Критический и литический период в развитии ребенка

Содержание

1. Понятие о стабильных (литических) и кризисных возрастах.

2. Структура и динамика стабильного возраста.

3. Социальная ситуация развития в начале и в конце литических возрастов.

4. Ведущая деятельность как параметр возраста.

5. Психические новообразования в литических и кризисных возрастах.

6. Природа, структура и значение кризисов развития.

7. Сензитивные периоды развития, их роль и специфика.

В возрастной психологии периоды психического развития, или возраста, дифференцируются по своей психологической сущности (природе, структуре, содержанию, динамике). Выделяются два типа возрастных циклов или возрастов: кризисные и литические (стабильные) возрасты.

Литические (стабильные) периоды развития отличаются относительно эволюционным характером возникающих изменений в психике и относительно спокойным, адаптивным поведением ребенка. Они имеют, как правило, двухфазный характер: выделяются первая и вторая половина возраста, в середине которого наблюдается некоторый перелом, качественный сдвиг в развитии психических функций. Например, в младенчестве можно выделить первую половину возраста (до 6-ти месяцев), когда психическая активность ребенка имеет преимущественно созерцательный, воспринимающий характер, и вторую – когда наблюдается активное, инициативное освоение мира путем самостоятельных хватательных движений, исследовательских сенсомоторных действий, перемещения в пространстве.

В отечественной психологии каждый литический возраст рассматривается как динамическая структура, основными взаимосвязанными и взаимообусловленными компонентами которой являются социальная ситуация развития, ведущая деятельность и психические новообразования.

Социальная ситуация развития, или складывающаяся к началу возраста форма значимых отношений ребенка к окружающей его действительности, является исходным моментом всех изменений в психике в течение данного возраста. Именно социальная ситуация детерминирует в каждом литическом возрасте некоторое возрастное противоречие между потребностями ребенка (“хочу”) и возможностями их удовлетворения (“могу”), которое становится источником обращения субъекта развития к новой деятельности, приобретающей характер ведущей. К концу всякого детского возраста социальная ситуация развития разрушается, поскольку меняется сам ребенок, а значит, и его отношения с миром. Социальная ситуация в каждом возрасте представлена специфическими отношениями ребенка со взрослыми и сверстниками, особенным статусом и системой социальных ролей, неповторимой внутренней позицией ребенка, характерной именно для данного периода детства. Так, например, социальная ситуация развития в младенчестве характеризуется предельной зависимостью ребенка от взрослого на фоне его собственной беспомощности, а уже в следующем периоде – раннем детстве – социальная ситуация характеризуется совместной деятельностью со взрослым на фоне относительной самостоятельности малыша.

Ведущая деятельность, или ведущий способ построения активных отношений с миром, – второй параметр литического возраста. Она является субъективно привлекательной, смыслозначимой и объективно развивающей психику ребенка в конкретном возрасте. Как утверждал А. Н. Леонтьев, ведущая деятельность производит изменения в трех сферах развивающейся психики: в сфере частных психических процессов, в личностной сфере и в сфере самой деятельности (приводит к освоению новых видов деятельности, ранее не значимых для ребенка). Примером ведущей деятельности, обусловленной специфической социальной ситуацией развития в раннем детстве, является предметно-орудийная деятельность, в ходе которой ребенок с помощью взрослых осваивает функции и способы употребления общественных предметов.

Ведущая деятельность является значимым критерием для диагностики нормального возрастного развития детей и рассматривается как признак перехода ребенка от одного возрастного периода к другому. Ведущая деятельность не появляется вдруг, сразу, а проходит свое становление в рамках той или иной ситуации развития на протяжении всего литического возраста. Например, в младшем школьном возрасте учебная деятельность как ведущая формируется только к 10-ти годам и по мере своего формирования оказывает позитивное развивающее влияние на психику учащихся.

Психологические новообразования – это качественные психические и социальные изменения, впервые возникающие в данном возрасте в рамках ведущей деятельности и социальной ситуации развития, меняющие весь облик ребенка, его отношение к миру, к себе, его личность и деятельность. Психологические новообразования – третий критерий и структурный компонент литического возраста и важный диагностический признак нормального развития. Они отчетливо проявляются к концу стабильных возрастов и становятся психологической причиной кризисов развития, т. к. растущие психические возможности ребенка вступают в противоречие со сложившейся системой его отношений со взрослыми, с его статусом, системой социальных ролей и требований к ребенку, существовавших в предыдущем возрасте. Именно в силу возникновения психических новообразований к концу литического периода начинает разрушаться социальная ситуация развития и изменяется сам характер развития. Спокойное эволюционное, позитивное движение, характерное для литических периодов детства сменяется стремительным, революционным, бурным и взрывообразным процессом, отличающим кризисы развития. Примером возрастного новообразования может служить “чувство детского Я”, появляющееся в сознании ребенка к концу 3-го года жизни. Его возникновение приводит к распаду прежней социальной ситуации совместной деятельности со взрослым, что проявляется в кризисе трех лет, получившим название “Я сам”.

Кризисы, или кризисные возрасты, рассматриваются в отечественной возрастной психологии как нормативные механизмы развития. Это периоды резких, стремительных изменений в психике ребенка и относительно кратковременные этапы перестройки изжившей себя социальной ситуации развития. Кризисы – это переходы между литическими возрастами, в рамках которых происходит резкое изменение внутренних отношений ребенка к миру, его внутренней позиции, его потребностей и побуждений. Они знаменуют начало нового этапа в развитии, при завершении кризиса открывается новый литический возраст. Противоречия, составляющие суть кризиса, сопровождаются значительными эмоциональными переживаниями, нарушениями в поведении ребенка и в его взаимоотношениях со взрослыми. Выделяют несколько существенных признаков всех кризисов развития, отличающих их от стабильных возрастов:

относительная кратковременность кризисов (они длятся от нескольких недель до года);

трехфазное строение кризисов (начало и конец кризиса могут протекать незаметно, в кульминации все кризисные проявления обнаруживаются резко и отчетливо);

негативный характер развития: в каждом кризисе наблюдаются своеобразные “утраты” прежних психических приобретений, резкое изменение облика ребенка, распад некоторых функций, определявших поведение и сознание в предыдущем периоде. Например, в кризисе 7-ми лет утрачивается детская непосредственность, а в кризисе 13-ти лет – трудолюбие и умственная работоспособность ребенка;

позитивный характер развития: в каждом кризисе возникает новообразование, изменяющее психологический облик ребенка и позволяющее ему перестроить социальную ситуацию своего развития или форму отношений с социальным миром. Например, в кризисе 7-ми лет возникает новая форма саморегуляции поведения – “интеллектуализованные эмоции”;

относительная трудновоспитуемость ребенка: в силу тех разрушительных изменений, которые претерпевает психика и личность в период кризиса и которые не сразу воспринимаются взрослыми, родителями и педагогами как условия движения вперед, возможны ухудшения во взаимоотношениях ребенка и педагогической системы. Конфликты со взрослыми возникают чаще и протекают более остро, чем в литические периоды развития. Возникают симптомы упрямства, негативизма по отношению к взрослым, строптивости, деспотизма, ревности, обесценивания прежних привычек и отношений со стороны ребенка. Конфликты и трудновоспитуемость не имеют универсального для всех детей характера: у некоторых кризисы протекают почти незаметно, относительно спокойно, у других – сопровождаются трудностями и затягиваются на долгое время. Гибкость поведения родителей и педагогов, их стремление оказать помощь в естественном и неудержимом творческом процессе саморазвития ребенка позволяет значительно смягчить трудности этого периода развития.

В современной возрастной психологии выделяют следующие кризисы детства:

 новорожденности (0–2 месяца);

 1-го года (отделение от матери);

 3-х лет (кризис детской самостоятельности);

 7-ми лет (кризис утраты детской непосредственности);

 13-ти лет (кризис подростка или обретения чувства взрослости);

 15-ти лет (второй кризис подростка или кризис идентичности);

 18-ти лет (кризис личностного самоопределения).

Стоит отметить, что ряд психологов относит весь подростковый период детства (от 12-ти до 16-ти лет) к кризисным возрастам, называя этот период кризисом полового созревания.

Наряду со стабильными и кризисными возрастами выделяются сензитивные периоды психического развития, т. е. такие, в рамках которых наблюдается повышенная чувствительность психики к определенным воздействиям извне.

Особенность сензитивных периодов заключается в том, что при создании полноценных (для данной сензитивности) условий развития, прежде всего в рамках воспитания и обучения, определенная психическая функция достигает своего максимального развития. Если же необходимые для своевременного развития воздействия не были оказаны, последствия недоразвития функции могут быть необратимы, т. к. при завершении сензитивного периода чувствительность к определенным воздействиям снижается вплоть до полного исчезновения.

Так, например, в возрасте от рождения до 5-ти лет наблюдается сензитивность к развитию фонематического слуха ребенка, позже эта чувствительность значительно снижается; возраст от 3-х до 5-ти лет характеризуется повышенной чувствительностью к развитию воображения, которая должна быть поддержана игрой, сказками, детским рисованием, конструированием, художественной деятельностью.

Сензитивные периоды онтогенеза – это периоды оптимальных сроков развития определенных психических функций, процессов и свойств. Чрезмерно раннее начало систематического обучения с целью развития той или иной функции (так называемая акселерация развития) может неблагоприятно сказаться на психическом облике ребенка, точно так же, как и очень позднее начало обучения, после завершения сенизитивного периода, может оказаться малоэффективным. Именно поэтому в отечественной психологии (в работах А. В. Запорожца, А. Г. Асмолова, В. П. Зинченко) развивается идея амплификации (обогащения условий развития в соответствии с возрастной нормой) как альтернатива педагогическим идеям ускорения развития путем раннего обучения (акселерации).

Дата добавления: 2015-10-22; просмотров: 6130; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8787 — | 8314 — или читать все…

Читайте также:

Источник

Лекции.Орг

Литические периоды — это относительно устойчивые, стабильные периоды развития, когда изменения в личности протекают плавно, незаметно.

Критические периоды развития – переход от одного литического периода к другому

Критические периоды развития ребенка

Кризис новорожденного отделяет эмбриональный период развития от младенческого возраста, происходит скачкообразная смена условий развития в акте рождения, когда новорожденный попадает в совершенно новую среду, которая изменяет весь строй его жизни. Именно в этот период больше, чем в любой из последующих кризисов, ясно, что развитие, по своей сути, есть процесс образования и развития нового.

Кризис одного года связан с тем, что ребенок начинает ходить. У него освобождаются руки для манипулирования различными предметами и исследования их, расширяется кругозор, появляется возможность развития зрительно-двигательной координации; вместе с тем ребенок начинает овладевать речью. То есть, встав на ножки, ребенок приобретает новые возможности для познания окружающего мира и себя в нем.

Кризис трех лет характерен тем, что к этому возрасту у ребенка развивается речь, возникают новые характерные черты личности, связанные с ощущением собственного «Я», выделения себя из окружающего мира. Изменяется характер взаимоотношений ребенка с окружающими его людьми. Ребенок пытается проявить свою самостоятельность, отстаивает себя, свои чувства, желания. Благодаря речи и диалоговому общению со взрослыми и сверстниками появляются новые возможности познания окружающего мира. Теперь мир познается опосредствованно, не только с помощью действий, но и, это главное, с помощью слова. Неслучайно именно этот возраст называют периодом первичной социализации (Рыбалко, 1992).

Кризис шести-семи лет связан с появлением новых психических, физических и социальных возможностей. Ребенок физически окреп, у него развита зрительно-двигательная координация, ребенок может управлять тонкой моторикой рук, сформированы первичные понятия о предметах и явлениях окружающего мира, ребенок может логически рассуждать и воспринимать логические объяснения окружающих, растет его самостоятельность, он может себя обслуживать, контролировать и регулировать свое поведение.

То есть организм ребенка и его психика готовы к освоению новых способов познания действительности, к новым отношениям с окружающими людьми и с миром в целом. Именно в этом возрасте проводится диагностика «готовности ребенка к школе», то есть готовности к организованной, структурированной, требующей определенных физических и психических усилий деятельности.

Кризисы по Выготскому

Переход от одного литического периода к другому характеризуется кризисами. «В этих периодах на протяжении относительно короткого времени (несколько месяцев, год или, самое большое, два) сосредоточены резкие капитальные сдвиги и смещения, изменения и переломы в личности ребенка. Ребенок в очень короткий срок меняется весь в целом, в основных чертах личности». Далее в своей работе Л. С. Выготский отмечает следующие особенности критических периодов.

· С одной стороны, кризисы характеризуются незаметным внешне началом и окончанием, а с другой — наличием кульминационной точки, в которой кризис достигает своего наивысшего обострения. Это обострение кризиса достигается чаще всего где-то в середине этого периода. Таким образом, период кризиса состоит из трех этапов: начала кризиса, его резкого обострения и окончания.

· В критические периоды большинство детей обнаруживает трудновоспитуемость. «Дети как бы выпадают из системы педагогического воздействия, которая совсем недавно обеспечивала нормальный ход их воспитания и обучения» У детей школьного возраста часто обнаруживается снижение успеваемости, ослабление интереса к учебе, ухудшение работоспособности, наличие конфликтов с окружающими, хотя такие особенности наблюдаются далеко не у всех людей. В критические периоды ребенок меняется не относительно других детей, а относительно собственного развития в стабильные периоды. Именно в эти периоды необъяснимым образом пропадает «одаренность». Еще недавно ребенок рвался к мольберту и выдавал «шедевры», то сегодня ничего не проявляется.

· Следующей, наиболее важной особенностью критических периодов, по мнению Л. С. Выготского, является негативный характер развития. Здесь не происходит дальнейшего движения вперед, приобретения новых черт, свертываение, распад и разложение качеств, сформированных в предыдущий период.

«Ребенок в критические периоды не столько приобретает, сколько теряет из приобретенного прежде. Наступление этих возрастов не отмечается появлением новых интересов ребенка, новых стремлений, новых видов деятельности, новых форм внутренней жизни. Ребенок, вступающий в периоды кризиса, скорее характеризуется обратными чертами: он теряет интересы, вчера еще направляющие всю его деятельность, которая поглощала большую часть его времени и внимания, а теперь как бы замирает; прежде сложившиеся формы внешних отношений и внутренней жизни как бы запустевают. Л. Н. Толстой образно и точно назвал один из таких критических периодов детского развития „пустыней отрочества»». Но негативное содержание развития в переломные периоды — это всего лишь обратная сторона позитивных изменений личности, составляющих основной смысл любого критического периода.

Теоретическое и экспериментальное исследования литических и критических периодов сквозь призму центрального психологического новообразования позволяют выделить их структуру и закономерности развития в детском онтогенезе.

Начало стабиль

ного периода связано с окончанием предшествующего этому периоду кризиса. Самое главное, что происходит в критические возрасты, подчеркивал Л.С. Выготский, выражается в новообразовании кризиса. При этом есть экспериментальные основания говорить, что новообразование кризиса связано с возникновением нового самосознания. Это утверждение может быть подкреплено указанием Л.С. Выготского, например, о новообразовании кризиса одного года, который он связывал с сознанием «прамы»

Итак, по окончании критического периода (по терминологии Л.С. Выготского – в пост критический период) у ребенка появляется но вое самосознание, выражающееся прежде всего в особенностях самовосприятия и отношении к самому себе. Развитие в посткритический период связано с изменением этого нового самосознания.

Сензитивный период

Сензитивный период— период онтогенетического развития, в течение которого организм обладает повышенной чувствительностью копределенного рода воздействиям внешней среды и оказывается, как физиологически, так и психологически, готов к усвоению новых форм поведения и знаний. С. п. определяют границы оптимальных сроков развития психических функций и форм деятельности и, тем самым, определяют оптимальные сроки эффективного обучения.

Развивающее обучение должно учитывать последовательность С. п. Наиболее хорошо известны такие С. п., как период сензитивности ребенка к усвоению речи (от одного до трех—пяти лет), период сензитивности к формированию социальной привязанности (первый год жизни).

Особым видом С. п. являются критичные сензитивные периоды — кратковременные периоды оптимальной готовности организма к усвоению специфических реакций в ответ на «ключевые раздражители», примером которых может служить импринтинг (К. Лоренц). В случаях депривации и дефицита раздражителей, адекватных С. п., наблюдаются задержка и отставание в развитии соответствующей функции.

В отечественной психологии проблема С. п. рассматривается в контексте концепции периодизации психического развития ребенка Д.Б. Эльконина, в основу которой положен принцип периодичности развития мотивационно-потребностной и интеллектуально-познавательной сторон личности в онтогенезе.

Периодическая смена ведущих линий развития обуславливает особую чувствительность и избирательность личности кразличного рода содержаниям деятельности на разных возрастных стадиях развития: к содержанию, определяющему опережающее, преимущественное развитие структур личности, либо к содержанию, выступающему источником развития интеллектуальных способностей. Применительно к понятию «зона ближайшего развития» (Л.С. Выготский), С. п. определяют готовность ребенка к усвоению определенного содержания обучения и наиболее эффективные формы сотрудничества и взаимодействия в системе «ребенок—взрослый» на данной возрастной стадии.

14

Дата добавления: 2016-10-23; просмотров: 4747 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Читайте также:

Рекомендуемый контект:

Поиск на сайте:

© 2015-2020 lektsii.org — Контакты — Последнее добавление

Источник