Коррекция развития ребенка младшего школьного возраста

Коррекция развития ребенка младшего школьного возраста thumbnail

Доминирующей
функцией в младшем школьном возрасте
становиться мышление. Благодаря этому
интенсивно развиваются, перестраиваются
сами мыслительные процессы, с другой
стороны, от интеллекта зависит развитие
остальных психических функций.

К
моменту поступления детей в школу
существенно возрастают их индивидуальные
различия по уровню психологического
развития. Эти различия проявляются
прежде всего в том, что дети различаются
друг от друга по интеллектуальному,
моральному, межперсональному развитию.
Они могут по-разному реагировать на
одни и те же инструкции и психологические
ситуации. Некоторым детям вполне
доступны тесты, предназначенные для
психодиагностики взрослых людей, другим
– менее развитым – только методики,
рассчитанные на дошкольников. Это
особенно касается таких психодиагностических
методик, в которых используются
вербальные самооценки, рефлексия и
различные сознательные, сложные оценки
ребёнком окружающей среды.

Психодиагностика
необходима для того, чтобы:

1)
обеспечить контроль за динамикой
психического развития детей, обучающихся
и воспитывающихся в детских учреждениях,
чтобы исправления возможных отклонений
в развитии началось как можно раньше;

2)
дать возможность определить программу
дальнейшей работы с ребенком с целью
создания оптимальных условий развития,
как для слабых, так и для сильных
учащихся, «подтягивания» их на более
высокий уровень

3)
установить направление продуктивного
развития учащихся, обнаруживающих
особые способности,

4)
проверить, насколько эффективной
оказывается профилактическая работа;

5)
провести сравнительный психологический
анализ различных систем, подходов,
методов воспитания и обучения с целью
выявления их развивающего эффекта и
выработки соответствующих рекомендаций;

6)
выбрать наиболее актуальную для данной
школы тематику психологического
просвещения и т.д.

Поэтому
прежде, чем применять ту или другую
психодиагностическую методику к детям
младшего школьного возраста, необходимо
удостовериться в том, что она им
интеллектуально доступна и не слишком
проста для того, чтобы оценить реальный
уровень психологического развития,
достигнутый ребёнком.

Многие
дети, по своему физическому уровню
готовые к обучению в школе, по уровню
психологического развития находятся
на более низкой ступени. Если такому
ребёнку предложить достаточно трудный,
в принципе доступный, но малоинтересный
для него серьёзный психологический
тест, требующий развитой воли,
произвольного внимания, памяти и такого
же воображения, то возможно, что ребёнок
не справиться с заданием по причине
недостаточного уровня личностно –
психологического развития. Но если эти
тесты предложить ребёнку в игровой,
привлекательной для него форме, то, по
всей вероятности, результаты тестирования
окажутся иными, более высокими.

Это
обстоятельство необходимо учитывать
в практической психодиагностике детей,
поступающих в школу, особенно
первоклассников и второклассников.
Для психодиагностики детей третьего
и четвёртого классов вполне подходят
тесты, предназначенные для взрослых
людей, при условии, что сами тестовые
задания будут им доступны.

Имеются
определённые ограничения, касающиеся
применения тестов для взрослых в
психодиагностике детей младшего
школьного возраста. Эти ограничения
относятся к тем тестам, которые
применяются для изучения мышления,
личности и межличностных отношений.
Необходима серьёзная адаптация
интеллектуальных тестов для взрослых
применительно к детям, их упрощение и
структурно – содержательное изменение.

В
современной психодиагностике имеется
достаточное количество адекватных
младшему школьному возрасту методик
и тестов. Среди них такие методики как:
методика изучения словесно – логического
мышления Э.Ф. Замбицявичене, разработанная
на основе теста структуры интеллекта
Р. Амтхауэра с целью исследования уровня
развития и особенностей понятийного
мышления, сформированности важнейших
логических операций; мотивационная
анкета Н.Г. Лускановой, позволяющая
определить уровень школьной мотивации
учащихся; методика Бурдона – исследование
особенностей внимания, и т. д.

Потребность
в изучении личностных особенностей и
личностного развития в возрастном
плане с каждым годом возрастает. Почти
все типы существующих тестов, разработанных
для взрослых, имеют свои аналоги для
детей разных возрастных групп и активно
используются. Тесты интеллекта,
умственных способностей, комплексные
батареи способностей и личностные —
это те тесты, которыми обычно пользуются
консультанты по вопросам образования
и школьные психологи. Столь же активно,
как личностные опросники, в образовании
используются и проективные методики,
например экспрессивная методика.
Широкая и расплывчатая категория
проективных методик включает в себя
довольно много форм относительно
свободного самовыражения.

Работа
посвящена анализу коррекции психического
развития ребенка средствами особым
образом организованной игровой
деятельности при переходе от дошкольного
к младшему школьному возрасту. Важно
на начальном этапе обучения для таких
детей создавать условия, органично
сочетающие игровой и учебный типы
жизнедеятельности: необходимо
организовывать своеобразную деятельность
детей, по форме являющуюся игровой, т.
е. знакомой и привлекательной для
ребенка, но по своей направленности
носящей учебный характер. Такая
деятельность должна предполагать
достижение целей, связанных с занятием
ребенком позиции субъекта по присвоению
нового (учебного по содержанию) игрового
опыта.

ПРИНЦИПЫ
ПОСТРОЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ

1.
Развитие психики в онтогенезе связано
с организацией определенных форм
деятельности. В качестве основополагающего
принципа коррекции возрастного
психического развития ребенка нами
взят принцип ведущей деятельности,
выступающей основным механизмом
формирования психологических
новообразований (Д.Б. Эльконин, В.В.
Давыдов и другие).

В
нашей работе ведущая деятельность была
связана с организацией игровых форм
деятельности, дополняемых элементами
учебной деятельности. Такая организация
игровой деятельности направлена как
на доформирование «прежних»
новообразований, так и на формирование
«будущих» новообразований, т. е.
на одновременное формирование
новообразований дошкольного и младшего
школьного возраста.

Игровая
деятельность ребенка строится в
соответствии с ее структурой. Взрослый
готовит ребенка к принятию игровой
ситуации: актуализирует и вводит игровые
мотивы, помогает принять игровую задачу,
выполнить необходимые ролевые действия.

Для
придания целостности игровой ситуации,
представленности в ней элементов
учебной деятельности игра дополнялась
ситуацией оценки ребенком самого себя
как субъекта деятельности: в нее
вводилась так называемая линия роста,
на которой ребенок отмечал свое
продвижение в присвоении игрового
опыта, меру освоения игровых действий
(с помощью условных знаков фиксировался
тот этап, на котором он находился в
каждый момент игры). Этот прием выступал
средством формирования у ребенка новой
мотивации, связанной со становлением
его как субъекта учебно-игровой
деятельности.

2.
Принцип управления техническим
развитием, связанный с представлением
о ведущей роли обучения в психическом
развитии ребенка. Согласно Л. С.
Выготскому, развитие не является
спонтанным процессом, оно обеспечивается
помощью взрослого, его участием в
организации жизнедеятельности ребенка.

Реализация
этого принципа предполагает организацию
совместно распределенной деятельности
взрослого и ребенка, в которой взрослый
выступает прежде всего в качестве
носителя образца действия. Помощь его
на этом этапе должна быть максимальной.
Постепенно вмешательство взрослого
снижается, и каждый очередной шаг в
деятельности передается ребенку на
уровень самостоятельного исполнения.

Управление
развитием опирается также на теорию
планомерного формирования деятельности:
согласно теории П.Я. Гальперина, переход
внешнего практического действия во
внутреннее, умственное действие —
многоэтапный процесс. Формирование у
учащихся полноценных умственных
действий должно быть связано с реализацией
всех формообразующих этапов.

В
соответствии с этим положением в нашей
программе начальный этап выполнения
ребенком действий осуществлялся как
практическое действие или с реальными
предметами, или с их заменителями. Затем
следовал этап формирования действия
в плане внешней речи. От ребенка
требовалось рассказать о действии так,
чтобы это было понятно другому человеку.
По мере освоения этих действий
осуществлялся переход к этапу протекания
действия во внутренней речи, про себя.

Введение
поэтапности формирования действий
носило последовательный характер,
однако иногда требовалось выделение
и усиление какого-либо одного этапа.
Например, в отдельных случаях возникала
необходимость возвратиться к материальной
форме действия, в других, — к речевой.

3.
Принцип смены психологической позиции
в деятельности в нашей работе связан
с изменением отношения ребенка к себе,
с развитием у него позиции субъекта
деятельности.

Освоив
игровые действия, ребенок на заключительном
этапе игры с готовностью шел на изменение
принятой ранее позиции — равного или
ведомого, принимал позицию ведущего,
организатора игры и учебного общения.

ВОЗМОЖНОСТИ
И ПОСТРОЕНИЕ КОРРЕКЦИОННЫХ ИГР

Игры
проводились с первоклассниками 6-7 лет
с низким уровнем готовности к обучению1
по таким параметрам, как произвольность
поведения, сформированность
пространственной ориентировки и
внутреннего плана действия. Занятия
проводились индивидуально, а на
заключительных этапах — в паре со
сверстником. Игры рассчитаны на 4-6
занятий, по 30 мин каждое.

Отбор
детей в группу коррекции проводился
на основании наблюдения учителя и
школьного психолога, анализа жалоб
родителей, данных диагностических
методик. Использовались методики
«Графический диктант» (Д.Б. Эльконин)
и разработанная нами методика
«Пространственный диктант»,
включающая набор из 16 заданий на
выполнение пространственных действий,
состоящих из одной-двух операций,
например от исходной точки провести
линию в верхний правый угол и от него
влево, закончив стрелкой, и т.п.

Программа
игр направлена на формирование и
коррекцию:


произвольности поведения (умение
действовать по правилу, овладение
программирующей функцией речи, разными
видами контрольно-оценочных действий:
планирующим, промежуточным и итоговым
видами самоконтроля);


пространственной ориентировки ребенка
в плане реальных отношений и во внутреннем
плане (умение определять пространственные
признаки объекта, направление действий,
владение пространственной лексикой);


интеллектуальных способностей
(знаково-символической функции сознания;


умения кодировать и декодировать
информацию, владения схематическим
письмом);


позиции ребенка как субъекта присвоения
нового опыта.

Игры
проводились в четыре этапа, три из
которых обязательны, четвертый,
дополнительный этап рассчитан на детей,
проявивших наибольший интерес к игре.
Остановимся на функции каждого из
этапов.

1.
Ориентировочно-обучающий этап. Здесь
происходит ориентировка ребенка в
содержании игры, его знакомство со
всеми обязательными этапами его будущих
действий.

2.
Этап освоения правил. Он связан с
самостоятельным выполнением ребенком
игровых действий, состоит из начального
и продвинутого этапов освоения. На его
начальном этапе, как правило, обнаруживаются
пробелы в пространственной ориентировке
ребенка, испытываемые им трудности в
выполнении действий как в умственном,
так и в практическом плане, актуализируется
мотивация усвоения необходимых правил
действия.

Этап
продвинутого освоения игры проводится
после специального обучающего занятия,
на котором еще раз осваиваются необходимые
признаки ориентировки и схемы действий.
На этом этапе «линия роста», о
которой говорилось выше, используется
в планирующей и контрольной функциях:
ребенок видит перспективу освоения
действий и фиксирует промежуточный
итог своего места в ходе игры.

3.
Этап совместных форм деятельности.
Здесь происходит обмен ролями сначала
между взрослым и ребенком, а затем между
детьми.

Ребенок
самостоятельно программирует деятельность
(усиление планирующего контроля),
осуществляет коррекцию выполнения
действий партнера по игре (промежуточный
и итоговый контроль).

4.
Контрольно-итоговый этап. Здесь
фиксируется сформированность выполнения
всего набора игровых действий:

уровень
их самостоятельного моделирования,
исполнения и контроля, а также
сформированность новой психологической
позиции — субъекта присвоения
учебно-игрового опыта.

Источник

Младший школьный
возраст – наиболее ответствен­ный
этап школьного детства. Высокая
сензитивность это­го возрастного
периода определяет большие потенциаль­ные
возможности разностороннего развития
ребенка.

Основные достижения
этого возраста обусловлены ве­дущим
характером учебной деятельности и во
многом являются определяющими для
последующих лет обуче­ния: к концу
младшего школьного возраста ребенок
дол­жен хотеть учиться, уметь учиться
и верить в свои силы.

Полноценное
проживание этого возраста, его позитив­ные
приобретения являются необходимым
основанием, на котором выстраивается
дальнейшее развитие ребенка как активного
субъекта познания и деятельности.
Основная задача взрослых в работе с
детьми младшего школьного возраста –
создание оптимальных условий для
раскрытия и реализации возможностей
детей с учетом индивидуаль­ности
каждого ребенка.

1. Развитие внимания младших школьников

Заполняя специальную
анкету для родителей, мама пер­воклассника
Коли в графе: «На какие особенности
ребенка Вы бы хотели обратить внимание
учителя» со вздохом за­писала: «Очень
рассеянный». Вскоре учительница Коли
и сама убедилась в том, что у мальчика
проблемы с развити­ем внимания. На
уроках он часто отвлекался: не мог в
дос­таточной мере сосредоточиться
на указаниях и заданиях учителя; часто
переспрашивал; нередко начинал работать
не на той странице, то и дело оказывался
не готов к у року, так как не слышал
накануне, что требовалось принести и
сделать; систематически «прослушивал»
домашние зада­ния, из-за чего родителям
приходилось звонить по телефо­ну
одноклассникам и у знавать, что же было
задано, и пр. В письменных работах Коли
часто встречались так называ­емые
«ошибки по невниманию»: пропуски букв,
дублирова­ние, перестановки букв в
словах, неправильное списывание
упражнений, условий для примеров и
задач, ошибки при вы­полнении простейших
арифметических действий, с кото­рыми
ребенок был прекрасно знаком. Недостатки
внима­ния обнаруживались и во время
чтения: мальчик нередко подменял слова,
неправильно считывал их окончания и
пр.

Вместе с тем,
несмотря на все эти неприятности, Коля
каждый день с радостью собирался в
школу, ему очень нра­вилась его
учительница и дети в классе, он с
удовольствием принимался за выполнение
любого задания. Он очень хотел хорошо
учиться, его смышленость и сообразительность
могли бы вывести его в число лучших
учеников в классе. Но вот внимание…

Для учителя
начальной школы проблема развития
вни­мания детей является традиционной.
Это во многом обус­ловлено особенностями
психического развития младших школьников.
Наиболее характерны «невнимательность»,
«несобранность», «отвлекаемость» для
детей 6-7 лет, т.е. первоклассников. Их
внимание действительно еще слабо
организовано, имеет небольшой объем,
плохо распреде­ляемо, неустойчиво,
что во многом объясняется недоста­точной
зрелостью регулирующих нейрофизиологических
механизмов, обеспечивающих произвольное
управление поведением в целом и вниманием
в частности.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Камарья Мансурова
Мастер-класс «Методы коррекции и развития учебной деятельности воспитанников социального центра младшего школьного возраста»

Мастер класс «Методы коррекции и развития учебной деятельности воспитанников младшего школьного возраста»

Ведущий мастер- класса: социальный педагог Мансурова К. Х.

Время проведения: 21 ноября 2017 года.

Цель: представление опыта коррекционной работы, направленной на развитие элементарных учебных навыков у воспитанников.

Задачи:

-познакомить педагогов с упражнениями, предназначенными для развития или коррекции навыков учебной деятельности у детей младшего школьного возраста,

-показать возможность их применения в индивидуальной и групповой работе с детьми,

-дать педагогам возможность овладеть методическими приемами тренировки базовых умений и навыков: мелкой моторики, внимания, логического мышления, вычислительных и орфографических навыков.

Практическая значимость: данный мастер-класс может быть интересен специалистам стационарного отделения для коррекционной работы с детьми при групповой, так и при индивидуальной форме проведения занятий и возможно, в качестве игрового материала.

Прогнозируемый результат мастер- класса:

— получение социальными педагогами представления о методике работы;

-внедрение в реабилитационный процесс методов и приёмов активизации способностей детей.

Этапы проведения мастер – класса.

1. Организационный момент, сообщение темы мастер – класса

2. Актуальность проблемы неподготовленности детей к школе, выражающаяся в неуспеваемости, отрицательной школьной мотивации.

3. Технология использования приемов (теоретический материал с практическим выполнением упражнений педагогами)

4. Подведение итогов. Рефлексия:

• вопросы участников мастер-класса.

Ход мастер-класса.

1. Организационный момент, сообщение темы мастер – класса

Добрый день, уважаемые коллеги! Рада приветствовать Вас на мастер-классе, на котором продолжу рассказывать о методах, используемыми мною для коррекции и развития учебной деятельности воспитанников младшего школьного возраста»

2. Актуальность проблемы неподготовленности детей к школе, выражающаяся в неуспеваемости, отрицательной школьной мотивации.

Общие учебные навыки – действия, которые детьми хорошо усвоены. К ним относят навык беглого, сознательного и выразительного чтения с соблюдением основных норм литературного языка, навык работы с текстом: выявление основного смысла прочитанного, составление плана, подробный выборочный и сжатый пересказ текста. К числу О. у. н. относят и письмо, подразумевая умение безошибочно, каллиграфически списывать текст или писать под диктовку, писать сочинения, изложение и т. д. К ним относятся и навыки счета, чтения и записи чисел, устных и письменных вычислений. От уровня сформированности о. у. н. зависит успешность овладения школьной программой.

Большинство наших воспитанников не отличаются стремлением успешно выполнить все предъявляемые школой требования, цели учения ими также не осознаются, школа привлекает их внеучебными сторонами.

По уровню успеваемости большинство из них испытывают затруднения в учебной деятельности.

Мы с вами наблюдаем у воспитанников неумение сосредоточиться на деталях, ошибки по невнимательности, неспособность удерживать внимание и вслушиваться в обращенную к ним речь; частое отвлечение на посторонние раздражители, беспомощность в доведении задания до конца, отрицательное отношение к заданиям, требующим напряжения, забывчивость, потеря предметов, необходимых для выполнения задания, неумения организовывать и контролировать свою двигательную активность, действовать в соответствии с указаниями взрослого.

Поэтому важной задачей для нас является построить свою работу таким образом, чтобы помочь детям преодолеть эти недостатки, способствовать формированию положительного отношения к учению.

Мы с вами работу строим согласно алгоритму социально-педагогического сопровождения несовершеннолетних с низкой школьной мотивацией. А также имеем право самостоятельно выбирать и применять различные средства и приемы коррекции.

И сегодня мне хотелось бы не просто рассказать, а показать и дать возможность практически опробовать одну из форм активного обучения — игровые упражнения, предназначенной для развития или коррекции навыков учебной деятельности детей младшего школьного возраста.

3. Технология использования приемов (теоретический материал с практическим выполнением упражнений педагогами).

Для индивидуальной коррекционной работы с детьми младшего школьного возраста я использую систему упражнений И. В. Данилова, направленной на стимулирование развития произвольности психических процессов, продолжительной умственной трудоспособности, умения обобщать и классифицировать предметы и понятия, наглядно-схематического и логического мышления. В ходе работы также развивается мелкая моторика и совершенствуются графические навыки.

Каждое занятие состоит из шести заданий. Инструкции и методические рекомендации к каждому заданию не меняются на протяжении всего курса обучения. Развитие ребенка происходит за счет постоянного усложнения содержания. Уже после нескольких занятий дети начинают сами свободно ориентироваться в условиях заданий. От взрослого требуется только стимуляция, контроль и поощрение деятельности ребенка. В каждом задании две части. Первая обозначается буквой А, вторая — Б. Первая часть предназначена для совместной работы взрослого и ребенка, вторая выполняется ребенком самостоятельно.

Первое упражнение («Графический диктант») направлено на формирование умения внимательно слушать и точно выполнять простейшие указания взрослого, правильно воспроизводить на листе бумаги заданные длину и направление линий, ориентироваться на плоскости, придерживаться задаваемого темпа работы.

Часть А выполняется под диктовку. Числа определяют длину, а стрелки — направление отрезков. Начинать рисовать надо из отмеченной точки. При диктовке необходимо следить, чтобы дети выдерживали темп и не отрывали карандаш от бумаги.

Например: «Поставьте карандаш на точку. Внимание! Рисуем узор. Одна клетка направо. Не отрывайте карандаш от бумаги. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх». Продиктовав один раз, предложите продолжить рисовать узор самостоятельно, если дети затрудняются, то продолжайте диктовать, но периодически предлагайте продолжать работу самостоятельно:

Часть Б ребенок выполняет сам, ориентируясь на образец.

Для более подготовленных такое упражнение можно проводить в виде игры с группой детей. После выполнения сравниваются получившиеся изображения с образцом.

2 упражнение («корректурная проба») направлено на тренировку объема, концентрации и устойчивости произвольного внимания, скорости формирования простого навыка.

Используются три вида символов: геометрические фигуры, цифры, буквы. Буквы и цифры в соответствии с образцом подчеркиваются, зачеркиваются или обводятся кружком; в геометрические фигуры ставится такой же знак, что и в образце. Ребенок, просматривая строку за строкой, находит и отмечает определенным образом символы, представленные в образце. При этом необходимо стимулировать и поощрять работу ребенка по памяти, то есть без опоры на образец, а также хвалить за старательность и аккуратность.

По мере овладения заданием правила усложняются:

• меняются отыскиваемые буквы;

• по-разному зачеркиваются и др. ;

• одновременно отыскиваются две буквы, одна зачеркивается, вторая подчеркивается;

• на одной строке буквы обводятся кружочком, на второй отмечаются галочкой и т. п.

Для проведения занятий можно использовать любые печатные тексты (старые ненужные книги, газеты и др., карандаши и ручки.

Предлагаю выполнить такое упражнения, уважаемые коллеги (приложение 2).

3упражнение («продолжить ряд изображений») направлено на развитие умения осуществлять последовательно умственные действия: сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать по признаку.

Рассмотрев внимательно три последовательные фигуры, ребенку нужно угадать, а затем нарисовать четвертую фигуру. При этом необходимо, чтобы ребенок комментировал свой рисунок, т. к. слабые графические навыки могут не позволит ему достаточно точно изобразить то, что он хочет. Поощряйте старательность и аккуратность в работе и не акцентируйте внимание на графическом несовершенстве рисунков, т. к. первостепенное значение имеет их содержание.

4упражнение («вставь пропущенную фигуру») по содержанию и методике идентично третьему (приложение 4).

5 упражнение («третий лишний») направлено на развитие умения определять связи и отношения между фигурами и обобщать их по главному признаку (форме, величине, направлению штриховки, ориентации на плоскости).

Рассмотрев внимательно четыре фигуры, ребенку нужно догадаться, которая из них лишняя, и закрасить ее. Свой выбор необходимо обосновать, т. е. указать главный признак, по которому выбранная фигура отличается от других. При закрашивании следить, чтобы линии штриховки не выходили за контур и чтобы фигуры закрашивались равномерно.

6 упражнение(«матрицы») направлено на развитие логического мышления и сообразительности

Рассмотрев три рисунка в матрице, надо определить, какого рисунка не достает, и выбрать его из шести предложенных, обязательно обосновав свой выбор. Если выбор осуществлен правильно, перерисовать недостающий рисунок.

Но кроме этого я использую игровые упражнения, которые предлагаю вам выполнить.

Так как в школе учителя детям рекомендуют соблюдать порядок при выполнении домашнего задания: начинать с русского язык, затем — математику, потом литературу, поэтому и мы с вами будем выполнять упражнения в этой последовательности.

1 упражнение «Методика Мюнстерберга».

В бессмысленный набор букв вставляются слова (чаще — существительные, могут быть глаголы, прилагательные, наречия). Требуется отыскать их как можно быстрее и без ошибок. На выполнение всего задания отводится 5 мин. Показателем успешности может служить число правильно найденных слов и скорость выполнения задания.

яфоуфснкотпхьабпригъмЩюсаэеымячлоьиръ

гнжрлракгдзпмьшоакмнпрсгурфршубатввгдижся

иумамацпчуъбеиопалкафсптучосметла

оужьгьелавтобусиохпсдязвж

2 упражнение.

Прочитай слова. Исправь ошибки.

Сталы, катёнок, малоток, лыжы, варабей, пропка, масты, лесица, сава, лесница, карова, лошка, видро, легушка, девачка, салавей.

Фанарь, огарот, кракадил, чяйка, машына, дарога, лотка, сабака, кавёр, бегимот, лошатка, тапор, плате, варона, леф, горот, польто, чиловек.

Выпиши только те слова, которые обозначают живые предметы.

Выпиши только те слова, которые обозначают неживые предметы.

3 упражнение.

Сейчас я буду показывать таблицы с буквами. Как только я покажу первую таблицу, нужно как можно быстрее найти в ней буквы в алфавитном порядке. Вы должны показывать их указкой и назвать вслух.

РКБЛ КТЦМ

ЖКПРЧДЗНТК

КПТНСД ШРВТБЧ

ДПВ ШГС

БМДРКЛФ МВХШТСГ

СТГЩГВДК ЖГВПРМТК

МВПКШЛЧХБ БРНЦДКСЧГ

4 упражнение

Отыщите во фразах спрятанные имена

(пример: «Принесите кофе дяде» — Федя).

1. Невкусный этот омар и яблоки тоже. Няня, дай свежие — в апельсиновом желе!

2. Не мешает и майский свет, а плохо мне от ночи ранней.

3. Принеси горький перец с летнего рынка, пожалуйста!

4. Ковал я железо ярким днем.

5 упражнение для более старших детей. Метод заполнения недостающих букв в словах.

Детям предлагаются слова с пропущенными буквами. Необходимо заполнить недостающие буквы в словах.

п-ро з-р-о з-о-ок

к-са д-р-во т-а-а

г-ра к-м-нь к-ы-а

р-ка х-л-д к-н-а

п-ле к-в-р п-и-а

6 упражнение «Арифметические диктант»

Сейчас я буду читать арифметические задачи. Вы должны решать их в уме. Получаемые вами числа также надо держать в уме. Результаты вычислений запишите только тогда, когда я вам скажу: „Пишите!».

Содержание задач зависит от возраста и подготовленности детей. Например, задачи для детей первого класса:

«Даны два числа: 6 и 3. Сложите первое число и второе. и от полученного числа отнимите 2. Затем отнимите еще 4. Пишите!». (Ответ: 3).

Для детей более старшего возраста задачи усложняются:

Например: «Даны два числа: 56 и 92. вторую цифру первого числа разделите на вторую цифру второго числа. Полученное число умножьте на первую цифру второго числа. Пишите!». (Ответ: 27).

7 упражнение «Распределение чисел в определенном порядке».

В левой таблице расположены 25 чисел от 1 до 40. Нужно переписать их в порядке возрастания в пустую таблицу справа, начиная ее заполнение с верхнего левого квадрата.

8 упражнение со сменой установки.

Даны числа 43 0 55 148 1812.

Ваша задача запомнить данные числа в том же порядке и ответить на вопросы (можно хором)

1. Сколько всего чисел? Ответ: 5.

2. На каком месте стоит число, которое не является натуральным?

Ответ: на 2-ом месте.

3. Сложите 3-е и 5-е число с конца. Ответ: 55+43=98.

4. Какое число стоит после 0? Ответ: 55.

5. На каком месте стоит трехзначное число? Ответ: 4.

6. Какие цифры отсутствуют в ряду? Ответ: 6, 7, 9.

7. Назовите первое число. Ответ: 43.

8. Какому событию соответствует последнее число?

9 упражнение- методика отыскивание числа по таблицам Шульте.

предлагается 5 таблиц, в которых в произвольном порядке расположены числа от 1 до 25. Ребенок должен отыскать числа по порядку, показывая и называя вслух

10 упражнение

У отца Дианы есть пять дочерей:

— Дада

— Деде

— Диди

— Додо

Вопрос: Как зовут пятую дочь?

Ответ: Если Вы дали ответ «Чучу» — то Вы ошиблись. Ее зовут Диана. Прочтите еще раз заданный вопрос внимательно.

А также использовать различные ребусы, словоразбиватели, соединять несоединимое, анограммы, спичечные головоломки и т. д.

Например, соединить слова курица и столб; разбить на отдельные слова слово картина.

11 упражнение.

Исправь ошибки в описании сказочных героев.

Колобок залез на дерево.

Карлсон надел пальто и полетел на крышу.

Красная Шапочка сняла свою белую панамку.

Золушка нагрубила мачехе и отказалась убираться в доме.

Буратино достал из огня золотой ключик.

12 упражнение. Чтение сказок со смысловыми искажениями. Исправление ошибок.

Волк и семеро козлят.

Жила-была коза, и было у неё семеро котят. Шестеро белых, а седьмой щенок-красный. Жили они дружно и очень любили друг друга. Вот собралась однажды коза на танцы и говорит:

-Ждите меня дома, козлята, а дверь всем открывайте. Бродит в нашем лесу белый волк. Лапы у него маленькие, когти тупые, а голос нежный и лаковый. Если откроете, он с вами поиграет. Только вышла она из дома, а волк тут как тут. Тихо-тихо подкрался к двери и завыл своим нежным как у слона голосом:

— Эй, козлятушки –ребятушки! Это я, ваша бабушка пришла, «Сникерс» принесла, отворите-отоприте!

Но козлята сразу догадались, кто стоит за дверью, и ответили хором:

— Никакая ты не дедушка! У нашей мамы голос грубый и злой, а у тебя нежный и ласковый.

4. Подведение итогов. Рефлексия

Как видите, уважаемые коллеги, выполнение этих заданий не требует от детей специальных знаний и умений. Некоторые из них целесообразно проводить в соревновательной форме. Важно также, что выполнение упражнений предусматривают и самостоятельную работу ребенка с аналогичными заданиями, что дает ему возможность закрепить полученные навыки, убедиться в собственных силах.

Кроме того, эти упражнения носят игровой характер, поэтому вызывают у детей познавательный интерес. Вначале их внимание проявляется только к игре, а затем к тому программному материалу, без которого она невозможна.

Применяя такие задания, мы даём возможность детям передохнуть от однообразной работы, утомление компенсируется положительными эмоциями и переключением на другой вид деятельности

Все эти упражнения имеются в свободном доступе в интернете и очень разнообразны.

Мне очень хотелось бы, чтобы сегодняшняя информация для вас оказалась интересной, полезной, и главное, помогла вам в работе с детьми. Большое спасибо всем за участие, желаю вам успехов и творчества в вашей ежедневной работе с детьми!

А в заключении прошу выразить свое мнение о сегодняшнем мероприятии.

Источник