Коррекция психического развития ребенка путем развития

Термин «коррекция психического развития» впервые использовал­ся в дефектологии как один из вариантов психолого-педагогичес­кой помощи детям с проблемами в развитии. Он означал совокуп­ность педагогических воздействий, направленных на исправление, компенсацию недостатков, отклонений в психическом и физичес­ком развитии ребенка По мере развития практической психологии понятие «коррек­ция» стало все шире использоваться в возрастной психологии и психологической помощи не только детям с проблемами в разви­тии, но и с нормальным психическим развитием. Расширение сфе­ры использования психологической коррекции в работе со здоро­выми детьми обусловлено следующими причинами:

1. Активным внедрением в систему обучения новых образова­тельных программ, успешное усвоение которых требует максималь­ного развития творческого и интеллектуального потенциала ребенка.
2. Гуманизацией процесса образования, которая невозможна без дифференцированного подхода к обучению ребенка и требу­ет учета индивидуально-психологических особенностей каждого учащегося и, в соответствии с этим, разнообразных способов пси­холого-педагогической коррекции.
В связи с этим произошли принципиальные изменения ха­рактера задач и направлений коррекционных воздействий — от исправления дефектов при нарушенном развитии до создания оптимальных возможностей и условий для психического разви­тия здорового ребенка.
В настоящее время психологическая коррекция широко ис­пользуется в системе психологической помощи детям и подрост­кам. Несмотря на широкий спектр применения понятия психоло­гической коррекции, существуют разногласия относительно его использования. Например, некоторые авторы рассматривают пси­хологическую коррекцию как способ профилактики нервно-пси­хических нарушений у детей (А. С. Спиваковская, 1988). Другие понимают ее как метод психологического воздействия, направлен­ный на создание оптимальных возможностей и условий развития личностного и интеллектуального потенциала ребенка (Г. В. Бур-менская, О. А. Карабанова, А. Г. Лидере, 1990), или как совокуп­ность приемов, используемых психологом для исправления пси­хики или поведения психически здорового человека (Р. С. Не-мов, 1993).
В патопсихологии и в специальной психологии коррекция рассматривается как один из способов психологического воздей­ствия, направленный на исправление отклонений в психическом развитии ребенка.Нередко понятие психологическая коррекция подменяется по­нятием психотерапия. Психотерапия (от греч. psyche — душа и therapeia — уход) — это система специально организованных мето­дов лечебного воздействия. Психокоррекция, как явствует из дан­ного термина, направлена на коррекцию, т. е. на исправление тех или иных расстройств. Однако различия в определениях понятий психокоррекция и психотерапия возникло не в связи со специфи­кой их воздействия на личность, а с укоренившимся в нашей стра­не мнением, что психотерапией могут заниматься только специали­сты, имеющие медицинское образование, а психокоррекцией — психологи. Следует подчеркнуть, что термин психотерапия являет­ся международным и во многих странах мира однозначно использу­ется по отношению к методам работы, осуществляемым специалис­том-психологом. Каждая форма аномального развития имеет свою специфику целей, задач и методов коррекции. Например, при психических заболеваниях у детей (синдром ранне­го детского аутизма, шизофрении и др.) психологическая коррек­ция направлена на эмоциональную стимуляцию ребенка, на разви­тие его коммуникативных функций, формирование социальной ак­тивации. При соматических заболеваниях у детей основной задачей является коррекция самооценки, выработка более адекватных и гибких реакций на заболевание, совершенствование личностного контроля, восстановление у ребенка коммуникативных навыков. У детей с задержкой психического развития, в зависимости от фор­мы задержки, коррекционная работа направлена на стимуляцию их познавательной активности, развитие ориентировочной основы де­ятельности, контроля, оптимизацию мнестических и интеллекту­альных функций.
В процессе психологической коррекции аномального развития необходимо учитывать сложную структуру особенностей развития ребенка, характер сочетания в картине его состояния таких факто­ров, как социальная ситуация развития, выраженность изменений личности, связанных с заболеванием.
Принимая во внимание вышеизложенное, психологическую коррекцию можно рассматривать в широком и узком смысле этого понятия. В широком смысле мы понимаем психологическую кор­рекцию как комплекс клинико-психолого-педагогических воздей­ствий, направленных на выявление и ликвидацию имеющихся у де­тей недостатков в развитии психических функций и личностных свойств. В узком смысле психологическая коррекция рассматри­вается как метод психологического воздействия для оптимизации развития психических процессов и функций и гармонизации раз­вития личностных свойств.

Дата добавления: 2015-04-01; просмотров: 1931; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Студент — человек, постоянно откладывающий неизбежность… 11174 — | 7528 — или читать все…

Читайте также:

Источник

4.1. Коррекция психического развития ребенка: цели, задачи, подходы

Важнейшая прикладная задача возрастной
психологии состоит в осуществлении
систематического контроля за ходом
психичес­кого развития детей с целью
возможно более ранней диагностики и
выявления нарушений и отклонений в
развитии, их предупреж­дения и коррекции
[35]. Термин «коррекция психического
разви­тия» впервые стал использоваться
в дефектологии применительно к различным
вариантам аномального развития ребенка.
Под «кор­рекцией», в отличие от
медицинской помощи, понималась
опре­деленная форма психолого-педагогической
деятельности, т.е. со­вокупность
педагогических воздействий, направленных
на исправ­ление недостатков в развитии
ребенка.

Психолого-педагогическая коррекция
как вид психологической практики имеет
долгую и значительную историю развития,
на­чиная еще с попыток французского
врача и педагога Ж. Итарда перевоспитать
и обучить «авейронского мальчика-дикаря»
с ис­пользованием техник сенсорного
тренинга в конце XVIIIв.
Осо­бую известность приобрела система
воспитания Ф.Фребеля, реа­лизуемая вXIXв. в детских садах
Германии, а также система сен­сорного
воспитания М.Монтессори, представляющая
собой зна­чительный шаг вперед в
создании психологически обоснованных
методов оптимизации психического
развития ребенка. Основой создания
особой практики прикладной детской
психологии — практики коррекционно-развиваюшей
работы с детьми с труд­ностями развития
— являются идеи гуманистической
филосо­фии, достижения педагогической
науки и практики, обществен-но-политические
причины и прогресс в развитии самой
психо­логии.

В истории детской психологии развитие
идей и методов бихеви­оризма,
утверждающего в противоположность
теориям спонтан­ного развития
приоритетность фактора среды и научения
для пси­хического развития ребенка,
определило содержание коррекционной
работы как научения адаптивному поведению
путем мани­пулирования средой и
системой положительных и отрицательных
подкреплений и поставило в центр внимания
проблему научения ребенка. В отечественной
психологии значительный вклад в
разра­ботку принципов организации
коррекционной работы с детьми внес
Л.С.Выготский [35]. Определяя цели
коррекционной рабо­ты, Л.С.Выготский
подчеркивал первоочередное значение
про­филактических задач, т.е. задач
предупреждения развития вторич­ных
дефектов, а не исправления уже
образовавшихся первичных дефектов.
Поскольку под «вторичными дефектами»
Л. С. Выготский понимал нарушение развития
социокультурных высших психичес­ких
функций, становится понятно, что, по его
мнению, акцент в коррекционной работе
должен быть перенесен с тренировки и
упражнения натуральной дефицитарной
функции на создание оп­тимальных
условий развития высших психических
функций путем компенсации первичного
звена, нарушенного в результате
орга­нического повреждения. Именно
поэтому Л. С. Выготский, говоря о границах
в возможностях оказания коррекционной
помощи ре­бенку, определял эти границы
не столько тяжестью самого орга­нического
поражения, сколько возможностями
социальной ком­пенсации первичного
дефекта за счет развития высших
психичес­ких функций. Понимание
Л.С.Выготским психологического содержания
коррекционной работы как обеспечения
условий для фор­мирования высших форм
психической деятельности в соответствии
с базовыми законами онтогенетического
развития (законом сре­ды, законом
развития высших психических функций)
создало не­обходимую теоретическую
основу и позволило распространить
тер­мин «коррекция» на область
нормального психического развития, т.
е. развития в пределах возрастной нормы.

Расширение сферы применения коррекции
как способа психо­логического
воздействия на развитие ребенка
обусловлено новы­ми социальными
задачами «значительного повышения
морально­го и интеллектуального
творческого потенциала, формирования
у всех детей… разносторонних творческих
возможностей» [183, 60). Повышение уровня
социальных требований и ожиданий
общества в отношении подрастающего
поколения привело к изменению са­мого
представления об уровне «нормального»
развития ребенка. Если раньше «нормальное»
развитие определялось прежде всего
среднестатистической нормой и означало
«усредненное» для оп­ределенной
популяции развитие психических функций,
то теперь, в связи с повышением уровня
социальных требований и ожида­ний
общества к социальной, личностной и
познавательной ком­петентности всех
его членов, эталон «нормального»
(нормативно­го) психического развития
стал выступать как высокий, опосре­дованный
индивидуально-личностными особенностями
ребенка уровень, определяющий высокую
обучаемость, пластичность и гибкость
поведения и деятельности субъекта. С
другой стороны, логика развития самой
возрастной психологии как науки —
пре­вращение на качественно новой
теоретической основе в приклад­ную
науку, обогащение методическим
инструментарием, включая широкий арсенал
диагностических, развивающих,
коррекцион-ных, терапевтических и
профилактических методов, а также
ос­мысление и операционализация
модели детерминации психичес­кого
развития ребенка — сделала задачу
оптимизации и коррек­ции детского
развития не просто актуальной, но и
принципиаль­но решаемой.

Итак, основными задачами коррекции,
как способа психологиче­ского
воздействия на развитие ребенкаявляются
коррекция откло­нений в его психическом
развитии
на основе создания оптимальных
возможностей и условий для его личностного
и интеллектуально­го роста, а такжепрофилактика негативных тенденций
этого про­цесса
[183]. Теоретической
основой поставленных задач в отече­ственной
психологии является теория психического
развития ре­бенка, разработанная в
трудах Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.
Б.Эльконина, А. В. Запорожца. Важнейшим
положением данной концепции является
принцип прижизненного формирования
ос­новных психологических структур
сознания и личности в актив­ной
деятельности ребенка, направленной на
присвоение социаль­но-культурного
исторического опыта.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

А) Метод конгруэнтной коммуникации;

Базируется на гуманистической Y (Роджерс, Маслоу). Цель – обеспечение системы Y условий позитивного личностного развития ребенка. Задачи – а) установление взаимопонимания между ребенком и взрослым на основе доверия, сотрудничества, уважения, равенства через эмпатическое принятие ребенка; б) формирование положительного образа Я, основанного на адекватном представлении о своих качествах, возможностях и самопринятии, признании самоценности; в) обеспечение ориентировки в чувствах и их осознание; г) стимулирование и поддержка активности ребенка при исследовании проблемных ситуаций и самостоятельного выбора пути их решения.

Принцип заключается:

1.Активные коммуникации д.б. направлены на укрепление положительного образа Я, не ронять достоинства и самоуважения ребенка.

2.Коммуникации д.б. безоценочными! Даже похвала не должна содержать оценок, а д.б. описательной.

3.Основной упор должен отражать эмоциональные компоненты активности, деятельности.

4.Психолог – инициатор сотрудничества в разрешении проблемных ситуаций, он не советует, а организует сотрудничество так, что реб сам находит пути выхода из ситуации (Как ты думаешь? Как еще можно? Почему так?.

Для реализации метода используются активное слушание, эффективная похвала, Я-высказывания.

Б) Метод игротерапии;

Основывается на теориях Y развития ребенка и детской игры (Эльконин, Леонтьев, Выготский). Y-коррекционные механизмы игры:

1) Моделирование системы соц.отношений в наглядно-действенном плане, где ребенок ориентируется с помощью ролей, игровых действий, игровых предметов, в смыслах человеческих отношений.

2) Происходит изменение позиций ребенка в направлении преодоления познавательного и личностного эгоцентризма, т.е. происходит сознание собственного Я и возрастает соц. и когнитивная компетентность ребенка.

3) Происходит формирование равноправных партнерских отношений сотрудничества => позитивное личностное развитие.

4) Происходит организация поэтапной отработки новых адекватных способов ориентирования в проблемных ситуациях.

5) Ориентировка ребенка на выделение переживаемых им эмоциональных состояний, обеспечение их осознания, благодаря вербализации =>осуществляется выбор способа разрешения проблемной ситуации.

6) Формирование способности ребенка к произвольной регуляции деятельности.

7) В игре развивается умственная деятельность, воображение, переход к мышлению в плане представлений, к развитию знаковой функции речи. 8) совершенствуется опорно-двигательный аппарат, который лежит в основе развития психики.

Формы игротерапии:

Направленная (директивная) – взрослый активно участвует в игре ребенка (сюжетно-ролевые, драматизации, кукольный кружок, агрессивные игры с целью рефлексии чувств ребенка, строительные, телесно-ориентированные и пр.); Психолог – организатор и интерпретатор игры.

Ненаправленная (недирективная) – ориентированная на самостоятельную игру ребенка (сюжетно-ролевые, драматизации, подвижные, игры-забавы и пр.). Происходит расширение репертуара самовыражения ребенка, достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции. Психолог выступает как равноправный партнер по игре либо в позиции «идеального родителя» и обеспечивает ребенку переживание чувства родительского тепла.

Игротерапиям.б. индивидуальная и групповая, в зависимости от характера трудностей Y развития. Если проблемы соц.приспособленности – групповая, если в сфере эмоциональных отношений – индивидуальная.

В) Метод арт-терапии;

Метод построен на использовании искусства как символической деятельности и основан на стимуляции творческих процессов ребенка.

Цели – 1. Дать соц.приемлемый выход агрессии и др. негативным чувствам; 2. Облегчить процесс лечения: неосознаваемые конфликты легче выразить с помощью образов, чем высказать их; 3. Получить материал для интерпретации и диагностики; 4. Наладить отношения между ребенка и психологом; 5. Сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах; 6. Развивать художественные способности и самооценку. Основная цель – гармонизация личности через развитие способности к самовыражению, самопознанию.

Виды и формы: активная (ребенок сам создает продукты творчества) и пассивная (реб потребляет худ.произведения, созданные другими). Арт-терапия м.б. рисуночная, библиотерапия, драма-терапия, музыкотерапия и т.д.

Г) Метод социальной терапии;

Это метод Y воздействия, основанный на использовании соц.принятия, признания, соц.одобрения и оценки ребенка значимыми другими.

Приемы: 1) Систематическое поощрение всех (даже min) успехов ребенка; 2) Спец. подбор игр и видов деятельности, в которых реб демонстрирует успех; 3) использование метода конгруэнтной коммуникации, отказ от «-» оценки личности реб; 4) Поддержка инициативы ребенка на исследование и установление соц. контактов; 5) Сопереживание и эмпатия взрослого неуспешному ребенку на глазах остальных.

Д) Метод систематической десенсибилизации;

(Разработан Вольпе для преодоления тревожности и фобий). Составляется иерархия стимулов, вызывающих тревожность, начиная от min до сильно выраженного страха. Метод систем. десенсиб. –это постепенное снижение чувствительности к предметам, событиям, людям, вызывающим страх, а => и последовательное снижение уровня страха по отношению к этим объектам. Метод используется, если основной причиной выступает неуместная, неадекватная тревожность.

1 этап–задача научить реба способам релаксации и регуляции состояний напряжения. (аутоген. трениров., внушение)

2 этап – конструирование иерархии страхов. Осуществляется психологом на основании беседы с родителями, с реб)

3 этап – собственно десенсибилизация. Предъявляются стимулы, начиная с низшего, переходя к более высоким.

Лучше использовать совместно с игрой, сказкотерапией и пр.



Источник

Студопедия

КАТЕГОРИИ:

Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

(2 часа).

1. Задачи коррекции психического развития. Формы коррекции.

2. Виды психокоррекционной работы с детьми: психодинамическая и поведенческая психотерапия, семейная психотерапия, сказкотерапия, телесная терапия, психодрама, холдинг-терапия и др.

3. Общие принципы работы с родителями в процессе консультирования. Беседа. Родительские группы.

1. Основными задачами коррекции психического развития ребенка являются:

· Коррекция отклонений в психическом развитии на основе создания оптимальных возможностей и условий для развития личностного и интеллектуального потенциала ребенка;

· Профилактика нежелательных негативных тенденций личностного и интеллектуального развития.

Исходным принципом для обоснования целей и задач коррекции, а также способов их достижения является принцип единства диагностики и коррекции. Задачи коррекционной работы могут быть правильно поставлены только на основе полной диагностики и оценки ближайшего вероятностного прогноза развития, определяемого исходя из понятия «зона ближайшего развития».

В зависимости от характера диагностики и направленности коррекции Д.Б. Эльконин предлагал различать 2 формы коррекции:

1. Симптоматическую коррекцию, направленную на симптомы отклонений в развитии;

2. Коррекцию, направленную на источники и причины отклонений в развитии.

Вторая форма коррекции каузальной направленности имеет безусловный приоритет над симптоматической коррекцией. Недостаточность симптоматической коррекции обусловлена тем обстоятельством, что одни и те же симптомы отклонений в развитии могут иметь совершенно различные природу, причины и психологическую структуру нарушений в развитии ребенка и требовать различных способов преодоления и профилактики негативной симптоматики. Поэтому для успеха коррекции необходимо исходить из психологической структуры нарушений и анализа их генезиса. Коррекционные усилия, т.о., должны быть сконцентрированы не столько на внешних проявлениях отклонений в развитии, сколько на действительных источниках, порождающих эти отклонения, на их причинах.

В зависимости от содержательно – психологической направленности коррекции в рамках нормального онтогенетического развития следует различать:

· коррекцию умственного развития,

· коррекцию развития личности,

· коррекцию и профилактику развития невротических состояний и неврозов.

В зависимости от форм организации психологической помощи можно выделить 3 её типа:

1. Лекционно – просветительскую (адресуется группе родителей, воспитателей или учителей и призвана давать общую информацию о закономерностях развития ребенка на разных стадиях онтогенеза, об особенностях психического и психологического развития ребенка на каждой из стадий, о факторах положительно или отрицательно влияющих на формирование и развитие ребенка и т.д.);

2. Консультативно – рекомендательную (адресуется, как правило, родителям и другим близким взрослым ребенка и представляет собой составление более или менее подробных рекомендаций по профилактике или преодолению различных трудностей и отклонений в развитии, при активной позиции самих родителей и ребенка);

3. Собственно коррекционную работу (в форме индивидуальной, групповой или семейной психотерапии).

2. Что касается основных видов психокоррекционной работы с детьми, то здесь не наблюдается такого разнообразия школ, подходов и методов, как, например, в психотерапии взрослых.

Применяемые в детской психотерапии подходы различаются как по типу проблем, на которые она направлена, так и по объему самой психотерапевтической помощи; основные из них – психодинамическая терапия, поведенческая и когнитивно-поведенческая терапия и семейная психотерапия.

Психодинамическая терапия, ориентированная на разрешение бессознательных конфликтов, появилась одной из первых. Поскольку возможности вербальной терапии в случае маленького ребенка весьма ограничены, развитие получили игровые формы воздействия. Игровая психотерапия освобождает сдерживаемые эмоции и позволяет ребенку выразить чувства, которые иначе остались бы скрытыми. Предлагая малышу рисовать, играть в игрушки или сочинять истории, психотерапевт проникает в его мир, прилагая все усилия к раскрытию внутреннего конфликта, вызывающего поведенческие или эмоциональные нарушения

Психодинамический подход предполагает внедрение в психологическую работу трех принципиально новых положений:

1. О необходимости установления связи аналитик – родители;

2. О спецификации связи аналитик – ребенок (формирование позитивного эмоционального отношения, кооперация, за счет вербализации терапевтом чувств и переживаний ребенка «здесь и теперь»);

3. О необходимости обращения к анализу игры как символической деятельности ребенка.

В связи с последним положением все техники психодинамического направления достаточно приблизительно объединяются в игротерапию и арттерапию (терапию искусством или рисуночную терапию).

В игротерапии выделяют 2 её вида: направленную и ненаправленную (или директивную и недирективную). Кроме того, игротерапия может проводится как в индивидуальной, так и в групповой форме.

Арттерапия представляет собой специализированную форму психотерапии, основанную на искусстве, в первую очередь изобразительном, и творческой деятельности. Основная цель арттерапии состоит в развитии самовыражения и самопознания ребенка через искусство, а также в развитии способностей к конструктивным действиям с учетом реальностей окружающего мира. Отсюда вытекает важнейший принцип арттерапии – одобрение принятие всех продуктов творческой изобразительной деятельности ребенка независимо от их содержания, формы и качества.

Поведенческая психотерапия детей ставит своей целью научить ребенка адаптивным способам поведения. Для этого психотерапевт обеспечивает ребенку возможность освоить новые образцы поведения и попрактиковаться в них, а также старается ободрить ребенка и вознаградить его за желательное поведение. Данный подход ориентирован на процесс деятельности ребенка, в ходе которой ему стараются привить новые навыки, побороть страхи, снять депрессию или облегчить социальные взаимодействия. Например, боязнь говорить на людях можно преодолеть, если подготовить ребенка к речевому общению и дать ему возможность попрактиковаться. Психотерапевт должен наблюдать за действиями ребенка и обеспечивать обратную связь, оценивая их результаты и вознаграждая за успехи.

Когнитивно-поведенческая психотерапия направлена на формирование адаптивного поведения и использует подкрепление вознаграждением, как это характерно и для собственно поведенческой терапии, однако учитывает также когнитивные процессы, т.е. особенности восприятия и мышления данного ребенка. Другими словами, внимание уделяется тому, как ребенок воспринимает и перерабатывает получаемую в ходе психотерапии информацию. Когнитивно-поведенческий подход ориентирован на процесс научения, психологическую подготовку ребенка к различным непредвиденным обстоятельствам и на подбор примеров поведения, которым он мог бы следовать; одновременно этот подход предполагает наблюдение за тем, как ребенок осмысливает то, чему его учат.

Семейный подход в психотерапии может использовать любую из перечисленных стратегий, но он сосредоточен на семье как едином целом, а не только на ребенке. При этом ребенок рассматривается как продукт всей системы взаимоотношений в семье, и именно с ней связывается возникновение и развитие дезадаптации ребенка. Лечение, таким образом, предполагает взаимодействие со всеми членами семьи.

Существует и другие подходы к классификации основных направлений психокоррекционной работы с детьми (см. распечатку).

Что касается формы проведения коррекционной работы, то здесь можно выделить 4 формы психокоррекции:

1. Индивидуальная коррекционная работа;

2. Парная коррекционная работа;

3. Групповая психокоррекция. Общими показаниями к применению групповой коррекционной работы (в основном игротерапи) являются:

Ø Социальный инфантилизм;

Ø Замкнутость, необщительность;

Ø Фобические реакции;

Ø Сверхконформность и сверхпослушание;

Ø Нарушение поведения и вредные привычки;

Ø Неадекватная полоролевая идентификация у мальчиков.

Если для назначения индивидуальной психотерапевтической или коррекционной работы противопоказаний практически нет (за исключение, возможно, только глубокой степени умственной отсталости), то для назначения групповой работы такие противопоказания имеются.

Ø Ярко выраженная детская ревность, выступающая в форме конкуренции между сибсами;

Ø Ярко выраженное асоциальное поведение, представляющее угрозу для безопасности партнеров по группе;

Ø Ускоренное сексуальное развитие;

Ø Крайняя агрессивность;

Ø Актуальное стрессовое состояние;

Ø Острое переживание психотравмирующей ситуации.

Подбор детей в группу должен осуществляться по принципу дополнения и включать детей с разнообразными симптомами, что обеспечивало бы возможность идентификации с другим образцом поведения.

4. Детско – родительская (или семейная) психотерапия, включающая работу со всей семейной системой (и со всеми семейными системами: детско – родительской, супружеской и др.). Предполагается коррекция не только нарушений, демонстрируемых ребенком, но и нарушений детско – родительских и супружеских отношений. Психотерапевтический эффект достигается, в основном, с помощью использования специально организованной и спонтанной совместной деятельности ребенка и родителя.

В каждом конкретном случае выбор той или иной формы психокоррекционной работы диктуется специфическими особенностями демонстрируемой симптоматики, социальной ситуации развития, в которой находится ребенок, особенностями детско – родительских отношений. Наиболее часто используется сочетание индивидуальной и групповой психокоррекции. Парная и семейная психотерапия встречаются насколько реже.

Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2122; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Рекомендуемые страницы:

Читайте также:

Источник