Кризисные периоды развития ребенка по выготскому

Кризисные периоды развития ребенка по выготскому thumbnail

Возрастные
кризисы – особые, относительно непродолжительные по времени (до года)
периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психическими изменениями. Относятся
к нормативным процессам, необходимым для нормального поступательного хода личностного
развития (Эриксон).

Форма
и длительность этих периодов, а также острота протекания зависят от индивидуальных
особенностей, социальных и микросоциальных условий. В возрастной психологии
нет единого мнения по поводу кризисов, их места и роли в психическом развитии.
Часть психологов считает, что развитие должно быть гармоничным, бескризисным.
Кризисы – ненормальное, «болезненное» явление, результат неправильного
воспитания. Другая часть психологов утверждает, что наличие кризисов в развитии
закономерно. Более того, по некоторым представлениям в возрастной психологии,
ребенок, не переживший по-настоящему кризис, не будет полноценно развиваться
дальше. К этой теме обращались Божович, Поливанова, Гейл Шихи.

Л.С.
Выготский
рассматривает динамику переходов от одного возраста к другому.
На раз-ных этапах изменения в детской психике могут происходить медленно и постепенно,
а могут – быстро и резко. Выделяются стабильные и кризисные стадии развития,
их чередование – закон детского развития. Для стабильного периода характерно
плавное течение процесса развития, без резких сдвигов и перемен в Личности р-ка.
По продолжительности долгие. Незначительные, минимальные изменения накапливаются
и в конце периода дают качественный скачок в развитии: появляются возрастные
новообразования, устойчивые, фиксирующиеся в структуре Личности.

Кризисы
длятся недолго, несколько месяцев, при неблагоприятном стечении обстоятельств
растягиваясь до года или даже двух лет. Это краткие, но бурные стадии. Значительные
сдвиги в развитии, ребенок резко меняется во многих своих чертах. Развитие может
принять в это время катастрофический характер. Кризис начинается и завершается
незаметно, его границы размыты, неотчетливы. Обострение наступает в середине
периода. Для окружающих ребенка людей оно связано с изменением поведения, появлением
«трудновоспитуемости». Ребенок выходит из-под контроля взрослых.
Аффективные вспышки, капризы, конфликты с близкими. У школьников падает работоспособность,
ослабляется интерес к занятиям, снижается успеваемость, иногда возникают мучительные
переживания, внутренние конфликты.

В
кризисе развитие приобретает негативный характер: распадается, исчезает то,
что образовалось на предыдущей стадии. Но создается и что-то новое. Новообразования
оказываются неустойчивыми и в следующем стабильном периоде трансформируются,
поглощаются другими новообразованиями, растворяются в них, и, таким образом,
отмирают.

Д.Б.
Эльконин
развил представления Л.С. Выготского о детском развитии. «К
каждой точке своего развития ребенок подходит с известным расхождением между
тем, что он усвоил из системы отношений человек – человек, и тем, что
он усвоил из системы отношений человек – предмет. Как раз моменты, когда
это расхождение принимает наибольшую величину, и называются кризисами, после
которых идет развитие той стороны, котарая отставала в предшествующий период.
Но каждая из сторон подготавливает развитие другой».

Кризис
новорожденности
. Связан с резким изменением условий жизни. Ребенок из комфортных
привычных условий жизни попадает в тяжелые (новое питание, дыхание). Адаптация
ребенка к новым условиям жизни.

Кризис
1 года
. Связан с увеличением возможностей ребенка и появлением новых потребностей.
Всплеск самостоятельности, появление аффективных реакций. Аффективные вспышки
как реакция на непонимание со стороны взрослых. Главное приобретение переходного
периода – своеобразная детская речь, называемая Л.С. Выготским автономной.
Она значительно отличается от взрослой речи и по звуковой форме. Слова становятся
многозначными и ситуативными.

Кризис
3 лет
. Граница между ранним и дошкольным возрастом – один из наиболее
трудных моментов в жизни ребенка. Это разрушение, пересмотр старой системы социальных
отношений, кризис выделения своего «Я», по Д.Б. Эльконину. Ребенок,
отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения.
Появление феномена «Я сам», по Выготскому это новообразование «внешнее
Я сам». «Ребенок пытается установить новые формы отношения с окружающими
– кризис социальных отношений».

Л.С.
Выготский описывает 7 характеристик кризиса 3 лет. Негативизм– негативная
реакция не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование
или просьбу взрослого. Главный мотив действия – сделать наоборот.

Меняется
мотивация поведения ребенка. В 3 года он впервые становится способен поступать
вопреки своему непосредственному желанию. По-ведение ребенка определяется не
этим желанием, а отношениями с другим, взрослым человеком. Мотив поведения уже
находится вне ситуации, данной ребенку. Упрямство. Это реакция ребенка, которая
настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он
сам об этом сказал взрослым и требует, чтобы с его мнением считались. Строптивость.
Она направлена не против конкретного взрослого, а против всей сложившейся в
раннем детстве системы отношений, против принятых в семье норм воспитания.

Ярко
проявляется тенденция к самостоятельности: ребенок хочет все делать и решать
сам. В принципе это положительное явление, но во время кризиса гипертрофированная
тенденция к самостоятельности приводит к своеволию, она часто неадекватна возможностям
ребенка и вызывает дополнительные конфликты со взрослыми.

У
некоторых детей конфликты с родителями становятся регулярными, они как бы постоянно
находятся в состоянии войны со взрослыми. В этих случаях говорят о протесте-бунте.
В семье с единственным ребенком может появиться деспотизм. Если в семье несколько
детей, вместо деспотизма обычно возникает ревность: та же тенденция к власти
здесь выступает как источник ревнивого, нетерпимого отношения к другим детям,
которые не имеют почти никаких прав в семье, с точки зрения юного деспота.

Обесценивание.
3-летний ребенок может начать ругаться (обесцениваются старые правила поведения),
отбросить или даже сломать любимую игрушку, предложенную не вовремя (обесцениваются
старые привязанности к вещам) и т.п. У ребенка изменяется отношение к другим
людям и к самому себе. Он психологически отделяется от близких взрослых.

Кризис
3 лет связан с осознанием себя как активного субъекта в мире предметов, ребенок
впервые может поступать вопреки своим желаниям.

Кризис
7 лет
. Может начаться в 7 лет, а может сместиться к 6 или 8 годам. Открытие
значения новой социальной позиции – позиции школьника, связанной с выполнением
высоко ценимой взрослыми учебной работы. Формирование соответствующей внутренней
позиции коренным образом меняет его самосознание. Как считает Л.И. Божович –
это период рождения соц. «Я» ребенка. Изменение самосознания приводит
к переоценке ценностей. Происходят глубокие изменения в плане переживаний –
устойчивые аффективные комплексы. Проявляется то, что Л.С. Выготский называет
обобщением переживаний. Цепь неудач или успехов (в учебе, в широком общении),
каждый раз примерно одинаково переживаемых ребенком, приводит к формированию
устойчивого аффективного комплекса – чувства неполноценности, унижения,
оскорбленного самолюбия или чувства собственной значимости, компетентности,
исключительности. Благодаря обобщению переживаний, появляется логика чувств.
Переживания приобретают новый смысл, между ними устанавливаются связи, становится
возможной борьба переживаний.

Это
приводит к возникновению внутренней жизни ребенка. Начавшаяся дифференциация
внешней и внутренней жизни ребенка связана с изменением структуры его поведения.
Появляется смысловая ориентировочная основа поступка – звено между желанием
что-то сделать и разворачивающимися действиями. Это интеллектуальный момент,
позволяющий более или менее адекватно оценить будущий поступок с точки зрения
его результатов и более отдаленных последствий. Смысловая ориентировка в собственных
действиях становится важной стороной внутренней жизни. В то же время она исключает
импульсивность и непосредственность поведения ребенка. Благодаря этому механизму
утрачивается детская непосредственность; ребенок размышляет, прежде чем действовать,
начинает скрывать свои переживания и колебания, пытается не показывать другим,
что ему плохо.

Чисто
кризисным проявлением дифференциации внешней и внутренней жизни детей обычно
становятся кривляние, манерность, искусственная натянутость поведения. Эти внешние
особенности так же, как и склонность к капризам, аффективным реакциям, конфликтам,
начинают исчезать, когда ребенок выходит из кризиса и вступает в новый возраст.

Новообразование
– произвольность и осознанность психических процессов и их интеллектуализация.

Пубертатный
кризис (от 11 до 15 лет)
связан с перестройкой организма ребенка –
половым созреванием. Активизация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых
гормонов вызывают интенсивное физическое и физиологическое развитие. Появляются
вторичные половые признаки. Подростковый возраст иногда называют затянувшимся
кризисом. В связи с быстрым развитием возникают трудности в функционировании
сердца, легких, кровоснабжении головного мозга. В подростковом возрасте эмоциональный
фон становится неровным, нестабильным.

Эмоциональная
нестабильность усиливает сексуальное возбуждение, сопровождающее процесс полового
созревания.

Половая
идентификация достигает нового, более высокого уровня. Отчетливо проявляется
ориентация на образцы мужественности и женственности в поведении и проявлении
личностных свойств.

Благодаря
бурному росту и перестройке организма в подростковом возрасте резко повышается
интерес к своей внешности. Формируется новый образ физического «Я».
Из-за его гипертрофированной значимости ребенком остро переживаются все изъяны
внешности, действительные и мнимые.

На
образ физического «Я» и самосознание в целом оказывает влияние темп
полового созревания. Дети с поздним созреванием оказываются в наименее выгодном
положении; акселерация создает более благоприятные возможности личностного развития.

Появляется
чувство взрослости – ощущение себя взрослым человеком, центральное новообразование
младшего подросткового возраста. Возникает страстное желание если не быть, то
хотя бы казаться и считаться взрослым. Отстаивая свои новые права, подросток
ограждает многие сферы своей жизни от контроля родителей и часто идет на конфликты
с ними. Кроме стремления к эмансипации, подростку присуща сильная потребность
в общении со сверстниками. Ведущей Деятельностью в этот период становится интимно-личностное
общение. Появляются подростковая дружба и объединение в неформальные группы.
Возникают и яркие, но обычно сменяющие друг друга увлечения.

Кризис
17 лет (от 15 до 17 лет)
. Возникает точно на рубеже привычной школьной и
новой взрослой жизни. Может сместиться на 15 лет. В это время ребенок оказывается
на пороге реальной взрослой жизни.

Большинство
17-летних школьников ориентируются на продолжение образования, немногие –
на поиски работы. Ценность образования – большое благо, но в то же время
достижение поставленной цели сложно, и в конце 11 класса эмоциональное напряжение
может резко возрасти.

Для
тех, кто тяжело переживает кризис 17 лет, характерны различные страхи. Ответственность
перед собой и своими родными за выбор, реальные достижения в это время –
уже большой груз. К этому прибавляется страх перед новой жизнью, перед возможностью
ошибки, перед неудачей при поступлении в вуз, у юношей – перед армией.
Высокая тревожность и на этом фоне выраженный страх могут привести к возникновению
невротических реакций, таких как повышение температуры перед выпускными или
вступительными экзаменами, головные боли и т.п. Может начаться обострение гастрита,
нейродермита или другого хронического заболевания.

Резкая
смена образа жизни, включение в новые виды Деятельности, общение с новыми людьми
вызывают значительную напряженность. Новая жизненная ситуация требует адаптации
к ней. Помогают адаптироваться в основном два фактора: поддержка семьи и уверенность
в себе, чувство компетентности.

Устремленность
в будущее. Период стабилизации Личности. В это время складывается система устойчивых
взглядов на мир и свое место в нем – мировоззрение. Известны связанные
с этим юношеский максимализм в оценках, страстность в отстаивании своей точки
зрения. Центральным новообразованием периода становится самоопределение, профессиональное
и личностное.

Кризис
30 лет.
Приблизительно в возрасте 30 лет, иногда несколько позже, большинство
людей переживают кризисное состояние. Оно выражается в изменении представлений
о своей жизни, иногда в полной утрате интереса к тому, что раньше было в ней
главным, в некоторых случаях даже в разрушении прежнего образа жизни.

Кризис
30 лет возникает вследствие нереализованности жизненного замысла. Если же при
этом происходит «переоценка ценностей» и «пересмотр собственной
Личности», то речь идет о том, что жизненный замысел вообще оказался неверным.
Если же жизненный путь выбран верно, то привязанность «к определенной
Деятельности, определенному укладу жизни, определенным ценностям и ориентациям»
не ограничивает, а, наоборот, развивает его Личность.

Кризис
30 лет нередко называют кризисом смысла жизни. Именно с этим периодом обычно
связаны поиски смысла существования. Эти поиски, как и весь кризис в целом,
знаменуют переход от молодости к зрелости.

Проблема
смысла во всех своих вариантах, от частных до глобального – смысла жизни
– возникает тогда, когда цель не соответствует мотиву, когда ее достижение
не приводит к достижению предмета потребности, т.е. когда цель была поставлена
неверно. Если речь идет о смысле жизни, то ошибочной оказалась общая жизненная
цель, т.е. жизненный замысел.

У
части людей в зрелом возрасте бывает еще один, «внеплановый» кризис,
приуроченный не к границе двух стабильных периодов жизни, а возникающий внутри
данного периода. Это так называемый кризис 40 лет. Это как бы повторение
кризиса 30 лет. Оно происходит тогда, когда кризис 30 лет не привел к должному
решению экзистенциальных проблем.

Человек
остро переживает неудовлетворенность своей жизнью, расхождение между жизненными
планами и их реализацией. А.В. Толстых отмечает, что к этому добавляется изменение
отношения со стороны коллег по работе: время, когда можно было считаться «подающим
надежды», «перспективным», проходит, и человек чувствует необходимость
«оплаты векселей».

Помимо
проблем, связанных с профессиональной Деятельностью, кризис 40 лет нередко вызывается
и обострением семейных отношений. Потеря некоторых близких людей, утрата очень
важной общей стороны жизни супругов – непосредственного участия в жизни
детей, каждодневной заботы о них – способствует окончательному осознанию
характера супружеских отношений. И если кроме детей супругов ничто значимое
для них обоих не связывает, семья может распасться.

В
случае возникновения кризиса 40 лет человеку приходится еще раз перестраивать
свой жизненный замысел, вырабатывать во многом новую «Я-концепцию».
С этим кризисом могут быть связаны серьезные перемены в жизни, вплоть до смены
профессии и создания новой семьи.

Кризис
ухода на пенсию
. Прежде всего негативно сказывается нарушение привычного
режима и уклада жизни, нередко сочетающееся с острым ощущением противоречия
между сохраняющейся трудоспособностью, возможностью принести пользу и их невостребованностью.
Человек оказывается как бы «выброшенным на обочину» текущей уже
без его деятельного участия общей жизни. Снижение своего социального статуса,
потеря сохранявшегося десятилетиями жизненного ритма иногда приводят к резкому
ухудшению общего физического и психического состояния, а в отдельных случаях
даже к сравнительно быстрой смерти.

Кризис
ухода на пенсию часто усугубляется тем, что примерно в это время вырастает и
начинает жить самостоятельной жизнью второе поколение – внуки, что особенно
болезненно отражается на женщинах, посвятивших себя в основном семье.

С
уходом на пенсию, нередко совпадающим с ускорением биологического старения,
часто связано ухудшение материального положения, иногда более уединенный образ
жизни. Кроме того, кризис может осложниться смертью супруга (супруги), утратой
некоторых близких друзей.

!

Источник

Каждому ребёнку свойственно время от времени капризничать. Иногда это происходит по вполне понятным причинам: устал, перенервничал, кто-то обидел, столкнулся с несправедливостью. Но бывают целые периоды, когда неуправляемое и невыносимое поведение не ограничивается одной ситуацией, а продолжается несколько месяцев. Непослушание, истерики, протесты, грубая речь, отказ идти на контакт — список проблем может быть бесконечным.

В этот сложный период найти какое-то логическое объяснение происходящему трудно. Те, кто знаком с психологией, знают, что во всём виноваты возрастные кризисы.

Что это такое

Кризисные периоды развития ребенка по выготскому

Кризисы детского возраста — это переходные этапы от одного стабильного (литического) жизненного периода к другому, характеризующиеся целостным изменением личности ребёнка, обусловленным возникновением психологических новообразований. Для их обозначения Выготский ввёл термин «нормативные кризисы развития».

Существует множество разных подходов к их определению и классификации (Выготского, Эльконина, Эриксона, Леонтьева, Божович и др.). Несмотря на такое разнообразие, все они максимально похожи и сходятся в большинстве ключевых моментов.

Психология объясняет их достаточно просто. Все дети растут скачками, во время которых, согласно исследованиям, головной мозг начинает активно испускать импульсные волны. Их природу и значение учёным ещё предстоит выяснить, но в эти моменты с психическим и физическим развитием происходят существенные изменения.

Физические изменения

Ещё вчера он ползал, а сегодня уже неумело, но ходит. Ещё вчера не мог обойтись без посторонней помощи, а сегодня сам завязывает шнурки и пытается приготовить себе завтрак. Ещё вчера дочка была угловатым, неуклюжим подростком, а сегодня превратилась в красивую, оформившуюся девушку.

Психические изменения

Каждый возрастной кризисный период сопровождается новообразованиями. В 1 год — это автономная речь, мотивирующие представления, представление о себе. В 3 года — первичная самостоятельность, выстраивание более сложных отношений, новый уровень самосознания, волевая регуляция деятельности. В 7 лет — произвольность и опосредованность поступков, осознание собственных переживаний, новые социальные роли. В 13 — гипертрофированное чувство взрослости. В 17 — профессиональное и личностное самоопределение.

Почему данные скачки называются именно кризисами? Потому что они представляют собой тяжёлое переходное состояние на новый уровень — и физически, и психически. Этот процесс даётся нелегко не только родителям, но прежде всего — самому ребёнку. Он пугается тех кардинальных изменений, которые происходят с его телом и мировоззрением. И в ответ на них начинает протестовать, пытаясь убежать и спрятаться от такого развития событий. Отсюда — неуправляемое поведение.

Периодизация

В психологии обычно выделяется пять детских кризисов по возрастам:

  • 1 года — переход от младенчества к раннему детству;
  • 3 лет — переход к дошкольному возрасту;
  • 7 лет — освоение школы;
  • 13 лет — подростковый период;
  • 17 лет — начало ранней юности.

Однако данная периодизация достаточно условна. В трудах психологов, учебниках, различных источниках можно встретить другие её интерпретации.

Например, есть мнение, что в отдельный кризис новорожденности следует выделять весь первый год жизни малыша, начиная от появления на свет и заканчивая становлением на ножки. По сути, там каждую неделю можно назвать переходным периодом, характеризующимся резкими скачками в физическом состоянии.

Согласно другой точке зрения, кризисные периоды 13 и 17 лет следует объединить в один — подростковый.

В некоторых источниках кризис ранней юности исключён из данной периодизации, так как семнадцатилетнего человека трудно назвать ребёнком в общем смысле этого слова.

Такие разночтения в периодизации не должны пугать. Их описания максимально похожи.

Взгляды психологов

Кризисные периоды развития ребенка по выготскому

Свой вклад в классификацию и описание детских возрастных кризисов сделали многие психологи.

Выготский

Основы понимания возрастных детских кризисов были заложены именно Львом Семёновичем Выготским:

  • выделил литические (стабильные) и критические периоды развития;
  • назвал основным содержанием каждого из них перестройку социальной ситуации;
  • считал, что на выходе из каждого из них родители получают совершенно другого ребёнка.

Впервые выдвинул идею о том, что каждый критический период — движущая сила развития в физическом и личностном плане. В этом его целиком и полностью поддержали остальные психологи.

Леонтьев

Алексей Николаевич Леонтьев ввёл понятие ведущей деятельности (ВД). По его мнению, каждый из возрастных кризисов есть не что иное, как переход к новой ВД:

  • 1 год — предметно-орудийная (была эмоциональная);
  • 3 — сюжетно-ролевая;
  • 7 — учебная;
  • 13 — интимно-личностная;
  • 17 — учебно-профессиональная.

Факт, что каждый возрастной скачок сопровождается переходом от одной ведущей деятельности к другой, стал общепризнанным. Но мнения психологов разделились по поводу того, какая ВД определяет подростковый период:

  • по Фельдштейну — общественно-полезная;
  • по Давыдову — общественно-значимая;
  • по Беличевой — референтно-значимая;
  • по Поливановой — проектная.

По мнению Леонтьева, именно смена ведущей деятельности является основным признаком каждого возрастного кризиса в развитии ребёнка.

Божович

Лидия Ильинична Божович ввела понятие новообразования. Это те психические и социальные изменения, которые происходят с ребёнком во время кризисного периода. Именно они определяют сознание, отношение к среде, межличностные контакты, внутреннюю и внешнюю жизнь. Они являются обобщённым результатом всего психического развития на соответствующем этапе жизни и становятся базой для формирования психических процессов во время следующего кризиса.

Новообразования формируются на стыке двух периодов и означают завершение предыдущего этапа развития и начало следующего.

Эльконин

Данил Борисович Эльконин на основе общепринятой периодизации создал свою, авторскую. Её фундаментом стало выделение им двух систем, в которых, по мнению психолога, развивается каждый ребёнок:

  • «ребёнок — общественный предмет»: развитие умственной сферы;
  • «ребёнок — общественный взрослый»: развитие личностной, мотивационной сферы.

Каждый стабильный период, обозначенный Выготским, Эльконин разбил на два подэтапа. В первом ВД связана с одной системой, во втором — с другой. Переходы между ними и являются кризисными скачками вперёд. Вот как выглядит его периодизация:

Раннее детство:

  • младенчество (до года) — кризис 1 года (малый);
  • ранний возраст (1-3 года) — кризис 3 лет (большой).

Детство:

  • дошкольный возраст (4-7) — 7 лет (малый);
  • младший школьный возраст (8-11) — 12 лет (большой).

Подростничество:

  • младший подростковый возраст (12-15) — 15 лет (малый);
  • старший подростковый возраст (16-17) — 17 лет (большой).

Таким образом, у Эльконина возрастной кризис 13 лет разбит на два более детальных — 12 и 15.

Эриксон

Эрик Эриксон ввёл понятие кризиса идентичности. Он заключается в том, что во время проблемного периода ребёнку приходится выбирать между двумя дилеммами. В зависимости от принятого решения развитие личности протекает в дальнейшем либо в положительном, либо в отрицательном ключе. Его периодизация:

  • 1 год — доверять окружающему миру или нет?
  • 3 — быть самостоятельным или испытывать постоянное чувство стыда за сделанное?
  • 7 — раскрыть свои инициативные и организаторские способности или послушать критику и остаться в тени?
  • 13 — быть самодостаточным или неуверенным в себе?
  • 17 — кто я и чего я хочу?

По Эриксону, если в момент кризисного периода выбран не тот путь, это приводит к нарушениям развития личности.

Общая характеристика

Кризисные периоды развития ребенка по выготскому

Все возрастные детские кризисы имеют специфические черты.

1 год:

  • с обучением ходьбе расширяется доступное пространство;
  • появляется автономная речь (выражают эмоции звуками);
  • поведение определяется впечатлениями, а не зависимостью от предметов;
  • происходит первое осознание себя (узнают себя в зеркале).

3 года:

  • изменяются отношения со взрослыми;
  • происходит отделение себя от других;
  • осознаются возможности;
  • зарождается потребность в уважении и признании.

7 лет:

  • приходится осваивать новые правила школьной жизни;
  • ускоренными темпами происходит развитие операционально-технической сферы;
  • усваивается социокультурный опыт;
  • приобретает значимость учебная деятельность;
  • развивается саморегуляция.

Подростковый период:

  • на первый план выходит общение со сверстниками;
  • развивается самосознание — внутреннее ощущение себя как индивидуальности;
  • составляются жизненные планы, которые в будущем позволят жить самостоятельно;
  • появляется самоопределение — осознание своего места в человеческом обществе;
  • формируются рефлексия, формально-логический интеллект и гипотетико–дедуктивное мышление.

Нужно иметь в виду, что даже у психологов периодизация достаточно условна. Нельзя воспринимать указанный возраст слишком буквально: кризис 3 лет вовсе не означает, что он начнётся в день рождения и будет продолжаться ровно 12 месяцев. Этот критерий достаточно индивидуален. У кого-то скачок происходит раньше, у кого-то — позже. И длиться они могут тоже по-разному: у некоторых всё заканчивается спустя 3 месяца, а другим приходится терпеть по полгода и дольше.

Основные симптомы

Возрастные кризисы развития характеризуются определёнными симптомами.

1 год:

  • громкий плач без слёз;
  • резкие движения: машут руками, топают ногами, мотают головой, замахиваются для удара;
  • чрезмерно живая мимика: хмурят брови, плотно сжимают губы, сужают глаза;
  • требовательные интонации;
  • опасное любопытство, когда тянет ко всему запретному;
  • непоседливость;
  • протесты против действий взрослых (срывают одежду) и привычного режима (отказываются есть);
  • назойливость.

3 года:

  • негативизм;
  • строптивость;
  • упрямство;
  • бунт;
  • деспотизм;
  • обесценивание;
  • своеволие.

Дополнительно к вышеперечисленному «семизвездию»:

  • отдаление от родителей;
  • патологическая, ничем не объяснимая жадность;
  • вредность;
  • ревность;
  • необоснованная агрессия: могут кусаться, царапаться, драться.

7 лет:

  • не слушаются;
  • хотят быть взрослыми: подражают кому-то из старших, отказываются играть с теми, кто младше;
  • не воспринимают критику;
  • осознанно обижают окружающих.

Подростковый кризис:

  • враждебность, конфликтность;
  • грубые нарушения дисциплины, правил, запретов;
  • стремление к одиночеству и изоляции, замена реального общения виртуальным;
  • вспыльчивость, импульсивность;
  • снижение успеваемости в школе;
  • повышенная чувствительность к критике.

Есть и общие моменты для всех возрастных скачков: непослушание, протесты и даже бунты против рамок и ограничений, закрытость, потеря авторитета взрослых и доверия к ним, резкая смена настроения, раздражительность, агрессия.

Преодоление кризисов

Кризисные периоды развития ребенка по выготскому

Чтобы облегчить переживания родителей, психологи подробно прописывают особенности взаимодействия с ребенком в период кризисов по годам:

1 год:

  • всесторонне развивать;
  • обеспечить бытовую безопасность;
  • обучать самостоятельности;
  • отрабатывать категоричные запреты с помощью слов «надо» и «нельзя».

Настоятельно не рекомендуется в этом возрасте отучать от груди, выходить маме на работу и отдавать малыша в детский сад, пока кризисный период не закончится.

3 года:

  • уметь переключать внимание ребёнка;
  • ругать только за какое-то конкретное действие, сделанное здесь и сейчас;
  • не оперировать сложными категориями вроде совести, чести, долга;
  • избегать «ярлыков»;
  • не навязывать помощь.

7 лет:

  • заменять игровую деятельность учебной постепенно;
  • предоставлять право выбора;
  • корректно указывать на совершённые ошибки;
  • помогать с домашними заданиями;
  • постоянно быть на связи с учителем;
  • не критиковать взрослых в их присутствии;
  • поощрять общение со сверстниками;
  • не сравнивать с остальными;
  • помогать в решении школьных проблем.

Подростковый период:

  • искать во всех ситуациях компромиссы, «точки соприкосновения»;
  • вовлекать в обсуждение семейных планов, давать им возможность высказаться, учитывать их мнение;
  • поддерживать доброжелательные, доверительные отношения;
  • искренне интересоваться их увлечениями;
  • делегировать ряд обязанностей как выражение доверия;
  • не требовать немедленного выполнения просьбы: давать время на обдумывание;
  • контролировать круг общения.

Несмотря на отдельные особенности воспитания детей в периоды возрастных кризисов, есть и ряд общих моментов:

  1. Уделяйте им больше внимания, проводите с ними много времени.
  2. Чаще меняйте обстановку: ездите в путешествия, ходите в походы, участвуйте в мероприятиях, гуляйте по разным местам.
  3. Не наказывайте физически.
  4. Не повышайте голос, не устраивайте открытых конфликтов, не вступайте в перепалки.
  5. Каждый раз расширяйте круг их прав, давайте больше самостоятельности, но постепенно.
  6. Не идите на поводу.
  7. Обеспечьте чёткий режим дня с обязательными физическими нагрузками.
  8. Обсуждайте проблемные ситуации, делайте выводы.
  9. Объясните всем остальным членам семьи, что система воспитания должна быть единой.
  10. Демонстрируйте собственным примером правильное поведение.

Родители должны обязательно учитывать все эти моменты, чтобы не накалять ситуацию и помочь ребёнку пережить все кризисы взросления с минимальными потерями.

Последствия

Далеко не все понимают, насколько велико значение кризисов в психическом развитии ребёнка. Каждый из них накладывает отпечаток на его жизнь:

Если родители не помогут ребёнку преодолеть очередной возрастной скачок, отрицательных последствий не избежать.

Таблица по возрастам

Для обобщения всего вышесказанного предлагаем вниманию педагогов и родителей календарь кризисов ребёнка, отражающий ключевые моменты каждого периода.

Каждый возрастной кризис имеет огромное значение в жизни ребёнка. Чтобы психическое развитие было гармоничным и шло по правильному пути, родители должны помочь ему в их преодолении.

Читайте также: Непослушный ребёнок

Источник