Коррекционная программа индивидуального развития ребенка
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Пояснительная записка
Коррекционно-развивающая программа разработана по авторскому учебно-методическому комплектуЕ.В. Языкановой «Развивающие задания. Тесты, игры, упражнения: 1, 2, 3, 4 класс» и программы Локаловой Н.П. «120 уроков психологического развития». Программа ориентирована на оказание помощи и поддержки детям младшего школьного возраста, имеющим трудности в формировании познавательной, эмоциональной и личностной сферах и направлена на развитие психических процессов у детей с ЗПР вида 7.2, обучающихся по АООП НОО.
Цель программы: применение разныхформ взаимодействия с обучающимися, направленными на преодоление или ослабление проблем в психическом и личностном развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений.
Задачи:
диагностика и развитие познавательной сферы и целенаправленное формирование высших психических функций (формирование учебной мотивации, активизация сенсорно-перцептивной, мнемической и мыслительной деятельности);
диагностика и развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков (гармонизация пихоэмоционального состояния);
диагностика и развитие коммуникативной сферы и социальной интеграции (развитие способности к эмпатии, сопереживанию);
формирование продуктивных видов взаимодействия с окружающими (в семье, классе), повышение социального статуса обучающегося в коллективе, формирование и развитие навыков социального поведения;
формирование произвольной регуляции деятельности и поведения (развитие произвольной регуляции деятельности и поведения, формирование способности к планированию и контролю);
диагностика и развитие познавательной сферы и целенаправленное формирование высших психических функций (формирование учебной мотивации, активизация сенсорно-перцептивной, мнемической и мыслительной деятельности);
диагностика и развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков (гармонизация пихоэмоционального состояния);
диагностика и развитие коммуникативной сферы и социальной интеграции (развитие способности к эмпатии, сопереживанию);
формирование продуктивных видов взаимодействия с окружающими (в семье, классе), повышение социального статуса обучающегося в коллективе, формирование и развитие навыков социального поведения;
формирование произвольной регуляции деятельности и поведения (развитие произвольной регуляции деятельности и поведения, формирование способности к планированию и контролю).
Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы:
Принцип приоритетности интересов обучающегося определяет отношение работников организации, которые призваны оказывать каждому обучающемуся помощь в развитии с учетом его индивидуальных образовательных потребностей.
Принцип системности — обеспечивает единство всех элементов коррекционно-воспитательной работы: цели и задач, направлений осуществления и содержания, форм, методов и приемов организации, взаимодействия участников.
Принцип непрерывности обеспечивает проведение коррекционной работы на всем протяжении обучения школьников с учетом изменений в их личности.
Принцип вариативности предполагает создание вариативных программ коррекционной работы с обучающимся с учетом их особых образовательных потребностей и возможностей психофизического развития.
Принцип единства психолого-педагогических и медицинских средств, обеспечивающий взаимодействие специалистов психолого-педагогического и медицинского блока в деятельности по комплексному решению задач коррекционно-воспитательной работы.
Принцип сотрудничества с семьей основан на признании семьи как важного участника коррекционной работы, оказывающего существенное влияние на процесс развития ребенка и успешность его интеграции в общество.
1.2. Планируемые результаты освоения коррекционно-развивающей программы
В результате обучения по данной программе обучающиеся должны научиться:
— логически рассуждать, пользуясь приёмами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации;
— увеличить скорость и гибкость мышления;
— выделять существенные признаки и закономерности предметов;
— сравнивать предметы, понятия;
— обобщать и классифицировать понятия, предметы, явления;
— определять отношения между понятиями или связи между явлениями и понятиями;
— концентрировать, переключать своё внимание;
— развивать свою память;
— улучшить уровень пространственной сообразительности, зрительно-моторной координации;
— уметь копировать, различать цвета, уметь анализировать и удерживать зрительный образ;
— самостоятельно выполнить задания;
— осуществлять самоконтроль, оценивать себя, искать и исправлять свои ошибки;
— решать логические задачи на развитие аналитических способностей и способностей рассуждать;
— находить несколько способов решения задач;
— работать в группе.
Основной показатель качества освоения программы — личностный рост обучающегося, его самореализация и определение своего места в детском коллективе, переход в среднюю школу и обучение по АООП ООО.
внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
• устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
• адекватного понимания причин успешности / неуспешности учебной деятельности;
• положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
• компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
• морального сознания на конвенциональном уровне,
способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
• установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;
• эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Планируемые метапредметные результаты
Формы подведения итогов
Оценка успешности проведённой коррекционно-развивающей работы определяется:
— сравнительным анализом входящей (в начале года) и итоговой диагностики, а также динамики развития познавательных способностей детей на протяжении 4-х лет занятий;
— поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;
— косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности);
— отзывы учителей, родителей.
1.3. Формы психологического контроля
Чтобы проследить динамику развития познавательных процессов обучающихся проводится диагностика в начале и в конце учебного года, а также в течение реализации всей программы. Данные исследования заносятся в таблицу. Диагностику можно проводить, используя, разные методики. В таблице приводятся «примерные» известные методики.
-методика «Корректурная проба» (изучение уровня распределения, концентрации, устойчивости внимания);
— методика «Шифровка» (изучение уровня переключения внимания);
Диагностика памяти:
— методика «Определение коэффициента логической и механической памяти»;
— методика «Логическая память» (изучение уровня опосредованного запоминания).
Диагностика мышления:
— Тест Равена (изучение уровня интеллектуального развития);
— методика «Сравнение понятий» (изучение процессов анализа и синтеза);
— методика «Исключение понятий» (изучение процессов обобщения и отвлечения);
— исследование вербально-логического мышления
Диагностика зрительно-моторной координации:
— гештальт-тест Бендер
Тестирование
Май
Итоговая
Определить уровень сформированности мыслительных процессов к концу учебного года
Тот же набор диагностик, для проведения сравнительного анализа уровня развития познавательных процессов в течение года.
Тестирование
Диагностическая таблица
К. И.
Низкий ур.
Низкий ур.
Низкий ур.
Средний ур.
Содержательный раздел
Общая характеристика обучающихся с ОВЗ (с задержкой психического развития)
Обучающиеся с ЗПР — это дети, имеющие нарушение в психологическом развитии, препятствующие получению образования без создания специальных условий. Категория обучающихся с ЗПР – наиболее многочисленная среди детей с ОВЗ и неоднородная по составу группа школьников. Среди причин возникновения ЗПР могут фигурировать органическая и/или функциональная недостаточность центральной нервной системы, конституциональные факторы, хронические соматические заболевания, неблагоприятные условия воспитания, психическая и социальная депривация. Подобное разнообразие этиологических факторов обусловливает значительный диапазон выраженности нарушений — от состояний, приближающихся к уровню возрастной нормы, до состояний, требующих отграничения от умственной отсталости. В зависимости от происхождения (церебрального, конституционального, соматогенного, психогенного), времени воздействия на организм ребенка вредоносных факторов ЗПР дает разные варианты отклонений в эмоционально-волевой сфере и в познавательной деятельности. Неравномерность формирования психических функций, причем возможно как повреждение, так и недоразвитие отдельных психических процессов в той или иной степени вызывают выраженные затруднения в усвоении общеобразовательных программ.
Дети с ЗПР характеризуются повышенной истощаемостью, низкой работоспособностью, незрелостью эмоций, воли, поведения, ограниченным запасом общих сведений и представлений, несформированностью навыков интеллектуальной деятельности, замедлено восприятие (они многое не замечают в окружающем мире). У этих детей страдают все виды памяти, отсутствует умение использовать вспомогательные средства для запоминания. Наглядный материал они запоминают лучше, чем словесный. У таких детей снижен уровень познавательной активности, они недостаточно любознательны, активны по сравнению с нормально развивающимися детьми. Не сформированы основные мыслительные операции — анализ, синтез, сравнение, обобщение. Они не умеют ориентироваться в задаче, не планируют свою деятельность, мало задают вопросов, среди них редки «почемучки». Речь внешне удовлетворяет требованиям бытового общения, но по сравнению с нормально развивающимися сверстниками наблюдается бедность словаря, низкая осведомленность, преемственность грамматики.
Данная программа по развитию познавательных процессов младших школьников с ЗПР состоит из серии специально организованных коррекционно-развивающих занятий, составленных с учётом уровня развития детей, их возрастных и индивидуальных особенностей. Коррекционная работа основана на идее взаимодействия развития, пространственных представлений и произвольной регуляции со свойствами внимания.
Коррекционно-развивающая программа включает задания и упражнения:
• по развитию и коррекции отклонений в когнитивной сфере;
• на работу с эмоционально мотивационной сферой;
• на развитие свойств внимания;
• на развитие объема механической и смысловой памяти;
• ориентацию в пространстве тела;
• отвлечённую ориентировку в пространстве;
• пространственную ориентировку в плане;
• пространственную ориентировку в листе бумаги;
• на обучение самоконтролю;
• на развитие произвольности.
Формы организации занятий
Методика предусматривает проведение занятий в различных формах: групповой, парной, индивидуальной.
Методы, используемые на занятиях:
Игровые методы
Арт-терапия
Сказкотерапия
Кинезиологические упражнения
Релаксационные упражнения
Структура занятия
Занятия имеют определённую структуру, которая включает вводную часть, основную и заключительную.
Задача вводной части – тренировка элементарных мыслительных операций, активизация мыслительной деятельности, создание у учащихся определённого положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно.
Задача основной части – диагностика, коррекция и развитие познавательных процессов.
Заключительная часть занятия – подведение итогов и рефлексия.
Тематическое планирование
Названия тем являются «условными», так как на каждом занятии происходит развитие познавательных процессов в комплексе (мышления, внимания, памяти, зрительно-моторной координации, пространственных представлений), а не одного какого-то процесса.
3 класс
1.
Вводное занятие. Входная диагностика познавательных процессов – 2 часа
Цель:
выявление уровня развития познавательных процессов,
— анализ психологических причин трудностей в обучении.
2.
Упражнения на развитие мышления (вербальное, мысли-тельные операции анализа и синтеза). Развитие пространствен-ных представлений – 3 часа
Цели:
— развитие мышления (вербальное, мыслительные операции анализа и синтеза),
— развитие пространственных представлений.
3.
Упражнения на развитие зрительной памяти – 2 часа
Цель:
— развитие зрительной памяти.
4.
Упражнения на развитие внимания, ассоциативной памяти – 2 часа
Цель:
— развитие внимания, ассоциативной памяти
5.
Упражнения на развитие вербально — логического мышления – 3 часа
Цель:
— развитие вербально — логического мышления.
6.
Упражнения на развитие внимания – 2 часа
Цель:
— развитие внимания.
7.
Упражнения на развитие способности к классификации и абстрагированию – 4 часа
Цель:
— развитие способности к классификации и абстрагированию.
8.
Упражнения на установление связи между понятиями — 4 часа
Цель:
— развитие способности установливать связи между понятиями.
9.
Упражнения на развитие концентрации и избирательности внимания – 2 часа
Цель:
— развитие концентрации и избирательности внимания.
10.
Упражнения на развитие логического мышления — 2 часа
Цель:
— развитие логического мышления.
11.
Упражнения на развитие памяти, внимания, мышления — 6 часов
Цель:
— развитие памяти, внимания, мышления.
12.
Упражнения на развитие ассоциа-тивного мышления – 1 час
Цель:
— развитие ассоциативного мышления.
13.
Исследование динамики развития психических процессов – 1 час
Цель:
— исследование динамики развития психических процессов.
Список литературы
1. Анисимова Н.П., Винакова Е.Д. Обучающие и развивающие игры: 1-4 классы. М.: Первое сентября, 2004
2. Винокурова Н.К. Развиваем способности детей. 2 класс: Рабочая тетрадь. М.: Росмэн – Пресс, 2002.
3. Волина В.В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994
4. Голубь В.Т. Графические диктанты. – М.: ВАКО, 2006
5. Зак А.З. Как развивать логическое мышление? 800 занимательных задач для детей 6-15 лет. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2003
6. Игра – занятие «Умные клеточки – 2». ОАО «Радуга», 2004, г. Киров
7. Королёва Е.В. Предметные олимпиады в начальной школе. Математика. Русский язык. Литература. Природоведение: Методические рекомендации для руководителей образовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2005.
8. Локалова Н.Л. Как помочь слабоуспевающему школьнику. Психодиагностические таблицы: причины и коррекция трудностей при обучении младших школьников русскому языку, чтению и математике. Изд. 2-е. М.: *Ось-89», 1997; изд. 3-е, перераб., доп. М.: «Ось-89», 2001.
9. Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников./ Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся 1-4 классов/- М.: Ось-89, 2006.
10. Ратанова Т.А. Диагностика умственных способностей детей: Учебное пособие М.: Московский психолого-социальный институт – Флинта, 1998
11. Шведова Л.М. Развитие логического мышления, сообразительности, воображения и интеллекта. – Ростов — на – Дону: ООО «Удача», Москва: ЗАО «БАО – ПРЕСС», 2007.
12. Языканова Е.В., составление «Начало формыРазвивающие задания: тесты, тигры, упражнения: 1, 2, 3, 4 класс – М.: Издательство «Экзамен», 2012
Источник
Программа индивидуального развития
воспитанника группы старшего дошкольного возраста компенсирующей направленности
Ф.И. ребенка _________________
Дата рождения _______________
Дата начала работы _____________
Подпись родителей______________
Дата окончания работы ___________
Подпись родителей_______________
Пояснительная записка
Нормативно-правовая и программно-методическая основа разработки программы.
Нормативные и инструктивные документы РФ:
- Конституция Российской Федерации; Закон РФ «Об образовании»;
- Закон РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования;
- СанПиН 2.4.1.3049-13 от 30.07.2013 г.
- примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» /под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильеовй. — 2-е изд., испр. и доп.-М.: Мозаика-Синтез, 2011 г.;
- программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду. Под ред. Плаксиной Л.И. – М.: Просвещение, 1997;
- Общие сведения о ребенке
Ф.И.О. ___________________________________________________
Дата рождения 2009 г.р_____________________________________
Дата поступления в детский сад 01.09.2012 г.__________________
- Цель психолого – педагогического сопровождения:
достижение ребенком с ограниченными возможностями здоровья планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы в соответствии с индивидуальными познавательными потребностями и возможностями; частичная коррекция и компенсация имеющихся у ребенка психофизических недостатков.
Задачи сопровождения:
Развитие общей и тонкой моторики;
развитие речи;
формирование сенсорных эталонов;
формирование умений общения со сверстниками;
сохранение и укрепление зрительных функций.
- Основания для разработки индивидуальной программы:
протокол ПМПк от 15.09.14 г. № 1
рекомендации специалистов:
индивидуальные занятия с педагогом – психологом;
работа с учителем логопедом;
работа с инструктором по физической культуре
работа с учителем – дефектологом
- Заключения по результатам обследования специалистами МАДОУ ДС № 17 «Ладушки» (характер имеющихся нарушений)
Педагог – психолог: В процессе психологического обследования отмечены следующие особенности эмоционально-волевой сферы и поведения ребенка: Контакт со взрослым носит нестабильный либо формальный, поверхностный характер из-за трудностей в процессе работы и низкой работоспособности. Безразличен к ситуации обследования, иногда замечается возбуждение, расторможенность по ходу деятельности. К одобрению равнодушен. В ответ на замечания раздражается. В случае малейших неудач теряет интерес к заданию, характерна низкая мотивация практически всех заданий. Инструкция быстро теряется из-за низкой концентрации внимания. Эмоционально неустойчив. Саморегуляция и контроль низкие за счет низкой концентрации внимания и отсутствия речевого сопровождения действий. Коммуникативная направленность речи резко снижена. Некритичен. Социально дезориентирован. Отказывается подчиняться общепринятым правилам. Деятельность ребенка характеризуется следующими показателями: Интерес к выполнению заданий нестойкий. При трудностях резко отказывается делать заданий. Ориентировочная деятельность нестабильна, при столкновении с трудным заданием отмечается малопродуктивный поиск решения. Не может самостоятельно выполнить задание из-за недостаточной концентрации внимания. Проявляет импульсивность, расторможенность, поспешность в выполнении заданий. Результаты изучения психических функций следующие: Различает основные цвета, путается в оттенках, зрительное восприятие формы не нарушено. Социальная перцепция снижена. Уровень развития кратковременной памяти очень низкий. Экспрессивная речь, в основном пользуется простыми распространенными предложениями. Лексико-грамматическое оформление: наблюдается стереотипность грамматического оформления. Звукопроизношение нарушено. Рассказ составляет с помощью наводящих вопросов. Фонематическое восприятие не нарушено. Почтовый ящик собирает путем зрительного соотнесения. Наглядно-образное мышление: разрезные картинки собирает путем зрительного соотнесения, целенаправленных проб. Создание целостного образа в наглядно-образных задачах не затруднено. Уровень операции обобщения и абстрагирования высокий. При исключении лишенного предмета не испытывает трудности в подборе обобщающих понятий. Уровень понимания причинно- следственных отношений средний. Уровень развития воображения очень низкий.
На основе проведенного исследования можно сделать вывод, что в структуре психического развития отмечаются нарушения эмоционально-волевой сферы, низкой концентрации внимания, несформированность саморегуляции и контроля поведения, сферы общения.
Воспитатель:
У ребенка отсутствуют чѐткие представления о своѐм теле и связи между пространственным расположением парно-противоположных направлений своего тела с их словесными обозначениями. Отмечается неустойчивость и фрагментарность пространственных представлений о своѐм теле, а это в свою очередь делает невозможным практическую ориентировку «на себе» и перенос действий в конкретные предметно- пространные ситуации. Затруднено выделение общих признаков предметов, формирование предметно-практических действий сравнения, классификации и сериации предметов. Наблюдаются трудности анализа зрительных признаков в изображении и понимания смысла изображений.
Отклонения в развитии двигательной сферы ребѐнка, снижение двигательной активности, сложности ориентировки в пространстве и овладения движениями.
Учитель – логопед:
Ребенок свободно использует в своей речи средства интонационной выразительности: может читать стихи грустно, весело, торжественно. Владеет повествовательной, вопросительной и восклицательной интонациями.
Однако у ребенка наблюдается отсутствие необходимого запаса слов, нарушение понимания смысловой стороны слова. Отмечается сложность удержания в речевой памяти развёрнутых высказываний и правильного грамматического конструирования предложения.
Учитель – дефектолог:
Знает названия объемных форм и плоскостных геометрических фигур. Имеет знания и обобщенные представления об окружающей действительности.
Однако затрудняется в выполнении заданий на классификацию предметов по признаку цвета или формы, абстрагируясь от «ненужных» признаков. На недостаточном уровне сформированы представления об основных цветах, промежуточных тонах, светлотных оттенках. С трудом выделяет цвет и форму окружающих предметов.
Ответственные за составление и реализацию программы (Ф.И.О. педагога и направления)
Педагог – психолог____________________________________________________
Учитель – логопед_____________________________________________________
Инструктор по физической культуре____________________________________
Воспитатель __________________________________________________________
Учитель – дефектолог__________________________________________________
Срок реализации программы: с 10.09.15 г. по 30.01.15 г.
Результаты работы по данной программе рассматриваются на внеочередном заседании ПМПк в январе 2015 года и доводятся до сведения родителей (законных представителей) под роспись с рекомендациями на дальнейший период.
Содержание программы:
Планирование медико – психолого – педагогического сопровождения воспитанника
2.1 Лист медицинского сопровождения
Ф.И.О. ребенка _______________________________________________________________
Диагноз основной: содружественное сходящееся альтернирующее косоглазие ОИ
Диагноз сопутствующий:
— выраженная ЗПР, гипердинамический синдром
— ОНР (I ур.)
Статус ребенка: ребенок с ограниченными возможностями здоровья__________________
2.2. Лист здоровья
Ф.И.О. ________________________________________________ ( 6 – ой год жизни)
Критерии оценки здоровья | Показатели оценки здоровья |
Группа здоровья Группа физического здоровья Частота заболеваний в год |
специальная группа 5 – 6 раз |
Вес (кг) Рост (кг) | |
Посещение спортивных кружков, секций | Посещает плавательный бассейн, ЛФК |
Рекомендации для педагогов:
Воспитателям применять щадящий режим после отсутствия по болезни. Организовать профилактические мероприятия по индивидуальному маршруту часто болеющих детей. Проводить с родителями индивидуальные беседы по организации закаливающих мероприятий в домашних условиях.
- Лист индивидуального сопровождения воспитанника педагогом – психологом
Направление деятельности педагога — психолога
Дата проведения | Содержание деятельности, методы и приёмы | Формы работы во взаимодействии со специалистами | Формы организации деятельности | Динамическое наблюдение Сентябрь- январь |
Педагог – психолог_________________
2.4 Лист педагогического сопровождения воспитанника учителем-логопедом
Направление деятельности учителем-логопедом
Дата проведения | Содержание деятельности, методы и приёмы | Формы работы во взаимодействии со специалистами | Формы организации деятельности | Динамическое наблюдение Сентябрь- январь |
Учитель – логопед_____________________
2.5 Лист индивидуального сопровождения воспитанника учителем-дефектологом
Направления деятельности учителя-дефектолога
Дата проведения | Содержание деятельности, методы и приёмы | Формы работы во взаимодействии со специалистами | Формы организации деятельности | Динамическое наблюдение Сентябрь- январь |
Учитель – дефектолог____________________________
2.6. Лист индивидуального сопровождения воспитанника воспитателем
Фамилия, имя ребенка_________________________________________(______год жизни)
Направления деятельности воспитателя
Дата проведения | Содержание деятельности, методы и приёмы | Формы работы во взаимодействии со специалистами | Формы организации деятельности | Динамическое наблюдение Сентябрь- январь |
Воспитатель ____________________________
2.8. Лист педагогического сопровождения воспитанника инструктором по физическому воспитанию
Фамилия, имя ребенка ____________________________________(__________год жизни)
Направления деятельности инструктора по физическому воспитанию
Дата проведения | Содержание деятельности, методы и приёмы | Формы работы во взаимодействии со специалистами | Формы организации деятельности | Динамическое наблюдение Сентябрь- январь |
Инструктор по физическому воспитанию______________________
- РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Фамилия, имя ребенка__________________________________ ( __________ год жизни)
№ п/п | Содержание деятельности | Сроки | Ответственный |
Подпись родителей, дата_______________________
- МОНИТОРИНГ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА МОНИТОРИНГ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
5 – 6 года
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ И РЕКОМЕНДАЦИИ _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Родители ознакомлены __________________________________________________
«________»___________________________20_____г
Коррекционно-развивающие задачи по основным разделам ИПС | Результаты освоения (заполняется совместно ведущим специалистом, педагогами группы, ассистентом и родителями) |
Образовательная область «Познание» «Познание». | |
Сенсорное развитие 1. Формировать умение обследовать предметы, выделяя их цвет, величину, форму. | |
2. Формировать умение включать движения рук по предмету в процессе знакомства с ним: обводить руками части предмета, гладить их и т.д. | |
Познавательно – исследовательская и продуктивная (конструктивная) деятельность 1. Развивать умение сооружать элементарные постройки по образцу совместно со взрослым, поддерживать желание строить самостоятельно | |
2. Побуждать к использованию дополнительных сюжетных игрушек, соразмерных масштабам построек (маленькие машинки для маленьких гаражей и т.д) | |
3. Формировать привычку убирать игрушки на место по окончании игры (с опорой на карточки-схемы) | |
Формирование элементарных математических представлений 1.Развивать умение формировать группы однородных предметов; различать количество предметов: много – один (один – много) | |
2. Привлекать внимание к предметам контрастных размеров и их обозначению в речи (большой дом – маленький домик и т.д.) | |
3.Формировать умение различать предметы по форме, соотносить их (с использованием блоков Дьенеша) | |
4. Расширять опыт ориентировки в частях собственного тела (голова руки, ноги, спина) | |
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора 1.Знакомить с названиями предметов ближайшего окружения: игрушки, посуда, одежда, мебель и т.д. | |
2.Формировать умение сравнивать знакомые предметы (разные шапки, варежки, обувь и т.п.) подбирать предметы по тождеству (найди такой же, подбери пару), группировать их | |
3. Формировать умение узнавать в натуре, на картинках, в игрушках домашних животных(кошка, собака, корова, свинья, лошадь) и некоторых диких животных (медведь, лиса, волк, заяц) | |
образовательная область «Коммуникация» | |
1. Развивать умение по слову взрослого находить и показывать на картинках игрушки, предметы одежды, посуды, основные части своего тела | |
2. Развитие понимания речи и активизация словаря на основе расширения ориентировки в окружающем окружении. | |
3. Развивать умение по словесному указанию взрослого находить предметы по названию | |
4. Учить подражать звукосочетаниям и простым словам (мяу, гав, му; спи, иди т.д.) | |
5. Учить слушать народные песенки, сказки авторские произведения. Сопровождать чтение показом игрушек картинок для формирования интереса к чтению художественной литературы | |
образовательная область «Здоровье» (воспитание культурно-гигиенических навыков) | |
1.Учить самостоятельно пользоваться туалетом 2. Учить совместно со взрослым умываться, полотенцем 3. Учить одеваться с незначительной помощью взрослого | |
образовательная область «Социализация» (игровая деятельность) | |
1. Формирование умения проявлять интерес к игровым действиям сверстников 2. Приучаем к совместным играм (хороводным, подвижным) 3. Формирование умения выполнять несколько действий с одним предметом | |
образовательная область «Худ |