Коррекционная работа в центре развития ребенка

Коррекционная работа в центре развития ребенка thumbnail

Регина Насырова
Коррекционная работа. Что это?

КОРРЕКЦИОННА РАБОТА. ЧТО ЭТО?

Формирование личности ребенка очень серьезный процесс. И этот процесс не всегда идет вверх, как бы нам не хотелось. Этому можно найти различные причины. Например, подросток был совершенно послушным и на горизонте не было видно проблем, но вдруг он становится агрессивным, непослушным ребенком. Бесконечные жалобы от учителей выслушивают родители. С ним нельзя установить контакт, Объяснение всему этому может скрываться как во внутренних, так и во внешних причинах, которые мешают формированию личности в необходимое русло. Также, нельзя забывать об ошибках семейного и школьного воспитания. Существуют типичные отклонения в поведении школьника. Такие, как-лень, агрессия, недисциплинированность, упрямство. Проявляются они в семье, в школе. Для того, чтобы изменить ситуацию в положительное направление, первоначально нужно подготовить индивидуальную программу для коррекционной работы, затем к ребенку нужно отнестись с пониманием и без оценивания личности (оцениваем только ситуацию).Очень важно принятие и понимание, так как это главные составляющие в работе с детьми.

Так что же такое коррекция? Коррекция— система психолого-педагогических воздействий, направленных не только на преодоление или ослабление отрицательных качеств личности ребенка, но и на формирование по отношению к ним положительных качеств.

Причины отклонения в поведении детей

• Холодность и отстраненность родителей к ребенку

• Психологическая изоляция в классном коллективе

• Отрицательная микросреда

• Ошибки в воспитании

Продуктивность работы над проблемами ребенка в большей степени зависит от личностных характеристик воспитателя, от того как он относится с детьми, как он общается с ними.

Известный американский психолог К. Роджерс разработал личностно ориентированную психотерапию, которая направленна исключительно на принятие клиента. Так и взаимодействие воспитателя с ребенком должно проходить в контексте эмпатии и сотрудничества.

Результатом проработки является трансформация отрицательных качеств в положительные. Например, если ребенок ленив, то нужно развивать в нем трудолюбие. Не контактен, застенчив, то нужно социализировать его в обществе. На это может уйти очень много сил и времени и необходимо с терпением подойти к ситуации ребенка.

Этапы коррекционной работы

1. Узнать ребенка. Видеть его цельно, то есть и сильные и слабые стороны. Найти причинно-следственную связь такого поведения.

2. Выявить цели и способы действия по преображению отрицательных качеств в положительные.

3. Обесценивание отрицательных паттернов поведения, параллельно формирование мотивов положительного поведения.

4. Выбор вида деятельности, в которой ребенок сможет проявить себя с положительной точки зрения

5. Закрепление прививаемых качеств.

6.

Подведя итоги, безусловно, содержание работы зависит от ситуации. Каждому ребенку мы подбираем ключик. Это, в свою очередь, требует от воспитателя глубокого понимания как самого учащегося, так и его микросреды. Воспитатель должен проделать кропотливую и достаточно интенсивную работа, которая приводит к тому, что ребенок учится сглаживать свои острые уголки, которые мешают ему реализоваться в той мере, какой это возможно.

Источник

Коррекционно-развивающая работа педагога дополнительного образования в условиях современного реабилитационного центра.

Коррекционно-развивающая работа способствует более эффективному развитию ребенка, раскрытию и реализации его способностей в различных сферах деятельности. Эта работа включена в психолого-медико-педагогическое сопровождение ребенка в образовательном процессе.

Особенности коррекционно-развивающей работы:

1. Создание положительной психологической атмосферы

2.Задания выполняются в игровой форме

3.Отметки не ставятся, хотя отслеживание результатов развития ребенка ведется на каждом занятии

4.Для достижения развивающего эффекта необходимо неоднократное выполнение заданий обучающимся, но на более высоком уровне трудности.

Занятия проходят в индивидуальной и групповой форме. На каждом занятии создается ситуация успеха, способствующая повышению учебной мотивации и самооценки реабилитируемых детей. Занятия проводятся с учетом индивидуальных особенностей обучающихся с учетом возрастного периода.

Развитие мелкой моторики играет важную роль в овладении учебными навыками. На занятиях выполняются упражнения для развития зрительно-двигательных координаций:

1. Срисовывание геометрических фигур и узоров разной сложности.

2.Обведение по контуру геометрических фигур разной сложности с последующим расширением радиуса обводки по внешнему контуру или по внутреннему.

3.Вырезание по контуру фигур из бумаги.

4. Различные виды изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация).

5.Работа с мозаикой.

Педагог содействует развитию художественного восприятия, наглядно-образного мышления, творческого воображения и художественного вкуса. Обогащает детей эстетическими впечатлениями в области национального и мирового искусства. Знакомит с языком искусства, основными средствами художественно-образной выразительности: живопись, графика, архитектура, скульптура, дизайн, народное и декоративно-прикладное искусство. Педагог учит детей входить в образ. Создает условия для освоения детьми обобщенных способов и приемов изображения знакомых предметов на основе доступных средств художественно — образной выразительности: цвет, пятно, линия, форма, ритм. Вызывает интерес к сотворчеству с другими детьми при создании коллективных работ. Интегрирует виды художественной деятельности: рисование и аппликация, лепка и конструирование. Побуждает детей самостоятельно выбирать художественные техники для создания выразительных образов. Советует сочетать различные виды деятельности при создании совместной композиции. Показывает возможность создания одного и того же образа в разных художественных техниках. Поощряет проявление инициативы и самостоятельности в поиске и реализации творческих замыслов. Проявляет уважение к художественным интересам каждого ребенка, создает условия для экспериментирования и самостоятельного художественного творчества. Консультирует родителей , как поддержать индивидуальные интересы и способности ребенка, каким образом организовать дома его художественную деятельность и создать условия для творчества.

Читайте также:  Оценка особенностей развития ребенка анкета

В лепке педагог поддерживает у детей интерес к созданию объемных фигурок, рельефных изображений, простых композиций, знакомит с обобщенными способами лепки, со свойствами материала. Дети увлеченно экспериментируют с пластическим материалом, заинтересованно обследуют предмет, понимают взаимосвязь между характером движения руки и получаемой формой. Синхронизируют работу обеих рук Ощупывают перед лепкой объемные предметы, используя зрительно-двигательное модулирование формы. С помощью занятий лепкой, дети впервые начинают чувствовать движение каждого пальца. В результате координируется работа глаз и рук, формируется зрительный контроль за движениями рук. Часто ребенок, положив комочек пластилина между ладонями, не может придать ему нужную форму. Можно взять ладошки ребенка в свои руки и научить сдавливать комок, чтобы ребенок почувствовал нужное движение и его силу

В рисовании педагог поддерживает интерес детей к творческому освоению изобразительных материалов и художественных инструментов, знакомит с новыми способами рисования. Содействует развитию зрительного восприятия, формирует представление о предметах и явлениях окружающего мира. Создает условия для их активного познания. Дети с интересом создают образы и простые сюжеты. Самостоятельно находят композиционные решения с учетом замысла, а так же размером и формой листа. Бумаги. Используют освоенные средства, приемы изображения. Координируют движение руки. Широкие движения при рисовании на большом пространстве, мелкие — для прорисовывания деталей, ритмичные для рисования узоров, локальные – в процессе штриховки.

В аппликации педагог расширяет представление детей о возможностях этого вида деятельности, сочетающего особенности изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Знакомит с ножницами, как художественным инструментом. Знакомит с техникой коллажа. Развивает способности к цветовосприятию. Дети создают различные композиции: предметные, сюжетные, абстрактные, декоративные из готовых или самостоятельно созданных форм (полосок, кругов, квадратов, прямоугольников, треугольников, различных мятых кусочков бумаги). Составляют аппликации из природного материала.

Созданные детьми рисунки, аппликации и объемные изделия широко используются в игровых, образовательных и бытовых ситуациях.

Педагогу важно помнить о том, что самые простые способы обследования и изображения будут непонятны и неинтересны для детей без опоры на отчетливые, конкретные представления, полученные на индивидуальном опыте.

Педагог учит детей сравнивать предметы и их изображения, разделяя во времени показ предмета и способ его изображения. Желательно, чтобы каждый ребенок получил возможность взять в руки предмет и самостоятельно обследовать его. Активное знакомство с предметами, понимание их формы и назначения, точное название помогает детям освоить необходимые способы изображения.

Обычно в начале каждой образовательной ситуации педагог демонстрирует уже знакомый детям предмет с самой характерной стороны , называет его, вызывает активный интерес с помощью художественного слова или игровой ситуации , показывает обобщенный способ изображения. Показ и пояснение должны быть четкими, понятными, лаконичными. Педагог может обратиться к наиболее способным детям с просьбой показать способ другим детям. Тем детям, которые затрудняются в освоении нового материала, педагог оказывает индивидуальную помощь. Важно помочь каждому ребенку испытать чувство удовольствия, удивления, радости, гордости своими достижениями. При этом педагог учитывает индивидуальные особенности и способности детей, не забывая о такте и чувстве меры.

Педагог постепенно формирует у детей представление о роли искусства в жизни человека и общества, а так же специфике художественных образов.

Педагог развивает эстетические эмоции , создает игровые и дидактические ситуации для восприятия произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

Педагог формирует устойчивый интерес к изобразительной деятельности

Педагог создает условия для творческого освоения детьми художественных техник разных видов изобразительной деятельности.

Читайте также:  Индивидуальный маршрут развития ребенка с зпр таблица

Педагог содействует формированию обобщенных способов создания художественных образов и простейших композиций.

Педагог знакомит с доступными изобразительными средствами.

Педагог поддерживает творческие проявления детей с учетом индивидуальных способностей.

Изобразительная деятельность имеет огромное значение для развития и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Искусство создает целостную картину мира посредством эмоциональных образов, мыслей, чувств, доступных каждому ребенку. Рисуя что либо , ребенок может сочувствовать, сопереживать. Чувство сопричастности к человеку, природе, животным помогает ребенку преодолеть отчуждение, замкнутость. Рисунки –это изображение действительности, которая отражает внутренний мир ребенка , его душевные переживания, взаимоотношения с окружающим миром в целом, состояние интеллекта, его работоспособность, восприятие, мышление, настроение.

С самого начала, когда ребенок только начинает учиться рисовать, очень важно, чтобы он усваивал правильные приемы работы с карандашами, красками, пластилином. Выполнять все действия на глазах у детей. Часто у ребенка при держании карандаша, кисточки наблюдается вялость пальцев или наоборот, чрезмерное напряжение и малая подвижность. Сидя рядом с ребенком за столом, показывайте. Как нужно правильно держать карандаш. Установить руку в нужном положении, вложить карандаш в руку ребенка и помочь ему его держать. Затем ребенок выполняет тоже самое самостоятельно. Начав с вертикальных, горизонтальных, наклонных линий, упражнения постепенно усложнять.

Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционных техник является наиболее доступной для особенных детей. Часто я предлагаю своим детям рисовать красками пальцем. Когда перед ребенком открыли краски, то у него сразу разбежались глаза – такое все яркое и красивое! Как тут ему удержаться от соблазна и не опустить палец в баночку с красой, которую он облюбовал? Раз уж палец в краске, то интересно оставить свой отпечаток на бумаге. А ведь это уже открытие, и ребенок на радостях восклицает: «Я умею рисовать пальчиком!»

В ходе овладения этими умениями и навыками развивается моторика , движения кисти, пальцев, формируется зрительно-двигательная координация, рука готовиться к обучению и письму.

Занятия по изодеятельности помогают воспитанию положительных качеств личности: усидчивость, внимание, умение доводить начатое дело до конца.

Большой коррекционной эффективности я добиваюсь с помощью проведения занятий с использованием смешанных техник изображения.

Работа с бумагой, тканью различной фактуры, нитками, веревочками создает предпосылки для последующей подготовки детей к знакомству с элементами трудовой деятельности.

Таким образом, специальные упражнения и использование нетрадиционных техник позволяют стимулировать действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на речи детей, совершенствуется память, воображение, мышление, внимание.

По результатам коррекционной работы детей отмечаю динамику в развитии детей: преобладает положительный эмоциональный фон. Дети становятся более активными. Наблюдается снижение негативных эмоционально-поведенческих проявлений. Внимание становиться более устойчивым, повышается самоконтроль. У детей формируются эталоны цвета, формы, величины.

При оценке динамики продвижения ребенка, не сравниваю его с другими детьми, а сравниваю с самим собой на предыдущем этапе развития. Я определила один из главных принципов своей деятельности: педагогический прогноз выводить на основе углубленного понимания медицинского диагноза, но всегда с педагогическим оптимизмом, стремясь в каждом ребенке найти сохраненные потенциальные возможности, положительные стороны его психического и личностного развития, на которые можно опереться в педагогической работе.

Источник

Ольга Карачанская
Алгоритм организации и проведения коррекционной работы педагога-психолога с детьми дошкольного возраста

Цель коррекционной работы педагога-психолога — оказание своевременной психологической помощи в процессе психического, психофизиологического и личностного развития детей на всех возрастных ступенях дошкольного детства.

Коррекционная работа педагога-психолога направлена на психические процессы, на эмоционально-волевую сферу, на смягчение адаптационного периода.

Прежде чем приступить к коррекционной работе педагог-психолог проводит диагностику по основным направлениям:

— выявление уровня готовности детей к началу школьного обучения;

— индивидуальная диагностика по запросам родителей;

— индивидуальная и групповая диагностика по запросам воспитателей;

— диагностика познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы дошкольников.

В результате диагностики выявляются дети с нарушениями в эмоциональной сфере, отклонениями в поведении и познавательном развитии. В последнее время большинство выявляемых отклонений у детей связаны с особенностями и типами семей, в которых они проживают. Из-за нарушений в семейной системе снижается потенциал ребенка, снижаются возможности его полноценной коммуникации, деформируется его личностное развитие. Данные отклонения препятствуют также развитию интеллектуальных функций ребенка. Поэтому необходима коррекционная работа с этими детьми, которая включает психологическое консультирование их родителей, проведение совместных клубов и мастер-классов.

Читайте также:  Психомоторное развитие ребенка с рождения до года

В ДОУ в течение года работает психолого-медико- педагогический консилиум (ПМПк). По результатам диагностики специалисты консилиума делают заключение о необходимости индивидуальной или подгрупповой коррекционной работы. После чего педагог-психолог может начинать коррекционную работу с данными детьми.

В целом система коррекционных мер, реализуемых в ДОУ, направлена:

— на активизацию познавательной деятельности и социальную адаптацию воспитанников;

— повышение умственного развития детей и формирование у них отдельных психических функций (памяти, внимания, восприятия и т. д.);

— овладение воспитанниками знаниями об окружающем мире, формирование у них опыта практического обучения и навыка самостоятельного поиска информации;

коррекцию недостатков эмоционально-личностного и социального развития детей.

Необходимо отметить, что коррекционная работа с детьми осуществляется в тесном взаимодействии с родителями и педагогами, так как каждый из этих факторов действует не в отдельности, а в сочетании с другими. То есть коррекционная-развивающая программа педагога-психолога обязательно должна включать работу с родителями и работу с воспитателями. Это может проходиться в виде консультаций, мастер-классов, родительских клубов, тренингов.

Не всегда правильно начинать индивидуальную коррекционную работу с очного обследования ребенка, поскольку первичный контакт, осуществляемый в такой форме, может повысить тревожность, страх перед оцениванием и в итоге исказить результаты диагностики. Корректнее получать первичную информацию о ребенке, особенно о его личностных характеристиках (уровне самооценки, тревожности, притязаний, агрессивности, мнительности и т. д., у воспитателя или родителей.

Форма проведения занятий зависит от конкретных задач обучения. Практика показывает, что наиболее эффективно происходит овладение знаниями и навыками, которые имеют наглядную основу (иллюстрации, непосредственная демонстрация необходимых действий педагогом-психологом, сопровождаются вербальным материалом, комментариями специалиста и самого ребенка, а также предлагаются в игровой или практической деятельности (конструирование, рисование, моделирование и т. д.). Проведение коррекционной работы предполагает использование таких форм работы как: психогимнастика, игротерапия, занятия с элементами тренинга, релаксация, сказкотерапия; занятия с использованием арт-терапевтических элементов.

Игра способствует созданию у детей положительного эмоционального настроения, повышает мотивацию к выполняемой деятельности, обеспечивает возможность изучать (или повторять) материал более вариативно. В начале обучения по коррекционно-развивающей программе на занятиях лучше предлагать ребенку серии тренировочных игр и упражнений с четко выраженными алгоритмами действий и правилами, что позволит ему позволит ему сформировать навык действия по инструкции.

Структура коррекционно-развивающего занятия должна предусматривать чередование различных видов деятельности: музыкально-ритмических упражнений, графических заданий, дидактических игр, проигрывание этюдов по ролям, разрешение проблемных ситуаций. Занятия обязательно должны включать технологии здоровьесбережения (разминка для глаз, пальчиковая гимнастика, физминутки и т. д.).

Создание целостной коррекционно-развивающей системы для детей с особенностями в развитии – сложная задача, требующая привлечения различных специалистов. В условиях детского сада коррекционная работа будет эффективной в том случае, если она осуществляется в комплексе, включающем педагогическую и психологическую коррекцию, а также медицинское сопровождение воспитанников.

На заключительном этапе коррекционной работы проводится ПМП консилиум, на котором озвучиваются результаты заключительной диагностики детей, подводятся итоги проведенной работы, делается вывод о эффективности разработанной программы. Также разрабатываются рекомендации специалистов.

В условиях внедрения ФГОС деятельность психолога несколько видоизменяется, в будущем в ДОУ могут поступать дети с ограниченными возможностями здоровья. Поэтому, и педагоги, и психолог должны владеть соответствующими компетенциями, знать, как построить коррекционную работу с такими детьми и распределить ответственность между различными участниками образовательного процесса.

Алгоритм коррекционной работы

I этап. Постановка проблемы

Цель: выявление предмета психологического воздействия и коррекционной работы, подтверждение обоснованности/необоснованности жалоб родителей и сотрудников ДОУ.

— групповая диагностика;

— индивидуальная углубленная диагностика.

II этап. Уточнение проблемы

1. ПМПк:

разработка стратегии комплексного сопровождения ребенка:

а) направление коррекционно-развивающего воздействия на ребенка;

б) психологическое воздействие на социум (коррекция детско-родительских отношений, детско-воспитательских отношений и отношений со сверстниками).

2. Составление коррекционно-развивающей программы.

III этап. Решение проблемы

1. Выполнение коррекционно-развивающей программы.

Параллельно осуществляется корректирующий контроль — уточнение, дополнение, изменение средств и методов коррекционно-развивающего воздействия на ребенка и его среду.

2. Итоговая диагностика.

3. ПМПк

— итоги проведенной работы;

— оценка эффективности программы;

— выявление факторов, препятствующих эффективности программы;

разработка рекомендаций специалистов.

Источник