Коррекционного занятия по физическому развитию ребенка

Ольга Жало
Коррекционная направленность физкультурных занятий

Коррекционная направленность физкультурных занятий.

В настоящее время имеет место быть проблема состояния здоровья детей дошкольного возраста. За последние годы возросло число дошкольников 5 – 6 лет, имеющих различные нарушения нервно – психического развития. Эти неблагоприятные процессы в значительной степени связаны с неудовлетворительным состоянием окружающей среды, деформацией семейных отношений, недостатками в работе лечебно – профилактических учреждений и др.

Известно, что дети с задержкой имеют разные физические возможности и характеризуются большой подвижностью, высокой реактивностью, неуравновешенностью. Движения их резки, быстры, часто бесцельны. Как правило, они хорошо выполняют простые упражнения, но избегают движений, требующих точности, сосредоточенности, сдержанности. Среди детей с ЗПР встречаются дети и с малой двигательной активностью, они вялы, пассивны, быстро утомляются.

Все это и определяет актуальность разработки содержания и методики проведения физкультурных занятий с данной категорией детей.

Педагогические методы и приемы работы носят коррекционно – развивающий характер и направлены на максимальное преодоление нарушений в развитии с ориентировкой на положительные возможности ребенка. Наиболее адекватной формой преодоления и компенсации недостатков является двигательная активность.

Учитывая психофизические особенности детей с ЗПР, длительность физкультурных занятий не превышает 15 – 25 минут в зависимости от возраста. Физкультурные занятия с детьми данной категории включают в себя специальные коррекционные упражнения для развития памяти, внимания, речи, также упражнения для развития общей и тонкой моторики, функции равновесия, ориентировки в пространстве, зрительно – опорной координации движений.

В процессе коррекционно – развивающей работы с детьми дошкольного возраста, имеющими ту или иную форму ЗПР, на физкультурных занятиях мы используем подвижные игры и спортивные упражнения, упражнения с речетативами (логоритмика, данстерапию, ритмопластику, психогимнастику, релаксацию, пальчиковую гимнастику, упражнения с коррекционными мячами, упражнения на профилактику плоскостопия, упражнения на развитие равновесия.

Для детей с ЗПР рекомендуют интегрированные физкультурные занятия, то есть такие, на которых решаются задачи физического воспитания и других разделов программы воспитания и обучения в д /у (математическое развитие, познавательное развитие, сенсорное развитие, развитие речи).

Подвижные игры.

Для выполнения коррекционных задач очень важно использовать подвижные игры. Характер игры, ее содержание должны быть разнообразны. Это может быть сюжетная игра или игра – инсценировка. Возможно проведение бессюжетных игр, игр с предметами. Нормализуя моторную функцию ребенка, игра помогает решить и ряд других коррекционно –воспитательных задач: повышает активность, развивает подражательность, формирует игровые навыки, совершенствует речь, поощряет творческую активность детей. Подвижные игры одновременно помогают успешному формированию речи, способствуют развитию ритма, гармоничности движений, положительно влияют на психологическое состояние детей. В подвижных играх используется согласование речи с движением.

Например:подвижные игры: «Медведь», «Разноцветный мячик», «Ловишка с рыбками», «Мой веселый звонкий мяч», «Тучка» (с обручем).

Упражнения с речетативами (логоритмика).

При коррекции дефектов речи у дошкольников с ЗПР необходимо включать в работу максимальное количество анализаторов – слуховой, зрительный, кинестетический, рече – двигательный (С. Г. Шевченко, 1998). Соответствующие условия мы создаем и на физкультурных занятиях. В процессе выполнения различных разновидностей ходьбы и бега, общеразвивающих упржнений, основных движений, подвижных игр детям предлагаются задания для закрепления и активизации звуков на основе хорошо знакомых стихов, песенок, потешек, считалок. При выполнении упражнений дети одновременно проговаривают речетатив.

Например: Во время выполнения ходьбы с высоким подниманием колена (дети – лошадки)можно использовать речетатив:

«Цок – цок! Конь живой, с настоящей головой,

С настоящей гривой. Вот какой красивый!».

Во время бега речетатив «Самолет»: «Самолет летит, летит. смелый летчик в нем сидит».

В упражнении для укрепления мышц шеи, плечевого пояса, груди, живота,ног — речетатив: «Мячик».

«Чтоб на спинке покачаться,

Буду в мячик превращаться».

В подвижных играх при выборе водящих используются считалки.

Занятия с элементами логоритмики осуществляются в контакте с логопедом.

Данстерапия.

Данстерапия для дошкольников с ЗПР предполагает осуществление спонтанного танцевального действия, что способствует выработке свободы и выразительности движений, развивает общую подвижность и повышает физические и психические возможности организма детей.

Однако, следует учитывать, чем меньше двигательный опыт у детей, чем меньшим запасом они обладают, тем сложнее им выполнить задание «Двигайся, как хочешь», поэтому следует проводить предварительную подготовку, объясняя и показывая детям варианты движений, которые они в дальнейшем могут творчески преобразовывать.

Например: упражнения с ленточками, султанчиками. Для повышения эффективности работы можно предлагать игровые сюжеты свободного танца, например: «Лягушата», «Зайчата», «Насекомые».

Данстерапию можно использовать в заключительной части занятия.

Ритмопластика.

Музыка, игра и разнообразие движений создают благоприятные условия для формирования двигательных, психомоторных функций и развития умственной сферы дошкольников с ЗПР.

Во время движений под музыку регулируются процессы возбуждения и торможения в центральной нервной системе, активизируются память и внимание, нормализуются эмоционально – волевые процессы.

На физкультурных занятиях с элементами ритмопластики мы проводим комплексы ОРУ, выполняемые поточно в соответствии с темпом и ритмом музыки. Для развития у детей интереса и восприятия как законченного «художественно – смыслового образа», комплексы носят сюжетно –игровой характер: «Русский лирический» с платочком, «Ламбада» с султанчиками, «Улыбка» с мячом и др.

Психогимнастика.

При использовании элементов психогимнастики на физкультурных занятиях осуществляется эмоциональный, коммуникативный и поведенческий тренинг детей.

Используются игры на развитие внимания: «Будь внимателен», «Четыре стихии», памяти «Найди свое место», игры на преодоление двигательного автоматизма «Замри», подвижные игры «Лисонька, ты где?», «Белые медведи», этюды на тренировку отдельных групп мышц «Шалтай – болтай», «Насос» и др.

Центральным звеном этой формы является создание образа («Гномики», «Водители», «Циркачи», находясь в котором ребенок через движение показывает его характер, настроение. Такие упражнения помогают формировать у детей дошкольного возраста возможность управлять своими эмоциями и действиями; умение моделировать и приводить свои мысли и чувства, желания и возможности, способности поддерживать гармонию душевного и физического состояния.

Релаксация – позволяет успокоить, снять мышечное и эмоциональное напряжение.

Во время релаксации дети учатся напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, чувствовать разницу между напряжением и расслаблением, произвольно управлять своим телом и эмоциями. Релаксацию можно проводить как вводной части занятия, так и в заключительной. Например: «Корабль и ветер»— цель этой игры: настроить группу на рабочий лад. «Винт»— цель: снятие мышечного зажима в области плечевого пояса. «Зоопарк»— цель: помогает снять напряжение.

Пальчиковая гимнастика.

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисовании. а в дальнейшем и к письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Например: «Лепешки», «Слива» — с мячом ежиком.

Упражнения с коррекцирнными мячами (фитболами).

Мяч имеет определенные свойства, используемые для оздоровительных, коррекционных и дидактических целей. Это и размер, и цвет, и запах, и его особая упругость.

Лечебный эффект обусловлен биомеханическими факторами – это прежде всего воздействие колебаний мяча на позвоночник.

Занятия с мячом укрепляют мышцы спины и брюшного пресса, создают хороший мышечный корсет, но главное – формируют навыки правильной осанки.

Упражнения с фитболами можно использовать в разных частях занятия. Например: Упражнение «Медвежонок» — укрепляет внутренний продольный свод стоп, межлопаточную область, формирует правильную осанку.

«Медвежонок косолап,

Ходит вперевалочку,

От его когтистых лап

Ульи все вповалку.

Медвежонку снится сон

Сладкий и душистый,

Черный нос свой видит он

Липким, золотистым».

Профилактика плоскостопия.

Под плоскостопием понимают деформацию стопы,сопровождающуюся опусканием ее сводов: продольного, поперечного или продольно – поперечного.

Основной причиной развития плоскостопия является слабость мышц связочного аппарата, принимающих участие в поддержании свода стопы.

В основе профилактики плоскостопия лежит укрепление мышц, поддерживающих свод. Для укрепления сводов стопы,мышц нижних конечностей можно использовать:движения танцевального характера: приставные шаги, ходьба на пятках «цыплята»,имитационная ходьба: «лисички», «медведи», подскоки, упражнения с предметами (мяч, обруч, гимнастическая палка, «шнурочек», скакалка, мешочек, кубик и др., массажную дорожку, ребристую доску, дорожку из полумячей, пособия (лестницы, скамейки и т. д., мелкие предметы (шишки, карандаши, фломастеры, скомканные бумажки и т. д.

Упражнения для профилактики плоскостопия можно включать в разные части занятия.

Упражнения на развитие равновесия.

Для формирования качественных основных движений важное значение имеет чувство равновесия, которое у детей с ЗПР нарушено. Поэтому мы уделяем большое внимание упражнениям на развитие равновесия.

Интегрированные физкультурные занятия.

Такие занятия проводятся по традиционной схеме, но включают в себя задания на закрепление и совершенствование знаний и умений, полученных на занятиях по другим разделам программы (математическое развитие, познавательное развитие, развитие речи, изобразительная деятельность).

В содержание интегрированных физкультурных занятий можно вводить дидактические игры с движением («Вызов номеров», «Дни недели» — математика; «Раз, два, три – к дереву беги!», «Вершки и корешки» — экология; «Собери букет» — рисование, экология и т. д., игровые занятия «Измерь, кто дальше прыгнул», «Собери из лучиков такую же картинку» и др., имитационные действия («Ходим, как мишка, петушок. лисичка», «Подул ветер, деревья качаются», «Ползем, как кошечки» и т. д.).

Источник

Подготовка детей старшего дошкольного возраста к успешному обучению в школе – важнейшая задача. Эта подготовка предусматривает разностороннее развитие каждого ребенка и в первую очередь его полноценное физическое развитие.

Для этого преследуются следующие задачи:

  1. Учить детей конкретным знаниям, умениям и навыкам, которыми должны овладеть дети к моменту перехода в школу;

  2. Укрепление здоровья детей.

Физическое воспитание детей подготовительной к школе группе требует особого внимания. Возрастные особенности детей этой группы благоприятный для достижения

хорошего физического развития и укрепления здоровья. Старшим дошкольникам доступно овладение новыми сложными формами движения, а также совершенствование

некоторых элементов техники. Дети достигают сравнительно высоких результатов в выполнении движений, способны совершать их в различном темпе, амплитуде, проявляя

значительные скоростно-силовые возможности и выносливость. Дети старшего дошкольного возраста овладевают различными движениями и упражняются в них осознанно.

Большое значение здесь имеют взаимопосещения физкультурных занятий учителями в детском саду и инструкторов в школах, где корректируется программа физического

воспитания по подготовке к школе.

На первом месте стоит тестирование детей, что позволяет выявить реальный уровень развития ребенка и степень его совершенствования возрастным нормам, а также

определить отклонения и недостатки физического и нервно-психического развития.

Исходя из региональных возможностей, нами определены следующие тесты диагностики:

  1. Исследование гибкости – наклоны вперед из положения сидя.

  2. Обследование прыжков в длину с места.

  3. Прыжок в высоту с места.

  4. Обследование метания набивного мяча (m = 1 kg) на дальность из положения сидя, руки с мячом за головой.

  5. Челночный бег.

  6. Бег на дистанцию 30 м.

Наблюдая за детьми и их результатами в течение 5 лет, нами выведены свои региональные нормативы по трем уровням развития: высокий, средний и низкий.

Диагностика проводится два раза в год (сентябрь, май), в результате которой выявляются дети с низким уровнем развития или слабым средним, нуждающимися в коррекции

психофизической функции.

В течение года с этими детьми проводится коррекционная работа, т.е. выполняются подводящие упражнения к основному, добиваясь, более высоких результатов по каждому

движению. На конец учебного года проводится повторное тестирование, на детей заполняются диагностические карты и передаются в школу.

Параллельно с коррекционной работой в детском саду ведется работа по укреплению здоровья детей и коррекции опорно-двигательного аппарата.

  1. Закаливающие процедуры:

    • Утренняя гимнастика в помещении в облегченной форме и на воздухе в теплый период.

    • Физкультурные занятия в спортивном зале и на воздухе.

    • Дыхательная гимнастика в помещении и на воздухе в теплый период.

    • Круглый год работает фитобар.

    • Сауна.

    • Занятия в бассейне.

    • Физиолечение.

    • Массаж.

  2. Коррекционная работа по профилактике опорно-двигательного аппарата.

Своевременное воздействие на формирующуюся осанку и стопу в период дошкольного возраста очень важно. Чем раньше начнется профилактика и коррекция различных видов

нарушения осанки и стопы, тем больше вероятности того, что в школе у ребенка не возникнет проблем с повышенной утомляемостью, головными болями и болями в мышцах.

В нашем детском саду профилактика нарушений осанки и плоскостопия осуществляется на:

  • физкультурных занятиях

  • занятиях в бассейне по обучению плаванию

  • коррекционной работе

Для проведения этой работы определены следующие задачи:

    1. Создать благоприятные условия для увеличения подвижности позвоночника и голеностопного сустава.

    2. Способствовать правильному расположению частей тела.

    3. Осуществить коррекцию имеющихся нарушений осанки и стопы.

    4. Закреплять навыки правильной осанки, правильно ставить ногу, выбирать обувь.

Проводя эту работу, дети нашего детского сада добились высоких результатов, становились неоднократными победителями городских и районных соревнований среди

детских образовательных учреждений, а выпустившись продолжают заниматься спортом, защищая честь школы.

При обследовании детей необходимо обеспечить спокойную обстановку, избегать появления у ребенка отрицательных эмоций.

На обследование дети приглашаются небольшими группами, в зависимости от возраста и методики обследования. При обследовании важно соблюдать индивидуальный подход,

обращаться к ребенку только по имени, учитывать возрастные особенности детей.

Младшие, застенчивые дети нуждаются в большей заинтересованности, эмоциональности, побуждении к выполнению задания. В то же время и старших детей важно 

активизировать, поощрять на достижение более высоких результатов, однако не следует подсказывать приемы, касающиеся техники исполнения (например, «шире шаги»,

«поставь ногу назад» и т.д.).

При обследовании физических качеств одежда и обувь детей должна быть удобной, облегченной. Обувь не должна соскакивать с ног. Во время проведения тестов условия

окружающей среды должны тщательно фиксироваться, так как они могут менять функции организма человека. Рекомендуется учитывать: атмосферное давление, температуру

по сухому термометру, скорость ветра, должно быть указано место проведения тестов.

Работа с медицинскими картами.

Из медицинской карты берутся данные:

  1. ФИО ребенка.

  2. Дата рождения.

  3. Текущая заболеваемость за полгода (используются данные медицинских справок, которые даются врачом поликлиники при возвращении ребенка в садик после болезни; в справке должны быть указаны сроки заболевания и диагноз).

  4. Общая заболеваемость (сведения о диспансерном наблюдении, группа здоровья на момент обследования).

  5. Состав семьи (полная, неполная).

Ежедневно, сталкиваясь со своими маленькими детьми, руководитель физического воспитания несет особую ответственность за их нормальное развитие, поэтому для него

важным является умение быстро и правильно оценить степень физического развития ребенка, а также его основных двигательных качеств: ловкости, быстроты, силы,

выносливости, гибкости.

Физическое развитие – это совокупность морфологических и функциональных свойств организма, характеризующих процесс его роста развития. Оно представляет собой

процесс биологического созревания клеток, тканей, органов всего организма. Внешне физическое развитие проявляется увеличением размеров частей тела ребенка и

изменением функциональной деятельности его различных органов и систем.

Физическое развитие понятие комплексное, собирательное и признаки, характеризующие его, разнообразны. Исследование физического развития позволяет определить

размеры тела, формы, пропорции его частей, а также некоторые функциональные возможности.

Правила проведения исследования.

Исследования лучше проводить в первой половине дня, в теплом, светлом, хорошо проветриваем специально приспособленном помещении или уголке, или на площадке.

  1. Температура в помещении должна быть не ниже 18 градусов.

  2. Измеряемые участки тела должны быть обнажены.

  3. Исследование не должно быть длительным по времени.

  4. Необходимо соблюдать точность измерений.

  5. Все лица, проводящие исследование, должны быть тщательно подготовлены к их проведение.

  6. К началу работы должны быть разработаны программы измерений и формы протоколов, куда заносятся результаты обследования.

  7. Необходимо при исследовании быть точным, аккуратным, внимательным.

Измерение длины тела.

Длина тела стоя и сидя измеряется с помощью ростомера с точностью до 0,5 см. Испытуемый становится в позу, корпус выпрямлен, руки свободно опущены, пятки вместе, носки

разведены. Ростомера касаются три точки: пятки, ягодицы, лопатки. Голова расположена так, что угол глаза и козелок уха находятся на одной линии (немецкая горизонталь),

планшетка ростомера должна касаться верхушечной точки (наиболее высокой точки на темени). Аналогично положение и при измерении роста сидя. Отсчет ведется от

поверхности сидения.

Определение веса тела.

Вес тела определяется при максимальном обнажении испытуемого на медицинских весах с точностью до 50 гр., через 2 – 3 часа после еды. К вечеру вес тела увеличивается на 1 кг., а после обеда на 2 кг. и более.

Измерение объема грудной клетки.

Объем грудной клетки измеряют сантиметровой лентой. Испытуемый стоит лицом к исследователю. Лента располагается так, что нулевое деление находится впереди

испытуемого. Лента должна прилегать к телу, но не сдавливать, не смещать кожу. Рекомендуется в начале натянуть ленту, а затем ослабить её. Лента накладывается так, чтобы

сзади она проходила под нижним углом лопаток, с боку – между туловищем и руками, а спереди немного закрывала околососковые кружки. Нужно следить, чтобы лента лежала

горизонтально, а также учитывать, что матерчатая лента вытягивается и после 30 – 40 измерений должна быть заменена новой.

Методика исследования гибкости.

(наклон вперед из положения «сидя»)

На полу проводятся две перпендикулярные линии.

Испытуемый без обуви садится со стороны линии ВГ так, чтобы его пятки находились рядом с линией АБ, но не касались её. Расстояние между пятками 20 – 30 см. Ступни

вертикальны.

Руки вперед, внутрь, ладони вниз. Воспитатель прижимает колени к полу, не позволяя сгибать ноги во время наклонов. Выполняется три медленных предварительных наклона

(ладони скользят вдоль размеченной линии). Четвертый наклон зачетный выполняется за 3 секунды. Результат засчитывается по кончикам пальцев (может быть отрицательным,

если наклон был до линии АБ) с точностью до 0,5 см.

Методика обследования прыжков в длину с места.

Дает оценку разгибателей ног, также служит показателем прыгучести, отражает состояние общей координированности, уровень развития скоростно-силовых качеств и

двигательных способностей.

Обследование прыжков в длину с места проводится или на участке или в помещении. На участке прыжок выполняется в заполненную песком яму для прыжков или на

взрыхленный грунт (площадью 1 х 2м). Для прыжков в помещении (в зале, групповой комнате) может быть использована ковровая дорожка, повернутая ворсом вниз. Встав на

исходную линию (носки за чертой, ноги на ширине ступни), прыгающий делает взмахи руками назад и, отталкиваясь обеими ногами, прыгает вперед, приземляясь на обе ноги.

Лучший результат из трех попыток фиксируется в сантиметрах, по следам пяток в момент приземления.

Обследование проводят два человека. Один объясняет, следит за исходным положением, другой фиксирует результат. Первыми для обследования лучше брать более активного

ребенка. Для младших детей нужно провести небольшую линию или условно показать место, куда надо прыгать. Важно и подбодрить детей, стимулировать ребенка прыгнуть

еще дальше.

Для измерения длины используется деревянная рейка (на 2 метра) или металлическая рулетка.

Прыжок в высоту с места.

Определяет силу разгибателей стопы и спины.

Инвентарь: матерчатый сантиметр, к концу которого привязано кольцо материи (Д = 40 см) и отрезок резинки длиной 6 – 10 см.

Обследование производится в зале или комнате. К полу прикреплен отрезок резинки на кнопки или обойные гвозди, в натянутом виде. Между полом и резинкой пропускается

сантиметр. Обследуемый ребенок становится перед резинкой, ноги на ширине плеч (следить, чтобы стоял прямо, не наклонялся вперед). Проводящий обследование одевает

ленту на шею ребенка (можно вместо ленты крепить сантиметр к поясу, одеваемому на талию ребенка), слегка натягивает сантиметр, замечает, какое деление сантиметра

пересекается с резинкой и затем ослабляет натяжение ленты сантиметра. Ребенок немного сгибает ноги, отводя руки назад и выполняет прыжок вверх с активным махом руками

вверх. Проводящий обследование отмечает, насколько придвинулся сантиметр, подсчитывает высоту прыжка. Для того, чтобы дети выпрыгивали вертикально, желательно

подвесить над головой ребенка мяч или игрушку и нацеливать детей доставать её.

Методика обследования метания на дальность.

Метание способствует созданию мышечного корсета, укрепляет мышцы рук, спины, плечевого пояса, благоприятствует формированию правильной осанки, развивает

подвижность в суставах пальцев, кисти, совершенствует движения рук в целом. Метание является отражением скоростно-силовой подготовленности ребенка.

Бросок набивного мяча (1 кг) обеими руками из-за головы производится из исходного положения сидя, ноги врозь. Пятки не пересекают черту, от которой измеряют дальность

броска. Мяч отводится назад, затем резко выбрасывается вперед. При броске голову не опускать, провожать мяч взглядом. Ребенок выполняет 3 попытки, фиксируется один

результат. При явном срыве ребенку позволяют перебросить неудавшийся бросок.

Методика обследования скоростных качеств

в зависимости от возраста.

Бег на дистанцию 30 м. На участке (или за его пределами) выбирается дорожка длиной не менее 40 м. Небольшое пространство (2 – 3 м), должно быть перед стартом и после

финишной линии (5 – 7м), для того, чтобы дети не снижали скорость задолго до финишной черты. Дорожка должна быть свободна от ветвей, кустов, от играющих детей,

проходящих взрослых.

Линия старта отмечается хорошо видной поперечной полосой. Здесь же можно приготовить скамейку для одежды и игрушек. Линия финиша наносится сбоку короткой чертой

для определения места обследователя, стоящего на финише, так как перед финишной линией, проведенной поперек дорожки, дети могут останавливаться. За линией финиша на

расстоянии 5 м устанавливается хорошо видимый ориентир (флажок, куб и т.д.). Расположении линии старта должно быть таким, чтобы солнце не светло в глаза бегущему

ребенку.

Наряду с оценкой времени бега следует оценить и технику бега (положение головы и туловища, координацию движений, качество полета, прямометность, ритмичность),

подсчитывается число беговых шагов, сделанных ребенком от старта до финиша.

В забеге участвуют двое, результаты которых фиксируют с помощью секундомера. Дается одна попытка.

Возраст

(лет)

Пол

Рост

(см)

Вес

(кг)

Гибкость

(см)

Метание

(см)

Прыжки в длину

(см)

Прыжки в высоту (см)

Челночный бег

(сек)

Бег 30 м

(сек)

3

м

92 – 99

13,7 – 15,3

В + 13

С + 10

Н + 7

В 53

С 45

Н 39

д

99 – 107

13,1 – 16,7

В + 16

С + 13

Н + 10

В 49

С 41

Н 36

4

м

99 – 107

15,3 – 18,9

В + 11

С + 8

Н + 5

В 65

С 60

Н 55

В 77

С 70

Н 63

В 18

С 15

Н 12

В 14,5

С 14,8

Н 15,1

В 8,5

С 8,8

Н 9,1

д

96 – 106

14,4 – 17,9

В + 14

С + 11

Н + 8

В 55

С 50

Н 45

В 72

С 65

Н 58

В 16

С 13

Н 10

В 15,0

С 15,3

Н 15,6

В 9,4

С 9,7

Н 10,0

5

м

105 – 116

17,4 – 22,1

В + 9

С + 6

Н + 3

В 75

С 70

Н 65

В 90

С 83

Н 76

В 22

С 19

Н 16

В 12,7

С 13,0

Н 13,3

В 7,5

С 7,8

Н 8,1

д

104 – 114

16,5 – 20,4

В + 12

С + 9

Н + 6

В 71

С 66

Н 61

В 87

С 80

Н 73

В 20

С 17

Н 14

В 13,0

С 13,3

Н 13,6

В 8,2

С 8,5

Н 8,8

6

м

111 – 121

19,7 – 24,1

В + 7

С + 5

Н + 3

В 90

С 85

Н 80

В 109

С 103

Н 97

В 28

С 25

Н 23

В 11,5

С 11,8

Н 12,1

В 7,0

С 7,3

Н 7,6

д

111 — 120

19,0 – 23,6

В + 10

С + 8

Н + 6

В 85

С 80

Н 75

В 101

С 94

Н 87

В 25

С 22

Н 19

В 12,1

С 12,4

Н 12,7

В 7,2

С 7,5

Н 7,8

Примечание: «В» — высокий уровень, «С» — средний уровень, «Н» — низкий уровень

Источник