Критические периоды в развитии и созревании ребенка

Критические периоды онтогенеза.
В процессе индивидуального развития имеются критические периоды, когда повышена чувствительность
развивающегося организма к воздействию повреждающих факторов внешней и внутренней среды. Это обусловливает
повышенный риск возникновения любых заболеваний, в том числе психических, и способствуют утяжелению их
течения. Критические периоды представляют собой короткие отрезки времени, характеризующиеся бурными
изменениями функционирования организма, общей и психической реактивности.
Развитие психоневрологических функций ребенка происходит не одновременно, а гетерохронно по мере развертывания
онтогенеза и роста ребенка. Одни функции развиваются параллельно, относительно независимо друг от друга, другие
последовательно, путем преемственной перестройки сменяя или обогащая предыдущие функциональные возможности.
Возникновение критических периодов развития контролируется эндогенно, генетической программой, которая в
определенной стадии онтогенеза определяет срок перестройки конкретной функциональной системы и готовность ее к
данной перестройке.
Триггерными, пусковыми факторами критического периода являются факторы как внутренней среды, так и внешней.
Предлагаемая схематичная последовательность критических периодов достаточно условна, она не претендует на
учет всех функциональных превращений, которыми заполнен каждый час, день, неделя, месяц жизни маленького
ребенка. Однако, она четко отражает этапы возрастающей степени активности взаимодействия организма с внешним
миром, а также ключевое функциональное назначение и преемственность возрастных периодов.
1. Первые 2 часа жизни — в связи с разрывом «пуповинного» контакта с матерью происходит постепенное
освобождение организма новорожденного от биологически активных веществ, осуществляющих регуляцию
жизнедеятельности плода в период родов (уже упомянутая интранальная гибернация плода или, проще, — «родовой
наркоз»); начало воздействия внеродовых внешних и внутренних факторов (гравитация, световые, звуковые и
тактильные раздражители, интенсивная сигнализация от начавших новый внеутробный способ функционирования
легких, желудочно-кишечного тракта, сердца и кровеносных сосудов).
2. От 2 до 12 первых часов жизни — «имитационный» период (период подражательных автоматизмов),
характеризуется, как уже было отмечено, высокими функциональными возможностями «внеутробного плода»,
вынесенными в первые часы постнатального периода. В эти первые часы жизни, «прощальные» для навыков,
приобретенных плодом в утробе матери, ребенок сохраняет способность удерживать головку, прослеживать глазами за
окружающими, копировать некоторые движения врача или матери.
3. Первая неделя жизни — первичная «настройка» жизненно важных функций в качественно новых
внеутробных условиях (первичная стабилизация дыхания, работы сердца и сосудов, акта сосания и пищеварения). В
этот период у некоторых детей могут отмечаться значительные колебания частоты дыхания и пульса, артериальное
давление, например, может подниматься до 200 мм рт. столба, а затем снижаться до 50-60 мм. Одновременно
окончательно утрачиваются внутриутробные автоматизмы, кроме базисных — автоматизмов сосания и шагового.
Новорожденный уже не видит, крайне обеднение реагирует на другие внешние раздражители. Зато он постепенно
выходит из «стресса», вызванного сверхмощным воздействием постнатальных факторов внешней и внутренней сред.
4. От второй до 8-12 недель — критический постнатальный период — первый период обучения после рождения.
Относительно стабилизированы жизненно важные функции, анализаторы мозга, воспринимающие «сигналы» внешней и
внутренней среды, «настроены», адаптированы к новым условиям жизни. Начинается первичный период отражения
внешней среды, который характеризуется запуском в мозге процесса интенсивного ветвления дендритного дерева,
формированием новых синаптических связей между нейронами. Увеличивается масса мозгового вещества,
преимущественно в тех отделах мозга, которые принимают на себя поступающую информацию, и этим обеспечивается
выполнение задачи обеспечения первоочередных, базисных функций.
Мозг отражает собой внеутробные воздействия на ребенка. В этот период ребенок «учится» видеть и слышать
лишь то, что случайно попадает в поле его зрения и слуха, а в конце критического постнатального периода начинает
немножко следить, следовать глазами и головой за увиденным или услышанным. Появляется навык удерживать голову
в вертикальном положении, постепенно разжимаются кулачки и кисть готовится к навыку схватывания. Но еще нет
активного поиска раздражений, активного общения с внешним миром.
5. От 3 до 18 месяцев — период, называемый стадией первичного развития сенсорной (воспринимающей)
системы. Развитие двигательных навыков открывает впервые возможность активного контакта со средой. Появляется
активный поиск глазами игрушки ,матери. Кисть схватывает, рука тянется в рот. В 5-6 месяцев ребенок начинает сидеть
и вертикальное положение тела дает новый толчок к развитию: увеличивается обзор помещения, ребенок гулит,
издает звуки, отражающие определенные эмоции, отрицательные или положительные, берет в руку нужный предмет и
рассматривает его, дифференцирует людей, любимые и нелюбимые игрушки.
Этот период характеризуется освоением многих важнейших навыков, ребенок последовательно овладевает
способностью активно видеть и слышать, держать голову, ползать, сидеть, стоять, ходить, а в конце — понимать
обращенную речь и сознательно произносить отдельные слова, однако, основным является приобретение способности
активно взаимодействовать с окружающей средой. В этом же периоде происходит постепенное постнатальное развитие
и дифференциация шагового автоматизма в виде «высвобождения» движений рук и ног от положения головы и шеи,
начинается «высвобождение» движений ног от положения рук.
С началом активного перемещения сперва в виде ползания, а к концу года и в виде ходьбы восприятие
окружающего мира становится активным и избирательным — произвольно избирательным. Возникает готовность к
переходу к следующему периоду. Ребенок способен, увидев или услышав сигнал, повернуть в нужную сторону глаза, а
затем и голову, протянуть к источнику сигнала руку, а если дотянуться невозможно, то подползти или подойти и взять
рукой нужный предмет по общей схеме: увидел (или услышал) — повернул взор и голову, узнал — захотел захватить —
протянул руку — подошел (подполз), схватил рукой — и, чаще всего, поднес ко рту.
6. От 1,5 до 3 лет — период, который можно назвать началом приобретения персонального жизненного опыта.
Главное — появляется осознанная фразовая речь. В мозге формируется межполушарная асимметрия, возникает
доминантное полушарие, концентрирующее в себе основные речевые функции. Развитие импрессивной и
экспрессивной речи имеет решающее значение для социального общения, становления коммуникативных функций.
Вместе с появлением речи приобретается возможность различать, дифференцировать реальные предметы и события от
их символов. Одновременно угасает активность сосательных автоматизмов, которые становятся помехой для
становления речи.
В этот период возникают первые впечатления, память о которых сохраняется на всю жизнь, отсюда идет первый
отсчет воспоминаний о детстве, об участии ребенка в окружающих событиях жизни. Дифференцируется представление
о собственном «Я», ребенок отграничивает себя от окружающих людей, определяется профиль будущих отношений с
родителями, чужими взрослыми, сверстниками, с животными. В мозге в этот период в основном завершается «монтаж»
двигательной системы и анализаторных центров, отбираются наиболее эффективные межнейрональные контакты.
Начинается выработка конкретных двигательных автоматизмов, предназначенных для конкретных жизненных ситуаций.
7. От 3 до 6 лет — дошкольный период. Движения становятся более четкими, начинает создаваться
индивидуальный двигательный «облик» ребенка, характерные позы, мимика, жесты, совершенствуется работа
анализаторов (зрительного, слухового, обонятельного и вкусового, кожной чувствительности), постепенно формируется
личный опыт восприятия, индивидуальные особенности оценки окружающего, некоторые черты характера.
Совершенствуется крупная моторика ног, ребенок учится подпрыгивать вначале на двух, а затем на одной ноге
(правой, потом левой).
В конце этого периода основные системы и центры мозга практически готовы к началу школьного обучения,
интенсивного пополнения запаса знаний и навыков. Развивается мелкая моторика кисти, развивается и при этом
окончательно разобщается шаговый автоматизм, функции руки «высвобождаются» от влияния ног. Создаются реальные
условия для освоения навыка письма. Ребенок готов к школьному обучению.
8. Школьный возраст характеризуется не только усвоением программных знаний, но также овладением
навыка абстрактного мышления, формированием собственного образа мыслей; здесь впервые ребенок становится
членом коллектива, учится подчинять или согласовывать личные интересы с общественными, определяются духовные
качества личности.
9.Наконец, после 11 — 13 лет с некоторым опережением у девочек по сравнению с мальчиками начинается
период полового созревания, который не только внешне изменяет ребенка, но сопровождается серьезными
перестройками в обмене веществ, эмоциональном фоне, поведении и др.
В каждом из этих периодов программа развития мозга и его функций будет выполнена полностью лишь в том
случае, если обеспечены адекватные средовые воздействия (или условия), и отсутствуют вредоносные влияния или
факторы, препятствующие или тормозящие развитие, наконец, если предшествующие этапы развития были пройдены
правильно и своевременно. Как уже было отмечено, факторы внешней среды являются не просто окружением, с
благоприятными или неблагоприятными условиями для развития ребенка и его нервной системы, но, самое главное, —
стимулируют развитие той или иной функции мозга, обеспечивают запуск дендритного ветвления и увеличение массы
мозгового вещества в области мозга, соответствующей этой функции. Иными словами, внешние сигналы не только
способствуют отражению мозгом окружающей среды и адаптации к ней, но, что немаловажно, дают конкретный стимул
к самоувеличению массы мозга, к его физическому росту.
Важно не только наличие необходимых средовых воздействий, но, главное, своевременность их наличия. Чем
моложе ребенок, тем интенсивнее идет созревание мозга, тем быстрее сменяются внешние условия и тем важнее
своевременность их появления. Опоздание приводит нередко к непоправимым последствиям или к изменениям в мозге,
требующим длительного настойчивого лечения. Поэтому врач (педиатр, детский невролог) должен заранее
позаботиться о подготовке среды к «приходу в нее» растущего ребенка. Условия среды характеризует не только
помещение и человеческое окружение, в котором находится ребенок, но и отношение к нему окружающих людей,
прежде всего матери, висцеральные функции ребенка, нормальное пищеварение и дыхание, нормальный состав
действующих в этот период молекулярных факторов роста и созревания мозга.
Так же вас может заинтересовать:
- Этапы развития речи.
- Развитие ребёнка от 0 до года.
Источник
Кризис
новорожденного
отделяет эмбриональный период развития
от младенческого возраста, происходит
скачкообразная смена условий развития
в акте рождения, когда новорожденный
попадает в совершенно новую среду,
которая изменяет весь строй его жизни.
Именно в этот период больше, чем в любой
из последующих кризисов, ясно, что
развитие, по своей сути, есть процесс
образования и развития нового.
Кризис
одного года
связан с тем, что ребенок начинает
ходить. У него освобождаются руки для
манипулирования различными предметами
и исследования их, расширяется кругозор,
появляется возможность развития
зрительно-двигательной координации;
вместе с тем ребенок начинает овладевать
речью. То есть, встав на ножки, ребенок
приобретает новые возможности для
познания окружающего мира и себя в нем.
Кризис
трех лет
характерен тем, что к этому возрасту у
ребенка развивается речь, возникают
новые характерные черты личности,
связанные с ощущением собственного
«Я»,
выделения
себя из окружающего мира. Изменяется
характер взаимоотношений ребенка с
окружающими его людьми. Ребенок пытается
проявить свою самостоятельность,
отстаивает себя, свои чувства, желания.
Благодаря речи и диалоговому общению
со взрослыми и сверстниками появляются
новые возможности познания окружающего
мира. Теперь мир познается опосредствованно,
не только с помощью действий, но и, это
главное, с помощью слова. Неслучайно
именно этот возраст называют периодом
первичной социализации (Рыбалко, 1992).
Кризис
шести-семи лет
связан с появлением новых психических,
физических и социальных возможностей.
Ребенок физически окреп, у него развита
зрительно-двигательная координация,
ребенок может управлять тонкой моторикой
рук, сформированы первичные понятия о
предметах и явлениях окружающего мира,
ребенок может логически рассуждать и
воспринимать логические объяснения
окружающих, растет его самостоятельность,
он может себя обслуживать, контролировать
и регулировать свое поведение.
То
есть организм ребенка и его психика
готовы к освоению новых способов познания
действительности, к новым отношениям
с окружающими людьми и с миром в целом.
Именно в этом возрасте проводится
диагностика «готовности
ребенка к школе»,
то
есть готовности к организованной,
структурированной, требующей определенных
физических и психических усилий
деятельности.
Кризисы
по Выготскому
Переход
от одного литического периода к другому
характеризуется кризисами. «В
этих периодах на протяжении относительно
короткого времени (несколько месяцев,
год или, самое большое, два) сосредоточены
резкие капитальные сдвиги и смещения,
изменения и переломы в личности ребенка.
Ребенок в очень короткий срок меняется
весь в целом, в основных чертах личности».
Далее
в своей работе Л. С. Выготский отмечает
следующие особенности критических
периодов.
С
одной стороны, кризисы характеризуются
незаметным внешне началом и окончанием,
а с другой — наличием кульминационной
точки, в которой кризис достигает своего
наивысшего обострения. Это обострение
кризиса достигается чаще всего где-то
в середине этого периода. Таким образом,
период кризиса состоит из трех этапов:
начала кризиса, его резкого обострения
и окончания.В
критические периоды большинство детей
обнаруживает трудновоспитуемость.
«Дети
как бы выпадают из системы педагогического
воздействия, которая совсем недавно
обеспечивала нормальный ход их воспитания
и обучения»
У
детей школьного возраста часто
обнаруживается снижение успеваемости,
ослабление интереса к учебе, ухудшение
работоспособности, наличие конфликтов
с окружающими, хотя такие особенности
наблюдаются далеко не у всех людей. В
критические периоды ребенок меняется
не относительно других детей, а
относительно собственного развития в
стабильные периоды. Именно в эти периоды
необъяснимым образом пропадает
«одаренность».
Еще
недавно ребенок рвался к мольберту и
выдавал «шедевры»,
то
сегодня ничего не проявляется.Следующей,
наиболее важной особенностью критических
периодов, по мнению Л. С. Выготского,
является негативный характер развития.
Здесь не происходит дальнейшего движения
вперед, приобретения новых черт,
свертываение, распад и разложение
качеств, сформированных в предыдущий
период.
«Ребенок
в критические периоды не столько
приобретает, сколько теряет из
приобретенного прежде. Наступление
этих возрастов не отмечается появлением
новых интересов ребенка, новых стремлений,
новых видов деятельности, новых форм
внутренней жизни. Ребенок, вступающий
в периоды кризиса, скорее характеризуется
обратными чертами: он теряет интересы,
вчера еще направляющие всю его
деятельность, которая поглощала большую
часть его времени и внимания, а теперь
как бы замирает; прежде сложившиеся
формы внешних отношений и внутренней
жизни как бы запустевают. Л. Н. Толстой
образно и точно назвал один из таких
критических периодов детского развития
„пустыней отрочества»».
Но
негативное содержание развития в
переломные периоды — это всего лишь
обратная сторона позитивных изменений
личности, составляющих основной смысл
любого критического периода.
Теоретическое
и экспериментальное исследования
литических и критических периодов
сквозь призму центрального психологического
новообразования позволяют выделить их
структуру и закономерности развития в
детском онтогенезе.
Начало
стабиль
ного
периода связано с окончанием предшествующего
этому периоду кризиса. Самое главное,
что происходит в критические возрасты,
подчеркивал Л.С. Выготский, выражается
в новообразовании кризиса. При этом
есть экспериментальные основания
говорить, что новообразование кризиса
связано с возникновением нового
самосознания. Это утверждение может
быть подкреплено указанием Л.С. Выготского,
например, о новообразовании кризиса
одного года, который он связывал с
сознанием «прамы»
Итак,
по окончании критического периода (по
терминологии Л.С. Выготского – в пост
критический период) у ребенка появляется
но вое самосознание, выражающееся прежде
всего в особенностях самовосприятия и
отношении к самому себе. Развитие в
посткритический период связано с
изменением этого нового самосознания.
13
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
Возрастная
периодизация
Наиболее
полная возрастная периодизация,
отражающая этапы роста и развития и
основанная на морфологических и
антропологических признаках, была
предложена В. В. Бунаком. Согласно этой
периодизации выделяют следующие периоды:
младенческий,
охватывающий первый год жизни ребенка;
первого детства
(1— 7 лет);
второго детства
(8—13 лет — мальчики, 8—12 лет — девочки);
подростковый
(14—17 лет — мальчики, 13—16 лет — девочки);
юношеский (18—21
год — мальчики, 17—20 лет — девочки);
с 21—22 лет начинается
взрослый период.
Ю.Е. Вельтищев
выделяет следующие периоды (1998):
Период
внутриутробного развития
— антенатальный период, включает:
I фаза —
эмбрионального развития (период 3
месяца);
II фаза — фетального
периода развития (развитие плода).Период
новорожденности
— неонатальный (первые 4 недели жизни).Период
грудного возраста
— младенческий (1мес. — 12 мес.).Период
раннего детства
— молочных зубов (1 — 3 года).Период
первого детства
— дошкольный возраст (4 – 7 (6) лет).Период
второго детства
– младший школьный возраст (8 — 11 лет
для мальчиков, 7 — 10 лет для девочек);Подростковый
(препубертатный)
— (12-14 лет для мальчиков, 11-13 для девочек).Период
юношеский
(пубертатный)—
старший школьный возраст, период
полового созревания (15-20 лет юноши,
13-19 лет девушки).Период зрелого
возраста.
Рост и развитие детей в возрастном аспекте
На каждом возрастном этапе должна быть
достигнута своя цель, связанная с
определенными структурными и
функциональными перестройками в
организме. Без этого не может быть
полноценно реализован следующий этап.
Нарушения и отклонения в динамике
развития, препятствующие достижению
таких промежуточных, этапных целей,
могут служить причиной самых тяжелых
болезней развития. Поэтому так важно
поддерживать на каждом этапе развития
ребенка условия, адекватные его
морфофункциональным возможностям и
способствующие росту и развитию, а не
тормозить или искусственно стимулировать
естественный ход этих процессов.
На
первом году
жизни ребенка решается одна из важнейших
задач развития — подготовка к реализации
антигравитационных реакций. Именно на
это направлены ростовые процессы, в
ходе которых укрепляются кости и мышцы,
образуется подкожный жировой запас,
служащий механической защитой скелета
и тканей внутренних органов от
многочисленных ударов в результате
падений в процессе освоения навыка
самостоятельного передвижения, а также
тепловой защитой.
Возраст
от 1 года до 5-6 лет.
В этом возрасте меняется структура и
функциональные возможности скелетных
мышц, в результате резко повышается
двигательная активность. Излишний
подкожный жир исчезает, так как он уже
не нужен в качестве механической защиты
и его роль в качестве тепловой защиты
также снижается. Ребенок достаточно
крепко стоит на ногах. Завершается
переход на обычную для взрослого человека
пищу. В этот же период формируются многие
свойства личности, ребенок приобретает
черты индивидуальности. Изменяется
общий план строения тела, его пропорции.
В результате более зрелыми становятся
движения. Так, в возрасте 4 лет бегущий
ребенок фактически просто очень быстро
идет, так как у него отсутствует важный
элемент бега — фаза полета. И только к
возрасту 6 лет начинает проявляться
фаза полета в беге. Кроме того, изменения
возникают в мелких движениях — в возрасте
3 — 4-х лет — благодаря созреванию нервных
и мышечных структур, ребенок может
рисовать, а затем — в 5 — 6 лет — и писать.
Период
от 6-7
до 10-11 лет
часто называют «периодом
второго детства»,
но его можно назвать этапом первичной
социализации. В этот период интенсивно
развиваются свойства, обеспечивающие
взаимодействие ребенка с другими детьми
и взрослыми. Иногда этот период еще
называют «игровым», поскольку игра
занимает центральное место в развитии
высших психических функций на данном
этапе. Структурные особенности органов
и тканей подчинены этой задаче,
приспособлены к интенсивной двигательной
активности, с которой обычно связаны
коллективные игры. Скелетные мышцы
детей этого возраста состоят преимущественно
из аэробных волокон, отличающихся
высокой активностью окислительных
систем, малоутомляемых и хорошо
приспособленных к длительным нагрузкам.
Большой относительный размер сердца,
повышенная диффузионная способность
легких, структура сосудистого русла
как бы предназначены для осуществления
этапной целевой функции. В этом возрасте
все функции организма достигают
своеобразного расцвета. Следовательно,
к возрасту 10-11 лет ребенок представляет
собой образец оптимальной организации
структур и функций человеческого
организма, которые работают с очень
высокой эффективностью. В определенном
смысле можно считать, что на этом
планомерное онтогенетическое развитие
могло бы быть завершено, организм
способен не менее успешно, чем взрослый,
выполнять все функции, кроме одной — не
готов к размножению.
Период
от 10-11 до 13-14 лет
обычно называется «препубертатом»,
то есть предшествующим половому
созреванию. Пожалуй, это наиболее сложный
и противоречивый этап постнатального
онтогенеза. Именно в этом возрасте в
организме, причем практически во всех
его тканях, органах и системах, происходят
драматические события, связанные с
резкой активацией генома и началом
бурных дифференцировочных процессов.
Асинхронность таких изменений в различных
тканях приводит к разбалансировке
большинства функций. Резкая активация
гипофизарно-гонадной активности
обусловливает существенное изменение
гормонального фона, что неизбежно
сказывается на деятельности всех клеток
организма. Морфологические изменения
в этот период выражены обычно еще слабо.
Появляются лишь отдельные вторичные
половые признаки. Однако у девочек
начинает меняться характер жироотложения
и формируются молочные железы. Меняются
(нередко в худшую сторону) стереотипы
двигательных реакций. Функциональная
неустойчивость сочетается в этот период
с психологической неустойчивостью. В
этот период происходит переоценка
ценностей, изменение социальных
ориентиров.
В
разгар пубертатных перестроек
(от 13-14 до 15-16 лет) во
многих системах организма продолжается
настоящая ломка. В этом возрасте
регистрируется пубертатный скачок
роста. Значительно возрастает роль и
доля мышечных волокон, ответственных
за проявление силы и быстроты. Формируется
взрослый тип нервной и эндокринной
регуляции функций. Строение тела
приобретает четко выраженные половые
черты — с сильно развитой грудной клеткой
и узким тазом у юношей и с четко выраженной
талией и развитым тазом у девушек.
Вторичные половые признаки достигают
уровня развития взрослых.
Конец
полового созревания (15-16
лет) еще не
означает полного завершения биологического
развития организма. Достижение возможности
реализации детородной функции происходит
раньше, чем все органы и системы организма
приходят в полную гармонию на новом
уровне организации, что происходит у
юношей в 25, а у девушек — в 21 год.
Если сравнить
физиологические особенности детей и
пожилых людей, то можно выделить следующие
физиологические особенности пожилого
возраста, связанные с естественным
старением организма:
— Замедление обмена
веществ;
— Снижение
функциональных резервов организма;
— Снижение
адаптационных возможностей;
— Снижение иммунитета;
— Более тяжелое
течение многих заболеваний.
—
Атипичное течение многих заболеваний
(в частности, отмечается снижение
температурной реакции при инфекции и
повышается болевой порог, в результате
может меняться клиническая картина
множества заболеваний, сопровождающихся
обычно болью и лихорадкой, основными
симптомами которых становятся
возбуждение, тревожность, спутанность
сознания или слабость).
Таким образом,
необходимо изучать биологические
закономерности и механизмы роста и
развития человека, специфику
функционирования физиологических
систем на различных этапах онтогенеза.
Критические
периоды онтогенеза.
В
каждом возрастном периоде можно выделить
особо значимые переломные или критические
фазы, когда изменяется генетическая
программа развития и резко возрастает
чувствительность организма к воздействию
неблагоприятных факторов внешней среды.
Например, критическим периодом развития
является возраст начала обучения, когда
качественные перестройки морфофункционального
созревания базовых мозговых процессов
приходятся на период резкой смены
социальных условий.
Критические фазы
роста и развития детей разработаны Ю.Е.
Вельтищевым.
Для
практического врача можно выделить
основные
критические периоды:
3-4
месяца жизни
– иммунологическое и метаболическое
напряжение при попытке включить
собственные системы защиты (падает
защита матери или «пассивный иммунитет»,
перестройка фосфорно-кальциевого
обмена);С
12 до 24 месяцев жизни
– критический период, связанный с
вертикальным положением, активацией
возможностей развития, но на фоне
изменения положения органов, минимального
уровня иммунной защиты, приводящие к
частой заболеваемости и сенсибилизации;Критический
период в 2-4 года связан
со сменой лидирующего положения гормонов
щитовидной железы, обуславливающих
рост и развитие в раннем детстве на
нарастание роли АКТГ и глюкокортикоидов,
что характеризуется мощным
мембранопротекторным эффектом, снижением
проницаемости сосудов, снижением острой
заболеваемости, быстрым интеллектуальным
скачком, но и возможностью быстро
сформировать хроническую патологию.Пре-
и пубертатный,
как критический период еще недостаточно
изучен, но становится понятным, что все
«допубертатное» подчинено пубертату,
подчинено основному инстинкту продолжения
рода. В этот период возникает максимальное
напряжение всех систем, всех
защитно-адаптационных механизмов, всех
функций организма.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник