Критические периоды развития ребенка до года
3rd
Сен
2017
Здравствуйте, дорогие читательницы! В этой статье я расскажу, что такое возрастные кризисы у ребенка, как с ними бороться и как пользоваться календарем кризисов развития детей до года. Информация крайне важная, если вы хотите помочь своему малышу пережить эти кризисы как можно более безболезненно!
Скачок развития — что это?
Если вы — мама, то уже наверняка заметили, что иногда ребенка как будто подменяют — вот все было хорошо, и вдруг малыш целыми днями капризничает и не слезает с рук. Также вы могли обратить внимание на то, что ребенок развивается скачкообразно: то месяц совсем не растет, а потом сразу на 3 см за неделю вымахает; то никак не перевернется, затем в один день начнет и вертеться, и ползать; то лишь мычит неделями, а тут вдруг раз — и три новых слова!
Не стоит пугаться — это вполне нормально! Дело в том, что все дети растут скачками. Исследования даже выявили некие мозговые волны, которые происходят в мозге точь-в-точь во время этих скачков. Особенно часто изменения излучения головного мозга происходят у младенцев до 1,5 лет, что вполне объясняет стремительный рост детей первого года жизни. И именно в эти моменты ребенок внезапно учится чему-то новому, сам, без вашего участия! Вы можете себе это представить? Как будто в маленьких людей заложена некая программа, и у всех в одно и то же время что-то щелкает — и бац, ребенок вдруг начал фокусировать зрение, хватать игрушку, ползать, говорить, ходить. Поистине феноменальное явление…
Почему скачки роста называют кризисами?
Такой вопрос мне когда-то задал дедушка. Если и вам не по душе это слово, вы скоро ощутите, что иначе как кризисом подобный этап не назовешь. Малыши на самом деле — настоящие консерваторы. Поэтому каждое изменение внешних условий (смена часовых поясов, другой режим, перемена погоды, новое место) им дается нелегко. А изучение нового навыка вообще переворачивает все с ног на голову! Представьте, что вы уснули в своей кровати, а проснулись на другой планете. Примерно так себя может чувствовать малыш во время скачка роста.
Поэтому ребенок начинает показывать свое недовольство. Еще бы, ведь он только привык к своим ощущениям, к заведенному распорядку — и снова ничего не понятно. А еще ему очень тяжело — и физически, и психически. Каждый скачок роста несет в себе кардинальное изменение мировоззрения малыша. Тогда он начинает больше плакать, ныть, капризничать и хвататься за спасительную соломинку — за маму. Только она осталась неизменной, только она может помочь, утешить, приласкать. Именно поэтому во время кризисов ребенок постоянно просится на ручки, чем вызывает мамино негодование: «Как? Ведь он только научился сам играть/спать/ползать!». Что ж, придется потерпеть. Весь секрет в том, что с каждым таким скачком роста малыш совершает «откат», но лишь на время, чтобы потом удивить вас еще большей самостоятельностью. Два шага вперед — один назад.
Да, это нелегкое время, как для ребенка, так и для родителей. Все, что нужно — немножко потерпеть. Скоро жизнь наладится! Но лишь на время…
Когда происходят скачки роста?
В первый год жизни кризисы следуют один за другим, практически не давая возможности маме выдохнуть спокойно. Но с каждым разом кризисное время будет короче, а перерывы длиннее. Когда-то вам придется сражаться с монстрами всего раз в год! Ну, а пока… Взгляните на календарь кризисов развития ребенка до года.
Фактически это календарь до полутора лет, но, как вы видите, после года наблюдаются всего два скачка роста. До года же их насчитывается аж 8 штук! В последующих статьях я буду рассказывать о каждом кризисе отдельно — что он принесет и как его перенести. Поделюсь своим опытом в преодолении трудностей и радостью от пройденного этапа. Так что не пропустите, подписывайтесь на новые статьи!
Как пользоваться календарем кризисов?
Цифры на календаре означают порядковый номер недели жизни малыша. Первое время вы точно знаете, сколько ребенку недель, но после трех месяцев вы уже начнете сбиваться со счета. Поэтому в своих статьях я буду пересчитывать недели в месяцы. А вообще лучше заведите себе на смартфоне или компьютере счетчик, чтобы не тратить потом свое время на подсчеты.
Номера недель, отмеченные черным цветом — это и есть те самые кризисы. Как видите, они могут длиться от одной до пяти недель! Это не означает, что все это время будут сплошные капризы, и ни минутки спокойствия. Просто станет немного труднее, и вам придется приложить больше усилий.
Тучка над неделей — это скачок роста. Самое сложное испытание для мамы. Именно в этот момент ребенок может стать просто невыносимым. Не забывайте, что ему тоже тяжело! Обычно это не длится всю неделю, а всего лишь 2-3 дня.
Солнышко после кризиса — настоящая награда для мамы за все старания. Если малыш не болен, он вновь становится улыбчивым, активным, полным сил, а вы почувствуете себя самым счастливым человеком на свете!
Светлые недели в календаре — спокойное время. Наслаждайтесь, набирайтесь сил для следующего кризиса.
Лично меня календарь очень выручал в первые месяцы жизни дочери! Когда я недоумевала, почему она так «плохо себя ведет», сразу открывала эту картинку и смотрела, нет ли на текущей неделе очередного скачка роста. Во всех случаях все совпадало!
Как пережить возрастные кризисы ребенка?
У детей до года еще очень большая зависимость от мамы и папы. В первые месяцы их жизнь буквально зависит от того, рядом ли мама. Поэтому не лишайте своего ребенка необходимого ему внимания. Не сравнивайте его с другими! Пусть сын подруги пару недель назад уже прошел через этот кризис, и сейчас все отлично, а ваш-то еще нет. Делайте скидку на характер малыша — некоторые детки обладают, что называется, тонкой душевной организацией и сложнее переносят испытания, требуя больше заботы.
Вот что вам нужно делать, чтобы как можно проще пережить скачки роста вашего малыша:
- Не забывайте время от времени сверяться с календарем возрастных кризисов детей, тогда скачок роста не застанет вас врасплох. Предупрежден — значит вооружен!
- Отодвиньте все дела на время кризиса. Часто мамы больше нервничают от того, что начинают меньше успевать, не справляться с уборкой и готовкой, или подводят начальство, если маме приходится работать. Покажите календарь мужу и объясните, что вам потребуется больше помощи. Не берите дополнительную работу. И учтите, что пару недель вы не сможете толком заниматься своими делами.
- Уделяйте как можно больше внимания ребенку. Даже если (тем более если) он ноет и раздражает вас. Вместо того, чтобы сердиться, возьмите малыша на руки и спойте песенку, потанцуйте и поцелуйте. Поверьте, это помогает! Часто можно заметить, что мамина жизнерадостность помогает кризису закончиться гораздо быстрее. Жалейте вашего кроху и чаще носите на руках (в слинге). Сейчас ему крайне необходим непосредственный контакт с мамой.
- Не забывайте пополнять энергию! Непростое время забирает у нас больше сил, а значит их нужно чаще восполнять, чтобы без убытков и лишних нервов пережить очередной кризис.
- Смените обстановку. Если есть возможность, езжайте с семьей на природу, встречайтесь с друзьями, особенно если у них тоже есть детки, чаще ходите на детские площадки, знакомьтесь с новыми людьми и показывайте малышу мир. Многие наоборот запирают себя в четырех стенах, считая, что с таким капризным ребенком никуда не выйдешь, но это в корне неверно! За пределами вашего дома очень интересно, и малыша это отвлечет от его проблем, а вы развеетесь — сейчас вам это необходимо как никогда.
Вот и все секреты, как распознать скачки роста и преодолеть трудности, связанные с ними! Ничего сложного, правда ведь? Однако есть родители, которые понятия не имеют ни о каких кризисах и каждый раз недоумевают, тратят свои нервы, а то и деньги на врачей, думая, что с ребенком что-то не так… Покажите эту статью друзьям — пусть они тоже будут в теме!
Всего вам самого наилучшего!
Пожалуйста, поделитесь этой статьей с друзьями!
Источник
Маленький шаг назад и прыжок вперед
Дети растут скачками. Долгое время не происходит ничего или почти ничего. И вдруг за одну ночь ребенок вырастает на несколько мм. Так же скачками происходит и психическое развитие детей. Исследования детей в возрасте от 1,5 до 16 лет показали, что эти скачки совпадают по времени с изменениями в мозговых волнах, что можно установить при помощи измерений. У младенцев до 1,5 лет также были известны 7 возрастных периодов, когда происходят изменения излучения головного мозга. Было установлено, что в каждый из этих периодов развитие ребенка совершает заметный скачок. Но в психическом развитие младенцев имеется еще больше скачков, которые, однако, до сегодняшнего дня не были изучены с точки зрения головного мозга. Скачки психического развития не всегда совпадают со скачками роста. Последние более многочисленны. И зубы обычно появляются не в то время, когда младенец совершает скачок развития.
Что проиcxодит, когда психическое развитие вашего ребенка совершает очередной скачек?
Во время каждого скачка нечто новое развивается очень быстро и неожиданно. Почти всегда это происходит в нервной системе малыша, принося ему новую способность. Например, способность распознавать «узоры». Она проявляется примерно около 8-ой недели. Такая способность влияет на общее состояние и поведение ребенка. Она изменяет и улучшает все, что он до тех пор умел, и дает младенцу возможность изучать новые вещи. Это может выражаться, например, в том, что малыш начинает обращать внимание на видимые «узоры», например, банки на магазинной полке, или ветки голых деревьев, колышущихся на ветру на фоне неба. И в то же время ваш ребенок может теперь контролировать положение своего тела. Это тоже вид «узора», только он узнается не снаружи, а внутри тела.
Как вы поймете, что ваш ребенок совершает скачек развития
«Визитной карточкой» такого прыжка являются утомительные, плаксивые периоды. Управляться с малышом становится труднее, чем обычно. Многие мамы начинают волноваться. Они спрашивают себя, не болен ли ребенок, или раздражаются, не понимая, почему он такой вредный. Малыш рвется к маме.
В каком возрасте начинаются трудные фазы
Трудные фазы наблюдаются у всех детей в одном и том же возрасте. Их 8 в первые 14 месяцев. Поначалу они короче и быстро сменяют одна другую.
Если ваш ребенок родился на 2 недели позже срока, то начинайте отсчет две недели раньше. Если он родился за 4 недели до срока, начинайте отсчет на 4 недели позже. Это различие так же указывает на то, что скачки связаны с излучениями головного мозга.
Ни один ребенок не может этого избежать
Все дети переживают трудные фазы, и спокойные, беспроблемные, и капризные, «с характером». Малышу «с характером» приходится даже гораздо труднее, чем «спокойному». И его маме — тоже. Такой ребенок и так требует больше внимания, а в «критические» периоды ему нужна «экстрапорция». Ему требуется еще больше маминого внимания, он жаждет учиться новому, и у него сильнее конфликты с мамой.
Вы увидите, что он может больше, чем раньше.
Это тяжело, пожалейте ребенка!
Ребенок возвращается к надежному базису
Так как малыш вдруг стал беспокойнее, вы начинаете волноваться. Автоматически вы начинаете за ним внимательнее наблюдать. Потом вы замечаете, что он опять ведет себя нормально. И еще вы замечаете, что он может гораздо больше, чем раньше, пробует делать что-то новое, и понимаете, что ваш малыш совершил скачок в развитии. Дети пугаются этих скачков. В этот период знакомый мир ребенка переворачивается с ног на голову. Испуг этот можно понять: представьте себе, что вы проснулись на чужой планете. Все вдруг стало совсем по другому. Что бы вы сделали? Стали бы вы спокойно спать дальше? Нет. Если бы с аппетитом? Нет. Стали бы вы цепляться к знaкомым личностям? Да. И это именно то, что делает ваш малыш.
Новая способность: новый мир
Каждая новая способность помогает вашему ребенку изучать новое. Младенец получает способности, которые ему до этого возраста были недоступны, сколько бы с ним не упражнялись. Вы можете каждую новую способность сравнивать с новым миром, который ему открывается. В этом мире есть масса возможностей сделать открытия. Что-то там новое, что-то — знакомое, но гораздо улучшенное. Каждый ребенок устанавливает свои приоритеты — соответственно своим предрасположенностям, своим предпочтениям, своему темперамету. Один осматривает все и все пробует, другой увлечен одной единственной вещью. Каждый ребенок — особенный.
Помогите вашему малышу в учении
У вас есть возможность показать ребенку, что есть рядом с ним, и что ему подходит, как личности. Вы лучше всех знаете своего ребенка. Поэтому вы лучше других поможете ему проявить то, что в нем заложено. Не только ваш малыш устанавливает приоритеты. Вы тоже отправляетесь в путешествие за открытиями. Что-то будет вам более интересно, что-то менее. Ведь и каждая мама — особенная. Одновременно вы, как взрослый, можете предлагать что-то, что ваш малыш не заметит. Вы может помочь ему «открыть» то, что он пропустил. С вашей помощью он учится быстрее, легче и разнообразнее.
Конфликты с малышом.
Когда ваш ребенок научится чему-то новому, ему, возможно, придется оставить прежние привычки. Если он умеет ходить, он не может больше ожидать, что мама его будет все так же носить. Если он научился ползать, он может сам брать игрушки. После каждого скачка ваш ребенок может больше и становится самостоятельнее. Это понимают и мама, и малыш, и иногда это приводит к конфликтам и ссорам. Желания мам и младенцев не совпадают.
Безоблачная фаза: короткий отдых после скачка
Трудная фаза так же неожиданно проходит, как и наступает. Для большинства матерей тогда наступает время для расслабления. Малыш стал самостоятельнее. Он занят тем, что применяет то, чему он научился недавно. И он радуется. Но покой этот короткий. Скоро придет следующий скачок. Ваш младенец трудится в поте лица.
Планировать часы игр — не естественно
Если вашему малышу позволено самому решать, когда получать ваше внимание, вы обнаружите, что от недели к неделе это будет меняться. Во время каждого скачка ваш ребенок переживает следующее: — потребность в маминой близости, — потребность с мамой изучать новое. Поэтому запланированные часы игр неестественны. Может так получится, что малыш захочет внимания в незапланированное время. Волшебные, веселые, пугающие переживания с вашим малышом невозможно предвидеть. Ребенок — не видеофильм, который можно включить в определенное время. Он — не взрослый.
Календарь кризисов по неделям
Возможно ребёнок сильнее «липнет».
Примерно на этой неделе ожидается «штурмовое» время.
У вашего ребёнка сейчас сравнительно спокойное время.
На этой неделе вполне возможно, что ваш ребёнок проявит себя с «солнечной» стороны.
Если ваш ребёнок в районе 29-30 недели ведёт себя хуже, то это не обязательно знак для очередного скачка в развитии. Ваш ребёнок обнаружил, что мама может уйти и оставить его. Как ни странно, но и это шаг в развитии. Так ребёнок учится понимать, что такое расстояние.
19-я неделя (18-20, но! уже между 14 и 17 неделями начинает расти напряг) Мир событий
26-я неделя (25-27 опять но: хуже становится уже между 22 и 26 неделями) Мир «взаимосвязей»
37-я неделя (36-40. «но» можно не повторять 🙂 32-37 пошло ухудшение) Мир «категорий»
46-я неделя (44-48. но начаться может и между 40-44 неделями) Мир «последовательностей»
Источник
Критические периоды онтогенеза.
В процессе индивидуального развития имеются критические периоды, когда повышена чувствительность
развивающегося организма к воздействию повреждающих факторов внешней и внутренней среды. Это обусловливает
повышенный риск возникновения любых заболеваний, в том числе психических, и способствуют утяжелению их
течения. Критические периоды представляют собой короткие отрезки времени, характеризующиеся бурными
изменениями функционирования организма, общей и психической реактивности.
Развитие психоневрологических функций ребенка происходит не одновременно, а гетерохронно по мере развертывания
онтогенеза и роста ребенка. Одни функции развиваются параллельно, относительно независимо друг от друга, другие
последовательно, путем преемственной перестройки сменяя или обогащая предыдущие функциональные возможности.
Возникновение критических периодов развития контролируется эндогенно, генетической программой, которая в
определенной стадии онтогенеза определяет срок перестройки конкретной функциональной системы и готовность ее к
данной перестройке.
Триггерными, пусковыми факторами критического периода являются факторы как внутренней среды, так и внешней.
Предлагаемая схематичная последовательность критических периодов достаточно условна, она не претендует на
учет всех функциональных превращений, которыми заполнен каждый час, день, неделя, месяц жизни маленького
ребенка. Однако, она четко отражает этапы возрастающей степени активности взаимодействия организма с внешним
миром, а также ключевое функциональное назначение и преемственность возрастных периодов.
1. Первые 2 часа жизни — в связи с разрывом «пуповинного» контакта с матерью происходит постепенное
освобождение организма новорожденного от биологически активных веществ, осуществляющих регуляцию
жизнедеятельности плода в период родов (уже упомянутая интранальная гибернация плода или, проще, — «родовой
наркоз»); начало воздействия внеродовых внешних и внутренних факторов (гравитация, световые, звуковые и
тактильные раздражители, интенсивная сигнализация от начавших новый внеутробный способ функционирования
легких, желудочно-кишечного тракта, сердца и кровеносных сосудов).
2. От 2 до 12 первых часов жизни — «имитационный» период (период подражательных автоматизмов),
характеризуется, как уже было отмечено, высокими функциональными возможностями «внеутробного плода»,
вынесенными в первые часы постнатального периода. В эти первые часы жизни, «прощальные» для навыков,
приобретенных плодом в утробе матери, ребенок сохраняет способность удерживать головку, прослеживать глазами за
окружающими, копировать некоторые движения врача или матери.
3. Первая неделя жизни — первичная «настройка» жизненно важных функций в качественно новых
внеутробных условиях (первичная стабилизация дыхания, работы сердца и сосудов, акта сосания и пищеварения). В
этот период у некоторых детей могут отмечаться значительные колебания частоты дыхания и пульса, артериальное
давление, например, может подниматься до 200 мм рт. столба, а затем снижаться до 50-60 мм. Одновременно
окончательно утрачиваются внутриутробные автоматизмы, кроме базисных — автоматизмов сосания и шагового.
Новорожденный уже не видит, крайне обеднение реагирует на другие внешние раздражители. Зато он постепенно
выходит из «стресса», вызванного сверхмощным воздействием постнатальных факторов внешней и внутренней сред.
4. От второй до 8-12 недель — критический постнатальный период — первый период обучения после рождения.
Относительно стабилизированы жизненно важные функции, анализаторы мозга, воспринимающие «сигналы» внешней и
внутренней среды, «настроены», адаптированы к новым условиям жизни. Начинается первичный период отражения
внешней среды, который характеризуется запуском в мозге процесса интенсивного ветвления дендритного дерева,
формированием новых синаптических связей между нейронами. Увеличивается масса мозгового вещества,
преимущественно в тех отделах мозга, которые принимают на себя поступающую информацию, и этим обеспечивается
выполнение задачи обеспечения первоочередных, базисных функций.
Мозг отражает собой внеутробные воздействия на ребенка. В этот период ребенок «учится» видеть и слышать
лишь то, что случайно попадает в поле его зрения и слуха, а в конце критического постнатального периода начинает
немножко следить, следовать глазами и головой за увиденным или услышанным. Появляется навык удерживать голову
в вертикальном положении, постепенно разжимаются кулачки и кисть готовится к навыку схватывания. Но еще нет
активного поиска раздражений, активного общения с внешним миром.
5. От 3 до 18 месяцев — период, называемый стадией первичного развития сенсорной (воспринимающей)
системы. Развитие двигательных навыков открывает впервые возможность активного контакта со средой. Появляется
активный поиск глазами игрушки ,матери. Кисть схватывает, рука тянется в рот. В 5-6 месяцев ребенок начинает сидеть
и вертикальное положение тела дает новый толчок к развитию: увеличивается обзор помещения, ребенок гулит,
издает звуки, отражающие определенные эмоции, отрицательные или положительные, берет в руку нужный предмет и
рассматривает его, дифференцирует людей, любимые и нелюбимые игрушки.
Этот период характеризуется освоением многих важнейших навыков, ребенок последовательно овладевает
способностью активно видеть и слышать, держать голову, ползать, сидеть, стоять, ходить, а в конце — понимать
обращенную речь и сознательно произносить отдельные слова, однако, основным является приобретение способности
активно взаимодействовать с окружающей средой. В этом же периоде происходит постепенное постнатальное развитие
и дифференциация шагового автоматизма в виде «высвобождения» движений рук и ног от положения головы и шеи,
начинается «высвобождение» движений ног от положения рук.
С началом активного перемещения сперва в виде ползания, а к концу года и в виде ходьбы восприятие
окружающего мира становится активным и избирательным — произвольно избирательным. Возникает готовность к
переходу к следующему периоду. Ребенок способен, увидев или услышав сигнал, повернуть в нужную сторону глаза, а
затем и голову, протянуть к источнику сигнала руку, а если дотянуться невозможно, то подползти или подойти и взять
рукой нужный предмет по общей схеме: увидел (или услышал) — повернул взор и голову, узнал — захотел захватить —
протянул руку — подошел (подполз), схватил рукой — и, чаще всего, поднес ко рту.
6. От 1,5 до 3 лет — период, который можно назвать началом приобретения персонального жизненного опыта.
Главное — появляется осознанная фразовая речь. В мозге формируется межполушарная асимметрия, возникает
доминантное полушарие, концентрирующее в себе основные речевые функции. Развитие импрессивной и
экспрессивной речи имеет решающее значение для социального общения, становления коммуникативных функций.
Вместе с появлением речи приобретается возможность различать, дифференцировать реальные предметы и события от
их символов. Одновременно угасает активность сосательных автоматизмов, которые становятся помехой для
становления речи.
В этот период возникают первые впечатления, память о которых сохраняется на всю жизнь, отсюда идет первый
отсчет воспоминаний о детстве, об участии ребенка в окружающих событиях жизни. Дифференцируется представление
о собственном «Я», ребенок отграничивает себя от окружающих людей, определяется профиль будущих отношений с
родителями, чужими взрослыми, сверстниками, с животными. В мозге в этот период в основном завершается «монтаж»
двигательной системы и анализаторных центров, отбираются наиболее эффективные межнейрональные контакты.
Начинается выработка конкретных двигательных автоматизмов, предназначенных для конкретных жизненных ситуаций.
7. От 3 до 6 лет — дошкольный период. Движения становятся более четкими, начинает создаваться
индивидуальный двигательный «облик» ребенка, характерные позы, мимика, жесты, совершенствуется работа
анализаторов (зрительного, слухового, обонятельного и вкусового, кожной чувствительности), постепенно формируется
личный опыт восприятия, индивидуальные особенности оценки окружающего, некоторые черты характера.
Совершенствуется крупная моторика ног, ребенок учится подпрыгивать вначале на двух, а затем на одной ноге
(правой, потом левой).
В конце этого периода основные системы и центры мозга практически готовы к началу школьного обучения,
интенсивного пополнения запаса знаний и навыков. Развивается мелкая моторика кисти, развивается и при этом
окончательно разобщается шаговый автоматизм, функции руки «высвобождаются» от влияния ног. Создаются реальные
условия для освоения навыка письма. Ребенок готов к школьному обучению.
8. Школьный возраст характеризуется не только усвоением программных знаний, но также овладением
навыка абстрактного мышления, формированием собственного образа мыслей; здесь впервые ребенок становится
членом коллектива, учится подчинять или согласовывать личные интересы с общественными, определяются духовные
качества личности.
9.Наконец, после 11 — 13 лет с некоторым опережением у девочек по сравнению с мальчиками начинается
период полового созревания, который не только внешне изменяет ребенка, но сопровождается серьезными
перестройками в обмене веществ, эмоциональном фоне, поведении и др.
В каждом из этих периодов программа развития мозга и его функций будет выполнена полностью лишь в том
случае, если обеспечены адекватные средовые воздействия (или условия), и отсутствуют вредоносные влияния или
факторы, препятствующие или тормозящие развитие, наконец, если предшествующие этапы развития были пройдены
правильно и своевременно. Как уже было отмечено, факторы внешней среды являются не просто окружением, с
благоприятными или неблагоприятными условиями для развития ребенка и его нервной системы, но, самое главное, —
стимулируют развитие той или иной функции мозга, обеспечивают запуск дендритного ветвления и увеличение массы
мозгового вещества в области мозга, соответствующей этой функции. Иными словами, внешние сигналы не только
способствуют отражению мозгом окружающей среды и адаптации к ней, но, что немаловажно, дают конкретный стимул
к самоувеличению массы мозга, к его физическому росту.
Важно не только наличие необходимых средовых воздействий, но, главное, своевременность их наличия. Чем
моложе ребенок, тем интенсивнее идет созревание мозга, тем быстрее сменяются внешние условия и тем важнее
своевременность их появления. Опоздание приводит нередко к непоправимым последствиям или к изменениям в мозге,
требующим длительного настойчивого лечения. Поэтому врач (педиатр, детский невролог) должен заранее
позаботиться о подготовке среды к «приходу в нее» растущего ребенка. Условия среды характеризует не только
помещение и человеческое окружение, в котором находится ребенок, но и отношение к нему окружающих людей,
прежде всего матери, висцеральные функции ребенка, нормальное пищеварение и дыхание, нормальный состав
действующих в этот период молекулярных факторов роста и созревания мозга.
Так же вас может заинтересовать:
- Этапы развития речи.
- Развитие ребёнка от 0 до года.
Источник