Коррекция развития личности ребенка дошкольного возраста

Светлана Катанаева
Коррекция и развитие эмоционально-личностной сферы детей дошкольного возраста

Коррекция и развитие эмоционально-личностной сферы детей дошкольного возраста

ОРРЕКЦИЯ И РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Катанаева С. В.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 10 «Росинка»

г. Южно-Сахалинск

Одной из самых серьёзных социальных проблем, с которой сталкивается педагог-психолог ДОУ, является нарушение эмоционально-личностной сферы детей и недостаточное развитие коммуникативных навыков. Это обусловлено чрезмерной интеллектуализацией» воспитания, «технологизацией» нашей жизни.

В последние годы становится всё больше детей с нарушениями эмоционально-личностной сферы, к которым относится эмоциональная неустойчивость, враждебность, агрессивность, тревожность, неуверенность в себе, наличие страхов у детей. Это приводит к трудностям во взаимоотношениях с окружающими.

Как писал Л. С. Выготский «Эмоции являются центральным звеном» психической жизни человека, и, прежде всего, ребёнка».

Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет назад, но значительно реже испытывают чувства восхищения, удовольствия. К сожалению, эмоциональная недостаточность нередко оказывается причиной разных форм социально-психологической дезадаптации.

Именно поэтому одним из приоритетных направлений своей работы я выбрала «Коррекцию и развитие эмоционально-личностной сферы детей дошкольного возраста».

Как писал М. Горький «В каждом человеке есть бубенчик и, если его тронуть, человек зазвенит самым прекрасным, что в нём есть».

Исходя из выбранного направления, были выделены следующие задачи.

1. Коррекция эмоционально-личностных проблем детей.

2. Раскрыть перед ребёнком многообразие эмоционального мира.

3. Сформировать у детей осознание себя личностью, понимание собственной уникальности и уникальности других людей.

4. Развивать способность понимать других людей и их эмоциональное состояние.

5. Совершенствование у детей способности адаптироваться к различным жизненным ситуациям.

Работа в данном направлении началась с диагностики, направленной на изучение уровня агрессивности, страхов, тревожности, сформированности коммуникативных навыков и детско-родительских отношений.

На основе полученных данных были выявлены эмоционально-личностные особенности детей и сформированы коррекционные группы.Анализ этих данных позволил определить следующие направления работы:

1. Коррекционные занятия педагога-психолога с детьми.

2. Работа с педагогами ДОУ.

3. Работа с родителями детей, посещающих коррекционные занятия.

В работе с детьми я использую 2 программы,это:

1. «Ребята и зверята» Автор Н. Л. Кряжева.

Программа по анималотерапии – вид терапии, использующий животных и их образы для оказания психотерапевтической помощи.

В работе с детьми анималотерапия тесно связана со сказкотерапией, куклотерапией, арттерапией, игротерапией, телесно-ориентированными методами.

Особенность анималотерапии является возможность расширения невербального поведения. Животные ведь не говорят, а издают звуки.И поэтому дети учатся понимать настроение животного по следующим сигналам: поза, движения, взгляд, звуки. Это очень важно, так как детям сложно выразить свои чувства и эмоции словами.

На занятиях, дети принимают на себя роль какого-либо животного, копируют его поведение, повадки. При этом замкнутые, нерешительные, тревожные дети в образе собачки учатся быть активными, проявлять инициативу. И наоборот, активные, агрессивные, конфликтные дети в роли кошки, учатся сдерживать и контролировать свои эмоции и действия.

2. План-программа психосоциального развития детей старшего дошкольного возраста. Автор-составитель Катанаева С. В.

Программа состоит из трёх блоков.

1. Мотивационный. На занятиях дети познают себя, свою индивидуальность, неповторимость.

2. Когнитивный. На этих занятиях дети учатся понимать состояние другого, его особенности, потребности, замечать изменения настроения, эмоционального состояния.

3. Поведенческий. На занятиях дети учатся выбирать социально приемлемые формы поведения в различных ситуациях, учатся бесконфликтному общению.

Но вся эта работа невозможна без создания необходимых условий. Известно, что среда является одним из средств развития личности ребёнка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Поэтому при проектировании предметно-развивающей среды для коррекционно-развивающихзанятий учитывались следующие условия:

1. Сенсорная комната (для эмоциональной разгрузки, снижения эмоционального напряжения, расслабления).

2. Куклы, игрушки-животные, маски

животных (для работы

по программе анималотерапии).

3. Мягкий ковёр и подушки — забавные зверушки (для создания атмосферы покоя и безопасности, а так же для налаживания эмоционального контакта с детьми).

4. Элементы музыкотерапии (для релаксации, снятия телесных, двигательных зажимов).

5. Широкий спектр арттерапевтических средств (для выражения эмоционального состояния детей).

6. «Часы настроения», «Книги настроений», «Кубик эмоций» (для знакомства с эмоциями, их внешними проявлениями).

Немаловажное значение в коррекции и развитии эмоционально-личностной сферы

детей имеет работа с педагогами. Так как необходимо продолжать работу с детьми в группе детского сада.Для этого используются различные формы работы:

индивидуальные консультации

групповые консультации («Защита прав и достоинства маленького ребёнка». «Безопасность ребёнка в детском саду и семье» и т. д.)

семинары-практикумы («Секреты хорошей дисциплины». «Знакомим детей с эмоциональным миром человека» и т. д.)

знакомство с анималотерапевтическими играми и упражнениями для работы с детьми («Зверинец», «Улитка», «Осьминог», «Петушиные бои» и другие.)

памятки («Создание психологического комфорта в группах детского сада». «Проблемы личностного развития». «Признаки психоэмоционального напряжения у детей» и т. д.)

Зная особую восприимчивость, тонкую организацию духовной жизни детей, а так же особую значимость семьи в становлении личности ребёнка, привлекаю родителей к развитию эмоционально-личностной сферы детей.Использую следующие формы работы:

индивидуальные консультации

групповые консультации («Домашние питомцы и их значение в развитии детей». «Как привить ребёнку дисциплину». «Профилактика эмоциональных нарушений у детей». «Роль семейного микроклимата в развитии детско-родительских отношений» и т. д.)

анкетирование («Животные – мои друзья», «Мой стиль воспитания ребёнка в семье», «Организация общения с детьми в семье»)

семинары-практикумы («Умеете ли вы общаться с вашим ребёнком».)

информация в родительских уголках («Наказание или поощрение?» «Что нужно знать об эмоциональном развитии детей» «Страх перед животными». «Роль матери о отца в психическом развитии и воспитании детей» и т. д.)

оформление выставки «Мой ласковый и нежный зверь»

ознакомление с играми и элементами анималотерапевтических техник, позволяющих регулировать отношения в семье («Мышонок и кот», «Любопытная кошка», «Сонный медведь», «Шаловливые обезьянки» и другие.)

Результаты коррекционной работы показали:

1. Снижение эмоционально-личностных проблем.

2. Стабилизация эмоционального состояния.

3. Осознание себя личностью (осознание своих индивидуальных особенностей).

4. Развитие эмпатии, умения понимать состояние другого.

5. Сплочение детского коллектива, развитие приемлемых способов взаимодействия.

6. Оптимизация детско-родительских отношений.

Список литературы:

1. Агафонычев, В. Анималотерапия. Усы, лапы, хвост – наше лекарство [Текст]. – СПб.: Наука и Техника,2006. – 304 с.

2. Алябьева, Е. А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста [Текст] – М.: ТЦ Сфера, 2003.

3. Костина, Л. М. Игровая терапия с тревожными детьми [Текст]. – СПб.: Речь, 2003, — 160 с.

4. Кряжева Н. Л. Кот и пёс спешат на помощь [Текст]. –Ярославль: «Академия развития», «Академия, К», 2000. – 176 с.

5. Кряжева Н. Л. Мир детских эмоций. Дети 5-7 лет [Текст]. –Ярославль: Академия развития, 2000. – 160 с.

6. Панфилова, М. А.Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры [Текст]. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2002. – 160с.

7. Практические семинары и тренинги для педагогов. — Вып. 1. Воспитатель и ребёнок: эффективное взаимодействие [Текст] / авт. -сост. Е. В. Шитова,- Волгоград: Учитель, 2009. – 171 с.

8. Формирование позитивных взаимоотношений родителей и детей 5-7 лет: диагностика, тренинги, занятия [Текст] / авт. -сост. Е. В. Коробицыка. –Волгоград: Учитель, 2009. – 133 с.

9. Хухлаева, О. В. Лесенка радости [Текст]. – М.: Изд. Совершенство, 1998.

Коррекция развития личности ребенка дошкольного возрастаКоррекция развития личности ребенка дошкольного возраста

Источник

2.1. Программа изучения личности дошкольника

Дошкольное детство
— период интенсивного психического
развития, появления психических
новообразований, становления важных
черт личности ребенка. Это период
первоначального фор­мирования тех
качеств, которые необходимы человеку
в течение всей последующей жизни. В
дошкольном возрасте формируются не
только те особенности психики детей,
которые определяют об­щий характер
поведения ребенка, его отношение ко
всему окру­жающему, но и такие, которые
представляют собой «задел» на
будущее.

Разрабатывая
программу диагностики личностного
развития, > мы исходили из того, что на
каждой возрастной ступени ребенок
приобретает не только общие для всех
детей черты личности, но и свои
индивидуальные особенности психики и
поведения, позво­ляющие ему быть
неповторимой личностью с собственными
ин­тересами, стремлениями, способностями.

Предлагаемая
программа нацелена на оказание помощи
вос­питателю в становлении личности
ребенка, развитии его индиви­дуальности.

Задача педагога
не подгонять развитие каждого ребенка
к ус­редненным нормам, а предупреждать
возникновение возможных тупиков его
личностного развития, создавать условия
для полно­ценного проявления творческого
потенциала каждого воспитанника.

Разработка программы
включает несколько этапов.

этап.
Осуществляется
изучение основных особенностей развития
ребенка, вы явление ведущих новообразований
личност­ного развития в разные периоды
детства (от 1 года до 7 лет).

В программу входят:
характеристика основных линий лично­стного
развития ребенка, ведущих новообразовании
в структуре его сознания (развитие
самосознания и самооценки, формирова­ние
психического образа «Я», развитие
эмоционально-волевой и мотивационной
сферы, детского творчества,
индивидуально-ти­пологических
особенностей, половой идентификации,
формиро­вание полоролевой структуры
личности, складывание внутренней позиции
и социально-психологической готовности
к новым видам деятельности и общения).

II
этап.
Исследуются
особенности развития личности в группе
сверстников и в разновозрастной группе
(изучение статусной струк­туры группы,
полоролевой дифференциации; изучение
ребенка как субъекта общения, динамики
и роли различных видов общения со
взрослыми и сверстниками). Выявляются
особенности взаимоот­ношения ребенка
с воспитателями, другими сотрудниками
детского сада, их влияние на развитие
личности ребенка.

IIIэтап.
Изучается
семейная микросреда ребенка: исследуется
влияние социальных ролей в семье на
личностное развитие ребенка, особенности
отношения ребенка к разным членам семьи,
осознание полоролевых функций членов
семьи, влияние взаимо­отношений в
семье на положение ребенка в группе
сверстников.

IV
этап.
Составляется
обобщенная, развернутая характерис­тика
ребенка. Определяются «сильные» и
«слабые» стороны, детерминанты
возможных отклонений в развитии личности.
На этом же этапе определяются и пути,
средства коррекционной работы.

Если последовательность
первых этапов изучения может изме­няться,
быть отличной от предложенной (например,
воспитатель может счесть необходимым
вначале изучить индивидуально-психо­логические
качества, а не самооценку), то общую
характеристику ребенку, конечно же,
нельзя давать, не изучив предварительно
от­меченные выше стороны его личности
и межличностные отноше­ния с окружающими.
Кроме того, такая стратегия изучения
помо­жет выбрать и наиболее верные
пути коррекционной работы.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

    10.02.201536.1 Mб346Коменский Великая дидактика 1939.pdf

  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Всистему помощи детям дошкольного возраста входит пребы­вание в специализированных детских садах, где осуществляются коррекционное обучение, воспитание и подготовка детей к школе. Важным является максимальное всестороннее развитие ребенка в соответствии с его возможностями (23, 24, 62, 86).

Лечебно-педагогический процесс в дошкольных учреждениях построен с учетом специфики заболеваний и связанных с ними особенностей развития детей. При всем разнообразии врожденных и ранно приобретенных нарушений опорно-двигательного аппарата у большинства детей наблюдаются сходные проблемы. Это откло­нения в развитии сенсомоторных функций и познавательной дея­тельности в целом, что связано как с органическими поражениями нервной системы» часто сопутствующими опорно-двигательной патологии, так и с ограниченными возможностями познания окру­жающего мира вследствие моторной недостаточности. Это пато­логия развития речи, которая имеет органическую природу и усу­губляется дефицитом общения. Это эмоциональная лабильность, сопровождающая хронические заболевания, и психологическая пассивность, порождаемая гиперопекой в семье и медицинских учреждениях. В то же время перечисленные нарушения отличают­ся значительной полиморфностью и диссоциацией.

Важным обстоятельством является то, что в дошкольном возра­сте само развитие патологии еще не остановлено, так как в процес-

се физического роста ребенка у него могут формироваться деформации опорно-двигательного аппарата. В связи с этим осуществ­ляется активное систематическое лечение детей как в детском саду, так и по мере необходимости, в медицинских учреждениях.

При определении специфики коррекционно-педагогического процесса учитывается не только характер заболевания, но и воз­раст детей. Известно, что раннее начало коррекционной работы позволяет достичь ощутимых положительных результатов, так как функциональные системы мозга находятся в стадии формирова­ния. В связи с этим существует возможность оптимальной компен­сации нарушений за счет активизации сохранных звеньев и фор­мирования обходных путей.

Однако, особенности дошкольного возраста заключаются и в том, что ребенок не в состоянии разрабатывать и реализовывать долгосрочные сложные программы поведения, ориентированные на конечный результат. Отсюда, как бы значимы ни были для ре­бенка вопросы психического и физического самосовершенство­вания, он не способен к длительным монотонным тренировкам, которые часто необходимы для выработки тех или иных компенса­торных навыков.

Поэтому вся работа должна быть построена таким образом, чтобы коррекция проводилась ненавязчиво, в процессе тех видов деятельности, которые привлекательны для дошкольников.

Целью коррекционного воспитания в специальном дошколь­ном учреждении является максимальное всестороннее развитие ребенка в соответствии с его возможностями. Эта цель достигается при решении следующих задач:

— Развитие познавательной деятельности детей по индивидуальным программам.

-Коррекция развития речи.

-Развитие двигательной сферы но индивидуальным прог­раммам.

— Формирование социальной адаптации.

— Развитие творческих способностей.

— Подготовка к школьному обучению и подбор типа школы;

— Формирование оптимальных подходов к воспитанию ребен­ка в семье.

Система воспитания базируется на следующих принципах:

1. Принцип компетенции.

Вся работа с ребенком должна проводится профессиональ­но грамотно. Развитие познавательной деятельности детей осуще­ствляют педагоги, имеющие специальное образование. Развитие

и коррекцию речи проводят логопеды. Занятия по физическому воспитанию проводят инструкторы ЛФК. Воспитатели проводят, занятия по программам I и II ступени, совместно с помощникам воспитателей формируют навыки самообслуживания в процесс выполнения режимных моментов, организуют деятельность детей вне занятий, прогулки, читают детям книги. Психологи корректируют развитие личности детей, работая непосредственно с детьми и их окружением персоналом детского сада и семьей.

2 Принцип взаимосвязи в работе специалистов.

Каждый специалист не только осуществляет непосредственней свой раздел работы, но и включает в свои занятия материал, рекомендованный другими специалистами для закрепления их работы. В свою очередь он дает рекомендации по своему разделу работыи контролирует правильность их выполнения.

3. Принцип сочетания индивидуального подхода с групповыми формами работы.

Контингент детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата крайне неоднороден. В то же время подготовка детей к обучению в классе и жизни в обществе предусматривает включение их в коллективную деятельность. Это определяет необходимость соче­тания дифференцированных индивидуальных программ развития с такими программами фронтальной работы, в рамках которых возможен лабильный подход к уровню усвоения материала разны­ми детьми.

4. Принцип ежедневного учета психофизического состояния ре­бенка при определении объема и характера проводимых с ним занятий.

Органические поражения ЦНС, имеющие место у многих де­тей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, часто сопро­вождаются колебаниями внутричерепного давления, повышенной метеочувствительностью, и как следствие, колебаниями эмоцио­нального состояния, работоспособности, внимания.

Нужно учитывать и то, что педагогический процесс осуществ­ляется наряду с лечением. Проведение лечебных мероприятий тре­бует значительного количества времени и сил ребенка. Кроме того, некоторые медицинские препараты и процедуры оказывают раз­личное влияние на психофизическое состояние ребенка.

В связи с этим приходится максимально ограничивать занятия или вообще не проводить их с детьми, чувствующими себя дискомфортно, чтобы не сформировать у них негативное отношение к са­мому процессу занятий.

5. Принцип приоритетного формирования качеств личности, не­обходимых для успешной социализации.

Весь лечебно-педагогический процесс строится таким обра-

зом, чтобы у детей формировалась активная жизненная позиция, коммуникативность, уверенность в своих силах,

6. Сочетание при коррекции работы по развитию нарушенных функций и формированию приемов их компенсации.

Чем тяжелее патология, тем больше акценты смещаются в сто­рону создания компенсаторных средств. Это означает, что нужно формировать функциональные системы за счет более активного развития сохранных функций. Усиленная тренировка нарушенных функций, попытки развить те функции, возможности развития которых чрезвычайно ограничены у данного ребенка, часто приво­дят к формированию комплексов неполноценности и негативному отношению к определенным видам деятельности.

Большое значение придается формированию правильного отношения к воспитанию ребенка в семье. Обычно в семьях детей дошкольного возраста основное внимание привлечено к лечению ребенка и подготовке к обучению. Педагогам нужно тактично под­водить родителей к реальной оценке возможностей ребенка и про­гнозированию дальнейших перспектив его жизни, Это поможет родителям переместить акцент в воспитании, оценить значение умений и навыков, необходимых в повседневной жизни, лучше понять своего ребенка.

Коррекционно-педагогический процесс реализуется в 2 ступени:

I ступень пропедевтическая — включает воспитание детей в возрасте от 1-го года до 4-х лет.

На этой ступени осуществляется адаптация ребенка в дошколь­ном учреждении, первичная диагностика психического развития, составляются и реализуются индивидуальные программы развития, проводится пропедевтическая работа к усвоению программ II ступени.

Предпосылками к усвоению программы II ступени являются:

— Адаптация ребенка в дошкольном учреждении:

а) создание положительной установки на посещение детско­го сада;

б) активное включение ребенка в коррекционно-педагоги­ческий процесс.

— Создание психологической основы развития разных видов деятельности:

а) развитие психических процессов: ощущения, восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, воображения;

б) формирование функций передвижения, манипулирова­ния, имитации, соотнесения, обозначения, осмысления и за­мещения.

— Формирование первичных умений и навыков разных видов деятельности: общения, игры, познавательной деятельноcти, творчества, самообслуживания.

II ступень основная — включает воспитание детей в возрасте от 4-х до 7 лет.

На этой ступени реализуются задачи коррекционного воспитания и формируется готовность к школьному обучению.

Педагог, учитывая двигательные нарушения у детей с церебральным параличом, должен помнить о правильной организаций двигательного режима. Это заключается в том, что он должен подобрать для ребенка наиболее удобную позу во время работы за стой­лом, во время проведения игр и сна. Педагог не должен забывать, что эти дети быстро устают, особенно быстрая утомляемость у нихотмечается во время активных действий, поэтому взрослый обязательно должен с детьми проводить физкультурную паузу. Например, дети делают постройку из кубиков. Педагог замечает, что ребенок с ДЦП устал и начинает Отвлекаться. Он должен подойти к нему, попросить встать со стула, подойти к шкафу с игрушками и взять какую-либо из них. Смена активности явится для ребенка отдыхом. После этого можно продолжать строительство из кубиков. Или, например, дети раскрашивают рисунки в альбоме. Педагог может подойти к больному ребенку и провести короткое собеседование по содержанию раскрашиваемого рисунка, тем самымдавая руке отдых.

Педагогу важно помнить, что у детей с ДЦП не только не сформированы двигательные навыки из-за заболевания, но и отсутствуют правильные представления о движении. Следовательно, при развитии двигательных навыков и умений у детей с ДЦП важно развивать не только тот или иной двигательный навык, но и воспитывать правильное представление о нем через ощущение движений.

Основными направлениями работы педагога по коррекции двигательных нарушений является формирование навыков самообслуживания, развитие практической деятельности и подготовка; руки к письму

При этом важно помнить, что развитие двигательных навыков у детей с ДЦП, так же, как и у здоровых, происходит поэтапно и требует большего времени и терпения со стороны взрослого. Развитие двигательных навыков у детей с ДЦП должно происходить в виде интересных и понятных для них игр. Все предъявляемые ребенку задания должны соответствовать его двигательным возможностям.

Развитие ручных навыков проводят постепенно, поэтапно. На первом этапе важно научить ребенка произвольно брать и опускать предметы, перекладывать их из руки в руку, укладывать их в опре­деленное место, выбирать предметы, соразмеряя свои двигатель­ные усилия в зависимости от их размера, веса, формы.

Для развития двигательных умении педагогу нужно исполь­зовать различные наборы замков, кранов, телефоны, с помощью которых взрослый обучает ребенка действию: открыть и закрыть замок (разные виды замков — разные движения), открывать и зак­рывать краны, крутить телефонный диск, поднимать, трубку. При помощи имитации детей обучают таким действиям как включить, выключить и переключить телевизор, приемник, свет и т.д. Такие занятия ребенку интересны, а при наличии заинтересованности он быстрее овладевает тем или иным действием.

В процесс организации и проведения коррекционно-развивающей работы должны включаться родители детей. Они отраба­тывают и закрепляют навыки и умения у детей, сформирован­ные специалистами. Домашние задания, предлагаемые логопедом и педагогом для выполнения, должны быть четко разъяснены. Это обеспечит необходимую эффективность коррекционной ра­боты, ускорит процесс восстановления нарушенных функций у детей.

Важно учитывать возможности ребенка, четко знать, что мож­но от него потребовать и в каком объеме; он должен обязательно видеть результат своей деятельности.

Развитию движений руки нужно уделять особое внимание уже с первых дней пребывания ребенка в детском саду, только в этом случае у него к школе сформируются ее функции (опорная, указы­вающая, отталкивающая, хватательная), составляющие двигатель­ную основу манипулятивной деятельности.

Перед школой особенно важно развивать у детей те движения рук, на основе которых затем формируются двигательные навыки, важные в самообслуживании, игре, учебном и трудовом процессах. При обучении различным движениям рук и действиям с предмета­ми не нужно спешить.

Только терпеливое отношение, кропотливая работа взрослого, ободрения при неудачах, поощрения за малейший успех, неназой­ливая помощь и необходимая коррекция помогут добиться настоя­щего успеха.

Таким образом, в процессе подготовки ребенка с ДЦП к школе специальное внимание педагога и родителей следует обращать на формирование у детей двигательных навыков и умений, составля­ющих основу игровой, учебной и трудовой деятельности.

Дата добавления: 2015-07-04; просмотров: 3522; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома — страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 9271 — | 7454 — или читать все…

Читайте также:

Источник