Критерии оценки развития ребенка диагностика

Критерии оценки развития ребенка диагностика thumbnail

Лилия Куксова
Педагогическая диагностика как оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста

Согласно п. 4.3 федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (далее – ФГОС ДО, Стандарт, целевые ориентиры (социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования) не подлежат непосредственной оценке, в т. ч. в виде педагогической диагностики (мониторинга, а также не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Таким образом, мониторинг относительно развития детей на сегодняшний день не предполагается и даже запрещен современными нормативными требованиями.

Однако, согласно п. 3.2.3 Стандарта, при реализации образовательной программы дошкольного образования в ДОО может проводиться оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста в рамках педагогической диагностики (мониторинга).

Предмет педагогической диагностики – это индивидуальное развитие детей. Согласно ФГОС результат педагогической диагностики может быть использован для построения образовательной траектории развития ребёнка, а также для решения образовательных задач.

Педагогическая диагностика – особый вид деятельности, преимущественно направленный на изучение ребенка дошкольного возраста: для познания его индивидуальности и оценки его развития как субъекта познания, общения и деятельности; на понимание мотивов его поступков, видение скрытых резервов личностного развития, предвидение его поведения в будущем. Диагностическая деятельность является начальным этапом педагогического проектирования, позволяя определить актуальные образовательные задачи, индивидуализировать образовательный процесс, и завершает цепочку по решению этих задач, поскольку направлена на выявление результативности образовательного процесса.

Познание и понимание педагогом ребенка дошкольного возраста как основная цель педагогической диагностики в дошкольном образовательном учреждении определяет использование им преимущественно малоформализованных диагностических методов, ведущими среди которых являются наблюдение проявлений ребенка в деятельности и общении с другими субъектами педагогического процесса, а также свободные беседы с детьми. В качестве дополнительных методов используются анализ продуктов детской деятельности, простые тесты, специальные диагностические ситуации.

Педагогическая диагностика достижений ребенка направлена на изучение:

• деятельностных умений ребенка

• интересов, предпочтений, склонностей ребенка

• личностных особенностей ребенка

• поведенческих проявлений ребенка

• особенностей взаимодействия ребенка со сверстниками

• особенностей взаимодействия ребенка со взрослыми

Педагогическая диагностика осуществляется с учетом ряда принципов, обусловленных спецификой образовательного процесса детского сада.

Принцип объективности означает стремление к максимальной объективности в процедурах и результатах диагностики, избегание в оформлении диагностических данных субъективных оценочных суждений, предвзятого отношения к диагностируемому.

Принцип целостного изучения педагогического процесса предполагает: Для того чтобы оценить общий уровень развития ребенка, необходимо иметь информацию о различных аспектах его развития: социальном, эмоциональном, интеллектуальном, физическом, художественно-творческом. Важно помнить, что развитие ребенка представляет собой целостный процесс, и что направление развития в каждой из сфер не может рассматриваться изолированно. Различные сферы развития личности связаны между собой и оказывают взаимное влияние друг на друга.

Принцип процессуальности предполагает изучение явления в изменении, развитии. Правила, детализирующие принцип процессуальности, состоят в том, чтобы

• не ограничиваться отдельными «срезами состояний», оценками без выявления закономерностей развития;

• учитывать половозрастные и социокультурные особенности индивидуально-личностного становления ребенка;

• обеспечивать непрерывность изучения диагностируемого предмета в естественных условиях педагогического процесса.

Принцип компетентности означает принятие педагогом решений только по тем вопросам, по которым он имеет специальную подготовку; запрет в процессе и по результатам диагностики на какие-либо действия, которые могут нанести ущерб испытуемому. Этот принцип раскрывается в правилах сотрудничества (согласие, добровольность участия в диагностике);

• в безопасности для испытуемого применяемых методик;

• в доступности для педагога диагностических процедур и методов;

• во взвешенности и корректном использовании диагностических сведений (разумной конфиденциальности результатов диагностики).

Принцип персонализации требует от педагога в диагностической деятельности обнаруживать не только индивидуальные проявления общих закономерностей, но также индивидуальные пути развития, а отклонения от нормы не оценивать как негативные без анализа динамических тенденций становления.

Прежде чем проводить диагностику, необходимо спроектировать ее.

Первый этап – проектировочный. Определяем цели диагностики (например, оценить проявления детьми старшей группы активности и любознательности, выявить проявляющиеся при этом индивидуальные особенности).

Второй этап – практический. Проведение диагностики. Для этого необходимо определить ответственных, обозначить время и длительность диагностики, а также способы фиксации результатов (запись в блокноте, на диагностических карточках, на магнитофон, видеокамеру и т. д.).

Третий этап – аналитический. Анализ полученных фактов, получение количественных данных. Анализ позволяет установить, почему результат того или иного ребенка отличается или не отличается от его прежнего результата, от результатов других детей или же существенно отклоняется от нормы (яркое достижение или большая проблема).

Четвертый этап – интерпретация данных. Интерпретация воспитателем полученных фактов – основной путь понимания ребенка и прогнозирования перспектив его развития. Любые количественные показатели обладают возможностью их различного толкования, порой диаметрально противоположного.

Пятый этап – целеобразовательный: он предполагает определение актуальных образовательных задач для каждого ребенка и для группы в целом. Результаты диагностики используются преимущественно для обнаружения сильных сторон ребенка и определения перспектив его развития.

Таким образом, полученная в результате диагностики информация и сделанные на ее основе выводы помогают педагогу предположить возможные действия ребенка в разных ситуациях и понять, какие достижения ребенка следует всячески поддержать и развивать дальше, в чем именно требуется оказать этому ребенку помощь. Искусство педагога как раз заключается в том, чтобы открыть перед каждым ребенком перспективы его развития, показать ему те сферы, где он может проявить себя, достичь больших успехов, черпать силы из этого источника, чтобы в целом гармония личности становилась полноценной, богатой, неповторимой.

Источник

Педагогическая диагностика: оценка индивидуального развития детей

Реализация ОП в соответствии с ФГОС предполагает оценку индивидуального развития детей в каждой возрастной группе. «Такая оценка проводится воспитателем в рамках педагогической диагностики: оценки индивидуального развития воспитанников, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования. Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:

  1. индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

  1. оптимизации работы с группой детей» (п. 3.2.3).

К сожалению, в методической литературе от самих разработчиков ФГОС нет методики осуществления педагогической диагностики, определенных рекомендаций и конкретных форм ее проведения, мониторинга развития ребенка в каждой возрастной группе. Поэтому определение системы и методики осуществления педагогической диагностики, ее апробация и внедрение в период поэтапного перехода к ФГОС неизбежно является одной из важных задач каждой ДОО для создания внутренней системы оценки качества эффективности образовательной деятельности в части реализации требований к результатам освоения опдо.

Для воспитателей новый подход в соответствии с требованиями ФГОС к осуществлению педагогической диагностики представляет определенные затруднения, и задача старшего воспитателя ДОО — помочь им в разработке критериев и методики ее проведения, заполнения таблиц результатов мониторинга, а также определения примерной формы и методики разработки ИОТР ребенка на основе результатов, полученных в ходе педагогической диагностики.

Из опыта своей методической деятельности автор предлагает разработанный ею принципиально новый подход к осуществлению педагогической диагностики в каждой возрастной группе в соответствии с разделом III Стандарта «Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования» и на его основе примерную структуру ИОТР ребенка.

Предлагаемая автором методика имеет два блока: первый -диагностика усвоения содержания образовательных областей Стандарта, второй — — диагностика игровой деятельности как самого универсального из всех других видов детской деятельности (коммуникативной, двигательной, познавательной и т. д.), диагностика которых возможна в ходе мониторинга усвоения всех образовательных областей Стандарта.

Структура первого блока соответствует содержанию ОП и распределена по пяти образовательным областям (ОО) ФГОС. В каждой образовательной области выделены разделы, по которым воспитатели заполняют диагностическую карту, делая конкретные записи в строке напротив фамилии каждого ребенка. Результаты педагогической диагностики нацелены на выявление освоения (или неосвоения) ребенком разделов ОО программы с точки зрения таких показателей, как усвоение знаний и представлений, овладение умениями и навыками, а также направлены на определение личностного развития и эмоционального благополучия.

Для сбора конкретных диагностических данных педагог использует исключительно метод наблюдения, не проводит тестирования, исключает применение высоко- и низкоформализованных тестов. Наблюдения могут быть дополнены свободным общением педагога с детьми, беседами, играми, рассматриванием картинок. Вместе с тем воспитатель может провести диагностическую ИОД, в которую включаются специально подобранные задания, позволяющие выяснить, насколько ребенок овладел программными задачами образовательных областей Стандарта.

Предлагаемый автором подход к проведению педагогической диагностики предполагает выделение не малоинформативных количественных параметров (уровней, баллов, процентов), а качественных характеристик изучаемого явления. Это позволяет определить индивидуальное своеобразие зоны актуального развития (ЗАР) ребенка и спланировать воспитателю образовательные задачи, основанные на своих педагогических действиях в отношении каждого ребенка в форме составления ИОТР, что крайне необходимо для осуществления (в соответствии с ФГОС) последующей индивидуализации образовательной -деятельности и учета зоны ближайшего развития (ЗБР).

По сути, происходит самооценка воспитателем результативности собственных педагогических действий и осуществляется их дальнейшее планирование в отношении каждого ребенка, не овладевшего программой. Таким образом, в диагностических картах по предлагаемым показателям оцениваются достижения ребенка в конкретно сформулированном качественном выражении. Результаты педагогической диагностики, проведенной воспитателями, позволяют им оценить индивидуальную динамику усвоения ОП каждым ребенком и, реализуя принцип индивидуализации образовательной деятельности, скорректировать свои дальнейшие педагогические действия при построении конкретной .ИОТР каждого ребенка своей возрастной группы.

Таким образом, реализуются принципы мониторинга образовательного процесса — отслеживание результатов освоения образовательной программы посредством педагогической диагностики. В представленной системе оценки результатов освоения ОП ДО отражены современные тенденции, связанные с изменением понимания оценки качества дошкольного образования: результаты диагностики индивидуального развития детей используются исключительно для оценки эффективности педагогических действий самого воспитателя и дальнейшей коррекции своих действий для эффективного решения с каждым ребенком образовательных задач программы. Записи в специально разработанных листах педагогической диагностики делаются воспитателем в лаконичной форме, через призму оценки своих педагогических действий и их результативности по усвоению ОП каждым ребенком его возрастной группы, по всем пяти образовательным областями и оценке уровня игровой деятельности. Из целого ряда видов детской деятельности (коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора; самообслуживание и элементарный бытовой труд, конструирование, изобразительная и музыкальная) в «Лист педагогической диагностики» внесена только игровая. Мотивировано это тем, что вышеперечисленные виды детской деятельности как «сквозные механизмы развития ребенка» (п. 2.7 ФГОС) могут быть оценены еще и посредством диагностики реализации ОП в соответствующей образовательной области ФГОС ДО. Игра же является важным, специфическим и основным видом детской деятельности.

Как уже подчеркивалось выше, в предлагаемых автором «Листах педагогической диагностики» не указывается уровень развития ребенка, как это практиковалось раньше (высокий, средний или низкий, критический). Подобной оценки уровня развития детей нет, а есть только конкретная фиксация индивидуального для каждого ребенка не усвоенного им содержания определенного раздела образовательной области ФГОС.

При проведении педагогической диагностики ее основным показателем является содержание образовательных областей Стандарта. Критерии оценки: вместо «высокий», «низкий» или «владеет в полной мере» — для высокого уровня, «не в полной мере» — для среднего уровня, «не владеет» — для низкого или критического уровней — записывается конкретная формулировка затруднений ребенка в усвоении программы. Результат анализа выражается без распределения детей по уровням их развития на «высокий», «средний», «низкий», как это осуществлялось ранее с учетом определенных в ФГТ интегративных характеристик ребенка. Детское развитие конкретно каждого ребенка больше не подвергается определению соответствующего уровня. Оценивается результативность педагогических действий воспитателя через призму мониторинга развития ребенка. Это позволяет воспитателю определить конкретные и эффективные «задачи дальнейшего планирования своих педагогических действий» (п. 3.2.3), определяющих перспективы и конкретные задачи ИОТР ребенка (п. 3.2.3.1) с помощью целенаправленных педагогических воздействий и «построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми» (п. 3.2.1.3), воспитателей и родителей.

Таким образом, этот существенно новый принцип осуществления воспитателями педагогической диагностики обеспечивает комплексный подход к оценке результатов педагогических действий самого воспитателя. Эти результаты прослеживаются в простой фиксации вполне конкретных затруднений ребенка, сформулированных достаточно лаконично и в соответствии с тем или иным разделом каждой из пяти образовательных областей и четырех основных видов игровой деятельности. Если прослеживается полное усвоение ребенком данного раздела ОО или соответствующее возрасту развитие игровой деятельности, тогда строка напротив его фамилии в «Листе педагогической диагностики» не заполняется. Проведение педагогической диагностики руководствуется принципом оценки конкретных затруднений ребенка, не давая ему при этом (как было раньше) некорректную оценку его уровня развития: высокий, средний, низкий, критический.

Важно и то, что в соответствии с ФГОС осуществляется принцип отказа от усредненного нормирования уровня развития: «норма», «выше или ниже нормы». Реализация данного принципа предполагает избегание прямого оценочного подхода при диагностическом обследовании развития ребенка, неизбежно ведущего к «навешиванию ярлыков» на детей. Педагогическая диагностика как качественный анализ позволяет соблюдать принцип индивидуализации в подборе конкретных форм и методов образовательной деятельности с каждым ребенком при последующем планировании его ИОТР.

Этот авторский подход к педагогической диагностике позволяет воспитателям на ее основе заполнять карту индивидуальной образовательной траектории развития ребенка, имеющего по результатам диагностики вполне конкретно сформулированные проблемы в усвоении образовательной программы, задач образовательных областей, представляющих определенные направления развития и образования детей (п. 2.6 ФГОС).

Детские же виды деятельности: игровая, художественная, коммуникативная и т. д. — могут и должны быть использованы воспитателями, с одной стороны, для диагностических наблюдений, с другой — для выстраивания с каждым ребенком индивидуальной образовательной траектории его развития.

Такая методика проведения педагогической диагностики позволяет определить уровень и качество педагогических компетенций самого воспитателя как результат его педагогических воздействий на каждого ребенка его группы, что соответствует требованиям ФГОС и Стандарта педагога (п. 3.2.3).

Ниже вниманию старших воспитателей и педагогов групп предлагаются примерные листы педагогической диагностики. Основные аспекты каждой ОО взяты из ОП ДО. Лист № 1 вмещает критерии образовательной области (ОО) «Познавательное развитие», лист № 2 — еще двух ОО («Физическое развитие» и т. д.), лист № 6 предполагает оценку четырех основных видов игровой деятельности детей группы. Воспитатели, если сочтут нужным, могут сделать «Листы педагогической диагностики» отдельно для каждой ОО Стандарта.

Источник

№ п/п Критерии оценки показателей

кол-во баллов

Показатель 3.1 Подбор методик диагностики

3. 1.1.

Подбор методик осуществлен по всем направлениям развития детей (указанным в задании) (баллы суммируются)

5

Подобраны методики определения уровня развития психических процессов

1

Подобраны методики определения уровня развития речи

1

Подобраны методики определения уровня экологической воспитанности дошкольников

1

Подобраны методики определения уровня развития математических представлений у дошкольников

1

Подобраны методики определения уровня готовности ребенка к обучению в школе

1

Подбор методик не осуществлен

0

3.1.2.

Методики диагностики соответствуют возрасту детей

2

Все методики диагностики подобраны в соответствии с возрастом детей

2

Некоторые методики диагностики подобраны в соответствии с возрастом детей

1

Методики диагностики подобраны без учета возраста детей

0

Показатель 3.2 Организация диагностики

3.2.1.

Соблюдены требования к организации диагностики

2

Требования к организации диагностики соблюдены полностью

2

Требования к организации диагностики соблюдены частично

1

Требования к организации диагностики не соблюдены

0

3.2.2

Диагностика организована в соответствии с конкретной методикой

1

Организация диагностики соответствует выбранной методике

1

Организация диагностики не соответствует выбранной методике

0

3.2.3

Выбраны адекватные методике формы фиксации результатов диагностики

1

Формы фиксации результатов диагностики учитывают особенности методики диагностики

1

Формы фиксации результатов диагностики выбраны неудачно

0

Показатель 3.3 Интерпретация результатов диагностики

3.3.1

Осуществлен качественный анализ результатов диагностики

1

Качественный анализ результатов диагностики осуществлен

1

Качественный анализ результатов диагностики отсутствует

0

3.3.2

Осуществлен количественный анализ результатов диагностики

1

Количественный анализ результатов диагностики осуществлен

1

Количественный анализ результатов диагностики

0

3.3.3

Результаты диагностики представлены графически (диаграмма, таблица)

1

Результаты диагностики представлены графически

1

Графическое представление результатов диагностики отсутствует

0
 

Итого

14
    

менее 10 баллов — не удовлетворительно «2»

10-11 баллов –удовлетворительно «3»;

12 баллов –хорошо «4»;

13-14 баллов– отлично «5».

Критерии оценки содержания психолого-педагогической характеристики на ребенка

№ п/п Критерии оценки показателей

кол-во баллов

Показатель 3.4.. Содержание психолого-педагогической характеристики

3.4.1

Психолого-педагогическая характеристика оформлена по заданному образцу(баллы суммируются)

7

Наличие общих сведений о ребенке

1

Наличие характеристики особенностей развития психических процессов

1

Наличие характеристики уровня речевого развития

1

Наличие характеристики уровня экологического образования

1

Наличие характеристики уровня математического развития

1

Наличие характеристики уровня готовности ребенка к обучению в школе

1

Наличие педагогических выводов и рекомендаций

1

Психолого-педагогическая характеристика не соответствует предложенной структуре

0

3.4.2

Психолого-педагогическая характеристика основана на результатах диагностики

2

Психолого-педагогическая характеристика полностью основана на результатах диагностики

2

Психолого-педагогическая характеристика частично основана на результатах диагностики

1

Психолого-педагогическая характеристика не подкреплена результатами диагностики

0
3.4.3

Психолого-педагогическая характеристика носит объективный характер

1
 

Психолого-педагогическая характеристика носит объективный характер

1
 

Психолого-педагогическая характеристика носит не объективный характер

0
 

Итого

10
    

менее 7 баллов — не удовлетворительно «2»

7 баллов –удовлетворительно «3»;

8 баллов –хорошо «4»;

9-10 баллов– отлично «5».

Критерии оценки организации и проведения коррекционной работы с детьми, имеющими трудности в обучении

№ п/п Критерии оценки показателей  Кол-во баллов

Показатель 4.1.  Параметры содержания коррекционной работы

4.1.1. Цель коррекционной работы соответствует указанным в задании направлениям развития детей(баллы суммируются) 5
Сформулирована цель коррекционной работы по развитию психических процессов 1
Сформулирована цель коррекционной работы по речевому развитию 1
Сформулирована цель коррекционной работы по развитию экологических представлений 1
Сформулирована цель коррекционной работы по развитию математических представлений  1
Сформулирована цель коррекционной работы по формированию готовности ребенка к обучению в школе 1
Цель коррекционной работы не соответствует указанным в задании направлениям развития 0
4.1.2 Задачи коррекционной работы соответствуют цели и возрасту детей(баллы суммируются) 2
Задачи коррекционной работы соответствуют поставленной цели 1
Задачи коррекционной работы возрасту детей 1
Задачи коррекционной работы не соответствуют цели и возрасту детей 0
4.1.3 Содержание коррекционной работы соответствует проблемам развития детей, выявленным в ходе диагностики 1
  Содержание коррекционной работы соответствует проблемам развития детей, выявленным в ходе диагностики 1
  Содержание коррекционной работы не соответствует проблемам развития детей, выявленным в ходе диагностики 0

Показатель 4.2.  Параметры организации коррекционной работы

4.2.1. Форма организации детей выбрана целесообразно 1
Форма организации детей выбрана целесообразно 1
Форма организации детей выбрана не целесообразно 0
4.2.2. Методы и приемы адекватны возрасту и индивидуальным образовательным потребностям(баллы суммируются) 2
Методы и приемы соответствуют возрасту детей 1
Методы и приемы учитывают индивидуальные образовательные потребности детей, выявленные в ходе диагностики 1
Методы и приемы не адекватны возрасту и индивидуальным образовательным потребностям 0
4.2.3. Применение интерактивных технологий Smart целесообразно(баллы суммируются) 3
Использование интерактивных технологий Smart способствует решению поставленных задач 1
Использование интерактивных технологий Smart соответствует содержанию занятия 1
Использование интерактивных технологий Smart соответствует возрасту детей 1
Использование интерактивных технологий Smart не целесообразно 0
  Итого 14

менее 10 баллов — не удовлетворительно «2»

10-11 баллов –удовлетворительно «3»;

12 баллов –хорошо «4»;

13-14 баллов– отлично «5».

Источник