Кризисы развития ребенка в семье
Если Ваш ребенок стал вести себя совершенно непривычным образом, часто капризничать, ссориться со сверстниками и/или взрослыми, отдаляться от Вас и вообще стал «каким-то не таким», то это совершенно не означает, что он Вас не любит, попал в плохую компанию или недостаточно воспитан. Возможно, он просто достиг ступени в своем развитии называемой возрастным кризисом. Психологи выделяют 6 таких кризисов, которые последовательно возникают от самого рождения и до совершеннолетия. Особенности каждого из них мы и рассмотрим в данной статье.
Что такое возрастной кризис
Развитие маленького человека — процесс, растянутый во времени и очень необычный. На всем его протяжении стабильные периоды сменяются кризисными и наоборот. Стабильные характеризуются постепенным накапливанием новых навыков и умений, например, малыш научился ходить, ребенок старшего дошкольного возраста уже может произвольно запоминать нужную информацию и т.д. В эти периоды изменения происходят, но они очень порционы и заметить их возможно только тогда, когда появится новообразование (речь, произвольное запоминание и др.). А вот с кризисными периодами все обстоит совсем иначе.
В такие периоды развитие ребенка очень стремительно и заметно невооруженным глазом. Изменения в кризисные этапы можно сравнить с революцией: они очень бурные, начинаются внезапно и также заканчиваются, когда достигнуты определенные цели. Они могут быть очень тяжелыми как для ребенка, так и для взрослого, а могут протекать в достаточно сглаженной форме. Однако нормальное развитие человека невозможно без этих кризисов, и каждый малыш должен пройти каждый из них. Выделяются 6 кризисов детского возраста:
- Кризис новорожденности
- Одного года (младенчества)
- 3-х лет (раннего детства)
- 7-ми лет (детства)
- 13-ти лет (подростковый)
- 17-ти лет (юности)
Хотя в названии каждого кризиса фигурирует конкретный возраст, это не означает, что данный этап наступить точно в 3 или 13 день рождения. Он может начаться чуть раньше или чуть позже – за/через полгода или даже год до/после указанного возраста.
Кризис новорожденности
Можно сказать, что ребенок уже рождается в кризисе. Это связано с тем, что он меняет внутриутробное существование на самостоятельную жизнь вне материнского организма. Малышу нужно привыкнуть к новому типу дыхания и питания, к непривычным условиям, свету, звуку и т.д. Начинается период адаптации, который длится порядка 1-2 месяцев.
В этот период важно окружить младенца максимальной заботой, уходом, вниманием. Первые месяцы жизни самые сложные как для ребенка, так и для его родителей. Но когда кризис минует, окажется, что малыш уже более приспособлен к жизни и начинает налаживать свои первые социальные контакты со своим ближайшим окружением, т.е. мамой и папой.
Кризис одного года
Кризис младенчества связан с тем, что ребенок осваивает хождение и речь. Теперь ему доступно большее пространство для исследования, умение ходить дает возможность взять предметы, принадлежащие взрослым и ранее недоступные.
В возрасте одного-двух лет ребенок может проявлять негативизм, который становится ответом на различные ограничения со стороны взрослых и их непонимание. Малыш сталкивается с тем, что «хочу» и «надо» часто могут не совпадать, и это вызывает его недовольство. В данный период могут возникать различные аффективные вспышки и агрессия: ребенок плачет и падает на пол, требуя что-то, обижается, может кидать во взрослого игрушками и т.д. Проявляются первые стремления все делать самостоятельно.
Типичные признаки наступления кризиса 1 года: ребенок набивает татуировку и покупает спортивную машину. Источник фото
Очень важно во время кризиса одного года проявлять терпение, такт и мудрость. Окрики, наказания, потакания капризам принесут мало толку. Во время аффективных вспышек лучше всего чем-то отвлечь малыша (например, показать какое-то животное или птицу) или попробовать договориться с ним. Если что-то запрещаете ребенку, то всегда объясняйте, почему это нельзя. Стремление к самостоятельности стоит поощрять, иначе малыш перестанет ее проявлять, а позже будет отказываться выполнить даже простые действия, объясняя это тем, что не умеет (одеться, есть самостоятельно и т.д.).
Кризис 3-х лет
Кризис раннего детства является одним из самых сложных возрастных кризисов. В это время ребенок становится трудновоспитуемым, зачастую с ним очень сложно находить общий язык. Малыш стремится противопоставить себя взрослым, показать, что он самостоятельный человек, отдельный от матери. Наиболее часто при этом можно наблюдать следующие проявления:
- Негативизм. Все поведение малыша полностью идет вразрез с тем, что ему предлагают взрослые. Ребенок будет отказываться что-то выполнять не потому, что действительно не хочет, а потому, что это исходит от взрослого.
- Своеволие. Стремление к самостоятельности здесь очень выражено, часто можно услышать от малыша фразу «Я сам!». При этом он будет очень обижаться и даже может проявлять агрессию, если не давать ему этой самостоятельности.
- Строптивость. Ребенок отвергает сложившийся ранее образ жизни, все установленные в семье порядки и нормы воспитания. Он отказывается ложиться спать, гулять и т.д. в обычное время, выполнять какие-то привычные вещи, ходить в садик и пр.
- Упрямство. Если малыш что-то потребовал, то будет упорно настаивать на своем. При этом делает он это не потому, что действительно хочет, а потому, что высказал взрослому такое желание.
- Обесценивание. В этот период впервые у ребенка появляется критика по отношению к взрослому, чьи слова, поступки, воля ранее принимались безоговорочно.
- Деспотизм. Малыш этого возраста может проявлять ревность, агрессию, часто впадать в истерики.
- Протест-бунт. Практически все аспекты поведения маленького человека носят протестующий характер, причем без явной на это причины.
Также в данный период можно наблюдать фантазирование и вымысел, направленные на защиту от наказания («это приходил бабайка и съел все конфеты»), демонстративное проявление чувств, желание оценивания.
Стремление подавить этот кризис не даст результатов. Чтобы справиться с этими проявлениями, взрослый должен быть очень терпеливым и проявить хитрость и смекалку. Например, зная, что ребенок воспротивиться сну, предложить ему делать все, что угодно, только не ложиться и не закрывать глаза. Также не рекомендуется подтверждать истерику (давать то, ради чего она была вызвана), иначе она станет естественным способом добиться желаемого.
Кризис семи лет
В этом возрасте ребенок стремится к новым социальным контактам, начинает ориентироваться на внешнюю оценку, приобретает новый социальный статус – статус ученика. Малыш утрачивает детскую непосредственность и наивность – теперь понять его значительно сложнее, чем еще совсем недавно. Главными проявлениями кризиса является манерность и вычурность поведения, кривляния, некоторая странность и непонятность поступков, агрессивность и аффективные вспышки.
Источник фото
Как правило, все эти проявления проходят, когда малыш поступает в школу и начинает осваивать новые виды деятельности. Помочь справиться с ними также могут значимые взрослые, не относящиеся к семье (учитель, друзья родителей и др.). Это связано с тем, что в этот период оценки посторонних людей являются важными и необходимыми ребенку для формирования самооценки и представления о себе.
Кризис 13-ти лет
Подростковый кризис является вторым по яркости и во многом схож с кризисом 3-х лет. Он связан с гормональными изменениями в организме ребенка и с переходом на новую ступень развития (переходную между ребенком и взрослым) и характеризуется следующими проявлениями:
- Эмоциональная неустойчивость. Связано это в большей степени с изменением гормонального фона и сбоем некоторых систем организма. У подростков часто меняется настроение от повышенного до подавленного, им трудно контролировать свои чувства и эмоции.
- Чувство взрослости, стремление казаться взрослым. Подросток не хочет называться и выглядеть ребенком. Своим поведением, манерой одеваться и т.д. он стремиться показать, что уже взрослый.
Этому парню точно удалось выглядеть взрослее… Источник фото
- Стремление к эмансипации. Ребенок этого возраста активно стремиться отделить себя от родителей: проявляет максимум независимости, тщательно скрывает свою личную жизнь и переживания и пр.
- Конфликты с родителями. Подросток считает, что его не понимают, очень бурно реагируют на любые проявления опеки и заботы со стороны родителей, а также на их критику, запреты и пр. Это приводит к частым конфликтам между поколениями.
- Стремление к общению со сверстниками. Если еще ранее ребенок стремился в большей степени общаться со взрослыми и ориентировался на них, то теперь сверстники и дети чуть старшего возраста становятся для него авторитетами. Появляется активный интерес к лицам противоположного пола.
Также в этот период можно наблюдать чрезмерный интерес к собственной внешности, частую смену имиджа и интересов, трудность в общении и ухудшение школьной успеваемости. Подросток ищет себя в этом мире, стремится заявить о себе как о взрослом. Родителям рекомендуется давать своим детям больше свободы, признавать их самостоятельность и право на личную жизнь, относиться к ним как к равным.
Кризис 17-ти лет
Как правило, возникает на пороге новой жизни, т.е. в преддверии окончания школы. Кризисные проявления связаны с осознанием своей ответственности за будущий выбор. В этом возрасте могут возникать всевозможные страхи (новой жизни, перед поступлением в ВУЗ, перед армией и т.д.), повышенная тревожность, нервозность.
Во время кризиса юности очень важна поддержка семьи. Родители должны участвовать в жизни отрока, но предоставлять ему самостоятельность, особенно в выборе своего будущего. Также значительную помощь окажет работа с юношей/девушкой по приобретению уверенности в себе.
Возрастной кризис – явление неизбежное в нормальном развитии ребенка. В эти сложные для него периоды родителям нужно набраться терпения и постараться оказать своим детям максимум помощи и поддержки. Вспомните себя в этом возрасте. Наверняка, Вы тоже испытывали нечто подобное. Войдите в положение ребенка и вместе с ним справьтесь с кризисными проявлениями.
Источник заглавной картинки
Понравилась статья?
Поделитесь с друзьями:
Мудрая сова
19 февраля 2015
Источник
Семейные кризисы (англ. family crises) — психологические трудности, встречающиеся в семьях на разных этапах их семейного цикла. Различают нормативные и ненормативные семейные кризисы.
Нормативные семейные кризисы[править | править код]
Отличительной особенностью нормативных семейных кризисов является то, что их в большей или меньшей степени переживают все семьи.
Вирджиния Сатир выделяет 10 основных кризисных этапов в жизненном цикле семьи[1]:
- Зачатие, беременность и рождение первенца. С появлением новорождённого семейный союз как отношения эгоистические трансформируется в отношения альтруистические: супруги стоят перед задачей перераспределения своих ролей с учётом нужд и потребностей ребёнка.
- Начало освоения ребёнком человеческой речи. Развитие речи, ее полнота и насыщенность полностью зависит от общения с близким взрослым, что требует серьёзного вклада со стороны родителей.
- Налаживание отношений ребёнка с окружающей средой. Чаще всего речь идёт об отношениях в школьном коллективе. Родители и их дети на данном этапе стоят перед задачей адаптации к элементам школьного мира, чужой реальности и обстановке, а также перед задачей усвоения и соблюдения норм и правил, принятых в школьном обществе.
- Вступление ребенка в подростковый возраст. Возможно возникновение конфликтов между родителями и детьми ввиду психологических особенностей подросткового возраста, таких как болезненное отношение к критике, импульсивность, борьба с родительским авторитетом, общая эмоциональная неустойчивость и пр. Психологический микроклимат в семье в данный период ухудшает и то, что родители в силу своего возраста сами могут находиться в напряжённой ситуации, испытывая кризис среднего возраста.
- Взросление ребёнка, оставление родительского дома в поиске самостоятельности и независимости. На данном этапе у родителей зачастую возникает так называемый синдром «пустого гнезда», поскольку прекращение совместного проживания воспринимается ими как потеря.
- Женитьба взрослых детей, вхождение в семью новых членов (невестка, зять). Перед супругами встаёт новая задача — построение взаимоотношений с новыми людьми, принятие их в узкий круг членов своей семьи.
- Наступление климакса в жизни женщины-жены. На данном этапе женщина теряет способность к рождению детей, происходят глобальные физиологические изменения в организме, что может послужить причиной тяжёлых переживаний.
- Уменьшение сексуальной активности у мужчин. На данном этапе происходят нормативные физиологические изменения мужского организма, связанные со старением, которые могут переживаться как потеря важнейшего мужского качества — энергии либидо. Задача мужчины здесь — принятие своих текущих физиологических возможностей касательно собственной сексуальной жизни.
- Становление родителей в качестве бабушек и дедушек. Задача новоиспечённых прародителей — принятие на себя данной роли, а также передача главенства в семейной системе молодому поколению.
- Уход из жизни супругов. Смерть супруга зачастую вызывает тяжелейшие переживания, требующие активизации жизненных ресурсов и эмоциональной поддержки от других членов семьи.
Каждый из этих этапов сопровождается повышенной тревожностью, требует подготовки и последующего перераспределения сил всех членов семьи.
Ненормативные семейные кризисы[править | править код]
Ненормативные семейные кризисы, в отличие от нормативных, возникают не во всех семьях. Их появление зависит от ряда неблагоприятных условий, таких как болезнь, жилищно-бытовые проблемы, конфликт с окружающими людьми, социально-экономические процессы (война, финансовый кризис) и пр.
Э. Г. Эйдемиллер и В. В. Юстицкис считают[2], что трудности, которые могут послужить причиной кризисной ситуации в семье, можно разделить по силе и длительности воздействия:
- Вызванные острыми раздражителями: смерть одного из членов семьи, измена, внезапная болезнь, внезапная смена социального статуса (банкротство или попадание в тюрьму) и пр.;
- Вызванные хроническими раздражителями: чрезмерная физическая и психологическая нагрузка, жилищные проблемы, длительный конфликт между членами семьи.
Суммирование разного рода трудностей (например, смерть члена семьи и, как следствие, ухудшение финансового положения) делает протекание ненормативного семейного кризиса особенно тяжёлым.
Развод[править | править код]
Развод считается ненормативным кризисом, поскольку служит причиной дисгармоничности внутри семьи и требует глубокой реорганизации системы отношений и ролей. Выделяют[3] следующие причины разводов:
- утрата и недостаток любви, взаимного уважения, доверия и взаимопонимания;
- неверность супругов, сексуальные отношения вне брака, ревность;
- алкоголизм и другие аддикции одного из супругов;
- единоличное главенство одного из супругов, подавление своего партнёра;
- несправедливое и неравномерное распределение домашних обязанностей (ролевая перегрузка женщин: и работа, и воспитание детей, и обязанности по дому);
- чрезмерное вмешательство прародителей (родителей супруга) в семейную жизнь;
- противоречивые взгляды на воспитание детей;
- отсутствие общих интересов;
- несовместимость взглядов и ценностей;
- неготовность супругов ко вступлению в брак;
- сексуальная дисгармония;
- насилие в семье;
- асоциальное поведение одного из супругов;
- нежелание иметь детей одним из супругов;
- материальные, финансовые и жилищные проблемы в семье.
По мнению Элизабет Кюблер-Росс[3], стадии, через которые проходят разводящиеся супруги, имеют сходство со стадиями горя:
- отрицание;
- озлобленность;
- переговоры;
- депрессия;
- примирение.
Супружеская измена[править | править код]
Супружеская измена — добровольные отношения сексуального характера с человеком, не являющимся брачным партнёром. Особенностью измены является то, что в сексуальную связь вступают тайно, без ведома супруга. Считается[3], что измена имеет следующие причины:
- супружеская несовместимость (прежде всего — сексуальная);
- отсутствие эмоциональной близости;
- охлаждение чувств в браке;
- месть одного из партнёров другому за причинённые страдания;
- отсутствие взаимных чувств в браке;
- сексуальное воздержание партнёра, связанное с болезнью, длительным отсутствием супруга и т. д.
- личностные особенности супругов.
Измена как ненормативный семейный кризис, с одной стороны, свидетельствует о несостоятельности брака, с другой стороны — является способом привлечения внимания партнёра и сохранения супружеских отношений путём удовлетворения тех потребностей, которые супруг удовлетворить не в состоянии.
Домашнее насилие[править | править код]
Насилие как ненормативный семейный кризис может быть физическим (побои), экономическим (лишение средств к существованию или навязанная финансовая зависимость), психологическим и сексуальным. Существует семейное насилие между мужем и женой, родителем и ребенком, другими родственниками. Чаще всего насилию в семье подвергаются женщины и дети.
Выделяют[3] следующие причины семейного (домашнего) насилия:
- насилие в семье как продолжение уличного и социального насилия: считается, что культурные нормы и ценности относительно насилия, которые приняты в обществе, усваиваются и применяются членами семьи по отношению друг к другу;
- насилие как результат некорректного распределения ролей в семье и неэффективной коммуникации между её членами;
- насилие и агрессия как следствие психологических травм, полученных в детстве.
Усыновление, опекунство и патронаж[править | править код]
Принятие в семью ребёнка — нового члена семьи — ненормативный кризис, поскольку требует полной перестройки системы взаимоотношений внутри семьи. Выделяют[3] следующие мотивы усыновления:
- желание продолжить род по причине бесплодия;
- поиск «смысла жизни» при помощи приёмного ребёнка;
- преодоление одиночества;
- альтруистический: стремление «вырвать» ребенка из детского дома, таким образом защитив его;
- компенсация утраты собственного ребенка;
- стабилизация и упрочнение супружеских отношений;
- улучшение материального и жилищного положения за счёт выплат, получаемых ребёнком-сиротой от государства и выплат, положенных опекунам.
Скорость протекания данного кризиса напрямую зависит от скорости адаптации ребёнка в новой семье.
Преодоление семейных кризисов[править | править код]
Кризисную ситуацию можно рассматривать двояко. С одной стороны, это — нарастание конфликтности во взаимоотношениях, снижение удовлетворенности семейной жизнью, с другой стороны — умножение усилий всех членов семьи, направленных на преодоление возникших препятствий.
Выделяют некоторые особенности семей, позволяющие преодолевать кризисные ситуации с наименьшими потерями. К ним относятся:
- гибкость взаимоотношений между членами семьи;
- сплочённость семьи;
- открытость в восприятии окружающего мира;
- адекватные ролевые ожидания членов семьи относительно друг друга.
Примечания[править | править код]
- ↑ Вирджиния Сатир. Как строить себя и свою семью. — The New Peoplemaking Science and Behavior Books, Mountain View, CA, 1972.
- ↑ Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи. — 3-е. — СПб: Питер, 2002. — С. 656.
- ↑ 1 2 3 4 5 О.А. Карабанова. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. — М: Гардарики, 2005.
См. также[править | править код]
- Семейные ценности
- Психологическое насилие
Источник