Кряжева развитие эмоционального мира ребенка
Кряжева Н. Л.
Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1996. 208 с., ил.
В книге представлено свыше 130 игр и упражнений, которые помогут взрослым развить эмоциональную сферу дошкольников и младших школьников (с 4 до 10 лет) и исправить некоторые отклонения (страхи, робость, агрессия). Даны также специальные методы: анимотерапия, арттерапня, телесно-ориентированные и танцевально-двигательные техники.
Предназначена для родителей, педагогов, психологов.
СОДЕРЖАНИЕ
От автора
Особенности развития эмоциональной сферы ребенка
Родительские ожидания как важный фактор формирования психоэмоциональной структуры личности ребенка
Психологическое значение процесса родов
Ранние этапы эмоционального развития
Адаптация малыша к детскому саду
Кризис трех лет и как его преодолеть
Особенности эмоционального мира дошкольника
Значение детских фантазий
Рисунок семьи — тест на определение эмоционального благополучия ребенка
Влияние родительских установок на развитие детей
Темперамент — основа поведения ребенка.
Отклонения в эмоциональном развитии и их коррекция
Игры и упражнения для детей с затруднениями в общении
Игры и упражнения на снятие страхов повышение уверенности в себе
Игры и упражнения на снижение агрессии и ослабление негативных эмоций
Методы саморегуляции и снятия психоэмоционального напряжения у детей
Упражнения на развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим
Специальные методы развития эмоциональной сферы ребенка
Какие игрушки нужны детям
Роль сказки в развитии детской эмоциональности
Домашние животные и их значение в развитии детей
Рисуночные игры
Танцевально-двигательные и телесно-ориентированные техники
Вместо заключения
Литература
ОТ АВТОРА
Эта книга адресована тем, кого по-настоящему заботит будущее детей, ее можно без особых усилий использовать в качестве увлекательного пособия по диагностике и развитию эмоциональной сферы ребенка. Возможно, для многих читателей «откровением» станут страницы о важности ожидания появления ребенка на свет, моменте рождения и самых ранних этапах общения с малышом. Кто-то с удивлением узнает, что упрямство и капризность трехлетнего ребенка — — это нормальное, закономерное и во многом полезное явление в личностном развитии детей, а вот поведение родителей при этом — важный фактор в возникновении у него эмоциональных проблем.
Как подготовить малыша к детскому саду, стоит ли тревожиться по поводу детских фантазий, хорошо ли вашему малышу в семье • на эти и многие другие вопросы вы найдете ответ в книге.
Выполняя необычные упражнения и играя с детьми, вы не только поможете им преодолеть эмоциональные проблемы, развить уверенность в себе, воображение, ловкость и смекалку, но и получите огромную радость от общения друг с другом, завоюете доверие и дружбу с ребенком. Обязательно обратите внимание при этом на возрастные рекомендации.
Активными помощниками в этом могут стать домашние животные и «игрушки-подружки», которые надо научиться правильно выбрать.
Не всегда рассказываемые ребенку сказки помогают благоприятному эмоциональному развитию. Читатель искренне удивится, узнав истинный смысл «Курочки-Рябы» и «Колобка», и поймет, как важно вовремя рассказать их ребенку. Вы когда-нибудь слышали про энергетические сказки?
Любимые детьми виды деятельности: рисование, танцы и движение — — можно использовать в целях снятия тревожности, агрессии, интенсивного развития эмоциональности и общительности. Играя с ребенком, вы заметите изменения в его настроении, поведении и самочувствии.
Не забывайте, хвалить и поощрять ребенка; если вы хотите, чтобы он не потерял интерес к игре, присоединяйтесь к нему, будьте искренне активны.
Улыбка на детском лице, веселый смех в семье, доброжелательность в общении со сверстниками и взрослыми — всего этого вы добьетесь, если будете пользоваться нашей книгой. Ведь главное ее назначение помочь детям и взрослым жить вместе дружно, радостно и свободно.
.
Источник
Картотека игр по саморегуляции и снятию
психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста
(технология Н.Л. Кряжевой «Игротерапия — развитие эмоционального мира детей»)
Данные упражнения представляют собой авторскую «Методику снятия психоэмоционального напряжения у детей» Надежды Леонидовны Кряжевой. Выполнять их с детьми необходимо, когда Вы чувствуете, что они возбуждены, тревожны, чего-то боятся, устали. Можно 1—2 раза в неделю под спокойную музыку начитывать их перед сном. В упражнениях учтены особенности восприятия ребенка, способности воображать и фантазировать, мягко включены элементы снятия мышечного напряжения, а также фрагменты по повышению самооценки ребенка и регуляции его взаимоотношений с окружающими. Регулярное использование программ успокаивает детей, позволяет расслабиться и отдохнуть телу и голове. Очень полезно после выполнения упражнений поговорить с ребенком, как он себя чувствует, что представлял. Можно попросить нарисовать красками свое настроение или то, что он представлял в этот момент. Старайтесь в тексте ничего не менять, так как в его содержании, дыхательных паузах заложен глубокий психофизиологический смысл.
«ПУТЕШЕСТВИЕ НА ГОЛУБУЮ ЗВЕЗДУ»
Наша родная планета — Земля. Здесь живут люди, звери, птицы, насекомые, растения. Но люди любят мечтать, хотят знать, а есть ли у нас соседи? Сейчас помечтаем и мы… Лягте удобно, закройте глаза. Представьте себе темное ночное небо с яркими звездами. Где-то там далеко-далеко тоже есть жизнь. Мы отправляемся в увлекательное путешествие к загадочной Голубой Звезде. Вы — команда межпланетного космического корабля землян. Каждый занял свое место. Сейчас корабль поднимется в небо. Вдох — — выдох, 3 раза. Крепко-крепко сожмите в кулачках штурвалы и сильно надавите ступнями на педали. Держите, держите. Молодцы! А теперь отпустите штурвалы и педали… Вдох — выдох. Чувствуете, как приятная тяжесть растекается по телу, прижимает нас. Корабль взлетает. Нам становится легко. Важно сейчас ровно дышать: вдох — выдох, 3 раза. Хорошо! Мы почти не чувствуем свое тело, оно легкое, невесомое. Вдох — выдох, 2 раза. Мы летим в космосе. На нас приветливо смотрят звезды, приглашают к себе в гости, но наша цель -Голубая Звезда… И вот она уже близко, яркая, голубая. Давайте сделаем плавную посадку. Снова крепко возьмемся за штурвалы, сильно надавим на педали, сделаем глубо-о-кий вдо-о-х и выдох, 2 раза, так, и отпустим штурвалы и педали. Как плавно и мягко мы сели! Выйдем из корабля… Перед нами океан, где нет воды. Цветы, всюду цветы: белые, желтые, оранжевые, розовые с голубыми стебельками, поэтому-то планета и кажется совсем голубой. В этом океане цветов живут необычные существа с прозрачными крылышками, огромными голубыми глазами, серебристыми усиками. Это и есть наши соседи, жители Голубой Звезды Чистокрылышки. Они рады нам, улыбаются, мы им нравимся, они предлагают нам свою дружбу и нежность. Они протягивают нам свои чистые крылышки. Мы тоже протягиваем им руки и … чувствуем, как в наше тело входит тепло, покой, доброта. Пора возвращаться на Землю. Мы возьмем все это добро, радость и чистоту с собой и поделимся счастьем с родными и друзьями, со всеми людьми. Милые Чистокрылышки, дорогие соседи, мы ради встрече с вами, мы никогда не забудем вас, будем стараться быть такими же добрыми, чистыми и нежными.
«ПОЛЕТ ПТИЦЫ»
Всем нам часто снятся прекрасные сны. В них мы превращаемся в принцев и принцесс, зайчиков и белочек, понимаем язык птиц и зверей. Давайте сегодня попробуем превратиться в птицу. Мы узнаем секрет красоты и легкости, полетаем над землей, почувствуем свежесть ясного голубого неба. Оно очень похоже на море, тело в нем такое же легкое, гибкое, как в воде. Небо — это голубое царство великолепных птиц. Одна из самых красивых лебедь: белая, как снег, с длинной гибкой шеей, золотистым клювом. Поднимите подбородок вверх. Да, именно такая шея у лебедя! Выпрямите спинку, расправьте плечики. Вы прекрасны, такая шея у лебедя! Закройте глаза. Давайте подышим, как птицы. Вдох — выдох. После вдоха говорите про себя: «Я — лебедь», — потом выдохните. Вдох: «Я — лебедь» — выдох (3 раза). Хорошо! Шея лебедя вытянута, напряжена, спина гордая, прямая. Широко раскиньте руки-крылья, шире, плавно… Молодцы! Согните чуть-чуть в коленях ноги, напрягите их и… резко выпрямите… Глубокий вдох… и… о, чудо! Мы взлетели… Вдох — выдох (3 раза). Вдох — выдох… Можете свободно взмахнуть крыльями. Тело, как пушинка, легкое, мы совсем его не чувствуем. Как радостно и свободно! Чистое голубое небо вокруг, приятная мягкая прохлада… тишина… покой… Вдох — выдох… (3 раза). Под нами, как зеркало, блестит озеро. Можно присмотреться и увидеть в нем себя. Какая красивая, гордая птица!.. Вдох — выдох. Мы плавно летим, нам нравится и совсем не страшно. Спустимся пониже, еще ниже, еще ниже… Вот уже совсем близко поле, лес, дом, люди… И вот ноги легко коснулись земли… Вытянем шейку, расправим плечи, опустим крылья. Замечательным был полет! Пусть у кого-то не очень получилось. Не беда! И лебедь-красавец не сразу взлетел. Когда-то он был Гадким утенком, перенес много горя и бедствий, над ним смеялись, его обижали и никто не понимал. Но не страшно родиться Гадким утенком, важно хотеть быть Лебедем! Все прекрасное когда-нибудь сбывается. Нужно только очень-очень верить в себя!
Цель: научить ребенка помогать самому себе, познакомить с методами саморегуляции
«Заряд бодрости» (для детей с 4 лет)
«Сядь свободно. Вытяни вперед руки и приготовь два пальчика: большой и указательный. Возьмись ими за самые кончики ушей — один сверху, другой снизу ушка. Помассируй ушки, приговаривая: «Ушки, ушки слышат все!» 10 раз в одну сторону и 10 в другую. А теперь опусти руки, стряхни
ладошки. Приготовь указательный палец, вытяни руку и поставь его между бровей над носом. Помассируй эту точку столько же раз со словами: «Просыпайся, третий глаз!» Стряхни ладошки. Собери пальцы руки в горстку, найди внизу шеи ямку, положи туда руку и со словами: «Я дышу, дышу, дышу!» — помассируй ямку 10 раз в одну сторону и 10 раз в другую. Молодец! Ты видишь, слышишь, чувствуешь!»
предостережение: Взрослый следит за силой нажима на важные точки жизнедеятельности и правильностью нахождения точек.
«Спаси птенца» (для детей с 4 лет)
«Представь, что у тебя в руках маленький беспомощный птенец. Вытяни руки ладонями вверх. А теперь согрей его, медленно, по одному пальчику сложи ладони, спрячь в них птенца, подыши на него, согревая своим ровным, спокойным дыханием, приложи ладони к своей груди, отдай птенцу доброту своего сердца и дыхания. А теперь раскрой ладони и ты увидишь что птенец радостно взлетел, улыбнись ему и не грусти, он еще прилетит к тебе!»
«Сломанная кукла» (для детей с 5 лет)
«Иногда игрушки ломаются, но им можно помочь. Изобрази куклу, у которой оборвались веревочки, крепящие голову, шею, руки, тело, ноги. Она вся «разболталась», с ней не хотят играть, потряси всеми разломанными частями одновременно. А сейчас собирай, укрепляй веревочки медленно, осторожно соедини голову и шею, выпрями их, теперь расправь плечи и закрепи руки, подыши ровно и глубоко и на месте будет туловище, ну и выпрями ноги. Все -куклу починил ты сам, теперь она снова красивая, с ней все хотят играть!»
«Торт» (для детей с 4 лет)
Положите ребенка на коврик. Вокруг его сверстники или знакомые. Взрослый: «Сейчас мы из тебя будем делать торт». Один участник — мука, другой — сахар, третий — молоко, четвертый — масло и т. д. Взрослый повар, сейчас он приготовит великолепное блюдо. Сначала надо замесить тесто. Нужна мука — «мука» руками «посыпает» тело лежащего, слегка массируя и пощипывая его. Теперь нужно молоко — «молоко» «разливается» руками по телу, поглаживая его. Необходим сахар — он «посыпает» тело, и немного соли — чуть-чуть, нежно прикасается к голове, рукам, ногам. Повар «замешивает» тесто, хорошенько разминая его. А теперь тесто кладется в печь и там поднимается — ровно и спокойно лежит и дышит, все составляющие его: и мука, и соль и др. — тоже дышат, как тесто. Наконец тесто испеклось. Чтобы торт был красивый, надо его украсить кремовыми цветами. Все участники, прикасаясь к «торту», дарят ему свой цветок, описывая его. Торт необыкновенно хорош! Сейчас повар угостит каждого участника упражнения вкусным кусочком, если самому «торту» не жалко. Большая часть торта достанется родителям и друзьям. Замечание:
1. Следите за выражением лица «торта», оно должно быть довольным, смех только поможет упражнению.
2. Вместо «торта» можно готовить все, что угодно ребенку, — курицу, блины, компот и т. д.
«Портрет» (для детей с 5 лет)
Ребенок садится напротив взрослого. Взрослый -художник. Все остальные — краски: синий, белый, красный, желтый, зеленый и другие цвета. «Сейчас я буду рисовать портрет». Художник прикасается рукой к овалу лица и говорит: «Сейчас я нарисую лицо». «Какую форму рисовать?» — спрашивает он у ребенка, — такую же, больше, меньше?» Ребенок отвечает. «Какие будут глазки — большие, маленькие или оставим, какие есть?» При этом он обводит контур глаз. «Какого они будут цвета?» Ребенок называет. Если есть такая краска, художник прикасается к ней своей кистью (к участнику, выбравшему этот цвет) и переносит цвет на лицо ребенка. Затем в таком же порядке рисуются брови, нос, щеки, губы, уши, волосы. Постарайтесь «смешать» краски и перенести на ребенка частичку каждого участника упражнения. В конце все любуются портретом, говорят, как он хорош.
замечание: Упорное нежелание ребенком «сохранить» свое собственное лицо и стремление многое в нем изменить говорит о том, что ребенок недоволен собой, хочет измениться.
«Театр прикосновений» (для детей с 6 лет)
Ребенка просят свободно лечь в позу «звезды» на коврик и закрыть глаза. Включается спокойная музыка. Все участники склоняются, и взрослый объясняет, что они должны нежно и осторожно, необычным образом коснуться тела лежащего ребенка, показывая, как это делается. Можно одновременно прикоснуться одним пальцем ко лбу, а ладонью к ноге, ребром ладони к животу, кулачком — к груди, локтем — к животу и т. д. Все одновременно начинают и заканчивают прикосновение. Затем лежащего оставляют на некоторое время в расслабленном состоянии.
ЗАМЕЧАНИЕ:
1. Взрослый следит за силой прикосновений.
2. Наблюдает за лицом лежащего, оно должно быть спокойным и расслабленным.
3. Поглаживаний должно быть мало.
Из книги «Развитие эмоционального мира детей» Автор Надежда Кряжева
Источник
Колечко
(с 4 лет)
Цель: учить детей понимать чувства других, сопереживать окружающим.
Руководство: Дети садятся в круг. Ведущий прячет в ладонях колечко. Ребенку предлагается смотреть внимательно на лица соседей и постараться угадать, кто их них получил в свои ладошки колечко от ведущего. Угадавший становится ведущим.
_______________________
Н.Л. Кряжева «Развитие эмоционального мира» с. 136.
Тренируем эмоции
(с 4 лет)
Цель: Развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим.
Руководство: Попросите ребенка нахмурится, как:
— осенняя тучка
— рассерженный человек.
Улыбнутся как:
— кот на солнце
— само солнце.
Позлиться как:
— ребенок, у которого отняли мороженое.
Испугался как:
— заяц, увидевший волка
— котенок, на которого лает собака.
Устань как:
— папа после работы
— муравей, притащивший большую муху.
Отдохни как:
— турист, снявший тяжелый рюкзак.
_______________________
Н.Л. Кряжева «Развитие эмоционального мира» с. 135.
Секрет
(с 6 лет)
Цель: способствовать развитию коммуникативных навыков в группе; формированию уверенности в себе.
Руководство: Всем участникам ведущий раздает по «секрету» из красивого сундучка (пуговицу, бусинку, брошку, старые часики и т.д.), кладет в ладошку и зажимает кулачок. Участники ходят по помещению и, и разъедаемые любопытством находят способы уговорить каждого, показать ему свой секрет. Ведущий помогает наиболее робким найти общий язык с каждым участником.
_______________________
Н.Л. Кряжева «Развитие эмоционального мира детей» с.71.
Сиамские близнецы
(с 6 лет)
Цель: способствовать развитию коммуникативных навыков, учить детей работать в паре, учить выражать свои желания, мысли, чувства.
Руководство: Дети разбиваются на пары, встают плечом к плечу, обнимают друг друга одной рукой за пояс, одну ногу ставят рядом. Теперь они сросшиеся близнецы: 2 головы, 3 ноги, одно туловище и 2 руки. Предложите им походить по помещению, присесть, что-то сделать, повернуться, лечь, встать, порисовать и т.д.
Совет: Чтобы третья нога была «дружной», ее можно скрепить веревочкой.
_______________________
Н.Л. Кряжева «Развитие эмоционального мира детей» с.89.
Строим цифры
(с 6 лет)
Цель: Способствовать развитию коммуникативных навыков; развитие сообразительности, смекалки.
Руководство: Играющие свободно двигаются по помещению. По команде ведущего: «Я буду считать до 10, а вы за это время должны выстроить все вместе из себя цифру 1 (2,3,5, и т.д.) – дети выполняют задание.
Если дети справляются с заданием быстро, то можно считать быстрее, то есть сократить время построения.
_______________________
Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина «Учим детей общению» с.204-205.
Строим ответ
(с 7 лет)
Цель: Способствовать: развитию коммуникативных навыков, развития сообразительности и смекалки.
Руководство: Вариант игры «Строим цифры». Ведущий усложняет задание: «пока я буду считать до 10, вы сделаете в уме сложение или вычитание и построите из себя все вместе цифру-ответ. Например, 5+2, вы строите 7; 8-3, вы строите 5.
_______________________
Н.Л. Кряжева «Развитие эмоционального мира детей» с.80.
Передай мячик
(с 4 лет)
Цель: формирование уверенности в себе, помочь детям чувствовать себя свободно и раскованно, внести эмоциональное оживление в группу.
Руководство: Сидя или стоя, играющие стараются, как можно быстрее передать мячик, не уронив. Можно в максимально быстром темпе бросить мячик соседям. Можно повернувшись спиной в круг и убрав руки за спину, передавать мяч. Кто уронил – выбывает. Замечание: Усложнить упражнение можно, попросив детей закрыть глаза.
_______________________
Н.Л. Кряжева «Развитие эмоционального мира детей» с.87.
Доброе животное
(с 4 лет)
Цель: способствовать развитию коммуникативных навыков, снятие психоэмоционального напряжения.
Руководство: Участники встают в круг и берутся за руки. Ведущий говорит тихим голосом: «Мы одно большое доброе животное!» Все прислушиваются к своему дыханию, дыханию соседей. «А теперь подышим вместе». «Вдох! Все делают шаг вперед, выдох – все делают шаг назад, вдох – 2 шага вперед, выдох 2 шага назад. Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук – шаг вперед, стук – шаг назад и т.д.» «Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе»
_______________________
Н.Л. Кряжева «Развитие эмоционального мира детей» с.77.
Рукавички
(с 5 лет)
Цель: способствовать: развитию коммуникативных навыков, формированию уверенности в себе; научить детей работать в парах.
Руководство: Для игры нужны вырезанные из бумаги рукавички, количество пар равно количеству участников игры. Ведущий раскладывает рукавички с одинаковым орнаментом, но не раскрашенным по помещению. Дети расходятся по залу, отыскивают, свою «пару», отходят в уголок и с помощью 3-х карандашей разного цвета стараются, как можно быстрее раскрасить совершенно одинаково рукавички.
Ведущий обращает внимание на то, как организуют совместную работу пары, как делят карандаши, как при этом договариваются.
_______________________
Н.Л. Кряжева «Развитие эмоционального мира детей» с.71-72.
Комплименты
(с 4 лет)
Цель: помочь детям увидеть свои положительные стороны, дать почувствовать, что каждый ребенок принимаем и ценим другими людьми.
Руководство: Сидя в кругу все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий кивает головой и говорит: «Спасибо, мне было очень приятно!» Затем он дарит комплимент своему соседу; упражнение проводится по кругу.
Предупреждение:
- Можно вместо похвалы просто сказать «вкусное», «сладкое», «цветочное» слово.
- Если ребенок затрудняется сделать комплимент, скажите комплимент сами.
_______________________
Н.Л. Кряжева «Развитие эмоционального мира детей» с.81.
Ворона
!(с 4 лет)
Цель: способствовать формированию уверенности в себе, развитие быстроты реакции, внесение эмоционального оживления в группе.
Руководство: Ведущий стоит в центре круга и имитирует полет вороны и ощипывание крыльев:
«Ворона сидит на крыше.
Ощипывает она свои крылышки
Спрятала,
Спрятала!»
Затем очень быстро и неожиданно:
«А кто раньше сядет?»
Затем:
«А кто раньше встанет?»
Кто опоздал выполнить команду выбывает из игры.
_______________________
Н.Л. Кряжева «Развитие эмоционального мира детей» с.81.
Зеркало
(с 5 лет)
Цель: развитие выразительности движений, внимания, наблюдательности, произвольности.
Материал: зеркало.
Руководство: Детям предлагается представить, что они вошли в магазин зеркал. Одна половина группы – зеркала, другая – разные зверюшки. Зверюшки ходят мимо зеркал, прыгают, строят рожицы – зеркала должны точно отражать движения и выражения лиц зверюшек.
______________________
Н.Л. Кряжева «Развитие эмоционального мира детей» с.88.
Комплименты
(с 4 лет)
Цель: помочь детям увидеть свои положительные стороны, дать почувствовать, что каждый ребенок принимаем и ценим другими людьми.
Руководство: Игра начинается со слов: «Мне нравиться в тебе…»
Ребенок говорит эту фразу всем участникам игры, детям и взрослым (дети помладше говорят комплименты по очереди в кругу). Тот, к кому обращен комплимент не забывает поблагодарить говорящего: «Спасибо, мне было очень приятно!» Необходимо, чтобы комплименты были разными. После упражнения – обсуждение – что чувствовали участники, что они неожиданного узнали о себе, понравилось ли им говорить комплименты.
_______________________
Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина «Учим детей» с.204-205.
Дотронься до…
!(с 5 лет)
Цель: способствовать формированию уверенности в себе, развитие быстроты реакции.
Руководство: Все играющие одеты по-разному. Ведущий выкрикивает: «Дотронься до…» Все должны мгновенно сориентироваться, обнаружить у участников в одежде что-то синее и дотронуться до этого цвета. Цвета периодически меняются кто не успел – ведущий. Взрослый следит, чтобы дотрагивались до каждого участника.
_
_____________________
Н.Л. Кряжева «Развитие эмоционального мира детей» с.76.
Найди друга
!(с 5 лет)
Цель: способствовать развитию коммуникативных способностей, научить детей адаптироваться к окружающему миру
Руководство: упражнение выполняется среди детей или же между родителями и детьми. Одной половине завязывают глаза, дают возможность походить по помещению и предлагают найти и узнать друга (или своего родителя). Узнать можно с помощью рук, ощупывая волосы, одежду, руки. Затем, когда друг найден, игроки меняются ролями.
_______________________
Н.Л. Кряжева «Развитие эмоционального мира детей» с.71.
Ветер дует на..»
!(с 5 лет)
Цель: Способствовать развитию коммуникативных навыков, формированию уверенности в себе, внесение эмоционального напряжения в группе.
Руководство: со словами «ветер дует на…» ведущий начинает игру. Чтобы участники игры побольше узнали друг о друге, вопросы могут быть следующие:
— «Ветер дует на того у кого светлые волосы» — все светловолосые собираются в одну кучку.
— «Ветер дует на того, у кого… есть сестра», «кто любит животных», «кто много плачет», «у кого нет друзей» и т.д.
Ведущего необходимо менять, давая возможность поспрашивать участников каждому.
_______________________
Н.Л. Кряжева «Развитие эмоционального мира детей» с.71.
Тень
!(с 5 лет)
Цель: формирование у детей уверенности в себе, снятие двигательной расторможенности, способствовать умению четко повторять движения и жесты другого.
Руководство: Один играющий ходит по помещению и делает разные движения, неожиданные повороты, приседания, нагибается в стороны, кивает головой, машет руками и т.д. Все остальные встают в линию за ним на небольшом расстоянии. Они — его тень и должны быстро и четко повторять его движения. Затем ведущий меняется.
_______________________
Н.Л. Кряжева «Развитие эмоционального мира детей» с.82.
Дракон
!(с 5 лет)
Цель: способствовать развитию коммуникативных навыков, научить детей быть уверенными в себе, способствовать объединению участников в группе.
Руководство: Играющие становятся в линию держась за плечи. Первый участник – «голова», последний – «хвост» дракона. «Голова» должна дотянуться до «хвоста» и дотронутся до него. «Тело» дракона неразрывно. Как только «голова» схватила «хвост» она становится «хвостом». Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не побывает в 2-х ролях.
_______________________
Н.Л. Кряжева «Развитие эмоционального мира детей» с.73.
Портрет
(с 5 лет)
Цель: научить детей помогать самим себе – познакомить с методами саморегуляции и снятие психоэмоционального напряжения.
Руководство: Ребенок садиться напротив взрослого. Взрослый – художник, все остальные – краски: синий, белый, красный, желтый, зеленый и др. «Сейчас я буду рисовать портрет.» Художник прикасается рукой к овалу лица и говорит: «Сейчас я нарисую лицо. Какую форму рисовать? – такую? Больше, меньше» Ребенок отвечает. Какие будут глазки – большие, маленькие», при этом он обводит контур глаз. «Какого они цвета будет?» — ребенок называет. Если есть такая краска, то художник прикасается к ней своей кистью (к участнику выбравшему этот цвет) и переносит на лицо ребенку. Затем в таком же порядке рисуются брови, нос, щеки, губы, уши, волосы. Постарайтесь «смешать» краски и перенести на ребенка частичку каждого участника упражнения. В конце любуются портретом, говорят, как он хорош.
Замечание: нежелание ребенком «сохранить» свое лицо и стремление многое в нем изменить говорит о том, что ребенок недоволен собой, и хочет измениться.
_______________________
Н.Л. Кряжева «Развитие эмоционального мира детей» с.125.
Путаница
Цель: помочь детям почувствовать свою принадлежность к группе, понять как неприятно быть вне ее.
Руководство: 5-6 детей встают в круг и вытянув вперед руки сходятся в центре. Правой рукой каждый берет за руку любого ребенка, левая оставлена для того, чтобы за нее кто-то взялся. После того все открывают глаза. Взрослый помогает детям в том, чтобы за одну руку взялся только дин ребенок. Образуется путаница. Задача детей распутаться, не отпуская рук. Хорошо использовать веселую, бодрящую музыку.
Вариант: выбирается водящий, который выходит из комнаты. Остальные начинают запутываться, кто как может. Когда образовалась путанка, водящий заходит в комнату и пытается распутать то, что получилось, не разжимая рук.
______________________
Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина «Учим детей общению» с.31.
Поварята
!(с 4 лет)
Цель: способствовать формированию коммуникативных навыков, помочь детям раскрыться. Почувствовать себя свободно и раскованно.
Руководство: Все встают в круг – это кастрюля. Сейчас будем готовить суп (компот, винегрет, салат). Каждый придумывает, чем он будет (мясо, картошка, капуста, морковь, лук, соль и т.д.). Ведущий выкрикивает по очереди, что он хочет положить в кастрюлю. Узнавший себя впрыгивает в круг, следующий , прыгнув, берет за руки предыдущего. Пока все компоненты не окажутся в круге игра проджолжается. В результате получается вкусное, красивое блюдо – просто объедениье.
_______________________
Н.Л. Кряжева «Развитие эмоционального мира детей» с.75.
Есть или нет
!(с 5 лет)
Цель: способствовать развитию коммуникативных навыков, открытому выражению эмоций, снятие эмоциональных зажимов, развитие быстроты реакции.
Руководство: Играющие встают в круг и берутся за руки, ведущий — в центре. Он объясняет задание – если они согласны с утверждением, то поднимают рукивверх и кричат «да», если не согласны, то опускают руки и кричат «Нет».
Есть ли в поле светлячки?
Есть ли в море рыбки?
Есть ли крылья у теленка?
Есть ли клюв у поросенка?
Есть ли гребень у горы?
Есть ли двери у норы?
Есть ли хвост у петуха?
Есть ли ключ у скрипки?
Есть ли рифма у стиха?
Есть ли в нем ошибки?
_______________________
Н.Л. Кряжева «Развитие эмоционального мира детей» с.82.
На что похоже настроение?
!(с 5 лет)
Цель: способствовать развитию коммуникативных навыков, развитие творческих способностей, обогащение словарного запаса, учить детей передавать свое настроение в виде образов.
Руководство: Участники игры по очереди говорят на какое время года, природное явление, погоду, похоже их сегодняшнее настроение.
Начать лучше взрослому: «Мое настроение похоже на белое пушистое облачко в спокойном голубом небе, а твое?»
Упражнение проводится по кругу. Взрослый обобщает – какое же сегодня у всей группы настроение – грустное, смешное, веселое, злое и т.д.
_______________________
Н.Л. Кряжева «Развитие эмоционального мира детей» с.78.
Клубочек
!(с 4 лет)
Цель: способствовать развитию коммуникативных навыков, объединению участников в группе, стремлению больше узнать друг о друге, формированию уверенности в себе.
Руководство: Дети садятся вв круг, ведущий держа в руках клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, , задает любой интересующий его вопрос участнику игры. Например, «Как тебя зовут?», «Хочешь ли ты со мной дружить?», «Что ты любишь?» и т.д. Тот ловит клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, отвечает на вопрос, , а затем задает свой следующему игроку. В конце клубочек возвращают ведущему. Все видят нити, связывающие участников игры в одно целое.
Замечание: Если ведущий вынужден помогать затрудняющемуся ребенку, то он берет при этом клубочек себе назад, подсказывает и опять передает ребенку.
_______________________
Н.Л. Кряжева «Развитие эмоционального мира детей» с.69-70.
Источник