Коррекция психического развития ребенка рабочая программа

Рассмотрена и рекомендована на заседании
ШМО _______________________________
Рук-ль ШМО _________________________
(подпись) (Ф.И.О.)
Протокол № ____________
от «____» ______________ 20___г.
Принято на заседании
педагогического совета
Протокол № ____________
от «____» ______________ 20___г.
Утверждено руководителем ОУ
Приказ № ____________
от «____» ______________ 20___г
Рабочая программа
Коррекционно-развивающих занятий
для детей с задержкой психического развития на 2017-2018 учебный год (8 класс)
составитель: педагог-психолог,
Петрова Елена Валерьевна
Малая Пурга-2017г
Пояснительная записка
Актуальность
Психологическое сопровождение учащихся 7 вида является важным направлением деятельности педагога-психолога.
У довольно большого числа детей, с задержкой психического развития имеются грубые первичные интеллектуальные нарушения. Поэтому неотъемлемой составляющей в системе коррекционно-развивающей работы с учащимися индивидуальные и групповые занятия с психологом по формированию общих (познавательных) способностей к учению.
Основным психологическим новообразованием подросткового возраста является развитие самосознания – способности и потребности познать самого себя как личность, обладающую качествами, присущими только ей. Поэтому наряду с развитием познавательной сферы в работе с подростками большую значимость приобретают занятия, направленные на развитие самосознания.
Кроме того, общая мотивация ребёнка смещается к общению со сверстниками. В общении как деятельности происходит усвоение ребенком социальных норм, переоценка ценностей, удовлетворяется потребность в признании и самоутверждении. Поэтому важная часть занятий отводится на формирование навыков конструктивного общения. Также рассматривается тема агрессивного поведения.
Цель программы: оказание помощи детям в получении развития, соответствующего их способностям и возможностям, в процессе обучения и воспитания в средней школе.
Задачи программы:
Формирование и развитие психологических предпосылок и основ учебной деятельности.
Предупреждение дезадаптации детей в школе.
Содействие ребенку в решении актуальных задач развития.
Развитие интеллектуальных способностей учащихся, коррекция познавательных процессов.
Развитие и коррекция мотивационной и эмоциональной сфер учащихся.
Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы:
— Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.
— Системность.Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.
— Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.
— Вариативность.Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.
— Рекомендательный характер оказания помощи.Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы).
Направления работы:
Программа коррекционной работы на ступени основного общего образования включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают её основное содержание:
— диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление неуспешных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;
— коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии неуспешных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);
Личностные, коммуникативные, познавательные результаты освоения программы
Личностные универсальные учебные действия
У учащегося будут сформированы:
— внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
— широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
— учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
— ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
— способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
— эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Познавательные универсальные учебные действия
Ученик научится:
— осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
— строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
— обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик научится:
— адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач;
— допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
— формулировать собственное мнение и позицию.
Организация занятий:Данная программа рассчитана на три месяца обучения (10 занятий). Занятия проводятся в кабинете психолога, один раз в неделю по 20 минут (возможно до 30 минут). Занятия групповые и индивидуальные. Тема, форма и цели занятий могут корректироваться в зависимости от результатов диагностики.
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ЗПР
Обучающиеся с ЗПР— это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных условий1.
Категория обучающихся с ЗПР – наиболее многочисленная среди детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и неоднородная по составу группа школьников.Среди причин возникновения ЗПР могут фигурировать органическая и/или функциональная недостаточность центральной нервной системы, конституциональные факторы, хронические соматические заболевания, неблагоприятные условия воспитания, психическая и социальная депривация. Подобное разнообразие этиологических факторов обусловливает значительный диапазон выраженности нарушений — от состояний, приближающихся к уровню возрастной нормы, до состояний, требующих отграничения от умственной отсталости.
Тематический план
Знать: упражнения для снятия эмоционального напряжения.
Уметь: выполнять упражнения самостоятельно.
13
2
Познавательные процессы
Развитие познавательной активности, целенаправленности мысленного процесса.
Знать: виды памяти, игры упражнения для развития познавательных процессов.
Уметь: самостоятельно тренировать память, внимание мышление, восприятие.
18
3
Итоговые занятия
Повторная диагностика эмоционально — волевой сферы и познавательных процессов
4
Итого
35 часов
Календарно-тематическое планирование
Вводное занятие Развитие внимания и памяти
1.Особенности внимания
1
Знакомство, создание положительного отношения к занятиям. Игры «Интервью», «Молекулы», «Меняемся местами». Диагностика уровня внимания.
Упр. на развитие внимания: корректурные таблицы, «Пиши и слушай», «Пишущая машинка», графический диктант.
Упражнения на распределение внимания.
Игры «Муха», «Подсчитай правильно», «Зеркало».
2.Устойчивость внимания
3.Целенаправленность действий
1
4.Развитие зрительной памяти.
1
Диагностика памяти. Упр. на развитие различных видов памяти: запоминание 10 слов, зрительных образов, цифр (на слух и зрительно) Отсроченное воспроизведение запоминаемого.
5.Развитие вербальной памяти
6.Опосредованное запоминание.
1
Игры «Нарисуй по памяти», «Запомни и нарисуй», « Опосредованное запоминание»
2
Развитие мышления
1.Наглядно-образное мышление.
1
Диагностика мышления. Упр. на развитие мышления: «Найди лишнее слово», «Угадай предмет по описанию», «Найди общее», задания, требующие классификации и сериации (расставь класс по алфавиту, детей по росту, города по количеству букв в названии). Игры «Угадай животное» (выделение существенных признаков), «Дополни узор» (логическое мышление), «Шифр» (абстрактное мышление).
2.Развитие операций логического мышления.
3.Умение сравнивать и обобщать.
1
3
Эмоционально-волевая сфера
1. Мой характер
1
Диагностика личностных особенностей детей (тест Айзенка, тест Люшера, методика ДДЧ). Понятие «характер», черты характера, тест «Мой характер», объяснение результатов. Понятие «воля», волевые качества, тест на развитие воли. Понятие «общение», тесты на коммуникабельность. Самооценка, определение уровня самооценки детей, рекомендации.
2. Развитие навыков самоконтроля
1
3. Самооценка
4. Умение сотрудничать
1
Игры, развивающие умение сотрудничать: «Найди путь», «Рисуем молча», «Угадай настроение».
5.Обобщающее занятие
1
Обобщающее занятие – упр. «Комплимент», игры «Молекулы», «Дорисуй картинку», «Меняемся местами».
Итоговая диагностика
Диагностика познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы. Релаксационные упражнения.
Итого
10
Методическое и материально – техническое обеспечение программы
Диагностический инструментарий
Развивающие презентации на развитие познавательных процессов
Карточки, сюжетные картины, иллюстрации, тексты художественной литературы, фотографии
Дидактический и раздаточный материал
Сборники коррекционных упражнений, тестов и т.д.
Компьютер
Магнитофон
Музыка «Дары природы»
Список литературы
Истратова О.Н.Практикум по детской психокоррекции Ростов-на-Дону «Феникс»2011
Истратова О.Н. Психодиагностика лучших тестов. Ростов-на-Дону «Феникс» 2010
Кузнецова С.В. Развиваем детскую память. Ростов-на- Дону «Феникс» 2011
Климов Е.А Психология профессионального самоопределения М:. Академия 2010
Локалов Н.В. Школьная не успеваемость, психокоррекция. Спб:. 2008
Немов Р.С.общая психология М:. 2010
Прощицкая Е.Н. Выбирайте профессию М:. Просвещение 2009г
Источник
Рассмотрена и рекомендована на заседании
ШМО _______________________________
Рук-ль ШМО _________________________
(подпись) (Ф.И.О.)
Протокол № ____________
от «____» ______________ 20___г.
Принято на заседании
педагогического совета
Протокол № ____________
от «____» ______________ 20___г.
Утверждено руководителем ОУ
Приказ № ____________
от «____» ______________ 20___г
Рабочая программа
Коррекционно-развивающих занятий
для детей с задержкой психического развития на 2017-2018 учебный год (4 класс)
составитель: педагог-психолог,
Петрова Елена Валерьевна
Малая Пурга-2017г
Пояснительная записка
Психолого-педагогическая коррекция осуществляется с учётом психологических особенностей детей с ЗПР.
При работе с ребёнком учитывают высокую утомляемость и низкую работоспособность, недостаточную сформированность логического запоминания, пространственного восприятия, логического мышления и активной функции внимания; незрелость эмоционально-волевой сферы.
Коррекционно-развивающая программа включает в себя коррекцию познавательного развития детей, развитие речи и коммуникативных способностей, коррекцию эмоционального развития детей, развитие произвольности в любом виде деятельности.
Цель этой работы — коррекция и развитие поврежденных психологических механизмов, формирование сложных процессов на базе простых полноценных психических функций.
Содержание индивидуальных занятий направлено на развитие и коррекцию определенных функций, процессов, способностей, навыков. Одна часть индивидуальных занятий предусматривает работу по тематическим блокам, вторая предусматривает развитие сенсорно-перцептивной деятельности и психических процессов.
При подготовке и проведении коррекционных занятий необходимо помнить об особенностях восприятия ребенком программного материала, специфике его мотивации, а так же поведенческих особенностях. Форма проведения занятий должна обеспечить право каждому ребенку на индивидуальное развитие. Эффективно использование различного рода игровых ситуаций, дидактических игр, способных сделать познавательную деятельность более привлекательной и значимой для ребенка. Планируется не столько достижение отдельного результата, сколько создание условий для улучшения возможностей развития ребенка в целом.
Результативность коррекционно-развивающей работы по индивидуальной адаптивной программе оценивается участием ребенка в реализации Программы, как активного субъекта совместной деятельности, индивидуальным прогрессом в основных сферах личностного развития – эмоциональной и познавательной.
Обучающие коррекционно-развивающие цели:
1. развитие до необходимого уровня психофизических функций,обеспечивающих готовность к обучению: артикуляционного аппарата,фонематического слуха, мелких мышц руки, оптико-пространственнойориентации, зрительно — моторной координации ;
2. развитие речи учащегося как средство общения и как способа коррекции его мыслительной деятельности;
3. анализ объектов с целью выделения признаков (существенных инесущественных);
4. синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное
достраивание с выполнением недостающих компонентов;
5. выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
6. подведение под понятие, выведение следствий;
7. установление причинно-следственных связей, представление цепочекобъектов и явлений;
Формирование умений и навыков, необходимых для деятельности любоговида:
— умение ориентироваться в задании;
-планировать предстоящую работу и выполнять ее в соответствии с наглядным
образом или словесном указании педагога;
-осуществлять самоконтроль и самооценку и др.
Формирование отчетливых разносторонних представлений о предметах,
явлениях окружающей действительности, которые помогут ученику
воспринимать учебный материал сознательно.
Формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений
(операции анализа, сравнения, обобщения, практической группировки,
логической классификации, умозаключений и др.)
Повышение общего уровня развития школьника и коррекция индивидуальных
отклонений (нарушений) в развитии (учет темпа деятельности, готовности кусвоению нового учебного материала и т.д.)
Развитие личностных компонентов познавательной деятельности(познавательная активность, самостоятельность, произвольность), преодолениеинтеллектуальной пассивности, характерной для детей с трудностями вобучении.
Индивидуальная коррекция недостатков в зависимости от актуального уровня
развития ученика, его потребности в коррекции индивидуальных отклонений в
развитии (систематическое повторение ключевых вопросов изученного, учетдинамики развития и готовности к усвоению нового учебного материала).
Формирование учебной мотивации.
Формирование ИКТ компетенции.
Воспитывающие:
1. Формирование социально-нравственного поведения:
— ответственноеотношение к учебе;
— соблюдение правил поведения назанятиях, правил общения;
— осознание собственных недостатков (неумениеобщаться, неумение строить межличностные отношения, пассивность и др.);
-осознание необходимости самоконтроля;
2. Эстетическое и экологическое воспитание.
4. Принципы коррекционно-развивающей работы:
* принцип соблюдения интересов ребенка. Педагог работает с максимальной
пользой и в интересах ученика;
* принцип системности обеспечивает единство диагностики, коррекции и
развития, т.е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции
нарушений учеников с разными возможностями здоровья, нарушением
интеллекта, а также многоуровневый подход специалистов различного профиля,
взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ученика,
участие в данном процессе всех участников образовательного процесса;
* принцип деятельного подхода предусматривает формирование различных
функций в процессе организации совместной деятельности;
* принцип усложнения заданий, упражнений ;
* принцип развивающей направленности обучения;
*принцип наглядности и занимательности обучения;
* принцип доступности обучения;
* принцип игровой деятельности, использование дидактического материала,
применение скороговорок, считалок, заучивание стихов;
*принцип вариативности;
*принцип последовательности: каждое последующее занятие включает в себя
задачи предыдущего, уточняя, конкретизируя, систематизируя и углубляя
знания, умения и навыки, приобретенные детьми.
5. Основные направления коррекционно-развивающей работы:
Программа коррекционной работы на ступени начального образования
включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают
ее основное содержание:
5. 1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития:
1. развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
2. развитие навыков каллиграфии;
3. развитие артикуляционной моторики
5.2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
1. развитие зрительного восприятия и узнавания;
2. развитие зрительной памяти и узнавания;
3. формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет,форма, величина);
4. развитие пространственных представлений и ориентации;
5. развитие временных понятий;
6. развитие слухового внимания и памяти;
7. развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа
5.3. Развитие основных мыслительных операций:
1. формирование навыков относительно анализа;
2. развитие навыка группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями);
3. формирование умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
4. формирование умения планировать свою деятельность;
5. развитие комбинаторных способностей
5.4. Развитие различных видов мышления:
1. развитие наглядно-образного мышления;
2. развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями, событиями);
5.5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы
(релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям и др.).
1. Развитие речи, владение техникой речи.
2. Расширение представлений об окружающем мире, обогащение словарного запаса.
3. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
4. Организация благоприятной социальной среды, которая обеспечила бы
соответствующее возрасту общее развитие ребенка, его познавательной деятельности, коммуникативных функций речи, активное воздействие на формирование интеллектуальных и практических умений.
5.Предупреждение психофизиологических перегрузок, эмоциональных срывов.
Создание климата психологического комфорта, обеспечение успешной учебной
деятельности.
6. Создание учебно-методологического оснащения, необходимого для успешного освоения детьми образовательных (коррекционных программ) в соответствии с требованиями образовательного стандарта к знаниям и умениям учащихся.
6. Методы организации и осуществления учебно– познавательной деятельности:
* словесные методы: рассказ, пересказ, беседа, объяснение;
* наглядные методы: показ образца, демонстрация, иллюстрирование;
* практические методы: копирование, упражнения, творческие задания, списывание, диктант и др.
7. Методы по степени активности познавательной деятельности:
* репродуктивные;
8. Методы организации деятельности и опыта поведения:
* поручение;
* упражнение;
* приручение;
* оценивание;
* создание воспитывающей ситуации.
Основные блоки работы
Управление своим поведением и общением; анализирование действий и поступки; прогнозирован6ие результатов действий и поступков; регулирование конфликтов
4
Предупреждение отставаний и нежелательных тенденций в личностном развитии
Упражнения на развитие произвольной сферы (регуляция и контроль)
Мотивационный блок
5
Эмоциональная сфера
Формирования позитивного настроя на занятия
Снятие напряженности и скованности, снятие напряженности
Повышение самооценки, формирование адекватного отношения к себе
Коррекция тревожности, отработка страхов
Календарно – тематическое планирование
«Хорошо много знать!»
«Запоминай, играя!»
Мотивационные упражнения. Игра «Настроение в цвете», Игра «Что я умею, чего не умею, чему хочу научиться». Первичная диагностика.
Психогимнастика.
Упражнения на развитие памяти.
Графический диктант.
3
«Думай, анализируя!»
Психогимнастика.
Упражнения на развитие мыслительных операций.
4
«Я в мире людей»
Управление своим поведением и общением; анализирование действий и поступки; прогнозирование результатов действий и поступков; регулирование конфликтов
5
«В гостях у сказки!»
Психогимнастика.
Совершенствование воображения.
Развитие наглядно-образного мышления
Графический диктант.
6
«Я – ученик»
Упражнения на развитие мотивации к учению
7
«Угадай слово!».
Психогимнастика. Развитие концентрации внимания, слуховой памяти.
Развитие наглядно-образного мышления.
Шифровка
8
«Развитие самопознания и индивидуальности»
Мой портрет. Я сегодня, вчера и завтра.
9
«Найди лишнее…!»
Психогимнастика.
Развитие логического мышления.
Обучение поиску закономерностей
Развитие аналитических способностей и способности рассуждать Копирование
10
Речевые упражнения
Упражнения на правильноедышание, ритмирование. Чистоговорки, скороговорки.
11
«Ожившая картинка!»
Психогимнастика. Тренировка внимания
Совершенствование мыслительных операций Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.
12
Психо-мышечная тренировка
Снятие мышечного и эмоционального напряжения, развитие воображения и фантазии
13
«Загадки» , пословицы, поговоки
Развитие способности поряду признаков определять предмет, понимание пословиц и поговорок
14
Игры на укрепление мышц и позвоночника, тренировку правильного дыхания
Упражнения на правильноедышание, ритмирование, укрепление артикуляционного аппарата
15
«Просьба и мое отношение к ней»
Психокоррекционное занятие
16
Пальчиковая гимнастика. Основы самомассажа.
Самомассаж. Пальчикоя гимнастика. Наша ладонь.
17
Речевые упражнения
Чистоговорки, скороговорки. Развитие артуляционного аппарата. Звукобуквенный анализ.
18
«Учусь слышать и запоминать!»
Психогимнастика. Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций
19
Работа с текстами.
Рассказы Л.Н.Толстого. Чтение. Понимание. Пересказ
20
Психо — мышечная тренировка
Снятие мышечного иэмоционального напряжения, развитие воображения и фантазии
21
Интеллектуальный тренинг
Корректурные пробы, «Найди отличия», «Что изменилось»
22
Повышение скорости чтения
Чтение таблиц слогов
23
Занятие с элементами арт — терапии «Мои чувства»
Рисование красками.
24
«Аналогии»
Развитие аналитическогомышления
25
«Я в другой роли»
Навыки конструктивного поведения через ролевой тренинг: «Чему меня могут научить трудные ситуации»
26
«Кляксы»
Расслабление, снятие напряжения, эмоциональная разрядка
27
Развитие произвольной сферы
Упражнения «Говори наоборот», «Рукавичка»
28
«Знакомство со страной чувств. Страх».
Коррекция детских страхов в рисунке, осознание полезности и вреда страхов.
Развитие слабой части личности, как способа борьбы со страхом.
Обучение способам релаксации и дыхательным техникам.
29
«Сложи узор»
Развитие способности к анализу и самоанализу, умения решать нестандартные задачи, интеллектуальных способностей
30
«Учись, рассуждая!»
Психогимнастика. Развитие логического мышления. Поиск закономерностей Графический диктант.
31
Расскажи сказку.
Упражнения с элементами сказкотерапии. Проигравание сказки с помощью бумажных кукол
32
«Учусь говорить и читать»
Психо- мышечная тренировка
Упражнения для развития артикуляционного аппарата.
Снятие мышечного и эмоционального напряжения, развитие воображения и фантазии
33
«Кто ясно мыслит — ясно излагает…!»
Психогимнастика. Развитие речевого синтеза. Совершенствование мыслительных операций.
34
Итоговая диагностика
Диагностика памяти, мышления, внимания, Эмоционально-волевой сферы.
Список литературы
1.Практическая психология образования. / под ред. И.В. Дубровиной. – М., Сфера 1997.
2.Перькова О.И., Сазанова Л.И. Интеллектуальный тренинг: учебно-методическое пособие для учителей и родителей. – СПб.: Речь, 2002.
3.Психологические игры и упражнения для развития памяти детейhttps://mirrosta.ru/uprazhneniya-dlya-treningov/psichologicheskie-igri-i-uprazhneniya-dlya-razvitiya-pamyati-detey.html
4.Развитие памяти у детей, игры и упражнения https://zhurnal-razvitie.ru/psihologiya-vospitaniya/razvitie-pamyati-u-detej-igry-i-uprazhneniya-eda-dlya-pamyati.html
5.Развитие памяти: уроки запоминания https://4brain.ru/memory/Игры, задания и упражнения для развития памяти детей от 3 до 7 лет Источник https://bbsv.ru/education
6.Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. – Учебное пособие: В 2 кн. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1998.
7.Романина В.И. Подготовка детей к школе. Конструирование букв и цифр М. :Владос, 2001. — 40 с. : ил. — ISBN 5-691-00724-6 8.
8.Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. — М.: Владос, 1997.
9.Семаго Н.Я., Семаго М.М. Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребёнка.-М.: «Айрис-пресс», 2005.
10.Смирнова Л. Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 6—7 лет с общим недоразвитием речи: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. — М.: Мозаика-Синтез, 2005. — 96 с.
Источник