Краткую характеристику развития ребенка раннего возраста заполнив таблицу

Краткую характеристику развития ребенка раннего возраста заполнив таблицу thumbnail

Возрастной этап

Признаки возрастного этапа

Социальная ситуация развития

Характеристика ведущей деятельности

Кризисные проявления

Основные новообразования

Характеристика познавательной, эмоциональной и мотивационной сфер развития

Особенности поведения и ведущие направленности жизнедеятельности.

Новорожденность (1-2 мес.)

Адаптация ребенка к новым, внеутробным условиям жизни.

Полная биологическая зависимость от матери.

Кризис новорожденности. Признаки: потеря в весе.

Комплекс оживления

Первые мгновений общения с матерью , заложение фундамента«симпатий и антипатий» .

Малое различие сна и бодрствования, преобладание торможения над возбуждением, спонтанная двигательная активность ,установление эмоциональной связи с матерью.

Младенческий возраст ( от 2-х месяцев до 1 года )

Психика ребенка развивается в результате совместной деятельности ребенка и взрослого.

Неразрывная связь ребенка со взрослым. Ситуация “МЫ”

Непосредственно-эмоциональное общение, или ситуативно-личностное общение со взрослым.

Аффективные вспышки, если взрослые не понимают или не хотят выполн. его желания.

Ходьба или попытки ходьбы и первые слова. Потребность в общении со взрослым. Диффренцированные ощущения и эмоциональные состояния. Восприятие объектов. Автономная речь.Начальные формы наглядно-действенного мышления. Кратковременная фиксация на объектах.(непроизвольное внимание)

Основывается на потребности общения со взрослыми. Процесс общения становится более эмоц. Предметно-познавательная деят. Манипуляция с предметами. Логика многозначна и ситуативна.

Действия с предметами.

Раннее детство ( 1-3 года)

Единство эмоционального и действенного отношения к непосредственно воспринимаемому миру. Поведение ребенка ситуативно.

Сотрудничество со взрослым Ситуация “РЕБЕНОК — ПРЕДМЕТ — ВЗРОСЛЫЙ”. Познание мира окруж. Вещей.

Предметно-манипулятивная деятельность.

Негативизм – реакция не на содержание предложения взрослых, а на то, что оно идет от взрослых.Упрямство, строптивость, своеволие, симптом обесценивания.

Речь и наглядно-действенное мышление. Сознание «Я сам». Возникает игра с сюжетом.

«Аффективное восприятие объектов и ситуаций. Наглядно-действенное мышление. Формирование внутреннего плана действий. Узнавание и воспроизведение. Непроизвольное внимание. Эмоциональная завышенная самооценка.

Способность к передвижению. Способность ориентироваться в пространстве. Благодаря этому возможность изучит большее кол-во окруж. Вещей.

Дошкольный возраст

(3 – 7 лет)

Познание мира человеческих отношений. Творчество. Первоначальное становление личности.

Отделение ребенка от взрослого. Две системы социальных отношений: “ребенок — взрослый” и “ребенок — дети”. Имитация мира человеческих отношений.

Сюжетно-ролевая игра.

Поведение теряет детскую непосредственность. Манерничанье, паясничанье, кривляние. Появление оспаривания выполнять родительскую просьбу, отказ от привычных дел и обязанностей. Демонстративная «взрослость».

Потребность в общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности. Творчество.

Соподчинение мотивов. Самосознание. Правильная речь. Развитая непроизвольная память, начало развития произвольной памяти. Целенаправленное анализирующее восп. Наглядно-образное мышление, в конце преиода- переход к словестн. Мышл.

Игра.

Младший школьный возраст

(7 – 11 лет)

Начало школьной жизни, с преобретанием соответствующей позиции, мотивации, обязанностей.

Переход от свободного от постоянных обязанностей существования к обязательной, общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности. Социальный статус школьника.

Учебная деятельность.

«Я сам» в социальном смысле.Глубокий мотивационный кризис, когда мотивация, связанная с занятием новой социальной позиции исчерпана (учебе превратилась в житейскую обязанность), а содержательные мотивы учения зачастую отсутствуют. Снижение продуктивности и способности к учебной. Негативизм.

Произвольность. Внутренний план действия. Самоконтроль. Рефлексия. Чувство компетентности.

Внутренняя позиция школьника, учебная мотивация. Теоретическое мышление. Анализирующие восприятие. Произвольная смысловая память. Произвольное внимание. Адекватная самооценка. Обобщение переживаний, логика чувств и появл. Внутр. Жизни.

«Школьная жизнь». Учеба.

Подростковый возраст

(11 – 15 лет)

Переход от детства к взрослости. Половое созревание.

Стремление приобщиться к миру взрослых, ориентация поведения на нормы и ценности этого мира. Эмансипация от взрослых и группирование.

Интимно-личностное общение в процессе обучения и организационно-трудовой деятельности.

Становление человека как субъекта собственного развития.

Чувство «взрослости». (младший подростковый возраст)Самооценка. «Я-концепция»(старш. Подростк. Возраст).

Теоретическое рефлексивное мышление. Интеллектуализация восп. и памяти. Личностная рефлексия. Гипертрофированная потребность в общении со сверстниками.

Стремление подростка занять положение в группе сверстников.

Старший школьный возраст или ранняя юность (15 – 17 лет)

Переход к самостоятельной взрослой жизни. Стабилизация личности.

Первоначальный выбор жизненного пути.

Учебно-профессиональная деятельность.

Страх ошибок в выборе жизненного пути. Жизнь настоящим, смутное представление будущего. Ответственность за свой выбор перед собой и близкими. Философская интоксикация сознания, оказывается поверженным в сомнения, раздумья, мешающие его активной деятельной позиции.

Мировоззрение.

Профессиональное самоопределение.

Идеалы. Идентичность.

Дифференциация способностей. Ориентация на будущее. Нравственная устойчивость поведения.Формально-логическое, формально-операциональное мышление. Совершенствуется владение сложными интеллектуальными операциями анализа, синтеза, теоретического обобщения и абстрагирования, аргументирования и доказательства. эмоциональная восприимчивость часто сочетается с категоричностью и прямолинейностью юношескихоценок окружающего.

Учебно-профессиональная деятельность.

Юнность (от 17 до 20-23 лет )

Первый период взрослой, самостоятельной жизни.

Выбор жизненного пути. Уход из родительского дома.

Учебная, служба в армии или поиск работы.

Окончательное самоопределение.

Реализация жизненных планов или поиск себя.

Три варианта направленности: учеба в ВУЗе, поиск работы или служба в армии.

Молодость ( от 20-23 до 30 лет)

Осуществление жизненных целей. Расцвет любви и дружбы.

Выбор спутника жизни и создание семьи. Овладение выбранной профессией.

Труд.

Представления о жизни, сложившиеся между 20 и 30 годами, не удовлетворяют чел. Происходит переоценка ценностей, критический пересмотр своего Я.

Семейные отношения и чувство профессиональной компетентности. Рождение детей.

Осознание своих качеств, способностей, возможностей, знаний, интересов; целостная оценка себя как чувствующего и мыслящего существа. Развиваются теоретическое мышление, умение абстрагировать, делать обобщения. Происходят качественные изменения в познавательных возможностях. Реальный «Я» — образ.

Поиск партнера. Создание семьи, профессиональный рост. Человек более-менее прочно утверждается во взрослой жизни.

Зрелость ( от 30 до 60-70 лет)

Человек должен раскрыть свой потенциал, реализовать себя во всех сферах, исполнить жизненное предназначение.

Реализации себя, полного раскрытия своего потенциала в профессиональной деятельности и семейных отношений. Осознание ответственности за содержание своей жизни перед самим собой и перед другими людьми.

Труд. Творческий труд.

Проблема убывающих физических сил, привлекательности – жестокий удар по самооценке и Я-концепции. изменяются социальные ожидания. Пришло время оправдывать надежды общества и создать какой-то социально значимый продукт, материальный или духовный, иначе общество переносит свои ожидания на представителей более молодого поколения.

Продуктивность в профессиональном плане и в плане воспитания следующего поколения.

Совмещение процессов повышения, стабилизации и понижения функционального уровня отдельных функций и познавательных процессов. Обобщение на словесном материале. Способность самому ставить проблемы, достойные иногда усилий многих поколений Совершенствование профессиональной памяти.

Расцвет деятельности, передача опыта младшим поколениям.

Поздняя зрелость или старость ( после 60-70 лет)

Заключительный период жизни, включающий изменение позиции человека в обществе и играющий свою особую роль в системе жизненного цикла.

Смена общественной позиции, с выход на пенсию и удаление от активного участия в производительном труде. Отношения с родственниками. Стремление воспитывать, подготовить себе «достойную замену» на работе

Если пожилой человек стремится сохранить себя как личность, то в этом случае в качестве ведущей деятельности в старости можно рассматривать структуризацию и передачу опыта, наставничество молодых. Стремление «успеть» сделать то, что еще не успел

Встает ряд вопросов связанных со смертью. Отношение к ней зависит от направленности личности.( генодистическое –быстро заканчивают сущ, эгоистическое – интенсивное старение, доживание, духовно-нравственное – сохраняется содержание жизни.

Принятие своей жизни.

Жизненная мудрость.

Счастливая старость.

Интегрированность, цельность.

Снижение психического тонуса, силы и подвижности. Возрастает время реакции, замедляется обработка перцептивной информации и снижается скорость когнитивных процессов. Ведущим типом памяти становится логическая. Появляется выраженная озабоченность – не вполне осознаваемое состояние. Озабоченность собственным здоровьем, политическим и экономическим положением в стране, будущим детей и внуков – в целом все понемногу. Хроническая озабоченность помогает старым людям выработать тактику сбережения усилий и тем самым избежать фрустраций.

Другим характерным эмоциональным переживанием пожилых людей является возрастно-ситуативная депрессия при отсутствии жалоб на это состояние. Депрессия проявляется в ослаблении аффективного тонуса и живости.

На пороге старости человек решает для себя вопрос: пытаться ему сохранить старые и создавать новые социальные связи или перейти к жизни в кругу интересов близких и своих собственных проблем, перейти к жизни индивидуальной. Этот выбор определяет стратегию адаптации – сохранение себя как личности (поддержание и развитие социальных связей) или сохранение себя как индивида.

Преподаватель: Великановская Л. А.

Источник

Таблица возрастные особенности детей

Возраст

       Тип

деятельности

Кризис

Ведущий    вид

деятельности

Характеристика

стадии  развития

Основные   психические

новообразования

 возраста

0- 1 года

Младен-чество

Ребенок-

общ.взрослый

Рожд.-

1г.-

3г.-

7.л.-

11л.-

15 л.-

18л.-

Непосредственное

эмоциональное

общение

Ребенок нуждается в

эмоциональном

общении с окружающими  его людьми

Стремление к общению со взрослыми. Комплекс оживления-

показатель нормального психического развития.

1-3 лет

Ранний

возраст

Ребенок-

общ.предмет

Предметно-

манипулятивная

деятельность

Ребенок совершает

манипуляции с раз-

личными предметами

и, тем  самым,

овладевает  общественно-

выработанными

способами действия

с ними.

Речь, ходьба, наглядно-

действенное мышление,

появление и формирование самосознания («Я»).

 3-7 лет

Дошколь-

ный возраст

Ребенок-

общ. взрослый

Ролевая

игра

Дети,  играя,

выбирают  роль того

человека, которому

симпатизируют.

Стремление к знаниям,

обучение идет в процессе  общения. Соподчинение мотивов

в поведении.

7-11 лет

Младший

школьный

возраст

Ребенок-

общ.

предмет

Учебная деятельность

Ребенок идет в школу

Произвольность психических явлений, внутрен

ний план действия,

самоконтроль,

рефлексия.

11-15

лет

Подрост-ковый

возраст

Ребенок-

общ. взрослый

Интимно-

Личностное

общение

Устанавливают интимно-личностные

отношения. Первая  влюблённость.

Самооценка, критическое отношение к людям, стремление к «взрослости», Самостоятельность,

умение подчиняться

коллективной жизни.

15-18

лет

Юношеский

возраст

Ребенок-

общ. предмет

Учебно-

профессиональная

деятельность

Поступление у учреждение  для приобретения

профессии.

Мировоззрение,

профессиональные

интересы, самосознание,

мечты, идеалы.

Введение в детскую психологию

Возрастные особенности психического развития детей дошкольного возраста

возраст

кризис

соц.ситуация

развития

ведущий  вид

деятельности

ведущ. вид общения

новообразования

рожд.- 1 года

младенческий

Рожд.- бурный

1г. — скрытый

Ребёнок — взрослый

Непосредственное

эмоциональное

общение

ситуативно-личностное

( I полугод)

ситуативно-

деловое

( II полугод)

Стремление к общению со взрослыми. Комплекс оживления — как

показатель нормального психического развития.

1-3 лет

ранний

3г.- бурный

Ребёнок – предмет — взрослый

Предметно-

манипулятивная

деятельность

ситуативно-

деловое

1г.Речь, ходьба; наглядно-

действенное мышление;

 к 3г.появление и формирование самосознания

( «Я» ); гордость за собственные достижения

3-7 лет

дошкольный

6-7л. — скрытый

Ребёнок – сверстник  

Ролевая

игра

ситуативно-

деловое

Стремление к знаниям,

обучение идет в процессе общения. 5 л. соподчинение мотивов  поведения; развитие воображения и памяти

Введение в детскую психологию

Возрастные особенности психического развития детей дошкольного возраста

возраст

кризис

соц.ситуация

развития

ведущий  вид

деятельности

ведущ. вид общения

новообразования

рожд.- 1 года

младенческий

Рожд.- бурный

1г. — скрытый

Ребёнок — взрослый

Непосредственное

эмоциональное

общение

ситуативно-личностное

( I полугод)

ситуативно-

деловое

( II полугод)

Стремление к общению со взрослыми. Комплекс оживления — как

показатель нормального психического развития.

1-3 лет

ранний

3г.- бурный

Ребёнок – предмет — взрослый

Предметно-

манипулятивная

деятельность

ситуативно-

деловое

1г.Речь, ходьба; наглядно-

действенное мышление;

 к 3г.появление и формирование самосознания

( «Я» ); гордость за собственные достижения

3-7 лет

дошкольный

6-7л. — скрытый

Ребёнок – сверстник  

Ролевая

игра

3-5 внеситуативно- познавательное

4-6 внеситуативно- личностное

Стремление к знаниям,

обучение идет в процессе общения. 5 л. соподчинение мотивов  поведения; развитие воображения и памяти

Возрастные особенности психического развития детей в период детства

Возраст

Тип

деятельности

Кризис

(скрытый, бурный)

Ведущий    вид

деятельности

Основные   психические

новообразования

возраста

0- 1 года

Младен-чество

Ребенок-

общ.взрослый

Рожд.-

1г.-

3г.-

7.л.-

11л.-

15 л.-

18л.-

Непосредственное

эмоциональное

общение

Стремление к общению со взрослыми. Комплекс оживления-

показатель нормального психического развития.

1.г.- речь, ходьба

1-3 лет

Ранний

возраст

Ребенок-

общ.предмет

Предметно-

манипулятивная

деятельность

Наглядно-действенное мышление

3 г.- появление и формирование самосознания ( «Я» ); гордость за собственные достижения

3-7 лет

Дошколь-

ный возраст

Ребенок-

общ. взрослый

Ролевая

игра

Стремление к знаниям,

обучение идет в процессе  общения.

5 л.- Соподчинение мотивов

в поведении;

развитие воображения и памяти (механич.)

7-11 лет

Младший

школьный

возраст

Ребенок-

общ.

предмет

Учебная деятельность

Произвольность

психических явлений,

внутренний план действия,

самоконтроль,

рефлексия.

11-15

лет

Подрост-ковый

возраст

Ребенок-

общ. взрослый

Интимно-

Личностное

общение

Самооценка, критическое

отношение к людям,

стремление к «взрослости», самостоятельность,

умение подчиняться

коллективной жизни.

15-18

лет

Юношеский

возраст

Ребенок-

общ. предмет

Учебно-

профессиональная

деятельность

Мировоззрение,

профессиональные

интересы, самосознание,

мечты, идеалы.

  Комментарии       

Источник