Коррекция психического развития речи ребенка
Задержка психического развития – это негрубое и обратимое нарушение познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы ребенка. Отличие ЗПР от других тяжелых патологий нервной системы в том, что это нарушение вызвано главным образом слишком медленной скоростью ее созревания. По статистике, ЗПР встречается у 16% дошкольников старше 4 лет и младших школьников.
Многие родители считают диагноз «ЗПР» приговором, но это неправильная позиция. При своевременной диагностике и коррекции ребята с ЗПР постепенно догоняют своих ровесников и ничем от них не отличаются.
Особенности детей с ЗПР
Диагностика ЗПР основывается на объективной оценке состояния эмоционально-волевой сферы, степени интеллектуального и межличностного развития.
Дети с ЗПР не чувствуют ответственности за свои поступки и не контролируют их, не видят себя со стороны, не подчиняются установленным правилам, в большинстве случаев они не могут наладить хорошие отношения с взрослыми и сверстниками. Основная их деятельность – игровая. Они не проявляют интереса к учебе, не задают вопросов об окружающем мире и т. д.
Слабое место детей с ЗПР – это усидчивость и внимание. Они быстро теряют интерес, нетерпеливы, им сложно высидеть на одном месте более 20 минут. В плане речевого развития и познавательной деятельности они заметно отстают от других детей, так как у них плохая память, снижено внимание, слабо развито абстрактное мышления, они смешивают понятия, не могут выделить основные признаки предметов, явлений и другое. Их основная цель – получить удовольствие, поэтому, как только им что-то надоедает, они сразу переключаются на другое занятие или предмет.
У детей с ЗПР немного друзей – как среди сверстников, так среди учителей и взрослых. Они часто очень одиноки, играют одни или с взрослыми, поскольку с трудом усваивают правила и нуждаются в том, чтобы кто-то их постоянно направлял. Их поведению свойственны страх, агрессия, замедленная реакция, неспособность вести нормальный диалог.
Полная диагностика всегда включает беседу с ребенком, тесты на восприятие, память, способность к анализу информации, а также оценивается уровень развития эмоционально-волевой сферы и способности к межличностному общению. Диагноз «ЗПР» всегда ставится только психолого-медико-педагогической комиссией.
Читайте также: Акустическая дисграфия
Виды ЗПР
Программа коррекции подбирается в зависимости от вида ЗПР, который диагностирован у ребенка. Принято выделять 4 вида этого нарушения.
ЗПР конституционального происхождения
Такие дети отличаются небольшим весом и ростом. В школе и садике они очень любопытны, быстро обзаводятся друзьями, так как характер у них обычно мягкий и веселый. Учителя постоянно делают им замечания за непоседливость и разговоры на уроках, опоздания. У них плохо развиты мышление и память, поэтому их успеваемость оставляет желать лучшего.
При этом типе ЗПР прогноз, в целом, благоприятный. При обучении необходимо больше использовать наглядно-действенный принцип. Полезны занятия для развития внимания, памяти, мышления, они должны проходить под руководством психолога и дефектолога.
ЗПР соматогенного происхождения
Данный тип ЗПР возникает вследствие перенесенных тяжелых инфекций или черепно-мозговых травм в раннем детстве. Интеллект сохранен, но присутствует психический инфантилизм и астения. Дети привязаны к родителям, без них сильно скучают, плачут, становятся беспомощными. На уроках они не проявляют никакой инициативы, быстро устают, крайне неорганизованны, учеба им неинтересна, нередко отказываются отвечать на вопросы учителя, тем не менее они тяжело переживают неудачи и низкие оценки.
Детям с соматогенной формой ЗПР необходимо обучение в школе санаторного типа, где они смогут получить круглосуточную медицинскую и педагогическую помощь. Если соматические причины будут устранены, то в дальнейшем коррекция психического развития пройдет быстро и успешно.
3. ЗПР психогенного происхождения
Дети с данным видом ЗПР испытывают недостаток внимания и тепла со стороны близких родственников, особенно матери. Часто они растут в неблагополучной семье, среди скандалов, их социальные контакты однообразны. Дети испытывают постоянную тревогу, забитые, им сложно принимать самостоятельные решения. Плохо развита способность к анализу, они живут в собственном мире, часто не различают плохое и хорошее, имеют небольшой словарный запас. Дети с психогенной формой ЗПР отлично реагируют на коррекционные занятия и быстро нагоняют сверстников.
4. ЗПР церебрально-органического происхождения
Нарушение вызвано органическими поражениями мозга, возникшими во время беременности, тяжелых родов или из-за перенесенных болезней. В результате астении дети быстро утомляются, плохо запоминают информацию, с трудом сосредотачиваются на одном занятии. Примитивное мышление, заторможенные эмоциональные реакции, внушаемость, быстрая потеря интереса, неумение выстраивать взаимоотношения с людьми, проявление агрессии и страха, смешение понятий «хочу» и «надо» – вот характерные черты детей с ЗПР данного типа. Прогноз при данной форме ЗПР не очень благоприятный, до конца скорректировать состояние не удается. При отсутствии коррекции ребенок начинает регрессировать.
Читайте также: Мифы о билингвизме — развитие речи детей в двуязычной семье
Как помочь ребенку с ЗПР?
Дети с ЗПР нуждаются в комплексной помощи психолога, невролога, логопеда-дефектолога. Процесс коррекции длительный, сложный, прерывать его крайне нежелательно.
Обязательная часть коррекции ЗПР – это медицинская помощь: прием лекарств по определенной схеме, физиотерапия, массаж, лечебная физкультура, водолечение. Этим занимается детский невролог.
На развитие эмоционально-волевой сферы благотворно влияют арттерапия, сказкотерапия, игровая терапия, которые проводит психолог. Развитием интеллектуальных способностей – памяти, внимания, мышления, а также речи занимается логопед-дефектолог.
Специалисты рекомендуют отдавать детей с тяжелыми формами ЗПР не в обычные детские сады и школы, а профильные – VII вида. Хороший вариант – обучение в коррекционном классе обычной школы, где обучение проходит по определенным принципам:
- новый материал объясняют ребенку небольшими порциями и многократно повторяют, чтобы он смог хорошо его усвоить;
- используется большое количество наглядного материала;
- частая смена различных занятий, чтобы ребенок мог максимально сконцентрироваться и не терял интереса.
Почему в коррекционном классе ребенку будет лучше? Дело в том, что в обычном классе ребенок с ЗПР будет сильно отставать от остальных учеников и страдать от насмешек и статуса неудачника.
Будьте готовы к тому, что коррекция займет много времени, но у большинства детей с ЗПР прогноз благоприятный, поэтому не отчаиваться не нужно.
Источник: https://karkusha.su/diagnostika-i-korrektsiya-zaderzhki-psihicheskogo-razvitiya-rebenka/
Источник
Речь маленького ребенка формируется в общении с окружающими его взрослыми. В процессе общения проявляется его познавательная и предметная деятельность. Овладение речью перестраивает всю психику малыша, позволяет ему воспринимать явления более осознанно и произвольно. Великий русский педагог К.Д.Ушинский говорил: «Родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний». Поэтому так важно заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание ее чистоте и правильности.
Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании действительности, содержательного и полноценного взаимоотношения с детьми и взрослыми, тем активнее происходит психическое развитие. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка. Дети, плохо говорящие, начинают осознавать свой недостаток, становится молчаливым, застенчивым, нерешительным. Особое значение имеет правильное чистое произношение ребенком звуков и слов в период обучения грамоте, т.к. письменная речь формируется на основе устной, и недостатки речи могут привести к неуспеваемости.
Дети находятся в процессе постоянного развития. Они развиваются как физически, так и психически. Наиболее значимым признаком полноценного психического развития отдельно взятого ребенка является освоение им разговорной речи. Причем развитая речь отнюдь не является природной способностью. Для того чтобы сегодняшний малыш стал интересным собеседником в будущем, смог без труда находить друзей потребуются совместные усилия его и родителей. Речь – это важнейшее средство коммуникации, способное удовлетворить одну из основных человеческих потребностей – потребность в общении. Задержка в речевом развитии не позволяет ребенку полноценно включаться в игру со сверстниками, а значит, затрудняет социализацию. Игра с другими детьми способствует формированию адекватной поведенческой линии личности, эмоциональной сферы и характера человека. Особенно негативно сказывается нехватка речевого развития на эмоционально-психологическом состоянии маленького человека.
Полезно знать: если коммуникативная деятельность ограничена, то ребенок может замкнуться в себе, стать неуверенным или, напротив, драчуном, не находя иного способа выразить свои эмоции.
Причем из-за легкой возбудимости еще несовершенной нервной системы негативизм со стороны детей проявляется чаще. Несовершенство речевых умений создает трудности в познании окружающего мира, отрицательно сказывается на словесно-логическом мышлении, даже если изначально малыш обладает всеми предпосылками для освоения мыслительных операций. Если ребенок мало разговаривает, то его языковые навыки не совершенствуются, возникают трудности с овладением различными понятиями, обобщением, классификацией, выполнением анализа. При этом малыш теряет возможность восприятия информации, полученной от окружающих. Дети, неспособные связно выражать свои мысли, часто импульсивны, при этом увещевания взрослых на них практически не действуют. Интеллектуальные операции у таких малышей вызывают определенные трудности. Им сложно сосредотачиваться, поэтому они не могут последовательно выполнить поставленную задачу,
Каждый родитель хочет видеть своего ребенка здоровым, счастливым, общительным. К сожалению, не каждый ребенок может легко вступать в контакт со сверстниками и со взрослыми. И причины тому могут быть самые разные: природная застенчивость, психологические, речевые или физиологические проблемы. Задача родителей — вовремя заметить трудности, которые испытывает малыш, разобраться в этой проблеме, установить причину его неудач и помочь ребенку. Порой родители самостоятельно не могут с этим справиться, и тогда приходится обращаться за помощью к специалистам: психологам, педагогам, врачам, логопедам. Очень важно вовремя обнаружить проблему и обратиться к хорошему специалисту, когда проблема еще не приобрела серьезных масштабов, т. к. чем больше она запущена, тем сложнее и дороже будет ее устранение. А порой исправить сложившуюся ситуацию бывает и невозможно.
Родителям четко надо усвоить простую истину: ребенка необходимо воспринимать как собеседника с момента его нахождения в утробе матери. Очень важно как можно больше говорить с малышом, даже тогда, когда он еще не научился вам отвечать. Помните — он запоминает, что вы говорите и как вы говорите. Именно вашей речью пополняется активный и пассивный словарный запас, а в дальнейшем и связная речь ребенка.
Для того чтобы понять, все ли в порядке с речевым развитием малыша, родителям необходимо знать этапы развития речи ребенка.
Рекомендации родителям по формированию правильной речи.
Родителям важно помнить, что дети учатся говорить, подражая окружающим их людям, поэтому, чем больше ребёнок будет общаться со взрослыми и сверстниками, тем быстрее и качественнее будет развиваться его речь. Речь взрослых должна быть:
— чёткой, неторопливой
— доступной для понимания малыша, то есть не перегруженной труднопроизносимыми словами и сложными предложениями;
— грамотной, то есть не содержащей лепетных слов и искажений звукопроизношения.
Речь взрослых – образец для детей. При отсутствии такого образца, сокращении и обеднении общения между ребёнком и взрослыми, нормальное речевое и психическое развитие замедляется и даже прекращается. Специалисты выявляют у таких детей задержку речевого и психического развития. Поэтому очень важно общаться с ребёнком, играть с ним, читать ему стихи и сказки.
Главная роль в коррекции речи ребёнка раннего возраста принадлежит матери, и от того, насколько она готова к его воспитанию, к проведению с ним коррекционных занятий, будут зависеть результаты развития малыша и психологический климат в семье.
Своевременная диагностика, а также коррекционно-педагогическое, медицинское воздействие на раннем этапе развития позволяют ребёнку с психо-речевыми нарушениями к 4-6-и годам приблизиться к возрастной норме по уровню общего и речевого развития.
Таким образом, чем чаще родители будут разговаривать с ребёнком, разумеется, не переутомляя его, и доступным, правильным языком рассказывать ему сказки, разучивать вместе с ним стихотворения, потешки, играть, тем скорее он овладеет правильной речью.
Источник
Ольга Переяславцева
Основные направления психокоррекционной работы с дошкольниками, имеющими нарушения речи
Основные направления психокоррекционной работы с дошкольниками с нарушениями речевого развития
Переяславцева Ольга Витальевна, учитель-логопед
МБДОУ ДС № 67 «Аистёнок»
г. Старый Оскол, Белгородская область
Аннотация: в статье рассматриваются психологические особенности дошкольников с нарушениями речи. Представлены рекомендации по организации и содержанию психокоррекционной работы с детьми с нарушениями речи в условиях детского сада. Описаны основные признаки неблагополучного развития речи дошкольников и направления по преодолению нарушений личностного развития у детей данной категории.
Ключевые слова: психокоррекционная работа, речевые нарушения, психическое развитие, психолого-педагогическое сопровождение.
Величайший дар природы, присущий только человеку- это речь. Широкие возможности общения открывает она перед людьми, объединяет их в деятельности, помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения. Через овладение речью происходит и познание мира. Посредством звучащей речи окружающих знакомится маленький человек с понятиями и явлениями окружающей действительности.
Хорошая, грамотная речь является залогом успеха человека в жизни.
Число дошкольников с нарушениями речи неуклонно растёт из года в год и составляет в настоящее время самую многочисленную группу детей с нарушениями развития. По утверждениям специалистов более 60% современных дошкольников нуждаются в коррекции речи. Если ещё 20 лет назад считался нормой словарный запас годовалого ребёнка в 15-20 слов, то сегодня найти осмысленно говорящих 15 — 20 слов годовалых детей практически невозможно, а чаще встречаем трёхлетних, мало и плохо говорящих детей. Становится сложнее и характер этих нарушений. Любая задержка, всякое нарушение в ходе развития речи ребёнка отражаются на его деятельности и поведении. Плохо говорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными, затрудняется их общение с другими людьми.
Уровень речевого развития современных детей-дошкольников можно охарактеризовать как неудовлетворительный. Процесс овладения речью происходит постепенно, проходит ряд закономерностей, сменяющих друг друга периодов. И если случается сбой в этой системе, обнаруживаются признаки неблагополучного развития, то в дальнейшем не обойтись без квалифицированной помощи специалистов.
Признаки неблагополучного развития речи у ребёнка:
• ребёнок развивается с задержкой;
• ребёнок перенёс тяжелые заболевания;
• у ребенка имеются неврологические заболевания;
• ребенок неохотно повторяет за вами слова и предложения, которые слышит;
• на просьбы взрослых не реагирует, делает вид, что он не слышал.
• ребёнок одинаково общается со знакомыми и незнакомыми людьми;
• при решении возникающих проблем ребенок не прибегает к речи и к помощи взрослых;
• ребенку безразлично понимают ли его окружающие. Он говорит на одном ему понятном языке.
• речь ребенка значительно отстаёт от уровня развития речи его сверстников.
Проблемы преодоления речевых нарушений у детей в нашей стране решаются на базе групп компенсирующей направленности, задача которых состоит в осуществлении коррекции речевых нарушений у детей и развивать и предпосылок школьного обучения. Коррекция речевых нарушений тесно связана с работой по коррекции базовых психических процессов и интеллектуальной деятельности ребёнка.
Процессы, тесным образом связанные с речью- это внимание и память. Нарушение этих процессов не позволяет речи развиваться в полном объеме. Этим объясняется необходимость своевременной психокоррекционной работы с детьми.
Неумение общаться вследствие речевых нарушений, неумение выражать свои мысли приводит к различным комплексам в развитии ребёнка: делает его тревожным, замкнутым, иногда агрессивным.
У детей с нарушениями речи особенностями неречевых процессов являются недостаточная сформированность игровой деятельности, сужение коммуникативных контактов, недостаточная устойчивость внимания, сложности при его распределении, низкая активность припоминания. У некоторых детей это может сочетаться с пониженной познавательной активностью. Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает особенности развития мышления. Эти дети отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением, хотя в целом обладают полноценными предпосылками овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту.
Основным специалистом группы компенсирующей направленности является учитель-логопед, который осуществляет коррекцию речевых нарушений у ребенка и ведет подготовку к школе.
Корекционно-воспитательная работа в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР определяется строго продуманной системой, которая строится на комплексном подходе к решению коррекционных, развивающих и воспитательных задач. Это предполагает тесное взаимодействие в работе учителя-логопеда и воспитателей группы и логопедизацию всего образовательного процесса и деятельности детей.
Развитию базовых психических процессов и интеллектуальной деятельности в работе с детьми с нарушениями речи уделяется особое внимание, поскольку полноценное формирование личности ребёнка не может состояться без всестороннего развития.
Психолого-педагогическое сопровождение, осуществляемое в ДОУ педагогом-психологом по профилактике и коррекции нарушений личностного развития, имеет особую важность, так как именно этому аспекту уделяется меньше всего внимания другими специалистами. Оно должно быть организовано своевременное и грамотно. Только вовремя и правильно организованная работа по коррекции и развитию эмоционально-личностной сферы помогает добиться положительных результатов и способствовать более успешной работе по коррекции речевых недостатков, а также повышает качество усвоения речевого материала. Это позволяет утверждать, что деятельность педагога-психолога в работе с детьми с нарушениями речи является особо необходимой и значимой.
Психокоррекционная работа ведется по следующим направлениям:
• развитие коммуникативных навыков, отработка навыков сотрудничества, развитие взаимной эмпатии;
• снижение психоэмоционального напряжения, тревожного состояния у детей;
• корреционная работа направленная на снятие агрессивных проявлений и негативных черт характера, препятствующих общению;
• поддержка положительного эмоционального настроя в группе;
• обучение саморегуляции эмоциональных состояний;
• обучение самоанализу внутреннего состояния (своего и других людей);
Все педагоги и специалисты ДОУ, также как и педагоги-психологи, работая в тесной взаимосвязи, делают все возможное, чтобы дети с ограниченными возможностями в развитии никогда не чувствовали себя ущемленными, обиженными, обделёнными.
Выстраивая взаимоотношения с детьми, педагоги обязаны помнить, что каждый ребенок – это личность. Личность, которую надо уважать. Личность, с которой надо считаться.
Подводя итог, хотелось бы отметить, что психокоррекционная работа с детьми с нарушениями в развитии речи, предполагает сложную системную работу и должна включать комплекс мероприятий, направленных на решение неблагоприятного воздействия всех указанных выше факторов, на улучшение общего психического состояния ребенка.
Список литературы
1. Волковская Т. Н., Юсупова Г. Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. — М.: Книголюб, 2004. — 104 с.
2. Кирьянова Р. А. Комплексная диагностика дошкольников и ее использование учителем-логопедом в коррекционной работе с детьми 5-6 лет, имеющими тяжелые нарушения речи.Санкт-Петербург: КАРО. Год. 2006
Источник