Коррекционные игры на развитие ребенка
Александра Комар
Коррекционные игры
Коррекционные игры и упражнения для детей с преобладанием холерического и сангвинического темперамента
«Море волнуется» (произвольность поведения чувств).
Водящий начинает так: «Море волнуется раз, море волнуется два,море волнуется три: фигура радости, страха, стыда и т. д. на месте замри». Далее водящий выбирает наиболее яркую фигуру.
«Тыкалки» (тренировка умения владеть своими чувствами).
Дети садятся на стулья, ставят ступни ног на пол и «замирают». Ведущий, медленно считая до 10, проходит между детьми и легонько щекочет каждого. Детям необходимо не рассмеяться при этом и сохранить неподвижность.
«А-а-ах!» (тренировка умения владеть своими чувствами).
Ведущий кладёт руку на стол и затем медленно поднимает её до вертикального положения. Дети в соответствии с поднятием руки усиливают громкость звука «а» — с тем чтобы когда рука достигнет верхнего положения, завершить её громким совместным «Ах!» и мгновенно замолчать.
«Да и нет» (гармонизация осознания прав и обязанностей).
Инструкция. Попробуем определить, кто из нас умеет быть внимательным. Каждому из вас по очереди мы будем задавать вопросы, на которые заранее знаем ответы «да» и «нет».Например: «Ты ходишь в школу?», «Ты был на Северном полюсе?» и т. п. А тот кто отвечает, должен обязательно отвечать наоборот. Тот, кто ошибается, выбывает из игры.
Игры для детей разного типа темперамента
ИГРА «ДОБРЫЙ БЕГЕМОТИК»
Цель: Снятие эмоционального напряжения, агрессии, снижение двигательной активности.
Содержание: Дети встают в шеренгу. Взрослый говорит, что все вместе они — маленький добрый бегемотик. Каждый ребенок обнимает за талию (или кладет руки на плечи) впередистоящего.
Взрослый просит каждого ребенка погладить сво его соседа по плечику, по головке, по спинке, по ручке.
Затем взрослый просит «бегемотика» походить по группе, присесть. Обычно дети, приседая все вместе, падают и смеются. Иногда игра превращается в общую «кучу-малу», ко всеобщему удовольствию всех участников.
ИГРА «САМОЛЕТ ЛЕТИТ ПО НЕБУ»
Цель: Развитие воображения, слухового внимания, способности быстро реагировать на инструкцию.
Содержание: Дети стоят в кругу.Взрослый говорит:
— Самолет летит по небу,
В самолете я лечу.
Дети изображают руками крылья самолета, гудят.
Взрослый говорит:
— На машине я поеду,
Если только захочу.
Дети изображают, как они едут в машине, держат ся за руль, рычат, подражая звуку мотора.
Взрослый выполняет движения вместе с детьми.
ИГРА «МОЙ ХОРОШИЙ ПОПУГАЙ»
Цель: Развитие эмпатии детей, быстроты реакции, снятие агрессии, расширение словарного запаса и поведенческого репертуара детей.
Содержание: Дети стоят в кругу, плотно прижимаясь плечиками друг к другу. Взрослый бросает кому-либо из них плюшевого попугая (или другую мягкую игрушку). Ре бенок, поймав игрушку, должен прижать ее к себе, на звать ласковым именем и передать (или перебросить) ее другому ребенку.
Сначала игра проходит в очень медленном темпе, так как дети с трудом находят ласковое имя для попугая, не умеют передавать игрушку кому-либо из играющих. Но затем, по мере освоения этих операций, темп игры, как правило, ускоряется.
Примечание: Для более старших детей, которые уже умеют говорить,можно использовать стихотворное сопровождение:
Мой хороший попугай,
Мне его скорее дай.
Он красивый, он хороший
И еще.
ребенок добавляет свое ласковое слово,например:
Он добрый очень.
ИГРА «ПАУЧКИ И КОМАРЫ»
Цель: Развитие координации движений, навыков взаимодействия, сплочение группы.
Содержание: Все дети — «комарики» — ходят, бегают по ковру.
Двое детей берутся за руки — это «паучки». Они пытаются свободными руками поймать и заманить в «па утину» как можно больше «комаров».
Когда все «комары» будут пойманы, дети берутся за руки и танцуют все вместе.
ИГРА «КОЛОКОЛЬЧИК»
Цель: Развитие координации движений, умения подчиняться правилам игры, отработка быстроты реакции.
Содержание: Все дети сидят в кругу на стульчиках. Стулья должны стоять как можно плотнее друг к другу. Один из детей встает в центр круга — он водящий. Дети, сидя щие в кругу, передают друг другу колокольчик (он дол жен быть со звонким, отчетливым звуком). Задача во дящего — дотронуться до того ребенка, у которого в руках колокольчик. Как только ему это удастся, он садится на стул, а место водящего занимает тот, кого «поймали» с колокольчиком в руках.
ИГРА «ПОКАЖИ НОС»
Цель: Развитие слухового внимания, обучение детей ориентации на своем теле.
Содержание: Все играющие стоят напротив взрослого,который говорит им:
— Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем мы играть.
Вы смотрите, не зевайте
И за мной все повторяйте,
Что я вам сейчас скажу
И при этом покажу.
Далее взрослый называет вслух (можно вместе с детьми и одновременно показывает на себе) какую-либо часть лица,тела:
«Уши-уши» — все показывают уши. «Глазки-глазки» — все показывают глазки. «Ручки-ручки» — все показывают ручки и т. д.
Примечание: Когда дети привыкнут к этой инструкции,взрослый может усложнить игру: он специально путает детей — называет одну часть тела или лица, а показы вает другую. Дети должны заметить это и не повторить неверное движение. Взрослый может помогать им, изменяя интонацию, хитро улыбаясь, тем самым заостряя внимание на каком-либо движении.
ИГРА «ЛЯГУШКИ»
Цель: Развитие умения подчиняться словесной инструкции, формирование чувства ритма, развитие коорди нации движений, снятие излишней двигательной активности, сплочение группы.
Содержание: Все дети сидят на маленьких подушечках-думочках.
Затем они начинают передвигаться на этих подушках по ковру и приговаривают все вместе:
Две лягушечки с утра
Съесть хотели комара.
Далее взрослый говорит:
Комары все улетели,
И лягушки их не съели.
Дети встают с подушек и все вместе пляшут,взявшись за руки и припевая:
Тара-ра, тара-ра,
Веселиться всем пора.
ИГРА «КЕНГУРУ»
Цель: Обучение детей двигаться в паре, подстраиваться к ритму движения партнера.
Содержание: Дети разбиваются на пары (совсем маленьких детей расставляет взрослый). Один ребенок — «кен гуру» — стоит, второй — «кенгуренок» — сначала встает к нему спиной, а затем приседает. Дети берутся за руки. Их задача — не расцепляя рук, пройти в таком положении до воспитателя (до стены, до окна.).
Примечание: В эту игру охотно играют дети 2,5—3 лет Более младшие дети могут играть в нее не со сверстниками, а с ма мой, со старшими братом или сестрой.
ИГРА «ЧЕРЕПАХА»
Цель: Знакомство с домашними животными, развитие слухового внимания.
Содержание: Дети стоят в кругу. Взрослый называет животное, дети отвечают характерным для этого животного звуком.
Например:
Собака — «Гав-гав.» Кошка — «Мяу-мяу.» Корова — «Му-му.»
Но как только взрослый говорит: «Черепаха», —
все дети приседают (можно еще прижать подбородок к груди).
До начала игры, особенно с самыми маленькими детьми, взрослый многократно повторяет характерные для домашних животных звуки. Кроме того, он объясняет, чем отличается черепаха от названных животных, показывает картинку с ее изображением, рассказывает, как и почему черепаха прячет голову в панцирь.
Для детей постарше можно усложнить условие игры, добавив названия диких животных, объяснив разницу между домашними и дикими животными. С этой це лью можно использовать как соответствующие игрушки, так и картинки с изображением животных.
ИГРА «ИЩУ ДРУГА»
Цель: Обучение детей навыкам сотрудничества, переход от игры «рядом» к игре «вместе».
Содержание: Для проведения игры необходимо иметь набор игрушек, среди которых должно быть 2—3 зайчика, 2—3 мишки, 2—3 рыбки и т. д. Каждому ребенку выдается игрушка.
Взрослый говорит детям, что сейчас они будут танцевать вместе со зверятами. Но одному зайчику, мишке танцевать скучно, поэтому, пока звучит музы ка, каждый ребенок должен найти для своей зверюшки одного-двух друзей. На первом этапе взрослый показывает детям все игрушки, заостряя их внимание на том, что в наборе не один зайчик, а два или три, не один мишка, а два или три.
Когда начинает звучать музыка, дети ходят по ком нате и ищут детей с парными игрушками, то есть по дыскивают своей зверюшке друга. Когда друг (пара) будет найден, дети танцуют вместе с игрушками. Игрушки можно поставить на пол перед собой и танцевать вокруг них.
ИГРА «САМОЛЕТЫ»
Цель: Развитие воображения, слухового внимания, умения быстро подчиняться инструкции взрослого.
Содержание: Дети находятся на одной стороне площадки (комнаты) или в кругу. Взрослый стоит перед ними и по казывает,как заводит двигатель самолет: делает вращательные движения руками перед грудью и произносит; «Р-Р-Р.» Дети повторяют движение и звук,
указанные взрослым.
Взрослый дает сигнал «Полетели!», и дети сразу разводят руки в стороны и «летают», то есть бегают по комнате в разных направлениях.
Как только взрослый дает сигнал «На посадку», все дети должны остановиться и присесть (или сесть на стульчики).
ИГРА «ПОМОГИ ТАНЕ»
Цель: Воспитание навыков партнерского общения, усиление мотивации к общению, снятие тревожности у детей.
Содержание: Взрослый говорит,что у девочки Тани случилась беда: сломались все игрушки, и ей больше не во что играть. Детям показывают несколько заранее подобранных старых игрушек, каждая из которых разделена на две части. Например, шляпка гриба и ножка гриба, две части одной матрешки и др. Для более старших детей каждую игрушку можно разделить не на две, а уже на три-четыре части.
Полученные детали раздают детям — каждому ребенку по одной — и просят их помочь Тане починить ее игрушки.
Задача малышей — найти отдельные части игрушки и соединить их.
С совсем маленькими детьми или «особыми»деть ми на первых порах можно играть в эту игру вдвоем: ребенок и взрослый.
ИГРА «ЗАЙЧИК»
Цель: Развитие эмпатии, координации движений, умения взаимодействовать с другими детьми, подчинять ся общему ритму игры, управлять своим телом, движениями.
Содержание: Дети (5—6 человек) вместе с воспитателем держат за края небольшую скатерть или пеленку, на которой лежит игрушечный зайчик.
Сначала дети плавно качают пеленку и говорят:
Зайчик, зайчик крепко спит
И шуметь нам не велит.
Затем взрослый ускоряет ритм движения и вместе с детьми говорит:
Зайка глазки открывает,
За морковкой убегает.
Далее взрослый еще более энергично раскачивает пеленку,
даже слегка подбрасывая зайчика,и снова вместе с детьми говорит:
Он бежит от волка прочь.
Мы хотим ему помочь.
Взрослый постепенно замедляет темп,дети говорят:
Успокойся, зайчик-зайка.
Ляг в кровать и засыпай-ка.
После этих слов движения становятся совсем плавными,
и дети со взрослым как можно тише,спокойнее говорят:
Зайчик-зайчик крепко спит
И шуметь нам не велит.
Тсссссссссс.
ИГРА «КОРШУН»
Цель: Развитие внимания, быстроты реакции, умения следовать инструкции взрослого, обучение навыкам взаимодействия с детьми.
Содержание: Взрослый надевает шапочку курочки и говорит, что все дети — «цыплята» — живут вместе с мамой-курочкой в курятнике. Курятник можно обозначить мягкими блоками или стульчиками.
Затем «курочка» с «цыплятами» гуляют (ходят по комнате).Как только взрослый говорит: «Коршун» (предварительно с детьми проводится беседа, во время которой им объясняется, кто такой коршун и по чему цыплятам следует его избегать, все дети бегут обратно в домик.
После этого взрослый выбирает другую «куроч ку» из числа играющих детей. Игра повторяется.
В заключение взрослый предлагает всем детям выйти из «курятника» и погулять, тихонько помахивая руками, как крыльями, потанцевать вместе, попрыгать.
Рекомендации родителям по воспитанию детей различных типов темпера мента
Ребенку-меланхолику лучше иметь в семье очень близкого чело века, с которым он мог бы постоянно делиться своими проблемами. При общении с ребенком лучше предлагать ему такие занятия, как рисование, лепка, мягкие игрушки. Дети-меланхолики любят животных, которых можно приласкать и погладить. Грубое обращение с маленькими меланхоликами неприемлемо.
С ребенком-сангвиником родителям стоит играть в веселые подвижные игры, совместно просматривать диафильмы, сочинять и фантазировать. Сангвиник быстро переключается с одного занятия на другое, поэтому в арсенале взрослого всегда должны быть разноплановые не скучные игры.
Дети-холерики также любят подвижные игры. Им рекомендуют за ниматься плаванием, прыжками на батуте, ритмическими танцами. Таких детей нельзя стыдить в присутствии по сторонних, ребенку необходимо помочь научиться держать себя в руках.
Детям-флегматикам рекомендуются следующие виды деятельности: занятия лепкой, рисованием. Родители также могут развивать фантазию ребенка.
Игры для детей различного типа темперамента
Меланхолики — игра с лентами под медленную спокойную музыку; конструкторы; настольные игры; игра с большим мячом; игры с водой; экспериментирование с красками; «Мой хороший попугай
Сангвиники — рвать бумагу и играть с ней; хороводы; игры с водой, песком; игры с подушками; «Лягушки»
Холерики — игры с кеглями; «Непослушные шарики»; «Коршун»; «Кенгуру»; «Покажи нос»
Флегматики — «Помоги Тане»; игры-эксперименты; Puzzle
Источник
Волегова Татьяна
Сборник игр для коррекции гиперактивности у детей дошкольного возраста
Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Камышловский педагогический колледж»
Составитель: воспитатель
Волегова Т. Г.
Камышлов 2016
Сборник игр, направленных на коррекцию гиперактивности у детей дошкольного возраста.
/ сост.Студентка 41 КП группы Волегова Татьяна Гатауловна — Камышлов: ГБОУ СПО «Камышловский педагогический колледж», 2016
Сборник адресован студентам факультета специальной педагогики, преподавания в начальных классах, учителям, воспитателям детского сада и родителям.
© ГБОУ СПО СО «Камышловский педагогический колледж», 2016
Оглавление
Пояснительная записка… 5
Раздел I. Игры, направленные на коррекцию
двигательной расторможенности…. 7
1. «Час «тишины» и час «можно»» …. 7
2. «Передай мяч» …. 8
3. «Колпак мой треугольный» … 8
4. «Слушай команду» …. 9
5. «Расставь посты» …. 10
Раздел II. Игры, направленные на коррекцию дефицита внимания… 11
1. «Замри» …. 11
2. «Давайте поздороваемся» …. 11
3. «Король сказал.» … 12
4. «Зеваки» …. 13
5. «Ласковые лапки» …. 13
Раздел III. Игры, направленные на коррекцию импульсивности…. 15
1. «Говори» …. 15
2. «Тух – тиби – дух» …. 15
3. «Сиамские близнецы» …. 16
4. «Запрещенное движение» …. 17
5. «Разговор с руками» …. 17
6. «Съедобное – несъедобное» …17
Список литературы…18
Пояснительная записка
“Гипер. ” — (от греч. Hyper — над, сверху) — составная часть сложных слов, указывающая на превышение нормы. Слово “активный” пришло в русский язык из латинского “a tivus” и означает “действенный, деятельный”.
Существуют различные мнения о причинах возникновения гиперактивности: это могут быть генетические факторы, особенности строения и функционирования головного мозга, родовые травмы, инфекционные заболевания, перенесённые ребёнком в первые месяцы жизни, и т. д.
Психологи относят к внешним проявлениям гиперактивности невнимательность, отвлекаемость, импульсивность, повышенную двигательную активность. Часто гиперактивности сопутствуют проблемы во взаимоотношениях с окружающими, трудности в обучении, низкая самооценка. При этом уровень интеллектуального развития у детей не зависит от степени гиперактивности и может превышать показатели возрастной нормы. Первые проявления гиперактивности наблюдаются в возрасте до 7 лет и чаще встречаются у мальчиков, чем у девочек.
Каждый педагог, работающий с гиперактивным ребенком, знает, сколько хлопот и неприятностей доставляет тот окружающим. Однако это только одна сторона медали. Нельзя забывать, что в первую очередь страдает сам ребенок. Ведь он не может вести себя так, как требуют взрослые, и не потому, что не хочет, а потому, что его физиологические возможности не позволяют ему сделать это. Такому ребенку трудно долгое время сидеть неподвижно, не ерзать, не разговаривать. Постоянные окрики, замечания, угрозы наказания, на которые так щедры взрослые, не улучшают его поведения, а порой даже формы воздействия могут способствовать формированию у ребенка “отрицательных” черт характера.В результате страдают все: и ребенок, и взрослые, и дети, с которыми становятся источниками новых конфликтов. Кроме того, такие он общается.
Существуют три направления гиперактивности:
— двигательная расторможенность
— дефицит внимания
— импульсивность
Цель сборника — подбор и систематизация игр, направленных на коррекцию гиперактивности у детей дошкольного возраста.
Сборник состоит из трех разделов, в соответствии с направлениями коррекции каждый из которых включает в себя игры, направленные на коррекцию двигательной расторможенности, дефицита внимания и импульсивности.
Раздел I. Игры, направленные на коррекцию двигательной расторможенности.
Раздел II. Игры, направленные на коррекцию дефицита внимания.
Раздел III. Игры, направленные на коррекцию импульсивности.
.
Раздел I.
Игры, направленные на коррекцию двигательной расторможенности.
1. “Час тишины и час “можно”” (Кряжева Н. Л., 1997)
Цель: дать возможность ребенку сбросить накопившуюся энергию, а взрослому — научиться управлять его поведением.
Ход игры: Договоритесь с детьми, что, когда они устанут или займутся важным делом, в классе будет наступать час тишины. Дети должны вести себя тихо, спокойно играть, рисовать. Но в награду за это иногда у них будет час “можно”, когда им разрешается прыгать, кричать, бегать и т. д.
“Часы” можно чередовать в течение одного дня, а можно устраивать их в разные дни, главное, чтобы они стали привычными в вашей группе или классе. Лучше заранее оговорить, какие конкретные действия разрешены, а какие запрещены.
С помощью этой игры можно избежать нескончаемого потока замечаний, которые взрослый адресует гиперактивному ребенку (а тот их “не слышит”).
2. “Передай мяч” (Кряжева Н. Л., 1997)
Цель: Снять излишнюю двигательную активность.
Оборудование: мяч, стулья.
Ход игры: Сидя на стульях или стоя в кругу, играющие стараются как можно быстрее передать мяч, не уронив его, соседу. Можно в максимально быстром темпе бросать мяч друг другу или передавать его, повернувшись спиной в круг и убрав руки за спину. Усложнить упражнение можно, попросив детей играть с закрытыми глазами или используя в игре одновременно несколько мячей.
3. “Колпак мой треугольный”
Цель: научить концентрировать внимание, способствовать осознанию ребенком своего тела, научить управлять движениями и контролировать свое поведение.
Ход игры: Играющие сидят в кругу. Все по очереди, начиная с ведущего,произносят по одному слову из фразы: «Колпак мой треугольный, мой треугольный колпак. А если не треугольный, то это не мой колпака. После этого фраза повторяется снова, но дети, которым выпадет говорить слово “колпак” заменяют его жестом (например, 2 легких хлопка ладошкой по своей голове).В следующий раз уже заменяются 2 слова: слово “колпак” и слово “мой” (показать рукой на себя). В каждом последующем кругу играющие произносят на одно слово меньше, а “показывают” на одно больше. В завершающем повторе дети изображают только жестами всю фразу.
Если такая длинная фраза трудна для воспроизведения, ее можно сократить.
4. “Слушай команду” (Чистякова М. И., 1990)
Цель: развитие внимания, произвольности поведения
Оборудование: спокойная, медленная музыка.
Ход игры: Звучит спокойная, но не слишком медленная музыка. Дети идут в колонне друг за другом. Внезапно музыка прекращается. Все останавливаются, слушают произнесенную шепотом команду ведущего (например, “Положите правую руку на плечо соседа”) и тотчас же ее выполняют. Затем снова звучит музыка, и все продолжают ходьбу. Команды даются только на выполнение спокойных движений. Игра проводится до тех пор, пока группа в состоянии хорошо слушать и выполнять задание. Игра поможет воспитателю сменить ритм действия расшалившихся ребят, а детям — успокоиться и без труда переключиться на другой, более спокойный вид деятельности.
5. “Расставь посты” (Чистякова М. И., 1990)
Цель: развитие навыков волевой регуляции, способности концентрировать внимание на определенном сигнале.
Ход игры: Дети маршируют под музыку друг за другом. Впереди идет командир, который выбирает направление движения. Как только командир хлопнет в ладоши, идущий последним ребенок должен немедленно остановиться. Все остальные продолжают маршировать и слушать команды. Таким образом, командир расставляет всех детей в задуманном им порядке (в линейку, по кругу, по углам и т. д.). Чтобы слышать команды, дети должны передвигаться бесшумно.
Раздел II.
Игры, направленные на коррекцию дефицита внимания.
1. “Замри” (Чистякова М. И., 1990)
Цель: развитие внимания и памяти.
Оборудование: запись музыки.
Ход игры: Дети прыгают в такт музыке (ноги в стороны — вместе, сопровождая прыжки хлопками над головой и по бедрам). Внезапно музыка обрывается. Играющие должны застыть в позе, на которую пришлась остановка музыки. Если кому-то из участников это не удалось, он выбывает из игры. Снова звучит музыка — оставшиеся продолжают выполнять движения. Играют до тех пор, пока в круге ни останется лишь один играющий.
2. “Давайте поздороваемся” (Автор неизвестен)
Цель: снятие мышечного напряжения, переключение внимания.
Ход игры: Дети по сигналу ведущего начинают хаотично двигаться по комнате и здороваются со всеми, кто встречается на их пути (а возможно, что кто-либо из детей будет специально стремиться поздороваться именно с тем, кто обычно не обращает на него внимания).Здороваться надо определенным образом:
1 хлопок — здороваемся за руку;
2 хлопка — здороваемся плечиками;
3 хлопка — здороваемся спинками.
Разнообразие тактильных ощущений, сопутствующих проведению этой игры, даст гиперактивному ребенку возможность почувствовать свое тело, снять мышечное напряжение. Смена партнеров по игре поможет избавиться от ощущения отчужденности. Для полноты тактильных ощущений желательно ввести запрет на разговоры во время этой игры.
3. “Король сказал. ”
Цель: переключение внимания с одного вида деятельности на другой, преодоление двигательных автоматизмов.
Ход игры: Все участники игры вместе с ведущим становятся в круг. Ведущий говорит, что он будет показывать разные движения (физкультурные, танцевальные, шуточные, а играющие должны их повторять только в том случае, если он добавит слова “Король сказала. Кто ошибется, выходит на середину круга и выполняет какое-нибудь задание участников игры, например, улыбнуться, попрыгать на одной ноге и т. д. Вместо слов “Король сказал” можно добавлять и другие, например, “Пожалуйста” или “Командир приказал”.
4. “Зеваки” (Чистякова М. И., 1990)
Цель: развитие произвольного внимания, быстроты реакции, обучение умению управлять своим телом и выполнять инструкции.
Ход игры: Все играющие идут по кругу, держась за руки. По сигналу ведущего (это может быть звук колокольчика, погремушки, хлопок руками или какое-нибудь слово) дети останавливаются, хлопают 4 раза в ладоши, поворачиваются и идут в другую сторону. Кто не успел выполнить задание, выбывает из игры. Игру можно проводить под музыку или под групповую песню. В таком случае дети должны хлопать в ладоши, услышав определенное слово песни (оговоренное заранее).
5. «Ласковые лапки»
Цель. Снять напряжение, мышечные зажимы, снизить агрессивность, развивать чувственное восприятие, гармонизировать отношения между ребенком и взрослым.
Оборудование: кусочек меха, кисточка, стеклянный флакон, бусы, губка, деревянная ложка.
Ход игры:Взрослый подбирает шесть-семь мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т. д., выкладывает их на стол. Ребенку воспитатель предлагает оголить руку по локоть, объясняет, что по ней будет ходить «зверек» и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой «зверек» прикасался к руке, — отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными.
Варианты игры: «зверек может прикасаться к щеке, колену, ладони; можно поменяться с ребенком местами.
Раздел III.
Игры, направленные на коррекцию импульсивности.
1. «Говори»
Цель. Развивать умение контролировать импульсивные действия.
Ход игры:Скажите детям следующее: «Я буду задавать вам простые и сложные вопросы. Но отвечать на них можно только тогда,когда я дам команду: «Говори!». Давайте потренируемся. «Какое сейчас время года? (Педагог делает паузу.) Говори!», «Какого цвета у нас в группе (в классе) потолок? … Говори!», «Какой сегодня день недели?. Говори!», «Сколько будет два плюс три?»». И т. д.
Игра может проводиться как индивидуально, так и с группой детей.
2.»Тух – тиби — дух»
Цель: снятие негативных настроений и восстановление сил.
Ход игры: «Я сообщу вам по секрету особое слово. Это волшебное заклинание против плохого настроения, против обид и разочарований. Чтобы оно подействовало по-настоящему, необходимо сделать следующее. Сейчас вы начнете ходить по комнате, ни с кем не разговаривая. Как только вам захочется поговорить, остановитесь напротив одного из участников, посмотрите ему в глаза и трижды,сердито-пресердито произнесите волшебное слово: «Тух-тиби-дух». Затем продолжайте ходить по комнате. Время от времени останавливайтесь перед кем-либо и снова сердито-пресердито произносите это волшебное слово чтобы волшебное слово подействовало, необходимо говорить его не в пустоту, а глядя в глаза человека, стоящего перед вами. В этой игре заложен комичный парадокс. Хотя дети должны произносить слово.
«Тух-тиби-дух» сердито, через некоторое время они не могут не смеяться.
3.“Сиамские близнецы” (Кряжева Н. Л., 1997)
Цель: научить детей гибкости в общении друг с другом, способствовать возникновению доверия между ними, снятие импульсивности.
Ход игры: Скажите детям следующее. “Разбейтесь на пары, встаньте плечом к плечу, обнимите друг друга одной рукой за пояс, правую ногу поставьте рядом с левой ногой партнера.Теперь вы сросшиеся близнецы: две головы, три ноги, одно туловище, и две руки. Попробуйте походить по помещению, что-то сделать, лечь, встать, порисовать, попрыгать, похлопать в ладоши и т. д. ” Чтобы “третья” нога действовала “дружно”, ее можно скрепить либо веревочкой, либо резинкой. Кроме того, близнецы могут “срастись” не только ногами, но спинками, головами и др.
4. «Запрещенное движение».
Цель – развитие самоконтроля и коррекции импульсивности.
Ход игры: Определяется запрещенное движение, которое нельзя повторять. Взрослый быстро показывает разные движения, а ребенок должен успеть повторить все, кроме запрещенного.
5. «Разговор с руками».
Цель – контроль импульсивности.
Ход игры: Ребенка просят обвести ручки, раскрасить и договориться с ними, чтобы они слушались хозяина. Ручки очень хорошие, но иногда не послушные.
6. «Съедобное – несъедобное».
Цель – контроль импульсивности.
Ход игры: Игра с мячом.Перечисляются разные предметы: если съедобное, нужно ловить, несъедобное – прятать руки.
Список литературы
1. Лютова Е. К., Монина Г. Б.Шпаргалка для взрослых: психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми.
2. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? М., 2000.
3. Карабанова О. А. Игра в коррекции психического развития ребенка. М., 1997.
4. Крюкова С. В., Слободяник Н. С. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. М., 1999.
5. Фромм А. Азбука для родителей. Ленинград, 1991.
Источник