Критерии нормы психического развития ребенка
ВОЗРАСТНЫЕ НОРМЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА (КРИТЕРИИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ)
К 4 годам
Восприятие
Цвета | Красный, синий, зеленый, | Узнавание, называние, |
желтый, коричневый, черный, | соотнесение | |
белый | ||
Формы | Шар — круг, | Узнавание, называние, |
куб — квадрат, | соотнесение | |
треугольник | ||
Величины | Большой — маленький, | Узнавание, называние, |
длинный — короткий, | соотнесение | |
высокий — низкий, | ||
широкий — узкий, | ||
толстый — тонкий | ||
Пространства | Далеко — близко, | Узнавание, называние, |
высоко — низко | соотнесение | |
Эмоционального | Радость, грусть, гнев | Узнавание, называние, |
состояния | соотнесение |
Память
Зрительная образная: объем — 4-5 предметов. Слуховая образная: объем — 3-4 звука. Слуховая вербальная: объем — 4 слова. Тактильная: объем — 3-4 предмета.
Внимание
Объем — 4 предмета. Устойчивость — 10-12 минут.
Концентрация: нахождение в рисунке контура известного предмета при высокой плотности штриховки, контура неизвестного предмета — при слабой штриховке.
Воображение
Репродуктивное | Раскрашивание или рисование по представлению (например, |
нарисуй солнышко, раскрась елочку), лепка по заданию | |
(например, скатай шарик, — взрослый не показывает) | |
С элементами | Дорисовывание, выполнение аппликаций, составление узора |
творческого | и/или предмета из мелких деталей без образца (например, |
придумай, кто живет в стране кружочков), лепка предметов | |
или живых существ со зрительной инструкцией. | |
Использование в игре предметов-заместителей |
Развитие интеллектуальной сферы
Анализ
Описание предмета по известным признакам.
Выполнение заданий: «найди шестое» и «логические цепочки» (по одному или двум признакам).
Исключение на основе всех изученных обобщений.
Зрительный синтез
Из 3 частей без опоры на образец и из 4 частей — со зрительной опорой или наложением на образец.
Сравнение предметов
По цвету, по форме, по величине, по расположению в пространстве, по эмоциональному состоянию на основе зрительного восприятия.
При сравнении ребенок должен уметь самостоятельно выделять по 3 сходства и 3 отличия.
Обобщение
—по цвету, форме величине, эмоциональному состоянию;
—животные, игрушки, фрукты, овощи, одежда, обувь.
Выполнение операции конкретизации на основе имеющихся обобщений. На вопрос: каких ты знаешь животных? (игрушки, фрукты и т. д.) —
ребенок должен уметь самостоятельно называть 4-5 предметов (например, животные: кошка, собака, тигр, жираф, волк).
Сериация
—по цвету — 3 оттенка;
—по величине — 5 предметов;
—по расположению в пространстве — 3 положения;
—серия последовательных картинок к известной сказке — 4 картинки.
Классификация
На основе имеющихся обобщений по одному признаку — самостоятельно.
Эмоциональная сфера
Называние, узнавание по пиктограмме эмоциональных состояний: радость, грусть, гнев.
Знание некоторых способов выражения этих эмоциональных состояний (через рисунок, вокализацию, с помощью мимики, жестов и выразительных движений).
Коммуникативная сфера
Умение обращаться к сверстнику и взрослому по имени, принимать различные роли в игре, придуманной взрослым.
Волевая сфера
Принимать и удерживать 2 правила в игровой ситуации.
Психофизиологическая сфера
Умение закрашивать предметы внутри контура. Умение нанизывать мелкие предметы (бусинки) на лесу.
Умение вылепливать из пластилина или глины мелкие и крупные предметы. Умение изображать различные эмоциональные состояния при помощи
мимики и жестов.
К 5 годам
Восприятие
Эмоциональных | Радость, грусть, гнев, | Узнавание, называние, |
состояний | удивление, испуг | соотнесение |
Звука | Колокольчик, свисток, бубен, | Узнавание, описание |
деревянные ложки, хлопки в | (громкий — тихий, низкий | |
ладоши, погремушка | — высокий, звонкий — | |
глухой), подражание | ||
Запаха | Цветочный, фруктовый, | Узнавание, описание |
хвойный, медовый, цитрусовый, | (слабый — резкий, | |
ванильный | приятный — неприятный, | |
сладкий) | ||
Вкуса | Сладкий, горький, кислый, | Узнавание, соотнесение |
соленый | (назови, что имеет такой | |
же вкус, как…) | ||
Свойства | Тяжелый — легкий, жесткий — | Узнавание по внешнему |
предметов | мягкий, шершавый — гладкий, | виду и на ощупь с |
прозрачный — непрозрачный, | закрытыми глазами, | |
горячий — холодный, светлый | называние, описание | |
— темный, сухой — мокрый. | ||
По материалу (деревянный, | ||
железный, тканевый, | ||
стеклянный, бумажный и т. д.) | ||
Пространства | Высоко — низко, слева — | Определение |
справа, впереди — сзади | местонахождения | |
предмета, расположение | ||
предмета по инструкции в | ||
определенном месте | ||
Времени | Утро, вечер, день, ночь | Соотнесение события со |
Вчера, сегодня, завтра | временем его | |
происшествия | ||
Память | ||
Зрительная образная: объем — 5 предметов. | ||
Слуховая образная: объем — 4—5 звуков. | ||
Слуховая вербальная: объем — 5 слов. | ||
Тактильная: объем — 4—5 предметов. |
Внимание
Объем — 5 предметов. Устойчивость — 15—20 минут.
Концентрация: нахождение в рисунке контура известного изображения, имеющего до 4 мелких деталей, при средней плотности штриховки; выделение в рисунке 5 контуров предметов, наложенных частично.
Воображение
Репродуктивное с элементами творческого: рисование на тему, изменение рисунка, лепка, групповое сочинение сказки или рассказа по картинке.
Развитие интеллектуальной сферы
Анализ
Описание предмета по известным признакам.
Выполнение заданий: «найди шестое» и «логические цепочки» из 3 предметов по двум признакам.
Исключение на основе всех изученных обобщений.
Зрительный синтез
Из 4 частей без образца и из 6 частей — со зрительной опорой на образец.
Сравнение предметов
По всем изученным свойствам, по материалу, по расположению в пространстве на основе зрительного восприятия, сравнение двух картинок. Ребенок должен уметь самостоятельно называть по 5 сходств и 5
отличий.
Обобщение
—на основе изученных свойств;
—по материалу;
—по эмоциональному состоянию;
—времена года, месяцы, дни недели, посуда, мебель, транспорт. Выполнение операции конкретизации на основе имеющихся обобщений.
Сериация
—по цвету — 4 оттенка;
—по величине — 5 предметов;
—по эмоциональному состоянию — 4 карточки;
—по свойствам — 3 предмета.
Классификация
На основе имеющихся обобщений по 2 признакам с помощью взрослого.
Эмоциональная сфера
Называние, узнавание по пиктограмме эмоциональных состояний: радость, грусть, гнев, удивление, испуг.
Умение рассказать о своем настроении.
Знание способов выражения и изменения этих эмоциональных состояний. Умение определить эмоциональное состояние у героев сказки.
Коммуникативная сфера
Умение работать в паре со сверстником по заданию взрослого. Умение выбирать себе роль в игре, предложенной взрослым.
Волевая сфера
Принимать и удерживать 3 правила в игровой ситуации и 2 правила—в учебной ситуации.
К 6 годам
Восприятие
Оттенков изученных эмоциональных состояний.
Память
Зрительная образная: объем — 6 предметов. Слуховая образная: объем — 6 звуков. Слуховая вербальная: объем — 6 слов. Тактильная: объем — 6 предметов.
Внимание
Объем — 6 предметов. Устойчивость — 20-25 минут.
Концентрация: нахождение в рисунке известного изображения, имеющего до 10 мелких деталей, при средней плотности штриховки; выделение в рисунке 7-8 контуров предметов, наложенных полностью.
Воображение
Репродуктивное с элементами творческого (рисование своего настроения, изменение сказки через введение дополнительных персонажей, придуманных самим ребенком, и т. д.)
Развитие интеллектуальной сферы
Анализ
Умение анализировать черты характера героев сказки.
Выполнение заданий: «найди девятое» и «логические цепочки» по двум признакам.
Исключение на основе всех изученных обобщений.
Зрительный синтез
Из 6 частей без образца и из 7-8 частей — со зрительной опорой на образец.
Сравнение предметов
На основе представлений и зрительного восприятия. Ребенок должен самостоятельно выделять 7 сходств и семь отличий.
Обобщение
Ребенок должен уметь выполнять обобщения первого и второго порядка:
—дикие и домашние животные;
—растения (деревья, цветы, грибы, ягоды);
—вещи (головные уборы, одежда, обувь);
—рыбы, спортивные принадлежности, птицы, насекомые. Выполнение операции конкретизации на основе всех изученных обобщений.
Сериации
—по цвету — 5 оттенков;
—по величине — 7 предметов;
—по эмоциональному состоянию (переход от одного эмоционального состояния к другому) — 5 степеней выраженности;
—по возрасту — 4 возрастные группы;
—по степени выраженности свойств предметов — 5 степеней;
—серия из 5 последовательных картинок.
Классификация
По двум признакам на основе имеющихся обобщений без помощи взрослого.
Эмоциональная сфера
Ребенок должен уметь узнавать по пиктограмме и называть эмоциональные состояния: радость — восторг, грусть, гнев — ярость, удивление, испуг, растерянность, спокойствие.
Умение рассказать о своем настроении.
Знание не менее трех способов выражения и изменения этих эмоциональных состояний.
Коммуникативная сфера
Умение объединяться в пары для совместной работы. Умение при помощи взрослого распределять роли в игре и придумывать дополнительные роли.
Знание основных способов невербального общения.
Волевая сфера
Принимать и удерживать 3 правила в игровой ситуации и учебной ситуации.
Умение действовать по словесной и зрительной инструкции.
Личностная сфера
Сформированность представлений о таких личностных качествах людей, как доброта и злость, жадность и щедрость, лень, капризность.
Умение оценивать себя, выделяя в своем поведении эти качества. Проявление элементов рефлексии.
К 7 годам
Мотивационная готовность к школе
Сформированность устойчивого познавательного, эмоционального и социального мотивов.
Память
Зрительная образная: объем — 7-8 предметов. Слуховая образная: объем — 7 звуков. Слуховая вербальная: объем — 7-8 слов. Тактильная: объем — 7 предметов.
Внимание
Объем — 7-8 предметов. Устойчивость — 25-30 минут.
Концентрация: нахождение известного изображения, имеющего до 5 мелких деталей, при высокой плотности штриховки.
Умение видеть двойственные изображения.
Воображение
Творческое (изменение сюжета сказки, сочинение своей сказки с использованием персонажей, придуманных самим ребенком, преобразование одного предмета в другой в процессе манипуляции с различными материалами, придумывание различных игровых сюжетов).
Развитие интеллектуальной сферы
Анализ
Умение устанавливать причинно-следственные связи. Умение находить решение проблемных ситуаций.
Умение формулировать позиции различных персонажей в литературном произведении.
Умение выстраивать аргументацию к своей позиции с учетом контраргументов.
Выполнение заданий: «найди девятое», «логические цепочки» потрем и более признакам.
Исключение на основе всех изученных обобщений.
Зрительный синтез
Из 9 частей без образца и из 12 частей — со зрительной опорой на образец.
Сравнение предметов
Ребенок должен самостоятельно выделять 10 сходств и 10 отличий, в том числе существенные признаки.
Обобщение
Ребенок должен уметь выполнять обобщения первого и второго порядка: Выполнение операции конкретизации на основе всех имеющихся
обобщений.
Сериация
По всем свойствам предметов.
Умение выстраивать серию из 8-10 последовательных картинок.
Классификация
По существенным признакам.
Волевая сфера
Принимать и удерживать 5 и более правил в игровой и учебной ситуации. Сформированность итогового и пошагового самоконтроля.
Умение планировать свою деятельность.
Умение действовать в соответствии с социальной ролью.
Личностная сфера
Ребенок должен уметь относиться критически к своим поступкам. Появление элементов рефлексии, появление устойчивой самооценки.
Источник
ВОЗРАСТНЫЕ НОРМЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
(критерии результативности)
К 3 годам
Восприятие
Цвета | Красный, синий, зеленый, желтый. | Узнавание, называние, соотнесение |
Формы | Круг, квадрат, треугольник | Узнавание, называние, соотнесение |
Величины | Большой — маленький, длинный — короткий, высокий — низкий. | Узнавание, называние, соотнесение |
Пространства | Далеко — близко, высоко — низко. | Узнавание, называние, соотнесение |
Эмоционального состояния | Радость, грусть, гнев. | Узнавание, называние, соотнесение |
Память
Зрительная образная: объем — 4 — 5 предметов.
Слуховая образная: объем — 3 — 4 звука.
Слуховая вербальная: объем — 4 слова.
Тактильная: объем — 3 — 4 предмета.
Внимание
Объем — 4 предмета.
Устойчивость — 5-8минут.
Концентрация: нахождение в рисунке контура известного предмета при высокой плотности штриховки, контура неизвестного предмета — при слабой штриховке.
Воображение
Репродуктивное | Раскрашивание или рисование по представлению (например, нарисуй солнышко, раскрась елочку), лепка по заданию (например, скатай шарик — взрослый не показывает). |
С элементами творческого | Дорисовывание, выполнение аппликаций, составление узора и/или предмета из мелких деталей без образца (например, придумай, кто живёт в стране кружочков), лепка предметов или живых существ со зрительной инструкцией. Использование в игре предметов-заместителей |
Развитые интеллектуальной сферы
Анализ (с помощью взрослого)
- Описание предмета по известным признакам.
- Исключение на основе всех изученных обобщений.
Зрительный синтез
Из 2 частей без опоры на образец и из 3 частей — со зрительной опорой или наложением на образец.
Сравнение предметов (с помощью взрослого)
По цвету, по форме, по величине, по расположению в пространстве, по эмоциональному состоянию на основе зрительного восприятия.
При сравнении ребенок должен уметь самостоятельно выделять по 3 сходства и 3 отличия.
Обобщение
- по цвету, форме величине, эмоциональному состоянию;
- животные, игрушки, фрукты, овощи.
Выполнение операции конкретизации на основе имеющихся обобщений.
На вопрос: каких ты знаешь животных? (игрушки, фрукты и т. д.) – ребенок должен уметь самостоятельно показать или называть 2 — 3 предмета (например, животные: кошка, собака,мишка, волк).
Сериация
- по цвету — 2 оттенка;
- по величине — 3 предметов;
- по расположению в пространстве — 2 положения;
- серия последовательных картинок к известной сказке — 3 картинки.
Классификация
На основе имеющихся обобщений по одному признаку – самостоятельно.
Эмоциональная сфера
Называние, узнавание по пиктограмме эмоциональных состояний: радость, грусть, гнев.
Знание некоторых способов выражения этих эмоциональных состояний (через рисунок, вокализацию, с помощью мимики, жестов и выразительных движений).
Коммуникативная сфера
Умение с помощью взрослого обращаться к сверстнику и взрослому по имени, принимать различные роли в игре, придуманной взрослым.
Волевая сфера
Принимать и удерживать с помощью взрослого 2 правила в игровой ситуации.
Психофизиологическая сфера
Умение закрашивать предметы внутри контура.
Умение нанизывать мелкие предметы (бусинки) на леску.
Умение вылепливать из пластилина или глины мелкие и крупные предметы.
Умение изображать различные эмоциональные состояния при помощи мимики и жестов.
Умение изображать различные эмоциональные состояния при помощи мимики и жестов.
Источник
НОРМЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ
Е.Д. Беспанская-Павленко Белорусский государственный университет, г. Минск
В статье представлены результаты теоретического анализа проблем изучения нормы психического развития. Цель данной работы состоит в сопоставлении разных подходов к определению этого понятия в психологии развития и выявление наиболее эффективной стратегии определения конкретных нормативов.
In article results of the theoretical analysis of studying problems of norm of mental development are presented. The purpose of this work consists in comparison of different research approaches to definition of this concept of developmental psychology and definition of the most effective strategy of definition of concrete specifications.
Вопрос о норме психического развития является одним из тех, которые будут актуальными всегда. Понятие нормы неразрывно связано с окружающим миром, обществом, культурой, которые подвержены изменению. Ведь, как известно, «все течет, все изменяется». Поэтому особую актуальность данная проблема приобретает в период, когда такие изменения становятся заметны.
Вследствие этого сейчас вновь становится важным вопрос о норме психического развития.
Известно, что социальная среда является источником психического развития ребенка. Одним из важных факторов, его определяющих, является социальный фактор, совокупность окружающих ребенка предметов материальной, духовной культуры и людей. Изменение культурного уровня социального окружения, насыщение окружающего пространства техническими,
электронными устройствами разного уровня сложности вызывает, возможно,
изменение темпа развития современного ребенка. Очевидно, что с изменением ситуации в обществе, с усложнением информационной среды, в которой развивается ребенок, изменяются и критерии нормы. Это замечают не только ученые, психологи и педагоги, но и обычные родители. Все чаще от многих из них можно услышать, что «современные дети намного умнее». Интересно было бы получить этому научное подтверждение.
Нужно сказать, что проблема нормы и ее вариантов является одной из самых неоднозначных в современной психологической науке. Рассмотрение проблемы соотнесения особенностей «психологической нормы» и «психических отклонений», довольно широко представленной в современных научных публикациях, подтверждает тот факт, что она пока еще не имеет окончательного решения в виду своей сложности [1]. Ее решение осложняет и недостаточная изученность природы, сущности психики человека, принципов
ееорганизации, наличие достаточно большого спектра теоретико-
методологических подходов к пониманию личности человека, содержанию и границам «нормального» и «аномального» в психике.
Очевидно, что проблема определения нормы носит междисциплинарный характер. Так или иначе, она возникает в различных отраслях психологической науки: дифференциальной психологии, психологии развития, педагогической психологии, психологии личности, нейропсихологии и др. Очень актуален этот вопрос также и для психиатрии. Соответственно существуют и различные подходы к этой проблеме. Наиболее значимые из них представлены в нейропсихологии, детской психологии, психологии личности. В целом в современной науке выделяют несколько подходов к пониманию «нормы».
Статистический подход. Самым распространенным для многих является понимание нормы как чего-то среднего, установившегося, не выделяющегося из массы. Статистический подход предполагает возможность количественного измерения свойств исследуемого объекта и установление с помощью математического аппарата соответствующих средних показателей. Как
правило, чем реже встречается та или иная форма поведения, тем больше вероятность, что ее будут воспринимать как отличную от нормальной. Быть нормальным в рамках данного подхода значит соответствовать некоему усредненному стандарту (среднестатистическому нормативу). Однако, такой подход вызывает давнюю критику ученых. Они справедливо отмечают, что отождествление нормальности с часто встречающимся резко ограничивает представление о человеческом развитии.
Адаптационный подход представляет понимание нормы в соотнесении с понятием адаптации; быть нормальным значит быть приспособленным,
адаптированным. Этот подход наиболее близок к целостному взгляду на человека, живущего в изменяющихся условиях. При этом адаптация понимается, во-первых, как динамическое равновесие между организмом и средой, а во-вторых, как динамическое равновесие между психическими процессами и деятельностью человека. В целом норма рассматривается как процесс, в ходе которого личность достигает своего функционального оптимума (оптимума психического функционирования). То есть, норма – это процесс достижения личностью функционального оптимума и динамического равновесия в реализации целей самосохранения, развития и самореализации.
Однако при этом социальная адаптация может пониматься слишком узко и ассоциироваться с приспособленчеством. Так, Домбровский считал, что способность социально адаптироваться к любым условиям и на любом уровне свидетельствует о неразвитости личности [2].
Культурно-релятивистский подход. Согласно ему, о норме и патологии можно судить лишь на основании соотношения особенностей культуры определенных социальных групп, к которым принадлежат исследуемые. То, что вполне нормально для одной социальной группы, для другой будет выглядеть как патология. Нормальным является то, что соответствует представлениям данной культуры о норме. Однако, множественность социальных отношений, «социумов», к которым принадлежит любой индивид, и неоднородность
предъявляемых каждым таким социумом требований делает невозможным однозначное определение нормального поведения.
Психопатологический подход. Довольно распространенным среди исследователей стало принятие негативных критериев нормы. Согласно этому подходу норма понимается, прежде всего, как отсутствие каких-либо выраженных патологических симптомов. Если у человека этих симптомов не обнаруживается, значит, он нормален, здоров. Здоровье определяется через нездоровье, норма – через аномалию. Однако не вызывает сомнений однобокость этого подхода.
Экзистенциальный подход. Данный подход является по сути описательным и тесно связан с гуманистической теорией личности. Представители данного подхода пытаются выделить, прежде всего, то позитивное, что несет в себе нормальная личность. Нормой признается самоусовершенствующаяся,
самоактуализирующаяся личность. Однако в данном подходе описывается только конечный продукт — сформировавшаяся личность, и практически ничего не говорится о том процессе, который привел к ее появлению, а также о тех внутренних закономерностях, что лежат в основе этого процесса [2].
Можно сказать, что ни один из названных подходов в отдельности не позволяет однозначно определить критерии нормы. Понятно, что в настоящее время однозначных показателей нормального поведения и внятных границ нормы не существует.
При этом очень важно четко понимать, что включает в себя понятие
«норма» и конкретно, «норма психического развития». Одно из основных значений термина «норма» (лат. norma – правило, точное предписание, образец,
мера) – установленная мера, средняя величина чего-либо. Понятие нормы относительно постоянно. Как уже отмечалось, его содержание зависит от культуры и существенно меняется со временем.
Психология оперирует такими понятиями как норма реакции (моторной,
сенсорной), норма когнитивных функций (восприятия, памяти, мышления и др.), норма регуляции, возрастная норма и т.д.
Психологический подход к анализу нормы развития включает общепсихологический и возрастно-психологический аспекты.
Общепсихологические аспекты проблемы нормы-аномалии рассматриваются,
например, в рамках психологии личности. В отечественной психологии это направление широко представлено в работах Б.С. Братуся. Он рассматривает основные подходы к пониманию нормы, а также определяет норму личностного развития. Согласно точке зрения Б.С. Братуся признаками и атрибутами нормального развития личности считается отношение к другому человеку как к самоценности, способность к децентрации, самоотдаче и любви как способу реализации этого отношения; творческий, целеустремленный характер жизнедеятельности; потребность в позитивной свободе; способность к свободному волепроявлению; возможность самопроектирования будущего;
веру в осуществление намеченного; внутреннюю ответственность перед собой и другими, прошлым и будущим поколениями; стремление к обретению сквозного, общего смысла жизни. Это те направления, в которых осуществляется нормальное развитие человека. Нужно отметить, что выделенные критерии имеют достаточно общий характер, они нуждаются в конкретизации и операционализации, после чего могут быть использованы на практике [2].
Возрастно-психологический аспект понимания нормы раскрывается через проблему возрастной периодизации, в контексте которой рассматриваются основные характеристики нормального психического и личностного развития.
Не в каждой из теорий и периодизаций развития специально ставится проблема нормального развития личности. Например, в рамках бихевиоризма она, по сути, вообще не рассматривается. Под нормой здесь изначально подразумевается приспособляемость, адаптивность, стремление к гомеостатическому равновесию со средой.
Проблема специфики нормального развития фактически не ставилась и в психоаналитическом направлении, поскольку не усматривалось отличие невротической личности от нормальной и свойства мотивации «невротика»,
такие как связь мотивации с сексуальным влечением, бессознательность определяющих мотивов поведения человека, распространялись на здорового индивида.
Представители гуманистической психологии, критикуя бихевиоризм и психоанализ, особо подчеркивали роль самосознания в нормальном личностном развитии, стремление здоровой личности к самосовершенствованию, ее уникальность.
Особое значение для психологии развития имеет понятие «возрастной нормы развития». Наличие более или менее определенных критериев для оценки зрелости организма ребенка на каждом возрастном этапе позволяет говорить о ее существовании. Однако при более детальном анализе оказывается, что понятие возрастной нормы определить и представить в доступной для изучения и измерения форме, достаточно сложно. Поэтому в психологии развития также выделяют несколько подходов к определению понятия «возрастная норма».
Статистический подход базируется на измерении индивидуальных различий по тем или иным показателям (например, росту, весу, показателю интеллекта). Значения измеренных по определенной шкале признаков всегда находятся в некотором диапазоне. Распределение большинства присущих людям свойств или признаков подчиняется нормальному закону (кривая Гаусса или частотная кривая). Нормальным признается такое значение признака,
которое оказывается в пределах среднего или стандартного отклонения.
Показатели, выходящие за установленные (по статистическим правилам)
границы, считаются ненормальными.
В рамках статистического подхода норму можно выразить в виде конкретного количественного показателя. Но статистическая интерпретация нормы сталкивается с рядом трудностей. Например, редко встречающиеся значения какого-либо признака (одаренность) рассматриваются как аномальные. Кроме этого, функции и процессы, которые нельзя выразить в
количественном виде, невозможно оценить в категориях статистической нормы.
Функционально-системный подход. В теории функциональных систем обосновывается принципиально иной подход к понятию нормы. В этом случае норма понимается не как набор стандартных критериев, а как процесс,
определяющий функциональный оптимум деятельности живого организма. Как показал К.В. Судаков, психологическая и физиологическая норма в этой теории трактуется как интервал оптимального функционирования живой системы с подвижными границами, в рамках которых сохраняются оптимальная связь со средой и оптимальное согласование всех функций организма. Возрастную норму при этом следует рассматривать как биологический оптимум функционирования живой системы, обеспечивающий адаптивное реагирование на факторы внешней среды [3].
Такой подход позволяет по-новому подойти к определению понятия возрастной нормы и, в отличие от статистической нормы, обеспечивает теоретическую интерпретацию его содержания. Но подобное толкование имеет слишком обобщенный характер и нуждается в конкретизации. Спорными также при этом подходе являются способы описания возрастной нормы и установления ее критериев.
Медико-биологический подход основан на эмпирическом опыте, лежащем в основе оценки функционального состояния организма, в том числе центральной нервной системы. Считается, что о норме функционирования организма и психики человека можно судить по общепринятым показателям строения тела, функциональным измерениям различных органов и систем организма в покое и во взаимодействии с окружающей средой, по нормам психических реакций и поведения. Безусловно, сами нормативы, имеющие возрастные, половые, этнические и другие особенности, претерпевают постоянные изменения под влиянием внутренних и внешних обстоятельств
(социальных условий, развития науки и т.п.).
Таким образом, можно сказать, что понятие нормы является весьма динамичной категорией, функционирующей в определенных пределах,
которые, в свою очередь, отражают наличие структурных и функциональных предпосылок для нормальной жизнедеятельности организма и психики. В
результате многолетних наблюдений и исследований, проводимых в медицине и возрастной физиологии, сложились вполне определенные представления о возрастных нормах развития, которые в значительной степени опираются на статистические оценки возрастных изменений, т.е. статистические нормы.
Выделяют следующие варианты нормы развития:
среднестатистическая;
социокультурная;
индивидуально-личностная;
Учет всех трех позволяет сформулировать представление о норме не как о среднем (стандартном), а как о том лучшем, что возможно в конкретном возрасте для конкретного ребенка при соответствующих условиях.
Принято считать, что типичный для каждого этапа онтогенеза уровень развития функций организма определяет средние нормативные показатели, а
стандартные отклонения – их диапазон. Большинство индивидуальных вариаций в развитии связаны с индивидуальными различиями в уровне зрелости физиологических систем организма.
Поэтому на сегодняшний день возрастную норму в психологии развития рассматривают как диапазон колебаний, как конкретную исторически обусловленную систему показателей данной популяции, в пределах которой существует многообразие индивидуальных вариантов развития [4].
Очевидно, что данное определение предполагает весьма широкие границы нормы психического развития и не указывает его конкретных критериев. При этом очень важно знать конкретные нормы психического развития ребенка на каждом возрастном этапе. Это позволит определить подходы к решению развивающих, а при необходимости, и коррекционных задач.
Учитывая сложность психики человека и многоплановость процесса психического развития, можно понять, что достаточно сложно сформулировать конкретные нормативы для каждой отдельной психической функции, процесса,
умения, навыка и т.д.
Сформулированные Л.С. Выготским положения о системе психических функций, о существовании ведущих психических функций на каждом возрастном этапе [5], а также положения Ю.Н. Карандашева о функционально-
стадиальном развитии [6] позволяют говорить о том, что одним из важнейших критериев нормального психического развития является сформированность конкретной ведущей психической функции на каждом из этапов онтогенетического развития.
Таким образом, наличие многообразия подходов к определению категории
«норма психического развития», достаточно широкий объем данного понятия делает очевидным необходимость проведения серии научных исследований,
целью которых будет уточнение, корректировка, дополнение существующих норм психического развития детей, относящихся к конкретной исторической эпохе, культуре и нации.
Список использованных источников
1.Валитова, И.Е. Проблема нормы психического развития / И.Е. Валитова
//Изв. Тул. гос. ун-та. Сер. «Психология» / Тул. гос. ун-т ; под ред. Е.Е.
Сапоговой. – Тула, 2003. – Вып. 3. – С. 130–154.
2.Братусь, Б.С. Аномалии личности / Б.С. Братусь. – М.: Мысль, 1988. – 280 с.
3.Судаков, К.В. Общая теория функциональных систем / К.В.Судаков. –
М.: Медицина, 1984. – 223 с.
4. Психология развития: учеб. для студ. высш. психол. и пед. учеб.
заведений / Марютина Т.М. [и др.]; под ред. Т.Д. Марцинковской. – М.: Изд.
центр «Академия», 2001. – 352 с.
5. Выготский, Л. С. О психологических системах / Л. С. Выготский //
Психология развития как феномен культуры / Л. С. Выготский ; под ред.
М. Г. Ярошевского. – М. : Ин-т практич. психологии ; Воронеж: МОДЭК, 1996.
–С. 331–358.
6.Карандашев, Ю. Н. Диагностика нервно-психического развития в раннем детстве: учеб. пособие / Ю. Н. Карандашев, Ю. Ховер. – Минск:
Карандашев, 2003. – 304 с.