Кризисные периоды в психическом развитии ребенка
Если Ваш ребенок стал вести себя совершенно непривычным образом, часто капризничать, ссориться со сверстниками и/или взрослыми, отдаляться от Вас и вообще стал «каким-то не таким», то это совершенно не означает, что он Вас не любит, попал в плохую компанию или недостаточно воспитан. Возможно, он просто достиг ступени в своем развитии называемой возрастным кризисом. Психологи выделяют 6 таких кризисов, которые последовательно возникают от самого рождения и до совершеннолетия. Особенности каждого из них мы и рассмотрим в данной статье.
Что такое возрастной кризис
Развитие маленького человека — процесс, растянутый во времени и очень необычный. На всем его протяжении стабильные периоды сменяются кризисными и наоборот. Стабильные характеризуются постепенным накапливанием новых навыков и умений, например, малыш научился ходить, ребенок старшего дошкольного возраста уже может произвольно запоминать нужную информацию и т.д. В эти периоды изменения происходят, но они очень порционы и заметить их возможно только тогда, когда появится новообразование (речь, произвольное запоминание и др.). А вот с кризисными периодами все обстоит совсем иначе.
В такие периоды развитие ребенка очень стремительно и заметно невооруженным глазом. Изменения в кризисные этапы можно сравнить с революцией: они очень бурные, начинаются внезапно и также заканчиваются, когда достигнуты определенные цели. Они могут быть очень тяжелыми как для ребенка, так и для взрослого, а могут протекать в достаточно сглаженной форме. Однако нормальное развитие человека невозможно без этих кризисов, и каждый малыш должен пройти каждый из них. Выделяются 6 кризисов детского возраста:
- Кризис новорожденности
- Одного года (младенчества)
- 3-х лет (раннего детства)
- 7-ми лет (детства)
- 13-ти лет (подростковый)
- 17-ти лет (юности)
Хотя в названии каждого кризиса фигурирует конкретный возраст, это не означает, что данный этап наступить точно в 3 или 13 день рождения. Он может начаться чуть раньше или чуть позже – за/через полгода или даже год до/после указанного возраста.
Кризис новорожденности
Можно сказать, что ребенок уже рождается в кризисе. Это связано с тем, что он меняет внутриутробное существование на самостоятельную жизнь вне материнского организма. Малышу нужно привыкнуть к новому типу дыхания и питания, к непривычным условиям, свету, звуку и т.д. Начинается период адаптации, который длится порядка 1-2 месяцев.
В этот период важно окружить младенца максимальной заботой, уходом, вниманием. Первые месяцы жизни самые сложные как для ребенка, так и для его родителей. Но когда кризис минует, окажется, что малыш уже более приспособлен к жизни и начинает налаживать свои первые социальные контакты со своим ближайшим окружением, т.е. мамой и папой.
Кризис одного года
Кризис младенчества связан с тем, что ребенок осваивает хождение и речь. Теперь ему доступно большее пространство для исследования, умение ходить дает возможность взять предметы, принадлежащие взрослым и ранее недоступные.
В возрасте одного-двух лет ребенок может проявлять негативизм, который становится ответом на различные ограничения со стороны взрослых и их непонимание. Малыш сталкивается с тем, что «хочу» и «надо» часто могут не совпадать, и это вызывает его недовольство. В данный период могут возникать различные аффективные вспышки и агрессия: ребенок плачет и падает на пол, требуя что-то, обижается, может кидать во взрослого игрушками и т.д. Проявляются первые стремления все делать самостоятельно.
Типичные признаки наступления кризиса 1 года: ребенок набивает татуировку и покупает спортивную машину. Источник фото
Очень важно во время кризиса одного года проявлять терпение, такт и мудрость. Окрики, наказания, потакания капризам принесут мало толку. Во время аффективных вспышек лучше всего чем-то отвлечь малыша (например, показать какое-то животное или птицу) или попробовать договориться с ним. Если что-то запрещаете ребенку, то всегда объясняйте, почему это нельзя. Стремление к самостоятельности стоит поощрять, иначе малыш перестанет ее проявлять, а позже будет отказываться выполнить даже простые действия, объясняя это тем, что не умеет (одеться, есть самостоятельно и т.д.).
Кризис 3-х лет
Кризис раннего детства является одним из самых сложных возрастных кризисов. В это время ребенок становится трудновоспитуемым, зачастую с ним очень сложно находить общий язык. Малыш стремится противопоставить себя взрослым, показать, что он самостоятельный человек, отдельный от матери. Наиболее часто при этом можно наблюдать следующие проявления:
- Негативизм. Все поведение малыша полностью идет вразрез с тем, что ему предлагают взрослые. Ребенок будет отказываться что-то выполнять не потому, что действительно не хочет, а потому, что это исходит от взрослого.
- Своеволие. Стремление к самостоятельности здесь очень выражено, часто можно услышать от малыша фразу «Я сам!». При этом он будет очень обижаться и даже может проявлять агрессию, если не давать ему этой самостоятельности.
- Строптивость. Ребенок отвергает сложившийся ранее образ жизни, все установленные в семье порядки и нормы воспитания. Он отказывается ложиться спать, гулять и т.д. в обычное время, выполнять какие-то привычные вещи, ходить в садик и пр.
- Упрямство. Если малыш что-то потребовал, то будет упорно настаивать на своем. При этом делает он это не потому, что действительно хочет, а потому, что высказал взрослому такое желание.
- Обесценивание. В этот период впервые у ребенка появляется критика по отношению к взрослому, чьи слова, поступки, воля ранее принимались безоговорочно.
- Деспотизм. Малыш этого возраста может проявлять ревность, агрессию, часто впадать в истерики.
- Протест-бунт. Практически все аспекты поведения маленького человека носят протестующий характер, причем без явной на это причины.
Также в данный период можно наблюдать фантазирование и вымысел, направленные на защиту от наказания («это приходил бабайка и съел все конфеты»), демонстративное проявление чувств, желание оценивания.
Стремление подавить этот кризис не даст результатов. Чтобы справиться с этими проявлениями, взрослый должен быть очень терпеливым и проявить хитрость и смекалку. Например, зная, что ребенок воспротивиться сну, предложить ему делать все, что угодно, только не ложиться и не закрывать глаза. Также не рекомендуется подтверждать истерику (давать то, ради чего она была вызвана), иначе она станет естественным способом добиться желаемого.
Кризис семи лет
В этом возрасте ребенок стремится к новым социальным контактам, начинает ориентироваться на внешнюю оценку, приобретает новый социальный статус – статус ученика. Малыш утрачивает детскую непосредственность и наивность – теперь понять его значительно сложнее, чем еще совсем недавно. Главными проявлениями кризиса является манерность и вычурность поведения, кривляния, некоторая странность и непонятность поступков, агрессивность и аффективные вспышки.
Источник фото
Как правило, все эти проявления проходят, когда малыш поступает в школу и начинает осваивать новые виды деятельности. Помочь справиться с ними также могут значимые взрослые, не относящиеся к семье (учитель, друзья родителей и др.). Это связано с тем, что в этот период оценки посторонних людей являются важными и необходимыми ребенку для формирования самооценки и представления о себе.
Кризис 13-ти лет
Подростковый кризис является вторым по яркости и во многом схож с кризисом 3-х лет. Он связан с гормональными изменениями в организме ребенка и с переходом на новую ступень развития (переходную между ребенком и взрослым) и характеризуется следующими проявлениями:
- Эмоциональная неустойчивость. Связано это в большей степени с изменением гормонального фона и сбоем некоторых систем организма. У подростков часто меняется настроение от повышенного до подавленного, им трудно контролировать свои чувства и эмоции.
- Чувство взрослости, стремление казаться взрослым. Подросток не хочет называться и выглядеть ребенком. Своим поведением, манерой одеваться и т.д. он стремиться показать, что уже взрослый.
Этому парню точно удалось выглядеть взрослее… Источник фото
- Стремление к эмансипации. Ребенок этого возраста активно стремиться отделить себя от родителей: проявляет максимум независимости, тщательно скрывает свою личную жизнь и переживания и пр.
- Конфликты с родителями. Подросток считает, что его не понимают, очень бурно реагируют на любые проявления опеки и заботы со стороны родителей, а также на их критику, запреты и пр. Это приводит к частым конфликтам между поколениями.
- Стремление к общению со сверстниками. Если еще ранее ребенок стремился в большей степени общаться со взрослыми и ориентировался на них, то теперь сверстники и дети чуть старшего возраста становятся для него авторитетами. Появляется активный интерес к лицам противоположного пола.
Также в этот период можно наблюдать чрезмерный интерес к собственной внешности, частую смену имиджа и интересов, трудность в общении и ухудшение школьной успеваемости. Подросток ищет себя в этом мире, стремится заявить о себе как о взрослом. Родителям рекомендуется давать своим детям больше свободы, признавать их самостоятельность и право на личную жизнь, относиться к ним как к равным.
Кризис 17-ти лет
Как правило, возникает на пороге новой жизни, т.е. в преддверии окончания школы. Кризисные проявления связаны с осознанием своей ответственности за будущий выбор. В этом возрасте могут возникать всевозможные страхи (новой жизни, перед поступлением в ВУЗ, перед армией и т.д.), повышенная тревожность, нервозность.
Во время кризиса юности очень важна поддержка семьи. Родители должны участвовать в жизни отрока, но предоставлять ему самостоятельность, особенно в выборе своего будущего. Также значительную помощь окажет работа с юношей/девушкой по приобретению уверенности в себе.
Возрастной кризис – явление неизбежное в нормальном развитии ребенка. В эти сложные для него периоды родителям нужно набраться терпения и постараться оказать своим детям максимум помощи и поддержки. Вспомните себя в этом возрасте. Наверняка, Вы тоже испытывали нечто подобное. Войдите в положение ребенка и вместе с ним справьтесь с кризисными проявлениями.
Источник заглавной картинки
Понравилась статья?
Поделитесь с друзьями:
Мудрая сова
19 февраля 2015
Источник
Дети растут быстро и постоянно переживают различные изменения как физиологического, так и психологического характера. Изменения эти могут проходить постепенно, плавно и незаметно, а могут – стремительно и даже пугающе. Поэтому, говоря о кризисах развития ребенка, специалисты выделяют периоды стабильные и проблемные.
Стабильность и кризис
Стабильный период характеризуется постепенными переменами в характере ребёнка, без каких-либо кардинальных изменений. Развитие личностных черт проходит медленно и отличается незначительными переменами в разные моменты времени, поэтому процесс этот незаметен ни для ребёнка, ни для его близких. Обычно он занимает основную часть детства и может длиться не один год. Тем не менее, результат всегда очевиден, когда сравнивается начало периода и его конец. Причём качества, сформировавшиеся в это время закрепляются и приобретают устойчивость в характере ребёнка.
Кризисные периоды развития длятся не долго и имеют размытые границы. Наиболее заметное проявление кризиса проходит на его пике, когда черты ребёнка внезапно меняются, а поведение становится неузнаваемым. Иногда такие перемены носят разрушительный характер.
Кризисные явления и их значение в становлении психики детей
Мнения исследователей, которые занимаются изучением кризисов в психическом развитии ребенка, часто разнятся. Одни считают, что кризис – следствие плохого воспитания, что это явление, которое причиняет ущерб ребёнку.
От родителей, их поведения, манеры воспитания и общения будет зависеть насколько успешно ребенок сможет справиться с проявлениями кризиса
Другие уверены, присутствие кризисов в развитии ребёнка необходимо и закономерно. По мнению последних, резкие, внезапные скачки способствуют полноценному психическому становлению ребёнка и обеспечивают стабильность его нервной системы.
Существует и третье мнение известных специалистов о том, что наиболее здоровым считается развитие, в котором благоприятные и проблемные времена чередуются.
Кризис в развитии психики часто кажется окружающим недостатком воспитания, так как порой поведение ребёнка в этот период носит предельно негативный характер. Контроль взрослых сходит на нет, их влияние и предпринимаемые меры теряют силу.
Частые перемены настроения, эмоциональные вспышки, ссоры с окружающими, понижение работоспособности и успеваемости в школе – наиболее характерные внешние черты кризиса, сопровождающиеся бурей внутренних переживаний ребёнка.
Течение кризисного периода всегда индивидуально, его специфику можно определить, если сравнить ребёнка не со сверстником, а с ним самим на более раннем этапе взросления.
Развитие в кризисный период носит, казалось бы, негативный и непродуктивный характер, поскольку происходит глобальный распад тех качеств, которые сформировались ранее. Меняются черты, интересы, ценности. Но не стоит отчаиваться – значение кризисов в психическом развитии ребенка велико, и на месте личностных руин всегда появляется нечто новое. Новообразования, появившиеся в кульминационный момент, не отличаются устойчивостью и проходят отбор, когда развитие ребёнка переходит в более плавный, стабильный период. Тогда, уже в более спокойное время, происходит «отсев» незафиксированных и неустойчивых качеств.
Периодизация детского кризиса
Кризис отличает гамма внутренних противоречий
Большинство из кризисных периодов касаются новых желаний и нужд ребёнка, их взаимоотношений с людьми, старших по возрасту. Именно совокупность этих факторов определяется рядом учёных как основание для развития детской психики.
Кризисы в соответствии с концепцией развития ребенка Л.С. Выготского
Известный русский психолог выделил следующую периодизацию, согласно которой поочередная смена благоприятного и проблемного этапов необходима для правильного становления психики:
- Новорожденческий кризис;
- Младенчества;
- Кризис первого года;
- Ранний этап детства;
- Трехлетие;
- Дошкольный этап;
- Семилетие;
- Школьный возраст;
- Тринадцатилетние;
- Пубертатный период;
- Семнадцатилетние.
Рассмотрим лишь основные проблемные вехи детского становления.
Кризис первого года
В это время происходит переход ребёнка от младенчества к раннему детству. Здесь можно наблюдать вспышки самостоятельности и неожиданные проявления эмоциональности. Аффекты появляются, в основном, при непонимании родителей ребёнка его выражений и жестов. Не менее яркая ответная реакция возникает на понимание, но неудовлетворение его потребностей.
Не всегда чадо может понять, что слово «нельзя» звучит только потому, что вокруг него слишком много опасности и источников вреда. Из-за непонимания ребёнок начинает капризничать, кричать, плакать, создавать шум.
Реакция во многом зависит от воспитания в семье.
Чем больше ошибок допустили родители – давили на ребёнка или необоснованно меняли требования, лишали самостоятельности – тем агрессивнее ребёнок.
Острую реакцию можно со временем скорректировать, если родители наберутся терпения и предоставят ребёнку больше свободы (в пределах разумного).
Кризис 3 лет
Кризис трех лет связан с переходом от раннего детства к дошкольному периоду
В 3 года появляется и становится любимым местоимение «я». Причём в исключительно положительном контексте – «я хороший», «я очень хороший», и «я сам», которое означает стремление ребёнка самостоятельно что-то менять в окружающем мире.
Малыш становится более активным, что требует своевременной реакции родителей. Если они оказались не готовы принять ребёнка таким, не способны адекватно регулировать его свободу и не приветствуют его инициативу, то постепенно возникают следующие кризисные явления:
- Негативизм. Ребёнок реагирует крайне отрицательно, если взрослый о чём-то его просит или требует что-то сделать. Главная цель – сделать всё наоборот. Просто потому, что это дурацкий взрослый.
- Упрямство. Вызвано желанием ребёнка во что бы то ни стало выполнить его требование, так как пора бы уже взрослым считаться с его мнением. Не путать с настойчивостью, которая связана с получением желаемого объекта или услуги. Упрямство же не зацикливается на объекте просьбы, оно завязано на привлечении внимания к собственной персоне.
- Строптивость. Не против мамы, папы или бабушки. Против системы правил или отношений, которые сложились в семье. Ребёнок высказывает своё неприятие и скептицизм ко всему, что ему предлагается и считается нормальным.
- Своеволие. Страсть к самостоятельности может перерасти в ярко выраженное своеволие. Оно обычно приводит к неприятным последствиям и влечёт за собой дополнительные конфликты с родителями. Уже в три года дети могут настолько часто ругаться со взрослыми, что состояние войны, протеста и бунта становится постоянным. Если родители не могут совладать с ребёнком, в нём проявляются черты деспотизма. Ребёнок имеет полную власть над взрослыми, указывая родителям на свои изысканные вкусовые предпочтения и остальные моменты.
- Обесценивание. То, что было дорого и неприкосновенно только вчера, в 3 года может быть выброшено, сломано и нарушено. В топку идут правила поведения, ухо игрушечного медведя, многие другие ценности.
Кризис 7 лет
Кризис 7 (или 6) лет связан с изменением социального статуса ребёнка – он становится школьником. Общественные отношения и его место в их системе вызывают массу противоречий внутри первоклассника и предъявляют ему свои требования. Система ценностей развивается всё динамичнее – теперь игра не так важна, как учебная деятельность, а мышление постепенно избавляется от детской непосредственности.
Как «бороться» с детским «бунтом» в периоды кризисов доподросткового возраста, смотрите в видео:
Заключение
Школьная действительность кардинально меняет устоявшийся уклад жизни ребенка и таит в себе много новых впечатлений. Его ждёт ещё масса перемен в своём характере, что будет особенно заметно в сложные 13-15 лет. Безусловно, каждый переживает кризисы развития по разному, и крайне сложно найти универсальный рецепт, который бы помогал их преодолеть всем одинаково эффективно. Родителям следует быть более чуткими в эти периоды и в случае необходимости обращаться за помощью к детскому психологу.
Источник