Кризисные зоны развития ребенка и характер педагогической поддержки

Кризисные зоны развития ребенка и характер педагогической поддержки thumbnail

Кризисные зоны развития подростка и характер педагогической поддержки.

Хочу привести слова Макаренко:

«Подросток — это «существо в себе: Дети в подростковом возрасте очень болезненно относятся с стремлению воспитателей переступить порог их особого, только им принадлежащего мира, войти в него со своими категорическими установками, оценками .требованиями. Они не любят подвергаться специальным педагогическим процедурам».

Тяжелые переживания, связанные с поиском и признанием себя как личности и индивидуальности, могут перейти в состояние депрессии, которая, в свою очередь, может привести к возникновению суицидальных намерений. Для подросткового возраста это особенно характерно, так как им свойственны бурные, эмоциональные переживания.

Роль подростка в семье, семейная система ценностей, шаблоны общения и решения проблем имеют принципиальное значение для формирования собственной ценности и способа восприятия мира. Депрессивная модель мира часто формируется на основе семейных ценностей.

Непонимание между родителями и детьми часто ведет к депрессивности обеих сторон, но в большей степени депрессивность проявляется на младшем поколении. Это объясняется тем, что родители – сформировавшиеся личности с устойчивой психикой, в отличие от ребенка, в котором бьет через край юношеский максимализм.

Что же такое депрессия? Утрата смысла жизни, утрата надежд и целей, сопровождающаяся ощущением внутренней пустоты. Человек испытывает тяжелые, мучительные эмоции и переживает подавленность, тоску, отчаяние.

Депрессия характеризуется отрицательным эмоциональным фоном, изменением мотивационной сферы, познавательных интересов и общей пассивностью поведения. В этом состоянии человек испытывает мучительные переживания, его волевая активность резко снижена, характерными являются мысли о собственной ответственности за разнообразные неприятные события, произошедшие в жизни. Он может испытывать чувство вины за эти события и ощущение беспомощности перед лицом других жизненных трудностей, которые будут сочетаться с чувством бесперспективности.

Признаки депрессии.

Депрессивный синдром у подростков протекает так же как и у взрослых. Наблюдается пониженное настроение, либо потеря интереса к жизни и способности получать удовольствие. Часто отмечаются: потеря аппетита (или переедание), изменение веса тела, усталость. У ребенка изменяются потребности во сне: возникает бессонница либо сонливость, может жаловаться на трудности концентрации, испытывать чувство никчемности или вины (часто нереальной).

Другими критериями депрессии являются: социальная замкнутость, снижение успеваемости, изменение отношения к учебе, агрессия, соматические жалобы. Для подростков характерны беспокойство, брюзгливость, негативистское, антисоциальное поведение. Он может казаться слишком эмоциональным, чувствительным, особенно в общении со сверстниками. Если эти симптомы проявляются почти каждый день в течение двух недель, то можно говорить о состоянии депрессии.Именно депрессивное состояние подростка может повлечь за собой серьезные, опасные и непоправимые последствия.

В период взросления подростки жалуются на депрессивное состояние, вызванное тем, что их никто не понимает, что они одиноки, не нашли своего места в жизни, не заслуживают уважения, не имеют собственного Я и пр. Осложненное и бурное протекание взросления в форме кризисов наблюдается у 20% подростков. Следовательно, опасность возникновения суицида у этой части подростков необходимо постоянно иметь в виду. Именно подростковой группе свойственны различные типы суицидального поведения.

Изучение проблемы суицида и анализ конкретных случаев показывают, что подростки решаются на самоубийство в целях обратить на свои проблемы внимание, прежде всего, родителей, реже педагогов, иногда сверстников, протестуя таким страшным образом против безразличия, цинизма и ли жестокости окружающих.

Все задаются вопросом: как остановить эту страшную статистику и не допустить новых подобных случаев?

Проблема не новая. Позиция православной церкви по данному вопросу всегда была четкой: самоубийство – это грех, и данная тема вообще не обсуждается. Может быть, поэтому статистика дореволюционной России – 3 суицида на 100 тысяч человек? На территории бывшего СССР, несмотря на более высокую статистику самоубийств, данная тема не освещалась в СМИ, и общественная позиция была однозначной и жесткой: человек, покушающийся на самого себя, болен психически.

В настоящее время нет единых взглядов на то, как следует работать по профилактике суицидального поведения. Существуют публикации на данную тему. Практика показывает, что после очередного сообщения в прессе или после реального самоубийства кумира в молодежной среде обязательно появляется подобный случай и увеличивается количество суицидальных попыток. Явление подобного психологического заражения наблюдалось во все времена и во всех культурах. С конца 19 века оно получило название «синдром Вертера» после череды массовых самоубийств читателей книги Гете, которая по данной причине была запрещена. При сообщениях в СМИ о случаях суицидов и любых обсуждениях темы самоубийства, у многих людей (до 10%) включается некий механизм, пока неизученный, результатом работы которого становится резкий рост количества собственно суицидов, а также неосторожного поведения, приводящего к несчастным случаям с летальным исходом.

Подросткам характерны повышенная впечатлительность и внушаемость, способность ярко чувствовать и переживать, склонность к колебаниям настроения, слабость критических способностей, эгоцентрическая устремленность, импульсивность в принятии решения. Нередки случаи, когда самоубийство вызвано гневом, протестом, злобой или желанием наказать себя и других. При переходе к подростковому возрасту возникает повышенная склонность к самоанализу, пессимистической оценке окружающего и своей личности. Эмоциональная нестабильность, часто ведущая к суициду, наблюдается у четверти здоровых подростков.

Психологический смысл подросткового суицида – «крик о помощи», стремление привлечь внимание к своему страданию. Настоящего желания смерти нет. Представления о ней крайне неотчетливо, инфантильно.

Понятие «смерть» в этом возрасте обычно воспринимается весьма абстрактно, как что-то временное, похожее на сон, не всегда связанное с собственной личностью, отдыха от невзгод, способа попасть в иной мир. Так же она видится средством наказания обидчиков.

Основные мотивы суицидального поведения детей и подростков

-Переживание обиды, одиночества, непонимания.

-Действительная или мнимая утрата любви родителей, неразделенное чувство, ревность.

— Переживания, связанные со смертью, разводом или уходом родителей из семьи.

— Чувство вины, стыда, оскорбленного самолюбия, самообвинения.

-Боязнь позора, насмешек или унижения.

— Страх наказания, нежелание извиниться.

— Любовные неудачи,,беременность.

-Чувство мести, злобы, протеста, угроза или вымогательство.

— Желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие, избежать неприятных последствий, уйти от трудной ситуации.

— Сочувствие или подражание товарищам («эффект Вертера»)

У подростков возникновение суицидального поведения связано с трудностью решения серьезнейшего вопроса – «Я И ДРУГИЕ».

Как помочь.

Выслушивайте – «Я слышу тебя». Не пытайтесь утешить общими словами типа « Ну, а не все так плохо», «Вам станет лучше», «Не стоит этого делать». Дайте ему возможность высказаться. Задавайте вопросы и внимательно слушайте.

Обсуждайте – открытое обсуждение планов и проблем снимает тревожность. Не бойтесь говорить об этом – большинство людей чувствуют неловкость, говоря о самоубийстве, и это проявляется в отрицании или избегании этой темы. Беседы не могут спровоцировать самоубийства, тогда как избегание этой темы увеличивает тревожность.

Будьте внимательны к косвенным показателям при предполагаемом самоубийстве. Каждое шутливое упоминание или угрозу следует воспринимать всерьез. Подростки часто отрицают, что говорили всерьез, пытаются высмеивать вас за излишнюю тревожность, могут изображать гнев. Скажите, что вы воспринимаете их всерьез.

Задавайте вопросы – обобщайте «Такое впечатление, что ты говоришь о …», «Большинство людей задумывалось о самоубийстве…», «Ты когда-нибудь думал, как совершить его?» Если получаете ответ, переходите на конкретику: Как ты это сделаешь? и т.п.

Подчеркивайте временный характер проблем – признайте, что его чувства очень сильны, проблемы сложны – узнайте, чем вы (или кто-то еще) ему можете помочь.

Рекомендации для педагогов.

Педагоги-психологи предлагают следующее:

1.Наложить «табу» на обсуждение темы «самоубийство» с целью профилактики суицидального поведения.

2.Профилактику строить в направлении формирования позитивного мышления уподростков.

3.В случае суицидальной попытки учащихся избегать группового обсуждения случая.

4. В случае незавершенного суицида рекомендовать индивидуальную работу суицидента со специалистами.

5. В случае завершенного суицида необходима групповая работа с подростками ближайшего окружения суицидента.

6.Предупредить всех педагогов об ответственности за несоблюдение данных рекомендаций.

7.Напомнить администрации образовательных учреждений, что психологи категорически против публичных групповых обсуждений данной темы. Зачастую цена подобных мероприятий (род.собраний, кл.часов) – жизнь кого-то из подростков, т.к. в подростковой среде возможно повторение суицидальных попыток по механизму подражания, заражения, протестной реакции др.

Что же такое педагогическая поддержка?

Педагогическая поддержка — это действия педагога в ситуации, когда ребенок в быстро изменяющихся обстоятельствах делает сознательный, самостоятельный, ответственный нравственный выбор, а педагог поддерживает и направляет его в этом развитии.

Поддержка необходима как в обычных ситуациях — переживание радости, вдохновения, морального подъёма, так и в период затруднения, решения сложных личностных проблем, осуществления личного выбора при недостатке тех или иных знаний или умений и т.д. Именно в этих ситуациях поддержки и не хватает зачастую современным подросткам.

Понятие педагогической поддержки было введено в отечественную науку О.С. Газманом. Педагогическая поддержка — относительно самостоятельное явление образования в целом, особая сфера педагогической деятельности — превентивная и оперативная помощь в развитии и содействии саморазвитию ребенка, которая направлена на решение его индивидуальных проблем, связанных со здоровьем, продвижением в обучении, общением, жизненным самоопределением. Этот термин автор рассматривал с позиции процесса индивидуального развития и саморазвития личности ребёнка.

Итак, под педагогической поддержкой понимают воздействие, направленное на сохранение и укрепление физических и духовных сил ребёнка в жизненно важных ситуациях его развития. Это действия учителя в системе отношений, направленных на оказание помощи в ситуации «здесь и сейчас».

Назначение педагогической поддержки намного шире, чем назначение просто «скорой помощи», т. к. жизненно важные ситуации могут и не носить проблемного характера. Назначение педагогической поддержки в том, чтобы содействовать активности ребенка, его усилиям во имя построения его же собственной жизни.

Таким образом, своевременная, квалифицированная поддержка педагога оказывает большое влияние на саморазвитие личности и является важнейшим фактором формирования положительной «Я- концепции» ребёнка, однако, она даёт положительные результаты только при соблюдении определенных условий ее организации.

Министерство образования и науки РТ

ГАПОУ Тетюшский сельскохозяйственный техникум

Тема выступления на МОКРе:

Кризисные зоны развития подростка и характер педагогической поддержки.”

Доклад подготовила:

Натфуллина Г.Х.

Тетюши — 2017

Источник

Доклад на тему:

«Кризисные зоны развития ребенка и характер его поддержания в этот период»

Общешкольное родительское собрание, октябрь, 2016

Подготовила учитель начальных классов Набережных Н. П.

Уважаемые родители, сегодня я предлагаю вам разобраться в такой проблеме, как кризисные зоны ребенка. Кризисные периоды — это неизбежные явления в жизни детей. Самые основные кризисные периоды развития ребенка это кризис новорожденного периода, 1 года, 3-х лет, 6-7 лет, 12-14 лет. Зависимо от того, как поведут себя взрослые на этом этапе, насколько разумно и грамотно отнесутся к ребенку, помогут ли ему его пережить или же, наоборот, будут всячески обострять ситуацию, длительность кризиса может значительно отличаться.

Наиболее сложным является кризис семи лет. Ведь ребенок уже осознает себя личностью, пытается что-то доказать себе и окружающим, становится более трудным в воспитательном отношении.

Ребенок начинает без всякой причины кривляться, манерничать, капризничать, ходить не так, как ходил раньше. Наряду с этим проявляются специфические для данного возраста особенности: нарочитость, нелепость, искусственность поведения, паясничанье, вертлявость, клоунада. Ребенок ходит вертлявой походкой, говорит писклявым голосом, корчит рожицы, строит из себя шута. Причиной таких изменений является дифференциация (разделение) в сознании ребенка его внутренней и внешней жизни.

Одним из достижений семилетнего кризиса является осознание своего социального «Я”, формирование внутренней социальной позиции. Ребенок впервые осознает расхождение между тем, какое положение он занимает среди других людей, и тем, каковы его реальные возможности и желания. Появляется ясно выраженное стремление к тому, чтобы занять новое более «взрослое” положение в жизни и выполнять новую, важную не только для него самого, но и для других деятельность. Ребенок «выпадает” из привычной жизни, теряет интерес к дошкольным видам деятельности. Появляется стремление детей к социальному положению школьника и к учению, как к новой социально значимой деятельности (в школе – большие, а в детском саду только маленькие), а также в желании выполнять те или иные поручения взрослых, взять на себя какие-то обязанности стать помощником в семье.

Кризисы занимают относительно короткое время: несколько месяцев, год, а редко два года. В это время происходят резкие, фундаментальные изменения в психике ребенка. Развитие в кризисные периоды носят бурный, стремительный, «революционный” характер. При этом в очень короткий срок ребенок меняется весь. Кризис возникает на стыке двух возрастов и является завершением предыдущего этапа.

Симптомы кризиса:

Негативизм. Это такие проявления в поведении ребёнка, как нежелание что-то сделать только потому, что это предложил взрослый.

Упрямство. Ребёнок настаивает на чём-либо не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он это потребовал.

Строптивость. Она, в отличие от негативизма, направлена не против взрослого, а против норм поведения, установленных для ребёнка, против привычного образа жизни. Ребёнок отвечает недовольством («Да ну!») на все, что ему предлагают, и что с ним делают.

Своеволие — стремление ребёнка к самостоятельности, в желании всё сделать самому.

Протест-бунт. Всё поведение ребёнка приобретает форму протеста. Он как будто находится в состоянии войны с окружающими, постоянно происходят детские ссоры с родителями по любому, порой совершенно незначительному поводу.

В этот период  ребёнок становится крайне уязвим и обидчив. Очень важно проявить должное терпение и понимание, ведь это во многом определяет дальнейший эмоциональный контакт с подрастающим ребёнком.

Как будет протекать кризис, зависит от особенностей ребёнка, но и от взрослого зависит немало. Как показывают исследования, мягче эти периоды проходят в семьях, где взрослые проявляют уважительное отношение и интерес к мнению ребёнка, его точке зрения, где часто звучат вопросы: «Как ты думаешь?», «Что было бы тебе интересно?», «А как считаешь ты?» и т.д., а также где ребёнку время от времени предоставляют возможность выбора. Например, «Что ты будешь пить: сок или компот? Какую кофту купим: зелёную или красную?» .

Напрашивается вопрос, что делать родителям и как помочь ребенку?

· Родителям нужно готовиться пересматривать свой подход к воспитанию. Сейчас старые методы перестанут давать прежний эффект, поэтому будет актуальным вопрос поиска новых методов воспитания и способов общения. Будьте открыты к новому!

· Если раньше, в процессе воспитания, вы могли использовать принцип «запрос ребёнка — запрет или разрешение родителя», то теперь эту схему стоит усовершенствовать. Пусть появляется всё больше областей, где ребёнок может сам принимать решение и нести за него ответственность.

 Л.С. Выготский (известный отечественный психолог) разработал концепцию зон развития. Есть зона ближайшего развития (ЗБР) и есть зона актуального развития (ЗАР). ЗАР — это то, что сегодня ребёнок умеет делать без помощи взрослого. ЗБР — это то, что ребёнок умеет делать сегодня только с помощью взрослого. Развитие ребёнка идёт по принципу «То, что сегодня ребёнок умеет делать с помощью взрослого, завтра он сможет это делать сам». Отсюдо правило: если ребёнок сидит и что-то делает без вашей помощи и не просит о помощи, не мешайте ему. Это даст понять ему, что он всё делает правильно (т.е. воспримет это как одобрение себя и своей деятельности). А вот если ребёнок просит вас о помощи, обязательно помогите ему. 

· Позволяйте ребёнку сталкиваться с негативными последствиями своих действий. Это поможет ему лучше понять причинно-следственную связь и свою ответственность. Не надо наказывать за неудачи.

· Многие волнующие ребёнка вопросы можно прямо словесно с ним обсуждать.

· Учите ребёнка управлять своими эмоциями (помните, что первые, с кого ребёнок копирует поведение — это вы, его родители).

· Не манипулируйте ребенком и не позволяйте манипулировать собой. Не ввязывайтесь в шантаж и не шантажируйте. Выполняйте обещания, не допускайте, чтобы ваши слова летели на ветер.

Именно вам, родителям, предстоит эта нелегкая задача сопровождения ребенка в новый пока незнакомый ему большой мир, преодолев вмести трудные кризисы. И от вашей поддержки, понимания и терпения во многом зависит его дальнейшее восприятие себя – как успешного, полноценного и уверенного человека. Помните, что кривляния, упрямство и капризы совсем скоро пройдут, и ваш ребёнок станет на шаг ближе к взрослой жизни. Ведь сейчас закладываются самые основы и очень важно, чтобы ребёнок мог в такой ответственный момент ощущать вашу любовь и поддержку.

Источник

Доклад на тему:

«Кризисные зоны развития ребенка и характер его поддержания в этот период»

Общешкольное родительское собрание, октябрь, 2016

Подготовила учитель начальных классов Набережных Н. П.

Уважаемые родители, сегодня я предлагаю вам разобраться в такой проблеме, как кризисные зоны ребенка. Кризисные периоды — это неизбежные явления в жизни детей. Самые основные кризисные периоды развития ребенка это кризис новорожденного периода, 1 года, 3-х лет, 6-7 лет, 12-14 лет. Зависимо от того, как поведут себя взрослые на этом этапе, насколько разумно и грамотно отнесутся к ребенку, помогут ли ему его пережить или же, наоборот, будут всячески обострять ситуацию, длительность кризиса может значительно отличаться.

Наиболее сложным является кризис семи лет. Ведь ребенок уже осознает себя личностью, пытается что-то доказать себе и окружающим, становится более трудным в воспитательном отношении.

Ребенок начинает без всякой причины кривляться, манерничать, капризничать, ходить не так, как ходил раньше. Наряду с этим проявляются специфические для данного возраста особенности: нарочитость, нелепость, искусственность поведения, паясничанье, вертлявость, клоунада. Ребенок ходит вертлявой походкой, говорит писклявым голосом, корчит рожицы, строит из себя шута. Причиной таких изменений является дифференциация (разделение) в сознании ребенка его внутренней и внешней жизни.

Одним из достижений семилетнего кризиса является осознание своего социального «Я”, формирование внутренней социальной позиции. Ребенок впервые осознает расхождение между тем, какое положение он занимает среди других людей, и тем, каковы его реальные возможности и желания. Появляется ясно выраженное стремление к тому, чтобы занять новое более «взрослое” положение в жизни и выполнять новую, важную не только для него самого, но и для других деятельность. Ребенок «выпадает” из привычной жизни, теряет интерес к дошкольным видам деятельности. Появляется стремление детей к социальному положению школьника и к учению, как к новой социально значимой деятельности (в школе – большие, а в детском саду только маленькие), а также в желании выполнять те или иные поручения взрослых, взять на себя какие-то обязанности стать помощником в семье.

Кризисы занимают относительно короткое время: несколько месяцев, год, а редко два года. В это время происходят резкие, фундаментальные изменения в психике ребенка. Развитие в кризисные периоды носят бурный, стремительный, «революционный” характер. При этом в очень короткий срок ребенок меняется весь. Кризис возникает на стыке двух возрастов и является завершением предыдущего этапа.

Симптомы кризиса:

Негативизм. Это такие проявления в поведении ребёнка, как нежелание что-то сделать только потому, что это предложил взрослый.

Упрямство. Ребёнок настаивает на чём-либо не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он это потребовал.

Строптивость. Она, в отличие от негативизма, направлена не против взрослого, а против норм поведения, установленных для ребёнка, против привычного образа жизни. Ребёнок отвечает недовольством («Да ну!») на все, что ему предлагают, и что с ним делают.

Своеволие — стремление ребёнка к самостоятельности, в желании всё сделать самому.

Протест-бунт. Всё поведение ребёнка приобретает форму протеста. Он как будто находится в состоянии войны с окружающими, постоянно происходят детские ссоры с родителями по любому, порой совершенно незначительному поводу.

В этот период  ребёнок становится крайне уязвим и обидчив. Очень важно проявить должное терпение и понимание, ведь это во многом определяет дальнейший эмоциональный контакт с подрастающим ребёнком.

Как будет протекать кризис, зависит от особенностей ребёнка, но и от взрослого зависит немало. Как показывают исследования, мягче эти периоды проходят в семьях, где взрослые проявляют уважительное отношение и интерес к мнению ребёнка, его точке зрения, где часто звучат вопросы: «Как ты думаешь?», «Что было бы тебе интересно?», «А как считаешь ты?» и т.д., а также где ребёнку время от времени предоставляют возможность выбора. Например, «Что ты будешь пить: сок или компот? Какую кофту купим: зелёную или красную?» .

Напрашивается вопрос, что делать родителям и как помочь ребенку?

· Родителям нужно готовиться пересматривать свой подход к воспитанию. Сейчас старые методы перестанут давать прежний эффект, поэтому будет актуальным вопрос поиска новых методов воспитания и способов общения. Будьте открыты к новому!

· Если раньше, в процессе воспитания, вы могли использовать принцип «запрос ребёнка — запрет или разрешение родителя», то теперь эту схему стоит усовершенствовать. Пусть появляется всё больше областей, где ребёнок может сам принимать решение и нести за него ответственность.

 Л.С. Выготский (известный отечественный психолог) разработал концепцию зон развития. Есть зона ближайшего развития (ЗБР) и есть зона актуального развития (ЗАР). ЗАР — это то, что сегодня ребёнок умеет делать без помощи взрослого. ЗБР — это то, что ребёнок умеет делать сегодня только с помощью взрослого. Развитие ребёнка идёт по принципу «То, что сегодня ребёнок умеет делать с помощью взрослого, завтра он сможет это делать сам». Отсюдо правило: если ребёнок сидит и что-то делает без вашей помощи и не просит о помощи, не мешайте ему. Это даст понять ему, что он всё делает правильно (т.е. воспримет это как одобрение себя и своей деятельности). А вот если ребёнок просит вас о помощи, обязательно помогите ему. 

· Позволяйте ребёнку сталкиваться с негативными последствиями своих действий. Это поможет ему лучше понять причинно-следственную связь и свою ответственность. Не надо наказывать за неудачи.

· Многие волнующие ребёнка вопросы можно прямо словесно с ним обсуждать.

· Учите ребёнка управлять своими эмоциями (помните, что первые, с кого ребёнок копирует поведение — это вы, его родители).

· Не манипулируйте ребенком и не позволяйте манипулировать собой. Не ввязывайтесь в шантаж и не шантажируйте. Выполняйте обещания, не допускайте, чтобы ваши слова летели на ветер.

Именно вам, родителям, предстоит эта нелегкая задача сопровождения ребенка в новый пока незнакомый ему большой мир, преодолев вмести трудные кризисы. И от вашей поддержки, понимания и терпения во многом зависит его дальнейшее восприятие себя – как успешного, полноценного и уверенного человека. Помните, что кривляния, упрямство и капризы совсем скоро пройдут, и ваш ребёнок станет на шаг ближе к взрослой жизни. Ведь сейчас закладываются самые основы и очень важно, чтобы ребёнок мог в такой ответственный момент ощущать вашу любовь и поддержку.

Источник