделать самостоятельно. Именно с помощью более знающих других люди могут постепенно учиться и повышать свои навыки и объем понимания.
Социокультурная теория
Слово от Verywell
Как видите, некоторые из самых известных мыслителей психологии разработали теории, которые помогут исследовать и объяснять различные аспекты развития ребенка. Хотя не все из этих теорий в настоящее время полностью приняты, все они оказали важное влияние на наше понимание развития ребенка. Сегодня современные психологи часто опираются на различные теории и перспективы, чтобы понять, как дети растут, ведут себя и думают.
Эти теории представляют собой лишь некоторые из различных способов мышления о развитии ребенка. В действительности, полное понимание того, как дети меняются и растут в течение детства, требует рассмотрения множества различных факторов, которые влияют на физический и психологический рост. Гены, окружающая среда и взаимодействие между этими двумя силами определяют, как дети растут как физически, так и умственно.
Источник
ул. Тверская, 68/2
пн.-пт.: 8:00 — 20:00
сб.: 8:00 — 14:00
вс.: выходной
(3822) 43-22-03
с 8:00 — 16:00 в
рабочие дни
8-913-870-9008
Проспект Ленина, 177а,
пн.-пт.: 8:00 — 20:00
сб.: 8:00 — 14:00
вс.: выходной
(3822) 46-83-43
(3822) 40-74-94
с 8:00 — 16:00 в
рабочие дни
8-913-870-9012
ул. Крылова, 8
(3822) 52-82-33
ул. Крылова, 8
(3822) 53-10-08
Посещение лекций в «Школе для будущих мам и пап»
Результаты голосования
На сегодняшний день не существует единой теории, способной дать всеобъемлющее представление о психическом развитии ребенка. Чтобы получить более или менее полную картину развития, поведения и воспитания детей, нужно познакомиться с несколькими теориями, которые выражаются в типе периодизации.
Психоаналитическая теория
Ее предмет – человеческие эмоции и межличностные отношения. Наиболее известны две периодизации представителей психоаналитической теории: Зигмунда Фрейда и Эрика Эриксона. З.Фрейд (1856-1939) объяснял развитие личности действием биологических факторов и опытом раннего семейного общения. Он полагал, что дети проходят 5 стадий психического, точнее, психосексуального развития. На каждой стадии интересы ребенка сосредоточены вокруг определенной части тела, служащей источником получения удовольствия:
- оральная стадия (0 – 2 года);
- анальная стадия (2 – 3 года);
- фаллическая стадия (4 – 5 лет);
- латентная стадия (6 – 12 лет);
- генитальная стадия (12 – 18 лет).
Э. Эриксон (1902-1979) выделил 8 стадий психосоциального развития личности. На каждой человек испытывает специфический кризис, суть которого составляет конфликт между противоположными состояниями сознания, психики:
- доверие – недоверие к окружающему миру (0 – 1 год);
- чувство независимости – ощущение стыда и сомнения (1 – 3 года);
- инициативность – чувство вины (4 – 5 лет);
- трудолюбие – чувство неполноценности (6 – 11 лет);
- понимание принадлежности к определенному полу – непонимание форм поведения, соответствующего данному полу (12 – 18 лет);
- стремление к интимным отношениям – изолированность от окружающих (раннее взросление);
- жизненная активность – сосредоточенность на себе, возрастные проблемы (нормальное взросление);
- ощущение полноты жизни – отчаяние (позднее взросление).
Когнитивная теория
Касается главным образом проблем становления и развития мышления, процесса усвоения знаний. Наиболее полно процессы умственного развития были разработаны швейцарским ученым Жаном Пиаже (1896 – 1980). Человек, по Пиаже, в своем умственном развитии проходит 4 большие периода: 1) чувственно-двигательный (сенсомоторный) – от рождения до 2 лет; 2) дооперативный (2 – 7 лет); 3) период конкретного мышления (7 – 11 лет); 4) период формально-логического, абстрактного мышления (11-12 – 18 лет и далее).
Теория поведения
Пытается объяснить, почему, когда и каким образом дети и взрослые обучаются вести себя так, а не иначе. Эту теорию называют также бихевиористской (от англ. behavior – поведение). Основоположником бихевиоризма является Джон Уотсон (1878-1958). Большой вклад в практическое осуществление теории внес Б. Скиннер (1904-1992). Бихевиористы подчеркивают влияние среды на поведение и развитие детей и выделяют 3 типа социального обучения: классическое и оперантное обусловливание и подражание.
Биологическая теория
Сравнивает поведение людей и животных в естественных условиях и акцентирует внимание на определении общего и специфического в их поведении. Научное направление, занимающееся этими проблемами, носит название этология . Конрад Лоуренц (1903-1988), известный этолог, ввел в психологию понятие импринтинга (запечатлевания). По мнению этологов, человек рождается с определенными фиксированными образцами действий, генетически детерминированными формами поведения – инстинктами.
Гуманистическая теория
Рассматривает человека как уникального индивида, целостную личность, стремящуюся к самореализации. Наибольший вклад в развитие гуманистической теории внес Абрахам Маслоу (1908 – 1970). Согласно его теории, каждый человек обладает мотивационным набором, который помогает ему удовлетворять потребности пяти уровней:
- выживание, или биологические потребности;
- безопасность и уверенность в будущем;
- любовь и принадлежность к конкретной социальной группе (социальный статус);
- самооценка;
- самореализация.
Удовлетворив их, человек может стать творческим и независимым существом.
Культурно-историческая теория Л.С.Выготского
Основывается на том, что «всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцену дважды, в двух планах, сперва социальном, как категория интерпсихическая, потом – психологическом, как категория интрапсихическая, сперва между людьми, затем внутри ребенка». Все внутренние процессы, по Выготскому, являются продуктом интериоризации: они зарождаются в прямых социальных контактах ребенка со взрослыми, а затем «вращиваются» в его сознание. Все эти теории взаимодополнительны, так как их авторы используют различные «инструменты» при изучении психического развития человека и акцентируют внимание на различных уровнях и сторонах развития ребенка. В данном пособии в качестве основной используется концепция Л.С.Выготского.
Периодизация и закономерности психического развития ребенка
Большинство психологов делит детство на периоды.
В основу периодизации психического развития ребенка Л.С.Выготский положил понятие ведущей деятельности, которая характеризуется тремя признаками:
- Она должна быть смыслообразующей для ребенка. Например, в 3 года бессмысленные ранее вещи приобретают для ребенка смысл в контексте игры. Следовательно, игра и есть ведущая деятельность и средство смыслообразования.
- В контексте этой деятельности складываются базовые отношения со взрослыми и сверстниками.
- В связи с освоением ведущей деятельности возникают основные новообразования возраста (круг способностей, которые позволяют эту деятельность реализовывать, например, речь). На каждом из этапов психического развития ведущая деятельность имеет решающее значение. При этом другие виды деятельности не исчезают. Они есть, но существуют как бы параллельно и не являются главными для психического развития. Например, игра является ведущей деятельностью дошкольников. Но она не исчезает у школьников, хотя уже и не является ведущей деятельностью.
Кризисы и стабильные периоды
Ребенок развивается неравномерно. Есть периоды относительно спокойные, или стабильные , а есть так называемые критические .
Критические периоды
Кризисы открыты эмпирическим путем, причем, не по очереди, а в случайном порядке: 7, 3, 13, 1, 0. Во время критических периодов ребенок за очень короткий срок меняется весь в целом, в основных чертах личности. Это революционное, бурное, стремительное течение событий как по темпу, так и по смыслу совершающихся перемен. Для критических периодов характерны следующие особенности:
- Границы, отделяющие начало и конец кризиса от смежных периодов, крайне неотчетливы. Кризис возникает незаметно, очень трудно определить момент его наступления и окончания. Резкое обострение (кульминация) наблюдается в середине кризиса. В это время кризис достигает апогея.
- Трудновоспитуемость детей в критические периоды в свое время послужила отправной точкой их эмпирического изучения. Наблюдается строптивость, падение успеваемости и работоспособности, возрастание количества конфликтов с окружающими. Внутренняя жизнь ребенка в это время связана с мучительными переживаниями.
- Негативный характер развития. Отмечено, что во время кризисов, в отличие от стабильных периодов, совершается скорее разрушительная, нежели созидательная работа. Ребенок не столько приобретает, сколько теряет из приобретенного прежде. Однако возникновение нового в развитии непременно означает отмирание старого. Одновременно в критические периоды наблюдаются и конструктивные процессы развития. Выготский назвал эти приобретения новообразованиями .
Новообразования критических периодов носят переходный характер, то есть они не сохраняются в том виде, в котором возникают, например, автономная речь у годовалых детей (см. ниже).
Стабильные периоды
Во время стабильных периодов ребенок накапливает количественные изменения, а не качественные, как во время критических. Эти изменения накапливаются медленно и незаметно. Последовательность развития определяется чередованием стабильных и критических периодов.
Динамика развития
- К началу каждого периода складывается неповторимое отношение ребенка с окружающей действительностью – социальная ситуация развития.
- Она закономерно определяет его образ жизни, что ведет к возникновению новообразований.
- Новообразования влекут за собой новую структуру сознания ребенка, изменение отношений.
- Следовательно, изменяется социальная ситуация развития. Наступает связанный с этим критический период.
Сензитивные периоды
Каждый ребенок сензитивен к определенным воздействиям, к освоению реальности и развитию способностей в различные периоды. Сензитивные периоды связаны, во-первых, с ведущей деятельностью, во-вторых, с актуализацией в каждом возрасте тех или иных базальных потребностей.
Зона ближайшего развития
Взаимодействие ребенка с социальной средой является не фактором, а источником развития. Иначе говоря, все, чему научится ребенок, должны дать ему окружающие его люди. Важно при этом, чтобы обучение (в самом широком смысле) шло с опережением. У ребенка есть некий уровень актуального развития (например, он может решить задачу самостоятельно, без помощи взрослого) и уровень потенциального развития, то есть в сотрудничестве со взрослым.
Зона ближайшего развития – это то, на что ребенок способен, но не умеет без помощи взрослых. Все обучение строится на принципе учета зоны ближайшего развития, с опережением актуального развития.
Кризис новорожденности (0-2 месяца)
Кризис новорожденности был не открыт, а высчитан последним и выделен как особый, кризисный период в психическом развитии ребенка. Признак кризиса – потеря в весе в первые дни после рождения.
Социальная ситуация новорожденного специфична и неповторима и определяется двумя моментами. С одной стороны, это полная биологическая беспомощность ребенка, он не в состоянии удовлетворить ни одной жизненной потребности без взрослого. Таким образом, младенец – максимально социальное существо.
С другой стороны, при максимальной зависимости от взрослых ребенок лишен еще основных средств общения в виде человеческой речи.
В противоречии между максимальной социальностью и минимальными средствами общения заложена основа всего развития ребенка в младенческом возрасте.
Основное новообразование – возникновение индивидуальной психической жизни ребенка. Новое в этом периоде то, что, во-первых, жизнь становится индивидуальным существованием, отдельным от материнского организма. Вторым моментом является то, что она становится психической жизнью, ибо, согласно Выготскому, только психическая жизнь может быть частью социальной жизни окружающих ребенка людей.
Проявляется новообразование в форме комплекса оживления , который включает в себя следующие реакции:
- общее моторное возбуждение при приближении взрослого;
- использование крика, плача для привлечения к себе, то есть возникновение инициативы общения;
- обильные вокализации во время общения с матерью;
- реакция улыбки.
Комплекс оживления служит границей критического периода новорожденности, а сроки его появления – основным критерием нормальности психического развития ребенка. Комплекс оживления появляется раньше у тех детей, матери которых не только удовлетворяют витальные потребности ребенка (вовремя кормят, меняют пеленки и т.п.), но и общаются и играют с ним.
Автор-составитель Р. П. Ефимкина Новосибирск
Акушерское отделение №1
Акушерское отделение №2
Гинекологическое отделение
Отделение дневной стационар
Женская консультация №1
Женская консультация №2
Источник