Кризис в развитии ребенка контрольная работа
Характеристика особенностей кризиса трех лет: негативизм, упрямство, строптивость. Анализ социальной ситуации развития личности в дошкольный период. Изучение особенностей общения ребенка со сверстниками в дошкольный период, его ведущей деятельности.
Подобные документы
Характеристика основных проявлений кризиса трёх лет у ребёнка: негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, обесценивание, протест и деспотизм. Положительные новообразования у ребёнка и специфика детско-родительских отношений в кризисный период.
доклад, добавлен 28.02.2014
Основные причины повышенной конфликтности, трудновоспитуемости, капризности ребенка в возрасте трех лет, психологические особенности личности в этот период. Отличительные черты кризиса «трех лет»: негативизм, своеволие, упрямство, гордость за достижение.
контрольная работа, добавлен 24.11.2009
Особенности развития ребенка раннего возраста. Диагностика и анализ особенностей проявления кризиса. Характеристика развития дошкольника в кризисный период. Методические рекомендации для родителей и педагогов по преодолению у детей кризиса трех лет.
дипломная работа, добавлен 13.02.2017
Изучение основных особенностей возраста первоначального становления личности ребенка. Характеристика главных аспектов психологии в дошкольном возрасте. Рассмотрение основ развития психических процессов. Анализ ведущей деятельности в дошкольном возрасте.
реферат, добавлен 18.12.2013
Особенности развития детей раннего возраста. Период от рождения до трех лет. Особенности психологического развития ребенка. Проявления и причины кризиса трех лет. Личностные новообразования в данный период. Как справиться с преодолением кризиса.
курсовая работа, добавлен 12.11.2019
Возраст 3-х лет как ответственный момент в развитии ребенка. Общее развитие трехлетнего ребенка: особенности и симптомы кризиса трех лет. Особенности общения с трехлетним ребенком. Исследования личностных новообразований в период кризиса трех лет.
курсовая работа, добавлен 06.01.2013
Возникновение новой социальной ситуации со вступлением ребенка в дошкольный возраст. Формы взаимоотношений со сверстниками. Развитие у дошкольника различных способов общения. Место ребенка в системе отношений в семье. Развитие механизмов идентификации.
реферат, добавлен 06.02.2009
Общая характеристика особенностей взаимодействия дошкольников со сверстниками, возникновение групповой дифференциации, влияние общения на развитие ребенка и становление личности. Особенности взаимоотношений дошкольников в зависимости от их возраста.
реферат, добавлен 05.03.2010
Развитие личности в дошкольный период с позиции теории психического развития. Интеллектуальное развитие личности в дошкольный период. Развитие эмоциональной и мотивационной сферы дошкольника, методы и методики изучения его психического развития.
курсовая работа, добавлен 06.12.2014
Кризис у ребенка 3-х лет. Ведущая деятельность ребенка к концу раннего детства и центральные новообразования. Дошкольный возраст (3–7 лет) развитие восприятия, мышления, речи, внимания, памяти и воображения ребенка. Виды деятельности в дошкольном детстве
реферат, добавлен 08.04.2014
- главная
- рубрики
- по алфавиту
- вернуться в начало страницы
- вернуться к подобным работам
Источник
Министерство образования и
науки Российской Федерации
Федеральное государственное автономное
образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Российский государственный профессионально-педагогический
университет»
Факультет психологии и педагогике
Кафедра психологии и образования
профессионального развития
Контрольная работа
по дисциплине «Возрастные
кризисы личности»
Вариант №4
Выполнил: Т.В. Береснева Группа: Кт-212 СД Руководитель: Оценка: __________ |
Екатеринбург 2015
Содержание
Введение | 3 |
1. Задание | 6 |
2. | 17 |
3. Задание | 30 |
4. Задание | 33 |
Заключение | 73 |
Список литературы | 76 |
Введение
Кризис, от греческого krineo, буквально
означает «разделение дорог». Понятие
«кризис» означает острую ситуацию для
принятия какого-то решения, поворотный
пункт, важнейший момент в жизни или деятельности
человека.
Кризис в жизни это ситуация,
в которой человек сталкивается с невозможностью
реализации внутренней необходимости
своей жизни (мотивов, стремлений, ценностей)
в виду возникновения препятствий (чаще
всего внешних), преодолеть которые, опираясь
на свой прошлый опыт, он не может. Человек
привыкает к определенной форме своей
жизни и деятельности: образу и состоянию
тела, пище, одежде, более или менее комфортным
условиям существования, счету в банке,
автомобилю, жене, детям, социальному статусу,
смыслам и духовным ценностям. Кризисное
состояние лишает его опоры. Однако наряду
с отрицательными, негативными проявлениями,
кризис как ничто другое вычленяет, что
человеческого остается от человека, что
у него остается внутри, что в нем укоренилось
и крепко сидит, а что сразу разрушается,
как только исчезнут внешние атрибуты.
Все внешнее выходит наружу в процессе
кризиса, и человек начинает осознавать
его внешность. Если же он еще и отказывается
от этой внешней шелухи, то происходит
очищение сознания, глубинное понимание
истинной ценности, духовное осознание
себя. Поэтому психологический кризис
– это физическое и психическое страдание,
с одной стороны, и трансформация, развитие
и личностный рост – с другой. Таким образом,
источник кризиса психического развития
лежит не в конфликте человека с внешней
системой отношений, а обусловлен внутренним
конфликтом отношения реальной и идеальной
формы. Именно это отношение и провоцирует
сначала конфликт, затем попытки его разрешения,
а затем и переход в новую систему сотрудничества,
т. е. переход к новой ведущей деятельности.
Кризис — это не тупик, а некие противоречия,
которые накапливаются у человека. Кризис
в жизни — это всегда неприятно. Будь то
здоровье или семья, или работа, или дружеские
отношения. Человек выбивается из привычного
ритма. Тем не менее, есть ряд так называемых
«нормативных» кризисов, через которые
человек проходит в течение всей жизни:
кризис новорожденного, одного года, трех,
семи, переходного возраста, кризис середины
жизни в 35-45 лет, кризис старости и смерти.
Все кризисы, по сути, связаны
с поиском смысла жизни и попытками ответить
на вопросы типа «Зачем я живу? Для кого?»,
а так же проблема личной свободы, и борьба
за нее на всех этапах жизни.
Рассматривая кризисы как закономерность
психического развития человека, зная
их периодичность и причины возникновения,
их можно по меньшей мере предсказать,
а значит смягчить неизбежные, встроенные
в природу человека и избежать тех, которые
являются результатом неправильного выбора
самого человека.
В эти периоды в относительно
короткий срок происходят кардинальные
изменения, сильно заметные окружающим.
Тема «Возрастные кризисы личности
» является актуальной, так как стремительные
изменения в обществе стимулируют ребенка
взрослого к непрерывному развитию, а
лабильность социальных норм размывает
ориентиры развития личностной идентичности.
Среди различных форм идентичностей наиболее
общими и разделенными являются возрастные
ориентиры как основа самоидентификации
взрослых и детей. Изучение системных
закономерностей кризисов личности (причин,
особенностей проживания, условий и ресурсов)
позволит выработать общие принципы и
разработать индивидуальные стратегии
психологического сопровождения личности
взрослого и ребенка в периоды кризисов.
Это одна из существенных причин, которой
вызвана необходимость разработки общепсихологической
концепции кризиса развития личности.
Проблема возрастных кризисов, проявляющейся
у лиц разного возраста отражена в научных
трудах таких отечественных и зарубежных
ученых как Х. Ремшмидт, П.И. Буль, М.С. Лебединский,
В.Е. Рожнов, Кон И.С. Слободчиков В., Выгодский
Л.С., Фрейд З. ИЗеер Э.Ф. Сыманюк Э.Э Ахмеров
Р.А., Ремшмидт X., Солдатова Г.У, Шайгерова
Л.А, Маничев С.А., Герасимова В.С., Гамезо
М.В., Горелова Г.Г., Орлова Л.М. и др.
Цель: проанализировать теоретическую
литературу по теме «Возрастные кризисы
личности».
Задачи:
- Осуществить развернутый теоретический анализ следующих понятий психологии возрастных кризисов личности:
— психологический кризис;
— стадии кризиса.
- Описать особенности возрастного кризиса личности с особенностями развития и особыми образовательными потребностями (нарушения когнитивного развития).
- Описать и проанализировать проявления возрастного кризиса периода молодости (на конкретном примере из жизни или на примере из художественной литературы).
- Разработать тренинг, направленный на решение проблем возрастного кризиса методами групповой работы.
Задание 1
Развернутый теоретический
анализ следующих понятий психологии
возрастных кризисов личности:
— психологический кризис;
— стадии кризиса.
Психологический кризис — это
переломный этап в жизни личности, рубеж
между старым и новым опытом, качественный
переход из одного состояния в другого.
Он, как и всякое изменение, имеет два вида
детерминации: внутреннюю (обусловленную
постепенными внутренними изменениями,
которые приводят к качественному прыжку,
и внешнюю, обусловленную обстоятельствами
жизни, сложностями межличностных отношений,
которыми значащими жизненными событиями
и т.д. Внутренняя детерминация связана
с изменениями в личности человека, когда
формируются представление о себе как
носителя новых психологических ролей,
когда формируется потребность стать
субъектом новой роли, для которой еще
не создались объективные условия. Если
новая жизненная роль не может реализоваться
в ролевом поведении, это может стать причиной
довольно важного жизненного кризиса,
который может иметь более серйозные последствия.
Примером может служить подростковый
кризис, который связан с противоречием
между новым чувством взрослости подростка
(подросток стремится играть «роль»
взрослого) и непризнанием этой новой
роли окружающими. Нереализованные нужды
подростка могут стать причиной его негативизма,
девиантного поведения и т.п..
Внешняя детерминация связана
с изменениями обстоятельств жизни человека,
когда существующие жизненные роли человека
вступают в разногласие с социальными
ролевыми ожиданиями, когда эти роли теряют
значение в жизни человека и должны замениться
другими Ситуация, когда возникает необходимость
менять жизненные роли, которые еще не
отжили, также становится причиной жизненного
кризиса, который состоит в трудностях
рождения новых жизненных ролей человека.
Возрастные кризисы – особые,
относительно непродолжительные по времени
(до года) периоды онтогенеза, характеризующиеся
резкими психическими изменениями. Относятся
к нормативным процессам, необходимым
для нормального поступательного хода
личностного развития (Эриксон).
Форма и длительность этих периодов,
а также острота протекания зависят от
индивидуальных особенностей, социальных
и микросоциальных условий. В возрастной
психологии нет единого мнения по поводу
кризисов, их места и роли в психическом
развитии. Часть психологов считает, что
развитие должно быть гармоничным, бескризисным.
Кризисы – ненормальное, «болезненное»
явление, результат неправильного воспитания.
Другая часть психологов утверждает, что
наличие кризисов в развитии закономерно.
Более того, по некоторым представлениям
в возрастной психологии, ребенок, не переживший
по-настоящему кризис, не будет полноценно
развиваться дальше. К этой теме обращались
Божович, Поливанова, Гейл Шихи.
Л.С. Выготский рассматривает
динамику переходов от одного возраста
к другому. На раз-ных этапах изменения
в детской психике могут происходить медленно
и постепенно, а могут – быстро и резко.
Выделяются стабильные и кризисные стадии
развития, их чередование – закон детского
развития. Для стабильного периода характерно
плавное течение процесса развития, без
резких сдвигов и перемен в Личности р-ка.
По продолжительности долгие. Незначительные,
минимальные изменения накапливаются
и в конце периода дают качественный скачок
в развитии: появляются возрастные новообразования,
устойчивые, фиксирующиеся в структуре
Личности.
Кризисы длятся недолго, несколько
месяцев, при неблагоприятном стечении
обстоятельств растягиваясь до года или
даже двух лет. Это краткие, но бурные стадии.
Значительные сдвиги в развитии, ребенок
резко меняется во многих своих чертах.
Развитие может принять в это время катастрофический
характер. Кризис начинается и завершается
незаметно, его границы размыты, неотчетливы.
Обострение наступает в середине периода.
Для окружающих ребенка людей оно связано
с изменением поведения, появлением «трудновоспитуемости».
Ребенок выходит из-под контроля взрослых.
Аффективные вспышки, капризы, конфликты
с близкими. У школьников падает работоспособность,
ослабляется интерес к занятиям, снижается
успеваемость, иногда возникают мучительные
переживания, внутренние конфликты.
В кризисе развитие приобретает
негативный характер: распадается, исчезает
то, что образовалось на предыдущей стадии.
Но создается и что-то новое. Новообразования
оказываются неустойчивыми и в следующем
стабильном периоде трансформируются,
поглощаются другими новообразованиями,
растворяются в них, и, таким образом, отмирают.
Д.Б. Эльконин развил представления
Л.С. Выготского о детском развитии. «К
каждой точке своего развития ребенок
подходит с известным расхождением между
тем, что он усвоил из системы отношений
человек – человек, и тем, что он усвоил
из системы отношений человек – предмет.
Как раз моменты, когда это расхождение
принимает наибольшую величину, и называются
кризисами, после которых идет развитие
той стороны, котарая отставала в предшествующий
период. Но каждая из сторон подготавливает
развитие другой».
Кризис новорожденности. Связан
с резким изменением условий жизни. Ребенок
из комфортных привычных условий жизни
попадает в тяжелые (новое питание, дыхание).
Адаптация ребенка к новым условиям жизни.
Кризис 1 года. Связан с увеличением
возможностей ребенка и появлением новых
потребностей. Всплеск самостоятельности,
появление аффективных реакций. Аффективные
вспышки как реакция на непонимание со
стороны взрослых. Главное приобретение
переходного периода – своеобразная детская
речь, называемая Л.С. Выготским автономной.
Она значительно отличается от взрослой
речи и по звуковой форме. Слова становятся
многозначными и ситуативными.
Кризис 3 лет. Граница между
ранним и дошкольным возрастом – один
из наиболее трудных моментов в жизни
ребенка. Это разрушение, пересмотр старой
системы социальных отношений, кризис
выделения своего «Я», по Д.Б. Эльконину.
Ребенок, отделяясь от взрослых, пытается
установить с ними новые, более глубокие
отношения. Появление феномена «Я сам»,
по Выготскому это новообразование «внешнее
Я сам». «Ребенок пытается установить
новые формы отношения с окружающими –
кризис социальных отношений».
Л.С. Выготский описывает 7 характеристик
кризиса 3 лет. Негативизм– негативная
реакция не на само действие, которое он
отказывается выполнять, а на требование
или просьбу взрослого. Главный мотив
действия – сделать наоборот.
Меняется мотивация поведения
ребенка. В 3 года он впервые становится
способен поступать вопреки своему непосредственному
желанию. По-ведение ребенка определяется
не этим желанием, а отношениями с другим,
взрослым человеком. Мотив поведения уже
находится вне ситуации, данной ребенку.
Упрямство. Это реакция ребенка, которая
настаивает на чем-то не потому, что ему
этого очень хочется, а потому, что он сам
об этом сказал взрослым и требует, чтобы
с его мнением считались. Строптивость.
Она направлена не против конкретного
взрослого, а против всей сложившейся
в раннем детстве системы отношений, против
принятых в семье норм воспитания.
Ярко проявляется тенденция
к самостоятельности: ребенок хочет все
делать и решать сам. В принципе это положительное
явление, но во время кризиса гипертрофированная
тенденция к самостоятельности приводит
к своеволию, она часто неадекватна возможностям
ребенка и вызывает дополнительные конфликты
со взрослыми.
У некоторых детей конфликты
с родителями становятся регулярными,
они как бы постоянно находятся в состоянии
войны со взрослыми. В этих случаях говорят
о протесте-бунте. В семье с единственным
ребенком может появиться деспотизм. Если
в семье несколько детей, вместо деспотизма
обычно возникает ревность: та же тенденция
к власти здесь выступает как источник
ревнивого, нетерпимого отношения к другим
детям, которые не имеют почти никаких
прав в семье, с точки зрения юного деспота.
Обесценивание. 3-летний ребенок
может начать ругаться (обесцениваются
старые правила поведения), отбросить
или даже сломать любимую игрушку, предложенную
не вовремя (обесцениваются старые привязанности
к вещам) и т.п. У ребенка изменяется отношение
к другим людям и к самому себе. Он психологически
отделяется от близких взрослых.
Кризис 3 лет связан с осознанием
себя как активного субъекта в мире предметов,
ребенок впервые может поступать вопреки
своим желаниям.
Кризис 7 лет. Может начаться
в 7 лет, а может сместиться к 6 или 8 годам.
Открытие значения новой социальной позиции
– позиции школьника, связанной с выполнением
высоко ценимой взрослыми учебной работы.
Формирование соответствующей внутренней
позиции коренным образом меняет его самосознание.
Как считает Л.И. Божович – это период
рождения соц. «Я» ребенка. Изменение самосознания
приводит к переоценке ценностей. Происходят
глубокие изменения в плане переживаний
– устойчивые аффективные комплексы.
Проявляется то, что Л.С. Выготский называет
обобщением переживаний. Цепь неудач или
успехов (в учебе, в широком общении), каждый
раз примерно одинаково переживаемых
ребенком, приводит к формированию устойчивого
аффективного комплекса – чувства неполноценности,
унижения, оскорбленного самолюбия или
чувства собственной значимости, компетентности,
исключительности. Благодаря обобщению
переживаний, появляется логика чувств.
Переживания приобретают новый смысл,
между ними устанавливаются связи, становится
возможной борьба переживаний.
Источник
Если Ваш ребенок стал вести себя совершенно непривычным образом, часто капризничать, ссориться со сверстниками и/или взрослыми, отдаляться от Вас и вообще стал «каким-то не таким», то это совершенно не означает, что он Вас не любит, попал в плохую компанию или недостаточно воспитан. Возможно, он просто достиг ступени в своем развитии называемой возрастным кризисом. Психологи выделяют 6 таких кризисов, которые последовательно возникают от самого рождения и до совершеннолетия. Особенности каждого из них мы и рассмотрим в данной статье.
Что такое возрастной кризис
Развитие маленького человека — процесс, растянутый во времени и очень необычный. На всем его протяжении стабильные периоды сменяются кризисными и наоборот. Стабильные характеризуются постепенным накапливанием новых навыков и умений, например, малыш научился ходить, ребенок старшего дошкольного возраста уже может произвольно запоминать нужную информацию и т.д. В эти периоды изменения происходят, но они очень порционы и заметить их возможно только тогда, когда появится новообразование (речь, произвольное запоминание и др.). А вот с кризисными периодами все обстоит совсем иначе.
В такие периоды развитие ребенка очень стремительно и заметно невооруженным глазом. Изменения в кризисные этапы можно сравнить с революцией: они очень бурные, начинаются внезапно и также заканчиваются, когда достигнуты определенные цели. Они могут быть очень тяжелыми как для ребенка, так и для взрослого, а могут протекать в достаточно сглаженной форме. Однако нормальное развитие человека невозможно без этих кризисов, и каждый малыш должен пройти каждый из них. Выделяются 6 кризисов детского возраста:
- Кризис новорожденности
- Одного года (младенчества)
- 3-х лет (раннего детства)
- 7-ми лет (детства)
- 13-ти лет (подростковый)
- 17-ти лет (юности)
Хотя в названии каждого кризиса фигурирует конкретный возраст, это не означает, что данный этап наступить точно в 3 или 13 день рождения. Он может начаться чуть раньше или чуть позже – за/через полгода или даже год до/после указанного возраста.
Кризис новорожденности
Можно сказать, что ребенок уже рождается в кризисе. Это связано с тем, что он меняет внутриутробное существование на самостоятельную жизнь вне материнского организма. Малышу нужно привыкнуть к новому типу дыхания и питания, к непривычным условиям, свету, звуку и т.д. Начинается период адаптации, который длится порядка 1-2 месяцев.
В этот период важно окружить младенца максимальной заботой, уходом, вниманием. Первые месяцы жизни самые сложные как для ребенка, так и для его родителей. Но когда кризис минует, окажется, что малыш уже более приспособлен к жизни и начинает налаживать свои первые социальные контакты со своим ближайшим окружением, т.е. мамой и папой.
Кризис одного года
Кризис младенчества связан с тем, что ребенок осваивает хождение и речь. Теперь ему доступно большее пространство для исследования, умение ходить дает возможность взять предметы, принадлежащие взрослым и ранее недоступные.
В возрасте одного-двух лет ребенок может проявлять негативизм, который становится ответом на различные ограничения со стороны взрослых и их непонимание. Малыш сталкивается с тем, что «хочу» и «надо» часто могут не совпадать, и это вызывает его недовольство. В данный период могут возникать различные аффективные вспышки и агрессия: ребенок плачет и падает на пол, требуя что-то, обижается, может кидать во взрослого игрушками и т.д. Проявляются первые стремления все делать самостоятельно.
Типичные признаки наступления кризиса 1 года: ребенок набивает татуировку и покупает спортивную машину. Источник фото
Очень важно во время кризиса одного года проявлять терпение, такт и мудрость. Окрики, наказания, потакания капризам принесут мало толку. Во время аффективных вспышек лучше всего чем-то отвлечь малыша (например, показать какое-то животное или птицу) или попробовать договориться с ним. Если что-то запрещаете ребенку, то всегда объясняйте, почему это нельзя. Стремление к самостоятельности стоит поощрять, иначе малыш перестанет ее проявлять, а позже будет отказываться выполнить даже простые действия, объясняя это тем, что не умеет (одеться, есть самостоятельно и т.д.).
Кризис 3-х лет
Кризис раннего детства является одним из самых сложных возрастных кризисов. В это время ребенок становится трудновоспитуемым, зачастую с ним очень сложно находить общий язык. Малыш стремится противопоставить себя взрослым, показать, что он самостоятельный человек, отдельный от матери. Наиболее часто при этом можно наблюдать следующие проявления:
- Негативизм. Все поведение малыша полностью идет вразрез с тем, что ему предлагают взрослые. Ребенок будет отказываться что-то выполнять не потому, что действительно не хочет, а потому, что это исходит от взрослого.
- Своеволие. Стремление к самостоятельности здесь очень выражено, часто можно услышать от малыша фразу «Я сам!». При этом он будет очень обижаться и даже может проявлять агрессию, если не давать ему этой самостоятельности.
- Строптивость. Ребенок отвергает сложившийся ранее образ жизни, все установленные в семье порядки и нормы воспитания. Он отказывается ложиться спать, гулять и т.д. в обычное время, выполнять какие-то привычные вещи, ходить в садик и пр.
- Упрямство. Если малыш что-то потребовал, то будет упорно настаивать на своем. При этом делает он это не потому, что действительно хочет, а потому, что высказал взрослому такое желание.
- Обесценивание. В этот период впервые у ребенка появляется критика по отношению к взрослому, чьи слова, поступки, воля ранее принимались безоговорочно.
- Деспотизм. Малыш этого возраста может проявлять ревность, агрессию, часто впадать в истерики.
- Протест-бунт. Практически все аспекты поведения маленького человека носят протестующий характер, причем без явной на это причины.
Также в данный период можно наблюдать фантазирование и вымысел, направленные на защиту от наказания («это приходил бабайка и съел все конфеты»), демонстративное проявление чувств, желание оценивания.
Стремление подавить этот кризис не даст результатов. Чтобы справиться с этими проявлениями, взрослый должен быть очень терпеливым и проявить хитрость и смекалку. Например, зная, что ребенок воспротивиться сну, предложить ему делать все, что угодно, только не ложиться и не закрывать глаза. Также не рекомендуется подтверждать истерику (давать то, ради чего она была вызвана), иначе она станет естественным способом добиться желаемого.
Кризис семи лет
В этом возрасте ребенок стремится к новым социальным контактам, начинает ориентироваться на внешнюю оценку, приобретает новый социальный статус – статус ученика. Малыш утрачивает детскую непосредственность и наивность – теперь понять его значительно сложнее, чем еще совсем недавно. Главными проявлениями кризиса является манерность и вычурность поведения, кривляния, некоторая странность и непонятность поступков, агрессивность и аффективные вспышки.
Источник фото
Как правило, все эти проявления проходят, когда малыш поступает в школу и начинает осваивать новые виды деятельности. Помочь справиться с ними также могут значимые взрослые, не относящиеся к семье (учитель, друзья родителей и др.). Это связано с тем, что в этот период оценки посторонних людей являются важными и необходимыми ребенку для формирования самооценки и представления о себе.
Кризис 13-ти лет
Подростковый кризис является вторым по яркости и во многом схож с кризисом 3-х лет. Он связан с гормональными изменениями в организме ребенка и с переходом на новую ступень развития (переходную между ребенком и взрослым) и характеризуется следующими проявлениями:
- Эмоциональная неустойчивость. Связано это в большей степени с изменением гормонального фона и сбоем некоторых систем организма. У подростков часто меняется настроение от повышенного до подавленного, им трудно контролировать свои чувства и эмоции.
- Чувство взрослости, стремление казаться взрослым. Подросток не хочет называться и выглядеть ребенком. Своим поведением, манерой одеваться и т.д. он стремиться показать, что уже взрослый.
Этому парню точно удалось выглядеть взрослее… Источник фото
- Стремление к эмансипации. Ребенок этого возраста активно стремиться отделить себя от родителей: проявляет максимум независимости, тщательно скрывает свою личную жизнь и переживания и пр.
- Конфликты с родителями. Подросток считает, что его не понимают, очень бурно реагируют на любые проявления опеки и заботы со стороны родителей, а также на их критику, запреты и пр. Это приводит к частым конфликтам между поколениями.
- Стремление к общению со сверстниками. Если еще ранее ребенок стремился в большей степени общаться со взрослыми и ориентировался на них, то теперь сверстники и дети чуть старшего возраста становятся для него авторитетами. Появляется активный интерес к лицам противоположного пола.
Также в этот период можно наблюдать чрезмерный интерес к собственной внешности, частую смену имиджа и интересов, трудность в общении и ухудшение школьной успеваемости. Подросток ищет себя в этом мире, стремится заявить о себе как о взрослом. Родителям рекомендуется давать своим детям больше свободы, признавать их самостоятельность и право на личную жизнь, относиться к ним как к равным.
Кризис 17-ти лет
Как правило, возникает на пороге новой жизни, т.е. в преддверии окончания школы. Кризисные проявления связаны с осознанием своей ответственности за будущий выбор. В этом возрасте могут возникать всевозможные страхи (новой жизни, перед поступлением в ВУЗ, перед армией и т.д.), повышенная тревожность, нервозность.
Во время кризиса юности очень важна поддержка семьи. Родители должны участвовать в жизни отрока, но предоставлять ему самостоятельность, особенно в выборе своего будущего. Также значительную помощь окажет работа с юношей/девушкой по приобретению уверенности в себе.
Возрастной кризис – явление неизбежное в нормальном развитии ребенка. В эти сложные для него периоды родителям нужно набраться терпения и постараться оказать своим детям максимум помощи и поддержки. Вспомните себя в этом возрасте. Наверняка, Вы тоже испытывали нечто подобное. Войдите в положение ребенка и вместе с ним справьтесь с кризисными проявлениями.
Источник заглавной картинки
Понравилась статья?
Поделитесь с друзьями:
Мудрая сова
19 февраля 2015
Источник