Крупном внутриутробном ребенке с опережением развития в сравнении с нормальным гестационным возрастом

Крупном внутриутробном ребенке с опережением развития в сравнении с нормальным гестационным возрастом thumbnail

Период развития до 14 недель

Внутриутробное развитие ребенка

Период внутриутробного развития – особый невероятно значимый период, как для мамы, так и для ее малыша, который пока неотделим от матери. Христианский психолог А. Гармаев называл этот период внутриутробного развития периодом в котором происходит душевное становление ребенка, неотделимо связанным с материнской душевной организацией. И по его словам мать в период беременности должна быть наполнена душеным спокойствием.

Если говорить о развитии ребенка на данном начальном пути его становления, то стоит отметить следующие особенности:

В первый триместр: происходит интенсивное развитие чувствительности и нервной системы ребенка:

5 неделя – закладываются основные структуры головного мозга;

6 неделя – начинает функционировать вестибулярный аппарат;

6 – 8 неделя – закладывается центральная и периферическая нервные системы ;

8 неделя – появляется кожная чувствительность у детей;

c 10 недели – изменение траектории движения плода при столкновении со стенкой матки и появляется основа для положительных эмоций;

11 – 12 неделя – формируется хватательный рефлекс;

13 неделя – формируется сосательный рефлекс.

Второй триместр: период развития чувствительности (сенсорный период):

В этот период женщине лучше как можно больше радоваться и переживать положительных эмоций и впечатлений. Задача мамы – не выключаться из внешней жизни, но быть внимательной к тому, что происходит внутри нее.

С 16 недели – формируется пространственная организация мозга, появляется моторная реакция на звук. В этот момент становится значимой речевое подкрепление и стимулирование ребенка родителями;

К 5 месяцам мозг ребенка функционирует как целостная система;

Во второй половине триместра происходит изменение двигательной активности ребенка на эмоциональное состояние матери;

18 недель – ребенок пальчиками начинает перебирать пуповину, сжимает и разжимает пальчики рук, дотрагивается и закрывает лицо руками;

С 20 недель можно начинать обучать ребенка и обеспечивать ему полный словесный контакт;

26 – 28 недель – ребенок мимически начинает выражать основные эмоции.

Третий триместр: чувствительный период для развития индивидуальных особенностей нервной системы, психических особенностей, способностей и интеллекта ребенка. Для мамы главными задачами становятся – стабильное реагирование на шевеление ребенка, постоянное речевое обращение к нему и ограничение самой себя от раздражающих внешних факторов. Начинает формироваться избирательность к культурным особенностям пищи. Формируется переживание собственного успеха / неуспеха, которое зависит от реакции матери на шевеление ребенка.

Период развития до 40 недель

Периоды развития беременности

Возможность выносить и родить ребенка — это удивительный дар, которым обладает женщина. Ведь в этот период жизни она становится чудесным сосудом, в котором из микроскопических клеток зарождается и развивается новая жизнь.

В среднем продолжительность беременности составляет 280 дней, что равно 10 акушерским (28 дней) или 9 календарным месяцам, считая от первого дня последней менструации. За это время из невидной вооруженным глазом яйцеклетки в матке разовьется зрелый плод — маленький человечек, организм которого будет готов к внеутробной жизни.

Периоды развития беременности по месяцам

1 месяц (1-4 неделя беременности)

С момента оплодотворения яйцеклетки в маточной трубе запускается механизм деления клеток. Он происходит настолько быстро, что можно буквально сказать «твой ребенок растет не по дням, а по часам». Уже на третий день после зачатия ребенок начинает вырабатывать гормон ХЧГ, благодаря которому в организме женщины происходит ряд изменений.

Первые три недели зигота яйцеклетки превращается в эмбрион. У ребенка закладываются все органы.

К концу четвертой недели внутри эмбриона начинает циркулировать кровь, формируется пуповина, как связь с будущей плацентой. Происходит имплантация эмбриона в матку.

К концу первого месяца у него есть глазные впадины, зачатки ножек и ручек.

К концу 4 недели развития эмбрион внешне напоминает ушную раковину и имеет размер песчинки — около 1 мм.

2 месяц (5-8 неделя беременности)

После того, как эмбрион со всеми оболочками прикрепляется к внутренней стенке матки, он начинает питаться не от плодного яйца, как раньше, а от мамы. В связи с этим ребенок начинает стремительно расти.

На первом месяце развития ребенок состоял из двух слоев — эндодермы и мезодермы, на 5-й неделе появляется 3-й слой — эктодерма, который станет нервной системой, кожей, волосами, зубной эмалью. На задней части эмбриона образуется желобок, который постепенно сворачивается. Он станет нервной трубкой, которая затем станет хордой, центральной и периферийной системой. В груди образуется примитивное сердце-трубка.

На 6 неделе у вашего малыша начинается активный органогенез, то есть формирование всех самых важных внешних и внутренних структур: руки, ноги, голова.

На 7 неделе начинает быстро расти голова из-за развития головного мозга. Она округляется, и уже видно глазницы. Появляются зачатки носа, начинает формироваться рот. В будущей дыхательной системе уже видны две ветки бронхиальных ветвей. Сердце начинает разделяться на камеры с артериями. Появляются вены, а также такие органы, как печень, селезенка и желчный пузырь, правда, последние свои функции пока не выполняют.

На 8 неделе УЗИ показывает, что ребенок начинает совершать первые неосознанные движения. Уже хорошо различимы руки и пальчики на них, а вот ножки развиваются дольше. Уже видны верхняя губа, нос и ушные раковины. Рост ребенка на 2 месяце развития составляет 13 мм от макушки до основания попки.

3 месяц развития (9-12 неделя беременности)

В период третьего месяца развития беременности твой ребенок пройдет стадию эмбриона и станет, так называемым в акушерстве, плодом. На 9-й неделе происходят изменения, связанные со скелетом ребенка. Хрящи в руках начинают превращаться в кости, руки и ноги начинают сгибаться, сформировалась шея. Помимо этого появляются веки, но пока они спаяны между собой.

Читайте также:  Ребенок 6 недель развитие что должен

10 неделя — окончание периода эмбрионального развития плода. Пальцы рук и ног разъединились, перепонки между ними исчезли. Наружные гениталии плода не различимы, однако у мальчиков уже начинает вырабатываться тестостерон.

На 11 неделе уже полностью исчезает хвостик. Ребенок становится похож на маленького человека, правда пропорции его тела пока сильно отличаются от тех, с которыми он родится. На этом сроке развития 10% веса плода принадлежит печени. У малыша уже начали работать почки, они производят мочу, которая пополняет объем околоплодных вод.

На 12 неделе полностью завершился органогенез. Все системы организма полностью сформированы и в последующие периоды развития плода они будут только развиваться.

К концу третьего месяца беременности рост плода составляет примерно 61 мм, а его вес — 14 г.

4 месяц (13 — 16 недели беременности)

На 14 неделе все хрящи, которые составляли скелет ребенка, превращаются в кости. Гениталии уже можно характеризовать по половому признаку, но на УЗИ их все еще не видно.

На 15 неделе начинает появляться волосяной покров на голове и брови на лице. На этом сроке развития начинает функционировать желчный пузырь.

На 16 неделе глаза и уши ребенка занимают свое окончательное положение. Заметно удлинились ноги — они стали пропорциональны телу. На этом сроке у ребенка сформировались ногти.

Вес малыша на четвертом месяце внутриутробного развития составляет 130 г, а его рост — 12 см.

5 месяц (17- 20 неделя беременности)

Окончательно сформировались бороздки на ладонях и пятках, которые составят основу для будущих отпечатков. Размеры ребенка и плаценты сравнялись.

На 18 неделе ребенок начинает слышать внешние звуки и может реагировать на них.

На 19 неделе стремительный рост малыша замедляется и начинается образование подкожного жира. В легких начинается формирование бронхиол, и через несколько недель они уже будут готовы функционировать. Ребенок уже реагирует на свет.

К 20 неделе у девочек уже полностью сформирована матка, а вот влагалища еще нет.

К концу 5 месяца рост ребенка составляет 16 см, а его вес — 320 г.

6 месяц (21-24 неделя беременности)

Нервная система ребенка развилась настолько, что он уже может глотать околоплодные воды.

На УЗИ в деснах видны зачатки молочных и постоянных зубов.

На голове продолжают расти волосы, но они пока не имеют цвета, поскольку пигмент меланин появится позже.

На 23 неделе на УЗИ можно зафиксировать быстрые движения глаз, когда ребенок спит, что говорит о развитии мозга.

24 неделя — начало жизнеспособности ребенка. В легких на концах капилляров образовались так называемые терминальные мешочки, которые отделены от альвеол тонкой пленкой. В легких началась выработка сурфактанта — поверхностного вещества, не позволяющего капиллярным мешочкам смыкаться под воздействием дыхания.

В конце шестого месяца беременности рост плода составляет уже 21 см, а его вес — 630 г.

7 месяц (25 — 28 неделя беременности)

Продолжается процесс активного образования подкожного жира, но малыш все еще выглядит худым. Кожа у него все еще красная и сморщенная. На языке сформировались вкусовые сосочки.

Все органы малыша уже функционируют, но еще продолжают развиваться.

В последние три месяца внутриутробного развития у ребенка стремительно растет головной мозг.

На 28 неделе ребенок открывает глаза. У мальчиков на этом сроке развития яички начинают опускаться в мошонку.

Рост ребенка на 6 месяце внутриутробного развития составляет 35 см, а весит он 1 кг.

8 месяц (29 — 32 неделя беременности)

Продолжается образование белого подкожного жира — важного источника энергии.

Начинает работать иммунная система, хотя в кровь малыша поступают антитела и от мамы.

На зубах в деснах появилась эмаль. Находясь в матке, малыш готовится к самостоятельной жизни: он вдыхает околоплодные воды (дыхательная зарядка, позволяющая увеличить объем легких), сосет кулачок или палец (развивает сосательный рефлекс). Он стал уже пухленьким, под кожей больше не просвечиваются сосуды.

Рост плода в конце этого периода развития беременности составляет около 40-41 см, а его вес — 1600 г.

9 месяц (33 — 36 неделя беременности)  37 — 40 недель беременности

Ребенок становится все активней, но с каждым днем границы его водной комнаты становятся все тесней. Белый подкожный жир уже составляет 8% от его веса. В легких ребенка полным ходом идет выработка суфрактанта.

К концу 9 месяца рост ребенка составляет примерно 45 см, а его вес 2500 г.

У ребенка выпадает лануго — волосы, покрывающие его голову и тельце. Количество первородной смазки уменьшается. Ребенок занимает позу, в которой рождается (колени крепко прижаты к подбородку). Он полностью готов к жизни вне мамы.

В среднем доношенный ребенок имеет рост 51 см, а его вес — 3400 г.

Завершающий период развития беременности подходит к концу, впереди нелегкое испытание — роды, после которых ты наконец-то обнимешь свое долгожданное сокровище.

Источник

Эксперты Всемирной организации здравоохранения определяют показатели физического развития как один из основополагающих критериев комплексной оценки состояния здоровья ребенка. 
Цель данной работы – определить физическое развитие детей, рожденных с задержкой внутриутробного развития (ЗВУР). 
Материал и методы. Использованы форма № 112/у «История развития ребенка», данные обменной карты новорожденного, антропометрические данные, полученные при профилактических осмотрах детей до года в установленные сроки. Были сформированы две группы. Первую (основную, исследовательскую) составили 185 детей с ЗВУР, вторую (группу сравнения) – 185 детей, которые при рождении имели среднестатистические показатели длины и массы тела. 
Результаты. У детей с ЗВУР средние темпы набора массы тела в месяц превышали 1000 г. К шести месяцам жизни показатели физического развития большинства детей с ЗВУР (62%) были ниже, выше или соответствовали средним значениям. К первому году жизни у 74% детей с ЗВУР отмечалась нормализация показателей физического развития. 
Заключение. Дети с ЗВУР имели высокие темпы ежемесячной прибавки массы тела, и к году жизни у большинства из них (74%) показатели физического развития соответствовали среднестатистическим. 

Читайте также:  Роль художественной литературы в развитии личности ребенка

Рис. 1. Физическое развитие в возрасте шести месяцев у детей с ЗВУР (исследовательская группа) и средними антропометрическими показателями при рождении (контрольная группа)

Рис. 1. Физическое развитие в возрасте шести месяцев у детей с ЗВУР (исследовательская группа) и средними антропометрическими показателями при рождении (контрольная группа)

Рис. 2. Физическое развитие в возрасте шести месяцев у детей с ЗВУР в зависимости от степени ЗВУР при рождении

Рис. 2. Физическое развитие в возрасте шести месяцев у детей с ЗВУР в зависимости от степени ЗВУР при рождении

Рис. 3. Физическое развитие в возрасте 12 месяцев у детей с ЗВУР (основная группа) и средними антропометрическими показателями при рождении (группа сравнения)

Рис. 3. Физическое развитие в возрасте 12 месяцев у детей с ЗВУР (основная группа) и средними антропометрическими показателями при рождении (группа сравнения)

Рис. 4. Физическое развитие детей в возрасте 12 месяцев в зависимости от степени ЗВУР при рождении

Рис. 4. Физическое развитие детей в возрасте 12 месяцев в зависимости от степени ЗВУР при рождении

Рис. 5. Показатели соответствия массы тела росту в обеих группах в зависимости от возраста

Рис. 5. Показатели соответствия массы тела росту в обеих группах в зависимости от возраста

Введение

Задержка внутриутробного развития (ЗВУР) – состояние, характеризующееся отставанием в массе или росте плода более чем на два стандартных отклонения и/или ниже среднего значения для данного гестационного возраста либо отклонением показателей массы тела при рождении

На протяжении всей жизни ЗВУР может являться причиной тяжелых заболеваний, требующих как социальных, так и экономических затрат на реабилитацию.

У детей, родившихся с ЗВУР, высок риск развития неонатальных осложнений. К таковым относятся гипотермия, гипогликемия, гипокальциемия, полицитемия, желтуха, некротический энтероколит, тромбоцитопения и почечная недостаточность [1]. Тяжелые формы бронхолегочной дисплазии чаще формируются у маловесных детей [2].

Исследования показали, что у детей с ЗВУР часто имеют место неонатальные инфекционные заболевания, в том числе сепсис [3]. У 2/3 детей с низкими показателями массы тела при рождении наблюдаются признаки энтеральной недостаточности. Более чем у половины отмечается панкреатическая недостаточность, у четверти – билиарная [4].

Нарушение формирования нормальной микробиоты кишечника у детей с ЗВУР обусловлено высокой частотой кесарева сечения, поздним прикладыванием к груди, пребыванием ребенка в палате интенсивной терапии или отделении реанимации, искусственным вскармливанием. Формируется порочный круг: нутритивная недостаточность приводит к развитию дисбиоза кишечника, который в свою очередь способствует нарушению усвоения питательных компонентов [5].

У каждого пятого ребенка с ЗВУР регистрируются нарушения фосфорно-кальциевого обмена, в частности гипокальциемия. Снижение содержания кальция в крови приводит к повышению уровня паратиреоидного гормона, снижению уровня кальцитонина. Как следствие – нарушаются метаболизм и ремоделирование костной ткани. Ситуация усугубляется нутритивной недостаточностью [6].

Ряд авторов отмечают, что у детей с ЗВУР имеют место и другие нарушения. Так, в младшем возрасте высока частота кишечных инфекций. Пораженная центральная нервная система (ЦНС) восстанавливается медленно. Поражения ЦНС регистрируются практически у каждого пятого маловесного ребенка. Минимальная мозговая дисфункция, двигательные нарушения, когнитивные расстройства в два раза чаще диагностируются у детей с ЗВУР. Это приводит к низкой успеваемости и сложностям в освоении основной программы в школе (32% детей с ЗВУР) [7, 8]. У 2/3 маловесных детей формируются необратимые изменения со стороны бронхолегочной системы [2].

Актуальной остается связь между ростом при рождении и дальнейшими темпами и показателями физического развития. По данным литературы, уровень физического развития детей с ЗВУР впоследствии соответствует низкорослости или отмечается задержка физического развития в первые месяцы и годы жизни [9–11]. Показатели дальнейшего физического развития зависят от варианта и степени тяжести ЗВУР [12, 13]. Низкие антропометрические показатели у части детей с ЗВУР являются главной проблемой физического развития [14–17].

Цель исследования – определить темпы и показатели физического развития детей, рожденных с ЗВУР, на первом году жизни.

Материал и методы

Участники исследования были разделены на две группы. В основную (исследовательскую) группу вошли 185 детей с ЗВУР при рождении, в группу сравнения – 185 детей со среднестатистическими антропометрическими данными при рождении. Критерием включения в исследование служило наличие добровольного информированного согласия родителей на проведение антропометрии в установленные сроки.

Набор материала (карта развития ребенка (форма № 112/у «История развития ребенка»), обменная карта новорожденного) осуществлялся на базе поликлиник г. Краснодара. До года антропометрию проводили ежемесячно. Рост измеряли на горизонтальном ростомере, массу – на электронных поверенных весах. Антропометрические исследования (измерение роста и массы) проведены на основании Национального стандарта Российской Федерации с соблюдением требований к технологии выполнения простых медицинских услуг функционального обследования (ГОСТ Р 52623.1–2008). Полученные данные оценивались с помощью центильных таблиц, что позволило определить показатели физического развития детей.

Период наблюдения составил 12 месяцев. Проводились ежемесячные антропометрические исследования, промежуточные точки – шесть и 12 месяцев жизни. Достоверность различий показателей оценивали с помощью непараметрических критериев Манна – Уитни и Вилкоксона. Статистическая обработка данных проводилась с использованием пакета компьютерных программ StatSoft Statistica v. 10.

Результаты и их обсуждение

Степень ЗВУР при рождении оценивали на основании антропометрических показателей:

  • 1-я степень – снижение массы тела на два и более стандартных отклонения (ниже 10-го центиля) при нормальной или умеренно сниженной длине тела;
  • 2-я степень – снижение массы тела и длины на два-три стандартных отклонения, что соответствовало 10–3-му центилю;
  • 3-я степень – значительное снижение всех параметров физического развития на три и более стандартного отклонения (ниже 3-го центиля).

В исследовательской группе большинство детей (72%) при рождении имели ЗВУР 3-й степени, 1-я степень зафиксирована у 14%, 2-я степень – также у 14% детей.

Читайте также:  Программа развития ребенка с овз от 3 до 4 лет

В шесть месяцев жизни проведены антропометрические измерения. На их основании определены такие параметры, как набор массы и длины тела за указанный промежуток времени, оценены показатели физического развития. В основной (исследовательской) группе средние значения прибавки массы тела за шесть месяцев жизни составили 3900 г, что практически соответствовало среднестатистическим показателям набора массы тела за обозначенный период у детей грудного возраста (долженствующая прибавка массы тела – 4300 г). Средняя ежемесячная прибавка массы тела у детей с ЗВУР составила около 650 г, что незначительно ниже среднестатистического показателя. В группе сравнения набор массы тела за полгода составил 3800 г, средняя ежемесячная прибавка массы – 630 г. 

У детей с ЗВУР 1-й степени за шесть месяцев жизни средняя прибавка массы тела составила 2700 г, у детей с ЗВУР 2-й степени – 4400 г, 3-й степени – 4730 г. Отмечалась тенденция более высоких темпов набора массы тела при ЗВУР 2-й и 3-й степени.

Средний темп набора длины тела за шесть месяцев жизни у детей с ЗВУР составил 17,7 см, в то время как среднестатистический показатель прибавки указанного параметра – 16,5 см. В группе сравнения средний темп увеличения роста составил всего 13 см. Отмечалась тенденция к более высоким темпам роста в зависимости от степени тяжести ЗВУР. Так, при ЗВУР 1-й степени набор роста за шесть месяцев жизни достиг 13 см, 2-й степени – 19 см, 3-й степени – 21,2 см.

Физическое развитие оценивали исходя из антропометрических данных. В группе сравнения 49% детей, рожденных с ЗВУР, в возрасте шести месяцев имели среднестатистические показатели физического развития. Физическое развитие ниже среднего отмечалось у 13% детей, низкое – у 13%, очень низкое – у 25% детей. В контрольной группе показатели физического развития распределились следующим образом: среднее – 54%, выше среднего – 21%, ниже среднего – 4%, низкое – 8%, очень низкое – 13%. На рисунке 1 отображены показатели физического развития в возрасте шести месяцев в группе детей, рожденных с ЗВУР, и детей с нормальными антропометрическими данными при рождении. Как видим, основная часть детей обеих групп в возрасте шести месяцев имела среднестатистические показатели физического развития. Низкие показатели встречались практически с равной частотой. Достоверных различий по указанным показателям не зарегистрировано (р > 0,05). Однако очень низкое физическое развитие в группе детей с ЗВУР регистрировалось практически в два раза чаще, чем в группе сравнения (р

Анализ показателей физического развития у детей, рожденных с ЗВУР, в зависимости от степени ЗВУР показал, что все дети с ЗВУР 1-й степени имели очень низкий уровень физического развития. При 2-й степени у 86% детей отмечался средний уровень, у 14% – ниже среднего. При 3-й степени у 60% детей зарегистрирован средний уровень, у 20% – низкий, у 20% – очень низкий. На рисунке 2 показан уровень физического развития в возрасте шести месяцев жизни в зависимости от степени ЗВУР при рождении. Как видим, большая часть детей с ЗВУР 2-й и 3-й степени к шести месяцам имела средний уровень физического развития. В то же время дети с ЗВУР 1-й степени не достигли среднестатистических показателей физического развития к указанному возрасту.

Анализ антропометрических данных показал, что средняя прибавка массы тела за первый год жизни у детей с ЗВУР составила 7180 г (среднестатистический показатель – 7150 г). При этом дети с ЗВУР 1-й степени за 12 месяцев прибавили 7410 г,  дети с ЗВУР 2-й степени – 7200 г, 3-й степени – 6940 г. В группе сравнения средние темпы набора массы тела за год составили 5770 г. 

За первый год жизни у детей с ЗВУР в среднем рост увеличился на 26 см, у детей из группы сравнения – на 21,5 см (среднестатистический показатель – 25 см). Отмечалась тенденция к более высоким темпам набора длины тела при 3-й и 2-й степени ЗВУР при рождении. Так, при ЗВУР 1-й степени средние темпы набора длины тела за первый год жизни составили 23 см, при ЗВУР 2-й степени – 27 см, 3-й степени – 28,4 см.

Показатели физического развития годовалых детей с ЗВУР в 49% случаев соответствовали среднему значению, в 25% случаев превышали его, в 15% соответствовали очень высокому, в 11% – очень низкому. В группе сравнения средний уровень физического развития отмечался у 62% детей, выше среднего – у 13%, высокий – у 8%, ниже среднего – у 4%, низкий – у 13%. На рисунке 3 наглядно отражены показатели физического развития в двух группах. К 12 месяцам жизни уровень физического развития в обеих группах соответствовал среднему значению. Достоверных различий по указанному показателю не установлено (р > 0,05). У детей с ЗВУР при рождении, напротив, отмечалась тенденция к увеличению показателей физического развития. Однако более чем у 10% детей с ЗВУР к году жизни сохранялся очень низкий уровень физического развития.

При  ЗВУР 1-й степени 83% детей имели средний уровень физического развития, 17% – выше среднего. При ЗВУР 2-й степени все дети имели средний уровень. При 3-й степени у 42% детей зарегистрирован средний уровень, у 40% – ниже среднего, у 18% – очень низкий. На рисунке 4 представлены показатели физического развития в 12 месяцев жизни в зависимости от степени ЗВУР при рождении. У большой части детей с ЗВУР при рождении физическое развитие к году соответствовало среднему уровню независимо от степени ЗВУР при рождении. Практически у каждого пятого ребенка с 1-й и 3-й степенью ЗВУР при рождении к 12 месяцам жизни показатели физического развития оставались очень низкими.

Гармоничное физическое  развитие (соответствие массы тела росту ребенка) зафиксировано у 43% детей с ЗВУР в возрасте шести месяцев, дисгармоничное (дефицит массы тела) – у 57% детей. В группе сравнения данные показатели составили 76  и 24% соответственно. Причем дисгармоничное развитие в большей степени (67% случаев) обусловлено дефицитом массы тела, в меньшей (33%) – избытком массы тела. В возрасте 12 месяцев у детей с ЗВУР гармоничное физическое развитие зарегистрировано в 86% случаев, дисгармоничное – в 14%, в группе сравнения – в 88 и 12% случаев. Дисгармоничное развитие было связано с дефицитом массы тела (рис. 5).

Дисгармоничное физическое развитие за счет дефицита массы тела достоверно чаще (р 0,05).

Заключение

В исследовании наблюдались высокие темпы росто-весовых показателей в группе детей с ЗВУР. При этом значения коррелировали со степенью тяжести ЗВУР при рождении. К 12-месячному возрасту большая часть детей с ЗВУР при рождении достигла среднестатистических показателей физического развития.

Источник