Козлов в и физиология развития ребенка

Козлов в и физиология развития ребенка thumbnail

Год, отделяющий шестилетнего ребенка от семилетнего, очень важен для его физического, функционального (психофизиологического) и психического развития, поэтому многие исследователи считают, что оптимальный возраст поступления в школу — не 6 (до 1 сентября), а 6,5 лет. Именно за этот период (от 6 до 7 лет) формируются многие важные психологические новообразования: интенсивно развиваются регуляция поведения, ориентация на социальные нормы и требования, закладываются основы логического мышления, формируется внутренний план действий.

Следует учитывать расхождение биологического и паспортного возраста, которое может составлять в этом возрасте 0,5–1,5 года.

Длительность и успешность процесса адаптации к школе, дальнейшего обучения во многом определяются состоянием здоровья детей. Легче всего адаптация к школе протекает у здоровых детей, имеющих I группу здоровья, а тяжелее всего у детей, имеющих III группу (хронические заболевания в компенсированном состоянии).

Есть факторы, существенно облегчающие адаптацию к школе всех детей, особенно «неготовых» и ослабленных, — факторы, которые во многом зависят от учителя и родителей. Наиболее важный из них — рациональная организация учебных занятий и рациональный режим дня.

Одним из главных условий, без чего невозможно сохранить здоровье детей в течение учебного года, является соответствие режима учебных занятий, методов преподавания, содержания и насыщенности учебных программ, условий внешней среды возрастным функциональным возможностям первоклассников.

Обеспечение соответствия двух факторов — внутреннего морфофункционального и внешнего социально-педагогического — является необходимым условием благоприятного преодоления этого критического периода.

ЛИТЕРАТУРА

Анохин П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. — М., 1968.

Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. — М., 1975.

Аршавский И.А. Основы возрастной периодизации // Возрастная физиология. — Л., 1975.

Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движения и физиологии активности. — М., 1966.

Бетелева Т.Г. Нейрофизиологические механизмы зрительного восприятия. — М., 1983.

Возрастная физиология: Руководство по физиологии. — Л., 1975.

Выготский Л.С. Проблема возраста // Собрание сочинений. — М., 1984.

Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А., Безруких М.М. Психофизиология ребенка. — М., 2000.

Дубровинская Н.В. Нейрофизиологические механизмы внимания. — Л., 1985.

Козлов В.И., Фарбер Д.А. Основные теоретические предпосылки изучения физиологии развития ребенка // Биологический возраст и возрастная периодизация. — М., 1977.

Корниенко И.А. Возрастные изменения энергетического обмена и терморегуляции. — М., 1979.

Лурия А.Р. Естественно-научные основы психологии. — М., 1978.

Маркосян А.А., Ломазова Х.Д. Возрастные особенности системы крови // Руководство по физиологии: Возрастная физиология. — Л., 1975.

Маркосян А.А. Развитие человека и надежность биологической системы // Основы морфологии и физиологии организма детей и подростков. — М., 1969.

Сельверова Н.Б. Физиология развития нейроэндокринной системы // Физиология роста и развития детей и подростков: (Теоретические и клинические вопросы) / Под ред. А.А. Баранова, Л.А. Щеплягиной. — М., 2000.

Ухтомский А.А. Очерк физиологии нервной системы // Собрание сочинений. — М.; Л., 1954.

Фарбер Д.А. Закономерности морфофункционального созревания мозга ребенка // Совершенствование преподавания возрастной физиологии и школьной гигиены в педвузе. — Новосибирск, 1986.

Фарбер Д.А. Принципы системной структурно-функциональной организации мозга и основные этапы ее формирования // Структурно-функциональная организация развивающегося мозга. — Л., 1990.

Фарбер Д.А., Корниенко И.А., Сонькин В.Д. Физиология школьника. — М., 1990.

Физиология подростка / Под ред. Д.А. Фарбер. — М., 1989.

Физиология развития ребенка: (Теоретические и прикладные аспекты) / Под ред. М.М. Безруких, Д.А. Фарбер. — М., 2000.

Харрисон Дж., Уайнер Дж., Таннер Дж., Барникот Н. Биология человека. — М., 1968, 1976.

Хрипкова А.Г., Антропова М.Б., Фарбер Д.А. Возрастная физиология и школьная гигиена: Учебное пособие для педагогических институтов. — М., 1990.

Шмидт-Ниельссен К. Размеры животных: почему они так важны? — М., 1987.

Примечания

1

Сеченов И.М. Избранные произведения. — М., 1952. — Т. 1. — С. 91.

2

Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность. — М., 1990.

Источник

— Возрастная физиология: (Физиология развития ребенка) 4.36 Мб, 528с. (скачать fb2) — Марьяна Михайловна Безруких — Валентин Дмитриевич Сонькин — Дебора А. Фарбер

Настройки текста:

состояния может перейти в нервно-психическую патологию.

Наконец, это могут быть просто «перегруженные» дети, не справляющиеся с дополнительными нагрузками. Так или иначе плохое поведение — сигнал тревоги, повод внимательнее посмотреть на ученика и вместе с родителями разобраться в причинах трудностей адаптации к школе.

Какие же факторы, влияющие на успешность адаптации, мало зависят от учителя, а какие — полностью в его руках?

Успешность и безболезненность адаптации ребенка к школе связаны в первую очередь с его готовностью к началу систематического обучения. Организм должен быть функционально готов (т. е. развитие отдельных органов и систем должно достичь такого уровня, чтобы адекватно реагировать на воздействия внешней среды). В противном случае процесс адаптации затягивается, идет с большим напряжением. И это естественно, так как дети, функционально не готовые к обучению, имеют более низкий уровень умственной работоспособности. У трети «неготовых» детей уже в начале года отмечается сильное напряжение деятельности сердечно-сосудистой системы в процессе занятий, потеря массы тела; они часто болеют и пропускают уроки, а значит, еще больше отстают от сверстников.

Следует специально остановиться на таком факторе, влияющем на успешность адаптации, как возраст начала систематического обучения. Не случайно продолжительность периода адаптации у шестилеток в основном больше, чем у семилеток. У шестилетних детей наблюдаются более высокое напряжение всех систем организма, более низкая и неустойчивая работоспособность.

Год, отделяющий шестилетнего ребенка от семилетнего, очень важен для его физического, функционального (психофизиологического) и психического развития, поэтому многие исследователи считают, что оптимальный возраст поступления в школу — не 6 (до 1 сентября), а 6,5 лет. Именно за этот период (от 6 до 7 лет) формируются многие важные психологические новообразования: интенсивно развиваются регуляция поведения, ориентация на социальные нормы и требования, закладываются основы логического мышления, формируется внутренний план действий.

Следует учитывать расхождение биологического и паспортного возраста, которое может составлять в этом возрасте 0,5–1,5 года.

Длительность и успешность процесса адаптации к школе, дальнейшего обучения во многом определяются состоянием здоровья детей. Легче всего адаптация к школе протекает у здоровых детей, имеющих I группу здоровья, а тяжелее всего у детей, имеющих III группу (хронические заболевания в компенсированном состоянии).

Есть факторы, существенно облегчающие адаптацию к школе всех детей, особенно «неготовых» и ослабленных, — факторы, которые во многом зависят от учителя и родителей. Наиболее важный из них — рациональная организация учебных занятий и рациональный режим дня.

Одним из главных условий, без чего невозможно сохранить здоровье детей в течение учебного года, является соответствие режима учебных занятий, методов преподавания, содержания и насыщенности учебных программ, условий внешней среды возрастным функциональным возможностям первоклассников.

Обеспечение соответствия двух факторов — внутреннего морфофункционального и внешнего социально-педагогического — является необходимым условием благоприятного преодоления этого критического периода.

ЛИТЕРАТУРА

Анохин П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. — М., 1968.

Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. — М., 1975.

Аршавский И.А. Основы возрастной периодизации // Возрастная физиология. — Л., 1975.

Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движения и физиологии активности. — М., 1966.

Бетелева Т.Г. Нейрофизиологические механизмы зрительного восприятия. — М., 1983.

Возрастная физиология: Руководство по физиологии. — Л., 1975.

Выготский Л.С. Проблема возраста // Собрание сочинений. — М., 1984.

Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А., Безруких М.М. Психофизиология ребенка. — М., 2000.

Дубровинская Н.В. Нейрофизиологические механизмы внимания. — Л., 1985.

Козлов В.И., Фарбер Д.А. Основные теоретические предпосылки изучения физиологии развития ребенка // Биологический возраст и возрастная периодизация. — М., 1977.

Корниенко И.А. Возрастные изменения энергетического обмена и терморегуляции. — М., 1979.

Лурия А.Р. Естественно-научные основы психологии. — М., 1978.

Маркосян А.А., Ломазова Х.Д. Возрастные особенности системы крови // Руководство по физиологии: Возрастная физиология. — Л., 1975.

Маркосян А.А. Развитие человека и надежность биологической системы // Основы морфологии и физиологии организма детей и подростков. — М., 1969.

Сельверова Н.Б. Физиология развития нейроэндокринной системы // Физиология роста

Источник

384

ВЫСШЕЕ
ОБРАЗОВАНИЕ

М.М.
БЕЗРУКИХ, В.Д.СОНЬКИН, Д.А.ФАРБЕР

(ФИЗИОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ
РЕБЕНКА)

Учебное пособие

Для студентов
высших педагогических учебных заведений

Москва

Козлов в и физиология развития ребенка

Авторы:

М.М.Безруких
I
(1, 2), III
(15), IV
(18-23),

В.Д.Сонькин
I
(1, 3), II
(4-10), III
(17), IV
(18-22),

Д.А.Фарбер
I (2), III (11-14, 16), IV (18-23)

Рецензенты:

доктор биологических
наук, зав. кафедрой высшей нервной
деятельности и психофизиологии
Санкт-Петербургского университета,
академик РАО,

профессор
А. С.Батуев; доктор биологических наук,
профессор И.А.Корниенко

Безруких
М. М.
и др.

Возрастная
физиология: (Физиология развития
ребенка): Учеб. пособие для студ. высш.
пед. учеб, заведений / М. М. Безруких, В.
Д. Сонькин, Д. А. Фарбер. — М.: Издательский
центр «Академия», 2002. — 416 с. ISBN
5-7695-0581-8

В учебном пособии
представлены современные концепции
онтогенеза человека с учетом новейших
достижений антропологии, анатомии,
физиологии, биохимии, нейро- и
психофизиологии и т.п. Рассмотрены
морфофункциональные особенности ребенка
на основных этапах возрастного развития,
их связь с процессами социализации, в
том числе с обучением и воспитанием.
Книга иллюстрирована большим количеством
схем, таблиц, рисунков, облегчающих
усвоение материала, предложены вопросы
для самопроверки.

Оглавление

ВОЗРАСТНАЯ
ФИЗИОЛОГИЯ 1

Учебное пособие 1

ПРЕДИСЛОВИЕ 3

Раздел I ВВЕДЕНИЕ
В ВОЗРАСТНУЮ ФИЗИОЛОГИЮ 7

Глава 1. ПРЕДМЕТ
ВОЗРАСТНОЙ ФИЗИОЛОГИИ (ФИЗИОЛОГИИ
РАЗВИТИЯ) 7

Глава 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ВОЗРАСТНОЙ ФИЗИОЛОГИИ 18

(ФИЗИОЛОГИИ
РАЗВИТИЯ) 18

Глава 3. ОБЩИЙ ПЛАН
СТРОЕНИЯ ОРГАНИЗМА 28

Раздел II ОРГАНИЗМ
И СРЕДА 39

Глава 4. РОСТ И
РАЗВИТИЕ 39

Глава 5. ОРГАНИЗМ
И СРЕДА ЕГО ОБИТАНИЯ 67

Глава 6. ВНУТРЕННЯЯ
СРЕДА ОРГАНИЗМА 82

Глава 7. ОБМЕН
ВЕЩЕСТВ (МЕТАБОЛИЗМ) 96

Глава 8. СИСТЕМА
КИСЛОРОДНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОРГАНИЗМА 132

Глава 9. ФИЗИОЛОГИЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И АДАПТАЦИИ 162

Глава 10. МЫШЕЧНАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ФИЗИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ
РЕБЕНКА 184

Раздел III ОРГАНИЗМ
КАК ЦЕЛОЕ 199

Глава 11. НЕРВНАЯ
СИСТЕМА: ЗНАЧЕНИЕ И СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ 199

Глава 12. СТРОЕНИЕ,
РАЗВИТИЕ И ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ
РАЗЛИЧНЫХ ОТДЕЛОВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ
СИСТЕМЫ 203

Глава 13. РЕГУЛЯЦИЯ
ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ МОЗГА 219

Глава 14. ИНТЕГРАТИВНАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МОЗГА 225

Глава 15. ЦЕНТРАЛЬНЫЕ
МЕХАНИЗМЫ РЕГУЛЯЦИИ ДВИЖЕНИЙ 248

Глава 16. ВЕГЕТАТИВНАЯ
НЕРВНАЯ СИСТЕМА И РЕГУЛЯЦИЯ ВНУТРЕННЕЙ
СРЕДЫ ОРГАНИЗМА 262

Глава 17. ГУМОРАЛЬНАЯ
РЕГУЛЯЦИЯ ФУНКЦИЙ ОРГАНИЗМА 266

Раздел IV ЭТАПЫ
РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА 297

Глава 18. МЛАДЕНЧЕСТВО
(от 0 до 1 года) 297

Глава 19. РАННИЙ
ВОЗРАСТ 316

(ОТ 1 ГОДА ДО 3
ЛЕТ) 316

Глава 20. ДОШКОЛЬНЫЙ
ВОЗРАСТ 324

(ОТ 3 ДО 6-7 ЛЕТ) 324

Глава 21. МЛАДШИЙ
ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (С 7 ДО 11-12 ЛЕТ) 338

Глава 22. ПОДРОСТКОВЫЙ
И ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ 353

Глава 23. СОЦИАЛЬНЫЕ
ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ
ОНТОГЕНЕЗА 369

ЛИТЕРАТУРА 382

ПРЕДИСЛОВИЕ

Выяснение
закономерностей развития ребенка,
специфики функционирования физиологических
систем на разных этапах онтогенеза и
механизмов, эту специфику определяющих,
является необходимым условием обеспечения
нормального физического и психического
развития подрастающего поколения.

Главные вопросы,
которые должны возникать у родителей,
педагогов и психологов в процессе
воспитания и обучения ребенка дома, в
детском саду или в школе, на консультативном
приеме или индивидуальных занятиях, —
это какой он, каковы его особенности,
какой вариант занятий с ним будет
наиболее эффективным. Ответить на эти
вопросы совсем не просто, ибо для этого
требуются глубокие знания о ребенке,
закономерностях его развития, возрастных
и индивидуальных особенностях. Эти
знания чрезвычайно важны и для разработки
психофизиологических основ организации
учебной работы, выработки у ребенка
механизмов адаптации, определения
влияния на него инновационных технологий
и т. п.

Пожалуй, впервые
значимость комплексного знания физиологии
и психологии для педагога и воспитателя
выделил известный русский педагог
К.Д.Ушинский в своем труде «Человек как
предмет воспитания» (1876). «Искусство
воспитания, — писал К.Д.Ушинский, —
имеет ту особенность, что почти всем
оно кажется делом знакомым и понятным,
а иным даже — делом легким, — и тем
понятнее и легче кажется оно, чем менее
человек с ним знаком теоретически и
практически. Почти все признают, что
воспитание требует терпения; некоторые
думают, что для него нужны врожденная
способность и умение, т.е. навык; но
весьма немногие пришли к убеждению,
что, кроме терпения, врожденной способности
и навыка необходимы еще и специальные
знания, хотя многочисленные блуждания
наши и могли бы всех убедить в этом».
Именно К.Д.Ушинский показал, что физиология
относится к числу тех наук, в которых
«излагаются, сличаются и группируются
факты и те соотношения фактов, в которых
обнаруживаются свойства предмета
воспитания, т. е. человека». Анализируя
физиологические знания, которые были
известны, а это было время становления
возрастной физиологии, К.Д.Ушинский
подчеркивал: «Из этого источника, только
что открывающегося, воспитание почти
еще не черпало». К сожалению, и сейчас
мы не можем говорить о широком использовании
данных возрастной физиологии в
педагогической науке. Единообразие
программ, методик, учебников ушло в
прошлое, но педагог по-прежнему мало
учитывает возрастные и индивидуальные
особенности ребенка в процессе обучения.

В то же время
педагогическая эффективность процесса
обучения во многом зависит от того,
насколько формы и методы педагогического
воздействия адекватны возрастным
физиологическим и психофизиологическим
особенностям школьников, соответствуют
ли условия организации учебного процесса
возможностям детей и подростков,
учитываются ли психофизиологические
закономерности формирования базисных
школьных навыков — письма и чтения, а
также основных двигательных навыков в
процессе занятий.

Физиология и
психофизиология ребенка — необходимый
компонент знаний любого специалиста,
работающего с детьми, — психолога,
воспитателя, учителя, социального
педагога. «Воспитание и обучение имеет
дело с целостным ребенком, с его целостной
деятельностью, — считал известный
российский психолог и педагог В.В.
Давыдов. — Эта деятельность, рассматриваемая
как особый объект изучения, содержит в
своем единстве много аспектов, в том
числе… физиологический (В.В.Давыдов
«Проблемы развивающего обучения». —
М., 1986. — С. 167).

Возрастная
физиология — наука об особенностях
жизнедеятельности организма, о функциях
его отдельных систем, процессах, в них
протекающих, и механизмах их регуляции
на разных этапах индивидуального
развития. Частью ее является изучение
физиологии ребенка в разные возрастные
периоды.

Учебное пособие
по возрастной физиологии для студентов
педагогических вузов содержит знания
о развитии человека на тех этапах, когда
наиболее значимо влияние одного из
ведущих факторов развития — обучения.

Предметом возрастной
физиологии (физиологии развития ребенка)
как учебной дисциплины являются
особенности развития физиологических
функций, их формирования и регуляции,
жизнедеятельности организма и механизмов
его приспособления к внешней среде на
разных этапах онтогенеза.

Основные понятия
возрастной физиологии:

Организм —
сложнейшая, иерархически (соподчиненно)
организованная система органов и
структур, обеспечивающих жизнедеятельность
и взаимодействие с окружающей средой.
Элементарной единицей организма является
клетка. Совокупность клеток, сходных
по происхождению, строению и функции,
образует ткань. Ткани образуют органы,
выполняющие определенные функции.
Функция — специфическая деятельность
органа или системы.

Физиологическая
система — совокупность органов и тканей,
связанных общей функцией.

Функциональная
система — динамическое объединение
различных органов или их элементов,
деятельность которых направлена на
достижение определенной цели (полезного
результата).

Что касается
структуры предлагаемого учебного
пособия, то оно выстроено так, чтобы у
студентов сформировалось четкое
представление о закономерностях развития
организма в процессе онтогенеза, об
особенностях каждого возрастного этапа.

Мы старались не
перегружать изложение анатомическими
данными и в то же время считали необходимым
дать основные представления о структуре
органов и систем на разных этапах
возрастного развития, что необходимо
для понимания физиологических
закономерностей организации и регуляции
физиологических функций.

Книга
состоит из четырех разделов. В разделе
I
— «Введение в физиологию развития» —
раскрывается предмет физиологии развития
как составной части возрастной физиологии,
дается представление о важнейших
современных физиологических теориях
онтогенеза, вводятся базовые понятия,
без которых невозможно понимание
основного содержания учебника. В этом
же разделе дается самое общее представление
об устройстве организма человека и его
функциях.

Раздел
II
— «Организм и среда» — дает представление
об основных этапах и закономерностях
роста и развития, о важнейших функциях
организма, обеспечивающих взаимодействие
организма с окружающей средой и
приспособление его к изменяющимся
условиям, о возрастном развитии организма
и характерных особенностях этапов
индивидуального развития.

В
разделе III
— «Организм как целое» — содержится
описание деятельности систем, интегрирующих
организм в единое целое. В первую очередь
это центральная нервная система, а также
вегетативная нервная система и система
гуморальной регуляции функций. Основные
закономерности возрастного развития
головного мозга и его интегративной
деятельности — ключевой аспект содержания
данного раздела.

Раздел
IV
— «Этапы развития ребенка» — содержит
морфо-физиологическое описание основных
этапов развития ребенка от рождения до
подростково-юношеского возраста. Этот
раздел наиболее важен для практиков,
непосредственно работающих с ребенком,
для которых важно знать и понимать
основные морфофункциональные возрастные
особенности организма ребенка на каждом
из этапов его развития. Чтобы понять
содержание этого раздела, необходимо
освоить весь материал, представленный
в трех предыдущих. Этот раздел завершает
глава, в которой рассматривается влияние
социальных факторов на развитие ребенка.

В конце каждой
главы помещены вопросы для самостоятельной
работы студентов, которые позволяют
освежить в памяти основные положения
изучаемого материала, требующие особого
внимания.

РазделIВВЕДЕНИЕ В
ВОЗРАСТНУЮ ФИЗИОЛОГИЮ

Глава 1. ПРЕДМЕТ ВОЗРАСТНОЙ ФИЗИОЛОГИИ
(ФИЗИОЛОГИИ РАЗВИТИЯ)

Взаимосвязь возрастной
физиологии с другими науками

К моменту рождения
организм ребенка еще очень далек от
зрелого состояния. Человеческий детеныш
рождается маленьким, беспомощным, он
не может выжить без ухода и заботы
взрослых. Необходимо много времени,
чтобы он вырос и стал полноценным зрелым
организмом.

Раздел
физиологической науки, изучающий
биологические закономерности и механизмы
роста и развития, называется возрастной
физиологией.

Развитие многоклеточного организма (а
организм человека состоит из нескольких
миллиардов клеток) начинается в момент
оплодотворения. Весь жизненный цикл
организма — от зачатия до смерти —
называется индивидуальное
развитие,

или онтогенез.

Закономерности
и особенности жизнедеятельности
организма на ранних этапах онтогенеза
традиционно являются предметом
исследования возрастной
физиологии

(физиологии развития ребенка).

Физиология
развития ребенка концентрирует свой
интерес на тех этапах, которые представляют
наибольший интерес для воспитателя,
педагога, школьного психолога: от
рождения до морфофункционального и
психосоциального созревания. Более
ранние этапы, относящиеся к внутриутробному
развитию, исследует наука эмбриология.
Более поздние этапы, от достижения
зрелости до старости, изучают нормальная
физиология

и геронтология.

Человек
в своем развитии подчиняется всем
основным законам, установленным Природой
для любого развивающегося многоклеточного
организма, и поэтому физиология развития
представляет собой один из разделов
гораздо более широкой области знания
— биологии развития. В то же время в
динамике роста, развития и созревания
человека имеется немало специфических,
особенных черт, присущих только виду
Homo
sapience
(Человек разумный). В этой плоскости
физиология развития теснейшим образом
переплетается с наукой антропологией,
в задачи которой входит всестороннее
изучение человека.

Человек всегда
живет в конкретных условиях окружающей
среды, с которой он взаимодействует.
Непрерывное взаимодействие и приспособление
к среде обитания — общий закон
существования живого. Человек научился
не только приспосабливаться к среде,
но и изменять окружающий его мир в
необходимом направлении. Однако это не
избавило его от воздействия факторов
окружающей среды, причем на разных
этапах возрастного развития набор, сила
действия и результат воздействия этих
факторов могут быть различны. Это
определяет связь физиологии с экологической
физиологией, которая изучает воздействие
на живой организм разнообразных факторов
внешней среды и способы приспособления
организма к действию этих факторов.

В периоды интенсивного
развития особенно важно знать, как
действуют на человека факторы среды,
как влияют различные факторы риска.
Этому традиционно уделяется повышенное
внимание. И тут физиология развития
тесно взаимодействует с гигиеной,
поскольку именно физиологические
закономерности чаще всего выступают в
качестве теоретических основ гигиенических
требований и рекомендаций.

Роль условий жизни,
причем не только «физических», но и
социальных, психологических, в формировании
здорового и приспособленного к жизни
человека очень велика. Ребенок должен
с раннего детства осознавать ценность
своего здоровья, владеть необходимыми
навыками его сохранения.

Формирование
ценности здоровья и здорового образа
жизни — задачи педагогической валеологии,
которая черпает фактический материал
и основные теоретические положения из
физиологии развития.

И
наконец, физиология развития представляет
собой естественнонаучную основу
педагогики.
При этом физиология развития неразрывно
связана с психологией развития, поскольку
для каждого человека его биологическое
и личностное составляют единое целое.
Недаром любое биологическое повреждение
(болезнь, травма, генетические нарушения
и т. п.) неминуемо сказывается на развитии
личности. Педагог должен одинаково
хорошо ориентироваться в проблемах
возрастной психологии и физиологии
развития: только в этом случае его
деятельность принесет реальную пользу
его ученикам.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник