Коррекционная работа с ребенком на развитие внимания

Наталья Андряшина
Консультация «Коррекция и развитие внимания детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями»

Коррекция и развитие внимания у дошкольников с речевыми нарушениями

Коррекционно – развивающую работу по развитию внимания мы рекомендуем проводить, используя различные игры и игровые упражнения, направленные на развитие внимания, так как игровая деятельность является ведущей у детей дошкольного возраста.

Мы предлагаем использовать комплекс игр, направленный на развитие концентрации, объема, распределения, переключения внимания.

На наш взгляд, только через систему игр, игровых упражнений и заданий удается перейти от истощаемого к устойчивому, высококонцентрированному вниманию.

Игры и упражнения, включающие умственную и двигательную активность, требуют от ребенка переключения, распределения и сосредоточенности внимания. Важным принципом развития внимания является требование к организации деятельности ребенка. Внимание поддерживается, когда дошкольник активен в отношении предмета, обследует его, открывая в нем все новое и новое содержание. В то же время взрослый требует довести начатое дело до конца, создает у ребят установку на получение качественного результата.

На наш взгляд, использование всех вышеперечисленных игр и игровых упражнений активизирует внимание дошкольников с нарушениями речи, а также повышает эффективность коррекционно-педагогической работы в целом.

2.1. УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ КОНЦЕНТРАЦИИ, ПРОДУКТИВНОСТИ И УСТОЙЧИВОСТИ ВНИМАНИЯ.

Данные упражнения направлены на развитие продуктивности, концентрации и устойчивости внимания, тренировку избирательности внимания, тренировку зрительного внимания, тренировку длительного удержания внимания у дошкольников с речевыми нарушениями.

Упражнение «Найдите 10 отличий»

Цель: развитие концентрации внимания.

Порядок выполнения и инструкция. Ребенку предлагаются картинки, в которых он должен найти сходства и различия. Педагог «Я предлагаю тебе рассмотреть картинки и найти в них сходства и различия. Будь внимателен»

Упражнение «Найди пару»

Цель: развитие концентрации, устойчивости, продуктивности внимания.

Порядок выполнения и инструкция. Ребенку предлагается две картинки. На первой изображены растения. Рассмотрев картинку № 1, ребенок должен отыскать два одинаковых растения и объяснить своё решение. Аналогичная работа проводится с картинкой №2.Педагог: «Посмотри (имя ребенка, пожалуйста, на первую картинку, что на ней нарисовано (ответ ребенка? А теперь найди два одинаковых растения и скажи мне, почему ты так думаешь».

Упражнение «Что изменилось?»

Цель: формирование умения определять изменения, перестановки, произошедшие на картинке, развитие устойчивости внимания.

Порядок выполнения и инструкция. Педагог предлагает внимательно рассмотреть сначала первую, а затем вторую картинку и объяснить,что изменилось: «Как ты думаешь, какая игрушка пропала с полки, а какая появилась?»

Упражнение «Найди фигурку, спрятанную в картинке»

Цель: развитие концентрации, устойчивости, внимания, формирование умения находить различные геометрические фигурки, «спрятанные» на картинке.

Порядок выполнения и инструкция.Ребенку предлагается найти на картинке спрятанные геометрические фигуры: круги, прямоугольники, треугольники.Педагог: «Посмотри внимательно на картинку и найди на ней изображения, которые тебе по форме напоминают круг (тоже прямоугольник, треугольник)»

Упражнение «Лабиринт»

Цель: развитие концентрации, продуктивности и устойчивости внимания.

Порядок выполнения и инструкция. Ребенку предлагаются всевозможные лабиринты, которые ребенок должен пройти внимательно сосредоточившись.Педагог: «Перед тобой лабиринт, ты должен пройти его. Внимательно сосредоточься и помоги кролику найти морковку».

Упражнение «Умная картинка»

Цель: развитие концентрации, устойчивости внимания, памяти.

Порядок выполнения и инструкция. Ребенку на короткое время (30 секунд) предъявляется картинка с изображением различных предметов. После этого картинку убирают, и ребенок по памяти должен ответить на вопросы,которые касаются показанных ему изображений: «Какие предметы нарисованы на картинке?», «Сколько вишен ты видел на картинке?», «Что ты видел, ручку или карандаш?», «Сколько конфет на картинке?»

Упражнение «Буквы и цифры»

Цель: тренировка избирательности внимания.

Порядок выполнения и инструкция. Ребенку предлагается картинка, на которой изображены буквы и цифры.Педагог: «Найди и раскрась сначала все буквы, а затем все цифры».

Упражнение «Следы птиц, зверей и цифры»

Цель: тренировка зрительного внимания.

Порядок выполнения и инструкция. Ребенку предлагается картинка, на которой изображены следы птиц, зверей и цифры.Педагог: «Здесь мы видим с тобой следы птиц и зверей, а еще цифры. Давай отыщем эти цифры по порядку, начиная с одного. Теперь их нужно показать в обратном порядке, но сначала нам нужно потренироваться. Вот тебе карточки с цифрами, разложи их в обратном порядке. В таком же порядке обведи цифры на странице. А теперь как можно быстрее и без ошибок покажи их. В каком порядке ты хочешь показывать? Хорошо. А теперь в другом порядке».

Упражнение «Соревнование зверей»

Цель: тренировка длительного удержания внимания.

Порядок выполнения и инструкция. Ребенку предлагается картинка, на которой изображены медведь, еж, белка, заяц и цифры.Педагог: «Звери соревнуются, кто скорее найдет цифры по порядку и ни разу не ошибется. Ты кому будешь помогать?. А я Мишке. Вот секундомер. Ты начнешь искать цифры, я включу секундомер, и посмотрим, как быстро ты их найдешь. Главное — не ошибаться». Ребенок показывает цифры. Время поиска и ошибки фиксируются.Педагог: «Теперь мы с Мишкой начнем искать, а вы с Ежиком следите, не ошибемся ли мы». Педагог намеренно делает ошибку (пропускает цифру или смешивает близкие по начертанию 7 и 1, 6 и 9). Ребенок, заметив ошибку, сообщает об этом воспитателю.

Аналогично строится работа в группе. Дети могут меняться таблицами и переходить к следующим.

2.2 КОМПЛЕКС ИГР НА РАЗВИТИЕ КОНЦЕНТРАЦИИ, ОБЪЁМА, РАСПРЕДЕЛЕНИЯ, ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ВНИМАНИЯ

Данный комплекс игр направлен на развитие концентрации, распределения, объема внимания, переключение и устойчивость внимания у дошкольников с речевыми нарушениями.

Игра «Какой игрушки нет?»

Цель: совершенствование концентрации внимания, его распределения, объема.

Оборудование: две машины, куклы, матрешка, юлы, собаки, кошки; два мишки, зайки, самолета и др.

Содержание. Перед детьми выставляются три игрушки. Такие же игрушки ставятся на другом столе, которой находится на близком расстоянии от детей. Используется указательный жест для привлечения внимания детей к каждой игрушке. Затем за экраном одна игрушка убирается, после чего убирается экран и внимание детей привлекается к оставшимся игрушкам. Взрослый своим поведением выражает удивление по поводу исчезнувшей игрушки, обращает внимание на игрушки на втором столе и предлагает выбрать ту игрушку, которая была ранее непосредственно перед детьми. Игра повторяется несколько раз с разными вариантами набора игрушек и с их увеличением до четырех.

Игра «Сделай верно»

Игра может проводиться как на невербальной основе, так и вербальной, в зависимости от готовности детей; важное условие — ориентировка детей в геометрических формах.

Цель: упражнять детей в распределении и переключении внимания.

Оборудование: набор карточек с изображенными геометрическими фигурами. Количество разных геометрических форм постепенно увеличивается от двух до четырех-пяти).

Содержание. Каждому ребенку предлагается рассмотреть свою карточку, назвать или найти одинаковые фигуры. Затем дается какую геометрическую фигуру надо зачеркнуть. После выполнения задания его результаты анализируются. Игра может иметь разные варианты в зависимости от количества геометрических фигур. Фигуры могут быть и разного цвета. В этом варианте ребенок должен учитывать два признака — форму и цвет.

Игра «Догони и поймай разные буквы»

Цель — развитие устойчивости, распределения и переключения внимания.

Оборудование: таблицы с небольшим текстом, написанным крупными буквами (текст состоит из нескольких строк).

Содержание. Ребенку предлагается рассмотреть текст, а затем зачеркнуть в тексте карандашом определенную букву (например, букву «М»). В следующий раз может быть другая буква или другой вариант задания (например, подчеркнуть определенную букву или обвести кружочком и т. д.); вместо букв могут быть цифры, геометрические формы, одна и та же геометрическая форма, но разных цветов.

Игра «Кто за кем стоит»

Цель: развитие объема внимания, его распределения

Содержание. Четверо детей выстраиваются в шеренгу. Пятому ребенку, водящему, предлагается рассмотреть и запомнить, кто за кем стоит, а затем повернуться спиной к шеренге. Взрослый переставляет кого-либо из детей в шеренге. Затем водящему предлагается повернуться лицом к шеренге и сказать или показать, что изменилось. Игра повторяется несколько раз. В ходе игры меняются и водящие.

Источник

Стрелкова Татьяна
Рабочая программа занятий по коррекции и развитию внимания учащихся младшего школьного возраста

ГБУ

«Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»

Бельского района

Тверской области

Рабочая программа занятий по коррекции и развитию внимания учащихся младшего школьного возраста.

Составила:

Педагог-психолог

Т. А. Стрелкова

РФ, г. Белый

1. Актуальность проблемы

У Николо Паганини было три ученика. Они начали брать уроки у него будучи профессионалами, хотя и посредственными музыкантами, и через два года получили известность как виртуозы. Когда у Паганини спросили, как ему это удалось,он ответил: «Я научил их внимательно заниматься».

Внимание учащихся – одно из основных условий эффективности учебно-воспитательного процесса. В процессе обучения и воспитания, деятельности и общения у школьника развиваются свойства внимания, его виды, образуются устойчивые сочетания, на основе которых формируется внимательность как свойство личности. Недостаточный уровень развития внимания и как следствие возникновение отклонений развития внимания довольно часто выступает как один из ведущих признаков, который препятствует не только усвоению знаний, но и формированию личности, лежит в основе неуспешности школьников, особенно в младших классах. Учебные задания содержат больше новой информации, а процесс их выполнения требует более длительного сосредоточения. К сожалению, и по своей форме процесс обучения не всегда является увлекательным и непринуждённым. И чтобы справиться со всем этим нужно уметь управлять своим вниманием, подчинять его своей воле.

Как показывают результаты психолого-педагогических исследований, наблюдений педагогов и родителей учащихся каждый год выделяется группа детей, имеющих низкий уровень развития внимания, что является одной из основных причин их неуспешности. В нашей школе возникла необходимость упорядочить имеющийся материал по данной проблеме, составить программу коррекционно-развивающих занятий, включающих в себя методические приёмы, развивающие задания, игры и упражнения, показавших в ходе апробации максимальный развивающий эффект. Внимание – основа любой интеллектуальной деятельности. Ни один психический процесс, будь то восприятие, мышление, память или воображение, не может протекать без внимания. Помимо заданий, развивающих различные составляющие внимания, в занятия включены задания по развитию памяти, пространственной ориентации, мышления, воображения, связной речи, так как Битянова М. Р.отмечает: «По-настоящему развивать внимание можно только «широким фронтом», захватывая все психические процессы…»

Корекционно-развивающая программа имеет:

Цель: преодоление трудностей в развитии внимания при обучении в школе.

Задачи:

1. Научить вырабатывать концентрированное и устойчивое внимание, увеличить объём внимания, усилить способность к распределению и переключению внимания.

2. Развить объём, точность, мобилизационную готовность и уверенность в правильности запоминания и воспроизведения информации.

3. Развить волевую сферу.

4. Научить мыслить творчески, видеть взаимосвязи, делать умозаключения.

5. Развить воображение, с целью привлечения его к решению задач учебной деятельности.

6. Формировать социальные и коммуникативные умения, необходимые для взаимодействия с одноклассниками и педагогами.

7. Формировать устойчивую учебную мотивацию, устойчивую самооценку.

2. Условия проведения

Данная программа объёмом 23 часа (плюс 17 часов индивидуальной работы с детьми) ориентирована на групповую форму работы. Численность группы 6-10 человек (это эффективно с точки зрения психологических результатов). В группу включаются учащиеся, показавшие в результате проведения психолого-педагогической диагностики низкий уровень развития внимания, и испытывающие трудности в учёбе по причине невнимательности. Программа включает в себя 20 занятий. Частота групповых встреч – 2 раза в неделю. Приблизительная длительность каждого занятия – 1 час – 1 час 10 минут. Дополнительно с групповыми занятиями раз в неделю в течение 40-50 минут проводятся индивидуальные занятия с учащимися, испытывающими трудности в работе в группе. Занятия проводятся в помещении со столами, стульями и доской. Выполнение индивидуальных работ производится в тетрадях. Многие упражнения проводятся в форме соревнования, но и в этом случае успехи каждого ребёнка важно сравнивать с его предыдущими достижениями, а не с результатами других детей. Роль «главного» в какой-либо игре служит хорошим тренингом для застенчивых детей. Дети ожидают оценивания своей работы. Поэтому оценка работы участников, а также стимулирование, активизация их деятельности производится с помощью «баллов внимательности» (за успешно выполненные задания основной части занятия). В конце занятия дети подсчитывают «баллы» и дают оценку своей работы. Динамика развития детей отслеживается посредством проведения контрольных срезов через каждые 10 занятий. Также, через каждые пять занятий рекомендуется проводить консультацию родителей детей, занимающихся в группе. На консультациях родителям предлагаются игры и упражнения по развитию ребёнка в домашних условиях.

3. Структура занятий

Занятия представлены в виде блока упражнений и игр, способствующих развитию, в первую очередь, внимания, памяти, мышления, воображения, коммуникативных навыков. Часто одни и те же приёмы позитивно влияют на развитие различных психических функций, поэтому неизбежно перекрывание блоков.

В структуре занятийможно выделить следующие этапы:

1. Ритуалы приветствия-прощания являются важным моментом работы с группой, позволяющие сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия, что в свою очередь важно для плодотворной работы. Этот ритуал обычно предлагается психологом. В него должны быть включены все дети.

2. Разминка не только служит элементом развития внимания, но и является средством воздействия на эмоциональное состояние детей, уровень их активности, выполняет важную функцию настройки на продуктивную групповую деятельность. Разминка может проводиться не только в начале занятия, но и между отдельными упражнениями.

3. Основное содержание занятий представляет собой совокупность психотехнических упражнений и приёмов, направленных не только на решение задач данного коррекционно-развивающего комплекса, но и на формирование социальных навыков, динамическое развитие группы. В основную часть занятий также включены психогимнастические упражнения, способствующие снятию мышечных зажимов, эмоционального напряжения, переключению внимания, повышению работоспособности.

4. Рефлексия занятия предполагает оценку занятия в двух аспектах: эмоциональном (понравилось – не понравилось, было хорошо – было плохо и почему, и смысловом (почему это важно, зачем мы это делали). Рефлексия предполагает, что дети сами или с помощью взрослого отвечают на вопрос, зачем это нужно, как это может помочь в жизни, дают обратную эмоциональную связь друг другу и психологу.

Тематический план занятий программа занятий по коррекции и развитию внимания учащихся

Индивид.

Работа

1

Знакомство с правилами работы на занятиях. Развитие устойчивости, концентрации, распределения внимания; слуховой и кинестетической памяти, гибкости мышления.

1ч. – 1ч. 10 мин.

40-50 мин.

Наблюдение за деятельностью детей в группе, анализ выполнения заданий в тетрадях, анализ работы детей в целом.

2

Развитие объёма и распределения внимания; зрительной памяти; конвергентного мышления; воображения.

1ч. – 1ч. 10 мин.

40-50 мин.

— II — II —

3

Развитие распределения, переключения, объёма внимания; слуховой памяти; пространственной ориентации, гибкости мышления.

1ч. – 1ч. 10 мин.

40-50 мин.

— II — II —

4

Развитие распределения, объёма внимания; зрительной и кинестетической памяти; наблюдательности; логического мышления; творческого воображения.

1ч. – 1ч. 10 мин.

40-50 мин.

— II — II —

5

Развитие концентрации, устойчивости внимания; смысловой памяти; логического мышления; гибкости мышления.

1ч. – 1ч. 10 мин.

40-50 мин.

1) Наблюдение за деятельностью детей в группе, анализ выполнения заданий в тетрадях, анализ работы детей в целом.

2)Консультация родителей детей, занимающихся на занятиях.

6

Развитие концентрации и объёма внимания; смысловой памяти; пространственной ориентации; логического мышления; креативности.

1ч. – 1ч. 10 мин.

40-50 мин.

Наблюдение за деятельностью детей в группе, анализ выполнения заданий в тетрадях, анализ работы детей в целом.

7

Развитие взаимодействия; развитие внимания, связанного с координацией слухового и зрительного анализаторов; развитие логического мышления.

1ч. – 1ч. 10 мин.

40-50 мин.

— II — II —

8

Развитие объёма, переключения внимания; зрительной памяти; логического мышления; творческого воображения.

1ч. – 1ч. 10 мин.

40-50 мин.

— II — II —

9

Развитие концентрации, объёма внимания; смысловой памяти; логического мышления; грамматических навыков.

1ч. – 1ч. 10 мин.

40-50 мин.

— II — II —

10

Развитие концентрации и переключения внимания; волевой сферы; зрительной памяти; логического мышления.

1ч. – 1ч. 10 мин.

40-50 мин.

1) Проведение контрольного среза.

2) Консультация родителей.

11

Развитие умения сосредотачиваться, распределения внимания; зрительной, смысловой памяти, ассоциативного мышления.

1ч. – 1ч. 10 мин.

40-50 мин.

Наблюдение за деятельностью детей в группе, анализ выполнения заданий в тетрадях, анализ работы детей в целом.

12

Повышение уверенности в себе; развитие саморегуляции; концентрации и переключения внимания; смысловой памяти4; умения выполнять действия по аналогии, выделять существенные признаки.

1ч. – 1ч. 10 мин.

40-50 мин.

— II — II —

13

Развитие концентрации, переключения внимания; слуховой памяти; зрительно-моторной координации; логического мышления; креативности; пополнение активного словаря.

1ч. – 1ч. 10 мин.

40-50 мин.

— II — II —

14

Развитие концентрации, устойчивости, распределения внимания; смысловой памяти; логического мышления.

1ч. – 1ч. 10 мин.

40-50 мин.

— II — II —

15

Развитие концентрации внимания; смысловой памяти; понятийного мышления; воображения.

1ч. – 1ч. 10 мин.

40-50 мин.

1) Наблюдение за деятельностью детей в группе, анализ выполнения заданий в тетрадях, анализ работы детей в целом.

2)Консультация родителей детей, занимающихся на занятиях.

16

Развитие концентрации внимания; смысловой памяти; логического мышления; воображения.

1ч. – 1ч. 10 мин.

40-50 мин.

Наблюдение за деятельностью детей в группе, анализ выполнения заданий в тетрадях, анализ работы детей в целом.

17

Развитие концентрации и распределения внимания; зрительной памяти; логического мышления; воображения.

1ч. – 1ч. 10 мин.

40-50 мин.

— II — II —

18

Развитие концентрации, объёма внимания; зрительной памяти; звукового восприятия; развитие оригинальности, гибкости мышления.

1ч. – 1ч. 10 мин.

40-50 мин.

— II — II —

19

Развитие концентрации, объёма внимания; смысловой памяти, логического мышления, воображения.

1ч. – 1ч. 10 мин.

40-50 мин.

— II — II —

20

Развитие концентрации, распределения внимания; смысловой памяти, логического мышления.

1ч. – 1ч. 10 мин.

40-50 мин.

1) Проведение контрольного среза.

2) Консультация родителей.

Итого:

23 часа

17 часов

Условия для знакомства детей в микро-группе

ЗАНЯТИЕ 01

Задачи: создание условий для более близкого знакомства детей в микрогруппе, знакомство с правилами работы на занятиях; развитие устойчивости, концентрации, распределения внимания, слуховой и кинестетической памяти, логического мышления, временной ориентации.

1. Приветствие

Психолог приветствует всех детей в связи с началом занятий. Рассказывает, как они будут проходить, вводит элементарные правила поведения в группе, предлагает ритуал приветствия.

2. Разминка

Игра «Волшебный клубок».

Дети сидят в кругу.

Психолог:

«У меня в руках клубок. Он не простой волшебный. Этот клубок поможет нам сейчас познакомиться друг с другом. Мы будем передавать его по кругу. Каждый из вас, у кого окажется в руках клубок,расскажет нам о себе: как зовут, из какого класса, что больше всего нравиться».

Для примера психолог первым начинает знакомство с ребятами. Затем он, разматывая клубок, берётся за начало нити и передаёт клубок ребёнку, сидящему рядом. Участники передают клубок друг другу, рассказывая о себе и держа в руках разматываемую нить. Когда клубок вновь приходит к психологу,он говорит:

«Вот мы и познакомились друг с другом. А теперь натяните нить и закройте глаза. Представьте, что вы одно целое, что каждый из вас важен и значим в этом целом».

3. Основная часть

Упражнение, направленное на развитие временной ориентации, концентрации и устойчивости внимания, волевой сферы «Минутка».

Психолог: «Сейчас мы попробуем внутренне измерить время, равное 1 минуте. Закройте глаза. Когда ваша внутренняя минутка пройдёт, поднимите руку».

Психолог с помощью секундомера измеряет реальное время и записывает степень несовпадения каждого ответа.

Упражнение на развитие объёма внимания, зрительной памяти «Живая картинка».

Психолог организует детей в группу. Участники замирают по сигналу в какой-либо позе. Водящий в течение 30 секунд рассматривает эту скульптурную группу, затем отворачивается. В «картинку» вносится строго оговорённое количество изменений (например, двое участников меняются местами, третий – опускает поднятую руку, четвёртый поворачивается в другую сторону – всего три изменения). Задача водящего – восстановить первоначальную картинку.

Упражнение, направленное на развитие концентрации и устойчивости внимания «Слова – невидимки».

Психолог пишет на доске (или в воздухе) пальцем слово по одной букве. Дети записывают буквы по мере их изображения в тетрадях или пытаются их запомнить. Затем обсуждается, какое слово получилось у каждого. Психолог может привлечь кого-нибудь из детей к изображению слова.

Психогимнастическое упражнение.

Психолог: Встаньте прямо. Поднимите руки вверх. Потянитесь. Представьте, что ваши руки – это стебельки с распустившимися на них цветами. Лепестки цветов тянутся вверх к солнышку. Глубоко вдохните. Закиньте сомкнутые руки за голову. Затем разъедините их и вытяните вверх. Дышите глубоко и ровно. Представьте, что хотите дотянуться руками до неба. Плавно опустите руки.

Упражнение на развитие концентрации и распределения внимания, слуховой памяти «Восстановить пропущенное слово».

Психолог читает ряд из 5-7 слов,несвязанных между собой по смыслу:

САХАР – ПУЛЯ – ЯЩИК – РЫБА – ТАНЕЦ – ГРУША

Затем ряд читается не полностью, одно из слов опускается, дети должны восстановить пропущенное слово (а в дальнейшем и его место в ряду).

Упражнение на развитие концентрации, устойчивости, объёма внимания, навыков счёта «Счёт по командам».

Группа делится на 2 команды, заранее оговаривается порядок цифр (в пределах 10 или 20) и используемых арифметических операций (+, -). Затем дети первой команды называют по очереди цифры, психолог называет арифметическое действие с ними. Дети второй команды следят за этим рядом и в уме производят счётные операции и называют окончательный ответ. Затем команды меняются ролями. Выигрывает команда, давшая большее количество правильных ответов.

Упражнение на развитие логического мышления «Четыре числа».

Участникам даются числа: 1; 2; 3; 4.

Психолог: Посмотрите на эти числа. Какие арифметические действия можно с ними произвести, чтобы в итоге получить 8? Каждое число можно использовать только один раз.

Участники выполняют данное задание в тетрадях.

Упражнение на развитие концентрации внимания, дедукции «Кто старше?»

Психолог:

Послушайте внимательно.

1. Иван моложе Сергея и старше Олега. Кто старше Сергей или Олег?

4. Рефлексия занятия

Психолог спрашивает детей, с чем они познакомились на занятии, что понравилось, что не понравилось? Сам рассказывает о своём впечатлении от занятия.

Предлагает участникам ритуал прощания.

Развитие концентрации, объёма и распределения внимания

Источник